Научная статья на тему 'Направления совершенствования программных инструментов поддержки малого и среднего бизнеса в регионах'

Направления совершенствования программных инструментов поддержки малого и среднего бизнеса в регионах Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
380
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛЫЙ БИЗНЕС / ПОДДЕРЖКА МАЛОГО БИЗНЕСА / ПРОГРАММНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ / SMALL-SCALE BUSINESS / SMALL-SCALE BUSINESS SUPPORT / PROGRAM TOOLS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Думнова Наталия Александровна

В статье определены необходимые условия совершенствования программных инструментов, дана характеристика рисков, возникающих при реализации программных инструментов, и в качестве направлений совершенствования программных инструментов предложены: малый бизнес, поддержка малого бизнеса, программные инструменты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Directions of perfection of program tools of support of small and average business in regions

In the article the necessary conditions of perfection of program tools are defined, the characteristic of the risks arising at realization of program tools is given, and as the directions of perfection of program tools are offered: small-scale business, small-scale business support, program tools

Текст научной работы на тему «Направления совершенствования программных инструментов поддержки малого и среднего бизнеса в регионах»

ции в бюджетных ассигнованиях, особые режимы дотаций и кредитования и т. п. Положительные результаты приносит введение субъектами Федерации в необходимых случаях государственных заказов на поставки продукции или осуществление услуг. В некоторых регионах доля государственных закупок в расходной части бюджетов субъектов Федерации доходила в определенные периоды до 15-20 % от расходной части бюджета. Для организации дела иногда в субъектах Федерации создаются агентства по государственному заказу. Для поощрения актуальных для регионов и страны инвестиционных проектов могут применяться механизмы, связанные с созданием специальных гарантийных и инвестиционных фондов.

Таким образом, планирование социально-экономического развития региональной экономики, сколь бы различными ни были его конкретные формы и методы, развивается и совершенствуется в тесной взаимосвязи в предшествующими ему во времени этапами всестороннего прогнозирования стратегических возможностей общества. Поэтому все формы и фазы прогнозирования, планирования и программирования развития целесообразно анализировать применительно к зада-

чам региональной экономики как целостный процесс.

1. Добрынин А.И., Дятлов С.А. Человеческий капитал. М., 2002.

2. Романчин В.И., Скоблякова И.В., Смирнов В. Т. Венчурный капитал в стратегии антикризисного управления. Орел, 2002.

3. Смирнов В.Т., Сошников И.В., Власов Ф.Б., Побережный П.А. Социально-экономические институты России. М., 2005.

Поступила в редакцию 1.04.2009 г.

Lygina N.I., Parshutina I.G. Management and forward planning of the economic systems at regional level. The science and practice lean on branched categorial establishment while considering the questions of management and planning. The given categories bring necessary effect in scales of regional economy if they are based on the complete methodology allowing to use the general methods and algorithms and also to lean on the developed and standardized informational base. Forms and phases of management, forecasting and development planning are expedient for analyzing with reference to problems of regional economy as the complete process.

Key words: target and forward planning, regional economic system.

УДК 330.190.2

НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОГРАММНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РЕГИОНАХ

© Н.А. Думнова

В статье определены необходимые условия совершенствования программных инструментов, дана характеристика рисков, возникающих при реализации программных инструментов, и в качестве направлений совершенствования программных инструментов предложены: малый бизнес, поддержка малого бизнеса, программные инструменты.

Ключевые слова: малый бизнес, поддержка малого бизнеса, программные инструменты.

Необходимость совершенствования программных инструментов поддержки малого и среднего бизнеса на современном этапе обусловлена рядом объективных факторов [1]:

- масштабностью, сложностью и многообразием проблем малого и среднего предпринимательства и необходимостью их интеграции с целью разработки и осуществления комплекса программных мероприятий, взаи-

мосвязанных по конкретным целям, ресурсам, срокам реализации и исполнителям;

- потребностью в координации усилий органов власти различных уровней и негосударственных организаций, в т. ч. общественных объединений предпринимателей для решения проблем предпринимателей;

- имеющимся положительным опытом реализации предыдущих региональных про-

грамм «Поддержка и развитие малого предпринимательства в Орловской области».

В сложившихся условиях хозяйствования, характеризующихся кризисностью, при реализации программ социально-экономического развития возникают риски, характеристика которых дана в табл. 1 [2].

Отчисляя государству в виде налогов значительную часть своих доходов, предприниматели должны видеть, что средства для них не потеряны, а служат развитию их деятельности. Поэтому органы местного самоуправления, в соответствии с законодательством, обязаны предоставлять возможность представителям общественных объединений предпринимателей лоббировать интересы малого бизнеса, активно участвуя в решении следующих территориальных задач [3]:

- совершенствование действующего законодательства по малому бизнесу и разработки местных нормативно-правовых актов (по регистрации малых предприятий, лицензированию отдельных видов деятельности, регулированию арендных отношений, формированию муниципальных заказов и т. д.);

- разработка местных программ поддержки малого предпринимательства с финансовым обеспечением их реализации за счет средств местного бюджета;

- определение форм и методов контроля за использованием ресурсов территории (финансовых, материальных, технических и трудовых);

- формирование проектов местного бюджета и разработка программ социальноэкономического развития района (города);

- разработка научно-обоснованных экологических программ и программ использования вторичных местных ресурсов;

- заключение и корректировка соглашений между работодателями, профсоюзами и трудящимися;

- проведение выставок-ярмарок продукции, производимой в районе (городе) и т. д.

Вся совместная работа, проводимая местными органами власти и управления с общественными объединениями предпринимателей, должна освещаться в средствах массовой информации. Это поможет устранению стереотипов негативного отношения отдельных социальных слоев населения к малому бизнесу и будет способствовать пропаганде общественного движения предпринимателей как эффективного способа самоорганизации среднего класса - опоры государственности в любом демократическом обществе.

Таблица 1

Основные риски, связанные с программно-целевым методом решения проблемы

Возможные риски Способы минимизации

1) Изменения федерального и регионального законодательства в части вопросов государственной поддержки малого и среднего предпринимательства и предметов ведения органов местного самоуправления Мониторинг планируемых изменений и минимизация последствий в период подготовки проектов нормативноправовых документов

2) Недостаточность получаемой информации (от органов Росстата, по результатам проводимых мониторингов, исследований и др.) Разработка методик и изучение опыта других территорий по оценке развития малых и средних предприятий в условиях неопределенности информации

3) Недофинансирование мероприятий программы Определение приоритетов для первоочередного финансирования. Оценка эффективности бюджетных вложений

4) Утеря актуальности мероприятий Программы Анализ эффективности проводимых мероприятий Программы. Перераспределение средств внутри разделов Программы

5) Недоверие малых и средних предприятий к полезности и доступности мероприятий Программы Постоянное информирование малых и средних предприятий об осуществляемых мероприятиях с использованием разнообразных каналов коммуникаций передачи информации. Пропаганда успешных проектов и начинаний

Для повышения инновационной активности в секторе малого и среднего предпринимательства требуется усиление взаимодействия между наукой и малым бизнесом, дальнейшее развитие инновационной инфраструктуры, обеспечивающей коммерциализацию новых технологий в тех секторах, в которых регион имеет достаточный научнотехнический и конверсионный потенциал (табл. 2).

Выбор целей и приоритетов государственной поддержки малого и среднего бизнеса дифференцируются на стратегические и тактические. Стратегическими целями должны стать приоритетные направления развития малого и среднего бизнеса в контексте стратегии регионального развития, тактически региональная поддержка должна быть нацелена на те элементы инфраструктуры и инструменты поддержки малого и среднего предпринимательства, развитие которых

обеспечит достижение стратегических целей.

На рис. 1 представлена сравнительная характеристика традиционного и авторского подходов к формированию инновационной программы поддержки малого бизнеса в регионе.

В процессе исследования выделены следующие принципы формирования инновационных программ поддержки малого бизнеса в регионе [4]:

- инновационная программа поддержки предпринимательства в регионе является органической частью программных разработок, связанных с оценкой ресурсной базы, решением крупных социально-экономических задач, выявлением приоритетов в области преодоления отраслевого и территориального монополизма, развитием конкуренции, укреплением материально-финансовой базы местного самоуправления, увеличением количества рабочих мест, созданием условий для проявления творческих способностей, инициативы жителей данной территории;

- инновационная программа состоит из нескольких взаимосвязанных частей, а именно: предварительного анализа становления предпринимательства на фоне социальноэкономического развития региона, муниципальных образований, определения их приоритетов, путей формирования инфраструктуры, перечня инвестиционных проектов в сфере производства товаров и услуг;

- основная цель инновационной программы в области развития предпринимательства заключается в формировании стимулов к активной хозяйственной деятельности товаропроизводителей, создании для этого благоприятных условий и обеспечении более высокого «качества жизни» для жителей территории;

- инновационная программа ориентируется на создание реальных условий для занятия предпринимательством многих граждан, проживающих на территории, способных к такой деятельности. Она обеспечивает равный доступ к материально-техническим, финансовым и иным ресурсам многим субъектам рынка;

- инновационная программа предусматривает поэтапный механизм реализации, который представлен на рис. 2.

Целесообразно направить усилия на реализацию рекомендуемой инновационной программы поддержки малого бизнеса, позволяющей привести в движение и максимально использовать все резервы социальноэкономического и духовного саморазвития территорий, всестороннего развития личности и раскрытия ее творческого потенциала. Экономическая целесообразность от реализации данной программы показана в табл. 3.

Состав и эффективность механизма поддержки малого и среднего бизнеса в регионе определяют такие его элементы, как система органов государственной региональной поддержки, набор форм, методов и инструментов государственной региональной поддержки в разрезе каждого из ее видов: прямой и косвенной.

Структурный элемент регионального механизма поддержки малого и среднего бизнеса - система ее органов, в состав которой следует относить собственно региональные органы власти с особым выделением региональных бизнес-ассоциаций, объединяющие субъекты малого и среднего предпринимательства.

Значительную роль в усилении региональной поддержки малого и среднего бизнеса играет комплексная инфраструктурная поддержка малого и среднего бизнеса, в составе которой обязательно наличие информационного, технологического и финансового блоков, имеющих инновационную направленность [5].

Таблица 2

Сравнительная характеристика существующей Программы поддержки малого и среднего предпринимательства Орловской области и рекомендуемой инновационной программы

Существующая программа

Предлагаемая инновационная программа

Цель

Создание благоприятных условий для интенсивного развития малого и среднего бизнеса в области, повышение потенциала малого бизнеса в экономике региона, решение социальных задач занятости и роста благосостояния населения

Формирование благоприятной предпринимательской среды в области, смягчение социальной напряженности и демократизации рыночных отношений, создание условий для формирования среднего класса и ослабление тенденций к социальной дифференциации_______________________________

Задачи

1

Создать качественную законодательную основу, обеспечивающую защиту законных интересов предпринимателей и их имущественных прав, устранить административные барьеры в развитии предпринимательства, разработать прозрачные правила взаимоотношений органов власти и предпринимателей

1

Развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого предпринимательства, создания районных и межрайонных бизнес-инкубаторов

Усовершенствовать налогообложение субъектов малого и среднего бизнеса, стимулирующее их развитие и учитывающее местные условия их деятельности

Совершенствование системы информационного обеспечения малых и средних предприятий, создание системы постоянно действующих семинаров для начинающих руководителей малого и среднего бизнеса

Создать условия для повышения предпринимательской активности в регионе, расширить доступ предпринимателей к финансовой и имущественной поддержке

Развитие методов и способов финансовой поддержки малых и средних предприятий при помощи микрофинансирования с использованием потенциала страховых компаний и обществ взаимного страхования, создание условий для распространения лизинга

Обеспечить развитие инфраструктуры поддержки малого и среднего бизнеса

Создание рабочих мест на малых и средних предприятиях для социально незащищенных слоев населения, выпускников средних специальных учебных заведений

Расширить подготовку предпринимательских кадров и государственных служащих, занимающихся проблемами малого бизнеса

Создание системы продвижения услуг и товаров, производимых субъектами малого и среднего бизнеса на внешний рынок_______________________________________

Развитие малого и среднего бизнеса в сельских районах_____________________________________________________

2

2

3

3

4

4

5

5

6

Рис. 1. Сравнительная характеристика традиционного и авторского подходов к формированию инновационных программ поддержки малого бизнеса в регионе

Рис. 2. Этапы реализации региональной инновационной программы поддержки малого предпринимательства

Таблица 3

Экономическая целесообразность от реализации инновационной программы поддержки малого предпринимательства Орловской области

№ п/п Показатели До реализации После реализации

Количественные показатели

1 Валовой региональный продукт, произведенный МП на душу населения, руб. 50687,4 159901,46

2 Среднедушевые денежные доходы, руб. 4762,6 10386,2

3 Доходы консолидированного бюджета в расчете на 1 тыс. чел. трудоспособного населения, руб. 22967,3 82248,82

Качественные показатели

4. Основная цель МП на краткосрочную перспективу, % - ориентация на выживание; 30 10

- ориентация на стабилизацию; 50 30

- ориентация на развитие 20 60

5. Создание системы внедрения нововведений на МП, в % от общего числа МП в т. ч.: - обрабатывающие производства; 33 70

- строительные фирмы; 24 57

- наука и научное обслуживание 51 72

6. Количество клиентов программы поддержки, выразивших свою удовлетворенность программой, % 24 89

7. Число выпускников бизнес-инкубаторов, % - 35

Для построения и эффективного функционирования механизма государственной региональной поддержки малого и среднего бизнеса важно выделять, во-первых, формы и инструменты поддержки прямо нацеленной на малое предпринимательство (прямая государственная поддержка), во-вторых, совокупность тех, прежде всего финансовых, методов, которые применяются в отношении рыночных структур, работающих с предприятиями малого и среднего бизнеса (косвенная государственная поддержка).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Такое разграничение необходимо для оптимального распределения региональных бюджетных ресурсов, возможности оценки результативности каждого из видов поддержки, определения резервов повышения результативности механизма государственной поддержки на основе микрофинансирования.

Кроме того, формы и инструменты косвенного воздействия на развитие малого предпринимательства требуют детального подхода, т. к. затрагивают основы функцио-

нирования не только малого и среднего предпринимательства, но и тех рыночных субъектов хозяйствования, которые обеспечивают его развитие.

Сущность механизма государственной региональной поддержки малого и среднего бизнеса состоит в том, чтобы, во-первых, основываясь на объективных критериях предпосылки и оценки состояния и развития малого и среднего бизнеса в регионе, определить долгосрочную стратегию его развития, конкретизируемую в системе стратегических и тактических приоритетов развития.

Анализ непосредственного опыта организации и реализации государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в сфере взаимодействия центра и регионов показал, что необходимым условием достижения максимальной результативности механизма региональной поддержки является формирование законодательной базы, создание комплекса инфраструктурной поддержки малого и среднего предпринимательства и объединение предпринимательских организаций в ассоциации.

Система комплексной поддержки малого и среднего предпринимательства на уровне местного самоуправления должна включать следующие обязательные элементы [6]:

- необходимую нормативно-правовую базу, в т. ч. программу развития малого и среднего предпринимательства;

- развитую инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства, обеспечивающую научно-методическое, информационное, образовательное и консультационное сопровождение начинающих и действующих предпринимателей;

- обеспечение предпринимателям доступа к материальным и финансовым ресурсам, необходимым для создания и развития бизнеса;

- содействие в расширении рынков сбыта производимых товаров и услуг;

- надежную защиту прав и законных интересов предпринимателей;

- взаимодействие между бизнесом в лице объединений предпринимателей и власти;

- благоприятное отношение общества к предпринимательской деятельности.

Создание комплексной системы развития малого и среднего предпринимательства -задача долговременная.

Для ее реализации необходимы не только воля властей и наличие финансовых ресурсов, но определенный уровень предпринимательского сообщества и общества в целом, который характеризуется весом малого и среднего предпринимательства в экономике конкретной территории, механизмом выработки решений по регулированию вопросов, связанных с условиями развития бизнеса, уровнем осознания предпринимателями своей роли и места в экономическом развитии, готовностью властей к диалогу с бизнесом, отношением населения к предпринимательству вообще, к малому и среднему бизнесу в частности.

Таким образом, развитие малого и среднего предпринимательства на региональном уровне должно осуществляться в соответствии с инновационными стратегическими направлениями, целями и приоритетами конкретного региона.

1. Анпилов А.И. Проблемы малого предпринимательства в национальной экономике // Актуальные проблемы современной науки. М., 2006. № 6.

2. Веревкин Л. П. Что мешает развитию малого бизнеса: мнения предпринимателей // Мониторинг общественного мнения. М., 2003. № 5-6.

3. Фадеев В. Государство и малый бизнес: стимулы и противоречия // Власть. 2001. № 1.

4. Колесниченко Е.А., Подколзин В.В., Колесниченко Д.А. Методические аспекты инновационного развития региона / сб. науч. тр. каф. эконом. теории и истории. Тамбов, 2008. № 3.

5. Юрина Е.А., Смолина Е.Э. Государственное регулирование регионального развития. Тамбов, 2007.

6. Малое предпринимательство в России: прошлое, настоящее, будущее / под ред. Б.Г. Ясина, А.Ю. Чапуренко, Л.В. Буева. М., 2003.

Поступила в редакцию 3.04.2009 г.

Dumnova N.A. Directions of perfection of program tools of support of small and average business in regions. In the article the necessary conditions of perfection of program tools are defined, the characteristic of the risks arising at realization of program tools is given, and as the directions of perfection of program tools are offered: small-scale business, small-scale business support, program tools.

Key words: small-scale business, small-scale business support, program tools.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.