Научная статья на тему 'Направления совершенствования организации международного межведомственного правоохранительного сотрудничества по противодействию терроризму (на опыте стран Европейского союза)'

Направления совершенствования организации международного межведомственного правоохранительного сотрудничества по противодействию терроризму (на опыте стран Европейского союза) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
288
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
Терроризм / Европейский союз / правоохранительные органы / противодействие терроризму / социальные конфликты / Европол / сотрудничество / ФАТФ / координационный совет / Евроюст / евразийские межгосударственные интеграционные образования / Terrorism / European Union / law enforcement agencies / counteraction to terrorism / social conflicts / Europol / cooperation / FATF / coordination council / Eurojust / Eurasian interstate integration educations

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — З И. Тагиров, Ю В. Трофимов

В статье рассмотрены вопросы деятельности правоохранительных органов стран Европейского союза и евразийских межгосударственных интеграционных образований по противодействию международному терроризму. Предложены новые подходы по совершенствованию деятельности евразийских правоохранительных органов по противодействию международному терроризму.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The directions of improvement of the organization of the international interdepartmental law-enforcement cooperation in countering terrorism (on the experience of the European Union countries)

The article considers the questions of activity of law enforcement agencies of the countries of the European Union and the Eurasian interstate integration educations on counteraction to the international terrorism. The authors offers the new approaches on improvement of activities of the Eurasian law enforcement agencies for counteraction to the international terrorism.

Текст научной работы на тему «Направления совершенствования организации международного межведомственного правоохранительного сотрудничества по противодействию терроризму (на опыте стран Европейского союза)»

Направления совершенствования организации международного межведомственного правоохранительного сотрудничества

по противодействию терроризму (на опыте стран Европейского союза)

З. И. ТАГИРОВ,

адъюнкт 3-го факультета (подготовки научных и научно-педагогических кадров) (Академия управления МВД России) E-mail: 79683757331@mail.ru

Ю. В. ТРОФИМОВ,

слушатель 4-го факультета, старший редактор1 редакционно-издательского отдела (Академия управления МВД России) E-mail: yvtrofimov@mail.ru

ORCID: 0000-0003-3127-0823

SCIENCE-ID 19177-106943

The directions of improvement of the organization of the international interdepartmental law-enforcement cooperation in countering terrorism (on the experience of the European Union countries)

Z. I. TAGIROV,

Adjunct of the 3rd Faculty (Training Research and Teaching Staff) (Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia)

Yu. V. TROFIMOV,

Listener of the 4th Faculty, Senior editor2 of the Editorial and Publishing Department (Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia)

УДК 341.1

1 Ранее - научный сотрудник ФКУ «НИЦ «Охрана» Росгвардии, главный редактор журнала «Профсоюз полиции».

2 Earlier - the scientific worker of the Federal National Institution Scientific Researcher Center «Security» of Rosgvardia, editor-in-chief of the «Profsoyuz Police» magazine.

В статье рассмотрены вопросы деятельности правоохранительных органов стран Европейского союза и евразийских межгосударственных интеграционных образований по противодействию международному терроризму. Предложены новые подходы по совершенствованию деятельности евразийских правоохранительных органов по противодействию международному терроризму.

Терроризм, Европейский союз, правоохранительные органы, противодействие терроризму, социальные конфликты, Европол, сотрудничество, ФАТФ, координационный совет, Евроюст, евразийские межгосударственные интеграционные образования.

The article considers the questions of activity of law enforcement agencies of the countries of the European Union and the Eurasian interstate integration educations on counteraction to the international terrorism. The authors offers the new approaches on improvement of activities of the Eurasian law enforcement agencies for counteraction to the international terrorism.

Terrorism, European Union, law enforcement agencies, counteraction to terrorism, social conflicts, Europol, cooperation, FATF, coordination council, Eurojust, Eurasian interstate integration educations.

Российская Федерация как одна из авторитетных и крупных держав является важнейшим геополитическим игроком и основателем многих евразийских межгосударственных образований: СНГ, ШОС, ЕАС, ОДКБ, Таможенный союз и др., имеет огромный опыт в борьбе и противодействии терроризму, именно поэтому изучение зарубежного опыта вносит свой вклад при формировании основ системы обеспечения безопасности в евразийских межгосударственных интеграционных образованиях, государства-участники которых также имеют на своих территориях террористические риски и угрозы.

Терроризм как инструмент борьбы и политически мотивированное явление является привычным спутником вооруженных конфликтов международного и локального характера.

По данным Европейского союза (далее — ЕС) общая террористическая угроза безопасности ЕС в настоящее время остается острой.

Главной заботой государств — членов является джихадистский терроризм и тесно связанное с ним явление иностранных боевиков-террористов, которые выезжают в зоны конфликтов и из них.

Недавние нападения в ЕС свидетельствуют о намерении и способности террористов-джи-хадистов наносить массовые потери городскому населению в попытке вызвать высокий уровень широко освещаемого террора.

Тщательно спланированные нападения продолжают демонстрировать повышенную угрозу для ЕС со стороны экстремистского меньшинства, оперативно базирующегося на Ближнем Востоке, в сочетании с сетью людей, родившихся и выросших в ЕС, часто радикализованных в течение короткого промежутка времени, которые доказали свою готовность и способность действовать в качестве пособников и активных пособников терроризма [2].

Из доклада ЕС о террористической ситуации значится, что в 2018 г. терроризм продолжал представлять собой серьезную угрозу безопасности в государствах — членах ЕС. Нападения, совершаемые джихадистами в Трибесе, Париже, Льеже и Страсбурге, унесли жизни в общей сложности тринадцати человек, было ранено еще много людей. Кроме того, одно из террористических нападений в Италии и многочисленные аресты подозреваемых в подготовке террористических акций по всему Европейскому союзу (ЕС) свидетельствуют о том, что экстремисты различной ориентации все чаще рассматривают насилие в качестве оправданного средства конфронтации. Террористы стремятся не только убивать и калечить, но и разделять наши общества и распространять ненависть.

В 2018 г. на территории государств — членов ЕС в общей сложности было зарегистрировано 129 террористических атак, 1 056 человек задержано по подозрению в совершении преступлений, связанных с терроризмом, 653 — осуждено [1].

Что касается общемировых показателей, данные цифры значительно выше, хоть и имеют тенденцию снижения по сравнению с предыдущим годом. Как следует из доклада главы Центра по изучению проблем терроризма Jane's (JTIC) Мэттью Хенмана, количество терактов в мире в 2018 г. снизилось по сравнению с 2017 г. на треть и составляет 15 тыс. 321 теракт. В результате этих атак погибли 13 тыс. 483 человека [4].

Самой опасной страной признан Афганистан, в нем количество терактов возросло на треть, а количество жертв — на 80 %. В Сирии количество терактов сократилось на две трети, а жертв — на 50 %.

Всего, по данным JTIC, в 2018 г. террористические группировки действовали в 90 странах мира, в то время как в 2017 г. такая активность отмечалась в 116 странах. То есть география террористической активности снизилась.

Современный международный терроризм выходит за пределы зон локальных вооруженных конфликтов и является результатом политического влияния отдельных стран и альянсов на расстановку региональных сил на Ближнем Востоке, Азии и в Африке. В этом регионе традиционная религия — ислам стала основой борьбы с представителями иных религиозных конфессий. Для достижения своих целей радикальные исламские политические силы дестабилизируют обстановку в благополучных странах, противостоящие исламизму, расширяя таким образом зону своего политического влияния.

В европейских странах преступность, связанная с террористической деятельностью, рассматривается с позиции деятельности разветвленных криминальных сетей.

Новые методы, тактика и взаимодействие террористических группировок и их членов ставят перед государствами — членами ЕС новые проблемы. Угроза совершения террористических актов в Европе остается высокой. Поэтому у ЕС существует потребность в усилении анти-террористичеких мер. С развитием информационных технологий сетевое взаимодействие экстремистски настроенных людей повышает террористическую угрозу, что вынуждает ЕС выстраивать современную европейскую модель межгосударственного правоохранительного сотрудничества, которая имеет серьезные перспективы стать основой управления всей правоохранительной деятельностью ЕС.

Совместная деятельность правоохранительных органов стран ЕС представляет собой правоохранительную кооперацию, основанную на нормативном закреплении разграничения правоохранительных компетенций между различными элементами общей правоохранительной системы. В правоохранительной среде ЕС организовано тесное информационное сотрудничество судов, учреждений юстиции и полиции на основе особых правоохранительных средств коммуникации — информационных систем и общих баз данных.

В основе зарождения форм и методов коммуникаций между государственными правоохранительными органами стран ЕС лежит общая заинтересованность в борьбе с терроризмом и тяжкими преступлениями.

Сотрудничество государств — членов ЕС в борьбе с преступностью осуществляется в следующих основных направлениях [5]:

— информирование и консультирование стран ЕС друг с другом в целях координации;

— согласование общих позиций, определяющих подходы ЕС по конкретным вопросам, принятия рамочных решений в целях сближе-

ния законодательных и регламентирующих положений государств — членов, разработка конвенций;

— тесное сотрудничество полицейских сил и других компетентных органов;

— тесное сотрудничество между властями и другими компетентными органами правосудия и юстиции (сотрудничество судов);

— сближение норм уголовного права.

Развитие правовых механизмов совместной правоохранительной деятельности в странах ЕС напрямую связано с этапами социально-экономической и политической интеграции государств — членов ЕС, принятием основополагающих международных договоров о функционировании данного образования: Маастрихтского договора 1992 г., нормативно закрепившего «третью опору» ЕС — общую политику в области внутренних дел и юстиции; Амстердамского договора 1997 г., закрепившего создание «европейского пространства свободы, безопасности и правопорядка» и нормативные основы координации совместной деятельности в области правосудия, борьбы с терроризмом и организованной преступностью; Лиссабонского договора 2007 г., определившего вопросы свободы, безопасности и правопорядка к совместной компетенции ЕС и его государств — членов.

Сотрудничество полиций в ЕС включает в себя [6]:

— сбор, хранение, обработку, анализ и обмен соответствующей информацией;

— оперативное сотрудничество между органами для предотвращения, выявления и расследования преступлений;

— сотрудничество и совместные инициативы, касающиеся обучения, обмена офицерами связи, использование оборудования и экспертиз;

— общую оценку методов специальных расследований.

На практике сотрудничество правоохранительных органов стран ЕС реализуется в следующих основных формах: в совместной координации правоохранительной деятельности (ведущую роль в этой деятельности отводится агентствам Европол и Евроюст), взаимной правовой помощи, интеграции и совместного использования правоохранительных баз данных информации, исполнения обязательного на территории ЕС общеевропейского ордера на арест, в форме совместных (транснациональных) расследований, а также в форме несоподчиненного сотрудничества самоорганизующихся неформальных профессиональных правоохранительных сетей (сетей «первичного реагирования»), состоящих из лучших специ-

алистов по борьбе с отдельными видами преступности.

Важную роль в ЕС по противодействию терроризму и экстремизму выполняют механизмы установления информационных коммуникаций участников террористических сетей и выявления с последующим блокированием подозрительных финансовых операций, которые могут использоваться для финансирования деятельности террористических организаций.

В данном направлении МВД России совместно с компетентными органами зарубежных стран организуется заинтересованное межгосударственное правоохранительное сотрудничество. На заседании Координационного совета руководителей органов налоговых (финансовых) расследований государств — участников СНГ (КСОНР) участники съезда делились успешным опытом межведомственного взаимодействия при выявлении налоговых и финансовых правонарушений. Особое внимание ими было уделено вопросам укрепления сотрудничества государств — участников СНГ по линии противодействия финансированию терроризма и экстремизма как наиболее актуального направления межгосударственного сотрудничества. По итогам заседания приняты решения, заключающиеся в совершенствовании международного правоохранительного сотрудничества, предусматривающего обмен информацией о лицах, причастных к финансированию экстремистской и террористической деятельности, а также о фактах финансирования запрещенных международных террористических организаций; проведение согласованных профилактических, оперативно-разыскных мероприятий и специальных операций [3].

Контролем соответствия национальных организационно-правовых мер по противодействию отмыванию денег международным финансовым стандартам занимается группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег ФАТФ3 [9]. С учетом рекомендаций ФАТФ, в деятельности правоохранительных органов Российской Федерации по противодействию терроризму и экстремизму актуальным направлением признается ранняя превенция террористических актов и преступлений террористического характера путем мониторинга информационных коммуникаций участников

3 Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) (англ. Financial Action Task Force on Money Laundering — FATF) — межправительственная организация, которая занимается выработкой мировых стандартов в сфере противодействия отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма (ПОД/ФТ), а также осуществляет оценки соответствия национальных систем ПОД/ФТ этим стандартам.

террористических сетей и своевременно упреждающей блокировки финансовых операций, вызывающих подозрение.

Развитию современного сетевого терроризма в странах ЕС способствует стремление межгосударственных антитеррористических коалиций к реваншизму путем пересмотра ими результатов военных и политических поражений после подавления религиозных квазигосударственных террористических организаций на Ближнем Востоке, в Азии и Африке. В подобных коалициях участвуют как государства — члены ЕС, так и Российская Федерация. Республика Казахстан является стороной-посредником в урегулировании вооруженного конфликта на территории Сирии, многие государства — участники СНГ так или иначе оказываются втянуты в глобальную борьбу с международным терроризмом (противодействуя участию своих граждан в вооруженных конфликтах и возвращению на Родину с целью продолжения террористической практики). В связи с данными обстоятельствами в евразийских межгосударственных интеграционных образованиях возникает необходимость в усилении профилактического антитеррористического воздействия на последователей искаженного радикального ислама, а также в выявлении и пресечении экстремистских и террористических проявлений среди них, устранении причин и условия возникновения социальных конфликтов, формирования искаженных ценностей и интересов в данной религиозной среде путем ответной идеологической контрпропаганды. Для этого целесообразно создание инновационных адаптивных механизмов в системе управления правоохранительными органами по противодействию террористической угрозе, распространяющейся в сети Интернет посредством телекоммуникационных систем. Данная проблема активно изучается российскими учеными, предлагающими конкретные решения по совершенствованию данного вида правоохранительной деятельности [7, 8, 10].

В результате изучения западноевропейского опыта организации деятельности полиции и правоохранительных органов по противодействию терроризму нами разработана авторская модель сетевой правоохранительной деятельности, предполагающая образование механизма сетецен-тричного мультиагентного сотрудничества, который на основе универсальной системы цифровой биометрической идентификации (1ё человека), взаимосвязанных сетевых оперативно-справочных учетов, распределенных баз персональных данных и информационных систем, при помощи методов анализа и моделирования социальных

сетей позволит аппаратам управления правоохранительных органов (информационно-аналитическим и оперативным подразделениям) своевременно и эффективно формировать модели криминальных гуманитарных сетей, определять совместные алгоритмы согласованных действий по противодействию терроризму и экстремизму.

На современном этапе нашему обществу нужна новая социально-гуманитарная (сетевая) контртеррористическая стратегия. Для многочисленных контр- и антитеррористических организаций (правоохранительных органов, штабов, комиссий и иных структурных не субординационных организационных единиц) нужен единый общенациональный координатор такой стратегии, который бы организовывал общую работу на принципах мультиагентного сетецентричного сотрудничества. Это должна быть стратегия антитеррористического менеджмента.

Управление антитеррористической безопасностью или антитеррористический риск-менеджмент — это теория и практика оценки, анализа (аудита), моделирования, прогнозирования, минимизации и пресечения рисков и угроз терроризма при осуществлении согласованных действий в социальной практике, при принятии управленческих решений на всех уровнях исполнительной власти, органами местного самоуправления, в коммерческой деятельности.

Стратегия и практика антитеррористической деятельности должна быть оптимально-компромиссной моделью ограничения прав и свобод граждан при использовании ресурсов государства и хозяйствующих субъектов по обеспечению правоохранительных интересов личности, общества и государства. В такой модели должны учитываться не только прямые затраты на организацию антитеррористических мер, но и все косвенные издержки, влияющие на качество жизни граждан и валовой внутренний продукт страны.

Используя накопленный правоохранительными органами и организациями стран ЕС и Российской Федерации опыт по противодействию терроризму, необходимо сделать так, чтобы он был направлен на сближение подходов, принципов и организационно-правовых механизмов противодействия терроризму на основе общего понимания опасности террористических рисков и угроз во всем мире.

В качестве заключения отметим, что сетевой подход к пониманию современных террористических угроз позволяет с нового ракурса взглянуть на существо современных угроз безопасности и устойчивого развития общества и выстраивать более эффективную политику

противодействия им. Управление антитеррористической безопасностью, или антитеррористический риск-менеджмент, может представлять научно-прикладной интерес и перспективное направление для развития исследований социально-экономических систем. Вслед за меняющейся экстремистской идеологией и террористическими практиками перед лицом новых вызовов и угроз также должно адаптационно трансформироваться наше общество и сфера государственного управления. Прогресс в обозначенных вопросах сможет наступить только после нормативного закрепления антитеррористических социальных норм и ценностей.

Выводы.

1. Военно-политическое поражение террористических квазигосударственных образований порождает стратегию глобального реваншизма и трансформацию религиозно-политической борьбы в партизанскую войну с глубоким проникновением в «тыл» общества государств, выразивших решительное неприятие идей искаженного ислама.

2. Терроризм — явление объективной реальности, порождение глобальных конфликтов ценностей и интересов. Для повышения эффективности мер противодействия данному явлению необходимо признать объективный и неис-кореняемый характер его причин и условий.

3. Воздействие на причины и условия терроризма необходимо осуществлять комплексно и системно, вовлекая в этот процесс все слои общества, и в первую очередь — молодежь. Реальное решение жизненных практических проблем молодежи — основа социальной профилактики идеологии экстремизма и практики терроризма.

Предложения.

1. В условиях злонамеренного использования в террористических целях телекоммуникационных ресурсов информационного общества государства — участники евразийских интеграционных образований должны взять под свой объективный контроль механизмы цифровой социальной коммуникации людей.

2. Государства — участники евразийских интеграционных образований должны вести общие интегрированные базы персональных данных лиц, подозреваемых в терроризме.

3. На основе совместных баз персональных данных лиц, подозреваемых в терроризме и их социальных связях, согласованными действиями в общей интегрированной среде международной межведомственной правоохранительной коммуникации уполномоченными компетентными органами и организациями должны моделироваться террористические гуманитарные сети.

4. В условиях цифровой социальной трансформации — перехода социально-экономических систем к модели цифровой экономики развитого пост-информационного общества необходимо внедрение правовых, организационных, информационных и технических механизмов цифровой биометрической идентификации человека на основе алгоритмов и вычисляемых персональных кодов (1ё человека). Борьба с терроризмом при этом может выступить идеологической основой и прикладной сферой использования. В целях противодействия терроризму безналичное денежно-финансовое обращение должно иметь прямую связь с человека, а наличное должно быть ограничено мелкими бытовыми покупками. Система биометрической идентификации человека должна быть единообразным и универсальным инструментом международного межведомственного правоохранительного сотрудничества во всех странах евразийских интеграционных образований на основе общих технических регламентов и стандартов.

5. В целях углубленного анализа причин и условий терроризма, выработки согласованных научно-обоснованных мер по противодействию данному явлению со стороны всех институтов гражданского общества государствам — участникам евразийских интеграционных образований можно рассмотреть вопрос о публикации ежегодных национальных и единого межгосударственного антитеррористического отчета (по примеру отчетов TESAT). На первоначальном этапе согласования суверенных позиций и подходов к обеспечению государственной тайны подготовку подобных отчетов можно поручить комиссиям представительных органов власти в рамках парламентских расследований. В последующем степень закрытости подобных антитеррористических отчетов должна быть минимизирована. Реальная и объективная оценка уровня террористической угрозы в союзных странах в значительной степени связана с предпринимательскими рисками и инвестиционной безопасностью бизнес-партнеров.

Список литературы:

1. Доклад ЕС о террористической ситуации и тенденциях за 2019 г. [Электронный ресурс]. URL: https://www.europol.europa.eu/activities-services/main-reports/terrorism-situation-and-trend-report-2019-te-sat (дата обращения: 20.05.2019).

2. Терроризм // Официальный сайт Европола. [Электронный ресурс]. URL: https://www. europol.europa.eu/crime-areas-and-trends/ crime-areas/terrorism (дата обращения: 20.05.2019).

3. В Казани проведено XIX заседание Координационного совета руководителей органов налоговых (финансовых) расследований государств — участников СНГ // Сайт МВД России [электронный ресурс] в сети Интернет, режим доступа [свободный] по URL: https://мвд.рф/news/item/11132536/ (дата обращения: 27.04.2019).

4. РИА-Новости // Эксперты: количество терактов в мире в 2018 году снизилось на треть [Электронный ресурс]. URL: https://ria. ru/20190124/1549807290.html (дата обращения: 23.05.2019).

5. Бирюков М. М. Европейское право: до и после Лиссабонского договора. М.: Статут, 2013.

6. Волеводз А. Г. Учреждения и органы Европейского союза по судебному и полицейскому сотрудничеству. М.: МГИМО (У) МИД РФ, 2010.

7. Гаврилин Ю. В, Шмонин А. В. Использование информации, полученной из сети Интернет в расследовании преступлений экстремистской направленности // Труды Академии управления МВД России. 2019. № 1 (49).

8. Лапунова Ю. А., Голяндин Н. П. Распространение идеологии экстремизма и терроризма в киберпространстве: проблемы и пути их решения // Труды Академии управления МВД России. 2017. № 3 (43).

9. Петрова В. Ю. О правовом статусе ФАТФ (группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег) // Информатизация и информационная безопасность правоохранительных органов: сборник трудов XXVI Всероссийской научной конференции. М.: Академия управления МВД России, 2017.

10. Самошин А. В. Горовой В. В. Особенности предупреждения распространения экстремистских материалов в молодежной среде по глобальной сети Интернет // Труды Академии управления МВД России. 2016. № 3 (39).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.