о
J
<
о
Оригинальная статья / Original article
УДК 332.38:34
http://doi.org/10.35854/1998-1627-2022-12-1252-1258
Направления совершенствования оказания ритуальных услуг (на примере Санкт-Петербурга)
Роман Андреевич Луговской
Санкт-Петербургский университет технологий управления и экономики, Санкт-Петербург, Россия, [email protected]
Аннотация
Цель. Выработать предложения по совершенствованию оказания ритуальных услуг с использованием современных технологий при сохранении традиционных способов захоронения. Задачи. Изучить развитие практики реализации ритуальных услуг на примере Санкт-Петербурга; провести анализ законодательства Российской Федерации (РФ) и Санкт-Петербурга в контексте вопросов выделения земельных участков под кладбища и подходов к захоронению; выработать предложения по совершенствованию предоставления гражданам ритуальных услуг и использования государственного имущества (земельных участков).
Методология. Методологической основой рассмотрения проблем послужили общенаучные методы, а также методы системного, структурно-функционального и институционального анализа. Результаты. Рассмотрены основные практики оказания гражданам ритуальных услуг в Санкт-Петербурге. Проведен анализ действующего законодательства РФ и Санкт-Петербурга относительно вопросов выделения земельных участков под кладбища и подходов к захоронению. Выработаны предложения по совершенствованию предоставления гражданам ритуальных услуг на примере Санкт-Петербурга и оптимизации использования государственного имущества (земельных участков).
Выводы. Существующие сегодня тенденции свидетельствуют о том, что в России, в том числе и в Санкт-Петербурге, происходит сокращение мест для захоронения, что приводит к необходимости выделения органами публичной власти новых территорий для оказания гражданам ритуальных услуг. При этом, как показывает исследование, государственное и муниципальное имущество (земельные участки под захоронения) можно использовать эффективнее с применением современных технологий при условии ряда изменений в действующем законодательстве. Предложенные меры будут способствовать более эффективному оказанию ритуальных услуг для населения.
Ключевые слова: законодательное регулирование, погребение и похоронное дело, потребительский рынок, ритуальные услуги
Для цитирования: Луговской Р. А. Направления совершенствования оказания ритуальных услуг (на примере Санкт-Петербурга) // Экономика и управление. 2022. Т. 28. № 12. С. 1252-1258. И"Мр://ёо1. о^/10.35854/1998-1627-2022-12-1252-1258
Directions for improving funeral services (through the example of St. Petersburg)
Roman A. Lugovskoy
St. Petersburg University of Management Technologies and Economics, St. Petersburg, Russia, [email protected]
Abstract
Aim. The presented study aims to develop proposals for improving funeral services using modern technologies while preserving traditional burial methods.
© flyroBCKoft P. A., 2022
Tasks. The authors investigate the development of funeral services through the example of St. Petersburg; analyze the laws of the Russian Federation (RF) and St. Petersburg governing the allocation of land plots for cemeteries and approaches to burial; develop proposals for improving funeral services and the use of state property (land plots).
Methods. This study uses general scientific methods, structural, functional, institutional, and systems analysis.
Results. The major funeral service practices in St. Petersburg are examined. The current laws of the Russian Federation and St. Petersburg pertaining to the allocation of land plots for cemeteries and approaches to burial are analyzed. Proposals for improving funeral services through the example of St. Petersburg and optimizing the use of state property (land plots) are developed.
Conclusions. Current trends indicate that the number of places for burial in Russia and St. Petersburg is reducing, forcing public authorities to allocate new territories for funeral services. That said, the study shows that state and municipal property (land plots for burial) can be used more efficiently with modern technologies and certain adjustments to the current legislation. The proposed measures will improve the efficiency of funeral services.
Keywords: legal regulation, burial and funeral business, consumer market, funeral services
For citation: Lugovskoy R.A. Directions for improving funeral services (through the example of St. Petersburg). Ekonomika i upravlenie = Economics and Management. 2022;28(12):1252-1258. (In Russ.). http:// doi.org/10.35854/1998-1627-2022-12-1252-1258
Вопросы захоронения и похоронного дела затрагивают потребности населения в любом регионе и в любой стране мира. Именно поэтому одним из важнейших элементов потребительского рынка является оказание социально направленных услуг — ритуальных услуг. Жители многих городов сталкиваются с проблемой нехватки мест на кладбищах. Поиск новых мест для кладбищ становится все актуальнее. Например, в Санкт-Петербурге по договоренности с Ленинградской областью используют места и на областных кладбищах.
Численность Санкт-Петербурга составляет в настоящее время более пяти миллионов человек. Застройка города и прилегающей территории Ленинградской области к Санкт-Петербургу происходит быстрыми темпами. Смертность составляет примерно 60 тысяч жителей в год и их нужно хоронить, а земельных участков на кладбищах остается все меньше. Перед органами публичной власти возникают соответствующие задачи по преодолению данной проблемы, требующие решения [1].
Один из распространенных и общепринятых способов по разрешению сложившейся ситуации — кремация (сжигание) тел умерших. Захоронить прах покойного, содержащийся в урне, можно в ячейке колумбария. Но и для урны требуется определенное место. Относительно захоронения урны с прахом после кремации, как правило, проблем не возникает. Нет проблем
с вредными выделениями для земли и санитарными сроками для новых захоронений на том же месте. Но не все люди готовы кремировать тела усопших родственников по различным причинам, в том числе религиозным. Ввиду этой причины мест на петербургских кладбищах остается меньше.
Проблема, связанная с дефицитом мест для захоронения — это общемировая проблема. Никто не вечен, а общая смертность в мире, по имеющимся данным, достигает около 55 млн человек в год (это примерно население Южной Кореи или Италии). Чтобы захоронить столько людей, требуется земельный участок размером с территорию Мальты [1]. Еще одна проблема — невозможность использования земель для других нужд после захоронения на них, поскольку выделяющиеся из разлагающихся тел яды крайне вредны, что не позволяет, например, выращивать на этих землях плодоовощные культуры на протяжении более 50 лет. Огромное количество покойных принесли войны XXI в., но численность населения нашей планеты продолжает расти, причем этот рост связан с урбанизацией. Для решения вопросов нехватки мест для захоронения предлагалось множество подходов [1]:
- многоуровневые подземные некрополи (среди минусов — загрязнение подземных вод и почвы);
«циркуляция могил» — передача могилы через десятки лет тем, кто в ней нуждается, порой без учета родства. Иногда род-
J
<
о
ственникам приходится оплачивать аренду для сохранения своих мест захоронения;
- перезахоронение останков в общей могиле с освобождением места;
- вертикальное захоронение, например, в Австралии, где обернутых усопших помещают в землю вертикально на три-четыре метра, что позволяет сэкономить на площади земельного участка и размере памятника (в Петербурге грунтовые воды ближе к поверхности, и этот подход не везде уместен);
- эксгумация и перенесение тел в катакомбы. Характерный пример — парижские катакомбы на месте древних каменоломен римлян, где с конца XVIII в. похоронили более шести миллионов покойных;
- захоронения в естественных пещерах под городами, как в Великобритании (в Петербурге близко расположены грунтовые воды, а пещеры имеют свойство наполняться, а значит, данный подход невозможно применить);
- захоронение в пластике замедляет разложение тел, и повторные захоронения будут возможны только через века;
- создание родовых могил (но такие места не всем по карману);
- так называемые зеленые кладбища — создание биозахоронений в лесных массивах (как в Северной Америке), что позволит сохранить и леса (но яды будут попадать в почву лесов, отравлять ягоды, грибы и т. п., поэтому подход не представляется целесообразным в границах Петербурга);
- плавающий некрополь реализовали в Гонконге с системой ячеек, куда добраться можно на рейсовых катерах; дважды в год, в дни поминовения, катер приходит к берегу, чтобы все желающие могли достойно почтить память умерших предков.
В Санкт-Петербурге найти подходящий выход в сложившейся ситуации по-прежнему не удается. Места захоронения появляются за счет новых кладбищ. Как указано в государственной программе Санкт-Петербурга по развитию предпринимательства и потребительского ранка, на территории города расположено 88 кладбищ и крематорий. С учетом территориальных границ Санкт-Петербурга и специфики захоронений (воинских, братских, вероисповедальных) уделено особое внимание благоустройству и возможному расширению существующих кладбищ, а также сохранению историко-ме-мориальных кладбищ с воинскими и гражданскими захоронениями [2].
Органы публичной власти руководствуются принципами и методами государственного и муниципального управления при осуществлении деятельности. Принципы государственного управления — основополагающие идеи, руководящие начала, лежащие в основе управленческой деятельности и раскрывающие ее сущность. С учетом таких принципов государственного управления, как законность, объективность и научность, разделение властей, эффективность, полномочия по регулированию отношений, связанных с похоронным делом и погребением, отнесены к компетенции Правительства Санкт-Петербурга [3; 4; 5].
Так, согласно ст. 3 городского закона о вопросах погребения, к компетенции Правительства Санкт-Петербурга отнесены следующие вопросы: организация похоронного дела; создание специализированной похоронной службы; определение порядка деятельности и эксплуатации кладбищ и крематориев; принятие решений о создании мест захоронения; определение стоимости комплекса ритуальных услуг, в том числе бесплатного погребения, и др. [4]. Вопросы похоронного дела и погребения на местном уровне регулирует Комитет по промышленной политике, инновациям и торговле Санкт-Петербурга (далее — Комитет). В компетенцию Комитета входят такие вопросы [6], как утверждение положения о статусе кладбищ Санкт-Петербурга; установление видов (комплексов) ритуальных услуг, предоставляемых населению на возмездной основе по единому рекомендуемому тарифу; определение стоимости комплекса услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, и установление требований к их качеству; проведение конкурса на право заключения договора на выполнение работ и услуг по содержанию и эксплуатации кладбищ Санкт-Петербурга, оказание ритуальных услуг, связанных с погребением, на территории соответствующего кладбища и др.
Среди подведомственных организаций, подконтрольных Комитету, можно выделить Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение (СПб ГКУ) «Специализированная служба Санкт-Петербурга по вопросам похоронного дела» и Санкт-Петербургское государственное унитарное предприятие (СПб ГУП) «Ритуальные услуги». По сведениям СМИ, подведомственное Комитету ГКУ «Специализированная
служба Санкт-Петербурга по вопросам похоронного дела» в 2022 г. подготовило заявки в Генеральный план Санкт-Петербурга на расширение территорий городских кладбищ на 490 га в десяти районах города. Такие предложения, по замыслам чиновников, решат имеющиеся проблемы до 2050 г. При этом заявлено, что сегодня указанный вопрос не является острым для города. Между тем на ряде кладбищ, например, на Северном кладбище, мест для захоронения практически не осталось [7]. Вопросы захоронения осложнены и тем, что, кроме законодательного аспекта, присутствует и религиозный, подразумевающий особенности захоронения по соответствующим обрядам и процедурам. Одним из путей решения в сложившейся ситуации, вызванной дефицитом мест для захоронения и подзахоронения усопших в могилы к родственникам, видится кремация (сожжение).
Известны обряды по сожжению тел умерших у разных народов мира, проведение ритуалов и собирание пепла (праха). Развитие общества привело к тому, что погребальные костры сменили специальные организации — крематории, где после кремации прах умершего помещают в специальную урну. Далее происходит захоронение урны с прахом в могилу (в том числе к родственникам), в склеп, колумбарии, шурф и др. Известны и подходы к развеиванию праха на специальном участке кладбища или над водой (землей) [8]. Данный способ захоронения, конечно, снижает потребность в необходимости поиска места (земельного участка) для захоронения. Однако в ряде случаев кремация невозможна, например, в случае так называемых безродников (неопознанных лиц или покойников, у которых не нашлось родственников). В соответствии с п. 7.3 Положения о порядке создания и содержания мест погребения и деятельности кладбищ в Санкт-Петербурге в указанных случаях погребение берет на себя государство на специально выделенной особой территории, но тела не подвергают кремации, чтобы в дальнейшем можно было провести эксгумацию и идентифицировать останки [7; 9].
Для решения проблем поиска земельных участков для захоронения предлагаем существующий способ кремации дополнить современными технологиями, которые при условии должной поддержки органами публичной власти, разъяснения жителям
города, проведения активной социальной рекламы и иных мер, несомненно, будут способствовать сокращению нужд города в земельных участках для захоронений. Предлагаем, в частности, установить на кладбищах (в массовых местах захоронения) обустроенные электронные памятники (ЭП) со столами и скамейками. ЭП — это специальные памятники с сенсорным дисплеем, на которых посредством постоянно бегущих строк сверху вниз могут быть отражены имена, фамилии, отчества, фотографии, даты жизни и смерти усопших. Любой родственник может на дисплее ввести фамилию родственника и даже загрузить биографию к тому, кто захоронен на кладбище, которая будет раскрыта при нажатии на фамилию.
Особенность ЭП состоит в том, что в систему изначально могут быть внесены только те, кто захоронен в специальных урнах на специально отведенных местах на кладбище или чей прах развеян на кладбище. С целью сохранения мест на кладбище и использования ЭП захоронение урн должно быть произведено с учетом определенных требований: урна с прахом должна быть биоразлагаемой (например, она может быть изготовлена из специального картона); урна с прахом должна быть захоронена не в могилу, а на специально отведенном участке на кладбище, то есть сотрудники кладбища делают скважину в земле буровым инструментом на необходимую глубину с учетом религиозных традиций при захоронении.
Таким образом, захороненные урны с прахом будут в земле быстро разлагаться и на специальной территории кладбища можно будет производить регулярные захоронения без расширения площади кладбища. Био-разлагаемые урны от развеянного пепла над тем же специальным местом захоронения на кладбище могут быть сожжены на кладбище в специально отведенном месте.
Минусом проекта ЭП может стать требование о наличии отапливаемого помещения в зимний период, поскольку возможны перебои в работе сенсорного дисплея. Следовательно, специалистам требуется обсуждение способов решения данной проблемы. Тем не менее нововведение, скорее всего, потребует изменений в действующем федеральном и региональном законодательстве. От сроков этих изменений будет зависеть возможность реализации предложенных мер. Важен и вопрос финансирования проекта ЭП.
J
<
Вопрос эксгумации безродников до захоронения также стоит поднять на рассмотрение и рассчитать социально-экономическую целесообразность с учетом практического, морально-духовного и нравственного аспектов их захоронения в земле или все-таки посредством кремирования и развеивания праха. Захоронение безродников обходится недешево городу. Например, в сентябрьском проекте бюджета Санкт-Петербурга на 2021 г. на содержание и благоустройство городских кладбищ выделено 227,4 млн ш руб., то есть в 12 раз больше, чем в 2020 г. о и в первоначальном плане на следующий 2 год. Кроме того, в проекте бюджета предусмотрено 108,9 млн руб. для ГКУ «Специализированная служба по вопросам похоронного дела Санкт-Петербурга» на погребение людей, у которых нет родственников, что в три с половиной раза больше запланированной [10].
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 17 ноября 2005 г. № 1778 установлена стоимость услуг по погребению следующих категорий умерших [11]: 1) при отсутствии супруга, родственников и т. п. или при невозможности осуществить ими погребение, а также при отсутствии иных лиц, готовых заняться вопросом захоронения, с учетом особенностей законодательства; 2) умерших (безродных), личность которых не установлена органами внутренних дел, но с их согласия и на определенных участках.
Отметим, что кремация за государственный счет Санкт-Петербурга (для первой категории, указанной выше, и для второй категории — при разрешении соответствующих органов) составляет 2 857 руб., а полная стоимость по погребению таких умерших — 8 064 руб. Стоимость захоронения без кремации (в гробу) составляет 10 693 руб. Для частных лиц, по данным ГУП «Ритуальные услуги», стоимость ритуальных услуг, в частности только кремации, равна 7 500-24 860 руб., то есть от трех до десяти раз дороже, чем за государственный счет. Такая разница в стоимости ритуальных услуг также требует обоснования [12].
По некоторым оценкам, в среднем эксгумация тела обходится в 50-60 тыс. руб. с учетом необходимости извлечения тела из могилы, доставки его к месту изучения, возвращения и помещения обратно в могилу [13]. Процедура эксгумации как таковая, в том числе безродника, может стоить от 15 тыс. рублей. Эксгумация производится,
как правило, за счет соответствующих правоохранительных органов при необходимости.
Таким образом, если для безродников не выделять земельный участок, а кремировать и развеивать их прах, то очевидной становится существенная экономия на земельном участке, даже с учетом обязательной эксгумации до захоронения (при необходимости — по решению соответствующих правоохранительных и иных органов). В целом, возможно, органам публичной власти целесообразно обсудить проведение обязательной (судебной) медицинской экспертизы всех случаев перед захоронением, что позволит избежать эксгумации. Но это — дополнительные затраты на оплату труда сотрудников, предоставление оборудования и помещения, хотя сегодня это позволит избежать необходимости значительного расширения существующих мест захоронения (кладбищ). Следовательно, необходимо внести изменения в федеральное законодательство [3] и подзаконные акты, а также оценить финансовые затраты на медицинскую экспертизу в сопоставлении с потенциальными расходами на земельные участки (кладбища).
К сожалению, ст. 4 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», а также Положение о порядке создания и содержания мест погребения и деятельности кладбищ в Санкт-Петербурге не дают ответа не вопрос о сроках, по истечении которых на месте бесхозных могил можно снова производить новые захоронения, что также могло бы изменить в лучшую сторону ситуацию, связанную с дефицитом земельных участков для захоронений [3; 9].
Итак, в настоящей статье для развития ритуальных услуг нами указаны следующие предложения: создание ЭП со специальным порядком захоронения урны с прахом, новый порядок захоронения безродников посредством кремации, использование бесхозных могил для новых захоронений. На наш взгляд, современное общество примет предлагаемый проект ЭП в рамках ритуальных услуг, поскольку он не оскорбляет чувств верующих, не заставляет никого в принудительном порядке его использовать, способствует сокращению бюджетных и личных расходов на захоронения, сохраняет все существующие способы захоронения.
В перспективе проект ЭП ожидает своего развития, что повысит качество ритуальных услуг в России. Возможно, именно этот подход, основанный на ЭП, в дальнейшем
будет активно развиваться в мире. Предлагаемые нами меры, на наш взгляд, при поддержке органов публичной власти и при условии внесения изменений в действующее законодательство будут способствовать
улучшению ситуации в области более эффективного использования существующих земельных участков для ритуальных услуг не только в Санкт-Петербурге, но и в России в целом.
Список источников
1. Антонов А. А. Нехватка мест на кладбищах Петербурга и мировой опыт решения этого вопроса // Городская ритуальная служба. 2021. 17 ноября. URL: https://spbgorritual. ru/yuridicheskaya-informatsiya/nekhvatka-mest-na-kladbishchakh-peterburga-i-mirovoy-opyt-resheniya-etogo-voprosa/ (дата обращения: 30.08.2022).
2. О государственной программе Санкт-Петербурга «Развитие предпринимательства и потребительского рынка в Санкт-Петербурге»: постановление Правительства Санкт-Петербурга от 30 июня 2014 г. № 554 (с изм. на 1 августа 2022 г.) // Законодательное Собрание Санкт-Петербурга: офиц. сайт. URL: https://www.assembly.spb.ru/ndoc/doc/0/822403701? print=0 (дата обращения: 29.08.2022).
3. О погребении и похоронном деле (с изм. на 30 апреля 2021 г.) (ред., действующая с 1 января 2022 г.): федер. закон от 12 января 1996 г. № 8-ФЗ // Справ.-правовая система «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 8919/ (дата обращения: 29.08.2022).
4. О погребении и похоронном деле в Санкт-Петербурге: закон Санкт-Петербурга от 4 октября 2006 г. № 408-64 (с изм. на 19 февраля 2020 г.) // Законодательное Собрание Санкт-Петербурга: офиц. сайт. URL: https://www.assembly.spb.ru/ndoc/doc/0/8438617?print=0 (дата обращения: 29.08.2022).
5. Воденко К. В. Основы государственного и муниципального управления: учеб. пособие. Ростов н/Д: Феникс, 2021. 270 с.
6. Комитет по промышленной политике, инновациям и торговле Санкт-Петербурга // Правительство Санкт-Петербурга: офиц. сайт. URL: https://www.gov.spb.ru/gov/otrasl/c_ industrial_and_trade/ (дата обращения: 29.08.2022).
7. Бояркова Г., Корбат И., Клочкова К. Где бросить кости. Как в Петербурге будут решать проблему дефицита кладбищ для миллиона мертвецов // Фонтанка.ру. 2022. 19 августа. URL: https://www.fontanka.ru/2022/08/19/71582408/ (дата обращения: 29.08.2022).
8. Батманова Т. П. Развеивание праха // Городская ритуальная служба. 2020. 11 сентября. URL: https://spbgorritual.ru/yuridicheskaya-informatsiya/razveivanie-prakha/?ysclid= l8oadxougb16376238 (дата обращения: 29.08.2022).
9. Об организации похоронного дела в Санкт-Петербурге (с изм. на 4 апреля 2019 г.): постановление Правительства Санкт-Петербурга от 7 марта 2006 г. № 210 // Законодательное Собрание Санкт-Петербурга: офиц. сайт. URL: https://www.assembly.spb.ru/ndoc/doc/ 0/8427967?print=0 (дата обращения: 29.08.2022).
10. В бюджете Санкт-Петербурга 2021 года предусмотрено выделение значительных средств на содержание кладбищ и захоронение умерших // Городская ритуальная служба. 2020. 2 октября. URL: https://spbgorritual.ru/about/novosti/v-byudzhete-sankt-peterburga- 2021-goda-predusmotreno-vydelenie-znachitelnykh-sredstv-na-soderzhanie-/ (дата обращения: 30.08.2022).
11. О стоимости услуг по погребению (с изм. на 8 ноября 2018 г.): постановление Правительства Санкт-Петербурга от 17 ноября 2005 г. № 1778 // Законодательное Собрание Санкт-Петербурга: офиц. сайт. URL: https://www.assembly.spb.ru/ndoc/doc/0/8420361?print=0 (дата обращения: 30.08.2022).
12. Цены. Ритуальные услуги Крематория // СПб ГУП «Ритуальные услуги». URL: https:// gup-ritualuslugi-spb.ru/ceny/ (дата обращения: 30.08.2022).
13. Эксгумация // Ритуал.ру. Похоронная служба. URL: https://spb.ritual.ru/ritualnye-usl-ugi/dop/eksgumatsiya/ (дата обращения: 30.08.2022).
References
1. Antonov A.A. Lack of space in the cemeteries of St. Petersburg and world experience in solving this issue. City Funeral Service. Nov. 17, 2021. URL: https://spbgorritual.ru/yuridiches-kaya-informatsiya/nekhvatka-mest-na-kladbishchakh-peterburga-i-mirovoy-opyt-resheniya-etogo-voprosa/ (accessed on 30.08.2022). (In Russ.).
2. On the state program of St. Petersburg "Development of entrepreneurship and the consumer market in St. Petersburg". Decree of the Government of St. Petersburg dated June 30, 2014 No. 554 (as amended on August 1, 2022). Official website of the Legislative Assembly of St. Petersburg. URL: https://www.assembly.spb.ru/ndoc/doc/0/822403701?print=0 (accessed on 29.08.2022). (In Russ.).
m 3. On burial and funeral business (as amended on April 30, 2021) (edition effective from
2 January 1, 2022). Federal law of January 12, 1996 No. 8-FZ. URL: http://www.consultant.
g ru/document/cons_doc_LAW_8919/ (accessed on 29.08.2022). (In Russ.).
w 4. On burial and funeral business in St. Petersburg» Law of St. Petersburg dated October 4,
2006 No. 408-64 (as amended on February 19, 2020). Official website of the Legislative v Assembly of St. Petersburg. URL: https://www.assembly.spb.ru/ndoc/doc/0/8438617?print=0
1 (accessed on 29.08.2022). (In Russ.).
5. Vodenko K.V. Fundamentals of state and municipal government. Rostov-on-Don: Phoenix; o 2021. 270 p. (In Russ.).
cd 6. Committee for Industrial Policy, Innovation and Trade of St. Petersburg. Official website
^ of the Government of St. Petersburg. URL: https://www.gov.spb.ru/gov/otrasl/c_indus-
=J trial_and_trade/ (accessed on 29.08.2022). (In Russ.).
7. Boyarkova G., Korbat I., Klochkova K. Where to roll the bones. How St. Petersburg will solve m the problem of a shortage of cemeteries for a million dead. Fontanka.ru. Aug. 19, 2022. URL:
EL https://www.fontanka.ru/2022/08/19/71582408/ (accessed on 29.08.2022). (In Russ.).
g 8. Batmanova T.P. Scattering the ashes. City Funeral Service. Sept. 11, 2020. URL: https://
s spbgorritual.ru/yuridicheskaya-informatsiya/razveivanie-prakha/?ysclid=l8oadxougb16376238
(accessed on 29.08.2022). (In Russ.).
9. On the organization of the funeral business in St. Petersburg (as amended on April 04, 2019). Decree of the Government of St. Petersburg dated March 7, 2006 No. 210. Official website of the Legislative Assembly of St. Petersburg. URL: https://www.assembly.spb.ru/ ndoc/doc/0/8427967?print=0 (accessed on 29.08.2022). (In Russ.).
10. The budget of St. Petersburg in 2021 provides for the allocation of significant funds for the maintenance of cemeteries and the burial of the dead. City Ritual Service. Oct. 02, 2020. URL: https://spbgorritual.ru/about/novosti/v-byudzhete-sankt-peterburga-2021-goda-predusmotreno-vydelenie-znachitelnykh-sredstv-na-soderzhanie-/ (accessed on 30.08.2022). (In Russ.).
11. On the cost of burial services (as amended on November 8, 2018). Decree of the Government of St. Petersburg dated November 17, 2005 No. 1778. Official website of the Legislative Assembly of St. Petersburg. URL: https://www.assembly.spb.ru/ndoc/doc/0/8420361?print=0 (accessed on 30.08.2022). (In Russ.).
12. Prices. Funeral services of the Crematorium. St. Petersburg State Unitary Enterprise "Ritual services". URL: https://gup-ritualuslugi-spb.ru/ceny/ (accessed on 30.08.2022). (In Russ.).
13. Exhumation. Funeral service Ritual.ru. URL: https://spb.ritual.ru/ritualnye-uslugi/dop/ eksgumatsiya/ (accessed on 30.08.2022). (In Russ.).
Сведения об авторе
Роман Андреевич Луговской
кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента и муниципального и государственного управления Института экономики, менеджмента и информационных технологий
Санкт-Петербургский университет технологий управления и экономики
190103, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., д. 44а
Поступила в редакцию 31.08.2022 Прошла рецензирование 28.11.2022 Подписана в печать 19.12.2022
Information about Author
Roman A. Lugovskoy
PhD in Economics, Associate Professor
at the Department of Management and Municipal
and Public Administration of the Institute
of Economics, Management and Information
Technologies
St. Petersburg University of Management Technologies and Economics 44A Lermontovskiy Ave., St. Petersburg 190103, Russia
Received 31.08.2022 Revised 28.11.2022 Accepted 19.12.2022
Конфликт интересов: автор декларирует отсутствие конфликта интересов, связанных с публикацией данной статьи.
Conflict of interest: the author declares no conflict of interest related to the publication of this article.