УДК 658.5.011+ 352.075
Урядченко Д.А. студент магистратуры направление подготовки «Государственное и муниципальное управление» профиль подготовки «Региональное управление» Тульский государственный университет
Россия, г. Тула
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ РИТУАЛЬНЫХ УСЛУГ И СОДЕРЖАНИЯ МЕСТ ЗАХОРОНЕНИЯ В МУНИЦИПАЛЬНОМ
ОБРАЗОВАНИИ
Аннотация: в статье представлен обзор особенностей организации ритуальных услуг, и содержания мест захоронения в условиях муниципального образования на современном этапе развития похоронного дела. Сегодня существует явная проблема того, что муниципалитеты оказавшись в условиях дефицита бюджета все чаще оказываются неспособны нести бремя финансовых трат на содержание мест захоронения (кладбищ) и организовывать правильное выполнение всех процедур и норм предписываемых законодательством. Действительность диктует необходимость модернизации отрасли, основанной на взаимовыгодных отношениях в условиях государственно-частного партнерства, так как органы местного самоуправления не смогут самостоятельно разрешить существующие проблемы в ритуально-похоронной сфере.
Ключевые слова: организация ритуальных услуг; кладбище; захоронение; похоронное дело; ритуально-похоронный сервис.
Uryadchenko D.A.
a master student "Public administration and municipal management" specialized in Regional Administration, Tula State University, Tula THE SPECIFITIES OF FUNERAL SERVICES ORGANIZATION AND BURIAL SITES MAINTENANCE IN MUNICIPALITY
Abstract: тhe article presents an overview of the features of the organization of ritual services and the maintenance ofplaces of burial in terms of the municipal education in the modern stage of development of the funeral business. Today there is a clear problem of municipalities being in the budget deficit are increasingly unable to bear the burden of financial expenditure on the maintenance of burial places (cemeteries) and to organize the correct implementation of all procedures and regulations prescribed by law. Reality dictates the necessity of modernization of the industry based on relationships that are mutually beneficial public-private partnerships, as local authorities will not be able to resolve existing problems in the ritual-burial area.
Key words: the organization of the funeral service; cemetery; burial; funeral; funeral-funeral service.
Проблема, связанная с организацией и содержанием мест захоронения, довольно часто поднимается общественностью. Суть проблемы часто кроется в отсутствии надлежащего обслуживания и облагораживания (озеленения), кладбищ, часто данные земли документально являются муниципальными и часто граничат с лесными массивами (особенно это относится к поселковым кладбищам и кладбищам малых муниципальных образований в которых из-за малой площади городских земель, кладбища обустраиваются за пределами города) в связи с чем имеют место быть продажа, составленной из участков лесных угодий частным собственникам, вымогательство взяток работниками кладбищ и других острых проблемах отражающихся на простых гражданах.
Цель статьи рассмотреть особенности организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения в муниципальном образовании.
В своей работе мы опирались на нормативную базу, содержащую нормы, регулирующие рассматриваемый вопрос, а в частности: федеральный закон от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле»[1], федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»[2], а также материалы авторов ранее изучавших особенности организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения в муниципальном образовании в постсоветской России. Среди данных авторов можно отметить Филлипова С.В., который в своей работе рассмотрел структурные изменения института ритуальных услуг в современном российском обществе [5]; Моляренко О.А., рассматривавший проблемы муниципальных кладбищ [3, С.142-146]. Погребение и похоронный ритуал с точки зрения взаимодействия социальных институтов рассматривает в своей работе И.А.Разумова [4, С.44]. Современная организация похоронного дела рассматривается в статьях П. Е. Честнова, В. П. Чебунина [6, С.9].
Смерть и погребение составляют кризисную ситуацию (событие), прежде всего, для семейно-родственной группы, а также других социальных общностей, к которым был причастен умерший [6, С.9]. Так, если взглянуть на постсоветский период, в России содержанию кладбищ и организации ритуальных услуг практически не уделялось должного внимания: в начале 1990-х годов, большая часть погостов, вместе с соответствующими полномочия были переданы местным властям, и развитие основной массы нормативных правовых актов, регулирующих данную сферу были предоставлены регионам, Федеральным властям удалось принять рамочный закон (8-ФЗ) [1] и ряд технических требований и санитарных норм к местам захоронения, оставляя без внимания вопрос о легализации существующих кладбищ [3, С.142]. В результате ритуальная служба была далека от современных стандартов. Была нехватка ритуальной атрибутики и недостаток предприятий выпускающих продукцию похоронного назначения. Состав предоставляемых ритуальных услуг был крайне мал и не позволял
обеспечить весь операционный цикл ритуала погребения, что привело к чрезмерным затратам времени со стороны населения.
Со сменой политической и социально-экономической ситуации в стране прошли масштабные реформы, которые способствовали бурному развитию института ритуальных услуг. С развитием похоронного бизнеса многие функции семьи в подготовке покойного к процессу погребения перешли к таким организациям, как морг и ритуальная служба (бюро, агентство) [4, С.44].
На сегодняшний день, нами рассматриваемая область деятельности в крупных городах стала коррумпированным рынком и приобрела криминальный оттенок, а в сельской местности - «разрушающейся» и финансируемой по остаточному принципу, а в ряде случаев и того нет. При этом комплексные исследования, посвященные экономико-управленческим аспектам похоронного дела в Российской Федерации, отсутствуют.
В рамках рассматриваемой темы целесообразно заострить внимание, законодательного регулирования вопрос организации ритуальных услуг, и содержания мест захоронения в условиях муниципалитетов. Местные власти вместе с другими органами и организациями обязаны оказывать содействие в исполнении завещания умершего о погребении его тела (останков) или праха на указанном месте погребения в случае его смерти в ином населенном пункте. Такая помощь выражается в том, чтобы помочь лицу, берущему на себя обязанности, осуществить погребение умершего, и оплатить расходы на погребение при получении свидетельств о смерти, разрешений на перевозку тела (останков) умершего, а также проездных документов.
К вопросам местного значения поселения подп. 22 п. 1 ст. 14 Федерального закона № 131 [2] относит организацию ритуальных услуг и содержание мест захоронения. Данная задача возложена и на городские округа подп. 23 п. 1 ст. 16 данного закона. В ведении муниципального района находится содержание межпоселенческих мест захоронения и организация ритуальных услуг (подп. 17 п. 1 ст. 15).
Названные полномочия местного самоуправления раскрываются в Федеральном законе «О погребении и похоронном деле»[1]. Впервые на законодательном уровне была создана гарантия погребения. Учитывая прижизненное волеизъявление лица и пожелания его родственников. Закон «О погребении и похоронном деле» устанавливает гарантии оказания финансовой и других видов помощи при захоронении умерших, четко регламентирует вопросы организации мест захоронения с учетом требований земельного, экологического и санитарного законодательства. В нем изложены основы похоронного дела как самостоятельного вида деятельности.
Рис. 1. Структурно-функциональная схема организации похоронного дела в Российской Федерации Решение о создании мест погребения принимаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления, на территориях которых они создаются. Предложения по организации захоронения могут быть внесены собраниями граждан, проживающих в сельских населенных пунктах, если это предусмотрено Уставом муниципального образования. Закон предусматривает классификацию мест захоронений: по принадлежности -государственные и муниципальные; по обычаям - общественные, вероисповедальные, воинские; по историческому и культурному значению — историко-мемориальные.
Отвод земельного участка для размещения места погребения осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, на основе проектной документации, утвержденной в установленном порядке. Размер обеспечения свободной земли для захоронения умерших на территории кладбища (кроме Федерального военного мемориального), установленных органом местного самоуправления таким образом, чтобы гарантировать погребение на этом же земельном участке умершего супруга или близкого родственника.
Правила содержания мест захоронения устанавливаются местными властями. Кроме того, они несут ответственность в случае нарушения санитарно-экологических требований за приостановление или прекращение деятельности на месте захоронения и принятие мер по устранению нарушений и устранению неблагоприятных последствий для окружающей среды и здоровья человека, а также создание новых мест для погребения.
Публичное кладбище предназначено для захоронения умерших по воле их родственников или по решению специализированной службы по вопросам похоронного дела. Они находятся в ведении местных властей. Порядок деятельности общественных кладбищ определяется органами местного самоуправления. В ведении органов местного самоуправления могут быть также вероисповедальные кладбища, предназначенные для погребения умерших одной веры. Закон предусматривает возможность погребения путем возгорания, т. е. кремации с последующим захоронением
урны. С этой целью, органами местного самоуправления может быть создан крематорий, определяется порядок их деятельности также администрацией муниципалитета.
Для захоронения урн с прахом создается стена плача, которой могут управлять местные власти.
Воинские, военные мемориальные кладбища и воинские захоронения в братских и индивидуальных могилах на общих кладбищах и вне кладбищ, как правило, находятся в ведении местных властей. Порядок деятельности определяется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления.
Перед проведением каких-либо работ в районах, где ранее проводились военные операции или были места содержания под стражей жертв массовых репрессий, необходимо обследовать район с целью выявления возможных неизвестных захоронений. В случае обнаружения органы местного самоуправления должны назначить и, при необходимости, зарегистрировать перезахоронение умерших.
Захоронения подлежат сносу и могут быть перенесены только по решению органов местного самоуправления в случае угрозы постоянных затоплений, оползней, после землетрясений и других стихийных бедствий.
Одним из основных полномочий органов местного самоуправления районов, поселений и городских округов в рассматриваемой сфере организация похоронного дела, которая предполагает создание специализированных городских служб по вопросам похоронного дела. Эти службы осуществляют погребение умерших и предоставление ритуальных услуг. Порядок деятельности определяется местными органами власти.
Погребение гражданина, умершего на дому, на улице или в ином месте осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела после установления его личности, ОВД в течение трех дней после определения причины смерти. Погребение умерших, личность которых не установлена органами внутренних дел, осуществляется специализированной службой с согласия указанных органов на специальных участках общественных кладбищ. В этих случаях помимо общепризнанного перечня ритуальных услуг (документы, необходимые для захоронения, предоставление гроба, перевозка умершего на кладбище (крематорий), процедура похорон (ритуал)) предоставляются бесплатные услуги, такие как облачение тела. Стоимость захоронения этих категорий граждан определяется местными властями и возмещается в соответствии с пунктом 3 статьи 9 Федерального закона.
Проблема невостребованных трупов - это проблема России в целом, как в зеркале, отражающем уровень экономического и правового развития общества, медико-социальное и моральное состояние ее народа. Количество захоронений невостребованных и неустановленных органов (ННТ) в России за последнее десятилетие было устойчивой тенденцией к росту, и, соответственно, сказалось на финансовом положении и санитарно-
эпидемиологическом режиме в судебно-медицинских учреждениях, а также на моральном настрое ее сотрудников.
Основной причиной отказа родственников погибших от захоронения тел является низкий уровень жизни населения, еще одна причина -негативное чувство этики и низкий моральный уровень. В этом случае, эти причины тесно взаимосвязаны.
Органы местного самоуправления по согласованию с соответствующими отделениями Пенсионного фонда РФ и Фонда социального страхования РФ определяют стоимость услуг, входящих в гарантированный перечень услуг по погребению. Органы местного самоуправления устанавливают также требования, предъявляемые к качеству ритуальных услуг.
На основании всего выше изложенного, можно заключить, что основная ответственность за организацию похоронного дела лежит на органах МСУ, которые в настоящее время не имеют достаточных ресурсов для обеспечения качественного похоронного сервиса и четкого выполнения социальных гарантий по погребению. Кроме того, развитию рынка ритуальных услуг сегодня мешает ряд факторов, ключевыми среди которых, являются дефицит мест захоронения, обоснованный нехваткой земельных участков для кладбищ (как правило, данная проблема свойственна для многих крупных городов Москва, Питер, Владивосток, Хабаровск и других); монополизация рынка (отсутствие здоровой конкуренции) и неразвитая конкуренция, данная проблема свойственна для многих небольших городов, где рынок монополизирован одним или двумя ритуальными агентствами, как правило в этом случае необходимость конкурировать отпадает, работы хватает на всех, но нередко наблюдается различный объем и качество услуг реализуемых этими агентствами. Также монополизировать рынок ритуальным агентствам помогает покровительство административных органов.
Нами были выявлены проблемы, которые требуют комплексного решения со стороны, как муниципальных органов, так и представителей ритуального (похоронного) бизнеса. Недостаточное финансирование содержания мест погребения, а в некоторых случаях все тяготы по содержанию кладбищ в порядке и чистоте, всецело ложатся на родственников погребенных. Нехватка земли для расширения существующих кладбищ или организации новых (проблема мегаполисов, где существует явный дефицит земли). Несовершенство нормативно-правовой базы в ритуальной сфере. Противостояние между медициной и ритуальной сферой (больничные морги организовывают ритуальный бизнес, не имея навыков в данной отрасли). Коррумпированность чиновников на местах и представителей ритуально-похоронной сферы и отсутствие надзора за деятельностью подобных организаций.
Проблем много, и решение их следует начать с четко разработанной нормативной базы регулирующей этот рынок, сегодня эта сфера
практически законодательно не регулируется. Повышать качество услуг за счет повышения профессионального образования работников ритуально -похоронной сферы(курсы); продвижение новых товаров и услуг; развитие кремации и новых методов безопасного захоронения; модернизация и реконструкция объектов ритуальной сферы; привлечение частного бизнеса к строительству негосударственных кладбищ и развития соответствующей инфраструктуры, включая отраслевую.
Использованные источники:
1. Федеральный закон от 12.01.1996 № 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (ред. от 19.12.2016)// Собрание законодательства РФ", 15.01.1996. - № 3. - ст. 146
2. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (ред. от 29.12.2017)//Собрание законодательства РФ, 06.10.2003. - № 40. - ст. 3822
3. Моляренко О.А. Местные СМИ о проблемах муниципальных кладбищ // Мир России. 2016, Т. 26. - № 3. - С. 142 - 146
4. Разумова И.А., Барабанова Л.А. Ситуация погребения и похоронный ритуал с точки зрения взаимодействия социальных институтов//Журнал Труды Кольского научного центра РАН, 2012. - №4. - С.44
5. Филиппова С.В. Структурные изменения института ритуальных услуг в современном российском обществе (электронный ресурс) - URL.: https://cyberleninka.ru/article/n/strukturnye-izmeneniya-instituta-ritualnyh-uslug-v-sovremennom-rossiyskom-obschestve (дата обращения 11.01.2017)
6. Честнова П.Е., Чебунина В.П. Современная организация похоронного дела //Электронный научный журнал Байкальского государственного университета 2016. Т. 7. - № 3. - С.9