Т. ВМасленникова
НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ НАЛОГОВОЙ НАГРУЗКИ Аннотация
Основной хозяйствующей структурной единицей в условиях рыночной экономики является предприятие. Именно предприятие - основной производитель товаров, работ и услуг, основной рыночный субъект, вступающий в хозяйственные отношения с другими субъектами предпринимательской деятельности и государством. Объектом исследования работы является разработка метода определения налоговой нагрузки.
Annotation
Basic managing structural unit in conditions of market economy is the enterprise. The enterprise is the basic manufacturer of the goods, works and services, the basic market subject entering various economic attitudes with other subjects of enterprise activity and the state. Object of research of work is the organization of Joint-Stock Company «А».
Ключевые слова
2009 № 1
Вестник Ростовского государственного экономического университета «РИНХ»
Законодательство о налогах и сборах, система налогообложения, налоговая нагрузка, налогоплательщик, юридическое лицо, бюджет
Key words
Tax law, system of taxation, tax loading, the tax bearer, the legal person, the budget
Целью написания статьи является анализ направлений совершенствования налогообложения юридических лиц, методов определение налоговой нагрузки на исследуемую организацию. Задача работы состоит в том, чтобы предложить свой метод определения налоговой нагрузки на хозяйствующий субъект, который будет отражать в полном объеме изменения в законодательстве о налогах и сборах, учитывать специфику налогообложения отдельного хозяйствующего субъекта. Доказать, что методика расчета налоговой нагрузки, разработанная Министерством финансов Российской Федерации, имеет ряд существенных недостатков и требует реформации.
Среди экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на экономику, важное место отводится налогам. В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Данное утверждение актуально, особенно в условиях сложившегося мирового кризиса. Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно - правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими ор-
ганизациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включающая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия. Налоги — это обязательные и безвозмездные платежи, уплачиваемые налогоплательщиками в бюджет соответствующего уровня и государственные внебюджетные фонды на основании федеральных законов о налогах и актах законодательных органов субъектов Российской Федерации, а также по решению органов местного самоуправления в соответствии с их компетентностью.
С помощью налоговой политики государство регулирует объем и совокупность налогов и сборов, уплачиваемых хозяйствующими субъектами в бюджет.
Налоговая нагрузка представляет собой совокупность всех налогов и сборов, уплачиваемых хозяйствующим субъектом.
На макроэкономическом уровне для оценки налоговой нагрузки экономистами используется показатель отношения общей суммы налоговых доходов к объему внутреннего валового продукта.
На микроэкономическом уровне показатель налоговой нагрузки отражает долю совокупного дохода налогоплательщика, которая изымается в бюджет. Он рассчитывается как отношение суммы всех начисленных налоговых платежей в организации к объему реализации продукции (работ, услуг).
Мировой опыт налогообложения свидетельствует о том, что оптимальный уровень налоговой нагрузки на на-
логоплательщика должен составлять не более 30-40 процентов от дохода предприятия.
Уровень налогового бремени в Российской Федерации, рассчитываемый согласно показателю, предложенному Минфином России, составил в 1999-2002 годах около 32-34% внутреннего валового продукта.
Однако нельзя сравнивать показатель налоговой нагрузки в Российской Федерации с показателями налогового бремени в развитых странах, поскольку в последних значительно выше доход на душу населения, высокая социальная защищенность членов общества, сформировавшиеся рыночные отношения, стабильная экономика, а российские предприятия работают в условиях нестабильных рыночных отношений, постоянно изменяющейся налоговой системы, отсутствия поддержки со стороны государства. Таким образом, можно сделать вывод, что налоговая нагрузка в Российской Федерации находится на уровне налоговой нагрузки развитых стран при более низком качестве услуг со стороны государства.
Налоговая нагрузка организации различается по отраслям экономики.
Факторы, оказывающие влияние на размер налогового бремени хозяйствующего субъекта:
> элементы договорной и учетной политики для целей налогообложения;
> льготы и освобождения, в том числе от исполнения обязанностей налогоплательщика;
> основные направления развития бюджетной, налоговой и инвестиционной политики государства, влияющие напрямую на элементы налогов;
^ получение бюджетных ссуд, инвестиционного налогового кредита, налогового кредита, рассрочек и отсрочек по налогам и сборам.
Разработанные в настоящее время методики определения налоговой нагрузки на хозяйствующие субъекты различаются по двум направлениям:
^ по структуре налогов, включаемых
в расчет при определении налогового бремени;
> по показателю, с которым сравнивают уплачиваемые налоги.
Общепринятой методикой определения налогового бремени на организации является порядок расчета, разработанный Минфином России, согласно которому уровень налоговой нагрузки -это отношение всех уплаченных организацией налогов к выручке, включая выручку от прочей реализации:
НН = НП /(В + ВД) *100%
где НН - налоговая нагрузка на организацию;
НП - общая сумма всех уплаченных налогов;
В - выручка от реализации продукции (работ, услуг);
ВД - внереализационные доходы.
НН = 914048/2470400*100% = 37%
Применяя такой метод расчета, получаем, что в среднем нагрузка на предприятие составляет тридцать семь процентов. Итоги расчета налоговой нагрузки по данной методике представлены на рисунке 1/4/. (см. ниже)
Существенный недостаток такого расчета состоит в том, что он не позволяет определить влияние изменения структуры налогов на показатель налогового бремени. Налоговая нагрузка при таком методе расчета представляет собой некую среднюю величину, которая не учитывает влияния элементов налогов на изменение структуры и показателя налогового бремени.
Рассчитанная по данной методике налоговая нагрузка характеризует только налогоемкость продукции, работ или услуг, произведенных хозяйствую-
щим субъектом, и не дает реальной картины налогового бремени, которое несет налогоплательщик. Не учитывает изменений в законодательстве о налогах и сборах, а значит, и не отражает направлений совершенствования налогообложения юридических лиц.
Налоговая нагрузка в тридцать семь процентов недопустима в российской экономике. Законодательство о налогах и сборах за анализируемые 20052007 годы изменялось путем реформации. Эти налоговые реформы были направлены на совершенствование налогообложения юридических лиц, в части снижения ставок, предоставления льгот. А полученные в ходе расчета нагрузки, результаты практически не отражают данных изменений.
Поэтому мною предложен метод расчета налоговой нагрузки, который будет учитывать не только малейшие изме не-
ния в законодательстве о налогах и сборах, но и отражать специфику налогообложения хозяйствующего субъекта.
По предложенному методу налоговая нагрузка должна рассчитываться с учетом особенностей налогообложения конкретного юридического лица.
Сумма основных налогов, уплачиваемых организацией, позволяет определить долю добавленной стоимости, расходуемую организацией на налоговые платежи, то есть налоговую нагруз
ку.
Рис. 1. Показатели налоговой нагрузки анализируемого предприятия за 2005-2007 годы по методике Минфина РФ
В расчет должна включаться сумма не уплаченных, а начисленных налогов. Ведь, предприятие могло ошибочно уплатить большую сумму налога, а так как статьи возврата денежных
средств из бюджета не предусмотрено, то образовавшаяся переплата может искусственно увеличить налоговую нагрузку.
Также предприятие могло недоплатить денежные средства в бюджет, поэтому аналогичным способом следует учитывать сумму образовавшейся недоимки.
При расчете налоговой нагрузки должны учитываться суммы пеней и штрафов, начисленные налоговыми органами в том налоговом периоде, за который производится расчет налоговой нагрузки.
В сумму налогов не должен включаться налог на доходы физических лиц, поскольку он уплачивается работниками хозяйствующего субъекта, а сама организация только перечисляет платежи.
Сумма налогов для целей расчета налоговой нагрузки должна уменьшаться в том случае, если по каким-то видам из уплачиваемых налогов хозяйствующий субъект имеет льготы.
Сумма налогов для целей расчета налоговой нагрузки должна варьироваться с учетом изменений в законодательстве о налогах и сборах Российской Федерации.
Для больших организаций следует отдельно учитывать налог на добычу полезных ископаемых, налог на имущество, налог на землю занимают значительную долю в общей сумме налогов, и, как правило, их уплата наиболее затруднительна для организации.
При расчете нагрузки на предприятие также следует учитывать структуру и географическое положение самого хозяйствующего субъекта.
Если организация находится в Москве, а имеет филиалы в Ростовской области, то предприятие обязано уплачивать некоторые региональные и местные налоги по месту нахождения обособленных подразделений.
Примером вышеизложенного утверждения является то, что ставка земельного налога с первого января 2008 года в Ростовской области составляет две целых две десятых процента, и яв-
ляется самой высокой в Российской Федерации. Для примера проанализируем изменения в законодательстве о налогах и сборах, которые вступили в силу с первого января 2009 года, с учетом применения к ним двух методик расчета налоговой нагрузки.
Для анализа выберем основные налоги, которые являются доходообразующими не только для федерального бюджета, но и составляют основу для региональных бюджетов. Проанализируем изменения законодательства в части налога на прибыль организаций и единого социального налога.
С первого января 2009 года внесены изменения в главу двадцать пятую Налогового кодекса Российской Федерации. Изменения коснулись налога на прибыль, в части снижения ставки до четырех процентов, за счет федеральной части. Таким образом, ставка налога составила двадцать процентов. Это снижение произошло за счет снижения федеральной части ставки налога.
С первого января 2009 года ставка единого социального налога увеличилась и составила тридцать шесть процентов. Данная реформа направлена на социальную защиту населения. Необходимо учитывать, что за счет увеличения ставки единого социального налога увеличились и поступления в федеральную часть бюджета.
С учетом изменений в законодательстве о налогах и сборах, которые вступили в силу с первого января 2009 года, необходимо проанализировать динамику налоговой нагрузки. Она отражена на рисунке 2.
Из анализа налоговой нагрузки по методу Министерства финансов Российской Федерации видно, что показатель налогового бремени не изменился. Это обусловлено тем, что методика расчета не учитывает малейшие изменения в законодательстве о налогах и сборах Российской Федерации. Изменения в части ставки налогов не затронули по-
казатель налогового бремени. Изменения в части льгот тоже не оказали никакого влияния на налоговую нагрузку.
Таблица 1. Направления совершенствования налогообложения юридических
лиц, предложенные правительством Российской Федерации в 2009 году/3/.
Направления совершенствования налогообложения юридических лиц Срок реализации Результат (влияние изменений в законодательстве на налоговую нагрузку)
Налог на прибыль организаций
1 2 3
С первого января 2009 года глава двадцать пятая Налогового кодекса Российской Федерации изменилась, в части снижения ставки до четырех процентов, за счет федеральной части. Таким образом, ставка налога составила двадцать процентов. С первого января 2009 года Налоговая нагрузка снизилась, за счет снижения ставки налога. При расчете налоговой нагрузки по методу Министерства финансов России снижение налоговой нагрузки пропорционально снижению ставки налога. При расчете нагрузки по предложенной методике также будут учитываться льготы, применяемые хозяйствующим субъектом, размер недоимки или переплаты. Что позволит проследить в общем снижение нагрузки больше, чем на четыре процента.
Единый социальный налог
Продолжение таблицы 1.
С первого января 2010 года ставка единого социального налога увеличится и составит тридцать шесть процентов. Данная реформа направлена на социальную защиту населения.
Плательщиком данного налога является работодатель, применяющий обе методики расчета поэтому налоговая нагрузка на юридических лиц увеличится. Если предприятие пользуется льготами по данному налогу, то применять целесообразней предложенный метод расчета
Целесообразно сделать вывод о том, что расчет налоговой нагрузки по методу Министерства финансов не столь эффективен, в условиях современной экономики России.
На налоговую нагрузку оказывает влияния ряд факторов, которые должны быть включены в расчет налоговой нагрузки.
Рис. 2. Показатели налоговой нагрузки за 2008-2009 годы по методике Минфина РФ.
В результате мною был произведен анализ направлений совершенствования налогообложения юридических лиц в
части налоговой нагрузки. Выявлены недостатки методики расчета налогового бремени, предложенной Министерст-
вом финансов Российской Федерации. Также мною был предложен метод определения налоговой нагрузки, который компенсировал все выявленные недостатки в методике Министерства финансов России. Предложенный метод отражает все специфические черты налогообложения, учитывая даже территориальные особенности. И, надеюсь, будет применяться для расчета налоговой нагрузки как налогоплательщиками, так и работниками налоговых органов.
Библиографический список
1 .Гражданский кодекс Российской Федерации // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2008.
2.Налоговый кодекс Российской Федерации первая и вторая части // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2008.
3.Собрание законодательства о налогах и сборах // Собрание законодательства Российской Федерации // Методические рекомендации № 9 для работников налоговой сферы - 2008.
4.Статистические данные // www. nalog 61. ш //
Bibliographical list
1. The civil Code of the Russian Federation // Assembly of the legislation of the Russian Federation. 2008.
2. The tax Code of the Russian Federation the first and second parts // Assembly of the legislation of the Russian Federation. 2008.
3. Assembly of the Legislation on taxes and tax collections // Assembly of the legislation of the Russian Federation // Methodical recommendations for workers of tax sphere 2008.
4. Statistical data // www. nalog 61.ru //