УДК 338.43 : 639.3
НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ТОВАРНОГО РЫБОВОДСТВА НА ЕВРОПЕЙСКОМ СЕВЕРЕ РОССИИ
В.И. ПАВЛЕНКО, А.М. ТОРЦЕВ
Архангельский научный центр УрО РАН, г. Архангельск [email protected], [email protected]
Рассматривается современное состояние и развитие товарной аквакультуры на Европейском Севере России, потенциал развития отрасли (водные объекты, расширение рынка сбыта и т.д.), негативные факторы, сдерживающие развитие аквакультуры (правовые, финансовые, инфраструктурные и иные) и меры по государственной поддержке отрасли. Принятие в 2013 г. закона, устанавливающего правовые основы отечественной аквакультуры, позволяет определить перспективные пути развития товарной аквакультуры. Организованы меры по ее развитию для формирования целостного комплекса в рассматриваемой сфере деятельности.
Ключевые слова: товарное рыбоводство, Европейский Север России, водные биоресурсы, меры государственной поддержки
V.I. PAVLENKO, A.M. TORTSEV. IMPROVEMENT OF DIRECTIONS OF STATE SUPPORT OF COMMODITY PISCICULTURE IN THE EUROPEAN NORTH OF RUSSIA
The paper considers the present status and development of aquaculture commodity in the European North of Russia, development potential of the industry (water bodies, market expansion, increased consumption of aquatic biological resources, etc.), the negative factors hindering the development of aquaculture (legal, financial, technological, infrastructure, environmental and others). Measures for state support of the industry, adopted at the regional level (in the Republic of Karelia, Komi Republic, Murmansk region, Arkhangelsk region, Vologda region) and on the federal level are observed. The adoption in 2013 of the law establishing the legal basis of domestic aquaculture, allows to determine the perspective ways of development of commercial aquaculture. Measures directed to development of aquaculture for formation of full complex in this sphere of activity, including research and training in the field of commercial fish farming, the development of legal and economic mechanisms of co-financing of regional programs for the development of the complete-cycle fisheries complexes, the reduction of customs duties on the import of equipment, support for aquaculture insurance. The implementation of the existing and additional measures of the state support will contribute to the holistic complex in commercial aquaculture in the European North of Russia: research and development - training - equipment and technologies - fish material - feed - growing of aquaculture - fish processing and storage - sale of living aquatic resources.
Keywords: commodity pisciculture, the European North of Russia, water biore-sources, measures of the state support
В последние два года отечественный рыбо-хозяйственный комплекс демонстрирует рост объемов добычи водных биоресурсов до 10% ежегодно. Вместе с тем, сырьевые запасы водных биоресурсов в традиционных районах промысла ограничены. В ближайшие четыре-пять лет объемы добычи водных биоресурсов могут выйти на максимально возможный уровень - 4,5 млн. т. Мировой опыт (Китай, Норвегия, Чили, Канада) показывает, что дальнейшее увеличение производства рыбопродукции в России возможно только за счет раз-
вития аквакультуры [1, 2]. Например, в Китае - лидере в аквакультуре, благодаря мощной государственной поддержке, объемы ее за последние 20 лет увеличились в три раза и достигли 43 млн. т.
Норвегия за последние 15 лет добилась увеличения объема производства продукции аквакультуры примерно в 10 раз, и, в соответствии с программой развития рыбной промышленности, к 2020 г. планируется, что доля продукции товарных ферм в норвежском рыбном экспорте составит 95 %. Если, например, в Норвегии в 2005 г. искусственное вы-
ращивание лосося атлантического (семги) достигло 582 тыс. т., или 47,02% от общемирового производства, то в России - 204 т и 0,02% соответственно [3, 4]. Показателен также опыт государственной поддержки предприятий в Норвегии, которая является лидером в аквакультуре. Так, в Норвегии действует Программа по развитию норвежской аквакультуры 2006-2015гг. с бюджетом 120 млн. норв. рон [5]. Государство обеспечивает хозяйства посадочным материалом, выращивание которого проводится в государственных и частных питомниках, обеспечивает борьбу с заболеваниями и их профилактику, частично компенсирует затраты на корма, осуществляет финансирование научных исследований, связанных с разработкой и совершенствованием технологий, селекцией, генетикой объектов аквакультуры [6].
Исторически в СССР / России основное внимание уделялось освоению ресурсов Мирового океана, а развитию рыбоводства отводилась второстепенная роль источника местного пищевого сырья. Это фактически определило слабое развитие современной отечественной аквакультуры, не соответствующее её потенциальным возможностям [7]. Даже в период наивысших достижений отечественного рыбопромышленного комплекса в середине 80-х гг. прошлого столетия, когда доля СССР в мировом рыболовстве составляла около 10%, объем искусственно выращенной продукции не превышал 3% от уровня продукции аквакультуры мира. Теперь эти показатели составляют соответственно 2 и 0,2%. А это означает, что в относительных величинах общие объемы отечественной рыбодобы-чи за последние 20 лет сократились в пять раз, а в аквакультуре - в 15 [8]. По состоянию на 2011 г. в России выращивалось только 140 тыс. т продукции аквакультуры. Планируется, что к 2020 г. этот показатель вырастет до 410 тыс. т [9].
На Европейском Севере России организациями, занимающимися товарным рыбоводством, в 2014 г. выращено 38 880 т рыбы. Объемы выращивания товарной рыбы приведены в табл. 1.
Таблица 1
Выращивание товарной рыбы на Европейском Севере России [10]
Наименование субъекта РФ Выращено рыбы, т
2012 г. 2013 г. | 2014 г.
Республика Карелия 9 057 11 300 12 900
Республика Коми 327 340 370
Архангельская область 116 130 150
Ненецкий автономный округ 0 0 0
Вологодская область 0 55 80
Мурманская область 16 774 18 805 25 380
В последнее время Правительство России, Министерство сельского хозяйства России, Федеральное агентство по рыболовству и региональные органы власти много внимания уделяют развитию отечественной аквакультуры: совершенствуются нормативно-правовое поле, меры по государственной поддержке отрасли, идет поиск направлений развития, освоение отечественного рынка и т.д. До
2020 г. планируется на государственную поддержку аквакультуры выделить 25,7 млрд. руб. [7].
Таким образом, становится актуальным рассмотреть потенциал аквакультуры на Европейском Севере России, выявить негативные факторы сдерживания развития и направления государственной поддержки отрасли.
К потенциалу развития аквакультуры можно отнести:
Развитый водный фонд. Территории Мурманской области, Республики Карелия и Республики Коми, Вологодской и Архангельской областей, Ненецкого автономного округа богаты поверхностными водными объектами. Например, на Кольском полуострове насчитывается около 20 тыс. ручьев, речек и рек, 10 водохранилищ площадью 342,2 тыс. га, а также более 111 тыс. озер общей площадью 922.7 тыс. га [11]. В границах Вологодской области протекают более 800 рек, расположено одно крупное водохранилище [12]. На территории Архангельской области протекают почти 72 тыс. рек (из них 94% -реки длиной менее 10 км), насчитывается более 59 тыс. озер. В пределах Ненецкого автономного округа насчитывается около 2 тыс. рек, более 1,5 тыс. озер [12]. Кроме того, указанные субъекты РФ располагают протяженной линией морского побережья Белого, Баренцева и Карского морей. Однако следует отметить, что не все водные объекты по различным природным и антропогенным условиям подходят для выращивания водных биоресурсов.
Рост потребления водных биоресурсов, в том числе объектов аквакультуры. В соответствии с данными Росрыболовства за 2011 г. среднедушевое потребление рыбы и рыбопродуктов населением России составляет 21,2 кг на одного человека в год. К 2020 г. ожидается повышение уровня потребления до 28 кг рыбы и рыбопродуктов на одного человека в год [9]. Кроме того, отмечается рост спроса на свежую и охлажденную продукцию аквакультуры, особенно в крупных городских агломерациях. Сбыт продукции товарного рыбоводства может осуществляться не только на местных рынках, но и на рынках крупных городов европейской части РФ (Санкт-Петербург, Москва и т.д.).
Расширение рынка сбыта продукции аквакультуры за счет сокращения роста уловов водных биоресурсов в Мировом океане. Прогнозируется стабилизация роста уловов в связи с ограниченными объемами изъятия традиционных промысловых водных биоресурсов и замещение уловов выращиваемыми водными биоресурсами. Кроме того, запрет на ввоз рыбы из Норвегии на один год позволяет отечественным производителям лосося атлантического и форели занять частично освободившийся сегмент рынка.
Таким образом, потенциал для развития товарного рыбоводства на Европейском Севере России есть и он достаточно высок. Большое количество водных объектов позволяет задействовать водные ресурсы для выращивания водных биоресурсов при садковой аквакультуре. Сокращение роста уловов водных биоресурсов и рост потребления рыбы,
водорослей, моллюсков, особенно в свежем и охлажденном виде, формируют рынок аквакультуры.
Вместе с тем, нельзя не отметить ряд негативных факторов, которые, на наш взгляд, сдерживают развитие товарной аквакультуры на Европейском Севере России и импортозамещения в отрасли:
Правовые. Федеральным законом от 02.07. 2013г. №148-ФЗ «Об аквакультуре (рыбоводстве) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон) определены основы правового поля в сфере аквакультуры (в том числе товарной аква-культуры), учитывающего специфику данного вида хозяйственной деятельности. Аквакультура (рыбоводство) - это деятельность, связанная с разведением и (или) содержанием, выращиванием водных организмов в искусственно созданной среде обитания.
Наряду с этим, очевидна необходимость принятия указанных в Федеральном законе 27 подзаконных актов Правительства РФ и нормативно-правовых актов Минсельхоза России, которыми будут урегулированы вопросы водопользования для целей аквакультуры порядок организации и проведения торгов (конкурсов, аукционов) на право заключения договора пользования рыбоводным участком, объем подлежащих изъятию объектов аква-культуры, особенности разведения племенных объектов аквакультуры, ветеринарии и карантина растений в области аквакультуры и другие вопросы. Ко времени подготовки статьи принята часть нормативно-правовых актов, оставшаяся часть проходит общественное обсуждение.
Следует подчеркнуть, что до момента урегулирования подзаконными актами отношений в сфере аквакультуры, предприятия находятся в положении правовой неопределенности, особенно в вопросах инвестирования средств в развитие аква-культуры.
Кроме того, Федеральным законом определено, что в случае, если рыбоводному хозяйству предоставлен рыбопромысловый участок для осуществления товарного рыбоводства до дня вступления в силу Федерального закона на основании договора о предоставлении рыбопромыслового участка, этот договор переоформляется без проведения торгов путем заключения договора пользования рыбоводным участком на оставшуюся часть срока действия заключенного ранее договора о предоставлении рыбопромыслового участка. При этом до момента принятия Федерального закона допускалось осуществление товарного рыбоводства без наличия рыбопромыслового участка. Таким образом, хозяйствующим субъектам, занимающимся аквакультурой без предоставления рыбопромыслового участка, необходимо теперь участвовать в торгах для получения рыбоводного участка в пользование, по результатам которых данный участок в пользование может получить иной хозяйствующий субъект.
Финансовые. Выращивание гидробионтов характерно тем, что первая продукция, возможна, как правило, через четыре-пять лет, и только для
водорослей этот срок составляет один-два года. Поэтому, чтобы организовать аквакультурное хозяйство, необходимо вложить немалые денежные средства, отдача от которых начнется только через несколько лет. Средний срок окупаемости инвестиционных проектов в аквакультуре составляет шесть-восемь и более лет. Например, осетру до товарного вида требуется четыре года, а до «царского» (он определяется по-старинному: «больше пуда», т.е. 16 кг живого веса) - восемь лет. Для форели и стерляди сроки меньше, но тоже исчисляются годами. Таким образом, нужны либо собственные «длинные деньги», либо «длинные кредиты» под разумные проценты. А это делает весьма затруднительным бизнес в области аквакультуры для небольших фирм и частных предпринимателей. Ставки по кредитам для хозяйствующих субъектов, занимающихся проектами в сфере аквакультуры, составляют около 10-15% в год (по состоянию на сентябрь 2014г.) [13].
Например, по сведениям одной из компаний, инвестирующей в развитие садковой аквакультуры (выращивание форели) в Республике Карелия, инвестиции в проект составили 300 млн. руб., возврат инвестиций ожидается только при выходе на запланированный объем выращивания 5 тыс. т форели в год, срок окупаемости инвестиций составит восемь лет.
По информации другой компании стоимость комплекта оборудования для двух садковых ферм по выращиванию лосося атлантического на побережье Баренцева моря в Мурманской области составила 275 млн. руб. [14] (см. фото 1,2).
Следует отметить, что весь период выращивания объектов аквакультуры хозяйствующий субъект не получает прибыли до момента продажи первой партии рыбы. При этом весь этот период ему необходимо платить налоги, зарплату работникам, оплачивать коммунальные услуги, покупать корма для рыбы и прочее. Кроме того, ввиду неблагоприятных природных факторов рыба может погибнуть до момента достижения товарного веса, что также добавляет рисков в этот вид бизнеса.
Таким образом, длительная окупаемость проектов в сфере аквакультуры, риски, дефицит инвестиционных ресурсов из-за низкой инвестиционной привлекательности существующих рыбоводных хозяйств и высокие ставки по кредитам являются барьерами для развития товарной аквакультуры.
Инфраструктурные. Низкий уровень развития инфраструктуры в районах расположения перспективных водных объектов, в том числе неразвитость дорожной сети, энергетического хозяйства и т.д.; высокая степень износа основных производственных фондов действующих предприятий в сфере аквакультуры. Потребности предприятий аквакультуры в современном качественном оборудовании не обеспечиваются отечественными производителями, что вынуждает российские предприятия импортировать дорогостоящее оборудование иностранного производства.
Технологические, вызывающие, в частности, болезни культивируемых объектов. Например, в
Фото 1. Садки с лососем атлантическим в Мурманской области.
Фотографии с
Карелии в 2013 г. регистрировались следующие болезни: диплостоматоз, апиозомоз, костиоз, псев-домоноз, флавобактериоз, гиродактилез и инфекционный гемопоэтический некроз лососевых [15]. Несмотря на то, что большинство бактериальных и вирусных инфекций объектов аквакультуры не представляют прямой угрозы здоровью человека, они отрицательно влияют на выживаемость и продуктивность водных биоресурсов, а также реализуемость товара, что приводит к высоким потерям в аквакультуре. Сильна зависимость отечественной аквакультуры от рыбопосадочного материала для выращивания водных биоресурсов и от кормов иностранного производства [16]. В табл. 2 приведены сведения по выращиванию рыбопосадочного материала на Европейском Севере России. Корма для аквакультуры являются сложным и дорогостоящим продуктом, что приводит к конкуренции с животноводством и птицеводством в использовании комбикормов.
Таблица 2
Выращивание рыбопосадочного материала на Европейском Севере России [10]
Наименование субъекта РФ Выращено рыбы, т
2012 г. | 2013 г. |2014 г
Республика Карелия 8 434 4 500 5 700
Республика Коми 26 23 25
Архангельская область 1 2 3
Ненецкий автономный округ 0 0 0
Вологодская область 0 0 60
Мурманская область 11 9 10
Экологические проблемы. Связаны с качеством среды выращивания гидробионтов, большая часть которых сосредоточена в прибрежных водах и пресноводных водоемах, чаще подверженных антропогенному загрязнению.
Фото 2. Цех первичной переработки рыбы в Мурманской области.
сайта fishnews.ru
Недостаток квалифицированных кадров.
Они должны обладать знаниями современных технологий создания и управления проектами в соответствующей сфере, продвижения продукции на рынке и имеющего опыт выращивания водных биоресурсов с использованием современных технологий.
Нельзя не отметить, что региональные и федеральные органы власти предпринимают меры для преодоления сдерживающих факторов развития товарной аквакультуры. На региональном уровне, например, принимаются различные меры государственной поддержки в зависимости от приоритетов субъектов РФ и наличия финансовых ресурсов. Основным направлением поддержки выступает субсидирование процентных ставок по привлеченным кредитам. Так, в Мурманской области в 2015 г. предусмотрено выделение 14 млн. руб. на поддержку товарной аквакультуры по следующим направлениям:
- субсидирование процентных ставок по привлеченным краткосрочным кредитам и долгосрочным кредитам для целей аквакультуры;
- развитие системы страхования рисков в аквакультуре;
- субсидии на поддержку племенного рыбоводства;
- субсидирование процентных ставок по привлеченным кредитам на приобретение кормов, ветеринарных препаратов, рыбопосадочного материала, на закупку сырья для первичной и промышленной переработки продукции рыбоводства, закупку рыбоводной продукции, оплату транспортных услуг, связанных с производством рыбоводной продукции;
- осуществление НИР по сохранению и пополнению запасов лососевых видов рыб [17].
В Республике Карелия предусмотрено выделение 3,8 млн. руб. на выплату субсидий на возме-
щение части затрат на уплату процентов по краткосрочным и инвестиционным кредитам. В 2016 г. планируется выделение 1,3 млн. руб. на субсидии для возмещения части затрат организаций, осуществляющих разведение одомашненных видов и пород рыб, по уплате страховых премий по договорам страхования и 0,3 млн. руб. на проведение НИОКР в области аквакультуры [18] (см. фото 3, 4).
перевооружение организациям, строительство и реконструкцию гидротехнических сооружений для нужд рыбоводства, страхование рыбы на выращенную и реализованную на территории Республики Коми молодь прудовой рыбы, а также на уплату процентов по инвестиционным кредитам [20] (см. фото 7,8).
В Вологодской области планируют направить в 2016 г. 1,5 млн. руб. субсидий на возмещение час-
Фото 3. Садки с форелью, Республика Карелия. С сайта kala-ranta.ru/fish/
Фото 4. Инкубационно-выростное хозяйство, Респуб лика Карелия.
с сайта www.virtaspb.ru/ivk/
Архангельской областью, например, предусмотрено выделение грантов на развитие организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств (индивидуальных предпринимателей), осуществляющих товарное рыбоводство в размере 1,4 млн. руб. [19] (см. фото 5, 6).
ти затрат на приобретение посадочного материала форели для развития садковых форелевых хозяйств [21].
При этом органами власти указанных субъектов РФ предусматриваются и иные меры, направленные на поддержку товарной аквакультуры.
Фото. 5. Садки с форелью, оз. Холмовское, Архан- Фото. 6. Садки с форелью, оз. Пикалево, Архангель гельская область. ская область.
фотография №6 с сайта vk.com/club17910563
Правительством Республики Коми в 2015 г. выделяется 28 млн. руб.* на выплату субсидий на проведение проектно-изыскательских работ в области рыбоводства, техническое и технологическое
* Размер средств, выделяемых на поддержку товарного рыбоводства, может изменяться с течением времени.
На федеральном уровне поддержка товарного рыбоводства в рамках отраслевой программы «Развитие товарной аквакультуры (товарного рыбоводства) в Российской Федерации на 2015-2020 годы» предполагается осуществлять по следующим направлениям:
Фото 7. Садки с форелью, Кажимское водохранили- Фото 8. Садки с форелью, пос. Нювчим, Республика ще, Республика Коми. Коми.
Фотографии с сайта komiryba.ru
- реализация противоэпизоотических мероприятий при разведении одомашненных видов и пород рыб;
- субсидирование содержания племенного маточного поголовья рыб;
- осуществление мелиоративных мероприятий на прудах, используемых в целях рыбоводства;
- субсидирование расходных обязательств субъектов РФ, связанных с возмещением части затрат заемщиков по кредитным договорам, направленных на приобретение кормов и рыбопосадочно-го материала; на приобретение техники, транспортных средств и оборудования для разведения и (или) содержания, выращивания объектов аква-культуры; приобретение оборудования для переработки объектов аквакультуры и холодильного оборудования; приобретение специализированных судов; строительство, реконструкцию и/или модернизацию рыбоводной инфраструктуры, включая производство кормов для аквакультуры, а также на иные цели развития аквакультуры и переработки объектов аквакультуры.
На финансирование федеральных мер поддержки товарного рыбоводства в 2015 г. Росрыболов-ством предусмотрено выделение 570 млн. руб. [10]. В целом планируется, что в результате развития товарной аквакультуры в 2020 г. будет выращено в РФ 315 тыс. т рыбы, из них 92 865 т на Европейском Севере России (30% от общего объема). При этом 98% выращенной рыбы на Европейском Севере будет приходиться на лососевые виды. Объемы выращивания товарной рыбы по субъектам РФ приведены в табл. 3.
Согласно данным Департамента рыболовства и аквакультуры ФАО, в 2010 г. в сфере товарной аквакультуры выращено 60 млн. т рыбы общей стоимостью 119,4 млрд. дол. США в ценах производителей, т.е. 1 т выращенной рыбы = 1990 дол. США [22]. Так, примерная стоимость 92 865 т товарной рыбы, планируемой к выращиванию на Европейском Севере России, составит 184,8 млн. дол. США в ценах 2010 г. В Норвегии и Чили - лидерах
Таблица 3
Планируемые объемы выращивания товарной рыбы на Европейском Севере России [10]
Планируется
Наименование субъекта РФ вырастить рыбы, т
2015г. | 2020г.
Республика Карелия 15 000 22 000
Республика Коми 400 580
Архангельская область 200 400
Ненецкий автономный округ 0 0
Вологодская область 215 1 180
Мурманская область 30 470 68 705
искусственного выращивания водных биоресурсов (лосось атлантический, форель) - среднегодовой объем производства среди рыбоводов в 2010 г. равнялся 187 т и 35 т на одного работника соответственно [22]. В среднем - 111 т продукции товарной аквакультуры на одного рыбовода. Таким образом, увеличение объема выращивания товарной аква-культуры до 93 тыс. т рыбы к 2020 г. потребует дополнительного создания около 420 рабочих мест в рыбоводной сфере и около 1260 рабочих мест в смежных отраслях (переработка, упаковывание, сбыт и распространение, изготовление оборудования, научные разработки и др.). Причем, это в основном малые и средние предприятия.
Ввиду недостаточности действующих направлений поддержки, целесообразно принять на федеральном уровне дополнительные меры по развитию товарной аквакультуры на Европейском Севере России и реализации имеющегося потенциала отрасли. Прежде всего представляется необходимым:
1. Обеспечить в тесном взаимодействии с представителями бизнеса формирование целостного нормативно-правового поля в сфере аквакультуры, определяющего открытые и четкие «правила игры».
2. Провести научные исследования с целью определения:
- необходимых отечественному рынку объемов аквакультуры, обеспечивающих рост потреб-
ления населением водных биоресурсов и продовольственную безопасность (доля отечественной рыбной продукции должна быть не менее 80%, согласно Доктрине продовольственной безопасности РФ) [23];
- направлений и конкретных размеров государственной поддержки проектов в сфере товарной аквакультуры.
3. Использовать гранты для финансирования научных исследований в области разработки и совершенствования отечественных технологий аквакультуры, селекции и генетики объектов аквакультуры.
4. Разработать программы обучения специалистов в сфере аквакультуры и выделить бюджетные места для них в учебных заведениях, в том числе находящихся в ведении Росрыболовства.
5. Разработать правовые и экономические механизмы софинансирования региональных программ по развитию рыбохозяйственных кластеров полного цикла аквакультуры (от выращивания водных биоресурсов до их переработки).
6. Снизить таможенные платежи на ввоз оборудования для выращивания водных биоресурсов, аналоги которого не производятся в России, и ры-бопосадочный материал до момента появления отечественных производителей такой продукции.
7. Разработать комплекс мер обеспечения государственной поддержки страхования объектов аквакультуры.
Реализация действующих и введение дополнительных мер государственной поддержки будет способствовать:
- Формированию целостного комплекса в сфере товарной аквакультуры на Европейском Севере России: научные разработки - подготовка кадров - технологии и оборудование - рыбопосадоч-ный материал - корма - выращивание объектов аквакультуры - рыбопереработка и хранение - продажи водных биоресурсов. Важно подчеркнуть целесообразность формирования и развития всех ключевых сегментов отрасли в России, прежде всего с позиции импортозамещения, так как исключение одного или нескольких сегментов в товарной аквакуль-туре приведет к угрозе стагнации всей отрасли.
- Повышению занятости и закреплению местного населения в арктических и северных районах России.
- Повышению потребления рыбной продукции населением страны и доведения уровня потребления рыбопродукции до биологических норм.
- Увеличению налоговых поступлений в бюджеты всех уровней.
- Развитию отечественного производства оборудования для выращивания водных биоресурсов, кормов, рыбопосадочного материала.
- Замещению импортной рыбопродукции отечественными поставками.
Литература
1. «SustainAqua» - «Интегрированный подход к устойчивой и здоровой пресноводной аква-культуре». Справочник «SustainAqua» -
Справочник для устойчивой аквакультуры,
2009.
2. Брайнбалле Я. Руководство по аквакультуре в установках замкнутого водоснабжения // Введение в новые экологические и высокопродуктивные замкнутые рыбоводные системы. Копенгаген, 2010.
3. Лагуткина Л.Ю., Лагуткин О.Ю. Аквакуль-тура: приоритеты, ресурсы, технологии // Вестник АГТУ. Серия. Рыбное хозяйство.
2010. Вып. №1.
4. Halwart M., Soto D, Arthur J.R. (редакторы) Садковая аквакультура - Региональные обзоры и всемирное обозрение: Технический доклад ФАО по рыбному хозяйству. № 498. Рим: ФАО, 2010.
5. Анализ национальной инновационной системы Норвегии, 2013г., Астана — URL: http:// www.nif.kz /our_activities/international_coope ration/% 5B2013-11-05% 5D_1.pdf (дата обращения 17.02.2015г.).
6. Стенограмма парламентских слушаний Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии на тему «Совершенствование мер государственной поддержки аквакультуры в Российской Федерации», 2014г.
7. Стратегия развития аквакультуры в Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная Минсельхозом России 10.09.2007г. — URL: http://www.mcx.ru/do-cuments/document/show/12208.77.htm (дата обращения 20.09.2014 г.).
8. Марковцев В.Г. Рыболовство и аквакультура мира — URL: http://www.fishnews.ru/mag/ articles/4800 (дата обращения 20.09.2014).
9. Основные показатели госпрограммы Российской Федерации «Развитие рыбохозяйствен-ного комплекса» — URL: http://fish.gov.ru/ activities/Pages/ Gosprogramma.aspx (дата обращения 21.09.2014 г.).
10. Отраслевая программа «Развитие товарной аквакультуры (товарного рыбоводства) в Российской Федерации на 2015-2020 годы», утвержденная Министерством сельского хозяйства РФ от 16.01.2015г. №10 — URL: http://fish.gov.ru/presscentre/news/Pages/ne ws3089.aspx (дата обращения 26.01.2015г.).
11. Природно-ресурсный потенциал Мурманской области — URL: http://helion-ltd.ru/resource-potential-mur-2025/ (дата обращения 20.01. 2015г.).
12. Информационный бюллетень о состоянии водных объектов, дна, берегов водных объектов, их морфометрических особенностей, водоохранных зон водных объектов, количественных и качественных показателей состояния водных ресурсов, состояния водохозяйственных систем, в том числе гидротехнических сооружений по Двинско-Печорскому бассейновому округу, относящемуся к зоне деятельности Двинско-Печорского бассейнового водного управления за 2011 год—URL: http:// www.fgudvina.ru/images/stories/Newsletter% 202011.pdf (дата обращения 19.01.2015г.).
13. Рыба плывет к деньгам — URL: http://www. Kommersant.ru/doc/2428683 (дата обращения 20.09.2014).
14. «Русское море» закупает оборудование для двух новых лососевых ферм в Баренцевом море — URL: http://www.russianseagroup.ru/ index.php?id=80&tx_ttnews% 5Btt_news% 5D =412&... (дата обращения 20.01.2015г.).
15. О ветеринарном сопровождении проектов по разведению аквакультуры в Российской Федерации (г. Мурманск, 19-21 мая 2014г.) — URL: http : //fish.gov.ru/activities/Documents / % D0% A0% D0% B0% D0%B7% D0% B2% D0% B8%D1% 82% D0% B8% D0% B5_% D0% B0% D 0% BA% D0% B2% D0% B0% D0% BA%D1% 83 % D0% BB% D1 % 8C% D1 % 82 % D1 % 83 % D1 % 80% D1 % 8B/% D0% A8% D0% B5% D0% B2 % D 0% BA% D0% BE% D0% BF% D0% BB%D1% 8F %D1% 81_% D0% 92% D0% 9D.pdf (дата обращения 17.02.2015г.).
16. Васильев А.М. Перспективы товарного выращивания лососевых на Европейском Севере России // Север и рынок: формирование экономического порядка. 2014. Т. 6. № 43.
17. Государственная программа Мурманской области «Развитие рыбохозяйственного комплекса», утвержденная постановлением Правительства Мурманской области от 30.09. 2013г. N561-nn — URL: http://rybo-lovst-vo.gov-murman.ru/documents/programs (дата обращения 23.01.2015г.).
18. Государственная программа Республики Карелия «Развитие агропромышленного комплекса и охотничьего хозяйства Республики Карелия на 2013-2020 годы», утвержденная распоряжением Правительства Республики Карелия от 18.01.2013г. №36р-П — URL: http://www.gov.karelia.ru/Different/rprog-ramms.html (дата обращения 23.01.2015г.).
19. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Архангельской области на 2013 - 2016 гг., утвержденная постановлением Правительства Архангельской области от 09.12.2012г. №436-пп — URL: http:// dvinaland.ru/power/departments/depapk/acts/ (дата обращения 25.01.2015г.).
20. Государственная программа Республики Коми «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, развитие рыбохозяйственного комплекса в Республике Коми», утвержденная постановлением Правительства Республики Коми от 28.09.2012г. №424. — URL: http://mshp.rkomi.ru/page/ 10051/ (дата обращения 26.01.2015г.).
21. Государственная программа «Развитие агропромышленного комплекса и потребительского рынка Вологодской области на 20132020 годы», утвержденная постановлением Правительства Вологодской области от 22.10.2012г. №1222. — URL: http://vologda-oblast.ru/obshchestvennoe_obsuzhdenie_npa/st atya/302008/ ?sphrase_id=292572 (дата обращения 26.01.2015г.).
22. Состояние мирового рыболовства и аквакультуры. Департамент рыболовства и аквакультуры Продовольственной и сельскохозяйственной Организации Объединенных Наций, Рим, 2012г. — URL: http://www.fao.org/ docrep/016/i2727r/i2727r.pdf (дата обращения 16.02.2015г.).
23. Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента РФ от 30.01.2010г. №120 — URL: http://www.mcx.ru/documents/docu-ment/show/12214.19.htm (дата обращения 24.10.2014).
References
1. «SustainAqua» - "Integrirovanny podhod k us-toichivoi I zdorovoi presnovodnoi akvakulture" [«SustainAqua» - «Integrated approach to steady and healthy fresh-water aquaculture» (2009). Handbook «SustainAqua» - the handbook for steady aquaculture.
2. Branballe Ya. Rukovodstvo po akvakulture v ustanovkah zamknutogovodosnabzheniya // Vvedenie v novie ekologicheskie I vysokopro-duktivnye zamknutye rybovodnye sistemy [Aquaculture management in installations of the closed water supply // Introduction in new ecological and highly productive closed fish-breeding systems]. Copenhagen, 2010.
3. Lagutkina L. Yu, Lagutkin O. Yu. Akvakultura: prioritety, resursy, tehnologii [Aquaculture: priorities, resources, technologies]//Bull. Of ASTU. Series of Fish economy, Issue 1, 2010.
4. Halwart, M.; Soto, D.; Arthur, J.R. (Editors). Sadkovaya akvakultura - Regionalniye obzory I vsemirnoe obozrenie: Tehnicheskii doklad FAO po rybnomu hozyaistvu [Hatchery aquaculture - Regional reviews and the world review: The technical report of FAO on fishery. No. 498. Rome, FAO. 2010.
5. Analiz nacionalnoi innovacionnoi sistemy Nor-vegii, 2013 g. [The analysis of national innovative system of Norway, 2013], Astana -URL: http://www. Nif.kz/our_activities/inter-national_cooperation /%5B2013-11-
05% 5D_1.pdf (accessed 17.02.2015).
6. Stenogramma parlamentskih slushanii Komi-teta Gosudarstvennoi Dumy po prirodnym re-sursam, prirodopolzovaniyu I ekologii na temu "Sovershenstvovanie mer gosudarstvennoi podderzhki akvakultury v Rossiiskoi Federacii [The shorthand report of parliamentary hearings of Committee of the State Duma on Natural Resources, Environment and Ecology on «Perfection of measures of the state support of aquaculture in the Russian Federation», 2014.
7. Strategiya razvitiya akvakultury v Rossiiskoi Federacii na period do 2020 goda, utverzhden-naya Minselkhozom Rossii 10.09.2007 g. [Development strategy of aquaculture in the Russian Federation for the period till 2020, approved by the Ministry of Agriculture of Russia 10.09.2007. - URL: http://www.mcx. ru/documents/document/show/12208.77.htm (accessed - 9/20/2014).
8. Markovtsev V.G. Rybolovstvo I akvakultura mira [Fishery and the world aquaculture] - URL: http://www.fishnews.ru/mag/articles/4800 (accessed - 9/20/2014).
9. Osnovnie pokazatali gosprogrammy Rossiiskoi Federacii "Razvitie rybohozyaistvennogo kom-pleksa" [The basic indicators of the Russian Federation state program « Development of fishery complex» - URL: http://fish.gov.ru/ activities/Pages/Gosprogramma.aspx (accessed
- 9/21/2014).
10. Otraslevaya programma "Razvitie tovarnoi ak-vakultury (tovarnogo proizvodstva) v Ros-siiskoi Federacii na 2015-2020 gody", utver-zhdennaya Ministerstvom selskogo hozyaistva RF ot 16.01.2015 g. No.10 [The branch program «Development of commodity aquaculture (commodity fish culture) in the Russian Federation for 2015-2020», approved by the Ministry of Agriculture of the Russian Federation of 16.01.2015. №10 - URL: http://fish.gov. ru/presscentre/news/Pages/news3089.aspx (accessed 26.01.2015).
11. Prirodno-resursnii potencial Murmanskoi oblas-ti [Natural-resource potential of Murmansk region] - URL: http://helion-ltd.ru/resource-potential-mur-2025/ (accessed - 20.01.2015).
12. Informacionnii byulleten' o sostoyanii vod-nykh ob'ektov, dna, beregov vodnykh ob'ektov, ih morfometricheskih osobennostei, vodoohran-nykh zon vodnykh ob'ektov, kolichestvennykh I kachestvennykh pokazatelei sostoyaniya vod-nykh resursov, sostoyaniya vodohozyaistven-nykh system, v tom chisel gidrotehnicheskikh sooruzhenii po Dvinsko-Pechorskomu basseino-vomu okrugu, otnosyaschemusya k zone deyatelnosti Dvinsko-Pechorskogo basseino-vogo vodnogo upravleniya za 2011 god [Information bulletin on a condition of water objects, bottom, banks of water objects, their morphometric features, water protection zones of water objects, quantitative and quality indicators of condition of water resources, condition of water management systems, including hydraulic engineering constructions on Dvina-Pechora basin area referring to the zone of activity of Dvina-Pechora basin water management for 2011] - URL: http://www.fgudvi-na.ru/images/stories/Newsletter% 202011 .pdf (accessed - 19.01.2015).
13. Ryba plyvet k den'gam [Fish floats to money]
- URL: http://www.kommersant.ru/doc/ 2428683 (accessed - 9/20/2014).
14. "Russkoe more" zakupaet oborudovanie dlya dveh novykh lososevykh ferm v Barencevom more [«Russian sea» buys the equipment for two new salmon farms in the Barents Sea] -URL: http://www.russianseagroup.ru/index. Php?id=80&tx_ttnews% 5Btt_news% 5D= 412&... (accessed - 20.01.2015).
15. O veterinarnom soprovozhdenii proektov po raz-vedeniyu akvakultury v Rossiiskoi Feddracii [About veterinary support of projects on cultivation the aquaculture in the Russian Federation] (Murmansk, May 19-21, 2014) - URL:
http://fish.gov.ru/activities/Documents/% D0% A0% D0% B0% D0% B7% D0% B2% D0% B8% D1 % 82% D0% B8% D0% B5_% D0% B0% D0% BA% D0% B2% D0% B0% D0% BA% D1% 83% D0% BB % D1% 8C% D1% 82% D1 % 83% D1% 80% D1% 8B /% D0% A8% D0% B5% D0% B2% D0% BA% D0% BE% D0% BF% D0% BB% D1% 8F% D1% 81_% D0 % 92%D0% 9D.pdf (accessed - 17.02.2015).
16. Vasilyev A.M. Prespektivy tovarnogo vyraschi-vaniya lososevykh na Evropeiskom Severe Ros-sii // Sever I rynok: formirovanie ekonomi-cheskogo poryadka [Prospects of commodity cultivation of salmon in the European North of Russia//the North and the market: formation of an economic order], Vol. 6, № 43, 2014.
17. Gosudarstvennaya programma Murmanskoi ob-lasti "Razvitie rybohozyaistvennogo kom-pleksa", utverzhdennaya postanovleniem Pra-vitelstva Murmanskoi oblasti ot 30.09.2013 g. No. 561-PP [The state program of Murmansk region «Development of fishery complex», approved by the government order of Murmansk region of 30.09.2013. N561-PP] - URL: http://rybolovstvo.gov-murman.ru/documents/ programs (accessed - 23.01.2015.).
18. Gosudarstvennaya programma Respubliki Karelia "Razvitie agropromyshlennogo kompleksa I ohotnich'ego hozyaistva Respubliki Karelia na 2013-2020 gody", utverzhdennaya raspor-yazheniem Pravitelstva Respubliki Karelia ot 18.01.2013 g. No. 36p-P [The state program of the Republic of Karelia «Development of agriculture and the hunting economy of the Karelia Republic for 2013-2020», approved by the government order of Karelia Republic of 18.01.2013 №36p-P] - URL: http://www.gov. karelia.ru/ Different/ rprogramms.html (accessed - 23.01.2015).
19. Gosudarstvennaya programma razvitiya sel-skogo hozyaistva I regulirovaniya rynkov sel-skohozyaistvennoi produkcii, syrya I prodo-volstviya Arhangelskoi oblasti na 2013-2016 gg., unverzhdennaya postenovleniem Pravitel-stva Arhangelskoi oblasti ot 09.12.2012 g. No. 436-pp [The state program of development of agriculture and markets regulation of agricultural products, raw materials and the foodstuffs of the Arkhangelsk region for 2013 -2016, approved by the government order of the Arkhangelsk region of 09.12.2012. №436-rr] - URL: http://dvinaland.ru/power/depar-tments/depapk/acts/ (accessed - 25.01.2015).
20. Gosudarstvennaya programma Respubliki Komi "Razvitie selskogo hozyaistva I reguliro-vaniya rynkov selskohozyaistvennoi produkcii, syrya I prodovolstviya, razvitie rybohozyaist-vennogo kompleksa v Respublike Komi", un-verzhdennaya postenovleniem Pravitelstva Re-spubliki Komi ot 28.09.2012 g. No. 424 [The Komi Republic state program «Development of agriculture and regulation of markets of agricultural products, raw materials and the foodstuffs, development of fishery complex in the Komi Republic», approved by the government order of the Komi Republic of 28.09.2012,
№424. - URL: http://mshp.rkomi.ru/page/ 10051/ (accessed - 26.01.2015).
21. Gosudarstvennaya programma "Razvitie agro-promyshlennogo kompleksa I potrebitelskogo rynka Vologodskoi oblasti na 2013-2020 gody", utverzhdennaya postenovleniem Pravitelstva Vologodskoi oblasti ot 22.10.2012 g. No.1222 [The state program «Development of agricultural complex and the consumer market of Vologda region for 2013-2020», approved by the government order of Vologda region of 22.10.2012, № 1222]. - URL: http://vologda-oblast.ru/obshchestvennoe_obsuzhdenie_npa/st atya/302008/? Sphrase_id=292572 (accessed -26.01.2015).
22. Sostoyanie mirovogo rybolovstva I akvakultu-ry. Departament rybolovstva I akvakultury Prodovolstvennoi I selskohozyaistvennoi Or-ganizacii Ob'edinennykh Nacii [Condition of world fishery and aquaculture. Department of fishery and aquaculture of the Food and agricultural United Nations Organization, Rome, 2012. - URL: http://www.fao. org/docrep/ 016/i2727r/i2727r.pdf (accessed-16.02. 2015).
23. Doktrina prodovolstvennoi bezopasnosti Ros-siiskoi Federacii, utverzhdennaya Ukazom Prezidenta RF ot 30.01.2010g. No. 120 [The doctrine of food safety of the Russian Federation, approved by the decree of the President of the Russian Federation of 30.01.2010 №120 - URL: http://www. Mcx. Ru/documents/ document/show/12214.19.htm (accessed -10/24/2014).
Статья поступила в редакцию 17.04.2015.