Научная статья на тему 'Направления реализации государственной политики поддержки сельского хозяйства'

Направления реализации государственной политики поддержки сельского хозяйства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
257
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
сельское хозяйство / государственная политика РФ / развитие / механизм реализации государственной политики / agriculture / state policy of the Russian Federation / development / mechanism for the implementation of state policy

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Фудина Елена Васильевна

В статье рассмотрены механизмы реализации государственной политики РФ по развитию сельского хозяйства. Выявлены имеющиеся проблемы и определены перспективы развития агропромышленного комплекса. Представлены аналитические показатели развития сельского хозяйства. Определены направления развития государственной поддержки и сельского хозяйства на основе комплекса мер государственной поддержки сельскохозяйственной сферы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPLEMENTATION OF AGRICULTURAL POLICIES

This article discusses the implementation mechanisms of the public policy of the Russian Federation for the agriculture development. The existing problems are identified, and the prospects for the development of the agro-industrial complex are determined. Analytical indicators of agricultural development are presented. Trends in the development of both state support and agriculture are determined on the basis of a set of state support measures for agricultural sector.

Текст научной работы на тему «Направления реализации государственной политики поддержки сельского хозяйства»

НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ПОДДЕРЖКИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

THE IMPLEMENTATION OF AGRICULTURAL POLICIES

УДК 338.43.02 DOI:10.24411/2588-0209-2019-10083

Фудина Елена Васильевна,

к.э.н., доцент кафедры «Организация и информатизация производства», Пензенский государственный аграрный университет, fudina_ev@mail.ru, +79093192885

Fudina Elena Vasilievna,

Candidate of Economics, Associate Professor of the Department of Organization and Informatization of Production, Penza State Agrarian University, fudina_ev@mail.ru, +79093192885

Аннотация: В статье рассмотрены механизмы реализации государственной политики РФ по развитию сельского хозяйства. Выявлены имеющиеся проблемы и определены перспективы развития агропромышленного комплекса. Представлены аналитические показатели развития сельского хозяйства. Определены направления развития государственной поддержки и сельского хозяйства на основе комплекса мер государственной поддержки сельскохозяйственной сферы.

Summary. This article discusses the implementation mechanisms of the public policy of the Russian Federation for the agriculture development. The existing problems are identified, and the prospects for the development of the agro-industrial complex are determined. Analytical indicators of agricultural development are presented. Trends in the development of both state support and agriculture are determined on the basis of a set of state support measures for agricultural sector.

Ключевые слова: сельское хозяйство, государственная политика РФ, развитие, механизм реализации государственной политики.

Key words: agriculture, state policy of the Russian Federation, development, mechanism for the implementation of state policy.

Агропромышленный комплекс, а также его базовая отрасль - сельское хозяйство - выступают значимыми сферами российской экономики, обеспечивающими продовольственную безопасность государства как составную часть экономической безопасности, формирующими рынок сельскохозяйственной продукции, способствующими развитию сельских территорий. Важное значение для социально-экономической сферы и, в целом, для обеспечения жизнедеятельности, существования и развития российского общества имеет выработка и реализация государственной политики по развитию сельского хозяйства.

Комплексные меры поддержки аграрного сектора направлены на увеличение предложения сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на агропродовольственном рынке, а также на поддержку доходности сельскохозяйственных производителей и увеличение темпа роста экспорта продукции агропромышленного комплекса [1].

Одним из принципов государственной аграрной политики в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» является единство рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия и обеспечение равных условий конкуренции на этом рынке. Реализуемые в последние годы меры государственной поддержки сельского хозяйства и государственного регулирования рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия направлены также и на развитие конкурентной среды на внутреннем рынке.

Основополагающим документом развития агропромышленного комплекса является Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы, предусматривающая мероприятия, направленные на повышение конкурентоспособности российской сельскохозяйственной продукции на внутреннем и внешнем рынках [2].

Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» в качестве одной из национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 г. является создание и модернизация экспортно-ориентированной товаропроводящей инфраструктуры, в том числе строительство оптово-распределительных центров. Создание и развитие современных логистических структур является одной из важнейших мер, направленных на стимулирование торговой деятельности и увеличение объемов продажи продукции отечественных производителей, повышение их конкурентоспособности.

В соответствии с данными ведомственного мониторинга, в Российской Федерации по состоянию на 1 января 2019 г. функционируют 3413 картофеле- и овощехранилищ суммарной мощностью единовременного хранения 7888,0 тыс. т (2110 картофелехранилищ суммарной мощностью 4612,5 тыс. т 803 овощехранилища суммарной мощностью 1 30 тыс. т и 500 смешанных картофеле- и овощехранилищ

суммарной мощностью 1 645,5 тыс. т.), а также 282 плодохранилища суммарной мощностью 668 тыс. т. Всего за 2015 - 2018 годы введено в эксплуатацию картофеле- и овощехранилищ мощностью 2701,6 тыс. т, а также плодохранилищ - 339,7 тыс. т. Повысилась товарность реализованной сельскохозяйственной продукции (таблица 1).

Таблица 1 - Уровень товарности реализации продукции, %

Отклонение 2018

Наименование 2017 г. 2018 г. г. от 2017 г. (+,-)

Скот и птица 100,7 101,1 0,4

Свиньи 100,2 100,5 0,3

Птица 99,0 99,8 0,8

Яйцо куриное 90,3 89,9 -0,4

Данные таблицы показывают, что по всем видам продукции, кроме яйца куриного наблюдается увеличение уровня товарности от 0,3 до 0,8 процентных пункта.

Также увеличились объемы отгрузки сельскохозяйственной продукции сельскохозяйственными организациями (таблица 2).

Таблица 2 - Динамика производства и отгрузки сельскохозяйственной продукции

Наименование Производство, тыс. т Отгружено, тыс. т

2017 г. 2018 г. 2018 г. в % к 2017 г. 2017 г. 2018 г. 2018 г. в % к 2017 г.

Зерновые и зернобобовые культуры 94968,7 79539,5 83,8 63254,7 67921,1 107,4

Подсолнечник 7132,6 8466,2 118,7 6118,6 6756,9 110,4

Сахарная свекла 45790,5 37503,3 81,9 40489,4 35389,6 87,4

Картофель 4232,8 4316,5 102,0 2607,0 2528,4 97,0

Овощи 3479,3 3581 102,9 2484,4 2861,3 115,2

Скот и птица в живом весе - всего 10821,2 11256,2 104,0 10891,8 11374,6 104,4

в том числе крупный рогатый скот 932,7 986,7 105,8 1035,8 1089,9 105,2

свиньи 3735,1 4061,3 108,7 3741,4 4079,9 109,0

птица 6096,5 6150,2 100,9 6038,4 6135,7 101,6

Молоко 15609,5 16204,6 103,8 14834,4 15357,5 103,5

Яйца куриные, млн шт. 35,4 35,8 101,0 31,8 32,3 101,5

Общий объем зерна федерального интервенционного фонда на конец 2018 г. составлял 3005,7 тыс. т на сумму 29121,9 млн. руб. На конец 2018 г. было

экспортировано 28,2 млн. т зерновых культур, что на 5,0 % выше, чем за аналогичный период прошлого сезона (26,9 млн. т).

Экспорт пшеницы с начала сезона 2018 г. составил 23,8 млн. т, что на 14,0 % выше уровня аналогичного периода 2017 - 2018 г. (20,9 млн. т), ячменя - 3 млн. т, что на 15,0 % ниже уровня аналогичного периода 2017 - 2018 г. (3,5 млн. т), кукурузы - 1,1 млн. т, что на 49,0% ниже уровня аналогичного периода прошлого сезона (2,2 млн. т), прочих культур - 0,3 млн. т, что в 1,6 раза выше, чем за аналогичный период прошлого сезона (0,19 млн. т).

В 2018 году осуществлялось точечное регулирование рынка зерна путем реализация зерна из запасов федерального интервенционного фонда сельскохозяйственной продукции в рамках отдельных распоряжений Правительства Российской Федерации [4].

В целях высвобождения мощностей по хранению зерна и снижения расходов федерального бюджета на обслуживание запасов зерна интервенционного фонда во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2017 г. № 2921-р реализовано зерно интервенционного фонда на экспорт в объеме 499,1 тыс. т общей стоимостью 4598 млн. руб.

В целях выравнивания доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей в субъектах Российской Федерации, в которых отмечался значительный прирост объема производства зерна на фоне рекордного урожая зерна в 2017 - 2018 г. (135,4 млн. т), принято постановление Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2017 г. № 1595 «Об утверждении Правил предоставления в 2017 и 2018 гг. субсидий из федерального бюджета открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» на возмещение потерь в доходах, возникающих в результате установления льготных тарифов на перевозку зерна». Субсидий ОАО «РЖД» на возмещение потерь в доходах, возникающих в результате установления льготных тарифов на перевозку зерна со станций, расположенных в границах 13 субъектов (Воронежской, Курской, Липецкой, Орловской, Тамбовской, Оренбургской, Пензенской, Самарской, Саратовской, Ульяновской, Курганской, Новосибирской, Омской областей) в направлении станций железных дорог Дальневосточного, Северо-Западного и Южного федеральных округов без взимания провозной платы с грузоотправителей, с возмещением из федерального бюджета потерь в доходах ОАО «РЖД», возникающих в результате осуществления таких перевозок. Так, объем перевезенных зерновых культур составил 1782,58 тыс. т, в том числе из Сибирского федерального округа - 398,97 тыс. т. По данным Федерального агентства железнодорожного транспорта ОАО «РЖД» перечислены субсидии в размере 1721,6 млн. руб.

Мера господдержки в виде льготных тарифов на перевозку зерна получила положительную оценку производителей, переработчиков и экспортеров зерна, что повышает конкурентоспособность сельскохозяйственных товаропроизводителей [5, 6].

Объём производства продукции сельского хозяйства в России в 2018 г. сократился на 0,6 % после роста на 3,1% в 2017 г. В хозяйствах всех категорий в прошлом году было произведено сельхозпродукции на 5 трлн. 119,756 млрд. руб., в то время как в позапрошлом году этот показатель составлял 5 трлн 119,844 млрд руб. В прошлом году производство продукции растениеводства снизилось на 2,4%, в то время

как производство продукции животноводства увеличилось на 1,3%. В стоимостном выражении производство продукции растениеводства в 2018 г. составило 2 трлн. 568,966 млрд. руб. (2 трлн. 610,174 млрд. руб. в 2017 г.), продукции животноводства - 2 трлн. 550,79 млрд. руб. (2 трлн. 509,67 млрд. руб.).

Таблица 3 - Удельный вес продукции субъектов в продукции сельского хозяйства Российской Федерации в 2018 г., %

Наименование Продукция сельского хозяйства Продукция растениеводства Продукция животноводства

Российская Федерация 100,0 100,0 100,0

Центральный федеральный округ 27,0 26,3 27,7

Северо-Западный федеральный округ 4,8 3,2 6,4

Южный федеральный округ 16,7 22,1 11,4

Северо-Кавказский федеральный округ 8,8 9,8 7,8

Приволжский федеральный округ 22,3 20,7 23,8

Уральский федеральный округ 6,2 5,0 7,5

Сибирский федеральный округ 10,4 9,0 11,7

Дальневосточный федеральный округ 3,8 3,9 3,7

Реализация мероприятий государственной программы в 2018 г. осуществлялась в пределах бюджетных ассигнований, установленных Федеральным законом от 5 декабря 2017 г. № 362-ФЗ «О федеральном бюджете 3 на 2018 г. и на плановый период 2019 и 2020 гг.». В 2018 г. на реализацию мероприятий программы были предусмотрены бюджетные ассигнования в объеме 234553,0 млн. руб. Также в 2018 г. были выделены дополнительные бюджетные ассигнования из резервного фонда Правительства Российской Федерации (таблица 4)

Таблица 4 - Направления использования бюджетных ассигнований резервного фонда Российской Федерации

Направление Млн. руб.

Поддержка льготного кредитования предприятий АПК - 5222,3

Реализация мероприятий по устойчивому развитию сельских территорий 110,6

Поддержка инвестиционного кредитования АПК 877,7

Оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей в области растениеводства (на компенсацию затрат 5000,0

на приобретение дизельного топлива на проведение агротехнологических работ в субъектах Российской Федерации в связи с удорожанием горюче-смазочных материалов (ГСМ))

Проведение закупочных и товарных интервенций на рынках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия 2468,3

На возмещение части прямых понесенных затрат на создание и (или) модернизацию объектов АПК 2109,1

Таким образом, в соответствии со сводной бюджетной росписью в 2018 г. были направлены бюджетные ассигнования в сумме 254141,2 млн. руб. Фактически мероприятия программы профинансированы в объеме 249 504,3 млн. руб., или 98,2 % к бюджетной росписи. В 2018 г. индекс производства продукции сельского хозяйства (в сопоставимых ценах) в хозяйствах всех категорий составил 99,4% (в 2017 г. - 103,1%)

[3].

Индекс производства продукции растениеводства в хозяйствах всех категорий составил 97,6% по отношению к уровню предыдущего года (в 2017 г. - 103,5 %). В 2018 г. развитие подотраслей растениеводства происходило в условиях действия комплекса неблагоприятных погодных условий, а также происходивших чрезвычайных ситуациях (режим чрезвычайных ситуаций был введен в 28 регионах страны). Вместе с тем, несмотря на комплекс неблагоприятных погодных условий (засуха, град, наводнение), а также переувлажнение в период проведения уборки урожая, удалось собрать достаточный урожай отдельных сельскохозяйственных культур, а по некоторым установлены рекорды.

Таким образом, в растениеводстве фактические результаты за 2018 год составили: сбор зерновых и зернобобовых культур - 112,9 млн. т (на 16,7% ниже уровня 2017 г.), сбор сахарной свеклы - 41,2 млн. т (на 20,6% ниже уровня 2017 г.), сбор подсолнечника - 12,6 млн. т (на 20,0 % выше уровня 2017 г.), сбор сои - 3,9 млн. т (на 8,3 % выше уровня 2017 г.), сбор рапса - 1,98 млн. т (на 31,1% выше уровня 2017 г.), сбор картофеля - 22,4 млн. т (на 3,2% выше уровня 2017 г.), сбор овощей - 13,6 млн. т (на уровне 2017 г.), сбор плодов и ягод - 3,3 млн. т (на 22,2 % выше уровня 2017 г.). Полученный урожай позволил обеспечить большую часть внутренних потребностей страны в продовольствии, увеличить экспортный потенциал, а также внести существенный вклад в обеспечение продовольственной независимости страны.

Целевые показатели перевыполнены по сбору зерновых и зернобобовых культур - на 6,5% (фактически собрано 112,9 млн. т), сбору сахарной свеклы - на 4,9% (41,2 млн. т), картофеля*- на 10,5% (7,2 млн. т), овощей открытого грунта* - на 11% (4,9 млн. т), плодов и ягод* - на 25,9% (фактически - 1196 тыс. т), винограда* - на 5% (фактически - 7447,8 тыс. т). Также перевыполнены показатели по закладке многолетних насаждений на 52,1% (площадь закладки составила 16,9 тыс. га, что на

* Без учета личных подсобных хозяйств

11,2% больше, чем в 2017 г.), посевной площади кормовых культур по сельскохозяйственным организациям, КФХ и ИП в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях - на 22,4% (фактически - 123,7 тыс. га), доле площади, засеваемой элитными семенами, в общей площади посевов, занятой семенами сортов растений - на 19,2% (фактическое значение показателя в 2018 г. составило 9,3%), размеру посевных площадей, занятых льном-долгунцом и коноплей, в хозяйствах всех категорий - на 8,2% (фактически - 52,9 тыс. га).

Животноводство в основных направлениях демонстрирует рост поголовья и забоя скота. На конец ноября 2018 г. поголовье крупного рогатого скота в хозяйствах всех сельхозпроизводителей составляло 18,7 млн. гол. (-0,7 % по сравнению с соответствующем периодом предыдущего года), свиней - 24,3 млн. (+2,8 %), овец и коз - 24,2 млн. (-1,1 %). Убой скота и птицы вырос на 4,8 % относительно 11 мес. 2017 г., производство яиц приросло на 3,2 %, а надои молока выросли на 1,2 %.

В России реализуется более 120 крупных инвестиционных проектов по строительству и реконструкции объектов мясного и молочного животноводства, а также птицеводства, которые будут введены в 2019 -2022 гг. Совокупные вложения в 120 проектов составляют более 630 млрд. руб. Среди инвесторов - крупнейшие агропромышленные комплексы страны, имеющие вертикально интегрированную бизнес-структуру и показывающие положительную динамику своей деятельности: АПХ «Мираторг», ГК «Русагро», «ЭКОНИВА», «ДАМАТЕ» и другие компании.

Таким образом, состояние аграрного сектора во многом определяет экономическую и политическую, социальную устойчивость, а также уровень продовольственной безопасности страны и ее регионов.

Список литературы

1. Итоги года: рисуем контуры будущего российского сельского хозяйства [электронный ресурс]. URL: https://ria.ru/20181227/1548781973.html

2. Минсельхоз разместил информацию о состоянии развития конкуренция в АПК https://fas.gov.ru/news/27482

3. Страны-импортеры зерна из России (по объему), 2018 год [электронный ресурс]. URL: https://realnoevremya.ru/attachments/1179

4. Обзор сельского хозяйства. [электронный ресурс]. URL: https://www2.deloitte.com/content/dam/Deloitte/ru/Documents/research-center/obzor-rynka-selskogo-hozyajstva.pdf

5. Фудина, Е.В. Развитие сельского хозяйства и продовольственная безопасность России / Фудина Е.В.// Успехи современной науки. - 2015. - № 5. - С. 55-57.

6. Фудина, Е.В. Теоретические аспекты конкурентоспособности организации / Фудина Е.В. // Сборник статей III Всероссийской научно-практической конференции «Бухгалтерский учет, анализ, аудит и налогообложение: проблемы и перспективы». -2015. - С. 162-165.

Spisok literatury

1. Itogi goda: risuem kontury budushchego rossijskogo sel'skogo hozyajstva [elektronnyj resurs]. URL: https://ria.ru/20181227/1548781973.html

2. Minsel'hoz razmestil informaciyu o sostoyanii razvitiya konkurenciya v APK https://fas.gov.ru/news/27482

3. Strany-importery zerna iz Rossii (po ob"emu), 2018 god [elektronnyj resurs]. URL: https://realnoevremya.ru/attachments/1179

4. Obzor sel'skogo hozyajstva. [elektronnyj resurs]. URL: https://www2.deloitte.com/content/dam/Deloitte/ru/Documents/research-center/obzor-rynka-selskogo-hozyajstva.pdf

5. Fudina, E.V. Razvitie sel'skogo hozyajstva i prodovol'stvennaya bezopasnost' Rossii / Fudina E.V.// Uspekhi sovremennoj nauki. - 2015. - № 5. - S. 55-57.

6. Fudina, E.V. Teoreticheskie aspekty konkurentosposobnosti organizacii / Fudina E.V. // Sbornik statej III Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii «Buhgalterskij uchet, analiz, audit i nalogooblozhenie: problemy i perspektivy». - 2015. - S. 162-165.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.