УДК 339.13.024:631.155
ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ И РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКОВ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ В УСЛОВИЯХ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ
Д.С. НЕУЙМИН, кандидат экономических наук, доцент
A.В. БЕКЕТОВ, кандидат экономических наук, доцент
B.А. КУВШИНОВ, кандидат экономических наук, доцент
А.И. ТРУНОВ, кандидат экономических наук, доцент (e-mail: trunov_a_i@mgau.ru)
Мичуринский государственный аграрный университет, ул. Интернациональная, 101, Мичуринск, Тамбовская обл., 393760, Российская Федерация
Резюме. Развитие рынков сельскохозяйственной продукции напрямую связано с реализацией политики им-портозамещения. Отечественный рынок продовольствия характеризуется высокой импортозависимостью по некоторым продуктовым позициям. Важное значение имеет комплекс мер государственной поддержки и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции. Действующее продовольственное эмбарго внесло коррективы в сложившиеся логистические схемы поставок продовольствия и придало определенный импульс развитию отечественного АПК. Основное направление государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей -возмещение части процентной ставки по кредитам и займам. Недостаточное внимание уделяется поддержке инновационных технологий. Одно из главных направлений импортозамещения-увеличение производства видов продукции, которые в России производят в недостаточном количестве. За последние 5 лет возросла самообеспеченность Российской Федерации по таким видам сельскохозяйственной продукции, как зерно, картофель, мясо, яйца и овощи. По зерну и картофелю в 2014 г. отмечено превышение самообеспечения на 53,7 и 1,1 п.п., соответственно. В Тамбовской области достаточно эффективно используют меры государственной поддержки. В регионе реализуется ряд крупных инвестиционных проектов в сфере АПК по приоритетным отраслям растениеводства и животноводства. Решению задач импортозамещения способствует Государственная программа развития сельского хозяйства на 2013-2020 гг., которая направлена на увеличение конкурентоспособности отечественной аграрной продукции, активизацию научно-технического прогресса, укрепление экономической безопасности и развитие экономики сельского хозяйства, увеличение объемов производства. Ключевые слова: государственная поддержка, рынок, сельскохозяйственная продукция, импортозамещение, конкурентоспособность.
Для цитирования: Особенности государственной поддержки и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции в условиях импортозамещения /Д.С. Неуймин, А.В. Бекетов, В.А. Кувшинов, А.И. Трунов // Достижения науки и техники АПК. 2016. Т.30. №5. С. 12-15.
Сельское хозяйство - ключевая отрасль, обеспечивающая решение задач продовольственной безопасности государства, поэтому его развитие имеет первостепенное значение в условиях реализации политики импортозамещения. В свою очередь, сельскохозяйственная продукция формирует и насыщает отечественный рынок продовольствия, который отличается высокой импортозависимостью по ряду позиций. Мировой опыт наглядно показывает естественное стремление ведущих держав к достижению продовольственной независимости, которое осуществляется через комплекс мер государственной
поддержки и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции.
Действующие сегодня ограничительные меры на поставку продовольствия из некоторых стран дали определенный импульс для развития отечественного АПК и повышения конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции.
С учетом того, что при существующем уровне отечественного производства полное обеспечение населения продуктами питания невозможно, недостающие объемы завозят в Россию из-за границы. Структура и география импорта в последние годы претерпела значительные изменения. Продовольственное эмбарго внесло коррективы в сложившиеся логистические схемы поставок продовольствия, обострились проблемы инфраструктурного характера, в частности, нехватка мощностей по хранению и переработке продукции, прежде всего, в зерновой отрасли и садоводстве. Увеличение доли поставщиков из отдаленных стран привело к повышению цен на отдельные виды продукции. Девальвация рубля, повышение цен на удобрения, технику, семена, преимущественно импортного происхождения, удорожание кредитов серьезно осложнили ситуацию в АПК РФ. Задолженность сельского хозяйства в России превысила его годовую выручку и приблизилась к 2 трлн руб. Объем выданных кредитов близок к критическому и эксперты прогнозируют массовые банкротства. Наиболее уязвимы малый и средний бизнес - на грани разорения находятся 70-80% хозяйств. Наблюдается значительное сокращение оборотных средств у товаропроизводителей.
В этой связи цель наших исследований - рассмотрение особенностей и направлений государственной поддержки АПК, а также регулирования рынков продовольствия в современных экономических условиях для определения достигнутых результатов и анализа имеющихся проблем. Это необходимо с целью уточнения задач государственной поддержки аграрной сферы на современном этапе и обоснования направлений ее совершенствования.
Основные целии Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции и продовольствия на 2013-2020 гг. - обеспечение продовольственной независимости России в параметрах, заданных Доктриной продовольственной безопасности, ускоренное замещение импорта товарами, произведенными внутри страны и повышение конкурентоспособности российской сельскохозяйственной продукции на внутреннем и внешнем рынках. Решение этих задач подразумевается в результате реализации соответствующих программно-целевых мероприятий.
Особо отметим, что с 1 января 2015 г. действует подпрограмма «Развитие оптово-распределительных центров и инфраструктуры системы социального питания», которая предусматривает обеспечение сбыта сельскохозяйственной продукции, повышение ее товарности путем создания условий для сезонного
ягоды, томаты, лук, чеснок, сладкий перец, капуста, баклажаны, при этом необходимо ставить задачу модернизации действующих производств таким образом, чтобы увеличить ее выпуск;
продукция, которую в России не производят, но ее выпуск можно и нужно освоить в сжатые сроки, например, семенной и посадочный материал, корма, рыбные деликатесы, грибы, в этом направлении целесообразно создание новых современных импортозамещающих производств с гарантией конкурентоспособности, как минимум, на внутреннем рынке;
продукция, которую не производят, поскольку ее импортозамещение экономически невыгодно или невозможно в силу объективных причин, в частности, агроклиматических, например, экзотические фрукты, орехи, сахарный
рис. 1. Структура объемов финансирования и распределения средств по отдельным направлениям государственной поддержки АПК РФ в 2015 г. (по данным Министерства сельского хозяйства РФ), %: 1 - возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на уплату страховой премии (2,7%); 2 - возмещение части процентной ставки по кредитам и займам (51,5%); 3 - государственная поддержка отраслей животноводства (12,2%); 4 - государственная поддержка отраслей растениеводства (3,5%); 5 - оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводстве (13,9%); 6 - государственная поддержка малых форм хозяйствования (4,0%);
7 - государственная поддержка экономически значимых региональных программ (2,6%);
8 - техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие (0,7%); 9 - ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» (7,8%); 10 - ФЦП «Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения России на 2014-2020 годы» (1,0%).
хранения и подработки. Объем бюджетных ассигнований на ее реализацию до 2020 г. составляет почти 80 млрд руб.
В рамках Государственной программы объем поддержки сельского хозяйства в 2015 г. достиг 220,1 млрд руб., в том числе за счет средств федерального бюджета - 167,8 млрд руб., бюджетов субъектов РФ -52,3 млрд руб. (рис. 1).
Основное направление государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей - возмещение части процентной ставки по кредитам и займам, доля которого в 2015 г. составила 51,5%. Следует отметить, что эта статья расходов доминирует на протяжении десяти лет. Незначительные средства направляются на инновационное развитие, техническую и технологическую модернизацию - 0,7%. Недостаток внимания государства к этой сфере осложняет освоение инновационных технологий и достижений как отечественного, так и зарубежного научно-технического прогресса [1].
Стремление сделать страну продовольственно независимой заслуживает всесторонней поддержки. Полностью отказаться от импортной продукции невозможно, но научно-обоснованная, глубоко продуманная национальная программа
Таблица 1. Уровень самообеспечения основной сельскохозяйственной продукцией, %*
тростник, кофе, какао-бобы. Она всегда будет присутствовать в структуре импорта, размер которого может колебаться в зависимости от потребительского спроса и покупательской способности.
Наибольший интерес представляет собой первое направление, поскольку с помощью адресной государственной поддержки и мобилизации собственных ресурсов сельскохозяйственные товаропроизводители могут довести уровень самообеспечения такой продукцией до 100% (табл. 1). За последние 5 лет он увеличился по таким видам сельскохозяйственной продукции, как зерно, картофель, мясо, яйца и овощи. Причем по первым двум видам в 2014 г. отмечено превышение самообеспечения на 53,7 и 1,1 п.п. соответственно. Уменьшение производства молока обусловлено, в первую очередь, сокращением дойного поголовья. Самообеспечение мясом и овощами за 2005-2014 гг. увеличилось на 20,2 и 5,3 п.п. соответственно. В результате происходит постепенное насыщение рынка отечественным продовольствием и повышение спроса. В отдельных субъектах РФ (Воронежская обл., Ростовская обл., Свердловская обл. и др.) действуют меры поддержки региональных товаропроизводителей через
импортозамещения России необходима.
Импортозамещение сельскохозяйственной продукции подразумевает три основных направления:
продукция, аналоги которой производят в России в недостаточном количестве, например, говядина, плоды,
Вид продукции 2000 г. 2005 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. \2013 г. 2014 г.
Зерно 102,5 116,3 93 3 135,9 108,3 140,6 153,7
Мясо 67,0 62,6 72 2 74,0 76,1 78,5 82,8
Молоко 88,3 82,5 80 5 81,5 80,2 77,5 78,6
Яйца 97,5 98,7 98 3 98,0 98,0 98,0 97,6
Картофель 99,6 100,7 75 9 113,0 97,5 99,4 101,1
Овощи и продовольствен-
ные бахчевые культуры 85,6 84,9 80 5 93,2 88,7 88,2 90,2
* по данным Федеральной службы государственной статистики Достижения науки и техники АПК. 2016. Т. 30. № 5 _
розничную торговую сеть, направленные на стимулирование спроса.
Зачастую в теории и практике поддержка и регулирование агропродоволь-ственного рынка трактуются как вмешательство государства в экономические процессы с целью воздействия на развитие производства и решения продовольственной проблемы [2,3].
По мнению одних исследователей, государственная поддержка может эффективно стимулировать производство сельскохозяйственной продукции в том случае, когда ее оказывают экономически крепким производителям, умеющим работать. Другие подчеркивают, что существующие механизмы предоставления субсидий приводят к неоправданной их концентрации в экономически крепких хозяйствах, что не позволяет вывести из кризисной ситуации основную массу предприятий. Третьи обращают внимание на неоправданно высокий уровень государственной поддержки [4, 5].
Полагаем, что все мнения заслуживают внимания, но придерживаемся точки зрения о важной роли государства в формировании рынка сельскохозяйственной продукции на принципах совершенной конкуренции и функционирования эффективного механизма государственной поддержки.
Один из регионов, успешно реализующих политику импортозамещения в сфере продовольствия при государственной поддержке, - Тамбовская область, экономика которой имеет традиционную аграрную направленность. Регион находится в Центральном федеральном округе и отличается наличием благоприятных агроклиматических ресурсов для производства большей части основных видов сельскохозяйственной продукции.
Размер государственной поддержки аграрных предприятий Тамбовской области за период с 2006 г. по 2014 г. вырос в 13,4 раза, в частности, из федерального бюджета - в 13,6 раза, из регионального - в 12,8 раза. Соотношение объемов государственной поддержки за счет средств федерального и регионального бюджетов изменялось по годам. Минимальная доля федеральной государственной поддержки отмечена в 2007 г. (58,0%), максимальная - в 2012 г. (78,3%). Соответственно, доля средств из регионального бюджета варьировала от 42,0% - в 2007 г., до 21,7% - в 2012 г. В среднем за исследуемый период на поддержку из
рис. 2. Соотношение федеральной и региональной поддержки сельскохозяйственных организаций в Тамбовской области, %: ■ - региональная поддержка; щ - федеральная поддержка.
федерального бюджета приходилось 71,7%, из регионального - 28,3% (рис. 2).
Сумма затрат на производство продукции в сельскохозяйственных организациях Тамбовской области за 2006-2014 гг. выросла более чем в 5 раз и имеет тенденцию к дальнейшему увеличению. Наибольшая доля в их структуре приходится на материальные затраты, которые за период исследования увеличились на 5 п.п., и амортизацию (возросли на 5,9 п.п. в связи со значительным повышением стоимости основных фондов и реализацией масштабных инвестиционных проектов в АПК региона). Доля затрат на оплату труда за исследуемый период снизилась на 4,7 п.п. по причине сокращения численности работников (табл. 2).
На сегодняшний день в регионе реализуется ряд крупных инвестиционных проектов в сфере АПК, в том числе в сфере производства и переработки продукции животноводства:
строительство молочного комплекса в ОАО Ме-гаферма «Шереметьево» на 3300 коров (Пичаевский район);
строительство свиноводческого комплекса ООО «РАСК» с мощностью 10 тыс. т свинины в год (Рассказовский район);
строительство индюшачьей фермы, комбикормового завода и убойного производства в ООО «Тамбовская индейка» с проектной мощностью 40 тыс. т мяса индейки в год (Первомайский район);
строительство комплекса по производству мяса птицы в ОАО «Токаревская птицефабрика» мощностью 100 тыс. т мяса в год (Токаревский район);
строительство комплекса на 1200 гол. по выращиванию бычков в ООО «Жупиков» (Сосновский район).
Таблица 2. динамика состава и структуры затрат на производство сельскохозяйственной продукции организаций Тамбовской области
Состав затрат 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г.
Материальные затраты 63,1 65,2 64,7 61,0 62,3 63,0 66,7 67,0 68,1
Затраты на оплату труда 15,9 16,1 16,5 18,4 16,5 14,6 13,7 12,2 11,2
Отчисления на социальные
нужды 2,7 2,8 2,9 3,2 2,8 3,3 2,9 3,4 3,3
Амортизация 6,9 8,0 8,9 10,5 10,8 10,4 11,9 13,2 12,8
Прочие затраты 11,4 7,9 7,0 6,9 7,6 8,7 4,8 4,2 4,1
Итого по основному произ-
водству 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0
В сфере производства и переработки продукции растениеводства реализуются следующие проекты:
строительство современного масло-экстракционного производства на базе ОАО «Сабуровский комбинат хлебопродуктов» мощностью 500 т в сутки (Никифо-ровский район);
строительство элеваторов по 18 тыс. т в ООО «Брах-росагро» (Никифоровский район) и ООО «Тамбовские фермы» (Староюрьевский район);
реконструкция сахарного завода мощностью 20 тыс. т переработки свеклы в сутки и маслобойного завода для переработки до 3 тыс. т семян подсолнечника в сутки в ОАО «Юго-восточная агрогруппа» (Кирсановский район);
реконструкция и модернизация производства в ООО «Крахмалпродукт» с выходом на проектную мощность переработки 300 т кукурузы в сутки (Первомайский район) [6].
Реализация этих проектов предусматривает, в том числе, повышение конкурентоспособности предприятий АПК региона через механизмы государственной поддержки и регулирования отраслевых рынков.
Система государственной поддержки рынка сельскохозяйственной продукции направлена на поддержание доходности отечественных сельскохозяйственных товаропроизводителей, создание условий для реализации товаропроизводителями продукции по максимально возможным ценам. Увеличение доли российской продукции на внутреннем рынке позволит сгладить сезонное колебание цен и создать более благоприятные условия для экспорта. Конкурентная борьба между товаропроизводителями будет стимулировать поиск возможностей снижения себестоимости продукции и продвижения ее на рынок по более доступным для потребителей ценам [1].
В целом, государственная поддержка и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции в условиях поэтапно развивающегося импортозамещения направлена на решение следующих задач:
рост занятости населения и, как следствие, снижение безработицы и повышение уровня жизни;
увеличение конкурентоспособности отечественной продукции на внешнем и внутреннем рынках, в том числе благодаря повышению ее качества и экологической безопасности;
активизация научно-технического прогресса и уровня образования руководителей и специалистов сельского хозяйства;
укрепление экономической безопасности сельского хозяйства и страны;
повышение спроса на товары внутреннего производства;
расширение производственных мощностей сельскохозяйственных производств;
сохранение валютной выручки сельхозтоваропроизводителей внутри страны и, как следствие, рост валютных резервов и улучшение торгового баланса.
выводы. В результате осуществления комплекса мер государственной поддержки и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции в Российской Федерации удалось существенно снизить импор-тозависимость по отдельным продуктовым позициям, в частности, зерну, картофелю, мясу, яйцам и овощам, перейти к осуществлению масштабных инвестиционных проектов в АПК. В этой связи ключевой задачей остается самообеспечение по всем основным продуктовым позициям. В совершенствовании нуждаются действующие механизмы поддержки, в том числе, инфраструктурных проектов, развитие мощностей по хранению и переработке сельскохозяйственной продукции.
Литература.
1. Минаков И.А., Воропаев С.Н., Трунов А.И. Государственная поддержка отрасли садоводства // Вестник Мичуринского государственного аграрного университета. 2010. №1. С.111-113.
2. Минаков И.А., Кувшинов В.А. Эффективность и особенности государственной поддержки сельского хозяйства региона // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2010. №8. С. 28-30.
3. Экономика агропродовольственного рынка: учеб.пособие/под ред. И.А. Минакова. М.: ИНФРА-М, 2014. 232 с.
4. Арзамасцев А.Д., Напольских Д.Л., Гордеева Е.И. Государственное регулирование экономического и социального развития АПК // Вестник Поволжского государственного технологического университета. Серия: Экономика и управление. 2010. №1. С. 3-15.
5. Пазова М.З., Топсахалова Ф.М. Государственное регулирование и поддержка эффективного функционирования АПК регионов // Современные проблемы науки и образования. 2014. №2. С. 399.
6. Инвестиционный паспорт Тамбовской области. URL: http://www.invest-tambovregion.ru(дата обращения: 04.04.2016).
SPECIAL FEATuRES OF STATE SuPPORT AND REGuLATION OF MARKETS FOR AGRICuLTuRAL
products under conditions of import substitution
D.S. Neuymin, A.V. Beketov, V.A. Kuvshinov, A.I. Trunov
Michurinsk State Agrarian University,ul.Internatsional'naya, 101, Michurinsk, Tambovskaya obl., 393760, Russian Federation Summary. The development of markets for agricultural products is directly related to the implementation of the import substitution policy. The domestic food market has a high import dependence on certain grocery items. The complex of measures of state support and regulation of agricultural products markets is important. The current food embargo has made adjustments in the current logistics scheme of deliveries of food and gives a certain impulse to development of domestic agriculture. The main direction of state support of agricultural producers is a refund of interest on credits and loans. Insufficient attention is paid to supporting innovative technologies. One of the main directions of import substitution is an increase in the production of such products, which analogues are produces in Russia in insufficient quantities. Over the past five years, self-sufficiency of the Russian Federation increased on such agricultural products as grain, potatoes, meat, eggs and vegetables. Grains and potatoes increased self-sufficiency in 2014 by 53.7 and 1.1 percentage points respectively. In Tambov region the measures of state support are used effectively enough. The region implemented a number of major investment projects in the agribusiness sector in the priority sectors of crop and livestock production. The State program of agriculture development for 2013-2020 years is contributes to achieving the objectives of import substitution. The implementation of the State program is directed to the competitiveness of domestic agricultural products, activation of scientific and technological progress, strengthen the economic security and development of the rural economy, the increase in production volumes.
Keywords: state support, market, agricultural products, import substitution, competitiveness.
Author Details: D.S. Neuymin, Cand. Sc. (Econ.), assoc. prof.; A.V. Beketov, Cand. Sc. (Econ.) , assoc. prof.; V.A. Kuvshinov, Cand. Sc. (Econ.), assoc. prof.; A.I. Trunov, Cand. Sc. (Econ.), assoc. prof., (e-mail: trunov_a_i@mgau.ru).
For citation: Neuymin D.S., Beketov A.V., Kuvshinov V.A., Trunov A.I. Special Features of State Support and Regulation of Markets for Agricultural Products under Conditions of Import Substitution. Dostizheniya naukii tekhnikiAPK. 2016. V.30. No 5. Pp. 12-15 (In Russ.).