УДК 378.14
НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ Я-КОНЦЕПЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
© 2019 А. А. Жданов
старший преподаватель кафедры специальной психологии и коррекционной педагогики e-mail: sanych @bk.ru
Россия, Курск, ФГБОУ ВО «Курский государственный университет»
В статье рассматриваются основные подходы к определению понятия «Я-концепция», её структура, взаимосвязь с профессиональным становлением личности. Описаны варианты организации работы по развитию Я-концепции обучающихся дефектологического факультета в образовательном процессе вуза.
Ключевые слова: личность, самосознание, Я-концепция, профессиональное образование, профессиональное развитие, профессиональная подготовка.
По мнению Н.С. Пряжникова, одним из центральных моментов становления профессионала является развитие и формирование профессионального самосознания. Самосознание - это целостный процесс осознания человеком себя и внешнего мира, который характеризуется следующими признаками: во-первых, оно охватывает внутренние психические процессы, проявляющиеся в разнообразных и противоречивых внешних проявлениях посредством механизма обобщения и приводит их к интеграции; во-вторых, оно сознает собственное единство; в-третьих, осознает собственную идентичность; в-четвертых, осознает отличность своего Я от остального мира [Пряжников 1999].
Термин «самосознание» во многом близок терминам «образ Я», «Я-образ», «идентичность», «самоотношение», «Я-концепция» и др. Все они взаимосвязаны, хотя их соотношение и значимость в разных научных подходах неодинаковы. При этом все чаще понятие «Я-концепция» рассматривается более общим по отношению к другим. В.С. Агапов отмечает, что, с одной стороны, самосознание является компонентом структуры Я-концепции, с другой - Я-концепция является итоговым продуктом сознания, самосознания и бессознательного [Агапов 1999].
Я-концепция - это интегральное, ядерное образование личности, которое представляет собой всю совокупность представлений индивида о себе, имеет сложную структуру и оказывает влияние на его поведение и межличностные взаимоотношения. По мнению В.С. Агапова, Я-концепция выступает в качестве санкционирующего механизма по отношению к себе и внешнему миру. Частично существует и в бессознательной сфере. Связывает качества личности в отношении себя и внешнего мира в прошлом, настоящем и будущем. С ней согласуются чувства и эмоции, поступки и поведение, психологическое здоровье, ожидания и успех в практической деятельности личности. Многочисленные исследования показывают, что наличие позитивной Я-концепции, является необходимым условием положительного развития и социальной адаптации. Важно, чтобы её формирование происходило не посредством упрощенных схем (демонстрация силы, моды, приверженность к молодежным течениям, деструктивным группам и т.д.), а через осознание молодым человеком своих возможностей с целью их дальнейшего развития [Агапов 1999].
Раздел 4. РАЗВИТИЕ ПАРТНЕРСТВА В РЕШЕНИИ АКТУАЛЬНЫХ ЗАДАЧ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ В ОБЛАСТИ СПЕЦИАЛЬНОГО И ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В соответствии с принятыми в современных работах представлениями о феномене Я-концепции как установочной системе (Р. Бернс, И.С. Кон, В.А. Ядов), в ней можно выделить:
1) когнитивную составляющую, которая отражает основные характеристики нашего привычного самовосприятия, самопознания. Когнитивная составляющая Я-концепции - это представления индивида о самом себе. Эти представления, как правило, кажутся нам убедительными независимо от того, основываются ли они на объективном знании или субъективном мнении, являются ли они истинными или ложными. Конкретные способы самовосприятия, ведущего к формированию образа Я, могут быть самыми разнообразными;
2) оценочную (аффективную) составляющую, включающую самоуважение, уверенность в себе, уровень притязаний, самооценку. Как отмечает Бернс, в попытках себя охарактеризовать, как правило, присутствует сильный личностный, оценочный момент. То есть Я-концепция - это не только констатация, описание черт своей личности, но и вся совокупность их оценочных характеристик и связанных с ними переживаний. Даже такие на первый взгляд объективные показатели, как рост или возраст, могут для разных людей иметь разное значение, обусловленное общей структурой их Я-концепции;
3) поведенческую составляющую, характеризующуюся развитым самоконтролем, эмоциональной устойчивостью, стремлением к самопреобразованию. Поведенческая составляющая Я-концепции - это демонстрируемое индивидом поведение. Хорошо известно, что люди не всегда ведут себя в соответствии со своими убеждениями. Нередко прямое, непосредственное выражение установки в поведении модифицируется или вовсе сдерживается в силу его социальной неприемлемости, нравственных сомнений индивида или его страха перед возможными последствиями [Бернс 1986; Кон 1984]. Всякая установка - это эмоционально окрашенное убеждение, связанное с определенным объектом. Особенность Я-концепции как комплекса установок заключается лишь в том, что объектом в данном случае является сам носитель установки. Благодаря этой самонаправленности все эмоции и оценки, связанные с образом Я, являются очень сильными и устойчивыми.
Н.Б. Казначеева отмечает, что Я-концепция находится в тесной взаимосвязи с профессиональными представлениями студента, с формирующимся в его сознании образом профессионала, а условием успешной профессиональной реализации является самооценка (оценочный компонент Я-концепции) [Казначеева 2006].
Многие психологи (А.М. Прихожан, А.А. Реан, В.В. Столин), касающиеся темы «Я», подчеркивают его полимодальность. Среди модальностей «Я» отдельно выделяют Я-профессиональное, или профессиональную Я-концепцию (А.А. Реан), или профессиональную идентичность (Э. Эриксон), что определяется как представление личности о себе в качестве профессионала и предоставляет ей возможность добиться самоактуализации в выбранной профессии. Однако многие молодые люди с трудом соотносят себя с будущей специальностью, не полностью осознают свои возможности, часто имеют неадекватную самооценку и не всегда четко представляют свою профессиональную жизнь, что естественно создает сложности в освоении учебного материала [Реан 1999; Белопольская и др. 2007].
Ю.П. Поваренков при изучении общих закономерностей профессионального становления юношей приходит к выводу, что студент-первокурсник до определенного момента продолжает ощущать себя школьником, оценивая с этой позиции все происходящее. Ему еще неуютно и непривычно в роли студента. Во многом это связано, по мнению ученого, с отсутствием адекватной Я-концепции, то есть плохим
Жданов А. А. Направления развития Я - концепции обучающихся дефектологического факультета в процессе подготовки к профессиональной деятельности
пониманием себя, своих возможностей, ценностей, желаний, характера. Следовательно, одним из эффективных путей воспитания профессионала (особенно на начальных этапах обучения) может стать развитие и формирование Я-концепции личности молодых людей. К тому же исследователи самых различных школ и направлений сходятся в том, что развитие её отдельных компонентов происходит наиболее ярко в юношеском возрасте, а некоторые даже признают этот период сензитивным для формирования целостного самосознания личности [Самосознание и защитные механизмы личности 2008].
На данный момент уже существуют работы, посвященные этой проблематике (О.Б. Дутчина, Н.Б. Казначеева), разработаны программы и системы занятий. Но сложнее стоит вопрос с их внедрением. Кто в конкретном учебном заведении должен проводить подобные занятия, как они будут соотноситься с учебным планом и на какой основе проходить? Эти вопросы, конечно, проще решить для обучающихся не технических специальностей, а психолого-педагогических, где прохождение тренингов самопознания может быть частью профессиональной подготовки. Однако создание системы таких занятий не только возможно, но и необходимо, так как это будет помогать юношам и девушкам формировать представление о себе, о своем будущем, о профессиональной деятельности, а также может выступать в качестве профилактики появления профессиональных деструкций личности и кризисов профессионального становления [Дутчина 2004; Казначеева 2006].
В рамках образовательного и воспитательного процесса на дефектологическом факультете нам видятся следующие возможности организации работы по развитию Я-концепции обучающихся:
1. Тренинги личностного и профессионального роста в рамках работы Psy-Laboratorium.
2. Разработка программ повышения квалификации для обучающихся дефектологического факультета, составной частью которых выступали бы занятия по самопознанию.
3. Пересмотр содержания программ практик. Расширение спектра заданий на практику, чтобы обучающиеся могли оценить свою успешность в различных видах деятельности.
По мнению Э.Ф. Зеера, частой причиной профессиональных деструкций являются первые трудности при начале самостоятельной профессиональной жизни. Как правило, они возникают в результате плохого осознания себя и своих способностей. И одним из направлений преодоления и профилактики профессиональных деструкций является прохождение тренингов личностного и профессионального роста, составной частью которых в том числе являются упражнения на самопознание [Зеер 2006]. Это еще один аргумент в пользу создания условий для развития профессионального Я обучающихся и их Я-концепции в целом.
Библиографический список
Агапов B.C. Становление Я-концепции личности: теория и практика. М.: Институт молодежи, 1999. 164 с.
Белопольская Н.Л., Иванова С.Р., Свистунова Е.В., Шафирова Е.М. Самосознание проблемных подростков. М.: Ин-т психологии РАН, 2007. 332 с.
Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Прогресс, 1986. 422 с.
Дутчина О.Б. Психологические условия и средства развития позитивной Я-концепции личности студента: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Иркутск, 2004. 30 с.
Зеер Э.Ф. Психология профессий. М.: Академ. проспект, 2006. 336.
Раздел 4. РАЗВИТИЕ ПАРТНЕРСТВА В РЕШЕНИИ АКТУАЛЬНЫХ ЗАДАЧ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ В ОБЛАСТИ СПЕЦИАЛЬНОГО И ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Казначеева Н.Б. Я-образ и образ профессионального психолога в сознании студентов [Электронный ресурс]: дис. ... канд. психол. наук. СПб.: РГБ, 2006.
Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание. М.: Политиздат, 1984.
335 с.
Реан А.А. Психология изучения личности: учеб. пособ. СПб.: Изд-во В.А. Михайлова, 1999. 288 с.
Пряжников Н.С. Теория и практика профессионального самоопределения: учеб. пособие. М.: МГППИ, 1999. 97 с.
Самосознание и защитные механизмы личности: хрестоматия / ред.-сост. Д.Я. Райгородский. Самара: Бахрах-М, 2008. 656 с.