Вестник Института экономики Российской академии наук
6/2013
ЗАРУБЕЖНАЯ ЭКОНОМИКА
Л СЫРКОВ кандидат экономических наук, профессор Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова
Т. КУЛИ-ЗАДЕ аспирант Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова
НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В ФИНАНСОВОЙ СФЕРЕ СТРАН СНГ
Рассматриваются интеграционные процессы в банковской и валютной системах стран СНГ, в биржевой торговле финансовыми активами, формировании единой расчетно-платежной системы. Исследуются возможные направления развития процессов финансовой интеграции, формулируется ряд предложений, направленных на стимулирование интеграционных процессов в финансовой сфере стран Содружества.
Ключевые слова: финансовая интеграция, СНГ, финансовая сфера, взаимная торговля, объединенная платежная система.
Классификация JEL: F15, F21, G15.
Интерес к изучению научно-теоретических и практических аспектов экономической интеграции обусловлен объективной тенденцией к усилению взаимосвязи и взаимовлияния национальных экономик и финансовых рынков в условиях глобализации, а также значимостью ее воздействия на социально-экономические условия и уровень жизни населения участвующих в интеграции стран. Кроме того, уже накоплен значительный практический опыт реализации интеграционных программ в различных регионах мира, что позволяет проанализировать как позитивные, так и негативные фактические результаты и учесть их в дальнейшем.
Интеграционные процессы, развиваясь постепенно, реализуются, как правило, в следующих основных формах: зона свободной торговли, таможенный союз, общий рынок товаров, капитала и рабочей
силы, экономический и валютный союз. Переход от одной формы к другой требует времени и формирования определенных условий.
Необходимость и возможность развития интеграционных процессов на постсоветском пространстве обусловлена не только объективными закономерностями, но и рядом внешних и внутренних предпосылок. Ресурсная и производственная взаимодополняемость национальных экономических систем, унаследованная от социалистического прошлого, требует сохранения общего рынка сбыта продукции. Общность исторических, социально-культурных корней и территориальная близость активизируют потенциал межнационального взаимодействия, особенно на приграничных территориях (табл. 1).
Таблица 1
Макроэкономические показатели развития экономики государств - членов СНГ
Государства -члены СНГ Темп роста ВВП,% ВВП на душу населения, долл.* Доля ВВП каждого из государств СНГ в их общем ВВП, %** Дефицит (профицит) госбюджета (% к ВВП) Совокупные активы банковского сектора к ВВП
2000-2008*** 2011 2011 2010 2010 2010
Азербайджан 18,1 0,1 6832 2,7 -0,9 32,0
Армения 12,4 4,6 3033 0,5 -5,0 44,5
Беларусь 8,6 5,3 5881 2,8 -2,6 78,3
Казахстан 9,5 7,5 10694 7,6 9,7 55,1
Кыргызстан 4,4 5,7 1070 0,2 -5,1 27,6
Молдова 6,3 6,4 1969 0,3 -2,5 58,8
Россия 6,7 4,3 12993 75,5 -3,5 75,2
Таджикистан 8,6 7,4 831 0,3 +0,4 -
Узбекистан 6,6 8,3 1572 2,0 - -
Украина 7,2 5,2 3621 7,1 - 114,9
* В номинальном выражении. ** С учетом Туркменистана (1,0%). *** Среднегодовой темп роста.
Источник: составлено автором по данным: Социально-экономическое развитие и торгово-экономические отношения государств - членов Содружества Независимых Государств в I квартале 2012 г. М., 2012; Мониторинг основных целевых макроэкономических показателей развития экономики государств - членов СНГ. М.: СНГ СТАТ, 2011; Банковская система Украины: результаты деятельности в 2011 г. // Украинское кредитно-рейтинговое агентство (УКРА), 2012.
Между тем различия в уровнях экономического и социально-политического развития стран СНГ (см.табл.1) могут стать непреодолимым препятствием при переходе к более развитым формам экономической интеграции. Об этом недвусмысленно свидетельствует опыт ЕС.
Несмотря на то что территория СНГ в пять раз крупнее Евросоюза, банковские системы государств Содружества по размеру суммарных активов меньше любого одного крупного банка, входящего в первую двадцатку банков мира.
Россия доминирует в СНГ по большинству ключевых параметров - на нее приходится 75,5% совокупного ВВП Содружества. Наибольший удельный вес в общем объеме взаимной торговли стран СНГ также приходится на Россию - 42,6 % общего объема взаимной торговли. Доля Украины составляет 22,2%, Беларуси -19,5%, а Казахстана - 11,0%1 (табл. 2).
Таблица 2
Доля взаимной торговли государств - членов СНГ и доля их торговли со странами дальнего зарубежья в общих объемах экспортно-импортных операций, %
Государства -члены СНГ Экспорт Импорт
В государства СНГ В страны дальнего зарубежья Из государств СНГ Из стран дальнего зарубежья
I кв. 2011 I кв. 2012 I кв. 2011 I кв. 2012 I кв. 2011 I кв. 2012 I кв. 2011 I кв. 2012
Азербайджан 15,7 4,1 84,3 95,9 32,5 25,8 67,5 74,2
Армения 17,4 18,5 82,6 81,5 32,1 32,2 67,9 67,8
Беларусь 51,4 43,5 48,6 56,5 59,6 70,8 40,4 29,2
Казахстан 18,5 12,8 81,5 87,2 56,6 51,2 43,4 48,8
Кыргызстан 25,7 55,1 74,3 44,9 49,4 54,1 50,6 45,9
Молдова 37,2 39,8 62,8 60,2 37,4 37,7 62,6 62,3
Россия 16,7 14,3 83,3 85,7 15,6 14,2 84,4 85,8
Таджикистан 11,8 12,4 88,2 87,6 59,7 54,7 40,3 45,3
Узбекистан 31 45,1 69 54,9 43,1 38,8 56,9 61,2
Украина 36,1 38,2 63,9 61,8 49,7 45,3 50,3 54,7
Всего по государствам - члены СНГ 20,5 17,8 79,5 82,2 30,3 29,1 69,7 70,9
Источник: составлено автором по данным «Социально-экономическое развитие и торгово-экономические отношения государств - члены Содружества Независимых Государств в I квартале 2012 г. // Материалы Исполнительного комитета СНГ. М., 2012.
1 Социально-экономическое развитие и торгово-экономические отношения государств - членов Содружества Независимых Государств в I квартале 2012 г. Материалы исполнительного комитета СНГ. М., 2012.
Что касается финансовой интеграции стран СНГ, то в настоящее время она развивается на двух уровнях: на межгосударственном и на уровне частных бизнес-структур. При этом основной проблемой, на наш взгляд, является стремление искусственно ускорить этот процесс, не создав для него необходимых условий и предпосылок. Наднациональные элементы интеграционной системы в своем развитии несколько опережают степень трансграничного взаимодействия рыночных структур, тогда как основной движущей силой интеграции являются интересы и потребности основных членов экономических и финансовых отношений стран Содружества.
На пути развития таких форм экономического сотрудничества хозяйствующих субъектов стран СНГ, как участие в акционерном капитале промышленных предприятий и объектов финансовой инфраструктуры, создание совместных предприятий, выкуп акций предприятий в счет погашения долга и др., существуют серьезные препятствия, как в части законодательства, так и в деятельности государственных регулятивных органов государств Содружества.
Российские банки весьма активно осваивают экономическое пространство наиболее развитых стран СНГ, прежде всего Казахстана, Беларуси и Украины. Выбор именно этих стран определяется сходным уровнем экономического развития, высокой степенью интегри-рованности экономик, значительной степенью корреляции основных макроэкономических показателей этих стран и России. Их банковские системы проходят аналогичные этапы развития, что и банковский сектор России, но с отставанием на 3-5 лет, что дает российским банкам определенные преимущества. На Россию приходится наибольший удельный вес зарубежных банковских инвестиций в регионе - 54%. При этом страны СНГ характеризуются незначительным числом банков, что затрудняет их поглощение2. Так, в Казахстане имеется 34 действующих банка, в Украине - 176, а в Беларуси - 31.
На наш взгляд, финансовая интеграция представляет собой форму организации эффективного межнационального взаимодействия денежно-кредитных, бюджетных и валютных систем заинтересованных стран в целях повышения уровня их социально-экономического развития. Региональную финансовую интеграцию можно рассматривать и как один из способов, с одной стороны, коллективного использования выгод глобализации, а с другой - противостояния ее негативным тенденциям. Результатом региональной интеграции может быть как открытие финансовых рынков (для других стран - членов интегра-
2 КрыловаЛ.В. Транснационализация российского банковского капитала // Финансы и кредит. 2009. № 47. С. 27.
ционной группировки), так и закрытие (для третьих стран) с целью предотвращения возможных внешних кризисных воздействий3.
Финансовая интеграция предполагает:
- согласованность и координацию денежно-кредитной и бюджетной политики стран-членов;
- открытость финансовых рынков;
- формирование эффективной расчетно-платежной системы на единой технологической платформе, обслуживающей трансграничные операции в национальных валютах стран-членов;
- гармонизацию налогового и валютно-финансового законодательства.
Данные факторы обеспечивают необходимые условия для ускоренного расширения многостороннего экономического и финансового взаимодействия непосредственных членов интеграционных процессов и для формирования механизмов, обеспечивающих возможность перехода к более развитым формам интеграции.
В настоящее время существует разрыв между степенью развития торгового сотрудничества и финансового взаимодействия в рамках СНГ. Имея достаточно устойчивые и развитые связи в области внешней торговли (см. табл. 2), страны СНГ характеризуются значительными различиями в области финансовой инфраструктуры, принципах функционирования платежных систем.
В расчетах по обслуживанию взаимной торговли России со странами СНГ доля российского рубля составляет в среднем около 40%. По СНГ в целом суммарный объем направленных и полученных платежей в 2009 г. составил 63,7 млрд долл., из которых 40,9% пришлось на российский рубль, 50,3% - на доллар США, 8,1% - на евро, на долю остальных валют - менее 1%4.
В 2011г. валютная структура платежей стран СНГ выглядела следующим образом: доля российского рубля составила 41%, доля доллара США - 50%, доля евро - 8%. Доли других валют в совокупности в общем объеме платежей составили 1%.
Таким образом, страны СНГ широко используют в расчетах между странами-членами ведущие свободно конвертируемые валюты. Данная практика не отвечает потребностям развития экономического сотрудничества стран СНГ, повышает издержки и риски членов меж-странового экономического взаимодействия. Развитие интеграции
3 Головнин М.Ю., Абалкина А.А. Финансовая интеграция в Европе и Азии // Информационно-аналитический бюллетень Центра проблем интеграции ИМЭПИ РАН. 2005. № 2. С. 26.
4 ХомяковаЛ.И. Особенности экономической интеграции стран СНГ в валютной сфере. // Банковское дело. 2011. № 10. С. 43.
в финансовой и экономической сферах предусматривает необходимость расширения использования национальных валют, прежде всего российского рубля во взаимных расчетах государств СНГ.
Проведение взаимных расчетов в национальных валютах сдерживается значительными различиями в организации функционирования национальных платежных систем и фрагментацией биржевого пространства стран СНГ. Существуют операционные и налоговые сложности, особенности денежных переводов, которые ограничивают работу нерезидентов и трансграничные перечисления. При этом, помимо взаимных платежей по внешнеэкономическим сделкам, ежегодно около 30 млн граждан СНГ пересекают национальные границы, имея на руках порядка 15-16 млрд долл. Создание единой платежно-расчетной системы позволит вовлечь в платежный оборот эти средства на базе использования банковских платежных карт.
Определенные успехи достигнуты в работе Межгосударственного банка по развитию объединенной платежно-расчетной системы Содружества на основе использования национальных валют с участием платежных систем шести стран: Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана и России. Проведение трансграничных платежей через объединенную платежно-расчетную систему тесно увязано с процессом осуществления внутренних переводов через платежные системы этих стран. Технология трансграничных платежей предусматривает использование коммерческими банками счетов Межгосударственного банка, открытых в национальных центральных банках стран СНГ. После поступления денежных средств от коммерческого банка на счет Межгосударственного банка в центральном (национальном) банке страны плательщика Межгосударственный банк проводит конверсию средств и перечисляет их на свой счет в центральном (национальном) банке страны получателя платежа.
Сложности при проведении расчетов могут возникнуть из-за различия стандартов и форматов платежных поручений в международной системе SWIFT и национальных платежных системах, в том числе и в Российской Федерации. Унификация стандартов банковских электронных срочных платежей, применяемых Банком России, со стандартами, принятыми в рамках системы SWIFT, обеспечит их интеграцию с международными системами расчетов в режиме реального времени.
Серьезный импульс развитию интеграционных процессов в рамках СНГ и расширению использования рубля во взаимных расчетах могли бы дать специально разработанные государственные программы страхования и гарантирования экспорта и экспортных банковских кредитов. Для российских экспортеров продукции в страны СНГ это позволит расширить сбыт и оптимизировать цены за счет снижения рисков, что будет содействовать росту конкурентоспособности национальных
товаров, прежде всего несырьевого экспорта, и увеличению их доли во взаимной торговле государств - членов СНГ.
Усилению роли рубля в качестве одной из валют взаимных расчетов стран СНГ и развитию процессов финансовой интеграции будет способствовать также объединение биржевых финансовых рынков и создание единой торговой и клиринговой инфраструктуры. В настоящее время проводится работа по созданию интегрированного валютного рынка стран СНГ на базе объединения электронных торговых сетей бирж заинтересованных стран.
В 2009 г. Группой ММВБ были созданы условия для доступа к торгам на ЕТС банков из Казахстана, Беларуси, Кыргызстана и Таджикистана, т.е. стран, присоединившихся к Соглашению о сотрудничестве в области организации интегрированного валютного рынка государств -членов ЕврАзЭС от 25 января 2006 г. В настоящее время на биржевом валютном рынке ММВБ проходят торги валютами стран СНГ - белорусскими рублями, казахскими тенге и украинскими гривнами. 7 февраля 2013 г. Московская биржа открыла прямой доступ к биржевому валютному рынку банкам-резидентам стран Евразийского экономического сообщества.
Для увеличения торгового оборота и расширения участия нерезидентов из стран СНГ в биржевых торгах целесообразно введение частичного депонирования торгуемых валют, постепенное расширение их перечня с учетом возможного спроса со стороны членов и сокращение сроков расчетов по торгуемым валютным парам с расчетов «завтра» на условие «сегодня».
Дальнейшее развитие интеграционных процессов на финансовых рынках стран СНГ крайне важно увязать с созданием в России Международного финансового центра. Его основой может стать недавно созданная путем объединения бирж ММВБ и РТС Московская биржа. На этой основе возможно формирование регионального рынка какого-либо финансового инструмента, например, рынка государственных и корпоративных облигаций, поскольку на ММВБ основная масса торгуемых бумаг - это облигации. А для привлечения иностранных инвесторов и эмитентов на биржевой фондовый рынок России, помимо прочих условий, необходимо признание иностранных лицензий брокеров и депозитариев и обеспечения им прямого входа на рынок.
Сегодня объединенная биржа Группа ММВБ-РТС представляет собой интегрированную торгово-расчетную структуру, предоставляющую возможность российским и иностранным инвесторам осуществлять операции на фондовом, валютном и срочном рынках. Организаторами торгов в рамках Группы являются ОАО «ММВБ-РТС» и ЗАО «ФБ ММВБ». Расчеты и депозитарное обслуживание осуществляется НКО ЗАО «Национальный депозитарный центр» и ЗАО «Депози-
тарно-Клиринговая Компания», НКО «Расчетная палата РТС». Клиринговые услуги оказывают ЗАО «Клиринговый центр РТС» и ЗАО «Национальный клиринговый центр»5.
Объединение РТС и ММВБ в Группу «Московская Биржа» создало крупнейшую региональную биржу на пространстве СНГ и Центральной Азии. На фоне увеличения капитализации снизятся издержки акционеров по привлечению капитала, повысится оценочная надежность такой единой биржи, ее финансовые и функциональные возможности, в том числе за счет создания единого депозитария и единого пула ликвидности.
Целесообразно сосредоточить усилия на развитии многосторонних отношений между финансовыми институтами - банками, страховыми компаниями и, особенно, валютными и фондовыми биржами, формируя импульсы интеграции «снизу». Биржи стран СНГ, и в первую очередь России, могут стать ключевым фактором развития интеграционных процессов в финансовой сфере.
Литература
1. Балацкий Е. Иностранный сектор в экономике России // Капитал страны. Федеральное интернет издание. 25.04.2011.
2. Белоус Т. Прямые иностранные инвестиции в России: плюсы и минусы // Мировая экономика и международные отношения. 2003. №9. С. 60-66.
3. Караваев В. Инвестиции поданы // Прямые инвестиции. 2007. №3 (59). С. 20-21.
4. Кукла М. О влиянии прямых иностранных инвестиций на реальный сектор национальной экономики // Российское предпринимательство. 2008. № 5. С. 50-55.
5. Международные процессы. 2005. № 3 (9). С. 107-115.
6. Орешкин В. Иностранные инвестиции в России как фактор экономического развития: реалии, проблемы, перспективы // Инвестиции в России. 2002. №10. С. 11-15.
7. Пискунов М. Прямые иностранные инвестиции как фактор конкурентоспособности и интересы России. 2002. №10. С. 16-20.
8. Хейфец Б. Пути активизации экономического взаимодействия России со странами БРИКС. М: ИЭ РАН. 2013.
9. Российский статистический ежегодник. Федеральная служба государственной статистики. 2010; 2011; 2012.
10. Россия в цифрах. Краткий статистический сборник. ФСГС, М., 2011; 2012.
5 См.: http://rts.micex.ru.