Валютно-финансовая интеграция
Удк 339.7 (47+57)
возможности и перспективы интеграции стран снг в финансовой сфере
М. В. ПЕТРОВ, кандидат экономических наук, доцент кафедры международных валютно-кредитных отношений E-mail: [email protected] Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации
Д. Е. ПЛИСЕЦКИЙ, кандидат экономических наук, старший научный сотрудник E-mail: [email protected] Институт экономики РАН
В статье рассмотрены особенности формирования финансовых рынков стран СНГ, характер и проблемы развития интеграционных процессов в финансовой сфере Содружества независимых государств, а также возможности построения в перспективе единого рынка финансово-банковских услуг.
Ключевые слова: СНГ, интеграция, региональный рынок, межгосударственное сотрудничество, перелив капитала, экспансия, финансовый центр, банки, кредит, валютные ограничения, гармонизация, законодательство.
Ускорение интеграционных процессов в СНГ и создание его участниками единого экономического пространства невозможны без существенного расширения взаимодействия государств Содружества в валютно-финансовой сфере и построения в перспективе общего регионального рынка финансово-банковских услуг. Решение этой стратегической за-
дачи требует реализации на уровне СНГ широкого комплекса мер:
— либерализации и гармонизации валютно-финансового законодательства стран-участниц;
— совершенствования механизмов защиты прав инвесторов;
— сближения стандартов регулирования банковского сектора;
— интеграции инфраструктуры фондового рынка;
— организации единых рынков важнейших видов ценных бумаг, включая государственные и корпоративные облигации.
Осуществление указанных мер имело бы мощный двойной эффект, способствуя как дальнейшему сближению государств Содружества, так и формированию в них конкурентоспособных сбалансированных национальных финансовых систем, обеспечивающих надежную основу для их устойчивого экономического роста.
38
финансы и кредит
Формирование финансовых рынков стран Содружества. Почти за 20 лет, прошедших после распада СССР, в государствах СНГ сформировались национальные экономики, а в их рамках — собственные финансовые системы. И если структура реального сектора была в основном унаследована странами от Советского Союза, то финансовый сектор в период перехода к рынку фактически создавался в них с «нуля» с учетом международного опыта в этой области, включая практику соседних государств. В связи с этим финансовые системы стран Содружества имеют определенное структурное сходство, хотя и существенно различаются по масштабам, динамике развития и зрелости своих ключевых сегментов.
При выборе между англо-американской моделью построения системы финансового посредничества в экономике, в которой ведущую роль играют фондовые рынки, и германо-японской моделью, основанной на доминировании банковского капитала, все страны СНГ выбрали второй вариант, предъявляющий меньшие требования к уровню развития институциональной инфраструктуры. Это определило центральное значение банковского сектора в финансовой системе государств СНГ.
По данным экспертов, совокупные банковские активы стран СНГ в 2009 г. составили 1,2 трлн долл, собственный капитал — 175 млрд долл. Наиболее развит банковский сектор в России, на который по итогам прошлого года приходилось почти 80 % общих активов и более 87 % капитала банков СНГ Достаточно крупными банковскими системами располагают также Украина и Казахстан. В других странах СНГ их масштабы относительно невелики (табл. 1).
Для многих стран СНГ характерно наличие большого, зачастую явно избыточного количества кредитных организаций, вследствие чего ресурсы их банковского сектора оказываются распыленными среди множества мелких и средних банков (табл. 2). В результате во всех государствах СНГ, за исключением Казахстана, средний размер активов кредитных институтов составлял в 2009 г. менее 1 млрд долл.
Между банковскими секторами стран СНГ существуют серьезные различия по структуре собственности. В некоторых государствах банковский сектор традиционно контролируется государством. В частности, в Беларуси его доля в совокупном капитале национальных кредитных организаций в 2009 г. превышала 70 %, в Узбекистане — 80 %. В то же время в таких странах, как Украина, Армения, Кыргызстан, Молдова, Таджикистан его размер
Таблица 1
Совокупные активы и собственный капитал банковского сектора стран СНГ в 2008—2009 гг., млрд долл.
Страна Активы Собственный капитал
2008 2009 2008 2009
Россия 953,4 973,1 129,7 152,8
Азербайджан 12,8 14,5 2,1 2,5
Армения 3,3 3,5 0,8 0,7
Беларусь 28,8 29,5 5,1 5,2
Казахстан 98,4 77,9 12,3 -6,6*
Кыргызстан 1,4 1,5 0,3 0,3
Молдова 3,8 3,2 0,6 0,6
Таджикистан 1,8 315 0,2
Узбекистан 8,6 10,4 1,5 2,0
Украина 126,4 110,2 15,8 17,0
Все страны СНГ 1 244,1 1 223,9 169,5 174,8
*Отрицательный собственный капитал, ставший результатом значительных убытков, понесенных казахскими банками в 2009 г.
Таблица 2
Институциональные характеристики банковского сектора стран СНГ в 2008-2009 гг.
Количество Средние активы одного
Страна банков, ед. банка, млн долл.
2008 2009 2008 2009
Россия 1 058 1 007 901 966
Азербайджан 46 46 279 316
Армения 22 22 152 160
Беларусь 31 31 929 951
Казахстан 37 38 2 660 2 050
Кыргызстан 22 22 63 70
Молдова 16 15 235 216
Таджикистан 12 13 149
Узбекистан 30 30 288 346
Украина 184 182 687 606
составляет менее 20 %. При этом в ряде государств Содружества активно работают иностранные банковские группы, доля которых в капитале местных банков особенно велика: в Молдове — 74 %, Армении — 71 %, на Украине — 36 %, в Кыргызстане — 60 %. Банковский сектор Казахстана и Узбекистана, напротив, остается достаточно закрытым для иностранных банков.
В предшествовавшие современному кризису годы банковский сектор в государствах СНГ стремительно рос. Этому способствовали подъем национальных экономик, а также проведенные в ряде стран реформы, направленные в том числе на либерализацию банковской деятельности, установление системы обязательного страхования вкладов населения, переход банков на международные стандарты финансовой отчетности, создание национальных кредитных бюро. Темпы роста банковских активов в 2006—2007 гг. во многих странах превышали 40 %, капитала — 50 % (табл. 3).
Таблица 3
Темпы роста активов банковского сектора стран СНГ в 2006—2009 гг., в % к предыдущему году
Страна 2006 2007 2008 2009
Россия 57,3 54,6 15,6 2,1
Азербайджан 57,4 83,5 61,2 13,2
Армения 47,4 71,2 35,2 5,1
Беларусь 36,6 47,3 44,1 2,3
Казахстан 106,8 38,9 1,3 -20,8
Кыргызстан 40,1 59,4 17,6 10,7
Молдова 23,3 60,1 33,2 -13,7
Таджикистан 9,2
Узбекистан 21,8 23,7 20,3 19,9
Украина 59,0 76,1 6,5 -12,8
Кризис в большинстве стран СНГ вызвал резкое замедление динамики роста банковского сектора. Особенно тяжело он отразился на Казахстане, Украине и Молдове, где совокупные активы национальных банков по итогам 2009 г. заметно сократились (в частности, в Казахстане — почти на 21 %). Столь серьезные последствия кризиса для банков этих стран во многом были обусловлены их высокой зависимостью от притока иностранного капитала, объем которого в 2008—2009 гг. упал в несколько раз.
Другими важнейшими последствиями кризиса для банковского сектора стран СНГ стали:
— снижение в 2009 г. темпов роста кредитования предприятий и населения;
— удорожание ссуд;
— ухудшение качества кредитного портфеля, доля просроченной задолженности в котором по итогам прошлого года в ряде государств (например, Казахстан, Молдова Украина) выросла в 2—3 раза.
Несмотря на быстрый рост в докризисный период, роль банковского сектора в экономике большинства стран СНГ остается относительно невысокой. Так, по показателю отношения совокупных активов банков к ВВП даже ведущие государства Содружества, где его значение составляет 70—95 %, в 2,5—3 раза уступают развитым государствам. При этом более чем в половине стран СНГ данный показатель не превышает 40 %, что говорит о недостаточной зрелости их банковских систем (рис. 1). Это же подтверждает значение показателя отношения банковских кредитов к ВВП, хотя и заметно выросшее в государствах СНГ до кризиса, тем не менее во многих из них по-прежнему находящееся на очень низком уровне (табл. 4).
Устойчивому росту банковского сектора стран СНГ и повышению его роли в экономике препятствует целый ряд проблем, типичных для всего Содружества. К ним относятся:
Россия Азербайджан Армения Беларусь Казахстан Кыргызстан Молдова Таджикистан Узбекистан Украина
0
I
20
I
40
"Т" 60
~~Г" 80
г~ 100
Рис. 1. Отношение активов банковского сектора к ВВП в странах СНГ в 2009 г., %
— слабая внутренняя ресурсная база национальных банков, усиливающая их зависимость от международных заимствований;
— распыленность капитала среди большого числа мелких, зачастую экономически неэффективных кредитных организаций;
— недостаточно высокий уровень банковского регулирования и надзора, а также менеджмента в самих банках.
Очевидно, что динамика и качество роста банковского сектора государств СНГ в посткризисный период во многом будут определяться тем, насколько быстро и успешно устранят эти системные недостатки.
Во всех странах СНГ, за исключением России, рынок ценных бумаг находится на начальной стадии развития и по сравнению с банковским сектором играет значительно менее важную роль в системе финансового посредничества в национальной экономике. Основными отличительными особенностями фондовых рынков государств Содружества (кроме России) выступают:
— низкая капитализация рынков акций, в большинстве стран не превышавшая в 2009 г. 1—1,5 млрд долл. (исключение составляли Казахстан — 57 млрд долл. и Украина — 26 млрд долл.) (табл. 5);
Таблица 4
Отношение объема банковских кредитов к ВВП в странах СНГ в 2005-2008 гг., %
Страна 2005 2006 2007 2008
Россия 20,6 22,4 25,6 25,9
Азербайджан 11,2 13,1 17,2 17,1
Армения 8,8 8,1 12,1 16,7
Беларусь 21,8 27,2 26,9 31,5
Казахстан 24,7 32,5 41,0 33,5
Кыргызстан 9,4 11,6 14,0
Молдова 31,5 34,5 40,2 39,8
Таджикистан 16,4 15,4 27,5
Украина 33,2 45,7 61,1 81,9
Таблица 5
Основные показатели рынка акций стран СНГ в 2008—2009 гг.
Капитализация рынка акций, Компании, акции которых Капитализация рынка акций,
Страна млрд долл. допущены к биржевым торгам, ед. в процентах к ВВП
2007 2008 2009 2008 2009 2007 2008 2009
Россия (ММВБ) 1 222 337 736 233 234 99,8 26,4 59,2
Азербайджан 19,5 25,6
Армения 0,1 0,2 0,2 22 11 1,0 1,5 1,7
Беларусь (БВФБ) 0,1 1 749 1 738 0,18
Казахстан (KASE) 53,8 31,1 57,3 78 77 40,8 23,7 55,3
Кыргызстан 1,1 1,2 25,2 25,9
Молдова 0,7 0,7 14,0 11,9
Таджикистан - 0,4 0,1 8,4
Украина (ПФТС) 109 23,5 25,8 303 288 76,5 19,1 22,6
— значительный уровень концентрации биржевого рынка акций (например в Казахстане в 2009 г. на 5 % компаний приходился 71 % общей капитализации рынка акций, в Беларуси и на Украине — 66 %);
— малая емкость рынков долговых ценных бумаг (у всех стран Содружества, кроме России и Казахстана, объем рынка корпоративных облигаций в 2009 г. не превышал 10 млрд долл.) (табл. 6);
— низкая ликвидность фондового рынка, что проявляется, в частности, в незначительных показателях объема биржевой торговли основными финансовыми инструментами (по общему объему торгов акциями в 2009 г. Казахстан уступал России в 106 раз, облигациями — в 31 раз; Украина — в 787 и 206 раз соответственно) (табл. 7);
— слабый уровень развития инфраструктуры фондовых рынков, в первую очередь клиринговых систем и учетных институтов (депозитариев и регистраторов);
— неразвитость системы институциональных инвесторов, особенно инвестиционных и пенсионных фондов;
— малое количество организаций, занимающихся профессиональной деятельностью (касто-диальной, брокерской и т. д.) на рынке ценных бумаг (в начале 2009 г. их число в Азербайджане составляло 34, в Армении — 87, в Беларуси — 179, в Казахстане — 217).
В 2001—2007 гг. фондовые рынки большинства стран СНГ, как и их банковский сектор, быстро росли, увеличившись в объеме в среднем в 3—4 раза. По оценкам экспертов, динамичное развитие рынков объяснялось не только подъемом экономики этих государств, но и крайне низкой стартовой позицией для роста. Однако кризис 2008—2010 гг. в значительной степени нивелировал эти успехи. В странах, наиболее интегрированных в мировые финансы (вРоссии, Казахстане и Украине), он вызвал в конце
Таблица 6
Емкость биржевого рынка облигаций в странах СНГ в 2008—2009 гг., млрд долл.*
Корпоративные Государственные
Страна облигации облигации
2008 2009 2008 2009
Россия (ММВБ) 58,3 74,6 39,0 48,6
Армения 0,003 0,01 Не торгуются
Беларусь (БВФБ) 0,8 2,0 2,4 0,7
Казахстан 8,3 17,3 11,9 13,7
Кыргызстан 0 0,001 1,1 0
Украина (ПФТС) 4,4 3,7 29,4 11,5
*Общий объем выпущенных облигаций по номинальной стоимости.
Таблица 7
Общий объем биржевой торговли акциями и корпоративными облигациями в странах СНГ в 2008—2009 гг., млн долл.
Страна Корпоративные Государственные
2008 2009 2008 2009
Россия (ММВБ) 514 006 457 480 123 948 79 263
Армения 0,9 0,3 7 28
Беларусь (БВФБ) 95 44 494 984
Казахстан 3 804 4 300 3 652 2 583
Кыргызстан 104 66 - 0,7
Украина (ПФТС) 1 679 581 2 765 384
2008 г. обрушение рынка акций и сжатие долгового рынка, в государствах с более замкнутой финансовой системой и малой емкостью фондового рынка — его стагнацию, сохранившуюся в ряде стран и в 2010 г.
Учитывая серьезные трудности, с которыми сталкиваются страны СНГ при развитии национальных фондовых рынков, важное значение для активизации инвестиционных процессов на постсоветском пространстве имело бы формирование в рамках Содружества единого межгосударственного рынка ценных бумаг с одним или несколькими крупными финансовыми центрами, которые выступали бы ведущими площадками для размещения и торговли акциями и долговыми инструментами,
выпускаемыми резидентами государств СНГ. Организация общего фондового рынка позволила бы, в частности, значительно сократить временные и финансовые издержки, связанные с созданием собственных рынков стран Содружества, а также кардинально расширить их возможности по привлечению капитала, в том числе иностранного.
Развитие интеграционных процессов в финансовом секторе государств СНГ на современном этапе. По оценкам экспертов, сотрудничество государств СНГ в финансовом секторе на протяжении многих лет развивалось весьма слабо, заметно отставая от хода интеграционных процессов в торгово-экономической сфере. Тенденция к усилению финансового взаимодействия стран региона начала складываться лишь в предшествовавшие кризису годы. Этому способствовали рост их экономики, а также либерализация в ряде государств валютно-финан-сового законодательства, упростившая доступ на их рынки зарубежных кредитно-финансовых институтов. Наиболее отчетливо эта тенденция проявилась в банковском секторе — самом развитом сегменте финансовых систем стран Содружества.
Интеграционные процессы в банковском секторе в основном развивались в форме экспансии банков государств СНГ на рынки других стран региона. Ее динамика с середины 2000-х гг. значительно ускорилась, чему способствовали, в частности, следующие факторы:
— последовательное углубление и наращивание торгово-экономических и инвестиционных связей внутри СНГ, ставшие серьезным стимулом для организации обслуживания деловых интересов
клиентов и их партнеров через собственные зарубежные отделения;
— высокие темпы роста экономик региона, сопровождаемые существенным расширением спроса предприятий и населения на банковские услуги, открывшим возможности для заметного увеличения операций с местной клиентурой;
— значительная банковская маржа и недооце-ненность финансовых активов во многих государствах Содружества, обеспечивающие повышенную доходность банковских операций в регионе;
— усиление конкуренции в наиболее развитых национальных банковских системах, прежде всего России и Казахстана, стимулировавшее банки этих стран к поиску способов диверсификации источников прибыли за счет экспансии на внешние рынки.
В результате, если в начале 2000-х гг. деятельность практически всех банков региона была сконцентрирована на рынках своих стран, то в настоящее время на постсоветском пространстве насчитывается около десятка крупных национальных кредитных институтов, работающих одновременно в нескольких государствах СНГ (табл. 8). На эти институты, зарубежные активы которых в регионе достигают 25 млрд долл., приходится более 90 % всех операций банков СНГ на территории других государств Содружества. Выход банков региона на рынки финансово-банковских услуг других стран СНГ происходил как в форме создания дочерних кредитных организаций «с нуля», так и посредством покупки на них местных игроков. Причем в последние годы банки предпочитали приобретать уже действующие на рынке организации, а не
Таблица 8
Банки стран СНГ с наибольшим размером зарубежных активов в регионе на начало 2010 г., млрд долл.
Банк Страна происхождения Активы в стране происхождения Присутствие в странах СНГ Зарубежные активы в странах СНГ
Банк ВТБ Россия 87,9 Азербайджан, Армения, Беларусь, Казахстан, Россия, Украина 4,7
Внешэкономбанк Россия 60 Беларусь, Россия, Украина 4,6
Альфа-банк Россия 19,3 Беларусь, Казахстан, Россия, Украина 4,2
Сбербанк России Россия 234 Беларусь, Казахстан, Россия, Украина 4
БТА Банк Казахстан 13,3 Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Россия, Украина 2,4
Казкоммерцбанк Казахстан 15,9 Казахстан, Кыргызстан, Россия, Таджикистан 1
Банк Москвы Россия 26 Беларусь, Россия, Украина 0,9
Газпромбанк Россия 55,2 Армения, Беларусь, Россия 0,8
Приватбанк Украина 10,8 Россия, Украина 0,6
Международный банк Азербайджана Азербайджан 13,4 Азербайджан, Россия 0,5
учреждать новые. Во многом это было вызвано их стремлением более активно включаться в работу с местной клиентурой, в том числе — населением.
На начало 2010 г. совокупный размер инвестиций банков стран СНГ в капиталы действующих в регионе дочерних кредитных организаций превышал 3 млрд долл. При этом в 2008—2009 гг., несмотря на усиление нестабильности мировых финансов, данный показатель вырос в полтора раза. Этому способствовало активное наращивание материнскими банками капитала своих дочерних структур в государствах Содружества. Он мог вырасти еще больше, если бы не вызванное глобальным кризисом существенное ухудшение состояния национальных финансовых рынков, заставившее кредитные институты стран СНГ на время отказаться от инвестиций в создание или приобретение новых дочерних банков в регионе. Число дочерних кредитных организаций, открытых ими в 2009 г. на территории других государств Содружества, снизилось по сравнению с докризисным периодом втрое — до 2 банков в год (рис. 2).
Главной движущей силой интеграционных процессов в банковском секторе стран СНГ выступают кредитные институты России и Казахстана, заметно выделяющиеся финансовой мощью на фоне других банков региона. Сегодня на их долю приходится практически весь объем капиталовложений в банковские системы государств Содружества (рис. 3). Причем в силу значительных трудностей, испытываемых в последние три года банковским сектором Казахстана, ведущую роль в расширении межгосударственного сотрудничества в банковской сфере в настоящее время играют российские банки.
Основные капиталовложения отечественных банков приходятся на Украину, Беларусь, Казах-
8
345
Рис. 3. Распределение банковских инвестиций по странам происхождения, доля от их накопленного объема:
1 — Россия;
2 — Казахстан;
3 — Украина;
4 — Азербайджан;
5 — прочие страны
стан и Армению, тогда как казахстанские банки инвестируют главным образом в развитие бизнеса дочерних институтов в России и странах Средней Азии. В целом на Украину и Беларусь приходится более 70 % всех инвестиций банков стран СНГ в капитал работающих в регионе дочерних структур (рис. 4). Значительный интерес, который российские банки проявляют к этим двум странам, объясняется их географической близостью, солидным потенциалом роста банковского и фондового рынков, высоким неудовлетворенным спросом предприятий и населения на банковские услуги, недо-оцененностью финансовых активов, растущими объемами двустороннего торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества. В то же время банковский сектор Казахстана в силу относительно высокого уровня развития и жесткой конкуренции предоставляет инвестирующим в него зарубежным кредитным организациям более ограниченные возможности для развития бизнеса.
По мере укрепления рыночных позиций дочерних банков кредитные институты региона начинают играть все более заметную роль в банковских системах отдельных государств СНГ. Сегодня на их долю приходится, в частности, уже более 15 % всех банковских активов в Беларуси и Кыргызстане, а также свыше 10 % — на Украине и в Армении (рис. 5).
Вместе с тем крайне неравномерное распределение банковских инвестиций по странам происхождения и странам-получателям отражает все
5 6 7
I /_
2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009
Рис. 2. Открытие кредитными институтами стран СНГ дочерних банков в других государствах Содружества в 2000—2009 гг., ед. в год
Рис. 4. Распределение банковских инвестиций по странам-получателям, доля от их накопленного объема:
1 — Украина;
2 — Беларусь;
3 — Казахстан;
4 — Россия;
5 — Армения;
6 — Азербайджан;
7 — Кыргызстан
6
4
2
3
0
Азербайджан Щ Армения Беларусь Казахстан Кыргызстан Молдова Россия
УкРаИНа \wsssA _
I -1-1-1-Г
0 10 20 30 40 50
■ Банки с иностранным участием, всего И В том числе банки с участием капитала из стран СНГ
Рис. 5. Доля банков с иностранным участием в активах банковских систем стран СНГ
еще невысокий уровень взаимодействия государств СНГ в банковской сфере. В отличие от стран ЕС, где банки региона активно работают на рынках друг друга (в частности, крупнейшие банковские группы присутствуют в среднем в 5-6 государствах евро-зоны), на пространстве СНГ экспансию осуществляют лишь банки России и Казахстана. Остальные страны Содружества выступают преимущественно в роли реципиентов инвестиций. Как следствие, показатель проникновения национальных банков на рынки входящих в интеграционное объединение стран, рассчитываемый как доля имеющихся у них в регионе зарубежных активов в совокупных активах региональной банковской системы, составляет в СНГ менее 3 %, тогда как в ЕС он превышает 17 %. Во многом это вызвано финансовой слабостью большинства кредитных институтов стран СНГ, не имеющих достаточных ресурсов для экспансии на рынки соседних стран. Взаимопроникновение банковского капитала внутри СНГ сдерживается также отсутствием на межгосударственном уровне необходимых правовых и институциональных механизмов, поощряющих выход банков региона на рынки друг друга, в частности, механизмов защиты их прямых зарубежных инвестиций от политических рисков. В результате развитие банковских систем стран СНГ в настоящее время идет преимущественно по пути индивидуальной интеграции в глобальную финансовую систему, а не создания единого регионального рынка банковских услуг.
Как и в банковском секторе, основной формой интеграции фондовых рынков стран СНГ выступает выход национальных инвестиционных компаний на рынки других государств региона. Наиболее активно региональную экспансию осуществляют российские
участники рынка ценных бумаг, как правило, значительно превосходящие конкурентов из постсоветских стран по финансовым возможностям и опыту работы. Уже целый ряд ведущих отечественных ин-весткомпаний располагает в соседних государствах полноценными операционными подразделениями, обладающими необходимыми лицензиями на предоставление профессиональных услуг на местных фондовых рынках (табл. 9).
Важнейшими регионами экспансии являются Украина и Казахстан — страны СНГ с наиболее развитыми и открытыми для внешних инвесторов финансовыми рынками. Кроме того, некоторые отечественные компании представлены в Беларуси, Кыргызстане и Узбекистане. К основным видам их деятельности в принимающих странах относятся совершение брокерских и дилерских операций с акциями и облигациями, а также оказание инвестиционно-банковских услуг, в том числе связанных с размещением ценных бумаг местных эмитентов и организацией сделок слияния и поглощения. Некоторые из российских компаний входят в число лидеров национальных фондовых рынков. Так, по итогам 2009 г. Ренессанс Капитал занимал 12-е место по объему торгов акциями на ПФТС (крупнейшей бирже Украины), корпоративными облигациями — 10-е место. Тройка Диалог—соответственно 17-е и 6-е места.
Наряду с российскими компаниями фондовые рынки стран СНГ довольно активно осваивают финансовые институты из Казахстана. Например, заметное место на российском рынке занимает Инвестиционная группа «Ист Коммерц», входящая в группу Казкоммерцбанка. В то же время компании из других государств Содружества в силу ограниченных финансовых возможностей на региональные рынки практически не выходят.
Еще одним значимым направлением межгосударственного взаимодействия на рынках ценных бумаг стран СНГ выступает сотрудничество национальных инфраструктурных финансовых организаций — фондовых бирж и центральных депозитариев. К ус-
Таблица 9
Крупнейшие российские инвестиционные компании,
располагающие подразделениями в странах СНГ
Инвестиционная компания Присутствие в странах СНГ
Ренессанс Капитал Беларусь, Казахстан, Украина
Тройка Диалог Казахстан, Украина
Брокеркредитсервис Казахстан
Велес Капитал Украина
Атон Казахстан
Центрас-Капитал Казахстан
ИГ «Универ» Украина
'/////////Л
Я_
тановлению более тесных взаимосвязей указанные институты подталкивает прежде всего объективная необходимость координации усилий по развитию организованных рынков капитала в своих странах в соответствии с международными стандартами. Кроме того, расширение их сотрудничества представляется естественной реакцией на заметно усилившуюся в последние годы конкуренцию со стороны ведущих международных биржевых центров, способную лишить биржи и депозитарии из стран СНГ значительной части крупнейших корпоративных клиентов.
Взаимодействие национальных инфраструктурных институтов осуществляется главным образом в форме участия в региональных международных организациях профессиональных участников фондового рынка. В 2000 г. была создана Международная ассоциация бирж (МАБ) стран СНГ, объединяющая 17 крупнейших бирж и 2 депозитария из 10 государств Содружества. К числу главных задач ассоциации относятся:
— содействие организации взаимного допуска нерезидентов к непосредственному совершению операций на биржах;
— обеспечение условий для выполнения расчетов в национальных валютах в рамках СНГ;
— внедрение в практику работы участников международных стандартов торговли финансовыми инструментами;
— содействие взаимному признанию регистрации эмиссии ценных бумаг.
Для их решения члены МАБ СНГ активно сотрудничают в области обмена информацией и технологиями, а также участвуют в реализации двух- и многосторонних проектов развития биржевой торговли. Тем самым ассоциация играет немаловажную роль в формировании системы информационных обменов между рынками стран СНГ и в конечном итоге — в построении единого биржевого пространства Содружества.
Наряду с МАБ СНГ в 2004 г. была учреждена Ассоциация центральных депозитариев Евразии (АЦДЕ), ставящая перед собой задачи по развитию депозитарной деятельности, созданию единого «депозитарного пространства» СНГ, вхождению центральных депозитариев стран региона в общемировую систему расчетов по сделкам с ценными бумагами. Для этого АЦДЕ, как и МАБ СНГ, осуществляет обмен информацией между участниками, вырабатывает рекомендации по стандартизации депозитарной деятельности, оказывает содействие своим членам при осуществлении трансграничных операций перевода ценных бумаг.
Несмотря на отмеченный прогресс по ряду направлений сотрудничества участников фондовых рынков государств СНГ, общий уровень интеграции этих рынков остается низким. В частности, не получила распространения практика размещения ценных бумаг эмитентами одной страны Содружества на биржевых площадках других государств региона, что серьезно сдерживает движение взаимных инвестиций на постсоветском пространстве. Кроме того, из-за сохраняющихся во многих странах СНГ валютных ограничений существенно затруднена трансграничная торговля ценными бумагами, обращающимися на национальных рынках. Эти и другие факторы ведут к тому, что фондовые рынки стран СНГ пока развиваются в значительной степени изолированно друг от друга, самостоятельно, по мере возможностей интегрируясь в глобальную финансовую систему. Это снижает эффективность работы региональных финансовых рынков, не позволяя им стать надежным инструментом мобилизации внутренних и иностранных инвестиционных ресурсов для обеспечения устойчивого экономического роста государств Содружества.
Проблемы и перспективы расширения взаимодействия стран Содружества в финансовой сфере. Как отмечалось, современная динамика сотрудничества стран Содружества в финансовой сфере, несмотря на некоторое ускорение в докризисные годы, существенно отстает от потребностей их экономического развития. Недостаточный уровень взаимодействия государств определяется целым комплексом факторов — как общих для всех интеграционных процессов на постсоветском пространстве, так и специфических для финансового сектора. К числу таких факторов относятся:
— значительные различия в уровне развития финансовых систем стран СНГ, обусловливающие существенные расхождения их интересов в кредитно-финансовой сфере и затрудняющие выработку согласованной политики в области углубления финансовой интеграции;
— сохраняющиеся в большинстве стран СНГ ограничения на совершение валютных операций, связанных с движением капитала1, препятствую-
1 Наиболее либеральный режим в отношении капитальных операций сегодня действует в России и Казахстане, снявших все ограничения на подобные операции, а также в Армении и Кыргызстане. Самые жесткие ограничения сохраняются в Туркменистане и Таджикистане. В других государствах Содружества действуют умеренно-либеральные режимы, предусматривающие определенные ограничения на совершение международных трансакций, связанных с экспортом и импортом капитала, в том числе в форме прямых и портфельных инвестиций.
щие налаживанию более тесного инвестиционного сотрудничества государств;
— доминирующие позиции России на постсоветском пространстве, в том числе в финансовой сфере, с одной стороны, порождающие опасения у стран СНГ в возможном навязывании РФ своих условий при осуществлении интеграционных проектов, с другой, — предполагающие ведущую роль России в финансировании этих проектов, что в свою очередь снижает ее заинтересованность в подобных инициативах;
— усиление влияния на страны СНГ со стороны иных региональных и глобальных центров притяжения (особенно ЕС и Китая), способствующее ускорению центробежных тенденций в Содружестве;
— расширение присутствия на финансовых рынках стран СНГ банков и других финансовых институтов из третьих стран, объективно в меньшей степени заинтересованных в реализации интеграционных проектов в рамках Содружества.
Вместе с тем существует ряд важных предпосылок, позволяющих говорить о наличии благоприятных перспектив углубления интеграции государств Содружества в финансовой сфере. Главной из них является наблюдаемая в последние годы активизация торгово-экономического сотрудничества на пространстве СНГ, требующая адекватного расширения взаимодействия национальных финансовых рынков и институтов стран региона для обслуживания их динамично развивающихся внешнеторговых и инвестиционных связей.
Следует также отметить растущее понимание властей стран СНГ необходимости ускорения интеграционных процессов, основанное на осознании общности проблем, с которыми приходится сталкиваться их финансовым системам, и важности налаживания плодотворного межгосударственного сотрудничества при их решении. Это проявляется, в частности, в значительном повышении внимания к вопросам финансовой интеграции в программных документах Содружества, а также других региональных группировок, в первую очередь Ев-рАзЭС, принятых в 2007—2010 гг. Так, в Стратегии экономического развития СНГ на период до 2020 г. последовательное развитие взаимодействия государств в валютно-финансовой сфере определено как одна из приоритетных задач. В материалах и решениях ЕврАзЭС ставится еще более амбициозная цель по формированию странами-участницами общего рынка финансовых услуг, рассматриваемого в качестве необходимого элемента создаваемого ими единого экономического пространства.
Одновременно все больший интерес к укреплению интеграции национальных рынков капитала проявляет финансовый бизнес стран Содружества. Об этом свидетельствуют как усиление взаимного проникновения банков и инвестиционных компаний из государств региона на рынки сопредельных стран, так и заметное оживление в последнее время деятельности союзов и ассоциаций, объединяющих финансовые институты стран Содружества, в том числе Финансово-банковского совета СНГ, МАБ СНГ и АЦДЕ.
Дальнейшее расширение взаимодействия стран СНГ в финансовой сфере предполагает в первую очередь обоснованное и четкое определение его основных целей, которые, с одной стороны, соответствовали бы подлинным интересам и потребностям государств, с другой — были бы реалистичными и выполнимыми в намеченные сроки. Постановка слишком масштабных и заведомо невыполнимых целей способна лишь создать эффект «бумажной» интеграции, не способствующей интеграции реальной. Например, преждевременно ставить в практической плоскости задачу построения в СНГ единого финансового рынка (пространства): к ее решению страны Содружества, радикально отличающиеся по уровню развития финансового сектора, пока не готовы. Очевидно, что создание такого рынка потребует длительной подготовительной работы, которая, как показывает опыт Евросоюза, может занять многие годы даже при наличии доброй воли сторон.
Учитывая это, главными целями сотрудничества государств СНГ в ближайшее время могли бы стать обеспечение ускоренной модернизации их национальных финансовых систем путем реализации согласованных подходов и мер, а также сглаживание наиболее значимых качественных различий между странами в уровне развития их кредитных и валютно-финансовых рынков. В связи с этим при определении основных направлений углубления интеграции в финансовой сфере безусловный приоритет целесообразно отдавать тем мерам, которые в наибольшей степени содействуют решению задач развития финансового сектора стран-участниц СНГ. К их числу относятся следующие шаги.
1. Постепенное устранение действующих в странах СНГ ограничений на трансграничное движение капитала и допуск нерезидентов на внутренние рынки финансовых услуг в отношении инвесторов из других государств региона. По мнению экспертов, даже выборочное снятие национальных барьеров, в частности для взаимного
выхода эмитентов на рынки стран СНГ, дало бы мощный стимул для оживления инвестиционного сотрудничества в Содружестве и повышения емкости финансовых рынков его участников.
2. Принятие общих для государств Содружества стандартов регулирования отдельных ключевых аспектов финансовой деятельности и переход в дальнейшем сначала к выборочной, а потом и полномасштабной гармонизации их валютно-финансового законодательства2. При выработке таких стандартов следовало бы учитывать уроки современного кризиса и те предложения по реформированию финансовой сферы, которые в настоящее время подготавливаются в рамках «Большой двадцатки». В качестве основных площадок для совместного обсуждения властями и бизнесом возможностей унификации финансового законодательства стран Содружества могли бы выступить действующие в нем ассоциации и союзы участников финансовых рынков.
3. Создание в Содружестве интегрированной платежно-расчетной системы на базе национальных валют стран-членов. Данная мера уже рассматривалась в контексте необходимых шагов по активизации взаимной торговли в СНГ. Однако не меньшее, если не большее, значение ее реализация имеет для интеграции финансовых рынков, участники которых получили бы таким образом возможность беспрепятственно проводить расчеты по инвестиционным операциям в любых приемлемых для них валютах.
4. Формирование в СНГ региональных международных финансовых центров (МФЦ), которые выполняли бы роль центральных фондовых площадок для размещения акций и долговых ценных бумаг эмитентами из стран СНГ. При этом было бы важно за счет координации усилий сторон избежать ненужной конкуренции между национальными инициативами по созданию подобных центров (речь идет о проектах организации подобных центров в Москве и Алматы (Казахстан).
5. Реализация пилотных проектов по созданию общих региональных рынков отдельных видов финансовых инструментов, в первую очередь государственных и корпоративных облигаций, в том числе за счет полной отмены национальных ограничений для взаимной торговли данными бумагами в пределах Содружества. Осуществление в сжатые
2 Следует отметить, что попытки разработки единых правовых норм в СНГ уже предпринимались. В частности, в первой половине 2000-х годов Межпарламентскими ассамблеями (МПА) СНГ и ЕврАзЭС был принят ряд модельных законов и модельных законодательных положений по регулированию финансовых рынков, имевших рекомендательный характер для государств-участников.
сроки подобных проектов, помимо очевидной финансовой выгоды для участвующих в них стран, заключающейся в увеличении притока капитала в их экономику, имело бы важный политический эффект, демонстрируя серьезность интеграционных намерений государств СНГ.
6. Расширение взаимодействия институтов инфраструктуры национальных фондовых рынков стран СНГ, в первую очередь бирж и депозитариев. Это позволило бы устранить технические барьеры для более активной интеграции этих рынков и упрощения работы на них инвесторов. Решению этой задачи будут способствовать:
— создание благоприятных правовых предпосылок для совершения сделок слияния и поглощения бирж и депозитарных институтов в рамках СНГ, в том числе за счет приватизации национальных фондовых бирж, контролируемых государствами3;
— выработка единых стандартов и регламентов работы бирж, включая внедрение согласованных механизмов клиринга и гарантий исполнения сделок, прохождения листинга и допуска к биржевой торговле, проведения расчетов по операциям;
— развитие системы корреспондентских отношений между депозитарными организациями стран СНГ;
— оказание содействия национальным биржам в совершенствовании их информационно-технологических платформ.
Успешная реализация указанных мер способствовала бы подъему рынков капитала государств Содружества, а также налаживанию ими более тесного сотрудничества в финансовой сфере. Все это может обеспечить прочную основу для дальнейшей интеграции стран СНГ и построения в конечном итоге единого рынка финансовых услуг на постсоветском пространстве.
Построение в рамках СНГ общего рынка банковских услуг могло бы дать мощный импульс развитию торгово-экономических и инвестиционных связей в регионе, а также существенно расширить возможности для межстранового перелива капитала. Об этом свидетельствует, в частности, позитивный опыт интеграции банковских систем государств Евросоюза, Североамериканской зоны свободной торговли (НАФТА), Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) и ряда других региональных экономических объединений. Как показывает
3 В настоящее время такие сделки практически отсутствуют. Одним из немногих подобных примеров является покупка ММВБ в 2010 г. контрольного пакета акций украинской биржи ПФТС.
мировая практика, ключевую роль в углублении взаимодействия стран в банковской сфере играет реализация внутри интеграционных объединений инициатив по упразднению административно-правовых и экономических барьеров, разделяющих национальные рынки банковских услуг.
В частности, для стимулирования процесса создания общего рынка банковских услуг в ЕС на наднациональном уровне были приняты специальные директивы, предусматривающие гармонизацию странами-членами банковского законодательства, организацию тесного сотрудничества национальных контролирующих органов и переход на единые стандарты в области банковского надзора. В том числе установление унифицированных требований к минимальному размеру уставного капитала банков, составу его акционеров и участию в капитале небанковских организаций. Сближение подходов к регулированию банковской деятельности в государствах ЕС позволило перейти на принцип взаимного признания банковских лицензий национальных кредитных институтов — так называемый «единый паспорт», согласно которому банк, получивший лицензию на осуществление банковской деятельности в одной из стран Евросоюза, приобретал возможность открывать подразделения и предоставлять через них банковские услуги на всей территории интеграционного блока.
Углублению сотрудничества стран НАФТА в банковской сфере способствовало достижение договоренностей об установлении преференциальных норм регулирования для национальных банков, осуществляющих экспансию внутри объединения. Принятие этих норм позволило упразднить для банков стран НАФТА многие ограничения, действовавшие в отношении кредитных институтов из других государств. В частности, банкам региона был предоставлен национальный режим в любой из стран-участниц интеграционной группировки, благодаря которому их деятельность стала регулироваться на тех же основаниях, что и у местных кредитных организаций.
Учитывая опыт указанных региональных интеграционных объединений, к числу приоритетных мер, которые способствовали бы активизации сотрудничества государств Содружества в банковской сфере и построению в перспективе общего рынка банковских услуг на пространстве СНГ, было бы целесообразно отнести:
— унификацию банковского законодательства стран-участниц по таким ключевым направлениям, как процедуры лицензирования и прекращения
банковской деятельности, обязательные нормативы, требования к минимальному размеру и уровню достаточности капитала, профессиональной пригодности и деловой репутации лиц, осуществляющих управление кредитными организациями, раскрытию информации об их собственниках, стандартам корпоративного управления;
— снятие административно-правовых барьеров на пути движения национального банковского капитала, предполагающее формирование для банков региона особой регулятивной среды, упрощающей их доступ на рынки друг друга, в том числе за счет более ускоренной выдачи им разрешений на создание или приобретение кредитных организаций в стране — получателе инвестиций;
— усиление координации деятельности национальных органов банковского регулирования и надзора, предусматривающее их более тесное взаимодействие в вопросах контроля за операциями и финансовым состоянием банковских групп, осуществляющих экспансию в регионе;
— обеспечение организационно-правовых условий, позволяющих банкам региона предоставлять трансграничные финансовые услуги на всем пространстве СНГ;
— создание в СНГ единого рынка межбанковских кредитов, включая организацию централизованных торговых площадок для совершения сделок между банками стран Содружества.
Реализация указанных мер позволила бы не только расширить межгосударственное взаимодействие в банковском секторе, но и, учитывая его центральное место в финансовых системах стран СНГ, дала бы мощный импульс развитию их сотрудничества во всех сегментах финансового рынка. Тем самым был бы сделан важный шаг к построению общего регионального рынка финансовых услуг и в целом к формированию единого экономического пространства СНГ.
Список литературы
1. Взаимодействие финансовых систем стран СНГ / под ред. М. Ю. Головнина. СПб.: Алетейя. 2010.
2. Константинов Ю. А. Денежно-кредитные и финансовые системы стран СНГ: общность и особенности развития. М.: МБИ. 2006.
3. Противоречия процессов валютно-финансовой интеграции в регионе СНГ / под ред.Б. А. Хейфеца. М.: ИМЭПИ РАН. 2005.
4. Формирование интеграционных объединений стран СНГ: финансовый, валютный, банковский аспекты / под ред. Л. Н. Красавиной. М.: Финансы и статистика. 2006.