DOI 10.47576/2949-1878_2023_11_131
УДК 34:378.6
НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ К ВЫПОЛНЕНИЮ ОПЕРАТИВНО-СЛУЖЕБНЫХ ЗАДАЧ
В ОСОБЫХ УСЛОВИЯХ
Магомедов Мурад Насруллаевич,
старший преподаватель кафедры деятельности органов внутренних дел в особых условиях, Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России, Нальчик, Россия
Абазов Ислам Султанович,
старший преподаватель кафедры деятельности органов внутренних дел в особых условиях, Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России, Нальчик, Россия, [email protected]
В статье рассматриваются направления подготовки сотрудников полиции к выполнению оперативно-служебных задач в особых условиях. Отмечается, что подготовка сотрудников полиции к выполнению оперативно-служебных задач в особых условиях является приоритетным направлением обучения в образовательных организациях МВД России. Выбор конкретного подхода позволяет проектировать и реализовывать на практике образовательный процесс. Рассмотрены оперативно-служебные задачи, особые условия. Сделан вывод о том, что компетенции, получаемые в ходе обучения, несут вполне определенную смысловую значимость, содержащую комплекс познавательных, профессиональных интересов и мотивов сотрудников полиции.
Ключевые слова: сотрудники полиции; оперативно-служебные задачи; особые условия деятельности; подходы к обучению.
UDC 34:378.6
AREAS OF TRAINING OF POLICE OFFICERS TO PERFORM OPERATIONAL AND SERVICE TASKS IN SPECIAL CONDITIONS
Magomedov Murad N.,
Senior Lecturer of the Department of Internal Affairs in Special Conditions, North Caucasus Institute of Advanced Training (Branch) of Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Nalchik, Russia
Abazov Islam S.,
Senior Lecturer of the Department of Internal Affairs in Special Conditions, North Caucasus Institute of Advanced Training (Branch) of Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Nalchik, Russia, [email protected]
The article discusses the directions of training police officers to perform operational and service tasks in special conditions. It is noted that the training of police officers to perform operational and service tasks in special conditions is a priority area of training in educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia. The choice of a specific approach allows you to design and implement the educational process in practice. Operational and service tasks, special conditions are considered. It is concluded that the competencies acquired during training have a well-defined semantic significance, containing a complex of cognitive, professional interests and motives of police officers.
Keywords: police officers; operational and service tasks; special conditions of activity; approaches to training.
На сегодняшний день подготовка сотрудников полиции к выполнению оперативно-служебных задач в особых условиях является приоритетным направлением обучения в образовательных организациях МВД России. И соответственно, на уровень подготовки сотрудников полиции влияет выбор подхода к обучению, который должен отличаться современностью, продуманностью и проработанностью, а также и компетентность профессорско-преподавательского состава образовательной организации. Именно от этого будет зависеть качество подготовки, следовательно, грамотнее выбран подход и тем выше профессиональный уровень сотрудника.
Целью обучения сотрудников полиции в образовательных организациях МВД России является не просто освоение полученной информации по изучаемым дисциплинам, а формирование компетентной способности к выполнению профессиональной деятельности. Полученная знаковая информация в таком случае будет занимать структурное место в обучении лишь до определенного момента, а затем она должна получить развитую практику применения в качестве средства регуляции деятельности сотрудников полиции, все более приобретающей черты профессиональной [4-7; 10].
При таком подходе обучения единицей измерения работы полицейского будет не количество полученной информации, а отдельная проблемная ситуация во всей своей предметной и социальной неопределенности и противоречивости.
Прохождение службы так или иначе затрагивает выполнение полицейскими оперативно-служебных задач. Педагоги используют разнообразные подходы к обучению личного состава, отработанные многими десятилетиями, имеющими высокую эффективность и находящих применение в различных случаях. На то, какой подход выбрать, влияет вид дисциплины, которую будут проходить сотрудники полиции. Важно учесть ее содержание и практическое применение.
Практическое содержание дисциплин включает в себя разнообразные программы, которые позволяют повышать профессиональное мастерство полицейских. Важно также учитывать специфику несения службы в том или ином регионе, особые условия,
которые могут наступать. Важно, чтобы сотрудник быстро ориентировался в сложных ситуациях, мог эффективно и быстро решать поставленные перед ним задачи. Ему потребуется умение выбирать подход, который позволит связать полученные теоретические знания с практическими условиями.
Выбор конкретного подхода позволяет проектировать и реализовывать на практике образовательный процесс. Формы, методы и средства обучения помогут сотрудникам луч -ше осуществлять свою профессиональную деятельность, повысить качество службы и расширить теоретическую базу знаний. Все это благоприятствует тому, чтобы сотрудники отлично ориентировались в особых условиях и качественно выполняли оперативно-служебные задачи [1].
Перед тем как рассмотреть конкретный подход к обучению и выбрать его, нужно четко понять, что такое оперативно-служебные задачи и что в них включается. Кроме этого, нужно понимать, что такое особые условия. Эта специфика работы правоохранительных органов, в которую входит и необходимость действовать в таких условиях как [8]:
1) чрезвычайные ситуации техногенного и природного характера, например наводнения, пожары, катастрофы;
2) чрезвычайные обстоятельства, например теракты, массовые беспорядки;
3) режим военного или чрезвычайного положения;
4) вооруженный конфликт;
5) контртеррористическая операция.
Контекстный подход отличается тем, что
позволяет выбрать нужный вектор, направленный именно на тот вид профессиональной деятельности, который придется выполнять сотрудникам правоохранительных органов. За счет этого происходит более качественное усвоение материала, появляется возможность подробно разобрать алгоритмы действий на практике. Основной целью обучения является получение сотрудниками непосредственно тех знаний, которые будут использоваться ими на практике.
Теоретический материал должен создать четкую структуру знаний и понимания ситуации, но после определенного этапа обучения он должен трансформироваться в практические навыки, которые пригодятся сотрудникам при несении службы. Контекст-
ный подход - это отличный способ обучения, который можно использовать в разных учебных заведениях. Он позволяет подавать материал различными способами, выбирать между лекциями, практическими занятиями, в том числе выездными, чередовать их в той последовательности и интенсивности, которую выберет преподаватель.
Курс можно подобрать в соответствии с нужной темой и уровнем подготовки слушателей. Это позволяет выбирать те методы обучения, которые позволят сотрудникам максимально эффективно применять знания, полученные в теории и на практических занятиях. В литературе выделяются три фундаментальные формы деятельности, позволяющие качественно повысить уровень подготовки сотрудников полиции. К ним относятся:
1) академическая учебная деятельность;
2) квазипрофессиональная деятельность;
3) учебно-профессиональная деятельность [2; 9].
Стоит рассмотреть приведенные варианты более подробно.
Учебная деятельность академического типа применяется в качестве вводной части и включает в себя теоретический материал. В нее входят такие формы деятельности, как лекции, дискуссии, практические занятия, семинары. Основной задачей для преподавателя является передача знаний слушателям. В зависимости от содержания материала лекции могут проходить в разном формате, который выбирает преподаватель.
Квазипрофессиональная деятельность -это проекция реальных событий в аудитории. Слушатели получают возможность рассмотреть реальную ситуацию с теоретической точки зрения, продумать ее развитие в зависимости от того, какой варрант поведения будет ими выбран. На выполнение практических заданий отводится определенное время. Это делается для того, чтобы приучить сотрудников принимать решения максимально быстро и эффективно. Такой вид деятельности позволяет использовать игровую форму обучения. Она помогает лучше усваивать материал, получать практические навыки. Обучающиеся могут сравнивать познавательную активность, полученные результаты, заниматься саморазвитием, делать определенные выводы, проводить
анализ полученного материала и систематизировать знания.
Активные методы делятся на четыре основных группы:
1. Дискуссионные: они включают в себя свободную форму общения между преподавателем и слушателем, позволяют обсуждать различные ситуации и способы их решения.
2. Игровые занятия. Включают в себя деловую, организационно-деятельностную игру, мозговой штурм, игровое проектирование, имитационную ролевую игру, межотраслевое комплексное проектирование.
3. Рейтинговые занятия: в них входит ведение рейтинга каждого учащегося. Это рейтинг эффективности, популярности и т. д., они нужны для создания соревновательного духа внутри учебной группы.
4. Тренинговые занятия: ориентированы на личностный рост учащегося. Активные формы обучения позволяют лучше усваивать материал, сами занятия проходят более интересно и нравятся учащимся [2; 3].
Для обучения сотрудников полиции большей частью применяют игровые методы, которые позволяют воссоздать реальную ситуацию, проработать ее возможные варианты развития и решения. Сотрудники смогут научиться работать и со специальными средствами, правильно применять огнестрельное оружие, физическую силу. Вводные задачи при проведении занятий могут часто меняться, время на их выполнение строго ограничено. За счет этого учебная ситуация максимально приближается к боевой. Сотрудники приобретают не только необходимые физические, но и психологические навыки.
Учебно-профессиональная деятельность - это занятия, которые позволяют приблизить ситуацию к реальной и выработать у сотрудников полиции необходимые навыки. Практические занятия помогают преобразовать теоретический материал в реальные навыки, которые потребуются на службе. У сотрудника появятся определенные алгоритмы действий, которые он сможет применить, когда это потребуется. Такой способ важен, так как отлично имитирует реальные условия, в которых сотрудники окажутся при исполнении служебных обязанностей.
Важно проводить и выездные практические занятия. Часто выбирают пересеченную
местность. На ней работать сложнее, в то же время она больше всего приближена к тем условиям, с которыми придется столкнуться. Наиболее ответственной частью подготовки является работа со специальными средствами, огнестрельным оружием, взрывными устройствами, взрывчатыми веществами.
Кроме этого, сотрудники должны уметь пользоваться топографическими картами, ориентироваться по ним на местности. При обучении имитируются разные ситуации, в которых может оказаться полицейский. Важно детально проработать каждую из них, чтобы у него была возможность получить максимально обширный опыт. За счет оптимального сочетания разных методов обучения удается достичь максимально высоких результатов и закрепить их.
Контекстный подход наиболее сложен в реализации: это связано с тем, что зачастую образовательные учреждения и ведомства не располагают специальными полигонами для тренировки сотрудников. Их наличие позволяет имитировать реальные условия, с которыми сотрудникам придется сталкиваться при выполнении оперативно-служебных задач. За счет полигонов можно значительно улучшить качество обучения, отработать приобретенные навыки. Проведение практических занятий на них позволи -ло бы сформировать нужные рефлексы, отработать движения и действия в различных ситуациях.
С точки зрения профессорско-преподавательского состава кафедр деятельности органов внутренних дел в особых условиях образовательных организаций МВД России, для повышения качества обучения действу-
ющих сотрудников необходимо следующее [4; 7]:
1. Обеспечение образовательные учреждений МВД России соответствующими полигонами для проведения обучения.
2. Полигоны должны быть хорошо оборудованы и соответствовать требованиям дисциплин, которые будет на них отрабатываться.
3. Образовательный процесс должен быть обеспечен современными тренажерами.
4. Сотрудники должны иметь достаточное количество специальных средств, учебного оружия, персональных компьютеров, помещений, программного обеспечения, автомобильной техникой необходимого для качественного и эффективного обучения.
5. Должна существовать возможность моделирования боевой обстановки, особо сложных условий, разнообразных ситуаций.
Образовательный процесс должен включать в себя междисциплинарные занятия, в которых будут задействованы опытные практикующие сотрудники.
В итоге можно сделать вывод о том, что использование контекстного подхода при обучении сотрудников органов внутренних дел позволяет максимально эффективно сочетать теорию и практику, прививать полезные знания и навыки, которые полицейские смогут в будущем использовать на службе. При этом компетенции, получаемые в ходе обучения, усваиваются не с целью самого усвоения либо успешной сдачи экзаменов, а несут вполне определенную смысловую значимость, содержащую комплекс познавательных, профессиональных интересов и мотивов сотрудников полиции.
Список источников _
1. Вербицкий А. А. Контекстно-компетентностный подход к модернизации образования // Высшее образование в России. 2010. № 5. С. 32-37.
2. Вербицкий А. А., Курылев А. С., Ильязова М. Д. Основная образовательная программа в контекстно-ком-петентностном формате // Высшее образование в России. 2011. № 6. С. 66-71.
3. Вербицкий А. А. Контекстное образование: проблемы и перспективы // Педагогика. 2014. № 9. С. 3-14.
4. Вербицкий А. А., Рыбакина Н. А. О системе, процессе и результате непрерывного образования // Высшее образование в России. 2016. № 6. С. 47-54.
5. Заречнев Д. О., Левченко А. А., Федулов Б. А. Особенности реализации активных методов при обучении личной безопасности сотрудников полиции // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2017. № 7-3 (73). С. 204-206.
6. Гайнуллин Д. Е., Чанышев Р. И. Использование интерактивных технологий в образовательном процессе // Совершенствование методики преподавания специальных профессиональных дисциплин в образовательных
организациях МВД России : материалы всероссийской научно-практической конференции. Краснодар, 2022. С. 77-81.
7. Левченко А. А., Малетин С. В., Морозов В. А. Особенности реализации контекстного подхода при обучении сотрудников полиции личной безопасности // Мир науки, культуры, образования. 2020. № 5 (84). С. 152-154.
8. Левченко А. А. Контекстный подход к обучению при подготовке сотрудников полиции к выполнению оперативно-служебных задач // Полицейская и следственная деятельность. 2023. № 1. С. 42-48.
9. Левченко А. А., Федулов Б. А., Шубин С. П. Применение квазипрофессионального подхода в процессе про -фессиональной подготовки сотрудников полиции // Актуальные проблемы юридической науки и практики. СПб., 2019. С. 291-295.
10. Рыбакина Н. А. Образовательная компетенция: сущность и педагогическая модель формирования в кон -тексте непрерывного образования // Образование и наука. 2018. Т. 20. № 5. С. 32-55.
References _
1. Verbitsky A. A. Contextual competence approach to the modernization of education. Higher education in Russia. No. 5. 2010. Pp. 32-37.
2. Verbitsky A. A., Kurylev A. S., Ilyazova M. D. The basic educational program in the context-competence format. Higher education in Russia. 2011. No. 6. Pp. 66-71.
3. Verbitsky A. A. Contextual education: problems and prospects. Pedagogy. 2014. No. 9. Pp. 3-14.
4. Verbitsky A. A., Rybakina N. A. About the system, process and result of continuing education. Higher education in Russia. 2016. No. 6. Pp. 47-54.
5. Zarechnev D. O., Levchenko A. A., Fedulov B. A. Features of the implementation of active methods in the training of personal security of police officers. Philological sciences. Questions of theory and practice. 2017. No. 7-3 (73). Pp. 204-206.
6. Gainullin D. E., Chanyshev R. I. The use of interactive technologies in the educational process. Improving the methodology of teaching special professional disciplines in educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia : materials of the All-Russian Scientific and practical conference. Krasnodar, 2022. Pp. 77-81.
7. Levchenko A. A., Maletin S. V., Morozov V. A. Features of the implementation of the contextual approach in the training of personal security police officers. The world of science, culture, education. 2020. No. 5 (84). Pp. 152-154.
8. Levchenko A. A. Contextual approach to training in the preparation of police officers to perform operational and service tasks. Police and investigative activities. 2023. No. 1. Pp. 42-48.
9. Levchenko A. A., Fedulov B. A., Shubin S. P. Application of quasi-professional approach in the process of professional training of police officers. Actual problems of legal science and practice. St. Petersburg, 2019. Pp. 291-295.
10. Rybakina N. A. Educational competence: the essence and pedagogical model of formation in the context of continuing education. Education and Science. 2018. Vol. 20. No. 5. Pp. 32-55.