Полицейская и следственная деятельность
Правильная ссылка на статью:
Левченко А.А. — Контекстный подход к обучению при подготовке сотрудников полиции к выполнению оперативно-служебных задач // Полицейская и следственная деятельность. - 2023. - № 1. DOI: 10.25136/24097810.2023.1.39717 EDN: EAVEDV URL: https://nbpublish.com'llbrary_read_article.ptp?id=39717
Контекстный подход к обучению при подготовке сотрудников полиции к выполнению оперативно-служебных задач
Левченко Александр Александрович
ORCID: 0000-0001-5434^800
старший преподаватель, кафедра тактико-специальной подготовки, Барнаульский юридический
институт МВД России
656038, Россия, Алтайский край, г. Барнаул, ул. Змеиногорский Тракт, 82 И [email protected]
Статья из рубрики "Профессиональная подготовка сотрудников полиции"
DOI:
10.25136/2409-7810.2023.1.39717
EDN:
EAVEDV
Дата направления статьи в редакцию:
03-02-2023
Аннотация: Предметом исследования является контекстный подход к обучению в профессиональной деятельности сотрудников полиции. Объектом исследования является процесс подготовки сотрудников полиции к выполнению оперативно-служебных задач на основе контекстного подхода. Автор рассматривает такие аспекты темы, как реализация контекстного подхода к обучению сотрудников полиции при подготовке к выполнению оперативно-служебных задач. Особое внимание в ходе проведения исследования автор уделяет на разработку отдельных элементов контекстного подхода к обучению с учетом специфики выполнения оперативно-служебных задач сотрудниками полиции в особых условиях, а также выделение имеющихся проблем реализации данного подхода в образовательных организациях МВД России. Основными выводами проведенного исследования является обоснование эффективности применения контекстного подхода к обучению сотрудников полиции проходящих повышение квалификации в образовательных организациях МВД России. Особым вкладом автора в исследование является выявление особенностей реализации контекстного подхода при подготовке сотрудников полиции, а также внесение рекомендаций по повышению эффективности данного подхода. Новизна рассматриваемой темы заключается в уточнении
особенностей контекстного подхода, а также разработке отдельных его элементов с учетом специфики выполнения оперативно-служебных задач сотрудниками полиции в особых условиях. В качестве пути реализации контекстного подхода, рассмотрены три основные формы деятельности, эффективно применяемые в ходе подготовки сотрудников полиции, это учебная деятельность академического типа, квазипрофессиональная и учебно-профессиональная деятельность.
Ключевые слова:
особые условия, сотрудник полиции, контекстный подход, активные методы обучения, формирование готовности, курсанты и слушатели, образовательная организация, оперативно-служебные задачи, профессиональная подготовка, квазипрофессиональная деятельность
На сегодняшний день, подготовка сотрудников полиции к выполнению оперативно-служебных задач в особых условиях является приоритетным направлением в деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации. Уровень подготовки сотрудников полиции во многом зависит от правильно выбранного подхода к обучению, а также от компетентности профессорско-преподавательского состава образовательных организаций с- 85].
Подготовка сотрудников полиции к выполнению оперативно-служебных задач в особых условиях реализуется в виде прохождения повышения квалификации в образовательных
организациях МВД России в соответствии с утвержденными рабочими программами-2^. При этом стоит отметить, что прохождение службы в особых условиях подразумевает выполнение оперативно-служебных задач сотрудниками полиции в Северо-Кавказском регионе, а также на новых присоединенных к России территориях Луганской и Донецкой народной республики, Херсонской и Запорожской области.
В педагогике существует множество подходов к образовательному процессу, каждый из которых, является эффективным и имеет место в системе образования. Главным образом на выбор подхода к обучению влияет дисциплина, её теоретическое или практическое содержание.
С учетом практического содержания дисциплин предусмотренных рабочими программами по повышению квалификации сотрудников полиции, а также с учетом специфики несения службы в особых условиях, на наш взгляд более эффективно выбрать контекстный подход, позволяющий связать теоретический материал с его практическим применением.
Особенностью контекстного подхода в образовательном процессе является то, что он позволяет осуществить проекцию педагогических систем и реализацию образовательных процессов, а так же содержания, форм, методов и средств обучения в контексте будущей профессиональной деятельности, говоря применительно рассматриваемой специфики, в контексте выполнения оперативно-служебных задач сотрудниками полиции
в особых условиях с- 68].
Выбранный подход был разработан А. А. Вербицким, и успешно реализован в диссертационных исследованиях Е.В. Димовой, К.В. Шапошникова, Л.А. Сергеевой, М.Н. Габовой, И.А. Жуковой, А.Д. Антоновского и многих других.
В первую очередь, перед рассмотрением подхода к обучению и его особенностей,
необходимо сформировать понимание о выполнении оперативно-служебных задач сотрудниками полиции в особых условиях.
Особые условия, с учетом специфики деятельности правоохранительных органов, содержат профессиональную деятельность в условиях: чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (пожары, наводнения, пандемии, аварии,
катастрофы и др.) чрезвычайных обстоятельств (теракты массовые беспорядки и др.); введение режима чрезвычайного или военного положения; проведения
контртеррористических операций, вооруженные конфликты [5, с- 78].
Контекстный подход к обучению сотрудников полиции имеет особенность в том, что вектор обучения направлен непосредственно на предстоящую профессиональную деятельность, что позволяет более эффективно усвоить учебный материал, а также
разработать основные алгоритмы действий на практике-6, с- 154"".
Целью обучения сотрудников полиции является формирование компетентной способности к выполнению оперативно-служебных задач в особых условиях. Теоретический материал должен занимать структурное место в обучении до определенного момента, после чего информация должна трансформироваться в практическую деятельность в качестве выполнения профессиональных обязанностей.
Говоря о контекстном подходе, также стоит отметить, что способ обучения сотрудников полиции проявляется в различных формах организации учебных занятий, и может варьироваться от лекции до выездных практических занятий. Исходя из содержания темы, уровня подготовки сотрудников полиции проходящих обучение, следует выбирать наиболее подходящие методы обучения, с помощью которых сотрудники полиции включатся в совместную с преподавателем работу, что позволит максимально эффективно использовать занятие и получить нужный результат по изучаемой теме и по дисциплинам в целом.
А. А. Вербицким выделено три основные базовые формы деятельности, которые можно эффективно использовать при организации повышения квалификации сотрудников полиции, это учебная деятельность академического типа, квазипрофессиональная и учебно-профессиональная деятельность. Рассмотрим приведенные выше формы подробнее:
- учебная деятельность академического типа - как правило, выступает в роли вводной составляющей образовательного процесса и состоит из теоретического материала. Данная форма деятельности предусматривает проведение лекционных занятий, семинаров либо практических занятий в виде дискуссий. Главным образом, в учебной деятельности академического типа имеет место передача и усвоения информации, при этом, лекционные занятия могут проходить различными способами, исходя из содержания материала.
- квазипрофессиональная деятельность - представляет собой проекцию конкретных реальных ситуаций профессиональной деятельности в учебной аудитории, с динамичным вектором развития событий, изменением условий в ходе решения, а также ограничением по времени на выполнение практических заданий, что позволяет максимально приблизить занятия к реальной обстановке-7, с- 293"".
Квазипрофессиональная деятельность достаточно эффективно реализуется в проведении практических занятий в активных формах обучения, такие методы позволяют проявить
обучающимся свою познавательную активность, сравнить полученные результаты, сделать выводы, систематизировать полученную информацию, провести анализы деятельности. Выделим четыре основные группы активных методов, это:
а ) дискуссионные методы - содержащие в себе свободные дискуссии, совещания, обсуждение конкретных вводных ситуаций;
б) игровые методы - состоящие из занятий, проводимых в игровых формах таких как: деловая игра, мозговая атака, организационно-деятельностная игра; имитационная ролевая игра; игровое проектирование; межотраслевое комплексное проектирование.
в ) рейтинговые методы - включающие в себя рейтинг популярности, рейтинг эффективности и любые другие формы, характеризующиеся соревновательным эффектом.
г ) тренинговые методы - реализуемые в форме личностно-ориентированных и поведенческих тренингов.
Стоит отметить, что применяя активные формы обучения при проведении занятий с сотрудниками полиции в большей мере применимы игровые методы, позволяющие в ходе проведения занятий смоделировать реальные служебные ситуации, в том числе при работе со специальными средствами, огнестрельным оружием и применением физической силы. При этом частая смена вводных задач в ходе проведения занятия, а также ограничение времени на выполнение поставленных задач, позволяет в большей мере приблизить учебное занятие к реальной ситуации, сформировать психологическую готовность
- учебно-профессиональная деятельность - представляет собой обучение, в ходе которого содержание учебного занятия максимально проецирует профессиональную деятельность. Такая деятельность реализуется в проведении выездных практических занятий, на которых теоретический материал отрабатывается в виде конкретных алгоритмов действий в той или иной служебной ситуации. Этот способ играет важную роль в подготовке сотрудников полиции к выполнению оперативно-служебных задач в особых условиях, так как позволяет связать уже имеющиеся теоретические знания с их практическим применением [9, с 90].
Выездные практические занятия проводятся за пределами образовательной организации, на пересеченной местности наиболее подходящей к изучаемой теме. На занятии осуществляется работа со специальными средствами, огнестрельным оружием, взрывчатыми веществами и взрывными устройствами, отрабатывается ориентирование на местности по топографическим картам и без карт, а также другие вводные ситуации, позволяющие максимально сформировать готовность сотрудника полиции к выполнению профессиональной деятельности.
Оптимальное сочетание основных направлений контекстного подхода, создает положительную динамику в уровне подготовки сотрудников полиции, о чем свидетельствуют результаты тестирований проводимых по завершению обучения.
Отдельно стоит отметить проблему реализации контекстного подхода, заключающуюся в отсутствии во многих образовательных организациях специальных полигонов, позволяющих смоделировать условия оперативно-служебной деятельности. Наличие специальных учебных полигонов позволило бы в полной мере смоделировать реальную служебную деятельность в ходе проведения практических занятий, что благотворно
повлияло бы на формирование компетенций у сотрудников полиции, проходящих повышение квалификации.
Профессорско-преподавательский состав кафедры тактико-специальной подготовки считает, что для повышения эффективности применения контекстного подхода к обучению в ходе повышения квалификации сотрудников полиции убывающих в служебные командировки для прохождения службы в особых условиях и выполнения оперативно-служебных задач, необходимо:
- обеспечить образовательные организации МВД России, проводящие занятия по повышению квалификации с сотрудниками полиции учебными полигонами, оборудованными в соответствии с рабочими программами дисциплин;
- обеспечить образовательный процесс соответствующими тренажерами, специальными средствами, учебным оружием, автомобильной техникой, персональными компьютерами, программным обеспечением, специальными помещениями и участками местности позволяющими смоделировать служебную и боевую обстановку, отработать алгоритмы действий при различных ситуациях [10, с- 120];
- внедрить в образовательных процесс междисциплинарные занятия с привлечением практических сотрудников, для наиболее приближенного моделирования практических ситуаций к реальной обстановке.
Подводя итог можно сделать вывод, что применение контекстного подхода в учебном процессе образовательных организаций позволяет наиболее эффективно осуществить взаимосвязь теории с практикой и является оптимальным для подготовки сотрудников полиции к выполнению оперативно-служебных задач в особых условиях. На наш взгляд контекстный подход достаточно универсальный и в полной мере может применяться при подготовке других категорий обучающихся в образовательных организациях МВД России.
Библиография
1. Кузнецов Е. К. Актуальные проблемы личной безопасности сотрудников полиции // Вопросы российской юстиции. 2021. № 12. С. 84-90.
2. Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. №342-Ф3 «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (с изм. и доп. от 05.12.2022г.) //
[Электронныйресурс].URL:http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_law_122329/ (дата обращения: 21.01.2023).
3. Вербицкий А. А., Курылев А. С.,. Ильязова М. Д. Основная образовательная программа в контекстно-компетентностном формате // Высшее образование в России. 2011. №6. С. 66 -71.
4. Чмырёв С.Н. Особенности осуществления административной деятельности полиции при введении особых режимов. [Электронный ресурс]. // URL: https:xn--80ae7bem.xn--d1alsn.xn--b1aew.xn--p1ai/ (дата обращения: 21.01.2022).
5. Левченко А. А. Формирование готовности сотрудников полиции к обеспечению личной безопасности в экстремальных условиях // Мир науки, культуры, образования. 2020. № 1(80). С. 77-79.
6. Левченко А.А., Малетин С.В., Морозов В.А. Особенности реализации контекстного подхода при обучении сотрудников полиции личной безопасности. // Мир науки, культуры, образования. 2020. № 5 (84). С. 152-154.
7. Левченко А.А., Федулов Б.А., Шубин С.П. Применение квазипрофессионального подхода в процессе профессиональной подготовки сотрудников полиции // Статья в сборнике: Актуальные проблемы юридической науки и практики. 2019: С. 291-295.
8. Байрамов С.А., Жижилева А.А. К вопросу о необходимости обеспечения личной безопасности сотрудников ОВД при несении службы // [Электронный ресурс] URL: https://elibrary.ru/item.asp?id = 36436983 (дата обращения: 01.02.2023).
9. Левченко А.А., О вопросе совершенствования методики проведения практических занятий по дисциплине «Личная безопасность сотрудников ОВД» на основе индивидуального подхода // Оптимизация учебно-воспитательного и тренировочного процесса в учебных организациях высшего образования. Здоровый образ жизни как фактор профилактики наркомании. 2019. С. 88-90.
10. Гаврилов В. А. Особенности использования современных технических средств
обучения в преподавании дисциплины «Личная безопасность сотрудников органов внутренних дел» // Ученые записки Казанского Юридического института МВД России. 2019. № 2 (8). С. 118-122.
Результаты процедуры рецензирования статьи
В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.
Объектом исследования в представленной рукописи выступает процесс подготовки сотрудников полиции, предметом - фактически внедрение контекстного подхода в данный процесс.
Актуальность исследования вызвана необходимостью выработки новых эффективных подходов к обучению в учреждениях МВД с учётом возрастающих требований к сотрудникам полиции по причине высокой социальной значимости данной профессии. Работа имеет полностью теоретический характер. Несмотря на то, что автор пишет о ряде практических аспектов проблематики, экспериментальная работа хотя бы на уровне отдельных элементов в тексте не представлена. Так основным методом исследования выступает описательно-общепедагогический анализ, что в целом представляется достаточным для исследования подобного рода.
С этой точки зрения заслуживает внимания системное описание теории и уточнение определения контекстного подхода в обучении полицейских при помощи анализа основных компонентов учебного процесса. Это можно считать элементами локальной содержательной новизны в работе.
Текст статьи выполнен языком, полностью соответствующим нормам научного стиля. Материал не перегружен сложными формулировками и достаточно легко воспринимается даже неподготовленным читателем. Работа в этом смысле может вызвать интерес как содержательно-методический материал для теоретических параграфов более узкоспециализированных исследований.
Перечень литературы соответствует требованиям и находит реальное содержательное отражение на страницах работы.
По статье существует ряд замечаний как структурного, так и содержательного характера. Работа смотрелась бы лучше, если бы была исполнена не сплошным текстом, а разбита на взаимосвязанные отдельно названные части , как это традиционно делается в научных исследованиях.
С теоретической точки зрения подход - самая широкая педагогическая категория, содержательно включающая остальные дидактические единицы (методики, методы,
формы, приемы и пр.). В этой связи желательно было бы раскрыть подход именно на уровне анализа этих терминов (с перечислением конкретных компонентов, указанных выше), показав тем самым его специфичность.
В тексте статьи чётко прослеживается объект исследования, но слабо акцентирован его предмет именно в научно-педагогическом понимании. Автор говорит о процессе обучения сотрудников МВД в целом нежели о конкретном его аспекте.
Если в тексте работы делается отсылка к диссертационным исследованиям, то их желательно указать в библиографии.
Выводы желательно оформить в тезисном виде, в целом заключительная часть нуждается в расширении, всё же исследование уровня статьи подразумевает как минимум несколько выводов как теоретического, так и практического характера. В работе отсутствуют конкретные примеры из практики на уровне локальных педагогических ситуаций, демонстрирующих те или иные аспекты внедрения контекстного подхода в образовательную практику.
Указанные замечания обедняют содержание статьи, но не отменяют того факта, что работа с содержательной точки зрения соответствует основным (минимальным) требованиям, предъявляемым к трудам подобного рода, и может быть опубликована в рецензируемом издании.