Krutikov Mikhail Yuryevich, graduent student, [email protected], Russia, Tula, Tula State University.
УДК 316.334.4
НАПРАВЛЕНИЯ ОПТИМИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ПРАВОВОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
М.Ю. Крутиков
Рассмотрены основные подходы к оптимизации процесса правовой социализации в современной России, которая переживает сложный трансформационный период. На основе анализа нормативно-правовых актов в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан делается вывод о необходимости максимального использования ресурса правоохранительных органов и органов местного самоуправления в вопросах правового просвещения и правовой пропаганды. Кроме того, подчеркивается необходимость совершенствования деятельности по правовому информированию населения, а также реформирования системы правового воспитания, осуществляемого в учреждениях среднего образования.
Ключевые слова: правовая социализация, право, население, информация, политика.
В условиях трансформирующегося российского общества стихийный правосоциализационный процесс не приводит к основной цели - формированию личности, способной полноценно функционировать в правовом поле. Это связано с тем, что современная российская судебно-правовая система представляет собой очень динамичное образование, характеризующееся постоянными процессами нормативно-правового реформирования и перестройки. Часто меняющееся и вместе с тем усложняющееся законодательство представляет собой фактор, препятствующий успешной правовой социализации населения России.
Процесс стихийной правовой социализации не ведет к увеличению уровня общественного правосознания, накоплению правовых знаний, развитию навыков правомерного поведения и пополнению правовыми нормативами ценностной сферы личности. В России масштабный характер приобретает разрастание правового нигилизма и криминализации, последствием чего становится снижение уровня правопорядка и законности в обществе. По мнению профессора М.Л. Энтина, в результате масштабных правовых и структурных преобразований в России «разрыв между нормой права и правоприменительной практикой преодолеть не удалось. В реальной жизни властные, корпоративные, имущественные, социальные и трудовые отношения строятся в обход закона. Применять его или нет, а если все-таки применять, то как, во многом зависит от чиновника или руководителей частных компаний. Поведенческие и психологические установки жителей страны насквозь проникнуты правовым нигилизмом. Основные
права и свободы человека нарушаются постоянно и повсеместно. В какой-то степени это объясняется не только пренебрежительным отношением власти к правам человека, но и укоренившейся правовой безграмотностью населения. Среднестатистический человек имеет смутное представление о своих обязанностях. Еще хуже он знает свои права. Отстаивать их для него крайне сложно. Навыки по их защите развиты у него слабо» [1].
Институты контролируемой (направленной) правовой социализации переживают кризисное состояние. Система образования в России способствует ценностно-правовой интернализации только в отношении функционирования сегмента профессионально-юридического образования. Деятельность судебно-правоохранительных органов не исповедует готовности к организованной и системной работе по правовому воспитанию населения. Органы публичной власти во многом осуществляют свою деятельность изолированно от общественного участия.
С учетом современного состояния российского общества, осложненного вышеуказанными обстоятельствами, возникает необходимость в оптимизации правосоциализационного процесса. И поскольку проблема правовой социализации российского населения носит социально значимый характер и охватывает общество в целом, то одним из основных направлений ее оптимизации должна стать целенаправленная деятельность органов государственной власти и местного самоуправления в рамках конкретной государственной политики. По словам профессора М.Л. Энтина, «совершенствование обучения правам и основным свободам человека должно стать одним из ведущих направлений российской государственной политики по защите и обеспечению прав человека и построению правового государства, которая бы осуществлялась в тесном сотрудничестве и при поддержке гражданского общества» [2].
В силу того, что существующие институты правовой социализации в стихийном режиме не справляются со своей задачей формирования правовой личности, соответствующая государственная политика в условиях современной России должна строиться по модели «сверху - вниз», она должна быть инициирована на высшем уровне государственного управления. При этом для реализации политической инициативы должны быть в полной мере использованы все ресурсы публичной власти. Особое значение при этом имеет качество правовой основы и контроль политических решений.
В настоящее время в России принят программный документ, направленный на формирование высокого уровня правовой культуры населения, традиции безусловного уважения к закону, правопорядку и суду, добропорядочности и добросовестности как преобладающей модели социального поведения, а также на преодоление правового нигилизма в обществе, который препятствует развитию России как современного цивилизованного государства, - Основы государственной политики Российской
Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан (утверждены Президентом Российской Федерации 4 мая 2011 года) (далее - Основы). Фактически Основы направлены на совершенствование правосоциализационных процессов в современной России.
Осуществление государственной политики предполагается по следующим основным направлениям: 1) правовое просвещение и правовое информирование граждан; 2) развитие правового образования и воспитания подрастающего поколения в образовательных учреждениях различного уровня посредством внедрения в образовательный процесс учебных курсов, программ, учебно-методических материалов, обеспечивающих получение знаний в области права; 3) совершенствование системы юридического образования и подготовки квалифицированных юристов и педагогических кадров в области права; 4) преобразования в сферах культуры, массовой информации, рекламной и издательской деятельности, направленные на формирование высокого уровня правовой культуры и правосознания граждан; 5) совершенствование деятельности государственных и муниципальных органов, правоохранительных органов, направленной на обеспечение законности и правопорядка и повышение правосознания служащих государственных и муниципальных органов; 6) совершенствование деятельности в области оказания квалифицированной юридической помощи, в том числе создание эффективной системы бесплатной юридической помощи.
Меры государственной политики предполагается предпринять в следующих сферах: совершенствования законодательства Российской Федерации и правоприменения; повышения правовой культуры лиц, замещающих государственные и муниципальные должности, государственных и муниципальных служащих, сотрудников правоохранительных органов; образования и воспитания подрастающего поколения, юридического образования и подготовки юридических кадров; культуры, массовой информации, эфирного и кабельного вещания, рекламной и издательской деятельности; поддержки институтов гражданского общества; организационного и методического характера.
С момента принятия Основ государственной политики прошло больше года и за это время некоторые положения этого программного документа нашли свое отражение в региональных и муниципальных нормативно-правовых актах, принятых в развитие Основ.
Так, Правительством Московской области 27.12.2011 было принято постановление № 1646/53, которым утвержден план мероприятий исполнительных органов государственной власти Московской области по повышению правовой культуры населения на 2012 год. Данный план, в частности, предусматривает такие мероприятия, как: совершенствование законодательства Московской области и правоприменения; повышение правовой культуры лиц, замещающих государственные и муниципальные должно-
сти, государственных и муниципальных служащих и их участие в лекционной и консультационной работе по пропаганде правовых знаний; образовательные мероприятия; информационно-просветительская работа; правовая помощь населению; организационно-методические мероприятия.
Распоряжением Министерства транспорта Московской области от 15.08.2011 №268 утверждена программа министерства по реализации государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан, в задачи которой, в частности, входит: совершенствование законодательства Московской области по вопросам организации транспортного обслуживания населения Московской области и практики его применения; пропаганда правовых знаний и законо-послушания в сфере транспорта; создание условий для профессионального развития гражданских служащих Министерства. Реализация программы предполагается по нескольким направлениям: 1) обеспечение доступности правовой информации, правового просвещения и информирования граждан по вопросам организации транспортного обслуживания населения Московской области; 2) рассмотрение обращений граждан по вопросам организации транспортного обслуживания населения Московской области; 3) образовательные мероприятия.
Программы аналогичного содержания были приняты министерствами: социальной защиты населения Московской области, сельского хозяйства и продовольствия Московской области, промышленности и науки Московской области, образования Московской области, культуры Московской области, имущественных отношений Московской области, а также комитетом по физической культуре, спорту, туризму и работе с молодежью Московской области, Главным архивным управлением Московской области и другими структурными подразделениями.
Примечателен, однако, тот факт, что в развитие Основ приняты лишь программные правовые акты органов государственной власти и местного самоуправления Санкт-Петербурга и Московской области. Справочно-правовая система «Консультант плюс» не содержит сведений о нормативно-правовых актах, принятых в развитие Основ, в том числе законодательных, действующих на федеральном уровне. Данный факт свидетельствует о том, что реализация положений Основ в России не носит системный и единообразный характер, в связи с чем указанные положения остаются в настоящее время не достаточно реализованными.
По мнению автора, в целях упорядочения и оптимизации деятельности по реализации государственной политики в сфере содействия правовой социализации населения необходимо в максимальной степени использовать ресурс правоохранительных органов и органов местного самоуправления. Целесообразность привлечения именно указанных органов объясняется тем, что данные подразделения властных структур характеризуются своей максимальной приближенностью непосредственно к населе-
нию, поскольку каждый сельский либо городской населенный пункт обслуживается конкретной администрацией муниципального образования. Кроме того, такие правоохранительные органы, как полиция, прокуратура, суд, также работают непосредственно с населением.
Органы местного самоуправления в соответствии со ст. 19 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по вопросам, не отнесенным законом к вопросам местного значения, могут наделяться отдельными государственными полномочиями. Вопросы осуществления работы по повышению уровня правосознания не являются вопросами местного значения, в связи с чем могут стать предметом отдельных государственных полномочий. Таким образом, юридически государственная политика Российской Федерации в области совершенствования личностно-правовой сферы может быть реализована через органы местного самоуправления.
В частности, через органы местного самоуправления наиболее эффективно может быть реализована государственная политика Российской Федерации в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью (п. 15 Основ). В соответствии с положениями ст. 4 Федерального закона от 21.11.2011 № 324-Ф3 «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» [3] под государственной политикой в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью понимается совокупность организационно-правовых, социально-экономических, информационных и иных мер, принимаемых в целях реализации гарантий права граждан на получение бесплатной юридической помощи. Органы местного самоуправления поименованы в данном Законе в числе лиц, реализующих указанную государственную политику. Однако в тексте Закона отсутствует ссылка на муниципальные нормативно-правовые акты, которые могут быть приняты в целях установления порядка оказания бесплатной юридической помощи населению на местном уровне.
По мнению автора, на местном уровне соответствующего муниципального образования при администрации должна создаваться муниципальная юридическая служба, в задачи которой должны входить вопросы обеспечения правовой социализации местного населения, в частности, путем оказания бесплатной юридической помощи, разъяснения норм действующего законодательства, а также полномочий той или иной властной структуры.
Такое направление государственной политики России в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан, как совершенствование деятельности государственных и муниципальных органов, правоохранительных органов, направленной на обеспечение законности и правопорядка и повышение правосознания служащих государственных и муниципальных органов, может быть реализовано посредством осуществления правоохранительными органами правовой пропаганды.
Еще в постановлении ЦК КПСС от 15.09.1970 «О мерах по улучшению правового воспитания трудящихся» говорилось о том, что правовая пропаганда должна носить систематический характер, демонстрировать дифференцированный подход к разным категориям населения. В литературе советского периода вместе с тем подчеркивалась социализирующая роль правовой пропаганды, поскольку «разъясняя действующее законодательство, правовая пропаганда побуждает граждан к осуществлению тех общественных обязанностей, которые предусматривает закон в связи с проведением уголовной политики» [4].
В настоящее время правовая пропаганда, осуществляемая правоохранительными органами, указанным принципам работы не соответствует, во многом носит бессистемный характер. Причина, по мнению автора, заключена в том, что вопросы правовой пропаганды того или иного органа власти регламентируются разными ведомственными нормативными актами. Отсутствуют единые требования и системный подход к осуществлению пропагандистско-правовой работы правоохранительными органами.
На наш взгляд, совершенствованию пропагандистско-правовой работы современных правоохранительных органов, а следовательно, социа-лизационно-правовому процессу будет способствовать принятие на федеральном уровне единого нормативно-правового акта, регламентирующего процедуру правовой пропаганды и тематику соответствующих материалов. Данный документ должен содержать организационно-методический и правовой разделы. Действуя в рамках единой процедуры правовой пропаганды, правоохранительные органы смогут обеспечить необходимый тематический охват и дифференцированный подход к работе с населением.
Важным направлением оптимизации правосоциализационного процесса является совершенствование деятельности по осуществлению правового информирования населения.
Современное российское население испытывает достаточно высокий спрос на правовую информацию. Частным случаем проявления данного спроса является высокая потребность населения в услугах профессиональных юристов.
Очевидна проблема правовой информированности как обусловленной личным интересом степени осознанного восприятия правовой информации. Правовая информация - это «разновидность социальной информации общества, охватывающей все ценности, которые созданы людьми в области права» [7]. В структуру правовой информированности включают, таким образом, следующие элементы: 1) интерес к правовой информации; 2) восприятие и 3) усвоение информации.
Для современной России проблема правовой информированности представляет особую актуальность, поскольку низкий ее уровень приводит к повсеместному распространению не правовых практик, а слабая правовая
информированность в чиновничьей среде порождает рост коррупционных проявлений и бюрократии.
Российское население обладает недостаточными знаниями в области конституционных прав и свобод, а также форм и методов их защиты. Оно практически не ориентируется в огромном массиве законодательных актов федерального уровня, не говоря уж о знании региональных и местных нормативных актов. Проблема дезориентации населения в действующем законодательстве осложняется часто вносимыми редакционными изменениями и дополнениями в тексты законов.
Между тем законодательная и правоприменительная (правоохранительная) практика опирается на презумпцию знания населением действующего законодательства. Конституционным требованием является лишь обязательность официального опубликования законов для всеобщего сведения (ст. 15 Конституции РФ). Какие-либо дополнительные конституционные требования, связанные с механизмом информационного доведения текстов нормативно-правовых актов до населения, отсутствуют. Действует, таким образом, слишком сильное правовое допущение об информированности населения страны о содержании действующего законодательства.
Недостаточное правовое информирование способствует распространению не правового (противоправного) поведения в обществе, что создает существенное препятствие в полноценном протекании процесса правовой социализации.
Во многом недостаток правового информирования может быть компенсирован за счет оказания профессиональной юридической помощи, которая может исходить как от частнопрактикующих юристов, так и от лиц, имеющих статус адвоката. Как было установлено в результате проведенного автором эмпирического исследования, 15 % опрошенных считают для себя профессиональных юристов (адвокатов) авторитетным источником правовой информации. В механизме правовой информированности профессиональные юристы представляют собой очень важный элемент, поскольку, помимо функции информационного канала (по доведению информации до населения), они реализуют правосоциализационную функцию, разъясняя тексты нормативно-правовых актов и способствуя тем самым их усвоению населением. Расширение сети оказания профессиональной юридической помощи, в том числе в рамках реализации информационно-правовой политики российского государства, может способствовать решению проблемы правовой информированности современного российского населения.
Увеличение масштаба оказания населению квалифицированных юридических услуг может существенно снизить значимость проблемы доступности нормативно-правовых актов с точки зрения понимания населением смысла их текстового содержания. Для обеспечения смысловой доступности правовых актов необходима деятельность юристов-
профессионалов, специализирующихся в определенных областях правоотношений и оказывающих свои услуги не только на коммерческой, но и на бюджетной основе.
Как показало проведенное нами эмпирическое исследование, самыми актуальными источниками правового информирования в современной России являются печатные СМИ (газеты) (12,5 % опрошенных), Интернет (16,9 % опрошенных), телевизионные передачи на правовую тематику (34,2 % опрошенных). Г азеты как официальное средство доведения до сведения населения текстов нормативно-правовых актов (в частности, Российская газета) не являются на сегодняшний день общедоступным источником правового информирования (64,3 % респондентов не имеют возможности регулярно читать Российскую газету). В связи с этим, по мнению автора, необходимо соотнесение численности выпускаемых номеров официальных печатных СМИ (в том числе за счет бюджетных средств) с численностью совершеннолетнего населения России с возложением обязанности по их распространению на Федеральную почтовую службу и органы местного самоуправления. Кроме того, в целях надлежащего, полноценного правового информирования населения необходимо повышение качества публикуемых материалов (чаще необходимо привлекать к подготовке соответствующих материалов узких специалистов в области правоприменения; уменьшить объем публикаций на уголовно-правовую тематику и тематику, связанную с негативными проявлениями в чиновничьей и правоохранительной среде; усилить внимание к частноправовым проблемам и проблемам, связанным с защитой прав и свобод граждан). Аналогичным образом необходимо повышение качества материалов, транслируемых телевидением.
Интернет как средство правового информирования весьма эффективно, поскольку открывает доступ к огромным массивам данных. Однако, доступ к этим данным возможен лишь лицам, имеющим навыки работы во Всемирной сети, а доступ к правовым ресурсам предполагает также наличие специальной юридической подготовки. Подобными требованиями отличаются действующие в настоящее время электронные справочноправовые системы (Гарант, Консультант, Эталон и др.). При всей привлекательности данных систем их использование ограничено коммерческими условиями. Кроме того, не все представители российского населения имеют доступ в сеть Интернет. В особенности сельское население не имеет достаточных возможностей по использованию ресурсов Интернета. В связи с изложенным, по мнению автора, преимущественно на органы местного самоуправления должны быть возложены обязанности по обеспечению доступа населения страны к электронным информационно-правовым ресурсам, а в образовательных учреждениях необходимо введение курсов по обучению навыкам получения электронно-правовой информации.
Совершенствование информационно-правового механизма современного российского общества должно осуществляться в рамках государственной информационно-правовой политики, представляющей собой «целенаправленную политико-правовую деятельность государства по формированию высокого уровня правовой культуры общества, соответствующей системе социально-экономических отношений» [5].
Оптимизации правосоциализационного процесса в современном российском обществе будет способствовать также реформирование системы правового воспитания, осуществляемого, в частности, в учреждениях среднего образования. В этой связи, по мнению автора, необходимо выполнить следующие мероприятия.
Во-первых, ввести в младших классах упрощенные курсы по изучению структуры и содержания Конституции Российской Федерации. В игровой форме учащимся необходимо привить первоначальные базовые представления: о правах и свободах человека и гражданина, об основах конституционного строя России, о ее федеративном устройстве, о федеральных органах законодательной, исполнительной и судебной власти, об основах местного самоуправления. В средних классах предполагается приступить к изучению элементов теории государства и права. При этом у учащихся должно сложиться представление о происхождении, сущности и функциях права. Они должны научиться различать право и закон, знать структуру правовой нормы, отличать нормы права от норм морали, различать виды правовой ответственности. В старших классах с учетом полученного за время обучения базиса правовых знаний можно перейти к ознакомительному изучению действующего отраслевого законодательства, уделив особое внимание уголовному закону и законодательству об административных правонарушениях.
Во-вторых, существует необходимость в реализации специальной подготовки педагогических работников по курсу основ правовых знаний. Поскольку, как показал проведенный автором опрос экспертов (педагогических работников средних общеобразовательных учреждений), только 15,9 % педагогических работников имеет специальную правовую подготовку, а 65,1 % - подобной подготовки не имеют.
В-третьих, к образовательному процессу необходимо привлечение действующих сотрудников правоохранительных органов, которое проводить на плановой основе по согласованию с руководством соответствующих ведомств. Присутствие на уроке работников суда, полиции или прокуратуры будет способствовать не только лучшему пониманию и усвоению правовых знаний, но и росту авторитета указанных органов.
Список литературы
1. Энтин М.Л. Совершенствование методов обучения правам человека// Конституционное право: Восточноевропейское Обозрение. 2004. № 2 (47). С. 115.
2. Энтин М.Л. Совершенствование методов обучения правам человека// Конституционное право: Восточноевропейское Обозрение. 2004. № 2 (47). С. 120.
3. Федеральный закон от 21.11.2011 № 324-Ф3 «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации»// Собрание законодательства РФ. 2011. №48, ст. 6725.
4. Загородников Н.И. Советская уголовная политика и деятельность органов внутренних дел. М, МВШМ МВД СССР, 1979.
С. 92.
5. Боер В.М. Информационно-правовая политика и безопасность России: Теоретико-правовой аспект: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. СПб., 1998. С. 19.
Крутиков Михаил Юрьевич, аспирант, krutikov-michail@mail. ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет.
THE DIRECTIONS OF OPTIMIZATION OF THE PROCESS OF THE LEGAL SOCIALIZATION IN THE MODERN RUSSIA
M.Y. Krutikov
This article is about the main approaches to optimization of the process of the legal socialization in the modern Russia which endures the difficult transformational period. The conclusion about the need of the maximum use of the resource of the law enforcement agencies and the local governments in the questions of the legal education and the legal promotion is drawn on the basis of the analysis of normative legal acts in the sphere of the development of the legal literacy and the sense of justice of citizens. Besides, the need of improvement of activity on the legal informing of the population, and also the reforming of system of the legal education which is carried out in establishments of the secondary education are emphasized.
Key words: the legal socialization, the right, the population, the information, the policy.
Krutikov Mikhail Yuryevich, PhD student, [email protected], Russia, Tula, Tula State University.