Научная статья на тему 'Направления и темпоральность построения модели стратегического управления многовекторным развитием экономики Казахстана'

Направления и темпоральность построения модели стратегического управления многовекторным развитием экономики Казахстана Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
202
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Journal of new economy
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА / РАЗВИТИЕ / ИННОВАЦИИ / ПРИОРИТЕТЫ / СИСТЕМА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Габдуллин Ренат Булатович

Рассматриваются вопросы, связанные с макроэкономическим развитием, а также влияние инноваций на устойчивый экономический рост национальной экономической системы. В статье содержится глубоко изученный теоретический материал заявленной проблематики, предлагаются методы и механизмы для достижения ускоренной диверсификации экономики Республики Казахстан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Направления и темпоральность построения модели стратегического управления многовекторным развитием экономики Казахстана»

ГАБДУЛЛИН Ренат Булатович

Кандидат экономических наук, старший научный сотрудник отдела проблем управления экономикой

Институт экономики Комитета науки Министерства образования и науки Республики Казахстан

050010, Республика Казахстан, г. Алматы, ул. Курмангазы, 29 Контактный телефон: (727) 272-85-79 e-mail: [email protected]

Направления и темпоральность построения модели стратегического управления многовекторным развитием экономики Казахстана

Ключевые слова: экономика; развитие; инновации; приоритеты; система.

Аннотация. Рассматриваются вопросы, связанные с макроэкономическим развитием, а также влияние инноваций на устойчивый экономический рост национальной экономической системы. В статье содержится глубоко изученный теоретический материал заявленной проблематики, предлагаются методы и механизмы для достижения ускоренной диверсификации экономики Республики Казахстан.

Существенное негативное воздействие глобального экономического кризиса 2007-2010 гг. на экономику Казахстана является убедительным аргументом, подтверждающим объективную необходимость форсированной модернизации всех сфер и отраслей национальной производственно-хозяйственной системы. С этих позиций не вызывает сомнений тезис, что реализация амбициозных стратегических задач по проведению инновационной индустриализации и формированию интеллектуальной нации к 2020 г. требует поиска новых, насыщенных креативным содержанием подходов к организации стратегического управления процессами глубокой модернизации экономики страны.

В этом контексте целесообразно обратиться к экономической фактологии, отражающей сложный и длительный путь инновационной индустриализации. Анализ хронологии становления инновационно ориентированного рыночного хозяйства в высокоразвитых странах показывает, что использование традиционных форм и методов стратегического управления процессами поэтапного перехода от экономики первоначальной индустриализации к высокоиндустриальному обществу потребовало от 30 до 50 лет.

По нашему мнению, среди различных вариантов стратегического развития национальной экономики Казахстана важными преимуществами обладает ориентация на многовекторное наращивание производственно-экономического потенциала страны на основе инновационной индустриализации. Принцип многовекторности при формировании национальной модели ускоренной инновационной модернизации экономики предполагает высокий уровень координации и гармонизации при синхронном движении по нескольким векторам развития рыночного хозяйства.

Важно отметить, что модель многовекторного развития предполагает рациональную сбалансированность коренных экономических интересов всех хозяйствующих субъектов. Это позволяет, с одной стороны, избежать жесткой государственно-бюрократической организации процессов инновационной индустриализации страны, а с другой стороны, не допустить разобщенности и асинхронности движения по отдельным векторам экономического развития.

© Габдуллин Р. Б., 2011

Естественно, что для реализации целевых установок инновационно-индустриальной модернизации национальной экономики в исторически сжатые сроки необходимы новые подходы к организации стратегического управления на всех уровнях. В этой связи при определении потенциальных возможностей многовекторного развития национальной экономики Казахстана в рамках ускоренной инновационной модернизации большое значение приобретает фактор времени и, соответственно, поиск новых форм и методов темпорального менеджмента.

Определение различных темпоральных характеристик модернизации экономики (выявление рациональной продолжительности отдельных периодов и стадий процессов инновационной индустриализации, синхронизации движения по отдельным векторам развития, а также поиск резервов времени для сжатия сроков реализации, в особенности крупномасштабных инновационно-инвестиционных проектов и программ) является критически важным для получения дополнительного эффекта от четко скоординированного взаимодействия всех отраслей и сфер национальной экономики.

К сожалению, темпоральные параметры в условиях рыночного хозяйствования во многих сферах деятельности отличаются высокой неопределенностью. Элементы рыночной стихии предопределяют такие темпоральные составляющие, как вероятностный характер продолжительности различных стадий экономических циклов и асинхронность кризисных явлений, что резко затрудняет прогнозирование подъемов и периодов спада деловой активности. Резкие и малопредсказуемые колебания цен на товарных биржах, котировок на фондовых рынках и т. д. создают большие трудности даже для оперативно-тактического планирования в масштабах отдельных предприятий и тем более для стратегического планирования на уровне национальной экономики.

Кроме того, необходимо отметить, что методологический аппарат темпорального менеджмента еще только формируется. Более или менее разработаны отдельные блоки методологии темпорального управления, которые сфокусированы на проблематике рационального использования различных характеристик фактора времени в основном на микроэкономическом уровне при организации внутрикорпоративного управления.

Определенные достижения по темпоральной проблематике на уровне национальной экономики достигнуты в рамках методологии государственного дирижизма, в первую очередь представителями французской социальной школы. Как известно, идеи этой школы уже на протяжении более полувека реализуются при разработке пятилетних индикативных планов социально-экономического развития Франции. Однако система государственного дирижизма дает только ориентиры различных форматов и горизонтов фактора времени, которые желательны для гармоничного развития национальной экономики, но не являются обязательными для конкретных субъектов производственной и коммерческой деятельности. По этой причине, как показывает многолетняя практика, методология государственного дирижизма имеет весьма умеренную результативность. В этом контексте возрастает актуальность поиска нетрадиционных подходов к темпоральной проблематике, в том числе при организации синхронизированного и гармонизированного многовекторного развития национальной экономики.

Важно отметить, что успешный опыт ускоренной модернизации экономики, как правило, базируется на диалектическом сочетании, с одной стороны, рационального применения стратегического потенциала глобальных инновационных тенденций НТП, а с другой стороны, полномасштабного раскрытия и творческого использования специфических для данной национальной экономики конкурентных преимуществ.

При обосновании казахстанской модели форсированной инновационной индустриализации национальной экономики целесообразно учитывать положительный опыт высокоразвитых стран. В первую очередь представляет интерес опыт стран, которые

обладают обширной территорией и богатыми природно-геологическими запасами минерально-сырьевых ресурсов и первичных энергоносителей. К ним, безусловно, относятся Канада и Австралия.

Для модернизации экономики Казахстана в посткризисный период могут быть полезны различные элементы канадской и австралийской моделей, в том числе опыт формирования инновационно ориентированных компаний и корпораций, обеспечивающих полный цикл производственно-коммерческой деятельности.

По нашему мнению, вопрос о целесообразности вывоза первичных энергоносителей и различных видов сырья является далеко не очевидным и нуждается в комплексном исследовании. С позиций антикризисного управления ориентация на максимизацию экспорта конечной высокотехнологичной продукции выглядит односторонней и стратегически уязвимой в условиях резких колебаний конъюнктуры мировых рынков, в том числе тех из них, на которых реализуется конечная продукция с высокой добавленной стоимостью.

Таким образом, национальное рыночное хозяйство стран с широко диверсифицированным экспортом оказалось менее уязвимым в условиях экономического кризиса, чем экономика высокоразвитых стран, ориентированных только на рынки конечной высокотехнологичной продукции. В этом отношении можно с уверенностью констатировать, что антикризисное управление в рамках канадской или австралийской модели оказалось более успешным, в особенности в сравнении с японской и германской моделями, в которых явно доминирует ориентация на производство и экспорт дорогостоящей высокотехнологичной продукции.

По нашему мнению, для успешной реализации стратегических целей по форсированной инновационной индустриализации национальной экономики Казахстана целесообразно тщательное осмысление как позитивного, так и негативного мирового опыта модернизации экономики в рамках альтернативных моделей социально-экономического развития. Наряду с выбором общей стратегии динамично устойчивого социально-экономического развития большое значение имеет определение приоритетности отдельных направлений или векторов экономической модернизации, а также расчет рациональных сроков реализации инвестиционных проектов и программ в рамках общей стратегии инновационной модернизации национальной экономики.

В условиях рыночной экономики нередко прослеживаются элементы разобщенности при реализации инновационно-инвестиционных проектов различными субъектами хозяйствования. С позиций достижения общенациональных целей форсированной инновационной индустриализации национальной экономики Казахстана целесообразно минимизировать элементы разобщенности или даже изолированности при осуществлении отдельных инновационно-инвестиционных проектов, в особенности если в таких проектах участвуют национальные компании и холдинги.

В обеспечении динамичного посткризисного развития национальной экономики Казахстана центральное место должно отводиться вектору инновационной модернизации всех сфер и отраслей с целью радикального повышения конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей, в первую очередь на рынках высокотехнологичной продукции с высокой добавленной стоимостью. Важно отметить, что эти целевые установки были заложены еще в конце 90-х годов прошлого столетия, прежде всего в стратегии «Казахстан-2030», где в качестве главной долгосрочной конечной цели прямо указывается построение высокоиндустриального общества. Однако, несмотря на отдельные успехи по внедрению современных технологий, проблема технологического отставания от стран с развитой рыночной экономикой остается актуальной, в особенности на фоне ускоренной индустриализации многих развивающихся стран. Более того, в некоторых сферах национальной экономики Казахстана на протяжении длительного периода прослеживаются негативные тенденции деиндустриализации,

например, в машиностроительном комплексе страны практически свернуто производство сельскохозяйственной техники.

В условиях, когда даже развивающиеся страны активно проводят индустриализацию, для повышения конкурентоспособности национальной экономики Казахстана на мировых рынках продукции с высокой добавленной стоимостью необходимо в период до 2020 г. провести ускоренную модернизацию на основе инновационной индустриализации основных сфер и отраслей экономики страны.

В этом контексте возникают достаточно сложные проблемы, связанные с эффективным организационно-экономическим обеспечением в посткризисный период переориентации с преимущественно экстенсивного экономического роста на ускоренное формирование широко диверсифицированного комплекса высокотехнологичных производств, выпускающих конкурентоспособную продукцию.

По нашему мнению, среди широкого круга проблем, входящих в вектор инновационной модернизации национальной экономики, к наиболее актуальным, требующим повышенного внимания можно отнести следующие:

• глубокое реформирование всех составляющих подразделений и элементов национальной инновационной системы для приведения ее в полное соответствие с требованиями ускоренной инновационной индустриализации Казахстана как в посткризис-ный период, так и на стратегическую перспективу;

• обеспечение необходимых объемов финансирования всего инновационного цикла путем скоординированного использования финансовых ресурсов государства, крупных частных производственно-хозяйственных структур, международных организаций, венчурных фондов и других финансово-кредитных институтов;

• формирование конкурентоспособного кадрового потенциала для инновационной модернизации всех сфер и отраслей национальной экономики, включая научных работников академических научно-исследовательских центров и институтов, научнопедагогический персонал и исследователей, занятых в университетских лабораториях и научных центрах;

• внедрение современных форм и методов организации стратегического управления инновационным воспроизводством с учетом специфики каждого звена цикла «наука - производство» - от генерирования принципиально новых идей и концепций до серийного выпуска высококачественной продукции с использованием новейшей техники, прогрессивных технологий и эффективных форм организации производственной и коммерческой деятельности;

• рациональная реорганизация системы институтов развития Казахстана путем перехода от вынужденной в условиях кризиса сверхконцентрации управленческих функций к адекватному для посткризисного периода соотношению централизации и децентрализации управления.

В литературе по инновационному менеджменту [1-3] акцентируется сложность ускоренного перехода от преимущественно сырьевой направленности национальной экономики к производству конкурентоспособной высокотехнологичной продукции. Поэтому задача форсированной инновационной индустриализации потребует энергичных усилий по качественному реформированию национальной инновационной системы Казахстана. Кроме того, в связи с формированием единого экономического пространства с участием Казахстана, России и Белоруссии становится актуальной задача поэтапного создания интегрированной инновационной системы и единой инновационной инфраструктуры всех заинтересованных стран СНГ

Как известно, идея активной инновационной деятельности четко прослеживается в стратегии «Казахстан-2030», в которой главной долгосрочной целью провозглашено создание высокоиндустриального общества, т. е. переход в исторически сжатые сроки от первичной индустриализации экономики к преобладанию наукоемких видов

производства. Конкретно задача создания национальной инновационной системы была поставлена Президентом Казахстана Н. А. Назарбаевым в 2002 г., в его выступлении на юбилейном собрании в Национальной академии наук РК. В соответствии с этой задачей Правительством Республики Казахстан была разработана «Программа по формированию и развитию национальной инновационной системы», рассчитанная на 2005-2015 гг. и реализуемая в несколько этапов. Основной целью Программы является формирование инновационной системы открытого типа, обеспечивающей создание конкурентоспособного конечного продукта на основе использования отечественного, а также зарубежного научного потенциала и технологий.

В Программе определено шесть основных стратегических задач:

• развитие научного потенциала;

• формирование и поддержка развития инновационной предпринимательской среды;

• формирование и развитие многоуровневой инновационной инфраструктуры;

• формирование и развитие элементов и механизмов финансовой инфраструктуры в части расширения видов предоставляемых грантов и создания венчурных фондов;

• обеспечение эффективного взаимодействия между элементами национальной инновационной системы;

• совершенствование нормативно-правовой базы.

В основу Программы положены три основных принципа формирования национальной инновационной системы:

• активная роль государства;

• партнерство с частным капиталом;

• открытый характер системы.

Вместе с тем анализ выполнения поставленных в Программе задач за период 2005-2010 гг. показывает, что они реализуются довольно медленно, непоследовательно и не в полной мере. Конечно, можно найти объективные причины, связанные с кризисными явлениями 2007-2010 гг. Однако изначально объемы запланированных государственных финансовых и других ресурсов были явно недостаточными для формирования в форсированном режиме полномасштабной национальной инновационной системы.

По нашему мнению, для достижения целей ускоренной инновационной модернизации можно предложить следующие меры по глубокому реформированию национальной инновационной системы:

• доведение государственного финансирования научных исследований до 2-3% от ВВП, что соответствует уровню стран с развитой рыночной экономикой, а в последние годы также многих развивающихся государств;

• создание крупного инновационного центра на базе институтов Национальной академии наук РК, а на следующих этапах формирование сети региональных инновационных центров;

• принятие пакета нормативно-правовых актов, обеспечивающих активизацию участия бизнеса в проектах по разработке высокотехнологичной продукции и соответствующих технологий;

• формирование совместно с представителями отечественного бизнеса государственно-частных венчурных структур различного масштаба по наиболее перспективным направлениям инновационной деятельности;

• привлечение иностранных инвесторов к реализации крупных инновационно-инвестиционных проектов на территории Казахстана;

• инициирование разработки и реализации долгосрочных инновационных программ совместно с РФ и другими странами СНГ в сфере нанотехнологий, атомной энергетики, космонавтики, робототехники и т. д.;

• проведение комплексной государственной экспертизы крупных инвестиционных проектов, реализуемых на территории Казахстана, с целью выявления и пресечения

деятельности недобросовестных инвесторов, предлагающих строительство предприятий с морально устаревшими, а также экологически «грязными» технологиями.

В целом реформирование национальной инвестиционной системы Казахстана должно обеспечить полное ее соответствие высоким требованиям стратегии ускоренной инновационной индустриализации страны в посткризисный период и на более отдаленную перспективу.

Реалистичность стратегических задач реформирования НИС тесно связана с проблематикой формирования кадрового потенциала для инновационной модернизации национальной экономики. При всей значимости технико-технологической модернизации экономики приоритет принадлежит подлинному прорыву в освоении творческого потенциала человека-инноватора во всех звеньях инновационно-инвестиционного процесса - от ученого-теоретика до членов производственного коллектива, который создает новую технику и внедряет новейшие технологии.

В посткризисный период существенно повысится потребность в высококвалифицированных специалистах, в первую очередь обладающих способностями к изобретательской деятельности, в различных сферах материального производства, в связи с чем потребуется сформировать адекватный новым условиям инженерный корпус из высококвалифицированных специалистов по широкому кругу разнообразных инженерных профессий.

В этом контексте необходимо кардинальное улучшение качества обучения в технических университетах и колледжах. Для стимулирования притока талантливой молодежи в технические вузы целесообразно задействовать различные формы и методы материального и морального стимулирования, от увеличения количества государственных грантов для обучения по инженерным специальностям до проведения конкурсов молодых инженеров, изобретателей, конструкторов и т. д.

В рамках формирования кадрового потенциала для ускоренной инновационной модернизации экономики Казахстана целесообразно сделать акцент на проблеме мотивации высокопроизводительного труда в инновационной сфере. С одной стороны, предполагается тщательное выявление коренных экономических интересов работников и разработка адекватных систем материальной заинтересованности в неуклонном повышении квалификации и наращивании эффективности труда. С другой стороны, необходимо использовать разнообразные виды морального поощрения творческого отношения к работе, а также обеспечивать высокие стандарты корпоративной культуры для стимулирования четко скоординированных командных усилий при решении сложных инновационных задач.

Обобщая, можно констатировать, что идеи многовекторного развития национальной экономики Казахстана прямо корреспондируются с экономической стратегией форсированной инновационной индустриализации всех сфер и отраслей национальной экономики.

Источники

1. Масимов К. К. О деятельности национальных институтов развития в посткризисный период. Режим доступа: http://primeminister.government.kz.

2. Rosenberg G. Public-Private Partnership. L. : NHG Publishing House, 2008.

3. Есентугелов А. Стратегия посткризисной модернизации экономики Казахстана. Астана, 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.