Научная статья на тему 'Направления и содержание учебной работы над эпическими жанрами русского фольклора в процессе профессиональной подготовки учителей начальных классов'

Направления и содержание учебной работы над эпическими жанрами русского фольклора в процессе профессиональной подготовки учителей начальных классов Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
476
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ / ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ / МИФОЛОГИЯ / РУССКИЙ ФОЛЬКЛОР / НАРОДНЫЙ ЭПОС

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Никитченков Алексей Юрьевич

В статье рассматривается один из актуальных вопросов профессиональной подготовки учителей начальных классов. Автор подчеркивает, что учебная работа студентов над эпическими жанрами фольклора должна носить системный характер. Внимательное отношение к мифопоэтическим истокам и жанровым особенностям произведений народного эпоса позволит учителю находить оптимальные пути организации их литературного чтения в начальной школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Направления и содержание учебной работы над эпическими жанрами русского фольклора в процессе профессиональной подготовки учителей начальных классов»

направления и содержание учебной работы над эпическими жанрами русского фольклора в процессе профессиональной подготовки учителей начальных классов

I А.Ю. Никитченков

Аннотация. В статье рассматривается один из актуальных вопросов профессиональной подготовки учителей начальных классов. Автор подчеркивает, что учебная работа студентов над эпическими жанрами фольклора должна носить системный характер. Внимательное отношение к мифопоэтическим истокам и жанровым особенностям произведений народного эпоса позволит учителю находить оптимальные пути организации их литературного чтения в начальной школе.

Ключевые слова: система профессиональной подготовки учителя начальных классов, литературное чтение в начальной школе, мифология, русский фольклор, народный эпос.

Summary. The article covers one of actual questions of professional training of primary school teachers. The author emphasizes the idea that students' work on epic genres of the folklore must be systematic. Being careful with mythological sources and genre peculiarities of folklore works will allow a teacher to find optimum ways of organising their literary reading in primary school.

Keywords: system of training teachers in primary classes, literary reading in elementary school, mythology, russian folklore, folk epic.

Русский народный эпос отличается большим разнообразием, включает группы стихотворных и прозаических жанров: сказки в своем жанровом многообразии, легенды, предания, былички, былины, исторические песни, духовные стихи, баллады и др. Подготовка учителей начальных классов в области русского фольклора носит профессионально-ориентированный характер, поэтому в центре внимания оказываются, прежде всего, те эпические устно-поэтические жанры, которые изучаются в начальной шко-

ле. В большинстве случаев русский народный эпос весьма труден для восприятия младшими школьниками, основными препятствиями являются: большой объем текстов и сложность языка, наличие не известных младшему школьнику исторических фактов. По этим причинам в круг чтения современного младшего школьника чаще всего попадают лишь сказочные жанры русского фольклора и былины. Профессиональная подготовка учителя должна осуществляться по следующим направлениям: 1) ознакомление

студентов факультетов начальных классов с теоретическими аспектами исследования народного эпоса, как они представлены в науке о фольклоре, и организация опыта самостоятельного анализа студентами отдельных произведений этих жанров; 2) изучение методических основ литературного чтения произведений народного эпоса и их применение в разработке моделей учебной деятельности младших школьников. Причем оба направления учебной работы должны осуществляться в принципиальной взаимосвязи, поэтому студент факультета начальных классов выступает в роли читателя, критика, исследователя, методиста, учителя-практика. Обозначенные направления реализуются не изолированно в каком-то отдельном курсе, а в системе соответствующих дисциплин предметной подготовки будущих учителей начальных классов, предусмотренных Стандартом ВПО и учебным планом конкретного вуза.

Основную массу народного эпоса, изучаемого в начальных классах, составляют сказочные жанры, они оговорены образовательным минимумом Стандарта начального общего образования по литературному чтению, поэтому на сказочных жанрах и заострим внимание в настоящей статье. Пропедевтическое знакомство студентов факультета начальных классов со сказочными жанрами русского фольклора начинается в курсе «Теория литературы с практикой читательской деятельности» [1, 217]. Студенты знакомятся с основными вопросами мифологии, с жанровой классификацией народных сказок. Устанавливается, что все сказочные жанры имеют мифологические истоки [2, 441-444], но связаны с различными аспектами ми-

форитуального сценария жизни: сказка о животных — с тотемическими культами, волшебная — с брачным обрядом, бытовая — с ритуальным антиповедением. Однако возникновение сказки связывают с потерей веры в достоверность мифа, что выражается в установке рассказчика и слушающих на вымысел. В силу достаточной прозрачности своей структуры, сказки волшебные — хороший учебный материал для наблюдения над организацией их художественного мира, поэтому формирование читательских умений студента, направленных на анализ структурных компонентов образного мира произведения словесного искусства, его пространственно-временного, персонажного, событийного и вещного планов, удобно осуществлять именно на примере русских народных волшебных сказок [3, 46]. Вместе с тем студенты размышляют о возможностях восприятия сказочного мира младшими школьниками.

В курсе «Детская литература» будущие учителя начальных классов продолжают изучение народного эпоса на более широком теоретическом [4] и практическом материале (сказки и былины в разных записях). Сказки рассматриваются как потенциально возможный компонент круга детского чтения, прослеживаются взаимосвязи фольклорных и литературных сказок. Те студенты, которые хотят в большей степени совершенствовать свой опыт в области изучения русского фольклора, в частности народных сказок, выбирают элективный курс «Русский фольклор и методика его преподавания в начальной школе» [5, 73-75]. При всей необходимости знакомить студентов с теоретическими аспектами исследуемых проблем значитель-

ная роль отводится практике, совершенствованию их читательской деятельности. Ведущий принцип работы с фольклорным материалом — движение от контекста к произведению. Основной контекст для восприятия образного мира и содержательного плана народных сказок — мифопоэти-ческая модель мира. Поскольку последняя носит слишком обобщенный характер, то каждая из прочитанных и проанализированных студентом сказок уточняет этот контекст, создает условия для прочтения следующего произведения. Такая ступенчатая работа дает возможность делать поэтапное обобщение по конкретному жанру. Прочное знание жанрового контекста позволит учителю достаточно свободно оперировать сказочным материалом на уроках литературного чтения в начальной школе.

В лекционных материалах курса детской литературы отмечается, что сказки о животных являются одним из древнейших фольклорных жанров, который обладает своей генетической, структурной и функциональной спецификой. Под сказками о животных подразумеваются такие, в которых животное является основным объектом или субъектом повествования. По мифопоэтическим представлениям, на вертикали мирового древа животные располагаются в иерархическом порядке, занимая определенные сферы. Этим, в большей степени, и обуславливаются образы животных в русских народных сказках: «характер» каждого зверя, тип его поведения и т.д. Так, образ волка, представителя нижнего мира, связан с мифологическим символом смерти. В колыбельных песнях и сказках волк уносит в лес детей, взрослых, домашний скот.

Медведь — один из главных героев животного эпоса, загадок, действий ряженых, ярмарочных представлений. Сакральное значение медведя определяется его подобием человеку, отсюда многочисленные табуистические названия медведя: хозяин,, черный зверъ, лесник, лесной черт, барин, лесной архимандрит. С образом лисы, которая в сказках о животных чаще всего выступает как плут, соотносится представление о хитрости, вороватости, лести, обмане. Лиса обманывает как могущественных животных (например, медведя), так и слабых — зайца, тетерева и др. Ее проделки нередко заканчиваются неудачей, и она оказывается в нелепом, шутовском положении. Принадлежностью «верху» (небу, свету, солнцу) маркируется образ птицы. Часто птица враждебно настроена по отношению к животным — представителям нижнего мира.

На практических занятиях по детской литературе студенты анализируют сказки о животных из общеизвестных сборников и учебников по литературному чтению. Особое внимание уделяется языку сказок о животных, в которых большую часть текстов занимают диалоги, язык персонажей воспроизводит бытовую речь людей разных сословий и разного индивидуального облика. Кумулятивная композиция таких сказок проста, сюжет разворачивается стремительно, по нарастающей, одна и та же ситуация в сказочных трюках повторяется на протяжении всего повествования. Все это позволяет будущему учителю сделать методический вывод о необходимости учета двух фактов в процессе организации чтения сказок о животных в начальной школе: 1) животные, которые говорят, рассуждают и ведут

себя как люди, есть поэтическая условность, а их действия спроецированы на человеческую жизнь (морально-эстетический аспект); 2) появление подобных образов в словесной культуре не случайно, но обусловлено мифом (аспект историко-культурный).

В процессе анализа русской народной волшебной сказки студенты замечают, что ее структура складывается из двух или, чаще, из трех испытаний героя. Конфликт обусловлен нарушением запрета, после чего случается беда и герой отправляется в иной мир. Наличие развернутого описания иного мира обязательно для волшебных сказок. Путь героя лежит через волшебный лес, где он встречает волшебных помощников и вредителей. Сказочный герой, проходящий испытания, не обладает имманентными магическими свойствами, он должен знать определенные правила поведения, диктующие структуру сказочного поступка. Финал в волшебных сказках обязательно счастливый: герой после множества перипетий возвращается домой в новом состоянии и, в большинстве случаев, конечной целью его является свадьба. В процессе анализа волшебных сказок студенты обращают внимание на важные жанровые показатели стилистического уровня (традиционные сказочные формулы, которые апеллируют к особенностям художественного вымысла волшебных сказок; зачины, указывающие на неопределенность времени и места; концовки, свидетельствующие о фантастичности происходящего), которые, наряду со спецификой образного мира волшебной сказки, будут учтены на уроках литературного чтения в начальной школе.

Главным героем бытовой сказки может быть купец, барин, солдат, вор, мужик, баба и т.д., поэтому по типу главного героя студенты могут выделить тематические группы бытовых сказок. Кроме того, студенты замечают, что для бытовой сказки характерен лаконичный, интенсивно развивающийся занимательный сюжет. Развлекательный эффект бытовых сказок создается за счет описания проделок героя-обманщика, которому присуще антиповедение: алогизм, неразумность обыденного вскрываются в бытовых сказках. Студенты подчеркивают приемы условного описания жизни при анализе бытовых сказок: 1) утрированное изображение главной черты того или иного персонажа (дурак настолько глуп, что не знает свойств самых обычных вещей; жадный скуп настолько, что действует себе в убыток и т.д.); 2) изображение нереальных ситуаций и положений (дьякон и поп хоронят козла, мужик отлупил барина и т.д.); 3) прием использования многозначности слов, смысл которых по-разному понимается героями сказки (поп заставляет работника смазать телегу, а он мажет ее всю; барин приказывает заложить коня, а мужик закладывает его цыгану за десять рублей). Так как сказка-новелла должна, прежде всего, заинтересовать слушателя, то она имеет такую стилистическую форму, в которой можно найти привлекательные моменты: 1) балагурный характер повествования, включающий рифмованную и ритмическую речь (Афонъка! Где был-побывал, как от меня бежал ? / В вашей, сударь, деревне - у мужика под овином лежал. / Ну, а кабы овин-то вспыхнул ? / Я б его прочъ отпихнул. / А кабы овин загорелся? / Я бы, сударъ, погрелся...; 2) ис-

пользование разговорной речи, выделение социальных свойств речевого поведения.

В курсе детской литературы студенты, работая с первоисточниками, подбирают сказочный материал для литературного чтения в начальных классах, разрабатывают игры, викторины, варианты лексической работы, подготавливают карточки с заданиями и фрагментами текстов, наглядные пособия для младших школьников. В период педагогической практики они могут организовать внеклассную работу со сказкой, зафиксировать степень интереса младших школьников к народным сказкам, по рисункам учащихся и в процессе бесед с ними выявить уровень сформированности эстетического отношения детей разного возраста к сказке.

Получив необходимый опыт чтения и анализа фольклорных сказок, студенты приступают к рассмотрению проблем их литературного чтения в начальной школе в курсе «Методика обучения русскому языку и литературе». В дисциплинах по выбору («Русский фольклор и методика его преподавания в начальной школе») и дисциплинах специализации («Практикум по учебникам»), предлагаемых факультетом начальных классов МПГУ, методическая подготовка будущего учителя в области специфики литературного чтения народного эпоса в начальной школе совершенствуется, компенсируется недостаточность учебных часов в курсе методики на детальную проработку технологии литературного чтения данных жанров. Современная методика литературного чтения накопила достаточно богатый опыт работы со сказочными жанрами в начальной школе. Прежде

чем вести со студентами разговор о вариантах учебной работы со сказками в рамках того или иного учебно-методического комплекта по литературному чтению для начальной школы, необходимо установить, какие знания, умения, навыки учащихся начальных классов, типы учебной деятельности будут носить инвариантный характер. В результате анализа ряда учебных программ студенты приходят к следующим выводам. Дети, не зависимо от специфики учебной программы, должны понимать, что установка на вымысел — основной жанровый признак сказок. Жанровые свойства волшебных сказок устанавливаются в сопоставлении с жанровыми свойствами сказок бытовых и о животных. Младшие школьники вполне могут выявлять композиционные особенности сказок: зачин, концовка, повторы. К 3-4 классу учащиеся готовы к достаточно подробному анализу художественного мира сказок и средств художественной изобразительности, что стимулирует поддержание интереса к сказкам, который к этому возрастному этапу, как правило, угасает. В процессе поиска смыслов выявляются возможные соответствия и несовпадения точек зрения «создателя» сказки и ее современного читателя. У учащихся стимулируется способность получать удовольствие от чтения сказки, адекватно воссоздавать образную систему сказок, наблюдать и выявлять мотивы сказочного повествования, соотносить содержание и форму читаемого произведения. Формируется умение использовать свои знания в творческой работе, в том числе и для сочинений-стилизаций. После установления студентами общих задач работы со сказочным материалом в начальной

школе, начинается оттачивание методических нюансов литературного чтения отдельных сказочных жанров.

Волшебные сказки изучаются в начальной школе, как правило, на каждом году обучения. Накопленный учениками опыт чтения сказок становится тем фундаментом (контекстом), на котором строится их изучение в последующих классах. Студенты разрабатывают типы заданий, направленных на актуализацию опыта чтения сказок младшими школьниками во 2-4 классах. В зависимости от цели учебной работы предлагается определенный вид задания. Например, с целью вспомнить русские народные сказки проводится викторина «Угадай сказку»: учитель читает фрагменты волшебных сказок, ученики отгадывают их название. С целью вспомнить героев волшебных сказок учитель называет волшебную сказку, а ученики перечисляют ее героев (кто больше). Параллельно проводится характеристика героев, выясняется, что их можно поделить на «реальных» и волшебных, помощников и вредителей. С целью вспомнить основные композиционные элементы сказки учитель может предложить детям фрагменты сказок (2-3 зачина, 2-3 концовки, 1-2 присказки — в разнобой), дети называют те или иные композиционные элементы сказок и их основные задачи, устанавливают, что по этим фрагментам текста нельзя определить, из какой сказки они взяты. С целью актуализации знаний учащихся о содержательном аспекте сказок может проводиться следующая работа. С опорой на рисунки И. Билибина, В. Милашевского, Т. Мавриной коллективно восстанавливаются изображенные фрагменты сюжета. Особое внимание уделяется

наличию волшебных событий, их насыщенности, художественным преувеличениям и преуменьшениям.

На примере одной из волшебных сказок студенты намечают аспекты ее возможного анализа в начальной школе (чтобы далее приступить к детальной разработке конспектов-сценариев уроков литературного чтения волшебных сказок по конкретным учебникам, объективно оценить степень проработанности методического аппарата этих учебников, наметить пути их совершенствования). Например, для сказки «Гуси-лебеди» могут быть выделены следующие аспекты: 1) Беда-недостача происходит в момент отсутствия взрослых, кроме того, не выполнено обещание родителям не покидать братца.

2) Обращаем внимание детей на троекратное повторение однотипных событий и на свойства героев — участников этих событий. Печка, яблоня и речка находятся в пределах волшебного мира, обладают необычными свойствами (могут говорить человеческим голосом, помогать, а за помощь требуют оказать услугу). Устанавливаем причины такого порядка появления волшебных героев во время пути героя: печка — ближе к дому, она связана с очистительной силой огня; яблоня, тем более лесная, — дальше от дома, нежели печка; речка особенно усиливает медиативные функции пути-дороги.

3) Текст изобилует изобразительно-выразительными средствами: «печка-матушка», «яблоня-матушка», «сударыня-печка» — так называет девочка волшебных помощников на обратном пути (ср. с дорогой «туда»). Формула «бежала-бежала» сравнивается с подобными: «ехал-ехал», «долго ли-коротко», «скоро сказка сказывается...». 4) Сравниваем сходные моменты в организации

сказки «Гуси-лебеди» с другими волшебными сказками. Учащимся предлагается выявить такие элементы ее художественной системы, которые наблюдаются в иных текстах данного жанра. Главная методическая ценность такой работы заключается, прежде всего, в том, что дети проводят самостоятельные обобщения по жанру, устанавливают основные законы построения волшебных сказок, кроме того, подобные обобщения — основа для творческой деятельности учащихся на материале волшебных сказок (сочинения-стилизации).

В отличие от освоения детьми сказок волшебных, нередко в современной начальной школе работа над бытовой сказкой и сказкой о животных носит эпизодический характер, а в некоторых случаях уроки литературного чтения этих сказочных жанров ограничены 1-2 классами. Это не позволяет младшим школьникам последующих классов, имеющим более богатый читательский опыт, сделать серьезные обобщения по художественной форме и содержанию сказок. В связи с чем нередко среди учителей начальных классов встречается ошибочное мнение, что бытовые сказки и сказки о животных очень просты по структуре, наивны, ученики начальной школы «перерастают» эти сказочные жанры и поэтому изучать их не интересно. Чтобы избежать подобных обобщений, методика литературного чтения бытовых сказок и сказок о животных должна учитывать жанровую природу этих произведений, их генетические, структурные и функциональные особенности. Так, на практических занятиях по методике литературного чтения студенты разрабатывают вопросы и задания для анализа

русской народной бытовой сказки с учетом ее главных жанровых свойств. Покажем это на примере сказки «Болтливая жена». После прочтения текста и проверки первичного восприятия начинается анализ сказки, который должен включать следующие блоки (их последовательность и используемые приемы работы — словесное рисование, составление диафильма, построение карты событий, выделение речевых характеристик героя и т.д. — определяются учителем в зависимости от специфики класса, степени владения детьми литературоведческими терминами): 1) Сразу обращаем внимание на типичный сказочный зачин и концовку, свидетельствующие о том, что перед нами текст, относящийся к сказочным жанрам. 2) Отмечаем неуказание точного времени и места действия; шутливый ход событий также подчеркивает, что рассказчик сказки относится к ней как к вымыслу, и в этом его точка зрения совпадает с точкой зрения читателя (слушателя). 3) Обсуждаем событийный ряд: в сказке «Болтливая жена» есть беда, но совсем не такая серьезная, как в волшебной сказке, сюжет развивается стремительно и неожиданно, а повторы однотипных событий усиливают сме-ховой эффект, доводят ситуацию до абсурда. 4) Обсуждаем название сказки («Болтливая жена»): выясняется, что болтливость — не самый страшный ее недостаток. Баба настолько глупа, что подобного человека вряд ли можно встретить вне художественного мира бытовой сказки. Хоть о ней и говорится в названии произведения, но главный герой здесь все-таки мужик, которому удается провести не только подчеркнуто глупую жену, но и барина. 5) Вспоминаем, что в сказках

нередко противопоставляется добро и зло, но мужика едва ли можно назвать добрым, а барина и болтливую бабу злыми. Герои противопоставлены по иному признаку: хитрость — глупость (мужик — баба), хитрость и смекалка — их отсутствие (мужик — барин). 6) Продолжаем обсуждать героев произведения: главный герой не попадает в иной мир и не встречается с волшебными героями, все проблемы он решает сам, с помощью смекалки и хитрости (обман), не прибегает к заступничеству волшебных помощников, не используются волшебные предметы, действия, слова. 7) Замечаем, что в сказке встречается рифмованная речь, причем как раз в наиболее значимые моменты развития сказочного действия. Дети могут карандашом выделить рифмующиеся слова: Стал волчъю яму рытъ и нашел клад. Сам думает, ну как теперь быть ? (Завязка действия.) И как раз в ту пору мимо усадьбы проходили, как твою милость черти-то давили. (Слова болтливой бабы, которые вызовут гнев барина и приведут к развязке событий.)

При изучении студентами ФНК методики литературного чтения сказок о животных учитывается разнообразие существующих в начальной школе технологий. Поэтому на практических занятиях курса методики выявляются ведущие задачи литературного чтения сказок о животных и способы их решения. Одна из задач будет заключаться в выявлении того факта, что образы героев в сказках о животных нередко строятся на контрастах, а характеры героев проявляются в их поступках и иносказательно говорят нам о некоторых поступках и характерах людей. Для решения этой задачи студенты проектируют беседу по сказке «Лиса и

козел»: Как вы докажете, что нами прочитана сказка о животных? (доказывают). Сколько героев в сказке? (дети отвечают, что два, но при более внимательном рассмотрении обнаруживают, что говорится еще и о воронах, на которых зазевалась лисица, и тех, которые козла «за рога вытащили»). А сколько главных героев? (два). Можно ли сказать, что главные герои похожи друг на друга? (дети доказывают, почему нельзя так сказать: герои противопоставлены друг другу). Чем они противопоставлены? (лиса — дикое, а козел — домашнее животное). А еще чем? (лиса хитрая, козел глупый и доверчивый). Как постепенно проявляется в сказке характер лисы? Сочувствовали мы ей в начале сказки, когда она попала в беду? Как мы относимся к ней в конце сказки? Расскажите, как попался козел на уловки лисы? Всегда ли в сказках о животных дикие животные хитрее домашних? Докажите, что это не так (сказка «Кот и лиса»). Можно ли сказать, что герои сказок о животных отражают человеческие характеры? Докажите, приведите примеры. Работа может быть завершена творческим заданием: пересказать эту сказку так, чтобы вместо козла в ней был волк. Выясняется, что введение нового персонажа неминуемо влечет и изменение событий: козла спасли хозяева, а кто будет спасать волка? Дети придумывают различные варианты концовки сказки с новым героем. Иная задача — выявление мифопоэтических истоков поступков героев, для ее решения должен быть подобран достаточно прозрачный текстовой материал, например, сказка «Волк» [6, 62]. Параллельно можно установить амбивалентность сказочного образа волка, сопоставив его с волком из сказки «Ли-

сичка-сестричка и волк», выяснив, что в одной сказке волк взаимодействует с диким животным (лисой), в другой — с домашним (свинкой). В одной сказке волк обманут и гоним, в другой — обманывает и губит других. Дети придут к выводу о том, что один и тот же герой сказок о животных может в разных текстах проявлять одни и те же свойства, но может обладать и разными характерами.

Результатом профессиональной интеграции теоретических сведений о русском народном эпосе, опыта собственной читательской деятельности студентов — чтения произведений эпических фольклорных жанров, знаний основ методики их литературного чтения в начальной школе и опыта составления пробных конспектов-сценариев уроков литературного чтения служит работа студента в период педагогической практики. Важным показателем наличия профессиональной компетенции в области методики литературного чтения эпических жанров русского фольклора также является стремление студентов выполнять курсовые и выпускные квалификационные исследования по проблемам литературного чтения: «Ознакомление младших школьников с мифологическими истоками народных сказок», «Организация анализа художественного пространства русских народных волшебных сказок в начальной школе», «Особенности работы над образами животных при изучении русских народных сказок в начальной школе», «Трудности работы над языком былин в начальных классах», «Сочинения-стилизации народных сказок в системе литературного образования и речевого развития младших школьников», «Русская народная бытовая

сказка как учебный материал по литературному чтению в начальной школе», «Моделирование как прием анализа художественного мира произведений народного эпоса в начальной школе» и другие работы с подобной тематикой ежегодно защищаются выпускниками факультета начальных классов МПГУ.

Таким образом, системная подготовка учителя начальных классов, всесторонне учитывающая возможности соответствующих дисциплин предметной подготовки в вузе, будет способствовать формированию у студентов внимательного отношения к мифопоэ-тическим истокам и жанровой природе произведений русского народного эпоса, позволит будущему учителю, опираясь на собственный опыт чтения эпических жанров фольклора, находить оптимальные пути организации литературного чтения произведений этих жанров в начальных классах, всесторонне содействовать совершенствованию читательской деятельности младших школьников.

литература

1. Примерные программы дисциплин предметной подготовки по специальностям педагогического образования. — М., 2004.

2. Мифы народов мира: Энциклопедия в 2 т. — М., 1994. — Т. 2.

3. Сосновская О.В. Введение в литературоведение (с практикой читательской деятельности). — М., 2003.

4. Аникин В.П. Русская народная сказка. — М., 1984; Пропп В.Я. Морфология сказки. Исторические корни волшебной сказки. — М., 1998 и др.

5. Никитченков А.Ю. Методика преподавания русского фольклора в начальной школе: В 2 ч. — М., 2004. — Ч. 1.

6. Афанасьев А.Н. Народные русские сказки: В 3 т. — М., 1985. — Т. 1. П

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.