Проблемы финансирования, кредитования
и налогообложения
НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА КРЕДИТНУЮ ПОЛИТИКУ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ
В. В. Митрохин, кандидат экономических наук
В силу специфики банковской деятельности кредитные операции, осуществляемые коммерческими банками, подлежат строгому регулированию со стороны Центрального банка. Необходимость подобного подхода кроется в стремлении надзорного органа обеспечить надежность ссудных операций банков, например, через ограничение суммы кредита, предоставляемого одному заемщику; посредством целевого характера будущей ссуды либо путем ужесточения требований к потенциальным заемщикам. Цель данных ограничений — избежать чрезмерной концентрации банковских рисков.
Другая причина регулирования банковского кредитования — стремление стимулировать или ограничить предоставление определенных видов ссуд в связи с их ожидаемым воздействием на экономику. Например, в США действуют Закон о реинвестировании от 1977 г., призванный поощрять предоставление кредитов в районах с низкими и умеренными доходами, и Инструкция и к Федеральному резервному акту, принятая в соответствии с Законом о фондовых биржах (1934), ограничивающая размер ссуды для приобретения и хранения ценных бумаг и призванная уменьшить спекуляцию [3],
Регулирующее воздействие Банка России на банковскую систему страны осуществляется в трех основных формах — прямое регулирование, косвенное регулирование и надзор. Каждой форме регулирования присущи свои специфические методы и инструменты, которые отражают характер воздействия Банка
России на деятельность банковской системы страны.
Прямое регулирование деятельности кредитных организаций выражается в установлении норм деятельности банка по выполнению требований федеральных законов, а также установлении пруденциальных норм деятельности, представляющих собой требования, невыполнение которых может отрицательно повлиять на финансовое положение кредитных организаций или на возможность реальной оценки их финансовой деятельности.
Косвенное регулирование банковской системы, имеющее в качестве основного объекта воздействия денежную массу в обращении, происходит в ходе проведения денежно-кре-дитной политики и реализуется путем осуществления Банком России операций на открытом рынке, рефинансирования банков, валютного регулирования, управления наличной денежной массой, политики обязательных резервов, а при необходимости и путем прямых количественных ограничений.
Регулирование деятельности банков в форме надзора предполагает проверку исполнения ими норм деятельности. К числу надзорных направлений деятельности Банка России относится также применение к кредитным организациям мер воздействия за несоблюдение установленных норм, которые могут носить как предупредительный, так и принудительный характер.
В качестве главного инструмента прямого государственного регулирования кредитной
© в. В. Митрохин, 2007
Серия «Экономические науки»
77
политики банков выступает система обязательных экономических нормативов, утвержденная Инструкцией Банка России от 16 января 2004 г. № 110-И «Об обязательных нормативах банков». Обязательные экономические нормативы выступают инструментом обеспечения устойчивости кредитных организаций и одновременно инструментом влияния на эффективность работы и инвестиционную активность банков.
На возможности кредитования банками национальной экономики в той или иной степени оказывает влияние большинство экономических нормативов, в частности, через величину собственных средств (капитала) банка, используемую при расчете этих норм. Прямые количественные ограничения кредитной деятельности банков установлены следующими нормативами: Н6 — максимальный размер риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков; Н7 — максимальный размер крупных кредитных рисков; Н91 — максимальный размер кредитов, банковских гарантий и поручительств, представленных банком своим участникам.
В экономической литературе неоднократно отмечается, что существующие в настоящее время значения вышеуказанных нормативов не стимулируют, а ограничивают кредитную деятельность банков [1; 4]. Банковское сообщество неоднократно предлагало снизить требования данных нормативов, однако Банк России занимает принципиальную позицию по этому вопросу, заключающуюся в твердом желании ограничивать кредитные риски банков именно таким способом. Следует отметить, что если в нашей стране Банк России не наделен полномочиями прямого вмешательства в процесс установления кредитной политики коммерческих банков, то в ряде других стран центральные банки обладают более существенными полномочиями в данной сфере. Например, в Великобритании, где Банк Англии может давать кредитным организациям качественные директивы относительно их кредитной политики, регулируя тем самым порядок распределения средств.
Косвенное регулирование кредитной политики коммерческих банков методами экономического характера имеет место при проведении Банком России денежно-кредитной политики. Реализуя ее, Банк России воздействует
на кредитную политику коммерческих банков через уменьшение или увеличение их кредитного потенциала.
Необходимо подчеркнуть, что денежно-кредитная политика государства является одним из главных факторов, определяющих кредитную политику банков. Одновременно косвенное государственное регулирование в сфере кредита с помощью монетарной политики выступает более гибким инструментом по сравнению с прямым вмешательством, что особенно ярко проявилось в нашей стране в переходный период. Так, на начальном этапе экономических преобразований в период бурной инфляции денежно-кредитная политика носила жесткий рест-рикционный характер, что немедленно выразилось в снижении объемов кредитных вложений коммерческих банков. Постепенное смягчение денежно-кредитной политики в течение 1999 — 2001 гг. привело к увеличению объемов кредитования. Проводимая в настоящее время денежно-кредитная политика Банка России требует совершенствования в целях стимулирования кредитной политики коммерческих банков. В частности, требуется снижение норм обязательного резервирования по привлеченным средствам банков. По общему признанию, обязательным резервным требованиям присущ так называемый налоговый эффект. Под налоговым эффектом резервных требований в мировой практике управления финансами коммерческих банков понимают снижение под влиянием обязательного резервирования дохода (прибыли) банка. Это снижение дохода банка представляет «выплачиваемый банком неявный налог».
В мировой экономике наблюдается общая тенденция к отходу от активного использования резервных требований центральными банками в качестве регулирующего инструмента. Отказ от активного использования резервных требований вызван наличием у них таких специфических свойств, как жесткость (негибкость) применения и неспособность по ряду причин, в том числе и из-за своего дестабилизирующего воздействия, оперативно влиять на рынок ссудных капиталов. Жесткость данного инструмента макрорегулирования несомненна, поскольку механизм обязательного резервирования не допускает отклонений и строго предписан к исполнению. Его влияние на денежное предложение носит прямой, непосред-
78
ВЕСТНИК
I 2007 I № 1
ственный характер. В последние годы центральные банки многих стран мира снижали или полностью отказывались от резервных требований.
Большие преимущества на макроэкономическом уровне имеет расширение практики рефинансирования коммерческих банков со стороны Центрального банка России. Введение новых платежных средств через расширение системы рефинансирования коммерческих банков является неинфляционным способом повышения монетизации экономики. Банк России, осознавая необходимость создания условий для стимулирования процесса кредитования банками предприятий реального сектора экономики, проводит целенаправленную работу по формированию новых механизмов рефинансирования банков. Так, например, в 2000 г. было введено в действие Положение Банка России № 122-П «О порядке предоставления Банком России кредитов банкам, обеспеченных залогом и поручительствами», согласно которому банки могут получить рефинансирование под залог векселей предприятий промышленности, транспорта, связи и строительства и/или прав требований по кредитным договорам, заключенным с этими предприятиями. Этот механизм позволяет кредитным организациям под относительно невысокую процентную ставку (1/2 ставки рефинансирования) на срок до 180 календарных дней замещать часть своих ресурсов, инвестированных в предприятия отраслей промышленности, строительства и связи. Следует отметить, что в указанных операциях могут принимать участие только финансово стабильные банки и предприятия, соответствующие требованиям, установленным Банком России. Результаты реализации данного проекта свидетельствуют о том, что предложенный механизм является работающим и может быть достаточно эффективным.
В целях совершенствования денежно-кре-дитной политики Центрального банка России необходимо также проведение социологических исследований с целью изучения мотивации кредитной политики банков. В зарубежной банковской практике, в частности, в деятельности Федеральной резервной системы США, разработаны и успешно применяются методики исследования и формирования мотивации кредитной политики банков. Наиболее
важной целью наблюдения за мотивацией банков является формирование на этой основе экономических моделей поведения профессиональных участников финансового рынка.
Мотивация свидетельствует о содержании рациональных ожиданий. Это представляется тем более важным, что в современном финансовом мире постоянно сталкиваются «рациональные ожидания» денежных властей и коммерческих финансовых организаций, возможности которых при проведении операций на финансовых рынках в ряде случаев превосходят возможности иных государств. Как показали исследования, проводимые ФРС США, начиная с 1982 г. в содержании рациональных ожиданий менеджеров коммерческих банков существуют весьма значительные расхождения. Следовательно, не совпадает и мотивация их поведения на ссудном рынке. Наиболее ярким свидетельством тому являются отличия в прогнозах экономической конъюнктуры, разрабатываемых крупнейшими международными банками и аналитическими агентствами [2].
В арсенале методов воздействия Банка России на банковскую систему довольно успешно применяется такой метод, как мониторинг предприятий, осуществляемый территориальными подразделениями Банка России с целью анализа и прогноза важнейших тенденций развития экономики региона с учетом финансового положения предприятий. Основные вопросы, освещаемые в ходе мониторинга предприятий, касаются их финансового положения, инвестиционной ситуации, оценки ими перспектив развития экономики в целом и отрасли, в которой они работают, в частности. Также освещаются вопросы взаимодействия с кредитными учреждениями, финансовыми институтами и некоторые другие проблемы.
В свете необходимости расширения практики рефинансирования в системе Банка России и учитывая то, что в данном процессе могут участвовать только устойчивые и платежеспособные предприятия, активное использование результатов мониторинга представляется особенно актуальным и своевременным. Аналитические материалы, подготовленные в процессе мониторинга, позволяют охарактеризовать каждое отдельное предприятие, дать оценку его устойчивости и платежеспособности. Именно это является одним из главных условий успешного проведения рефинансирования
Серия «Экономические науки»
79
под залог векселей предприятий реального сектора экономики. Для предприятий участие в мониторинге дает возможность на основе аналитических обзоров, предоставляемых им территориальными учреждениями Банка России, разрабатывать стратегию работы с заказчиками, более эффективно формировать инвестиционную политику, давать реальную оценку финансовых возможностей.
На уровне региональной экономики данные мониторинга предприятий позволяют принимать управленческие решения, в основе которых лежит анализ и прогноз основных тенденций в экономике региона, изучение инвестиционного климата, спроса на инвестиционные ресурсы, пропорции развития реального и финансового секторов региона, состояние платежей и взаиморасчетов, выявление ликвидности банковской системы с позиций потенциальных возможностей заемщиков.
Таким образом, дополнительно к существующим и применяемым Банком России методам прямого и косвенного регулирования кредитной политики коммерческих банков целесообразно внедрение следующих мер, позволяющих стимулировать и направлять кредитную политику банков на цели кредитования предприятий реального сектора экономики: расширение практики рефинансирования коммерческих банков на основе удлинения сроков предоставления Банком России кредитов; исследование мотивации кредитной политики коммерческих банков, результаты которого позволят использовать их для обоснования изменений денежно-кредитной политики Центрального банка России; дальнейшее развитие мониторинга предприятий в системе Банка России, которое позволит эффективнее воздействовать на формирование приоритетов кредитной политики региональных банков.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Андреюк О. А. К вопросу стимулирования кредитных вложений в реальный сектор / О. А. Андре-юк / / Деньги и кредит. 2000. № 8. С. 35 — 37.
2. Варьяш И. Ю. Мотивация кредитной политики (на примере банковской системы США) / И. Ю. Ва-рьяш / / Банковское дело. 2002. № 7. С. 2 — 8.
3. Коммерческие банки / под ред. В. М. Усоскина. М.: Прогресс, 1983. С. 141 — 144.
4. Полфреман Д. Основы банковского дела / Д. Полфреман, Ф. Форд. М.: ИНФРА-М, 1996. С. 88 — 92.
Поступила 21.11.06.
РОЛЬ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ В ДЕЛАХ О БАНКРОТСТВЕ В РЕСПУБЛИКЕ МОРДОВИЯ
Н. А. Филиппова, доктор экономических наук, Н. Н. Тактаров, кандидат экономических наук
По данным УФНС России, на территории Республики Мордовия по состоянию на 1 октября 2006 г. в процедурах банкротства находились 1 074 организации с суммой задолженности по обязательным платежам, включенной в реестр требований кредиторов, 3 278,1 млн руб., в том числе: в процедуре наблюдения
62 организации с суммой задолженности по обязательным платежам 250,0 млн руб.; внешнего управления — 5 организаций с общей суммой задолженности по обязательным платежам 250,9 млн руб.; конкурсного производства — 1 007 организаций с суммой задолженности по обязательным платежам
© Н. А. Филиппова, Н. Н. Тактаров, 2007
80
ВЕСТНИК
I 2007 | № 1