Денежное обращение
Удк 330.322.7
оценка резервов роста денежного мультипликатора с учетом факторов мультипликативной модели
М. Е. ШАШКИНА, кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры банков и банковского дела E-mail: mshashk@mail. ru
Д. Д. ДОВБЬШ, ассистент кафедры банков и банковского дела
E-mail: dddov@yandex. ru Нижегородский государственный университет
имени Н. И. Лобачевского
В статье критически проанализированы традиционные методы расчета денежного мультипликатора. Произведен корреляционный анализ зависимости величины мультипликатора от факторов мультипликативной модели в 2008-2012 гг. Выделен широкий спектр факторов и мероприятий, позволяющий эффективно воздействовать на величину банковского мультипликатора через механизмы стимулирования как спроса, так и предложения кредитных ресурсов. Предлагаемыемероприятиявыходятзарам-китрадиционныхмеханизмоврегулирования.
Ключевые слова: мультипликация денег, банковский мультипликатор, коэффициент мультипликации, обязательные резервы, избыточные резервы, денежно-кредитная политика.
Мультипликация денег в банковской системе является одним из ключевых моментов для понимания сущности и основ функционирования современной денежной системы. Процесс мультипликации денег описывается в учебной и научной литературе для объяснения механизма безналичной эмиссии, действия инструментов денежно-кредитного регулирования, структуры денежной массы, процессов инфляции.
В исследованиях по данной проблеме наиболее распространен упрощенный подход к определению значения банковского мультипликатора как величины, обратной нормативу обязательных резервов. Это определение применимо для теоретического описания мультипликативного процесса или вычисления предельно возможной величины банковского мультипликатора для сопоставления его с фактическими значениями.
Многими авторами предпринимались попытки модифицировать формулу денежного мультипликатора в целях более полного отражения источников мультипликации, особенностей механизма, степени воздействия на отдельные денежные агрегаты. М. Фридмен обосновал влияние обязательных и избыточных резервов, а также «утечек» наличности. Помимо этого он рассмотрел воздействие инструментов денежно-кредитной политики на коэффициент мультипликации через выделение заемной и незаемной составляющих денежной базы. М. Малкина [5] описала влияние различных факторов на мультипликатор с использованием математической модели. В. Бурлачков [2] отметил неодинаковое воздействие различных компонентов денежной
базы на мультипликацию и предложил использовать расчеты мультипликатора как по агрегату М1, так и по агрегату М2.Т. Абдуразаков [1] изменил существующую формулу денежного мультипликатора с учетом своего понимания мультиплицируемой и мультиплицированной величин в процессе мультипликации. Действительный коэффициент мультипликации, по его мнению, равен отношению общей суммы остатков денежных средств на депозитных счетах в коммерческих банках, за вычетом суммы обязательных резервов к сумме избыточных резервов. Общий коэффициент мультипликации предложено рассчитывать как отношение агрегата М1 к денежной базе.
Экономист В. А. Царьков в своих исследованиях [6] вывел формулу динамического банковского мультипликатора и определил классическую формулу мультипликатора (величина, обратная нормативу обязательного резервирования) как частный случай полученной модели. Предложенная им модель мультипликации денег учитывает проценты, уплаченные по кредитам и начисленные по депозитам для выявления воздействия процентных ставок на темпы роста денежной массы. И. В. Додонова и Г. К. Левченко [4] в своей работе рассмотрели механизм мультипликации на микроуровне, определяя его величину (в том числе - для отдельных коммерческих банков).
Таким образом, можно сказать, что представленное многообразие подходов свидетельствует о высоком интересе ученых к вопросам мультипликации денег и стимулирует дальнейшие исследования механизма и углубленное изучение факторов, позволяющих воздействовать на величину мультипликатора для совершенствования денежно-кредитной политики.
Функция непосредственного управления денежной базой возложена на Банк России. Эффективность управляющего воздействия для денежно-кредитной системы определяется величиной денежного мультипликатора. Денежный мультипликатор как важнейший параметр денежного обращения характеризует способность банковской системы на основе денежной базы увеличивать (мультиплицировать) денежную массу в обращении. От значения мультипликатора зависит степень необходимого воздействия Банка России через инструменты денежно-кредитной политики для достижения целевых показателей динамики, структуры денежной массы и уровня инфляции.
В соответствии с методикой Банка России [3] коэффициент мультипликации рассчитывается через отношение денежной массы к денежной базе: К = М2 / МВ,
м '
где Км - коэффициент мультипликации;
М2 - денежная масса;
МВ - денежная база в широком определении.
В упрощенном варианте мультипликатор определяется как величина, обратная нормативу обязательных резервов. Уточненная М. Фридменом формула помимо нормы обязательного резервирования, учитывает хранение банками избыточных (добровольных) резервов, а также отношение наличности к депозитам («норма депонирования»), зависящее от состояния экономики (доверие населения к банковской системе, национальная модель сбережений, инфляционные ожидания, масштабы теневой экономики и т. п.):
1 + сг
К,, =-
(1)
гг + ег + сг
где сг - коэффициент депонирования («утечки наличности»), определяемый как отношение хранимых небанковским сектором наличных денег к общему объему депозитов; гг - коэффициент обязательных резервов банков;
ег - коэффициент избыточных резервов, определяемый как отношение избыточных резервов банков к общему объему депозитов. Для фактических расчетов величины денежного мультипликатора через нормативы резервирования и депонирования с учетом формирования банками избыточных резервов представляется целесообразным рассчитывать элементы в соответствии с методологией Банка России, определяющей состав денежной массы и денежной базы. Напомним, что показатель «денежная масса» (денежный агрегат М2) включает сумму наличных денег в обращении (денежный агрегат М0) и безналичные средства. Безналичные средства включают:
- остатки средств нефинансовых и финансовых (кроме кредитных) организаций и физических лиц на расчетных, текущих, депозитных и иных счетах до востребования (в том числе счетах для расчетов с использованием банковских карт) и срочных счетах, открытых в банковской системе в валюте РФ;
- начисленные проценты по ним.
Тогда величину депозитов можно принять как разницу между денежной массой (М2) и агрегатом М0 «Наличные деньги вне банковской системы». Денежная база в широком определении включает:
44 ФИНАНСЫ И КРЕДИТ
-выпущенные в обращение Банком России наличные деньги (с учетом остатков средств в кассах банков);
-средства на счетах фонда обязательных резервов (ФОР), депонируемых кредитными организациями в Банке России;
- средства на корреспондентских счетах банков в Банке России (включая усредненную величину обязательных резервов) и депозитных счетах банков в Банке России;
- вложения кредитных организаций в облигации Банка России.
Величина средств в фондах обязательных резервов банков позволяет определить так называемый эффективный норматив резервирования как отношение суммы резерва к депозитам. Остальные составные элементы денежной базы позволяют определить величину избыточных резервов для расчетов по формуле (1).
Таким образом, при расчете денежного мультипликатора величину нормативов обязательных и избыточных резервов и норму депонирования можно определить следующим образом:
М 0
сг = -
гг = -
М 2 - М 0
ФОР М 2 - М 0,
МВ-ФОР ег =-.
М 2 - М0
Динамика денежного мультипликатора и его расчетных элементов представлена на графике (рис. 1). Корректность использованной методики подтверждается полным совпадением итоговых значений мультипликатора с величиной, полученной как частное от деления денежной массы на денежную базу в соответствии с методикой определения значения мультипликатора Банком России.
Как видно из анализа данных рис. 1, денежный мультипликатор в
России за период с 01.01.2008 по 01.07.2012 колебался на незначительном уровне:в диапазоне от 2,33 до 3,16. Видимая тенденция к росту наметилась только в конце 2010 г. С 01.03.2012 значение денежного мультипликатора превысило 3. Тогда как уровень мультипликатора в развитых странах составляет 6-8. Такой значительный разрыв свидетельствует о неполном использовании возможностей кредитной эмиссии российской банковской системы.
В России отмечается высокая доля наличных денежных средств в денежной массе. Это обстоятельство (в числе прочих) не позволяет достичь более высоких значений мультипликатора. В рассматриваемый период отношение наличных денежных средств к безналичной денежной массе кратковременно увеличилось с началом финансового кризиса до 0,43 на 01.11.2008.После чего наметилась тенденция к снижению данного показателя. Анализируемый показатель достиг докризисного значения и продолжил снижение во второй половине 2009 г.
Указанная динамика объясняется антикризисной политикой, проводимой Правительством РФ и Банком России, направленной на поддержание стабильности банковской системы, и в особенности -работой Агентства по страхованию вкладов. Повышению уровня доверия населения к банковской системе способствовало увеличение гарантированной суммы депозитов до 700 тыс. руб. Отдельно следует отметить увеличение уровня процентных ставок по
рис. 1. Расчетные значения коэффициентов обязательного и избыточного резервирования, «утечек» наличности (левая ось) и денежного мультипликатора (правая ось)
в 2008-2012 гг.
депозитам, вызванное желанием банков сохранить клиентскую базу и необходимостью переориентирования на внутренние источники фондирования в условиях недоступности зарубежных заимствований. По состоянию на 01.07.2012 отношение наличных денежных средств к безналичной денежной массе снизилось до 0,32. В то же время в развитых странах этот коэффициент находится на уровне 0,10-0,15, что свидетельствует о значительном потенциале роста денежного мультипликатора за счет сокращения доли наличных расчетов и сбережений.
Как видно из анализа данных рис. 1, величина коэффициента обязательного резервирования незначительна по сравнению с уровнем наличности и избыточных резервов. Показатель резко снизился в кризис - с уровня 0,024-0,039 за 9 мес. 2008 г. до 0,004 с 01.11.2008 г. Поэтапный рост показателя начался с 01.07.2009: до 0,014 в 2010 г. и до 0,22 в 2011-2012 гг. в связи с увеличением нормативов обязательных резервных требований.
Регулирование минимальных резервных требований имеет двойное назначение.
Во-первых, оно призвано обеспечить постоянный уровень ликвидности у коммерческих банков.
Во-вторых, оно считается важным инструментом центрального банка для регулирования
Рис. 2.Динамика нормативов обязательных резервов и расчетной величины эффективной ставки резервирования в 2008-2012 гг.: 1 - г1 - норматив отчислений в ФОР по обязательствам коммерческих банков перед юридическими лицами - нерезидентами; 2 - г2 - норматив отчислений в ФОР по обязательствам коммерческих банков перед физическими лицами; 3 - г3 - норматив отчислений в ФОР по иным обязательствам коммерческих банков; 4 - гг - эффективная ставка обязательного резервирования
денежной массы и кредитных возможностей коммерческих банков.
Банк России, изменяя нормы обязательных резервов, оказывает влияние на кредитную политику коммерческих банков и состояние денежной массы в обращении. Сумма, подлежащая резервированию, определяется путем умножения норматива обязательных резервов на сумму резервируемых обязательств. Регулирование размера резерва производится путем сверки сумм фактически внесенных на счет по учету обязательных резервов и сумм, подлежащих резервированию. График изменения резервных требований Банка России и эффективного норматива обязательных резервов приведен на рис. 2.
Сопоставление данных по нормативам обязательных резервов, установленных Банком России, и эффективному нормативу обязательного резервирования (см. рис. 2) свидетельствует о наличии временного лага между изменениями анализируемых показателей. В период мирового финансового кризиса резервы данного инструмента денежно-кредитной политики были использованы полностью: при поэтапном снижении нормативов обязательного резервирования до 0,5 % к 15.10.2008 банковская система получила дополнительную ликвидность в общей сложности в размере более 360 млрд руб.,
что помогло предотвратить системный кризис. Однако, как видно из анализа данных рис. 1, в указанный период произошло снижение банковского мультипликатора, что противоречит теоретическим моделям обратной взаимосвязи данных показателей. Приведенные данные ставят под вопрос возможность эффективного использования обязательных резервных требований в качестве инструмента, оказывающего существенное влияние
на денежный мультипликатор. Фонд обязательных резервов в большей степени используется как запас ликвидности, задепонированной в Банке России, для ее равномерного возврата всем банкам при системной нехватке ликвидности.
В то же время из анализа данных графика (рис. 1) прослеживается явная обратная зависимость денежного мультипликатора от коэффициента избыточного резервирования. Пиковые значения избыточных резервов соответствуют минимальным значениям мультипликатора. Своего максимума мультипликатор достигает при минимальном за анализируемый период значении коэффициента избыточного резервирования 0,08 на 01.06.2012. Устойчивая тенденция к снижению избыточных резервов прослеживается только с начала 2011 г.
Анализ зависимости мультипликатора от представленных коэффициентов показывает, что на протяжении всего рассматриваемого периода выявлена высокая обратная корреляция мультипликатора и норматива избыточного резервирования (-0,865). Коэффициент корреляции с нормой депонирования составляет - 0,565. Корреляция с обязательными резервами слабая (коэффициент -0,26). Зависимость вопреки модели прямая, что свидетельствует об их незначительном воздействии на мультипликатор, при котором стимулирующая политика Банка России (значительное сокращение нормативов обязательного резервирования и общей суммы обязательных резервов) не смогла увеличить банковский мультипликатор. Движение коэффициентов обязательного резервирования и мультипликатора оказалось однонаправленным.
То есть в текущей ситуации в России не мультипликатор зависит от норматива обязательного резервирования, а денежно-кредитная политика Банка России по снижению обязательных резервов является следствием снижения мультипликатора и попыткой стимулировать кредитование. Определяющее значение для величины мультипликатора имеют резервы, заключенные в остатках на корреспондентском счете, кассовых остатках, средствах, размещенных на депозиты и во вложениях банков в облигации Банка России. Таким образом, подтверждается предположение о том, что величина мультипликатора слабо зависит от норматива обязательного резервирования, а регулирование затрудняется необходимостью воздействия на другие элементы мультипликативной модели (прежде всего - на избыточные резервы).
Условность общепринятого подхода к определению избыточных резервов заключается в том, что их нельзя в полной мере считать чрезмерными. Наличие средств на корреспондентском счете и в кассе необходимо для поддержания ликвидности, проведения расчетов, платежей и кассовых операций.
По мнению авторов, следует отойти от традиционного понимания избыточных резервов как сумм, хранимых банками в ликвидной форме сверх сумм обязательного резервирования, и заменить термин «избыточные» на «дополнительные» для обозначения тех сумм резервов, которые формируются банками помимо обязательных. Данный термин не создает ложного представления об отсутствии необходимости в их формировании.
В свою очередь дополнительные резервы бывают как добровольные, так и вынужденные. Те резервы, которые банк обязан формировать в соответствии с требованиями Банка России (суммы, которые банк должен хранить в виде минимальных кассовых остатков, и средства, которые вынужден держать на корреспондентском счете в Банке России для обеспечения ликвидности), будем называть «вынужденными». А резервы, сформированные банками сверх необходимого уровня, - «добровольными» (рис. 3).
Анализ разделения формируемых банками резервов на вынужденные и добровольные с учетом требований нормативных актов Банка России показывает, что действительно до некоторой степени избыточными резервами можно считать:
- вложения в облигации Банка России (ОБР);
- средства, размещенные на депозитах в Банке России;
- остатки в кассе и на корреспондентском счете в Банке России в сумме, превышающей необходимую для выполнения норматива мгновенной ликвидности (Н2), минимальное значение которого составляет 15 %.
Банк России воздействует на вынужденные резервы следующим образом:
-определяет обязательные резервные требования;
-ищет возможности сокращения величины отчислений в фонд обязательных резервов за счет использования коммерческими банками усреднения и права вычитать величину кассовых остатков в установленном пределе (до 25 % расчетной величины ФОР по обязательствам в валюте РФ);
Совокупные резервы
£
Вынужденные Добровольные
£
Остатки на Дополнительная
корреспондентском счете для обеспечения ликвидность в кассе. Дополнительная ликвидность на корреспондентском счете. Облигации Банка России
Обязательные ликвидности и
резервы, депонируемые в Банке России выполнение обязанности по усреднению обязательных резервов
Дополнительные
Рис. 3. Классификация банковских резервов в целях оценки их влияния на мультипликацию
-устанавливает нормативное значение и методику расчета норматива Н2.
Кроме того, Банк России может стимулировать увеличение или сокращение добровольных резервов банков, которые те размещают в предлагаемые инструменты (депозиты, облигации). Следует отметить, что эти инструменты в большей степени употребимы для изъятия избыточной ликвидности (в том числе при необходимости абсорбирования валютной выручки экспортеров) и снижения чрезмерной кредитной активности банков.
Стимулирование банковского кредитования: -ограничено объемами предварительно абсорбированных Банком России средств;
-связано с наличием у коммерческих банков альтернативных вариантов размещения добровольных резервов в достаточно доходные и надежные активы.
В отсутствие надежных заемщиков банки будут вынуждены размещать временно свободные денежные средства на корреспондентском счете в Банке России. Кроме того, возможности использования избыточной ликвидности коммерческими банками могут быть ограничены фазой экономического цикла, характеризующейся снижением спроса на кредитные ресурсы.
Итак, при регулировании денежной массы с учетом мультипликации денег банковской системой Банку России необходимо больше внимания уделять воздействию на все элементы мультипликативной модели в целях планомерного сокращения соответс-
твующих коэффициентов и постепенного увеличения мультипликатора до уровня, сложившегося в развитых странах. Целевые показатели денежного мультипликатора, соответствующие его уровню в развитых странах, обеспечат большую эффективность денежно-кредитной политики Банка России.
Как было выявлено, резервы роста мультипликатора заключены в том числе в развитии безналичных расчетов с участием физических лиц. За основу может быть взят принцип ограничения суммы наличных расчетов с участием юридических лиц. Минфин России разработал несколько законопроектов для стимулирования безналичного оборота, предусматривающих с 01.01.2013: -ограничение на платежи наличными, устанавливая верхний предел стоимости покупки в 600 000 руб;
-обязанность мелких и средних торговых точек принимать банковские карты;
-обязанность всех компаний (кроме малых предприятий и индивидуальных предпринимателей) платить зарплату на карту.
Сдерживающим фактором является дороговизна расширения масштаба платежей с использованием банковских карт для бизнеса. Для решения проблемы высокой стоимости безналичного оборота Минфин России поручил Банку России изучить стоимость безналичных платежей для юридических лиц и граждан с учетом всех комиссий. Ему предлагается в случае необходимости представить предложения по антимонопольному регулированию.
По оценкам экспертов, международные платежные системы устанавливают для российских банков более высокие, чем на Западе, комиссии. Банки в свою очередь перекладывают расходы на торгово-сервисные предприятия, снижая заинтересованность последних в проведении безналичных транзакций. Выходом из сложившейся ситуации представляется (помимо представленных в законопроектах директив) развитие национальной платежной системы.
48 ФИНАНСЫ И КРЕДИТ
Для уменьшения «утечек наличности» целесообразно принять комплекс мер, направленных на более полное вовлечение в банковский оборот неорганизованных сбережений населения.
Однако только приток вкладов населения в банки не способен обеспечить роста денежного мультипликатора. Величина добровольных резервов, формируемых банками, как было выявлено, находится на высоком уровне. Она во многом зависит от спроса на кредитные ресурсы, предъявляемого со стороны надежных заемщиков, обеспечивающих допустимый уровень риска кредитной организации по размещенным средствам. Решение данной проблемы лежит в плоскости разработки и усиления мер по стимулированию предложения кредитных ресурсов по следующим направлениям:
- изменение доступности для банков инструментов рефинансирования;
-изменение порядка доступа к бюджетным средствам в качестве источника ресурсной базы;
-деятельность Внешэкономбанка по формированию ресурсной базы банков, включающая размещение целевых депозитов, предоставление субординированных кредитов, банковских гарантий, рефинансирование валютных займов;
- ограничение возможностей физических лиц по досрочному изъятию вкладов;
- развитие вторичного рынка сберегательных сертификатов и совершенствование механизмов их обращения;
- создание благоприятных условий для привлечения внешнего финансирования;
-совершенствование системы залогового обеспечения;
-формирование информационной базы бюро кредитных историй;
- развитие синдицированного кредитования.
К группе мер, влияющих на рост платежеспособного спроса на кредиты банков, относятся:
- компенсация процентных ставок по целевым кредитам;
- предоставление гарантий по кредитам целевым заемщикам.
Следует отметить, что в распоряжении регулятора имеются инструменты предоставления банкам ресурсов для расширения их кредитной и инвестиционной деятельности, а также инструменты абсорбирования избыточной ликвидности. Однако мер, стимулирующих размещение банками средств, имеющихся в распоряжении Банка России,
явно недостаточно. Соответствующее воздействие в большей степени могут оказывать иные государственные институты. Важное место среди них занимают институты развития, т. е. созданные и фондируемые государством специальные организации, осуществляющие софинансирование (в том числе с использованием кредитных и гарантийных механизмов) коммерческих проектов, имеющих высокую экономическую или общественную значимость.
В России представлен практически весь спектр институтов развития, известных в мире. Действующая система включает в себя организации, ориентированные на:
- поддержку малого бизнеса (МСП Банк, фонды поддержки малого и среднего бизнеса);
- стимулирование экспорта (Росэксимбанк) и жилищного строительства (АИЖК);
- развитие передовых технологий (Роснано, Российская венчурная корпорация);
- международное инвестиционное сотрудничество (Евразийский банк развития).
Для стимулирования кредитования и обеспечения финансовых институтов долгосрочными пассивами, т. е. повышения устойчивости финансового сектора, российские институты развития используют следующие механизмы:
- двухуровневую модель финансирования;
- предоставление государственных гарантий и поручительств;
- страхование, консультации, гранты, участие в разработках.
Россия, следуя опыту развитых стран, сделала акцент на взаимодействии институтов развития с кредитными институтами (банки, лизинговые и факторинговые компании, микрофинансовые организации). Опыт МСП Банка и АИЖК показывает, что долгосрочное рефинансирование выданных кредитов, дополненное ограничениями на использование предоставленных средств, - действенный инструмент стимулирования кредитной экспансии банков. Двухуровневая модель рефинансирования может быть успешно использована и в других сферах, в том числев рамках модернизации российской экономики.
Гарантийные фонды являются эффективным инструментом стимулирования кредитования в условиях бюджетного дефицита. Предоставление государственных поручительств через их систему позволяет распределить риски кредитования между банками и государством. Следует отметить наличие
мультипликативного эффекта гарантийного механизма, расширяющего возможности банковского кредитования.
Увеличение масштабов деятельности институтов развития открывает новые возможности для участников рынка и обеспечивает финансирование наиболее проблемных сфер. Для результативного воздействия на спрос и предложение кредитных ресурсов в экономике необходимо дальнейшее развитие совокупности специальных организаций по следующим направлениям:
-повышение капитализации российских институтов развития;
-расширение масштабов их деятельности и объемов операций;
-повышение прозрачности и оперативности принятия решений;
-обеспечение координации их деятельности как на региональном, так и на федеральном уровне;
-стимулирование взаимодействия с банками-партнерами и повышение прогнозируемости их деятельности.
В заключение следует отметить, что для достижения синергетического эффекта от мероприятий, проводимых в рамках денежно-кредитного регу-
лирования, ииспользуемых институтами развития финансовых и кредитных механизмов поддержки экономики целесообразна координация общих действий. Это предопределяет появление новой координирующей функции у работников Банка России.
Список литературы
1. Абдуразаков Т. К. Сущность процесса денежной мультипликации и проблема корректности расчета денежного мультипликатора // Финансы и кредит. 2008. № 37.
2. БурлачковВ. Денежное предложение: теория и организация // Вопросы экономики. 2005. № 3.
3. Бюллетень банковской статистики. 2012. № 8.URL: http://www. сЬг. ги/агЛ^е/гоо^е^ЫоЬ. asp?doc_id=8398.
4. Додонова И. В., Левченко Г. К. Банковский мультипликатор: теория и механизм действия на микроуровне// Вестник СевКавГТУ Сер. «Экономика». 2004. №2.
5. Малкина М. Ю. Инфляционные процессы и денежно-кредитная политика в России и за рубе-жом:учеб. пособие. Н. Новгород. 2012.
6. Царьков В. А. Динамический банковский мультипликатор // Финансы и кредит.2007. № 24.
1С I ЕМЕКвУ
28 февраля - 01 марта 2013
Москва, Россия
КОНФЕРЕНЦИЯ «Трансфертное ценообразование»
Регистрация и дополнительная информация:
+420 226 239 740 телефон [email protected] +420 246 063 420 факс www.icenergy.co.uk