9. Официальный сайт Национального союза агростраховщиков. URL: http://www.naai.ru/новости.php (дата обращения: 05.03.2014).
10.Счётная палата Российской Федерации. Заключение по проекту федерального закона № 403685-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства». URL: http://asozd2.cluma.gov.ru/work/dz.nsf/ByID/4F9BF00DEA 525F3B43257C6D0050AFCO/$File/DOCOQ3.pdf?OpenEleinent Гдата обращения: 20.05.2014).
УДК 338 Канд. экон. наук И.Б. ТЮМЕРОВА
(Волжский филиал ФГБОУ ВПО МАДГТУ, [email protected])
НАПРАВЛЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОЙ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
АГРАРНОЙ СФЕРЫ
Предпринимательство в аграрной сфере, направления и методы государственного регулирования
Развитие аграрной сферы имеет большое значение для социально-экономического развития Чувашской Республики, которое позволит решить ряд актуальных проблем (формирование устойчивого экономического развития и продовольственной безопасности региона, повышение качества жизни в сельской местности, увеличение доли малого бизнеса в структуре аграрного производства, увеличение уровня платежеспособности сельского населения и т.д.). Поэтому возникает необходимость усиления роли государства в поддержке развития аграрной сферы.
Анализ региональных особенностей развития аграрной сферы показывает, что агропромышленный комплекс региональной экономики сильно подвержен влиянию негативных условий функционирования внешней и внутренней среды, особенно влияют негативные природно-климатические условия (засуха в 2010 г. и большое количество осадков в 2013 г.) и изменения на мировых рынках. Кроме того, решение острых социальных проблем в сельской местности и сохранение окружающей среды невозможно осуществить только за счет собственных источников средств аграрной сферы, поэтому требуется постоянная поддержка государства. Поэтому усиление эффективного регулирования региональных органов власти по стимулированию развития аграрной сферы становится объективным условием социально-экономического развития республики.
Вместе с тем следует отметить, что проводимые действия государственного регулирования носят фрагментарный характер и не приводят к достижению основной цели аграрной политики -повышению эффективности аграрного производства для обеспечения населения продовольствием и развитию сельской местности.
В целом необходимость государственного регулирования аграрной сферы дополняется влиянием дополнительных факторов, которые не способствуют эффективному развитию: низкая доля субъектов малого предпринимательства в структуре производства по сравнению с другими отраслями экономики; низкий уровень инновационности и рентабельности, особенно в сельском хозяйстве; обострившееся неравенство цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию, а также услуги.
Кроме того, при подготовке аграрной политики необходимо учитывать следующие региональные особенности функционирования аграрной сферы:
1. Основным средством производства аграрной сферы является земля, качественные характеристики которой находятся в неудовлетворительном состоянии (неравномерность размещения плодородных земель, «заовраженность» почвенного покрова, «заброшенные» земельные угодья и т.д.). Поэтому неэффективное использование имеющегося земельного фонда в муниципалитетах республики усугубляет нестабильность экономической деятельности аграрной сферы. В данном случае государству необходимо способствовать повышению эффективности использования имеющихся земельных участков с максимальной экономической отдачей в рамках стимулирования предпринимательства в сельском хозяйстве.
2. Аграрная сфера в своей производственной деятельности подвержена влиянию природно-климатических условий, на которые человек не может повлиять. Поэтому государство разрабатывает мероприятия по компенсации убытков, а также стимулирует производителей аграрной сферы страховать риски от неблагоприятных климатических условий. В рамках использования данного метода государственной поддержки необходимо придерживаться целевого использования государственных финансов (компенсация убытков на основании экспертной оценки каждого субъекта аграрной сферы) и в большей степени использовать нефинансовые механизмы (страхование).
3. .Аграрное производство является очень капиталоемким и сезонным. Т.е. инвестиционная привлекательность аграрной сферы усложняется долгосрочным периодом возмещения затрат при наличии сезонности производственной деятельности. Здесь государство должно предоставлять дополнительные гарантии (налоговые льготы, субсидирование процентных ставок, выступать инвестором) для производителя аграрной сферы при привлечении дополнительных кредитных ресурсов для технологической модернизации производства. Кроме того, актуальным является развитие инновационной направленности аграрного производства с помощью стимулирования развития предпринимательства.
4. Отличительной особенностью является ценообразование в сельском хозяйстве по отношению к другим отраслям аграрной сферы - диспаритет цен. В данном случае необходимо государственное регулирование цен (на энергоресурсы для производителей аграрной сферы, компенсация затрат на сельскохозяйственную продукцию и т.д.) с целью увеличения рентабельности производства.
Также государственное регулирование и поддержка устойчивого развития аграрной сферы в современных условиях обусловлено рядом дополнительных причин:
- крайне низкий уровень производительности и оплаты труда в аграрной сфере, особенно в сельском хозяйстве;
- существенная разница между закупочной и розничной ценой на сельскохозяйственную продукцию;
- усиление монополизации торговых рынков аграрной сферы (расширение крупных сетевых торговых компаний в регионе, затруднение при расширении рынков сбыта региональных производителей аграрной сферы в условиях ВТО);
- незавершенность процесса расширенного воспроизводства на основе перехода от аграрно-натурального к индустриальному сельскохозяйственному производству;
- неразвитость социальной инфраструктуры сельской местности.
Проводимые экономические реформы привели к существенным изменениям в структуре аграрной сферы, однако не привели к качественному увеличению эффективности его производства. Несмотря на реализацию значимых мероприятий по развитию аграрной сферы (Приоритетный национальный проект «Развитие АПК», Государственная программа «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Чувашской Республики» на 2013-2020 годы, Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации), ожидаемый эффект от принятых макроэкономических мер пока не достигнут. Так, при увеличении объема производства сельскохозяйственной продукции (который тоже в динамике развивается очень неравномерно) его уровень составляет лишь 87 % по отношению к аналогичному показателю 1990 г. [1-5], что не может являться фундаментом устойчивого социально-экономического развития Чувашской Республики.
Поэтому проводимая аграрная политика должна способствовать установлению устойчивого экономического развития региона следующим образом:
- обеспечение продовольственной безопасности населения качественными продуктами питания по экономически обоснованным ценам;
- повышение эффективности аграрного производства;
- социальное развитие сельской местности, в том числе за счет повышения уровня доходов сельского населения и улучшения качества жизни в сельской местности;
- развитие агропродовольственнош рынка не только в регионе, но и за его пределами;
- защита окружающей среды и воспроизводство природных ресурсов аграрной сферы.
Эффективность государственного регулирования в рамках проводимой аграрной политики осуществляется на применении следующих принципов:
- активизация свободы инициативы и деятельности производителей аграрной сферы, в том числе учет интересов бизнеса при формировании нормативно-административных рычагов воздействия;
- открытость проводимой аграрной политики в одинаковой мере доступности к имеющимся ресурсам (финансовые, трудовые, информационные и т.д.) всех производителей аграрной сферы;
- создание равных условий функционирования всех отраслей аграрной сферы;
- целевое направление государственной поддержки, гарантированность исполнения всех проводимых мероприятий как государства, так и всех участников аграрной сферы.
В то же время проводимая аграрная политика не должна ограничивать положительное влияние саморегулирующих рыночных механизмов. Необходимо способствовать оптимальному сочетанию и взаимодополнению механизмов рыночного развития в условиях усиления роли государственного регулирования социально-экономических процессов в регионе.
В современных условиях необходимо пропорциональное взаимодействие государственного регулирования и рыночного саморегулирования на основе планирования и программирования, программно-целевого и ситуационного регулирования.
Формируя современную систему эффективного государственного регулирования аграрной сферы особое внимание следует уделить специфике, закономерностям и тенденциям регионального развития аграрной сферы. Одним их приоритетных направлений аграрной политики в регионе является эффективная система контроля и управления всеми отраслями аграрной сферы в совокупности на основе предпринимательства (предпринимательский кластер).
Следовательно, направления формирования эффективной системы государственного регулирования должны включать следующие направления:
1. Структурные направления позволят определить эффективную форму взаимодействия отраслей аграрной сферы. Для этого необходимо определить оптимальное сочетание отраслей аграрной сферы в соответствии со специализацией муниципалитетов и с учетом климатических, земельных, трудовых, материальных и финансовых ресурсов.
2. Институциональные направления создают условия для создания эффективных форм государственного регулирования аграрной сферы по следующим направлениям: стимулирование взаимовыгодных объединений на основе частно-государственного партнерства (формирование предпринимательского кластера), социальное развитие сельской местности, развитие инфраструктуры аграрной сферы, особенно в части развития внешнеэкономических связей за территорией региона и на мировых рынках сбыта.
3. Бюджетно-инвестиционные направления способствуют повышению эффективности финансирования мероприятий по стимулированию развития аграрной сферы, в основе которого лежит развитие инновационной и инвестиционной привлекательности аграрной сферы. Развитие целевого направления государственного финансирования позволит получить максимальный эффект в условиях низкой самообеспеченности консолидированного бюджета республики и муниципалитетов и сокращения финансирования из федерального бюджета. Первостепенной задачей является увеличение инвестиционной и инновационной привлекательности аграрной сферы для частных инвесторов. Для этого необходимо использовать следующие механизмы: инновационное программно-целевое распределение бюджетных ресурсов; концентрацию ограниченных бюджетных средств на перспективные направления развития аграрной сферы; внедрение льготного кредитования, субсидирования и льготного налогообложения с целью снижения затратной нагрузки на производителей аграрной сферы в условиях инновационного развития.
4. Информационные направления предполагают формирование каналов движения информационных потоков, которые приведут к обеспечению прямой и обратной связи между производителями аграрной сферы, государством и обществом в целом. Эффективное информационное обеспечение гарантирует
увеличение целевого использования государственного финансирования проводимых мероприятий, способствует увеличению количества примененных новых инноваций в аграрной сфере, сокращают налоговые затраты бизнеса за счет своевременного получения специфичной информации. Кроме того информационное обеспечение приведет к прямому диалогу бизнеса, государства и общества для оценки эффективности проводимых мероприятий, выявления новых перспективных и проблемных направлений социально-экономического развития региона.
5. Административно-контролирующие направления способствуют снижения административных барьеров для бизнеса аграрной сферы, а также повышает эффективность проводимых мероприятий по стимулированию развития аграрной сферы в рамках жесткого контроля использования государственных финансовых ресурсов, своевременного мониторинга получаемых результатов проводимых мероприятий и регулярное изменение параметров исходя из влияния внешних факторов развития аграрной сферы. Механизмами данного направления является: дифференциация государственной поддержки исходя из социальной значимости направления; регулярный мониторинг финансовых результатов деятельности аграрной сферы и объемов государственного финансирования специальных программ; реализация комплекса стратегических направлений по обеспечению продовольственной безопасности и устойчивости экономического развития региона. Так, к примеру, изменение объема произведенной сельскохозяйственной продукции по категориям производителей позволит проанализировать эффективность государственной программы по развития малого предпринимательства в аграрной сфере. Так незначительная доля объема произведенной сельскохозяйственной продукции крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и высокий уровень деятельности хозяйств населения (личные подсобные хозяйства) характеризует низкую эффективность проводимых мероприятий по стимулированию предпринимательства. Поэтому дополнение новым направлением (развитие предпринимательского кластера) приведет к увеличению доли предпринимательства в деятельности аграрной сферы в республики.
Эффективность проводимых мероприятий государственного регулирования определяется устойчивым развитием аграрного сферы. Формирование эффективной аграрной политики предусматривает соблюдение следующих принципов:
- принцип рыночного регулирования предполагает экономическую свободу и развитие конкурентных отношений с целью равной доступности к формам финансовой и другой помощи для предпринимателей аграрной сферы;
- принцип социального партнерства всех субъектов предпринимательской деятельности аграрной сферы в форме частно-го су дарственно го партнерства, а также наемных работников и собственника (предпринимателя);
- принцип социальной справедливости, в основе которой является социальная ориентация бизнеса (социальное развитие сельской местности, социальная поддержка работников, формирование социального имиджа предпринимателя);
- принцип обязательного государственного регулирования рыночных процессов с целью снижения негативных последствий и стимулирование перспективных направлений развития аграрной сферы.
Реализация данных направлений позволит предпринимательству занять достаточно прочные позиции в аграрной сфере региона, повысить его роль как источника поступления доходов в региональные и местные бюджеты и сформировать устойчивые темпы социально-экономического развития республики. Помимо этого, в целях обеспечения более благоприятных условий для развития предпринимательсва в аграрной сфере региона необходимо внедрять следующие направления государственной поддержки развития аграрной сферы (рис. 1).
Рис. 1. Приоритетные формы государственной поддержки развития аграрной сферы
В целом, развитие аграрной сферы Чувашской Республики не может осуществляться без повышения эффективности проводимой аграрной политики. Применение разработанных приоритетных форм государственной поддержки развития аграрной сферы позволит обеспечить продовольственную безопасность региона и устойчивость социально-экономического развития, в основе которых лежит экономическая эффективность всей аграрной сферы. В современных условиях достижение эффективности аграрной сферы становится возможным в рамках развития предпринимательского кластера аграрной сферы с целью максимизации всех региональных и отраслевых возможностей.
Литература
1. Государственная программа Чувашской Республики «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Чувашской Республики» на 2013-2020 годы.
2. Указ Президента РФ от 30 января 2010 г. № 120 "Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации".
3. Иванова Т.В. Государственное регулирование АПК / Т.В. Иванова, Архипова В.А., Гулечик А.И., Тюмерова И.Б. - Чебоксары: Изд-во Чуваш.ун-та, 2013. - 148 с.
4. Официальный портал органов власти Чувашской Республики (http://gov.cap.ru).
5. Сайт территориального органа федеральной службы государственной статистики по Чувашской Республике (http://chuvash.gks.ru).
УДК 631.162 Канд. экон. наук ИВ. СИЛАНТЬЕВ
(СПбГАУ, [email protected])
МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕРКИ КАПИТАЛЬНЫХ ВЛОЖЕНИЙ НА ПРИМЕРЕ ГАЗОРАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Ревизия, аудит, методические рекомендации, капитальные вложения
Изменения, происшедшие в общественно-политической и экономической жизни страны, отразились во всех сферах деятельности хозяйствующих субъектов, в том числе и в инвестиционной. В условиях рыночных отношений подход к инвестированию в основной капитал изменился.
Специфика организационных и методических аспектов деятельности подразделений внутреннего аудита на отечественных предприятиях применительно к сфере капитальных вложений в научной литературе изучена еще недостаточно полно. Отсутствуют научно обоснованные, системные рекомендации по разработке внутреннего аудита для предприятий и организаций, комплексный подход к постановке и решению организационных проблем подразделений внутреннего аудита на предприятиях. Так, не организована работа по обобщению, систематизации типичных нарушений, возникающих при осуществлении капитальных вложений, разработке методических пособий, основанных на современных представлениях о внутреннем контроле [1, 2].
При проверке капитальных вложений в газораспределительной организации необходимо учитывать ряд особенностей, которые и будут представлены в данном исследовании.
Методические приемы документального и фактического контроля на практике должны образовывать определенную логическую последовательность, систему.
Проверка капитальных вложений должна состоять из двух основных этапов, каждый из которых включает в себя подэтапы (рис. 1).
I этап. Изучение системы внутреннего контроля в отношении капитальных вложений. На первом этапе проверки необходимо ознакомиться со следующим перечнем документов:
- свидетельством о допуске к выполняемым видам работ, выданным саморегулируемой организацией; штатным расписанием; организационной структурой; документом о разграничении полномочий руководителей прямого подчинения генеральному директору Организации; положением о структурных подразделениях, осуществляющих работы по проектированию и строительству; доверенностью на подписание договоров с подрядчиками;
- положением по учетной политике Организации, графиком документооборота, бухгалтерской отчетностью, регистрами бухгалтерского учета (оборотно-сальдовые ведомости), приказами о проведении инвентаризации и назначении инвентаризационной комиссии, инвентаризационными описями, актами инвентаризации;
- планами капитальных вложений и отчетами о выполнении за проверяемый период, протоколами годового общего собрания акционеров (участников), протоколами Совета директоров;
- документами (первичные учетные документы, договоры и прочее) по выявленным нетипичным операциям в бухгалтерской программе, например, по проводкам «сторно», по операциям, не предусмотренным рабочим планом счетов, по операциям в корреспонденции со счетами учета прочих доходов и расходов, расходов на основное производство;