Научная статья на тему 'Направления деятельности Центра сопровождения молодых специалистов в системе научно-методической поддержки начинающих педагогов'

Направления деятельности Центра сопровождения молодых специалистов в системе научно-методической поддержки начинающих педагогов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
506
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДОЙ ПЕДАГОГ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ / ЦЕНТР СОПРОВОЖДЕНИЯ МОЛОДЫХ ПЕДАГОГОВ / НАПРАВЛЕНИЯ СОПРОВОЖДЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ / СИСТЕМА НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ НАЧИНАЮЩИХ ПЕДАГОГОВ / УНИВЕРСИТЕТСКИЙ КОМПЛЕКС / YOUNG PEDAGOGUE / CENTRE OF SUPPORT OF YOUNG PEDAGOGUES / DIRECTIONS OF PEDAGOGIC ACTIVITY OF YOUNG SPECIALISTS / SYSTEM OF SCIENTIFIC AND METHODOLOGICAL SUPPORT FOR BEGINNING PEDAGOGUES / UNIVERSITY COMPLEX

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Глебова Зоя Владимировна

В статье рассматриваются направления деятельности Центра сопровождения молодых педагогов, который был организован на основе университетского комплекса при Ульяновском государственном педагогическом университете имени И.Н. Ульянова. Описывается, разработанная и реализуемая сотрудниками Центра, система научно-методической поддержки молодых специалистов Ульяновской области по успешной адаптации в образовательной организации, самореализации и выстраиванию конструктивных взаимоотношений с коллегами, обучающимися и родителями. Дается обоснование такого сопровождения деятельности учителя на начальном этапе профессиональной карьеры, в результате которого представляется возможным обеспечить молодым педагогам профессиональное развитие, плавное и комфортное вхождение в профессию и закрепление в ней, а также сократить сроки выхода на продуктивный уровень педагогической работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Activities of the centre of support of young professionals in the system of scientific and methodological support of beginning pedagogues

The article discusses the activities of the centre for young pedagogues, which was organised on the basis of the University complex at Ulyanov Ulyanovsk State Pedagogic University. The system of scientific and methodological support of young specialists of the Ulyanovsk region for the successful adaptation in educational organisation, self-realisation and building constructive relationships with colleagues, pupils and parents in the framework of research, scientific and methodological, educational and methodological directions is described developed and implemented by the staff of the centre. The substantiation of such support of activity of the teacher at the initial stage of professional career as a result of which it is possible to provide to young pedagogues professional development, smooth and comfortable entering into profession and "fixing" in it, to reduce terms of an exit to productive level of pedagogic work is given.

Текст научной работы на тему «Направления деятельности Центра сопровождения молодых специалистов в системе научно-методической поддержки начинающих педагогов»

УДК 378

Глебова Зоя Владимировна

Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова

zoyaglebova@yandex.ru

НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦЕНТРА СОПРОВОЖДЕНИЯ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ В СИСТЕМЕ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ НАЧИНАЮЩИХ ПЕДАГОГОВ

Статья подготовлена при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 18-413-730007.

В статье рассматриваются направления деятельности Центра сопровождения молодых педагогов, который бът организован на основе университетского комплекса при Ульяновском государственном педагогическом университете имени И.Н. Ульянова. Описывается, разработанная и реализуемая сотрудниками Центра, система научно-методической поддержки молодых специалистов Ульяновской области по успешной адаптации в образовательной организации, самореализации и выстраиванию конструктивных взаимоотношений с коллегами, обучающимися и родителями. Дается обоснование такого сопровождения деятельности учителя на начальном этапе профессиональной карьеры, в результате которого представляется возможным обеспечить молодым педагогам профессиональное развитие, плавное и комфортное вхождение в профессию и закрепление в ней, а также сократить сроки выхода на продуктивный уровень педагогической работы.

Ключевые слова: молодой педагог, профессиональное становление, Центр сопровождения молодых педагогов, направления сопровождения педагогической деятельности молодых специалистов, система научно-методической поддержки начинающих педагогов, университетский комплекс.

Одной из главных задач современной системы образования в России является развитие кадрового потенциала образовательных организаций. Сегодня работа в данном направлении сосредоточена на реализации национальной системы учительского роста, которая отражает идею уровневого подхода к квалификации педагога и может рассматриваться как средство обеспечения его профессионального и личностного развития. В связи с этим в настоящее время государство ставит принципиально новые задачи в системе образования, и одной из ключевых является формирование модели перспективного, эффективного образования путём непрерывного инновационного развития. К числу стратегических направлений на данном этапе можно отнести основные идеи национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», где в качестве важнейшего фактора обновления системы образования выступает развитие учительского потенциала, обеспечивающегося, в том числе, и путём пополнения школ новым поколением учителей.

Современному учителю приходится быстро реагировать на перемены, которые интенсивно происходят в образовательном процессе и пространстве, постоянно быть готовым к непрерывному личностному и профессиональному росту, регулярно повышать профессиональную компетентность. Эти же требования предъявляются сегодня и к молодому педагогу, от которого ждут высокой продуктивности в профессиональной деятельности уже с первых дней работы в образовательной организации.

Вместе с тем, сегодня среднее и высшее профессиональное педагогическое образование, прежде всего, направлено на формирование у начинающих педагогов необходимых компетенций, которых не всегда бывает достаточно для успешной адаптации молодых учителей к реальностям

современного образования, которые не всегда позволяют справиться с постоянно возникающими трудностями. Более того, сегодняшнее среднее и высшее профессиональное педагогическое образование ориентировано на подготовку, но не на сопровождение молодых специалистов в процессе профессиональной деятельности.

Методическая работа по сопровождению молодых педагогов ведётся практически во всех образовательных организациях, каждая из которых располагает собственным опытом создания методических объединений, Школ и Клубов молодых педагогов [1]; назначения наставников и тьюторов [3]; разработки и реализации специальных программ поддержки начинающих педагогов [2] и т.д. Однако этого, на наш взгляд, недостаточно для системного решения вопроса.

Создание системы научно-методического сопровождения профессиональной деятельности молодых педагогов, включающей оказание методической, научной, психолого-педагогической, организационной, консалтинговой, экспертной и других видов помощи, нам представляется возможным в рамках университетского комплекса. Комплекса, который объединяет в своей структуре подразделения, реализующие образовательные программы от уровня дошкольного до повышения квалификации и профессиональной переподготовки. Педагогический университет, на наш взгляд, располагает теми синергетическими эффектами и инновационными ресурсами, которые недоступны другим социальным институтам, поскольку предполагает привлечение ученых, проведение научных исследований, стажировки, практику инновационной деятельности, оказание разносторонних консультаций, разработку и реализацию адресных образовательных программ и т.д.

158

Вестник КГУ ^ 2018

© Глебова З.В., 2018

Направления деятельности Центра сопровождения молодых специалистов..,

Одним из примеров подобной системы является Центр сопровождения молодых педагогов (далее - Центр), созданный в ноябре 2015 года на факультете дополнительного образования (сегодня факультет образовательных технологий и непрерывного образования) Ульяновского государственного педагогического университета им. И.Н. Ульянова [4; 5]. Организуя систему разнонаправленной поддержки молодых специалистов высококлассными специалистами сферы образования, закрепления начинающих педагогов в муниципальных образовательных учреждениях, Центр помогает педагогу успешно адаптироваться в образовательной организации, самореализоваться и выстроить конструктивные взаимоотношения с коллегами, обучающимися и родителями.

Объединяя работу разных подразделений и специалистов университета, Центр организует свою работу по четырем основным направлениям: научно-исследовательское, научно-методическое, учебно-методическое и организационно-методическое.

Работа в рамках научно-исследовательского направления предполагает выявление наиболее актуальных проблем и затруднений, с которыми сталкиваются начинающие педагоги, приходя на работу в образовательные организации, и исходя из полученных сведений, позволяет как осуществление адресной поддержки молодых педагогов, так и привлечение их для участия в плановых мероприятиях университета.

Для выявления трудностей, с которыми сталкивается в своей деятельности начинающий учитель, сотрудниками Центра была разработана анкета «Изучение затруднений педагогов на начальном этапе профессиональной карьеры», позволяющая выявить трудности в следующих областях: подготовка и проведение урока и внеурочного мероприятия; организационная работа; взаимоотношения с обучающимися и их родителями, с коллегами, с администрацией образовательной организации; предпочитаемые формы работы Центра с молодыми педагогами и выявление компетентностей, в формировании которых есть особая потребность.

Научно-методическое направление деятельности по сопровождению молодых педагогов предполагает психолого-педагогическое консультирование начинающих педагогов сотрудниками Центра и предметных кафедр университета, экспертное сопровождение образовательных инициатив молодых педагогов (конкурсных, аттестационных, выставочных, учебно-методических и др. материалов), организацию профессиональной супервизии с целью повышения качества профессиональной деятельности молодых педагогов. В рамках данного направления осуществляется также организация и проведение научно-практических мероприятий, таких как профессиональные мастерские, проблемные семинары, тренинги, творческие

встречи с авторами учебников, представителями издательств и др. В соответствии с планом работы Центра осуществляется разработка учебно-методических рекомендаций в помощь начинающему специалисту, например «Внеурочная деятельность: лучшие педагогические практики», «Формирование УУД на уроках истории и обществознания в рамках реализации ФГОС», «Технология социально-педагогического сопровождения семей обучающихся, входящих в группу риска», «Реализуем ФГОС ДО: социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста в условиях сельского детского сада» и т.д.

В рамках учебно-методического направления сотрудниками Центра организуются и проводятся различные семинары по актуальным проблемам развития современного образования, вебинары, мастер-классы по вопросам, заявленным молодыми педагогами, курсы повышения квалификации и т.д. Так, сотрудниками предметных кафедр факультета образовательных технологий и непрерывного образования в 2016-2017 учебном году обсуждались следующие темы: «ФГОС ООО в деятельности современного педагога», «Психолого-педагогические основы организации урока в соответствии с требованиями ФГОС ОО», «Программно-методическое обеспечение деятельности учителя: учебные и рабочие программы», «Анализ учебного занятия с позиции формирования универсальных учебных действий», «ФГОС ООО и воспитательный потенциал внеурочной деятельности», «Развитие профессиональных педагогических компетенций молодых специалистов в условиях применения профессионального стандарта», «Современные педагогические технологии в преподавании предметов естественно-математического цикла», «Историко-культурный стандарт: содержание, проблемы, формы реализации в школьном историческом образовании», «ФГОС НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», «Подготовка учащихся к ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку», «Подготовка обучающихся к итоговому сочинению по литературе», «Организация внеурочной деятельности историко-обще-ствоведческой направленности» и др.

Осуществляя организационно-методическое направление, сотрудники университета организуют встречи молодых педагогов с членами научных школ, клубов Ульяновской области, таких как Научная школа «Акме», Открытая школа педагогического мастерства «Профессионал+», клуб организаторов «Импульс», Школа коммуникативного развития педагога, Творческая мастерская учителей технологии и др. Данное направление предполагает также организацию и поддержку наставничества молодых педагогов как в университете, так и на базе образовательных организаций, сопровождение различных конкурсов для молодых

Педагогика. Психология. Социокинетика ^ № 3

159

педагогов на лучший конспект урока, на лучшую научно-методическую разработку и т.д.

Одним из важных направлений деятельности Центра является создание банка наставников молодых педагогов с целью поддержки выпускников педагогического университета, содействия адаптации в образовательной организации и развития их профессиональной карьеры. В банке представлены кандидатуры сотрудников всех факультетов педагогического университета, которые проявили инициативу выступить в качестве наставников молодых учителей по различным школьным дисциплинам. Более 60 сотрудников банка призваны оказывать юридическую, психолого-педагогическую, учебно-методическую и научно-методическую помощь и поддержку молодым специалистам по направлениям «Методология, методика, управление образованием», «Классное руководство», «Коррек-ционное и инклюзивное образование», «Начальная школа. Дошкольное образование», «Русский язык. Литература», «Иностранный язык», «Математика. Физика. Информатика», «История. Обществозна-ние. МХК», «Химия. Биология. География. Экология», «Физкультура. ОБЖ», «Технология. Профессиональное образование».

В заключение отметим, что молодой учитель, получивший комплексную поддержку на начальном этапе профессиональной карьеры со стороны сотрудников Центра УлГПУ и достаточные ориентиры профессиональной деятельности и развития, способен эффективно реализовывать задачи, возникающие перед современной системой образования.

Библиографический список

1. Андреева Л.Д. Психолого-педагогическое сопровождение молодого учителя в управленческой культуре // Успехи современного естествознания. -2011. - № 1. - С. 170-172.

2. Выдрина Н.Н. Программа работы специалиста по сопровождению молодых педагогов «Круг помощи» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.resobr.ru (дата обращения: 06.11.2016).

3. Ковалёва Т.М., Кобыща Е.И., Попова С.Ю. Профессия «тьютор». - М.; Тверь: «СФК-офис», 2012. - 246 с.

4. Современное дополнительное образование взрослых / под ред. С.В. Данилова, Л.П. Шустовой, З.В. Глебовой. - М.: ИНФРА-М, 2018. - 203 с.

5. Сопровождение развития педагога на начальном этапе профессиональной карьеры / под ред. С.В. Данилова, Л.П. Шустовой, З.В. Глебовой. -Ульяновск: ФГБОУ ВО «УлГПУ им. И.Н. Ульянова», 2017. - 293 с.

References

1. Andreeva L.D. Psihologo-pedagogicheskoe soprovozhdenie molodogo uchitelya v upravlencheskoj kul'ture // Uspekhi sovremennogo estestvoznaniya. -2011. - № 1. - S. 170-172.

2. Vydrina N.N. Programma raboty specialista po soprovozhdeniyu molodyh pedagogov «Krug pomoshchi» [EHlektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.resobr.ru (data obrashcheniya: 06.11.2016).

3. Kovalyova T.M., Kobyshcha E.I., Popova S.YU. Professiya «t'yutor». - M.; Tver': «SFK-ofis», 2012. -246 s.

4. Sovremennoe dopolnitel'noe obrazovanie vzroslyh / pod red. S.V. Danilova, L.P. SHustovoj, Z.V. Glebovoj. - M.: INFRA-M, 2018. - 203 s.

5. Soprovozhdenie razvitiya pedagoga na nachal'nom ehtape professional'noj kar'ery / pod red. S.V. Danilova, L.P. SHustovoj, Z.V. Glebovoj. -Ul'yanovsk: FGBOU VO «UlGPU im. I.N. Ul'yanova», 2017. - 293 s.

160

Вестник КГУ 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.