Научная статья на тему 'Модель сопровождения профессионально-личностного развития молодого преподавателя'

Модель сопровождения профессионально-личностного развития молодого преподавателя Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1396
298
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ МОЛОДОГО ПЕДАГОГА / ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / МОДЕЛЬ СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ МОЛОДОГО ПЕДАГОГА / ЭТАПЫ ВНЕДРЕНИЯ МОДЕЛИ СОПРОВОЖДЕНИЯ ПЕДАГОГА / PROFESSIONAL MOULDING OF A BEGINNING TEACHER / ORGANIZATION AND PEDAGOGICAL ACCOMPANIMENT / THE ACCOMPANIMENT PATTERN OF PROFESSIONAL AND PERSONAL DEVELOPMENT OF A BEGINNING TEACHER / THE STAGES OF THE ACCOMPANIMENT PATTERN IMPLEMENTATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Харавинина Любовь Николаевна

Организация профессионального развития молодого педагога является одной из целей работы образовательного учреждения. Адаптация педагога будет более успешной при условии организации психолого-педагогического сопровождения этого процесса. В статье представлена авторская модель сопровождения профессионального становления молодого педагога в условиях педагогического колледжа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Харавинина Любовь Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Model of Support of Professional-Personal Development of the Beginning Teacher

The organization of a beginning teachers professional development is one of the main goals of educational establishment administration. Successful professional moulding and development of professional self-awareness goes more efficiently when it is provided with pedagogical support and organizational counseling during the period of professional adaptation. The suggested accompaniment pattern of professional and personal development of a beginning teacher includes the following components: the goal, contents, a technology, criteria and results. The pattern reflects the contemporary ideas of the educational paradigm.

Текст научной работы на тему «Модель сопровождения профессионально-личностного развития молодого преподавателя»

Модель сопровождения профессионально-личностного развития молодого преподавателя

Л. Н. Харавинина

Организация профессионального развития молодого педагога является одной из целей работы образовательного учреждения. Адаптация педагога будет более успешной при условии организации психолого-педагогического сопровождения этого процесса. В статье представлена авторская модель сопровождения профессионального становления молодого педагога в условиях педагогического колледжа.

Ключевые слова: профессиональное становление молодого педагога, организационно-педагогическое сопровождение, модель сопровождения профессионально-личностного развития молодого педагога, этапы внедрения модели сопровождения педагога.

Model of Support of Professional-Personal Development of the Beginning Teacher

L. N. Kharavinina

The organization of a beginning teachers professional development is one of the main goals of educational establishment administration. Successful professional moulding and development of professional self-awareness goes more efficiently when it is provided with pedagogical support and organizational counseling during the period of professional adaptation. The suggested accompaniment pattern of professional and personal development of a beginning teacher includes the following components: the goal, contents, a technology, criteria and results. The pattern reflects the contemporary ideas of the educational paradigm.

Key words: professional moulding of a beginning teacher, organization and pedagogical accompaniment, the accompaniment pattern of professional and personal development of a beginning teacher, the stages of the accompaniment pattern implementation.

Современному профессиональному образованию нужен самостоятельно мыслящий, профессионально компетентный педагог, психически и технологически способный к реализации гуманистических ценностей на практике, к осмысленному включению в инновационные процессы, обеспечивающий качественное образование будущих специалистов с первых дней своей профессиональной деятельности. Выставленный на обсуждение проект национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» среди пяти приоритетных направлений развития образования выдвигает идею организации работы по повышению квалификации педагогов силами образовательного учреждения. Особое внимание при реализации этой идеи следует уделять профессиональному становлению молодого педагога.

Успешное профессиональное становление молодого педагога является основой его уверенности в правильности выбранного профессионального пути, благополучном преодолении возникающих профессиональных трудностей, развитии профессионального самосознания и качественного обучения учащихся. Выходом из сложившейся ситуации, на наш взгляд, может стать педагогическая поддержка и организационно-педагогическое сопровождение профессионального развития педагога.

Анализ исследований по проблеме сопровождения (Н. В. Афанасьева, О. С. Газман, Н. Г. Би-тянова, Е. И. Казакова, И. Г. Назарова, М. С. По-

лянский, И. А. Ройтштейн и др.) позволил установить, что сопровождение является самостоятельной сферой педагогической деятельности, порожденной гуманизацией образования, предусматривающей поддержку развивающейся личности. Педагогическое сопровождение профессионально-личностного развития преподавателя в период его профессиональной адаптации понимается нами как комплекс мер, направленных на организацию и обеспечение функционирования названной системы. Благодаря им происходит взаимообмен опытом коллег, доверительное и открытое общение по актуальным проблемам преподавания, решение конкретных личностно-профессиональных задач посредством компетентного консультирования и совместного поиска ответов, обеспечение аутодиагностического исследования профессионально-личностных достижений.

Субъектами психолого-педагогического сопровождения профессионально-личностного развития преподавателя в период его профессиональной адаптации являются не только специалисты службы сопровождения, но и сам молодой преподаватель, который имеет свой опыт педагогической деятельности, взаимодействия с социумом, особый характер личностного и индивидуального развития. Особенности конкретного педагога влияют на содержание и формы психолого-педагогического сопровождения.

Нами разработана модель психолого-педагогического сопровождения профессиональной

Л. Н. ХаравинШё

адаптации молодого педагога в условиях педагогического колледжа (табл. 1).

Таблица 1

Модель психолого-педагогического сопровождения профессиональной адаптации молодого педагога

Целевой компонент

ЦЕЛЬ

РЕЗУЛЬТАТ

1) адекватная адаптация и развитие индивидуальности преподавателя;

1) успешно адаптированный в условиях новой профессиональной среды преподаватель;_

2) достижение каждым преподавателем высокого уровня профессиональной компетентности

2) конкурентоспособный, мобильный, облада-

ющий системным, методологическим мышлением преподаватель

Задачи

1. Совершенствование системы индивидуального и комплексного педагогического сопровождения преподавателя, способной обеспечить условия профессиональной адаптации, становления и развития молодого специалиста.

2. Стимулирование профессионально-личностного развития преподавателя.

3. Формирование устойчивого интереса к выбранной профессии.

4. Развитие методологического, критического, творческого мышления, профессиональной компетенции преподавателя.

5. Мониторинг ПЛР преподавателя в период профессиональной адаптации_

Субъекты

информационно-методическая служба (методист и заведующий ИМЦ, ЛНИТ и др.);

педагог-наставник, тьютор (преподаватель-предметник, из числа наиболее опытных преподавателей цикловой методической комиссии);

- заведующий цикловой методической комиссией;

- педагог-психолог;

- администратор образовательного учреждения.

Субъектом сопровождения является и сам молодой преподаватель_

Целевые функции

Инструментальные функции

Развитие, психолого-педагогическая поддержка, психолого-педагогическая помощь, фасилитация, коррекция

Диагностика, прогностическая, проектировочная, организаторская, коммуникативная функции_

Подходы

Принципы

деятельностный;

личностно-ориентированный;

практико-ориентированный

общенаучные принципы: интеграция и согласованность действий, вариативность, непрерывность и системность, синергия, структурность, спиральность, рефлексия, — непосредственно принципы педагогического сопровождения: непубличный характер решения проблем и публичный характер представления достижений, сотворчество, самоорганизация и саморазвитие, опора на имеющиеся достижения у сопровождаемого, приоритет личных и профессиональных интересов и планов сопровождаемого, обеспечение субъектной позиции сопровождаемого, оптимистической стратегии, взаимодействия всех субъектов психолого-педагогического сопровождения_

Содержательный компонент

определение места, роли научных и организационных основ педагогического взаимодействия в процессе педагогического сопровождения;

— изучение и учет уровня сформированности профессиональной компетентности МП; постановка целей и задач сопровождения, то есть целеполагание; оптимальный выбор и использование методов, приемов, средств и форм; согласованность и скоординированность всех действий субъектов сопровождения

_Технологический компонент_

Этапы

1-й этап - диагностический (адаптационный);

2-й этап - основной (проектировочный);

3-й этап - контрольно-оценочный_

Методы, технологии

Сфера развития личности

Методы педагогического сопровождения МП

Методы саморазвития личности

Когнитивная

консультирование, убеждение,

анализ педагогического опыта, обсуждение педагогической информации из СМИ,

— изучение нормативно-правовой и учебной документации,

— дискуссии

самоубеждение,

чтение профессиональной литературы и ее анализ,

— обобщение педагогического опыта,

— интернет-обзор по профессиональной проблеме,

— наблюдение и анализ аудиторных и внеаудиторных занятий,_

— изучение нормативно-правовой и учебной документации

Эмоционально-волевая — эмоциональная поддержка, — тренинг, — создание ситуации успеха, — поощрение, — наказание, — соревнование, — личный пример, — требование — овладение методами саморегуляции, — аутотренинг, — ведение «Дневника профессиональных успехов», — самопоощрение, — самонаказание, — самоприказ, — выдвижение перспектив

Поведенческая — диагностирование, — совместное планирование и проектирование, — мастер-класс, — решение педагогических задач — анализ педагогических ситуаций, — поручение — самодиагностирование. — изучение опыта педагогического мастерства, — выступления на конференциях, — рефлексия, — самоотчет, — самопрезентация

Критериально-результативный компонент

Критерии, показатели и уровни сформированности профессиональной компетентности: оптимальный (творчество), стандартный (компетентность), репродуктивный (функциональная грамотность), недопустимый (некомпетентность)

Сопровождение профессионально-личностного развития (ПЛР) преподавателя в системе методической работы в колледже понимается нами как

— создание психологически комфортных условий для профессиональной деятельности преподавателя в период его профессиональной адаптации;

— оказание молодому специалисту всесторонней (педагогической, психологической, методической, правовой, социальной и др.) ненавязчивой помощи при решении вопросов, возникающих в процессе работы; привлечение специалистов разного профиля;

— привлечение преподавателей к решению задач развития колледжа, реализации программ, проектов и т. п. на основе сотрудничества и педагогического сотворчества;

— обеспечение разноплановой и как можно более объективной (в том числе с привлечением независимых экспертов) экспертизы профессиональной деятельности преподавателя;

— обеспечение условий профессионального роста молодого преподавателя, развития его педагогического мастерства.

Педагогическое сопровождение ПЛР преподавателя в контексте современной парадигмы образования определяет позицию педагога-наставника, которая характеризуется следующим:

— осознанием стратегической цели - формирования профессиональной компетентности, развития индивидуального стиля профессиональной деятельности преподавателя;

— подчинением ситуативных педагогических воздействий стратегической цели;

— систематическим стимулированием профессионального роста преподавателя, в том числе и через методы самообразования и саморазвития;

— выстраиванием педагогического и психологического воздействий на основе системного обобщенного знания об индивидуальных особенностях каждого сопровождаемого;

— настойчивостью и компетентностью сопровождающего в стимулировании и мотивации реализации задач ПЛР;

— компетентностью в области психологии образования взрослых;

— опорой на позитивные межличностные взаимоотношения сопровождающего педагога с сопровождаемым, партнерские отношения, позволяющие обеспечить поддержку в ПЛР;

— восприятием педагогом, специалистом по сопровождению желания молодого педагога быть вне контакта с сопровождающим, «дозирования» общения как достижения.

Перечисленные в модели целевые функции отражают содержание педагогических задач, решаемых субъектами педагогического сопровождения, а инструментальные раскрывают технологию педагогического сопровождения. Эффективность реализации технологии зависит от соблюдения принципов сопровождения.

Проведя ретроспективный анализ предлагаемых педагогами методов воспитания качеств личности, методов образования взрослых, методов сопровождения развития учащихся, мы предлагаем классификацию методов педагогического сопровождения ПЛР начинающих преподавателей, подчеркивая, что методы сопровождения

Модель сопровождения профессионально-личностного развития молодого преподавателя

106

развития должны коррелировать с методами саморазвития.

Внешняя оценка результатов внедрения модели проводится административными руководителями ОУ, учащимися, социальными партнерами. Данная модель ПЛР начинающих преподавателей предполагает регулярную презентацию достижений молодым педагогом, внутреннюю и внешнюю оценку результативности его профессиональной деятельности в период профессиональной адаптации. Итоговую презентацию результатов можно проводить в форме конкурса педагогического мастерства, с использованием публичной защиты результатов творческой и педагогической деятельности и т. п.

На различных этапах внедрения модели для ее коррекции следует проводить диагностику эмоционального состояния субъектов сопровождения, изучать изменение социально-психологического климата в образовательном учреждении, поскольку любые нововведения сопровождаются повышением уровня тревожности, дискомфортом, обострением отношений.

Предлагаются следующие этапы внедрения модели:

— разработка и утверждение концепции и программы сопровождения;

— проведение анализа существующих форм повышения квалификации и развития профессиональной компетентности преподавателей;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— разработка методических рекомендаций по совершенствованию организации повышения профессиональной компетентности педагогов в образовательном учреждении;

— создание информационно-методического банка методических ресурсов;

— разработка форм поощрения субъектов педагогического сопровождения;

— организация системы мониторинга результатов профессиональной деятельности молодых преподавателей, в том числе разработка форм документов мониторинга;

— осуществление систематического контроля и анализа результатов взаимодействия субъектов педагогического сопровождения;

— оптимизация системы взаимодействия в образовательном учреждении, базовых учреждениях практики и т. д. с целью повышения степени открытости образовательной среды;

— выявление профессиональных затруднений преподавателей;

— реализация программы сопровождения, в том числе путем организации постоянно действующего семинара, научно-методических мероприятий, творческих мастерских для педагогов; высвобождение времени для проведения групповых консультаций и тренингов, предполагающих развитие коммуникативной, информационной и социокультурной компетентностей сопровождаемых; организация занятий в компьютерных классах, индивидуальных консультаций; расширение возможности участия в профессиональных и творческих конкурсах; организации презентаций результатов профессиональной деятельности преподавателей, электронного банка педагогических инноваций, выставки методических и творческих работ и т. п.

В настоящее время проводится реализация разработанной модели в условиях Ярославского индустриально-педагогического колледжа.

Библиографический список

1. Воспитание в классе и школе [Текст] : методическое пособие / под науч. ред. М. И. Рожкова, авт.-сост. Т. Н. Сапожникова. - Ярославль, 2008. - 220 с.

2. Организация обучения старшеклассников сельских школ по индивидуальным планам [Текст] / под ред. Л. В. Байбородовой и Л. Н. Серебренникова. - Ярославль, 2006.

3. Фаязова, А. Ф. Научно-методическое сопровождение развития воспитательной системы образовательного учреждения [Текст] / А. Ф. Фа-язова // Методист. - 2007. - № 1. - С. 45-48.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.