Научная статья на тему 'Направления актуализации стандартов на системы менеджмента качества предприятий ОПК'

Направления актуализации стандартов на системы менеджмента качества предприятий ОПК Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
639
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТАНДАРТЫ / ТРЕБОВАНИЯ / СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА / КАЧЕСТВО / АУДИТ / СЕРТИФИКАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бочарова София Владимировна

Повышение результативности системы менеджмента качества отечественных предприятий обороннопро-мышленного комплекса (ОПК) может быть реализовано на основе актуализации законодательной, правовой и нормативной базы. Автором разработаны рекомендации, касающиеся необходимых изменений в нормативных документах на системы менеджмента качества предприятий ОПК. Предложения основаны на анализе документов и исследованиях практической деятельности предприятий отрасли в области качества, а также теоретических наработок ученых по данной проблематике. Проанализированы на адекватность, актуальность и достаточность требования стандартов на системы менеджмента качества предприятий ОПК, с учетом необходимости постоянного совершенствования СМК предприятий ОПК и соблюдения принципов управления качеством, а также требований к полноте, достаточности и непротиворечивости требований стандартов. Предложены рекомендации по совершенствованию основополагающих стандартов на СМК предприятий ОПК и стандартов, регламентирующих проведение внутренних и внешних аудитов. Представленные основные рекомендации по корректировке и актуализации стандартов основаны на анализе соответствия требований стандартов другим нормативным и законодательным документам. Рекомендации, отраженные в настоящей статье, направлены на уточнение требований к анализу результативности и эффективности систем менеджмента качества, совершенствование процедур внутреннего и внешнего аудитов СМК, анализа корректирующих и предупреждающих действий

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Направления актуализации стандартов на системы менеджмента качества предприятий ОПК»

Sofia Vladimirovna Bocharova,

postgraduate student of the department of management, Saratov socio-economic institute (branch) of Plekhanov Russian University of Economics

УДК 338.24

София Владимировна Бочарова,

аспирантка кафедры менеджмента, Саратовский социально-экономический институт (филиал)

РЭУ им. Г.В. Плеханова

[email protected]

НАПРАВЛЕНИЯ АКТУАЛИЗАЦИИ СТАНДАРТОВ НА СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА ПРЕДПРИЯТИЙ ОПК*

Повышение результативности системы менеджмента качества отечественных предприятий оборонно-промышленного комплекса (ОПК) может быть реализовано на основе актуализации законодательной, правовой и нормативной базы. Автором разработаны рекомендации, касающиеся необходимых изменений в нормативных документах на системы менеджмента качества предприятий ОПК. Предложения основаны на анализе документов и исследованиях практической деятельности предприятий отрасли в области качества, а также теоретических наработок ученых по данной проблематике. Проанализированы на адекватность, актуальность и достаточность требования стандартов на системы менеджмента качества предприятий ОПК, с учетом необходимости постоянного совершенствования СМК предприятий ОПК и соблюдения принципов управления качеством, а также требований к полноте, достаточности и непротиворечивости требований стандартов. Предложены рекомендации по совершенствованию основополагающих стандартов на СМК предприятий ОПК и стандартов, регламентирующих проведение внутренних и внешних аудитов. Представленные основные рекомендации по корректировке и актуализации стандартов основаны на анализе соответствия требований стандартов другим нормативным и законодательным документам. Рекомендации, отраженные в настоящей статье, направлены на уточнение требований к анализу результативности и эффективности систем менеджмента качества, совершенствование процедур внутреннего и внешнего аудитов СМК, анализа корректирующих и предупреждающих действий.

Ключевые слова: стандарты, требования, система менеджмента качества, качество, аудит, сертификация.

SOME ASPECTS OF MODERNIZATION OF QUALITY MANAGEMENT SYSTEM STANDARDS AT DEFENSE-INDUSTRY COMPANIES

The article argues that increasing the effectiveness of the quality management system of the Russian defense industry complex can be achieved through modernizing legislative, legal and regulatory framework. The author presents recommendations concerning the necessary changes in the regulatory documents for quality management systems of defense enterprises. The recommendations are based on the analysis of documents and practical studies of quality management systems at the defense industry enterprises as well as theoretical studies. Relevance, applicability and sufficiency of the requirements of the standards for quality management systems are analyzed taking into account the need to continuously improve the QMS of defense industry enterprises and adhere to the principles of quality management as well as the requirements for completeness, sufficiency and consistency of the standards. Recommendations are given to improve standards for QMS at defense industry enterprises and standards governing internal and external audits. The presented recommendations for modernizing and updating standards are based on the analysis of the compliance of standards with other regulatory and legislative documents. The recommendations are aimed at clarifying the requirements for analyzing the effectiveness and efficiency of quality management systems, improving the procedures for internal and external QMS audits, and analyzing corrective and preventive actions.

Keywords: standards, requirements, quality management system, quality, audit, certification.

Управление качеством является одной из ключевых функций менеджмента, основным средством достижения и поддержания конкурентоспособности любого предприятия [5, с. 72]. Вопрос формирования эффективной и результативной системы менеджмента качества является актуальным для современных предпри-

ятий оборонно-промышленного комплекса в связи с повышенными требованиями к качеству и надежности производимой ими продукции. Система менеджмента качества представляет собой механизм, формирующий соответствие продукции и процессов установленным требованиям, в итоге обеспечивающий высокое

* Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований в рамках научного проекта № 17-32-01018.

♦-

качество продукции, удовлетворенность клиентов, снижение затрат на предприятии и увеличение доходов предприятия [7, с. 78].

Предприятия оборонно-промышленного комплекса обладают специфическими особенностями, диктуемыми отраслевой принадлежностью [9, с. 57]. На предприятиях ОПК система менеджмента качества строится на основании требований ГОСТ Р ИСО 9001:2015 «Системы менеджмента качества. Требования» и ГОСТ РВ 0015-002-2012 «Система разработки и постановки продукции на производство. Военная техника. Системы менеджмента качества. Общие требования».

Для выявления путей и возможностей совершенствования оценки соответствия оборонной продукции и повышения результативности СМК (систем менеджмента качества) предприятий ОПК (оборонно-промышленного комплекса) нами были проведены исследования практической деятельности предприятий отрасли в области качества, а также теоретических наработок отечественных и зарубежных ученых в области качества. В рамках данных исследований были проанализированы на адекватность, актуальность и достаточность требования стандартов на системы менеджмента качества предприятий ОПК [2, с. 16].

С целью совершенствования систем менеджмента качества предприятий ОПК, а также повышения их результативности нами были проработаны требования стандартов, устанавливающих требования к системам менеджмента качества, с целью выявления проблем, недоработок и возможностей для улучшения.

В процессе исследований нами были также проанализированы существующие модели систем менеджмента качества предприятий и предприятий ОПК в частности. Исходя из данных моделей система менеджмента качества должна постоянно совершенствоваться, должен проводиться ее анализ, измерение и по результатам - улучшение. В связи с изменяющимися условиями внешней среды каждый из процессов СМК организации в определенное время нуждается в улучшениях и корректировках [10, с. 123]. Основными инструментами, позволяющими выявить необходимость в улучшениях, на наш взгляд, являются:

1. Проведение аудитов. Данный инструмент является наиболее информативным в части выявления проблем в функционировании СМК. Как внутренний, так и внешний аудит (сертификационный, аудит потребителя и др.) являются неотъемлемой частью работ по совершенствованию СМК. Зачастую как сотрудниками предприятий, так и экспертами аудиты проводятся формально, с целью фактического выявления наибольшего числа несоответствий. Внимание уделяется не проблемам в функционировании СМК, а оформлению документации, часто не влияющей на качество продукции и процессов предприятия, что приводит к бюрократизации [6, с. 68], негативному отношению персонала к аудиту и переводит аудит из категории «инструмента для совершенствования» в категорию «бесполезного, но обязательного действия».

2. Анализ системы менеджмента качества руководством предприятия, в частности анализ результатив-

-♦

ности и эффективности СМК предприятия. Данный инструмент при практическом применении имеет огромное число нюансов и особенностей, а также проблем, которые были отражены и глубоко исследованы в следующих работах [3; 8; 11].

Основываясь на вышесказанном, при анализе и составлении рекомендаций по совершенствованию требований стандартов учитывалась важность постоянного совершенствования СМК предприятий ОПК, соблюдение принципов управления качеством, а также необходимость полноты, достаточности и непротиворечивости требований стандартов. В связи с этим нами были разработаны рекомендации по совершенствованию не только основополагающих стандартов на СМК предприятий ОПК, но и стандартов, регламентирующих проведение внутренних и внешних аудитов СМК.

Ниже представлены необходимые, на наш взгляд, изменения в стандартах на системы менеджмента качества.

Необходимо выделить следующие направления актуализации стандарта ГОСТ Р ИСО 9001-2015:

- внедрение требований (методики) к выделению процессов СМК. Исходя из требований ГОСТ Р ИСО 9001 и 9000:2015 на наличие пунктов о необходимости выделения того или иного конкретного процесса нами было выявлено минимальное количество упоминаний в тексте стандарта о процессах и требованиях к их выделению и функционированию (пп. 2.2.3, 2.2.4, 2.4.2). Данные изменения необходимы в первую очередь в связи с основным принципом управления качеством - «Процессный подход», который в практической деятельности используется зачастую неграмотно и формально;

- совершенствование требований в части необходимости установления корневых причин несоответствий по результатам внутренних аудитов СМК.

Для совершенствования требований ГОСТ Р ИСО 9000-2015 в части установления требований к квалификации, обязанностям и полномочиям лиц, ответственных за функционирование процесса, считаем целесообразным внедрение определений и требований широко используемых в практической деятельности понятий, таких как координатор СМК предприятия и владелец процесса СМК предприятия.

Основные направления актуализации стандарта ГОСТ РВ 0015-002 включают:

- корректировку стандарта в связи с внедрением ГОСТ Р ИСО 9001-2015. ГОСТ РВ 0015-002 содержит требования (и дополнения к требованиям) к записям и документам в количестве, значительно превышающем требования прошлой версии ИСО 9001, это, в частности, пп. 4.2 (4.2.3, 4.2.4, 4.2.4.1 (2), 5.5 и т.д.), в связи с чем как внутренние, так и внешние аудиторы, а также специалисты по качеству вынуждены уделять пристальное внимание соответствию форм записей, их количеству и порядку заполнения, указанию форм всех имеющихся записей в стандартах предприятия и их соответствию (пп. 4.2.4.2) установленным. Большинство из этих записей в конечном итоге не имеют отношения к качеству продукции даже косвенно.

♦-

Помимо требований к документированным процедурам и записям по качеству обращает на себя внимание п. 4.2.1.1: «Документацию СМК оформляют в виде комплекта документов, в которых описывают процессы, процедуры и виды деятельности, реализующие требования настоящего стандарта, и содержатся документированные свидетельства их реализации», т.е. в соответствии с данным пунктом недостаточно внедрить требования стандарта в деятельность организации, а необходимо обеспечить наличие документированных свидетельств выполнения каждого требования, что значительным образом снижает эффект от внедрения СМК и отдаляет персонал предприятия от понимания сути и важности менеджмента качества на предприятии. В связи с вышесказанным считаем данное требование избыточным.

Кроме того, необходимо отметить переход к риск-ориентированному мышлению, который, на наш взгляд, должен быть отражен в требованиях стандарта в части увеличения требований к анализу рисков на предприятиях ОПК и гармонизации со стандартами по риск-менеджменту;

- минимизацию перегруженности стандарта требованиями, повторяющими требования других нормативных и законодательных документов, а именно устранение дублирования пунктов других стандартов, законодательных документов и призывов выполнять данные документы. К ним относятся п. 4.2.1.3, 4.2.4.1, 5.1.1, 5.5.2.1, 5.2.2, 5.6.2.1 и др.;

- сокращение избыточных требований, приводящих к нарушению принципов менеджмента качеств, пп. 5 и 5.5, в частности нарушающие принцип лидерства руководства и др.;

- доработку требований в части их достаточности и информативности, (например 6.1.1, 8.4.6.1, 8.4.3, 8.5.1.1). Так, п. 8.2.1 содержит требования к мониторингу информации, поступающей от заказчика, касающейся обеспечения соответствия продукции его требованиям. Для этого, по стандарту, организация должна обеспечивать получение данной информации от потребителей. В практической деятельности для получения информации от заказчика предприятия используют метод анкетирования. По данным, полученным от предприятий отрасли, зачастую заполненные анкеты от потребителей на предприятие-поставщик не возвращаются, в связи с чем необходимо внедрение в ГОСТ РВ 0015-002 дополнительного требования с целью способствования совершенствованию систем менеджмента качества предприятий-поставщиков комплектующих изделий, в п. 8.4.3: «Организация должна по запросу предоставлять поставщикам информацию, касающуюся обеспечения ими требования соответствия продукции требованиям организации, включая замечания, рекомендации и предложения».

Данные предложения по совершенствованию требований основаны на анализе требований ГОСТ РВ 0015-002, в котором подробно обоснованы и конкретно установлены пункты, нуждающиеся в совершенствовании;

- внедрение требований к оценке результативности и эффективности процессов, в частности методики и методов их оценки.

-♦

В стандарте (п. 8.4.6.3) указано, что затраты на качество рекомендуется учитывать для расчета эффективности системы менеджмента качества. В соответствии с п. 8.4.6 требование к учету и анализу является рекомендательном, но в соответствии требованиями п. 5.1.1 требование к контролю, а следовательно, расчету эффективности СМК является обязательным, что в совокупности с отсутствием указания на методики и модели учета затрат на предприятии, а также расчета эффективности СМК является явной недоработкой данного стандарта.

Что касается методики расчета результативности, то исходя из существующей практики предприятий ОПК, используемые предприятиями методики значительно отличаются друг от друга и в значительной мере лишены объективности. При бюрократическом развитии систем менеджмента качества на предприятии данные методики имеют сложную структуру, требующую длительного сбора и расчета данных, которые в результате обработки приводятся специалистами к формальным и длительным расчетам и непоказательным значениям в итоге [1, с. 78]. Необходима разработка методики расчета результативности СМК, которая будет способствовать выявлению узких мест в функционировании СМК, а также возможности сравнения результативности систем менеджмента качества различных предприятий ОПК.

Для совершенствования стандарта ГОСТ Р ИСО/ МЭК 17021-2012 мы считаем необходимым:

- внедрение требования по проведению экспертной комиссией анализа результатов аудитов второй стороны и выполнения мероприятий, направленных на устранение и предупреждение несоответствий, выявленных в результате данных аудитов;

- разработку и внедрение в требования стандарта единых критериев и уровня компетентности экспертов органов по сертификации в области систем менеджмента качества оборонно-промышленного комплекса;

- дополнение требования к анализу органом по сертификации причин несоответствий по результатам проверки третьей стороной в части внедрения требования к регистрации причин несоответствий.

Необходимо также изменение требований ГОСТ Р ИСО 19011-2012 в части необходимости проведения анализа аудитором разработанных по результатам аудита корректирующих и предупреждающих действий.

Современные системы менеджмента качества во многом опираются на международные стандарты серии 9000 и соответствующие отраслевые стандарты. Данные документы являются основополагающими при внедрении и совершенствовании СМК всех предприятий. В связи с этим качество данных документов, их достаточность, адекватность и актуальность напрямую влияют на функционирование систем менеджмента качества предприятий [4, с. 59]. На наш взгляд, одним из основных факторов возникновения проблем в обеспечении качества и работе систем менеджмента качества на предприятиях оборонно-промышленного комплекса является несовершенство нормативной документации, в частности вышеперечисленных стандартов. Исходя из проведенных на данный момент

исследований, можно утверждать, что совершенствование СМК предприятий ОПК является важной задачей в борьбе за качество продукции военного назначения. По нашему мнению, наиболее важным направлением является совершенствование стандартов на системы менеджмента качества предприятий ОПК, их гармонизация и актуализация, соответствие как международным стандартам, так и потребностям потребителей и изготовителей продукции.

Таким образом, учитывая рекомендации, представленные по результатам исследования и направленные на совершенствование стандартов, устанавливающих требования к СМК предприятий ОПК, можно предупредить возникновение многих проблем в области качества, а также повысить результативность существующих СМК предприятий отрасли.

1. Андреева Т.А. Интеграция менеджмента качества и стратегического менеджмента в аспекте новой версии стандарта ISO 9001 // Современный взгляд на проблемы качества и управления конкурентоспособностью в условиях внешних вызовов: сб. материалов Междунар. науч.-практ. конф. Саратов, 2015. С. 77-81.

2. Бочарова С.В. Недостатки стандартов на системы менеджмента качества предприятий ОПК // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2017. № 3 (67). С. 16-23.

3. Бочарова С.В., Яшин Н.С., Попова Л.Ф. Исследование удовлетворенности клиентов в системе менеджмента качества отечественных промышленных предприятий // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2016. № 4. С. 135-142.

4. Гугелев А.В., Терехин В.А. Сравнение требований к системам менеджмента качества, устанавливаемых стандартами России и НАТО // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2012. № 2 (41). С. 58-61.

5. Жулина Е.Г., Гугелев А.В., Жданов С.А. Конкурентоспособность отечественных предприятий: развитие и стандартизация управления. Саратов: ССЭИ РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2017.

6. Попова Л.Ф. Адаптационный механизм управления организационной структурой в системе устойчивого развития промышленного предприятия // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2013. № 4 (48). С. 64-69.

7. Попова Л.Ф. Инструменты выявления резервов развития промышленных предприятий: дис. ... канд. экон. наук. Саратов, 2006.

8. Попова Л.Ф. Организационные способности как основа адаптивного управления организационной структурой предприятия // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2014. № 5 (54). С. 88-95.

9. Попова Л.Ф. Анализ соответствия характеристик организационной структуры предприятия его ситуационным переменным // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2014. № 3 (52). С. 55-61.

10. Яшин Н.С., Андреева Т.А. Понимание контекста предприятия в рамках системы менеджмента качества // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2017. № 3 (67). С. 115-124.

11. Яшин Н.С., Попова Л.Ф., Бочарова С.В. Анализ проблем функционирования СМК предприятий ОПК и пути их решения // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2017. № 3 (67). С. 125-130.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.