♦-♦
sofia.bo4aTovaiiyandejc.ru София Владимировна Бочарова,
аспирантка кафедры менеджмента. Саратовский социально-экономический институт (филиалJ УДК 658.6 РЭУ им. Г. В, Плеханова
НЕДОСТАТКИ СТАНДАРТОВ НА СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА ПРЕДПРИЯТИЙ ОГГК*
В статье представлен ан а пиэ узких мест действующих стандартов на системы менеджмента щчестаа ( С M К i в оборонне промышленном KON'rmeKcejOÜKJ, ЯМпяТсТ&уедцих фсрмирйэа-inic и разБЛ7*<ю ге ;ультатнвнои С M К на предприятия* ОПК Рассмотрена основной недоработки стандартов серии ИСО 9001. зтакже российского военного стандарта ГОСТ PB OÛT5-002-2D12 ^Система paspaiäoiKH и постанови продукции на производство. Военная техника Системы менеджмента качества Общие требования»,
Ключевые слова; система менеджмента качества оборонная промытпенность. стандарты, СМИ, И СО 9001
S.V. Bocharöva
DEFICIENCIES IN STANDARDS OF QUALITY MANAGEMENT SYSTEMS IN COMPANIES OF MILITARY INDUSTRIAL COMPLEX
Гп@ article presents an analysis of the botllcnecKs in. the existing standards for qualrty managemenf sy stands (QMS) I n t i^e nriHCiiary in du stn a I со mptex, vwtii ch i niped e t he <Je vélo paient a nd evol uiio n от" a n effect! ve QM S at d e fe f-se ind us! ry enterprises. Major stiortcor'irrgs of ir>e ISO 9ÛÛ1 series standards as ■ as the Russen military standard GOS'I RV 0015-002-2012'Sysïem far the development and production Miiirafy equipment Quality management systems General requirements" are considered.
Keywords: quality management system, defense industry, standards. QMS, ISO 9001
Система ывн$цжмента качества (СМК) создается для достижения целей и выполнении задач, определенных политикой предприятия оборонно-промышленного комплекса в области качества и является не-огьемпемой частно общей системы управления зсей деятельностью предприятия
Внедрение СМ К повышает результативность планирования, эффективность использования ресурсов создаел синергеш-^есний аффект В достижения общих бизнес-цепей организации [3 10]
Гпавная идея СМКдля предприятий оборонно-про-пышленного комплексе (ОПК) - не ; только ^искоренить» бра« н процессе контроля, сконто предупредить ею пюй&ленле. Однит-." из важнейших направлении обеспечения гтаоипьноЕ-о г ячестве продукции оборонной отрасли является!повышение качества управления на основе внедрении современных Систем менеджмента, включающих совершенствование упрааленирананиями проектами, процессами ресурсами и постоянными изменениями [5, 11 12 13] Эти технологии поддерживаются рядом стандартов -ГОСТ РВ 0015-002, стандарты А5 серки 9100 Л ГОСТ Р ИСО 4001
На предприятиях ОГЖ построениями ствмы менеджмента качества основано на требования); ГОСТ ре 0015-002-2012 «Система разработки и постановки продукции нэ1рсизводстэ0. Военна» техника Системы менеджмента качества Общие требования» который содержит заключенные в рамки полные тексты всех
структурных элементов стандарта ИСО, а такте дополнения к ним, отражающие, по мнению авторов этого стандарта, специфику обеспечения качества аа всех стадиях жизненного цтспа оборонной продукции ¿[ополиенип требовании □□ едены практически ее- ас? структурные элементы стандарта ИСО. Столт ответить что объем большинства из этил дополнений превышает объем основных требований ИСО в несколько раз, тем самым превращая по существу гре-бо1лЕ]ния ос нов о пол а^а ющ!."1 го стандарта □ дополнительные к военному стандарту
Многими авторами в области качества проводился знали i требований данного стандарта на СМ К и неоднократно ошечалисъ недоработки стандарта и частности;
- требования сформулированы с излишней тюд-ообкостаю, размывэгащай рамки стандарта и тем са
мым снижающей его ценность 110].
- российский военный сгандарг перегружен фор-мальнцИйИ требованиями, напрямую не способствую-щиыи ул У'чиен и ю кач ества продукции Зачастую ч ело-нятно, как Их реализовать, особенно малым организа циям ОПК Увеличение количества записей (по сравнению с ГОСТ Р ИСО 9001-2008 и ГОСТ Р ЕН 910D-201 1 j. безусловно. увеличивает степень бюрократиза-чии [А, 5; 6, S]
Нами также были проанализированы требования ГОСТ Ре 00-15-002-2012. результаты анализа представлены в таблице
■ Мсследсоан!«; выполнила лри финансовой подпер*: р;в Р(ЪФИ в рамка ч на/чного пробита Мь' '7-32-0101S
АнапкС) требований ГОСТ РЕ 0015-в02-2Е>12
Пун л Требование- PfiiyntTaTLI аНЗЛИМ ланиты
4 1.1 Oc.hü а hm н л цепями СМ К организации Rваяется ofie-СгкечвНйе - ВЫПОЛНЕНИ^ Г/еООПрИ^Т^И по защите гэсударстэгннсй таймы (п случай , предуч-^р-гроИчЫл алкрипдп"ппьгпч).и Еыпслчечио мероприятии пз защите государственной тай-^ь- является обяаатель-11ЫМ, 1 состпсгигВНИ С ТрввОЁ*НИЧМН До й■ стэующегс приказа иинистрз обороны р4> и и is ад я И1 определения СМК (rtfi ИСО ф^кгнчо&ч ии иид| отношении . Цепям СМИ1 Приказ ыиниотра ооергнь РФ «О Вс-енны* п^ед-стл а-^толиства > Минкстер:таа аборачы Российской Фодоозции» Руиовоаи~ели ортчигаци^ о&еспрч^вэнтт ла-Щ1ггу госу^зрственнои тайчы е процесса разра-1 И)« -п 13
«Основными целям* СМ К ОрГаНИЗВ 1^*11 -F.rno-cn Pfie- сПенвмие СНИЖ8|+ИЯ ЧЭПРОИЗВОЛИ' reriiHtu эасгодаа ресурсов по »ыпалнодижи «нгрек-гам» |1J Для выполнения данной фгзи. те. снк;™-ния н;. производите пьг-ь-> paicvojob необ-КОДИМО Ч ПОЛНуЮ ОНО рС-ДЬ Б0Г7ТС1 учет дпч Нш расходов Iэвтроф В сто чдарта отсутствует методика 1илл ссыпки на документу а танка aTíyTCTfr/flT евсцаТсПиНйО пробивании По учету jarprt Г г оо&лйпчта пп учету затрат un качество иэлозконное в п 6 4 в настоящего <г- я н да рта носи- роип-м скатол ьны* ийрактьрг
¿ 1.1 С>ТЧ1ТГТ»1у*т usrtl? гкиэычЛ-ния удовлотвореннос-и по-треошел^и Стандарты ИСО устян^л^ячгг тДОом-иия к СЫН., *огдз организация СтнНЙТ своей uíriiKi поаь^шечио удовлетворенности потребителей по^родствс-м лазул-тат^в-НОТЪ пргмен«ЧИП СМК (гг 1 ИСО КИП-2015j, ь связи с чо it леглч-э. что одной и j ц^лен системы менеджмента качеств:. ДЙЛИНО 6u.Ti ns^timtHue уд^^гит-мреино-СТй гщтрмеитйисй
4 2.1 3 «Порядок Д1>стуиа * доку- ренхвции содержащей сеиде ни я со ста вп яю^ие государств иину>в тайну, депкх-н соптвет-пвовать требаваил-ям ВДйпНодэгильс^вв по га-щите го-суда рстаеннзи тайны» [1J ДаН№€ троБОклнИ«-, ha или »ЗГЛОД, ни имеет а-н^шечия ■ фукнцленлроаанмю СМК и фа нтич^CKV. побулдает и сабп-оде-НИК? д^ист^ующч-го TilKphOflaTíJibíTejs 1 Статвч Е 2 ТОвбосшия, уст*нз«лко:1?р*Ы1) норизтлаными дакунента м л па стзкл арт.-1 з-зции, даЦцшы основ ь.ьаться на говрау^ниыу диет имения..: науни. ч^ЕНИЧ* Я тоян^пигии М1>^тунарсд-НЫх (региональны*) стандарта^ правипзх. нормах и рекомендация^ г>о стандартизации лро-гра-ссианых нациана.-ьныи стандзртау другим WeynSpiTS, учиНувпгь уклоиия продуицли, иыпопн^н^я- работ и ляазамин ^cjlyi; успоаия и режимы труда и но должны нарушать пепоимнИк* устанавлгннык антач^ щканвда-lcfltirei рцосийекчй вИ)Д-орацки' Статлй 7 Пзсудoperaпннш« сТа^яргы, г.flu,с росси некие ш1ассифихатор1г' теяиика-акйнсми-чаской инфор«*чц№ 1 ййиарсгмнны» азидаргь! рмрвбатинают. ся н= продуг:4<ю работа « успуш, нмешди^ гле-вютрвепевое значение, я на делены пратиа:зре-чить Рис^й^кчИ вн?я,аращ(и
4 2А 1 кЛчЕ-cTit пплмидй пррдуи цу|И быть До* ступнь. для и-эученил ЕПо [IJ Данный луюп Дублине! 1 liíipiHuyjfl МО РФ1 Приказ ЧИПЛ171 рт ов^рчпы РФ «О Вг'4ИНы;л гюг^д ста в^тталва it MrtHJHста р<ггва оборонь Российской Федерациях П 15 Руна в адиггалщ айгамизаций ойианы Предаст St ПЛТБ Bin дпя шилоиин асе дону1М4н Tti по мчестэу военной продукции
чОбеспечение Инфорывцн-онн-за бе-за па-сности» [1] Относятся н^нодиченту инфермациан-ной otiiínacHüCTH ir не иие^т йтнешенин г фуНРЦПОНирФЙанЙ-!? С41СТ«№Ы М«НвДЖМН4-та лачэстпа
п 551 гост Р 1 2-2016 « Нацисчэльнь^ ггзндэр' не допжйндублироБатьгр^човд-нгчдййстручзи^еги^крчодзт^ль.-
[ттэа .»
* П 4 1 2 ГОСТ 1 5-2001 гТегсет стандарт должен сьнь кр^тсим <пп мямвжиости}. гйчным. че? допусканм^миааЛичны* толковании, логически последе мтел^чым необходимым и достаточным для исгеолиоаакня стандарта и мответсгиан с его областью нения»
41 4.1 2 ГОСТ 1.5-2001
' О стандартизации а Р^фВИЙСИой Федерации феде-р г.экпн от ?0 июня 201 5 г № 162-ФЗ
• 1Т ^.3.1 ГОСТР 1.2-201 Б.
Продолжение тайп.
Пунш Требование Результаты анализа Дублнр-уемые лунеты
5.1.1 (rB^CLí?? руководство несет ответственность за общую (VPпзЧИЛ[|ЦМ№ рпбтп по роз-рабыне и *«оД(>йий>С СМК. ja е& смийг-ет(яо устэно»-лон-<ым контроль ц « рмупьт*т«ност|* и повь-шение аффектие-гости СМ К с учетом интересов за-■.амиа» [1] Данное тр^ооазние працгтичвжи дублирует л 5. ! И00500 1-2011 с добавлением требой; 1 --и ù гтнышанни ЭффйкТИВНЮСТИ СМК. По-мииа oi-ora, а стандарте отсутствует ссыпк.:- на четоджу ¡yvi>i непосредственно Методика pilCHtTj мфф0н*ивч0Стк CM iСj, МО утдч-1иНо гтнчтич 1ффокт*&Н<5Сти CMIÎ & случая аспи hmgl-tch а веду экономическая гффе^тиичости- i-JTn ^одтверждютсч требованном и 3 5 3) ТО НсоВиЗДим йбЯ»Т«ЛЬ HIÏVI v40TîSTJiii "S yJMOCTia дпн Lie рзечи^, требования-к которому а данном отлндаше рг-ка-ни iywtb™ чье и ппчерянветчые® П 5. t ГОСТ F Í1CO 3301-2011 ¡Eucuieo руководство ДОЛЖНО обесточивать на личиз свццшегя1стэ принятия íeomn Обяаэ ГсПиСТ* ПФ и Ьм úuifií h Ию СМК. а ган ■ хс улучшение ае ptiynbTiTíieHiKTi*» [UJ
5.5.2.1 сПргдстаерггел;: руководства по CMÍÍ должай взаимодействовать сзаьазчи^Ом (BÍ1J и импи'н^ми организи- t4fit4W4 ГЧ вопросам СМК л>/ с-юи in м цГвдШюие Ï выполнению требований ТТЗ (T3¿ и усло-эи!* «онтрактэ И сс-дейстиовзть лонимлнрю требований там.аЗчИнп п Ор ГЙННЭЩрК» [1] Ф^т;очески дубллрует требе в а чи-: п 5 1 ИСО 90CI-20H, такие частично дублируются требования Па р-аплроделен-ич) от-ввТЙИИНОег И работу СМ К в П 5.5 1 1 й П 5.1 ГОСТ РИСО sa01-2011 □ tfeíurto pv<os№iea должно оРвспочи^пгь HÍ ЛИ^И^ свидотьльст! принятия «(HÍÍ обчза-тапылз по разработка и внвдронию СМ-. а также улучшению ее рвзулшэтивно^ти» [2] П 5.51 1 F3 00Í5-002 < В в рглн ии нсвйи (у1и та определит t riis^pij- делениа, ответстЕ.енное за уп.рэаленив качеством (спужйу качества, должностное лицо' o-ryl^ccfbrtnniueip оргзнизациго ппй<л ño совершенство п i нил СМ К на все* ьгэгсал иианеннсго l4jitbna военной продукции 'окгролю и анализу степени соответ-гтаия СМ К установлю нчыи требованием L> риидян-лнч T»HJi«ri' ar, |1] 5 5 2 ИСО 000:-2011 ■Bj-iiiiee оукиводства долине- наз-лчить лред-cTituf'anft HJ eotraíí |)ухев4,1С1»а орг^ми^^ци«. ■flTaptall hfücth отцс' CTR líhriuttt ч HWOTO гкпноиочил распростроняющие-ся ■ на обаспеч&ние разработки, внедооння и пед- ДГ:ЛЖЙЧИЧ t PS&P45H сосгоччии процеосоо. грс fty*?Mtiv СМК ■ на предоставление отчатоэ высшему руководству с функционировании СМ К и Неавкод имо-ст«* уЛучиючий - на содой стане пониманию требовании потребителей во эсэйорганизации» [2] П. Е.!. 1. ГОСТ В00S5-002 oflapii híccít м сбщуш организацлю райот по разработке и ане-др-:-ник: СМК. за ее соответствие установочным rpoípishtlhw kohluiwt оп п0)ульглццн0<пи + г*ов иь ис{1фегти1ащ)сти СМк с ynütíim «нте-реоов i.íj^hkhе- ['.]
5.2.2 кВыои^ва руководство догик-чо обеспечиаать заполнение гроеоеа«щц T1Э (ТЭ) закажи- на « условий контракта ^и-аедент? требования да ис-лОПнШвЛв^. проведение мероприятий , рффетьплва ЮЩИк требования ¡иказчыка» [t| Дублярует п 4.1 1. читаем достаточным с; î: p j нч-ние одноге из зги в требований, так «ак логично, что целй стаачт, чтобы и/ Р »по лмть П А. 1.1 ГОСТ RB001&-H32 ^Основными целям.и CMÍÍ организации является обеспе^вчие выГюПНОнир тробопаний- ТТЗ икахшн.в и уСПО' •ИЙ: ДсКЩЩ'СИ» (2!
5 Б.2.1 ■ Вводные Aiiws ДНИ «МАЛИ» СМК» Í1E Час1ично дублируй тп05&ИанИЧ ИСО &Q01 n S Э î. i tîkko oetb п &-4 i, t кото' ром такя;-и раскрыты- данные необюди-мые дпч внвшза Целесообразно представить требоаакиа э одном пункте
6.1.1 ■Buciüea руководство должно определять п обеспачи-isn> Наличие ресурсаí H*-о5ходи-мы> для осуцвствпе- -JH4 ЛОЛНТИЧИ Я ДЭСПСКЕННН целей оргзчи-эащли и области мен-едиииента качества военной продукции» [1J Частично дублирует 5.1 * Т1 5 1 чВысшее рукееодетве должно обеопе-чт t, посродством - ofiecne^pни = Н'зобьодимыми ресурсами л ¡2]
■ П ГсСТ 1.2-201 Б стандартна должен дуСпиоовать гребования других действующи* стандарту» ■П. 3.3.4 ГОСТ Р 1.2-2016.
1 П. 3.3 4 ГОСТ Р 1.2-2016
Продолжение тайп.
Пункт Требование Результаты анализа Дубпируемые пункты
6 1.1 'Еисыее руководство должна определять и обеопечи- (^ь нэдйчив ресурси й. не обходим d¿k дпя осуществление политики н достижения организации t я5л$-еги чвнаджмочта качоеты вммНой продукции При этой должны 5t:T-опредепечы ■ напра влс-ния соввршан-ств-оазпия организационной структур*». - необкодимость внедрения информационны* технологий» ¡1J Отсутствует уточнение о тог/ каким образом необходимо определять направления ^ЭНРШМСТЮЫИИЙ оргструктуры. мСоБ 1пдь»чэсть внадрв-ниЯ информационных тек не логин1
6 ¿1.3 <Прр утилизации pa^hHfífi продукций должна иуетл эаитгючен^е органза государственна«) надира с достаточности поднятых мер по обэ-сяэчс-нию экологически л ое?опас-ности переработанной ао-ВМНОЙ 1фС1дуиции fl ПроДОТ-враьцрнию загрязнения о кружа ющэд с^зодыз J1 ] ОтнЭг^тс* к МбндаЧМНТЯ =н(ел0-Г11ч^1«эЙ ^»ппеноан и нс имел i отмешен*«! л функционированию системы менеджмента качества
7.4. .3.5 кГ;оряда« проведения виод-наг-з контроля зч НУ осиной 1'редукции. a Те-кше TpiSíts-ния ' органлзаци»1 ее 'ранения. учета, вцдцчк а производство. июпчцин и возврата за бра ко-ва мной продукции должны соответствовать ПОСТ РЭ 0015-300 и другщц документом. эазра-ботанHoi*i на его основе» [1| Требований не точно и не достаточно а чаоц* указания реглэиенпрунщи* даку-М OhTe IIУ
7 3.7 3 'При подготовка гровт-де-нмя авттаргаого нод-зора аз военной п,родушней н ufirvi-НЯЙацик првдусметрниачт назначена? ответственного за ато гроэедение, опреде-пение Ьи-ja а-вто р^кого ищ-зоро. проверенно *очтроля ja азуполненномработ.. í[IJ П Г 5 7 2 содерч(ит требование к процедуре вторые иачкр-ети5*рован=1 в требовании 7 J.7 3 (фактичы>и процедура должна прадусматриють от!«ы на Шложанйьн а пункте аопросы где. ^огда почему, кем с помош;= юi+ero и а какой последовательности осуществляем ¿егерский надзор)
83.1 1 кйррвМВДпй) должна обеспечивать - беспреп^тствочн^нй доступ 8Г к записям о квчестаон [1] Данный пункт дублирует п. 15 прннззв МО РФ" Приказ министра обароьь- РФяО Военные представительствах Министерства абараны Российской ФОДСОации» П 15. Руководители организаций об-язан^ пре-доотп з л ítl ВП дня с знаком лени и все документа пь чичестау именной продукции
8 1 1 1 НаоСччДиме ДопчЛнтп грпй$»анпй мро-дос-пиленной информации от поста вщи-нов Необходимо дополнить п ВЛ 3 тре-Bólé^mw: «Организации делмнч гч эдлрюсу преде. ~тзпг.ч1ь гоставцнкплЛ иНфсрМдиич к*-сак?щу>ося с5еспечанип ими греЕовлния со-отрстствип продукты гребованням организации вклкнэл замечаний. pci'^MG'i дации и предложение*
•п 1 а гаст 1.з-зил
1П Там л(е
1 П 3.3 1 ГОСТ Р I £-2016
Окончзние таоп.
ГТуниг Тре^саани*- Результаты анализа Дубгируетше пункты
а 2.2.2 :FeзулLira 1 ы Е.чутреякии ayante* СЧК ЯВЛЯЮТСЯ ФСНФ-занявw дгч разработки и реа.г и sayvtiï иерйфнйтИЙ ли ейадршпнетвоввчию СМК* ЙТД. 1 и [1] п В 4 5 содержит разъяснение необходимости рйзупьТаЮ» внутренних зуди г о*, что такие соДериится в ПСКТ 1 SO I 1 1
S 4È 1 пВ ацглщюации мвгут в^ть определены *1 Документально йфррМПЕИЬ' <■ [ 11 Тровомнта на ч*лчв!СЯ вбодт^льчЫМ, чгэ MTp^qHSiT понимание и выполнение другие требовании нзетояшега стандарта"
а 4.6.1 Затраты дгч оц^н-и аффективное™ СМК S cranqapTe сказано о том, Lrro затраты па игчоено учитывав! е цопые гквы^ФНии зффе?тивностН ТровсвачИо по повышению аффективное™ [а следовательно. па расчету эффелицнаспц - обяза-rçn&Miio. hn jarissi - 5 4.$ рокмен дигепьим, слодсвлт альип, трсВовзняо ггумкта зааедаыа неосуьцест&има
В 4.5 :В CMri отчетные материалы. **г:14чап Записи о ллчо-rtee, догнаны использоваться как основа руководящие деу^-виЦ ia np»tJL4WKMta ч^алг jl] Данный пу-,кт дублмру&т п 8.4 ИСО Й00 14 3 1 ^^Организация ^огтюна апредеггчтъ, си5йргт= и лидлиаиро»ать овопстстчующце данные дгч «цвкивлнн^ ■ ингй области возиокно по стсянное поа b'-Li-вние пеэуллтатнаности СУК^ [1 ]
343 ДЗНиЫ^ д#п*«н предоставлять информации о *а paire рнегтина-л процессов СМ К :■ и ■ д [1] OTiVTtTty^T onsuAijjiaHrtd vijViifTppHiTiiik процессов GMK в связи с чем негтонsttho. ьа«ие именно .(ара-итернь-г^ни плле-мэв HiifiïûflUMO ачалйшравать
11 ■ количиа sa HHtu* оценки pu- jynbTatHBh+actH СМК Должны продосгаэ пяться для анализа рукарадгтру и РЛ е дм^естыо. ует4н»ьп#нчвй « Организаций* |1| Ol Сут^1 lytl ШМИЧсСкИ НвОСгОДпМсО * данной сп/чад тревонанм о наличии №< тгдики кэлич^-ст венной оцэчки резупьта-tjiïhûctw, л танк? рсноноигт,аций лр ^t n рд »вданию imctcj, ссылка на роггачон-Шру^кЦин дпнумрч!'
В.5.2.1 ^Форыш дв1уиешсЕ ÎO-сгзалдемы> по результатам анапии, у^кгйпиьзют « CoMtgtcfMI с документами СМ К с р гэни за циью- [1] Дзнное тр-еповвнле имеет отражение в п. 4.2 А 1 И В 4.2. 8.4.3(2)
Ё таблице представлен авторский анализ требовании ГОСТ РЙ 0015-002-2013 на предмет достаточности. актуальности и логичности Б графе "Пункт* указан к-омер рассматриваемого пунл:а, в гсафе «Требование* - содержаний данного пункта В графе «Результаты анализа» представлены аыводъ* по одному из анализируемых гтунггов ГОСТа, а также ссылки на требования нормативных документов, устанавливающих требования к сод вешанию национальных стандартов, в частности ГОСТ р * 2-2016 «Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты националы-! ые Росс нмекон Фед еоа цк и П ра ви п а ра эраоотк и, утверждения, обновления внесения поправок, приостановки деулгтви* кй^енык, ГОСТ Р 1 5-2012чСтан .пэртизэция а Российский Федерации Стандарты национальное. Правила построения изложен из. оформления и обозначенияя (п 4" ссылающийся на ' ОСТ 1 5-2001) и гост 1 5-2001 ^Межгосударственная система ^гандвр! лэации Стачдарты межгосударствен-
ные прваилай рекомендация по межгосударственной стандартизации Общие требования к построению изложению, оформлений, содержанию и обозначению^ В графе «Дублируемые Пункты!" ПреДста&лень) пункта докумет-оЕ, полностью и частично повторяющиеся В ГОСТ РВ 0015-002
По результатам анализа необходимо отметить значительную перегруженность стандарта требованиями, повторяющими требования других но&мативчых и законодательна документов. а также изб^гточност-некоторых требований, которая в конечном итоге приводит к нарушению г:ринципоп менеджмента качества Так. например, в п 5 и 5.5 в частности, из совокупности всех "ребозаний следует, что высшее рукозод с™о принимает на себя обязательства {в соотвотстеми е требованиями ИСО) по разработке я внедрениюСМК улучшению ее результативности и несет ответствен юность за организацию работ по разработке и внедрению СМК, за сотвеиттьие СМ* установленным тре-
' Г1 3.3.-t ГОСТ 1 2-2016 15 П 4 1 2 ГОСТ 1.5-2001
П Э34ГОСТ 1 2- 20 f fi ■ ■■ с^в ндч рт не дп п * ен дуб л ироалть тр^боея н и ¡л д ру ги и действу^их ста чдартов »
♦-
боеанлям, контроль результативности и повышение эффективности (по ГОСТ РВ 00?5-0021 назначает представителя, который несет ответственность за обеспечениеразотботти внедрения и поддержания в рабочем состоянии г^роцессоз предоставление отчетов высшему руководству и содействие пониманию требований потребителей и. х тому же, определяет подразделение, oí у щес гвляющее организацию работ по совершенствованию СМ К на всех этапах жизненного цикла военной продукции, контролю и анализу степени соответствия СМК установленным требованиям и ожиданиям заказчика В евпзи со столь многочисленными на чаш вз гряд , тре б пв а ни ям и к уста нов-лению ответственных лиц и их обязанностей зэ функционирование СШ нарушается плиниип лидерства руководства в си теме менеджмента качества, ответственность и обязанности río поддержанию и развитию СМК предприятие бёрет на себя в конечном итоге соответствующее подразделение a высшее руководство находится а рол и сторон него наблюдателя Помн мо в ышеизложе иного. существуют в ста ндэ рте и недостаточно информативные требования, такие как п. 6.1 1. ВАб.1, В 4.3, 3.5 1 1, что затрудняет их понимание и достижений результатов соответственно
П рорзботав т ребов ан и-я ГОСТИСО9000-2015 мы выявила отсутствие определений и требований по Нескольким терминам, широко используемым в практической деятельности, таким, например как координатор СМК предприятия и владелец процесса СМК п ред пр и?т íi я Отсутств не с предел е ни я д а* н ых тер ми-нов, а также требовании к вышеперечисленным элементам СМК препятствует полноценному внедрению процессного подхода на предприятии В связи с вышесказанным необходимо их внедрение в ИСО 9000
Устанавливая требования к внедрению.i а предприятии процессного лодхода ИСО также упусгип из виду рекомендации по методике их выделения, в связи с чем существу ющие на предприятии подходы к формированию процессов не имеют научного обоснования и не приносят результатов Досконально изучио требовании ГОСТ Р ИСО S0Q1 и 9000.2015 На Наличие пунктов о необходимости выделения того и.пи иного' конкретно^ процесса мы вы яви пи только несколько упоминаний о процессе, без конкретного указания, э именно в стандарте ГОСТ Р ИСО 0000 2015:
п 22.3 л Понимание среды организации - это процесс. 6 рамках это-о процесса определяются факторы, которые впияют ча измерение, цепи и устойчивость организации При атом учитываются такие внутренние факторы № ценности, культура, знания и результаты деятельности организации. В этом процессе учитываются таюке такие внешние факторы, как правовые, технологические, конкурентные, рыночные, лупьтурные. социальные и экономические условие ».
- в 2 2 4 йПонимание заинтересованных сторон выходит за рамки ориентации исключительно на потребителя Важно учитывать все соответствующие заи HíepecoBa ни ые сторо ны Ча сг ью процесса. По ни М а-нйя среды организации является идентификация ее заинтересованных сторон »,
-♦
-п 2 4 Э « Планирование СМК-не разовая деятельность. а продолжающийся процесс»
Наличие данных требований не только не дает раэъ-яскении по вопросу выделения необходимых прочес-сов, но создает еще Ьсльше сопутствующих вопросов Че регламентировано ГОСТом также необходимое минимальное количество процессов или аспекты соотношения чолнчества необходимых процессов с другими показателями организации
Отсутствуют в стандарте разъяснения по поводу результативности И эффективности Процессов, мето дики и методов их оценки
Также необходимо отметите, что в соответствии с 0.4.1 ГОСТ РВ 0015-002 анализу СМК подлежат оезультаты внутренних и внешних проверок, в связи с чем любой внутренний и внешни к аудит является своеобразным инструментом д/тя постоянного совершенствовании системы менеджмента качества и повышения ее результативности Но, к сожалению, не-достагс-ностыребовений стандарте, рй(т&)енгиру-ющнх тем или иным образом проведение аудитов и анализ ИХ результатов затрудняет использование внутренних аудитов в качестае инструмента по совершенствованию СМК. Рассматривая требования < проведению внутренних аудитов регистрации и анализу результат о 6 необходимо отметить отсутствие требований по выявлению и регистрации корневых причин несоответствий, что затрудняет объективную оценку функционирования СМК в целом
Так, например ГОСТ Р ИСО 9001-2015 содержа требования к с пред е пению причин вызвавших появление несоответствий, но также не конкретизирует необходимость их документирования и выявления корневой причины ГОСТ Р ИСО 19011-2012, например, не рассматривает анализ Корректирующих и предупреждающих действий и сосредоточен на рекомендациях по непосредственному проведению аудита В соответствии с п. 6 7 разработка корректирующих действий - это действия по результатам аудита те после его завершения ГОСТ Р ИСО/М ЭК 17021-2012 содержит требования а анализу органом По сертификации причин несоответствий по результатам проверки третьей стороной но не содержит требования к регистрации причиннесмгта^стви&Вотличйе отвеех остальных стандартов по аудиту, ГОСТ Р 56570-2015. идентичны и требованиям АЙЭ101, содержит требования к регистрации корнеаой причинь несоответствии по результатам аудита и форму ааписк предусматривающей данное требование Данное требование, на нэш взгляд, является значимым для выполнения многих пунктов стандартов на системы менеджмента качества, например п 8 5.1 ГОСТ РВ 0015-002 о постоянном улучшении Посредством Использования политики и целей предприятия, результатов аудитов анализа корректирующих и предупреждающих действий. Без знания причин и установления корневых п р кчи н пев озможно гра мотно оп ред е л ить ко рре ктиру-тощи еде истви я. которые з д апьне и шем способствуют совершенствованию СМК предприятий
В связи с вышесказанным мы считаем что одним из значимых препятствии результативного функцио-
н^роьания СМК ОПК являются недоработки рассматриваемых више стандартов, в связи с чем необходимо про&едение актуализации как международных стандартов нэ СМК, та* и ГОСТ РЗ 0015-СЮ2 в соответствии с результатами проведенного анализа.
1 ГОСТ РВ 001 5-ДОг-гО12 Система разработки и по ОТЭИМКИ продукции на произвадсчеь Военная те*нщца. Системы менеджмента качестве O^ujíie треиивания
2 ГОСТ Р ИСО Э001:2015 Системы менеджмента качества Требования
3 Aífíftifesfl ТА 1/-ЦТЕГрация Мене^ЦкменТв качества и Сграге'ичеирГо менеджмент в аспекте Но&ой н-оэсии и нн-ДЁрга ISO ЭШ1 //Современный взгл^на проблемы качества и управления конкурентоспособностью в условия)! ¡внешний вызовоз сб материалов междунэр науч -прант конф Сара тлв 3011? С 77-31
4 БЫбра« B.B ГОСТ РВ (»15-002-2012 И ГОСТ Р £Н В103-2011 ч"и öudpaTh предприятию О ПК для совершенствования СМК? И Стандарты и качестве. 20-1 Э. N& 5 {91 Ii С.30-42
5 Бо-чэроге сд Срв^рШенс-гвоинИе СМК ^етнре ренины* напраеленин .'г С i лч■ рi ы и качество. 2015. NE 6(9361
с.аа-аэ
6. Гуаштее A.B.. Термин В.А. Сравнение требований к системам менеджмента качества устанавливаемых стэндар т-ами Росс-ИИ И НАТО н Вестник Сараевского государствен-tara СйЦ^ЁПьнО-эКдноМичес^Гс университета 2РТ: *Js2{41)
С.50-61
7. Дышя.ч ЕС. Проблемы совершенствовании системы менеджменту качества на: лро*лы-Ипенных предприми ял "
Успехи современной науки И оорвзпванир 2455С- Т 3 Wä 12 С. WH®
б. Kty-.cnuH-l (ÍÍ,S, С рэанЬТЁЛьнЫиэнаЛИ! международны* и россииски* стандартов., устанавливающих требования к системе менеджр/е:-1тг качества предприятий высокотехнологических отраслей промышленности .-- Фундаментальнце Проблемы радиоаПеКТронНйГо ПрИборпсТрсе н ий. 2013. Т 13 С. 54—5Э
9. Лйгпвмоеэ A.B. Рольинноваций в повышении качества и конкурентоспособности продукции. И Посткрлзлсные очер
Т НИ Я HUI- П рационный провесов' сб материя пса- Десятых ДруиЕраас*Цх чтений М Но&пЧе ркёсСК ЮРГТУ. 2010 С. IflT-lÖl
10. Лапава П. (Г. Управление организационной структурой предг-р и птияе со временных условиях И Ануопьнь» пробпе-МЫ управления те при я и практика материалы ма аду нар (заачнш!) н&уч -*1рак.Т сонф Саратов, 201-Í с 95-111
11 Cä:+.ün Ю.В., Плетнева ИЛ Анализ {ьрответствия требовании ГОСТ РВ 0015-052-2012 и устойчивое развитие еизменяющемся мир«/'Менеджмент чачества н устойчивое
разви-nie в игыа ня-ющем-я мИре материалы BcÉppC ндуч-пракг юнф с международным участием. Саранск, 2010 С. 1?9-2SS.
12. Tan B.B . Злобима H.B., СизикииАЮ От менеджмента качества к качеству менеджмента // Вестник Тамбовски по государственного технического университете 20Ы Т 20 № 3 С
13. Яшин Н.С , Полова Л О Бочаробз СЗ. Развитие методологии анализа результативности системы менеджмента качества промышленным предприятий Н Бесп-мк Са-ратш
CKDro ' государственного социапььа-экономичесцогс унлевр-ситетэ 201 Б. 4 (53} С 51-56