ИННОВАЦИИ № 6 (116), 2008
Наноиндустрия —
инвестиции в человеческий капитал
В. В. Лучинин,
д. т. н., профессор кафедры микроэлектроники, директор Центра микротехнологии и диагностики Санкт-Петербургского государственного электротехнического
университета
В социально-экономических приоритетах Российской Федерации особое место занимает развитие наукоемких отраслей производства с высоким уровнем интеллектуально добавленной стоимости. На современном этапе в качестве одного из таких инновационных направлений определена наноиндустрия.
Наноиндустрия — это интегрированный комплекс, включающий оборудование, материалы, программные средства, систему знаний; технологическую, метрологическую, информационную, организационноэкономическую культуру и кадровый потенциал, обеспечивающие производство наукоемкой продукции, основанной на использовании новых, нетрадиционных свойств материалов и систем при переходе к наномасштабам.
За сравнительно короткий промежуток времени укрепились представления о том, что:
• приставка «нано»— скорее особое обобщенное отражение объектов исследований, прогнозируемых явлений, эффектов и способов их описания, чем простая характеристика протяженности базового элемента», которая формально определена от единиц до ста нанометров;
• базовые понятия с приставкой ««нано» должны наиболее полно отражать именно проявление функционально-системных свойств материалов, процессов и явлений, а не только чисто геометрические параметры объектов [1].
Уникальность направления «нано» определяется
тем, что данное направление может оказаться востребованным различными социальными слоями и профессиональными группами общества, поскольку продукция наноиндустрии — это интеллектуальная и материальная наукоемкая продукция с ранее не достижимыми технико-экономическими показателями, создаваемая с широким применением новых материалов, технологических процессов и методов контроля. Она ориентирована и востребована при решении задач обеспечения обороноспособности, безопасности и технологической независимости государства, реализацию социально и экономически значимых национальных проектов в области образования и здравоохранения, повышение качества и разнообразия современных товаров и услуг [2].
Базисом наноиндустрии является система знаний, основанная на описании, объяснении и предсказании свойств материальных объектов с нанометри-ческими характеристическими размерами или объектов более высокого метрического уровня, упорядоченных или самоупорядоченных на основе нанораз-мерных элементов, т. е. наука о «нано».
Формально нанотехнология на основе системы знаний, умений и аппаратурно-информационного обеспечения реализует совокупность научно обоснованных действий для практического материального воплощения идей «нанонауки» в виде «нанотехники», то есть интеллектуальной и материальной продукции: машин, механизмов, приборов, устройств и материалов, созданных с использованием новых, ранее не известных свойств и функциональных возможностей материальных систем при переходе к наномасштабам, определяемых особенностями процессов переноса и распределения зарядов, энергии, массы и информации при наноструктурировании [3].
Фактически наноиндустрия ориентирована на создание интеллектуальной и материальной продукции с высоким уровнем добавленной стоимости, формируемой (определяемой) интеллектуальным вкладом «человеческого капитала» — носителя генетического, культурного и технологического наследия.
Интеллектуальный базис наносистем — это, безусловно, система знаний и умений, носителем которой является «человеческий капитал». Основной формой инвестиций в «человеческий капитал» является предоставление образовательных услуг. Поэтому, наряду с постановкой чисто экономической задачи — повышения эффективности производства на основе опережающего развития высокотехнологичных отраслей, необходимо решать и ещё одну социальную задачу — обеспечения требуемого интеллек-туальногоуровня «человеческого капитала»черезраз-витие научных исследований и предоставление образовательных услуг. Это связано с особой ролью интеллектуального фактора в конечных результатах данного наукоемкого направления и его влияния на долгосрочную перспективу любого государства.
Целью данной статьи является анализ современного состояния в области формирования отечественного кадрового потенциала наноиндустрии, являю-
щегося важнейшей составляющей ее инфраструктуры, включая вопросы обучения, взаимодействия науки и образования, популяризации знаний, обеспечивающих формирование единой технологической культуры нового поколения.
Организационно-правовая база развития образования в области наноиндустрии
В соответствии с президентской инициативой от 24 апреля 2007 года «Стратегия развития наноиндустрии» (Пр. № 688) в рамках одного из направлений формирования наноиндустрии определено создание в ближайшие 10-15 лет в стране надотраслевой научно-образовательной и производственной среды с целью построения нового технологического базиса экономики Российской Федерации.
В рамках достижения данной цели определено решение конкретной задачи по формированию системы подготовки и переподготовки кадров для проведения исследований и разработок в области наноиндустрии.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2007 г. № 498 принята к реализации ФЦП «Развитие инфраструктуры наноиндустрии в Российской Федерации», в рамках которой создается национальная нанотехнологическая сеть, в состав которой включены 32 федеральных государственных образовательных учреждения высшего профессионального образования, отобранные на конкурсной основе. Основные функции вузов, ведущих научно-образовательную деятельность в сфере наноиндустрии, определены следующим образом:
• интеграция научной и образовательной деятельности на всех уровнях высшего и послевузовского профессионального образования с целью выполнения научных исследований и разработок мирового уровня;
• обеспечение взаимодействия с академическим и отраслевыми секторами науки, включая привлечение ученых и специалистов данных секторов к образовательной деятельности.
Фактически поставлена цель — создать программы обучения и популяризации знаний для сферы наноиндустрии с целью формирования единой технологической культуры нового поколения.
Организация подготовки кадров для наноиндустрии
В рамках исполнения Поручения Президента Российской Федерации от 22 мая 2003 г. № 4411 Министерством образования Российской Федерации издан приказ от 4 июня 2003 г. № 2398 «Об эксперименте по созданию нового направления подготовки дипломированных специалистов «Нанотехнология» и специальностей «Нанотехнология в электронике» и «Наноматериалы». Учебно-методический Совет по данному направлению возглавил академик Ж. И. Алферов.
Учебно-методическим советом по нанотехнологии и учебно-методическими комиссиями по специ-
альностям с активным участием вузов: СПбГЭТУ, МГИЭТ, МИСИС, МГАТХТ — в 2003 году подготовлены Федеральные государственные образовательные стандарты и примерные учебные планы подготовки специалистов по специальностям «Нанотехнологии в электронике» и «Наноматериалы», утвержденные Минобразования России.
В апреле 2004 года по представлению УМО по образованию в области радиотехники, электроники, биомедицинской техники и автоматизации, действующего на базе Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета, Минобразования России приняло решение о реализации процесса двухуровневой подготовки кадров (бакалавров и магистров) по направлению «Нанотехнология». Для обеспечения образовательного процесса подготовлены и утверждены Федеральные государственные образовательные стандарты и примерные учебные планы.
Целесообразность введения многоуровневой системы подготовки кадров по быстро прогрессирующему направлению обусловлена:
• объективной ситуацией в развитии данного высокотехнологичного направления, характеризующейся стадией накопления знаний, то есть, в первую очередь, становлением «нанонауки»;
• отсутствием не только в России, но и за рубежом, окончательной концепции развития «наноиндустрии» как промышленного производства, ориентированного на вполне определенную номенклатуру наноматериалов и компонентов наносистем-ной техники;
• необходимостью гармонизации структуры отечественного образовательного процесса по базовым направлениям научно-технического прогресса с концепцией, принятой большинством промышленно развитых стран в рамках Болонской декларации.
Многоуровневая система подготовки позволяет осуществлять более целенаправленную ориентацию образовательного процесса в рамках специальных дисциплин с учетом проблемного поля направления подготовки, отраженного в магистерских программах.
Анализ возможных образовательных программ при подготовке магистров, ориентированных на область «Наноиндустрия», позволил выделить в качестве наиболее востребованных следующие программы: физика наносистем; химия наносистем; материаловедение наносистем; процессы нанотехнологии; методы нанодиагностики; наноэлектроника; нанооптика; наномеханика; микро- и наноэнергетика; биомедицинские нанотехнологии.
В настоящее время 27 вузов готовят кадры по направлению «Нанотехнология». Выпуск специалистов области нанотехнологии, начиная с 2009 года, составит 300-350 человек ежегодно.
Одновременно в «классических» университетах России реализуются основные образовательные программы по направлениям подготовки и специальностям «Физика», «Механика», «Химия», «Биология», «Геология», в рамках которых открыты специализации, а также специализированные магистерские про-
ИННОВАЦИИ № 6 (116), 2008
ИННОВАЦИИ № 6 (116), 2008
граммы, ориентированные на подготовку кадров по наноиндустрии. Общее количество выпускников вузов, ориентированных на научно-образовательную, производственную деятельность и оказание услуг в сфере наноиндустрии, с 2009 года будет составлять 500-600 человек ежегодно.
В 2007 году в рамках реализации Федеральной целевой программы развития образования на 20062010 годы Минобрнауки России на конкурсной основе закуплен новый федеральный образовательный стандарт подготовки бакалавров и магистров по направлению подготовки «Электроника и наноэлектроника».
В 2008 году в рамках указанной программы планируется закупить Государственный образовательный стандарт подготовки бакалавров и магистров по направлению «Нанотехнологии».
Переподготовка и повышение квалификации кадров для наноиндустрии
Важнейшими элементами обеспечения качества высшего образования являются:
• кадровый потенциал, основанный на современных научно-педагогических школах, обеспечивающих преемственность поколений в сочетании с востребованностью и быстрой адаптацией к актуальным научно-техническим проблемам без потери глубины исследований и фундаментальности образования;
• лабораторно-экспериментальная база, позволяющая гармонично сочетать возможность получения знаний-знакомств и знаний-умений.
В рамках аналитической ведомственной программы «Развитие научного потенциала высшей школы» в 2005 году подготовлены программы повышения квалификации и переподготовки профессорско-преподавательских кадров области нанотехнологии, которые прошли в 2005-2007 годах апробацию с участием преподавателей из вузов России, ориентированных на подготовку кадров для наноиндустрии.
В рамках ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России», направление «Индустрия наносистем и материалы», в 2006 году был реализован государственный контракт «Научно-организационное и научно-методическое обеспечение апробации и распространения новых образовательных профессиональных программ подготовки магистров и научных кадров, а также переподготовки специалистов по приоритетному направлению «Индустрия наносистем и материалы».
К сожалению, к началу XXI века экспериментальная база большинства вузов в высокотехнологичных областях серьезно отставала от зарубежного уровня. Объемы средств, выделенных на реализацию инфраструктурных проектов по созданию научно-учебных центров «Нанотехнологии», в рамках существующих цен на уникальные научные приборы и технологическое оборудование позволят приобрести лишь единичные экземпляры, что не создаст возможности реализации целостной программы подготовки и перепод-
Таблица 1
Состав модульной унифицированной «малобюджетной» учебно-научной лаборатории «Нанотехнологии и нанодиагностики»
Технологии Контроль и диагностика
• Получение углеродных нанотрубок из газовой фазы. • Молекулярная химическая сборка нитридов и оксидов. • Плазменное осаждение нанокластеров углерода и металлов. • Электрохимическое формирование нанопористого кремния. • Золь-гель технология получения наноструктуриро-ванных оксидов. • Получение органических нанослоев методом Ленгмюра-Блоджетт. • Амплификация ДНК методом полимеразной цепной реакции • Оптическая микроскопия с электрической нано-зондовой диагностикой. • Растровая электронная микроскопия наносистем. • Атомно-силовая микроскопия наноразмерных объектов. • Эллипсометрия нанослоевых композиций. • Оптическая спектроскопия наночастиц. • Электронный парамагнитный резонанс магнитных нанокластеров. • Хроматография белков. • Капиллярный электрофорез коллоидных частиц
готовки кадров для наноиндустрии. Поэтому возникла идея: при сохранении за вузом возможности приобретения уникальных специализированных приборов для передовых, интегрированных в мировой и отечественный научно-исследовательский процесс научно-педагогических школ, часть средств, предоставляемых государством в рамках инфраструктурной программы «Наноиндустрия», направить для выполнения вузами важнейших образовательных функций подготовки и переподготовки кадров, а также популяризации знаний в своих регионах через создание комплексных учебно-научных малобюджетных лабораторий.
Их особенностью являются:
• модульный унифицированный характер лабораторной базы при широком охвате направлений для обеспечения, в первую очередь, знаний-знакомств;
• доступность в отношении размещения, эксплуатации и, особенно, приобретения оборудования. (Средняя стоимость модуля учебно-научной лаборатории в 5-10 раз меньше аналогичного исследовательского оборудования).
Модульный характер лаборатории позволяет
подбирать требуемую номенклатуру малогабаритного технологического и контрольно-диагностического оборудования, имеющего соответствующее методическое обеспечение для быстрой адаптации к учебному процессу.
Базовая номенклатура модульного оборудования для «малобюджетной» учебно-научной лаборатории нанотехнологии и нанодиагностики представлена в табл. 1.
Научные исследования и разработки вузов в области наноиндустрии
Основными направлениями научных исследований и разработок, выполняемых вузами в области наноиндустрии в тесной интеграции с научными организациями и работодателями, являются:
1. Фундаментальные исследования:
♦ молекулярная динамика и наномеханика;
♦ синергетические эффекты и самоорганизация в наносистемах;
♦ наномасштабирование и квантово-размерные эффекты;
♦ фундаментальные основы коллективных и транспортных явлений в наноразмерных системах.
2. Разработки и исследования в области наноматериалов:
♦ нанокомпозиционные материалы с улучшенными механическими свойствами для сверхпрочных, сверхэластичных, сверхлегких конструкций;
♦ нанокомпозиционные материалы, обладающие «интеллектуальными» свойствами, включая адаптивность и память;
♦ нанокомпозиционные и нанодисперсные материалы для высокоэффективной сепарации и избирательного катализа;
♦ нанокомпозиции для электронных, фотонных и флюидных сенсорных, информационно— коммуникационных и исполнительных нано-и микросистем;
♦ биологически активные наночастицы для на-ноизбирательной биомаркировки, диагностики, фармакотерапии и генной инженерии.
3. Разработки и исследования в области нанотехнологий:
♦ физико-химические технологии синтеза, атомно-молекулярной химической сборки и самосборки неорганических и органических наноматериалов, бионеорганических нанораз-мерных систем;
♦ зондовые, пучковые и корпускулярно-полевые технологии нанослоевого синтеза, нано-размерного нанесения, удаления и модифицирования вещества;
♦ биомедицинские технологии наноизбира-тельной диагностики, фармакотерапии, генной инженерии и сверхлокальной инвазивной хирургии;
4. Разработки и исследования в области нанодиагностики:
♦ высокоразрешающие методы и средства контроля структуры, состава и геометрии нано-размерных объектов и наноматериалов;
♦ экспресс-методы и средства регистрации электрических, оптических, магнитных, акустических и других видов полей наноразмерных объектов;
♦ высокочувствительные медико-биологические методы и средства анализа наноразмер-ных объектов в условиях биосред;
♦ специальные экспресс-методы и средства обнаружения и идентификации нано- и пикоколичеств био- и взрывоопасных веществ;
5. Разработки наносистем (наноустройств):
♦ нанохимические компоненты (сорбенты, катализаторы, насосы, реакторы) для высокоэффективной очистки, избирательного сверх-
скоростного высокопроизводительного синтеза, атомно-молекулярной инженерии;
♦ наноэлектронные компоненты (элементная база) для сверхинтегрированных сверхмощных устройств наноэлектроники, сверхскоростных систем генерации, хранения, передачи и обработки информации;
♦ нанооптические компоненты (элементная база — излучатели, фотоприемники, преобразователи) для энергетически эффективной светотехники, систем сверхскоростной «сверхплотной» высокопомехозащищенной регистрации, передачи и обработки информации;
♦ компоненты нано- и микросистемной техники (электромеханические, оптомеханические, теплофизические, флюидные, биотехнические, биологические) для сверхминиатюрных высокочувствительных сенсорных, сверхточных исполнительных и микроэнергопотребляющих робототехнических устройств;
♦ нано- и микроразмерные устройства для генерации, поглощения и аккумулирования электрической, световой, тепловой и механической энергии.
Средний объем финансирования научно-исследовательских работ из всех видов источников, выполняемых в одном вузе в интересах наноиндустрии, не превышает 10-12 млн руб. ежегодно. Среднее планируемое количество защит кандидатских и докторских диссертаций в области наноматериалов, нанотехнологии, нанодиагностики и наносистем в вузах, ориентированных на развитие работ в области наноиндустрии: 3-4 кандидатских и 1 докторская ежегодно.
Связь вузов с организациями РАН, РАМН, РАСХН, отраслевых министерств и ведомств
Основными направлениями взаимодействия вузов с организациями государственных академий наук являются: создание научно-образовательных центров (НОЦ на базе ФТИ им. А. Ф. Иоффе, СПбГТУ, СПбГЭТУ), базовых кафедр (МГУ, СПбГУ, РХТУ им. Д. И. Менделеева), обеспечение адресной поддержки студентов (ИФХ РАН) и проведение совместных исследований. Наибольшая активность проявляется со стороны ФТИ им. А. Ф. Иоффе, ИФХЭ им. А. Н. Фрумкина, ИОНХ им. Н. С. Курнакова, ГЕОХИ им. В. И. Вернадского, ИМЕТ им. И. П. Бардина. Отраслевые организации проявляют наибольшую заинтересованность в формировании специализированных групп выпускников вузов, профессионально адаптированных к потребностям заказчика, а также в повышении квалификации специалистов, ориентированных на обеспечение реализации конкретных программ и проектов, в которых непосредственно участвует заинтересованная организация. Отраслевые организации так же, как и организации академий наук, стимулируют возрождение функционирования и создание новых базовых кафедр с обязательной практикой студентов на рабочих местах.
ИННОВАЦИИ № 6 (116), 2008
ИННОВАЦИИ № 6 (116), 2008
Наибольшую активность среди отраслевых организаций проявляют РНЦ «Курчатовский институт», ОАО «Светлана-Оптоэлектроника», НПО «Кристалл», ФГУП «ЦНИИ «Комета», ОАО «Казанский завод «Электроприбор». Однако до настоящего времени профессиональные стандарты и требования к специалистам, а также система устойчивого прогнозируемого заказа на подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров со стороны отраслевых организаций фактически отсутствуют. Финансовая поддержка образовательного процесса и научных исследований в вузах со стороны государственных академий и отраслевых организаций крайне ограничена.
Государственное финансовое обеспечение научно-образовательного процесса
Финансовая поддержка образовательной и научной деятельности вузов в области нанотехнологии осуществляется из различных источников:
• бюджетные средства, выделяемые вузам на внедрение инновационных образовательных программ в рамках национального приоритетного проекта «Образование» (19 вузов-победителей конкурсного отбора заявили при реализации научно-образовательных программ в качестве приоритетного направления — «Индустрию наносистем и материалов», при этом объем бюджетных средств, выделенных в 2006-2008 годах для достижения заявленных целей, составил более 4 млрд руб.);
• бюджетные средства в размере около 1 млрд руб., выделенные Роснаукой на создание на базе ведущих вузов России 8 специализированных научно-образовательных центров, ориентированных на процессы нанотехнологии и методы нанодиагностики;
• бюджетные средства, выделяемые в рамках финансирования работ по ФЦП «Развитие инфраструктуры наноиндустрии в Российской Федерации на 2008-2010 годы» на создание научно-технологического центра «Нано- и микросистемная техника» и 31 научно-образовательного центра по направлению «Нанотехнологии». Общий объем бюджетных средств, выделяемых на 2008-2010 годы, составляет более 4 млрд руб.
В качестве источников финансирования научноисследовательской деятельности вузов по направлению нанотехнологии, наряду с указанной ФЦП «Развитие инфраструктуры наноиндустрии в Российской Федерации на 2008-2010 годы», выступают ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2012 годы» (направление «Индустрия наносистем и материалов»), ФЦП «Национальная технологическая база на 2007-2011 годы» и ФЦП «Электронная компонентная база и радиоэлектроника на 2008-2015 годы».
Общий объем бюджетного финансирования, поступившего в вузы на развитие исследований 20062008 гг., оценивается в более чем 6 млрд руб.
Проблемы развития образования в области нанотехнологии
Основными проблемами в развитии образования
в области нанотехнологии являются:
1. Отсутствие прогноза по необходимому объему рынка образовательных услуг для наноиндустрии на подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров.
2. Отсутствие инфраструктуры национальной системы непрерывного образования для развития нанотехнологической культуры, включая научно-методический, информационно-аналитический и организационно-правовой базисы, обеспечивающие эффективность отечественного производства, потребления и применения продукции наноиндустрии.
3. Отсутствие профессиональных стандартов и требований, адаптированных к динамичному рынку товаров и услуг наноиндустрии, в том числе, с учетом его междисциплинарного характера.
4. Недостаточная оснащенность вузов, обеспечивающих подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров для наноиндустрии учебно-исследовательским и опытно-технологическим оборудованием, в том числе, специализированной учебной техникой.
5. Отсутствие эффективной системы привлечения молодежи в сферы науки, образования и высоких технологий, включая социальную инфраструктуру, для устойчивого развития отечественной нанотехнологической культуры, исследований, разработок, оказания услуг и производства продукции наноиндустрии в интересах Российского государства.
О перспективах развития образования для наноиндустрии
Основными наиболее актуальными направлениями формирования национальной системы непрерывного образования для наноиндустрии следует считать:
1. Прогнозирование количественного и качественного состава необходимого рынка образовательных услуг на подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров для наноиндустрии.
2. Формирование инфраструктуры национальной системы непрерывного образования для развития нанотехнологической культуры, обеспечения эффективности отечественного производства, потребления и применения продукции наноиндустрии.
3. Развитие новых образовательных технологий на основе интеграции науки, образования и инновационной деятельности.
4. Формирование системы научно-методического и организационно-правового базиса (государственные образовательные стандарты, профессиональные стандарты и требования, программы подготовки, учебные планы, учебная и учебно-методическая литература) для обеспечения национальной системы непрерывного образования в области наноиндустрии, в том числе, междисциплинарного характера.
5. Устойчивое развитие учебно-исследовательской и опытно-технологической базы вузов, в том числе специализированной учебной техники и оборудования, обеспечивающих эффективную подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров на основе широкой интеграции образовательного процесса, научных исследований и разработок.
6. Формирование информационно-аналитической системы и развитие современных образовательных технологий (современные библиотечные комплексы, информационные образовательные технологии, электронные учебники, системы удалённого доступа для дистанционного образования), адаптированных к динамичному рынку разработки, производства и применения продукции наноиндустрии.
7. Развитие и поддержка конкурентоспособных научно-педагогических школ, ориентированных на наноиндустрию, реализующих научный и образовательный процессы, обеспечивающие превосходство и паритет России на международном рынке товаров и услуг.
8. Создание системы эффективного привлечения молодежи в сферу науки, образования, высоких технологий, ориентированных на развитие отечественной нанотехнологической культуры.
9. Создание социальной инфраструктуры для молодых специалистов, обеспечивающей эффективную деятельность, ориентированную на развитие отечественных исследований, разработок, оказание услуг и производство продукции наноиндустрии в интересах российского государства.
10. Формирование системы региональных образовательных центров нанотехнологической культуры на основе интеграции школ, высших учебных заведений, академических и отраслевых научно-исследовательских организаций, финансовых, патентных и внедренческих организаций и промышленных предприятий.
11. Развитие системы академических обменов с зарубежными научными и образовательными учреждениями, обладающими наиболее высоким потенциалом в области научных исследований и образовательного процесса для наноиндустрии.
Заключение
Во всех промышленно развитых странах национальные программы в области нанотехнологий ориентированы далеко не только на научную или военную сферы, а рассматриваются как фактор социально-экономического развития страны применительно к повышению образовательного уровня населения, создания дополнительных рабочих мест высокой квалификации, развития сферы оказания различных социальных услуг населению с использованием новейших материалов и технологий.
В качестве одного из основных факторов планируемого экономического роста директивными документами в различных странах определено качество «человеческого капитала».
Не отрицая важности экономических факторов в формировании эффективной системы предоставле-
«ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ»
I
Естественно-научный и технологический базис наноиндустрии
I
«НАНОИДЕИ»
_________________I________________
Высокий уровень интеллектуально добавленной стоимости
Интеллектуальная Социальные
и материальная и образовательные
продукция услуги
• Дополнительные рабочие места высокой квалификации.
• Повышение уровня востребованности образования в естественнонаучных областях.
• Интеграция научного потенциала:
♦ междисциплинарные исследования;
♦ FET (Future and Emergency Technologies) — будущие и непредвиденные технологии
Рис. 1. Особая роль «наноидеи» как системного катализатора в развитии «человеческого капитала»
ния социальных услуг, следует особо выделить возможную роль нанотехнологий в обеспечении фактически государственного заказа на качество «человеческого капитала».
Особенностью данного госзаказа, направленного на инвестиции в человеческий капитал является:
• огромная емкость рынка социально-ориентированной продукции и услуг, их разнообразие;
• недостаточная насыщенность рынка продукцией наноиндустрии;
• социальная направленность рынка, определяющая его восприятие широкими слоями населения;
• социальная направленность рынка, определяемая возможным участием в нем организаций и предприятий различных форм собственности и численности;
• социальная направленность рынка, инициирующая исполнительные органы власти различных уровней к реализации мероприятий по развитию сферы социальных услуг.
Наноиндустрия относится к наукоемким высокотехнологичным направлениям с высоким уровнем интеллектуально добавленной стоимости. Развитие наноиндустрии в значительной степени определяется инвестициями в человеческий капитал (рис. 1). Уникальность направления «нано» заключается в том, что данное направление может быть востребованным различными социальными слоями и профессиональными группами общества, стимулирует развитие кадрового потенциала государства, интеграцию и эффективное использование высококвалифицированных специалистов.
Литература
1. Нанотехнология: физика, процессы, диагностика, приборы /Под ред. В. В. Лучинина, Ю. М. Таирова. М., Физматлит, 2006.
2. В. В. Лучинин. Наноиндустрия — базис новой экономики// Петербургский журнал электроники, № 3, 2003.
3. В. В. Лучинин. Введение в индустрию наносистем//Нано- и микросистемная техника, № 8, 2007.
б5
ИННОВАЦИИ № 6 (116), 2008