Tax monitoring as the form of the tax control Narkevich N.
Налоговый мониторинг как форма налогового контроля Наркевич Н. В.
Наркевич Никита Владимирович /Narkevich Nikita — студент, факультет права, Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики, г. Москва
Аннотация: налоговый мониторинг - форма налогового контроля, которая осуществляется в форме электронного информационного взаимодействия и может применяться наряду с выездными и камеральными налоговыми проверками. Налоговый мониторинг - переворотная инновация. Такая форма налогового контроля может смягчить жизнь крупным компаниям-налогоплательщикам, которые готовы раскрывать фискальным органам данные налогового учета.
Abstract: tax monitoring - form of tax control, which is carried out in the form of an electronic communication and can be used alongside field and desk tax audit. Tax monitoring - turning innovation. This form of tax control can mitigate life-large companies to taxpayers who are willing to disclose the fiscal authorities of tax accounting data.
Ключевые слова: налоговый мониторинг, налоговый контроль, эффективность налогового регулирования, выполнение налоговых проверок.
Keywords: tax monitoring, tax control, the effectiveness of tax regulations, the implementation of tax audits.
Термин «налоговый мониторинг» применяется в практической деятельности налоговых органов в связи с осуществлением предпроверочного анализа налогоплательщика. Основной целью мониторинга является создание партнерских взаимоотношений налоговых органов с крупными налогоплательщиками путем своевременного реагирования и предупреждения осуществления ими рисковых операций, которые могут привести к нарушениям налогового, валютного и другого законодательства, которое контролируют налоговые органы. Предметом налогового мониторинга являются правильность исчисления, полнота и своевременность уплаты (перечисления) налогов и сборов, обязанность по уплате (перечислению) которых, в соответствии с НК РФ, возложена на налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) -организацию. В настоящее время понятие «мониторинг» широко используется во многих сферах. Многофункциональность мониторинга содержится в том, что он может быть как способом исследования окружающей реальности, что исключительно относится как к активно трансформирующимся процессам, явлениям, механизмам, так и способам предоставления руководящих заключений актуальной информации. Согласно Современному экономическому словарю, под руководством Б. А. Райзберга и Л. Ш. Лозовского, акцент подчеркнут на контрольной роли мониторинга [3, с. 199]. Контрольная функция налогового мониторинга напрямую связана с потребностью осуществления государственными органами надзора за оперативностью уплаты налогов. В данной конъюнктуре налоговый мониторинг представляется механизмом снабжения налоговой дисциплины. Отметим, что в зарубежной литературе применяется понятие «мониторинг налоговой дисциплины» (Taxpayers' Compliance Monitoring), который используется для определения системы, направленной на обнаружение консолидированных показателей, которые в свою очередь отражают основные области налогового риска государства [4, с. 7]. И то, и другое определение в полной мере не могут отразить сущность налогового мониторинга. Поэтому следует сразу определить полную формулировку понятия налогового мониторинга в узком смысле.
Налоговый мониторинг - форма налогового контроля, которая осуществляется в форме электронного взаимодействия, применяемая наряду с налоговыми проверками. Преимущества применения налогового мониторинга для Федеральной налоговой службы (далее ФНС) России заключаются в возможности быстро и оперативно, предусмотрительно и, соответственно, лучше контролировать соблюдение налогового законодательства, правильность исчисления и своевременность уплаты налогов и сборов. Такой предварительный, «ранний» контроль позволит своевременно регистрировать и проводить рассмотрение потенциальных возможностей осложнения и проблем в деятельности налогоплательщиков и в онлайн-режиме вносить изменения для их устранения.
Ключевым для применения системы мониторинга, по анализу других сфер, является определение объекта мониторинга. На наш взгляд, в качестве объекта в этом случае следует принимать в целом
налоговую систему государства. Однако нужно уделить внимание тому, что налоговый мониторинг имеет самостоятельное значение. А рассмотреть это можно с точки зрения налогового регулирования. Взяв позицию ученых, в этом случае можно дать определение налоговому регулированию. Налоговое регулирование представляет из себя комплекс мер косвенного воздействия государства на экономику, который предполагает формирование и модернизацию налогового законодательства путем установления, введения и взимания налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения. Подчеркнем, что существуют два основных направления налогового мониторинга: мониторинг конкурентоспособности налоговой системы; мониторинг налоговых рисков государства.
Подводя черту под пониманием сущности понятия «мониторинг», необходимо обозначить, что, несмотря на наблюдаемое разнообразие его толкований в совершенно разных сферах деятельности человека, имеется возможность сделать акцент на основном назначении его применения - это непрекращающееся отслеживание состояния какого-либо объекта. Но ко всему прочему, на наш взгляд, когда для представителей естественных наук мониторинг в основной массе выступает в роли механизма обнаружения изменений действительных показателей от нормативных, то для специалистов в области экономики мониторинг является механизмом получения административных заключений. По существу, использование мониторинга содержится в том, что субъект, осуществляющий мониторинг, на основе постоянно продолжающейся информации об объекте мониторинга, вполне может подстраховываться с целью повышения уровня эффективности функционирования управления объектом.
Ю. Винслав считает «мониторинг существенным элементом разумной экономической политики государства» [2, с. 29]. С позиции налогового регулирования, на наш взгляд, можно сделать акцент на следующих способах применения налогового мониторинга: обнаружение несовершенства налогового законодательства, которые связаны с неточной и некачественной изученностью особенных вопросов налогообложения; наблюдение расхождения итогов налогового регулирования его исходным задачам; инициативное исследование конкурентоспособности налоговой системы государства в сравнении с системами зарубежных стран. А другим назначением налогового мониторинга, которому должны уделять достаточное внимание, на наш взгляд, должен стать мониторинг налоговых рисков государства. Сам же мониторинг налогоплательщиков представляет из себя пассивную форму налогового контроля. В ряде стран, как одним из видов текущего налогового контроля деятельности крупных налогоплательщиков, выступает горизонтальный мониторинг. С помощью этого мониторинга налоговым органом проводится процедура наблюдения и исследования по финансово-хозяйственным операциям, которые были запланированы крупными организациями. Основным направлением деятельности такого горизонтального мониторинга является формирование таких взаимоотношений фискальных органов с организациями, осуществляющие работу с бюджетом, путем своевременного реагирования и предостережения создания и исполнения ими рисковых операций, которые приведут к несоблюдению налогового законодательства.
Сам же мониторинг налогоплательщиков представляет из себя пассивную форму налогового контроля. В ряде стран, как одним из видов текущего налогового контроля деятельности крупных налогоплательщиков, выступает горизонтальный мониторинг, который мы уже упоминали раньше. С помощью этого мониторинга налоговым органом проводится процедура наблюдения и исследования по финансово-хозяйственным операциям, которые были запланированы крупными организациями. Основным направлением деятельности такого горизонтального мониторинга является формирование таких взаимоотношений фискальных органов с организациями, осуществляющих работу с бюджетом, путем своевременного реагирования и предостережения создания и исполнения ими рисковых операций, которые приведут к несоблюдению налогового законодательства. Существует точка зрения, что горизонтальный контроль эффективнее вертикального (иерархичного) - он снижает административный накал внутри управления системой, повышает эффективность налоговой системы, предупреждает нарушения налогового законодательства налогоплательщиками и делает работу фискальных органов более продуктивной и полезной.
Основателями же концепции и самой сущности налогового горизонтального мониторинга принято считать Нидерланды, которые в 2005 году впервые использовали такой метод контроля, существующего наравне с другими видами контроля. Применялся такой метод в отношении групп налогоплательщиков, которые заключали специальные соглашения с налоговой службой, касающихся всех видов налогов. Соглашение обязывало налогоплательщика сообщать налоговой службе обо всех операциях, обстоятельствах этих операций и других фактов субъекта. А вот налоговая служба обязалась оперативно и тщательно сообщать о планируемой сделке, разъяснять все фискальные риски и др. Стоит подчеркнуть, что при рассмотрении методики к организации налогового мониторинга, нужно обозначить главные элементы комплексного анализа налоговых поступлений в бюджет страны,
так как они, по нашему мнению, целиком назначают механизм налогового мониторинга макроуровня. По ходу анализа, на наш взгляд, возник вопрос классификации мониторинга согласно его уровням:
- налоговый мониторинг макроуровня (федерального уровня);
- отраслевой налоговый мониторинг;
- налоговый мониторинг хозяйствующих субъектов.
Позитивной чертой при упорядочивании споров предстает участие в комиссии руководителя либо заместителя руководителя управления ФНС России, что допускает возможность налогоплательщику рассчитывать на более эффективный подход к урегулированию возникших разногласий. Отрицательной чертой является наличие постоянного налогового контроля, так как все операции организации можно просмотреть в режиме реального времени. А несмотря на то, что проведение налогового мониторинга допускает отсутствие отдельных типов налоговых проверок, в разных ситуациях камеральные налоговые проверки сохраняются.
Вдобавок ко всему, крупные налогоплательщики, осуществляющие работу с программными продуктами, применяют особые способы защиты серверов. Поэтому сохраняется вопрос о доступе налоговых органов к проведению налогового мониторинга таких организаций.
При исполнении налогового мониторинга следует обратить внимание на такую вещь: существуют ли другие пользователи, помимо налоговых органов, которых интересует финансовая информация компании. Компания будет открыта для инвестиций, будет показывать свою прозрачность на рынке, чтобы привлекать внешние источники финансирования. Для того, чтобы определить, насколько открыта и прозрачна компания, нужно достаточно качественно проанализировать ее корпоративный сайт. Однако у однодневных фирм, участвующих в налоговых схемах с аффилированными лицами и структурами, отсутствуют корпоративные сайты, а отчеты по финансам создаются только для налоговых органов и их проверок.
Стоит обозначить, что применение налогового мониторинга хозяйствующих субъектов осуществляется на границе правового и экономического исследования. Помимо этого, итоги налогового мониторинга следует применять и в арбитражной практике. Суды смогут намного чаще принимать решения не только благодаря правовым аспектам, но и с помощью исследования экономической составляющей сделки.
Есть два основных преимущества налогового мониторинга для налогоплательщиков. Первое и главное - это способность обойтись без процедуры (особенно выездной проверки), которая является для компании стрессом: прерывание обыденного рабочего ритма бухгалтерии, требование подготовки огромного объема документов, обеспечение объяснений проверяющим, а по результатам проверки -долгие административные и судебные споры. Сам налоговый мониторинг ликвидирует тяжелую процедуру проверки и спор по ее итогам. Все спорные убеждения должны быть согласованы в процессе налогового мониторинга.
Второе преимущество - это вероятность для менеджмента компании проектирования бизнеса с учетом убеждений фискального органа, заранее согласованных с помощью мотивированных мнений. Закон не только разрешает компании откликнуться на мотивированное мнение налоговых органов, но и разобрать свои ошибки, путем подачи скорректированной налоговой декларации и погашения доначисленного налога.
Налоговый мониторинг не ликвидирует контроль соответствия рыночных цен как еще одну проблему на компанию-налогоплательщика. Теперь региональные органы ФНС России должны информировать центральный орган обо всех обстоятельствах контролируемых сделок, а ФНС России обязана проводить по ним проверки. Мотивированное мнение в таких операциях фискальные органы направлять не могут.
Введение налогового мониторинга необходимо в связи с продолжающимся изменением законодательства в области налогов. Мониторинг дает возможность оперативно выявить, предупредить и пресечь налоговые правонарушения, так как происходит постоянное взаимодействие компании-налогоплательщика с фискальными органами. Такая форма фискального контроля обеспечит воспитание налоговой культуры у компаний-налогоплательщиков и увеличит уровень налоговой грамотности.
Отражая краткие итоги, следует отметить, что становление налогового мониторинга в России, с одной стороны, способствует установлению совершенно другого уровня взаимоотношений между крупными компаниями и фискальными органами при проведении налогового контроля и повышению качества налогового администрирования. Налоговый мониторинг является одной из форм налогового контроля, которая осуществляется в виде электронного информационного взаимодеийствия и применяется наравне с камеральными и выездными проверками.
С другой стороны, применение налогового мониторинга для компаний может сформировать негативные последствия. Положения, регулирующие взаимосогласительные процедуры, не позволяют
однозначно сделать вывод о том, что делать в ситуации, когда отсутствует возможность устранить возникшие противоречия между налоговым органом и налогоплательщиком. Этот факт будет принципиален для компании-налогоплательщика, так как если фискальным органам не будет предоставлено мотивированное мнение, то в отношении этой компании будет проведена выездная налоговая проверка.
Литература
1. Федеральный закон от 4 ноября 2014 г. № 348-Ф3 «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации» // СЗ РФ. 2014. № 45. Ст. 6158.
2. Винслав Ю. Результаты мониторинга деятельности финансово-промышленных групп / Винслав Ю. // Российский экономический журнал, 1997. № 10.
3. Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш. Современный экономический словарь / Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш. и др. М.: Инфра-М, 1998.
4. Monitoring Taxpayers' Compliance: A practical guide based on Revenue Body Experience // OECD. 22.06.2008.