НалогоВый учет
налоговые правонарушения
как объект экономического анализа
Ш.Ф. АЙДАРБЕКОВ
Федеральная служба по экономическим и налоговым преступлениям по Республике Башкортостан
И.А. СИТНОВА,
кандидат экономических наук, доцент Башкирский государственный университет
Становление и развитие рыночной экономики в России сопровождается целым комплексом проблем, одной из которых на протяжении всего периода реформирования остается масштабность теневого сектора, сокрытие значительной части доходов, и в том числе уклонение от уплаты налогов. Девиантное налоговое поведение имеет крайне негативные последствия как для отдельных экономических субъектов, так и для государства в целом. Одним из возможных направлений решения данной проблемы могут стать меры, разработанные и предложенные авторами на основе экономического анализа условий и факторов, обусловливающих налоговые правонарушения, с применением теоретико-методологического инструментария экономической теории преступлений и наказаний.
Ключевые слова: экономика, налоговый, правонарушение, анализ, поведение, налогоплательщик, уклонение, механизм, профилактика.
Экономические и политические события последних десятилетий в России, повлекшие за собой комплекс проблем социального характера, стали причиной усиления интереса и повышения внимания к достижениям и теоретическим разработкам мировой экономической науки о масштабах и формах государственного присутствия в экономике, роли государственных и негосударственных институтов в формировании социально-экономической модели общества, реализации эффективной экономической политики государства, в том числе в сфере налогообложения.
Несмотря на то, что налогообложение как неотъемлемый элемент государственной системы
и основа формирования бюджета любой страны существует уже не одно тысячелетие (дань, оброк, десятина и т. п.), основные проблемы, связанные с уклонением граждан от выполнения обязательств по отношению к государству, наиболее остро проявились в последние несколько десятилетий. Это связано, во-первых, с масштабными изменениями в мировой экономике, ее индустриализацией и постиндустриализацией, формированием и глобализацией мировых рынков, повышением роли и значения транснациональных корпораций и банков.
Все это привело в стремительному росту дохода от предпринимательской и иной деятельности, развитию которых в значительной мере способствует государство, требуя, соответственно, и справедливого вознаграждения за успешное выполнение своих функций. Во-вторых, основными тенденциями второй половины XX и начала XXI в. являются стремительная демократизация общества, либерализация многих видов международных экономических отношений, обострение экологических проблем и актуализация задач по защите окружающей среды, реализация социальных программ, требующих значительного по объемам государственного бюджетного финансирования. В-третьих, интеллектуализация общества, увеличение доли высокообразованных специалистов, стремительный рост объемов приобретаемых и используемых знаний, внедрение информационных технологий и инструментов сетевого взаимодействия во все сферы человеческой жизнедеятельности способствуют
тому, что возможные способы правонарушений (в т. ч. уклонение от уплаты налогов), их последствия, опыт легального и нелегального ухода от наказаний за преступления становятся достоянием всех заинтересованных в этом лиц.
Особенно остро данные проблемы проявляются в странах, где еще не сформирована культура «честных отношений с государством» и уклонение от уплаты налогов является распространенным явлением. Налоговое поведение граждан приобретает особую значимость для государственных, региональных и местных органов власти. Крупные налогоплательщики легально уходят от налогов путем использования имеющихся недоработок (так называемых лазеек) в законодательстве. Малые и средние предприниматели уклоняются от уплаты налогов путем предоставления недостоверной отчетности или ее полного игнорирования, сокрытия выручки, ведения бизнеса без регистрации и т. д.
Одной из основных причин сложившейся ситуации является существующая возможность избежать наказания. Кроме того, налоговые правонарушения приобретают массовый характер, если ожидаемый выигрыш уклонения от уплаты налогов с учетом вероятности обнаружения нарушений и применения соответствующего наказания превышает издержки налогоплательщика, включающие помимо налоговых сумм, издержки по ведению и предоставлению налоговой отчетности.
Если издержки законопослушного налогоплательщика неизменны в определенном промежутке времени и достаточно высоки, то при небольших размерах предпринимательского дохода они могут привести к полному отказу от его официального декларирования. Если эти издержки возрастают с ростом дохода, то для предпринимателей они становятся дополнительным налогом на доход [5].
Изучение предпосылок, причин, масштабов и возможных последствий налоговых правонарушений может рассматриваться как один из разделов экономической теории права. Назовем его условно экономикой налоговых правонарушений.
Это направление, как, впрочем, и другие, основывается на некоторых общих принципах, присущих экономическому образу мышления как таковому. Базовой предпосылкой при использовании экономического подхода к исследованию правовых институтов (в том числе в сфере налогообложения) служит допущение того, что индивиды, действующие в рамках правовой системы, максимизируют полезность, то есть ведут себя как рациональные потребители, совершающие оптимальный выбор.
Данный подход предполагает, что люди реагируют не только на цены каких-либо благ, которые можно приобрести на рынке, но и на правовые нормы, которые рассматриваются как система неявных цен, создающих положительные стимулы для одних форм поведения (предосторожность при оформлении документов и заключении контрактов) и подавляющих другие формы поведения (противозаконная деятельность).
Как и покупатели на рынке, люди, действующие в рамках правовой системы, приобретают меньше товара, если цены на него возрастают, и, наоборот, при снижении цен объем продаж данного товара возрастает. Здесь в качестве товара (блага) выступают определенные нормы поведения, которые подлежат правовому регулированию, а в качестве цены — санкция, предусмотренная правовой нормой. Эмпирические исследования показали, что классическая зависимость между ценой блага и его объемом сохраняется и на формально неэкономических рынках в рамках правовой системы [7].
Принцип оптимизирующего поведения является универсальным не только для объяснения поведения преступников, но и для выработки наиболее эффективных путей сдерживания преступности. Этот принцип означает, что преступник (или правозащитник) сознательно и долгосрочно планирует свою деятельность, выбирая из различных ее вариантов тот, при котором отношение выгод к затратам будет максимальным.
Принимая решение о том, совершать ему преступление или нет, индивид ориентируется на ожидаемую полезность от совершения преступления: EU=pU(Y-F) + (1-p) U(Y), (1)
где EU — ожидаемая преступником полезность от совершения преступления;
Y— доход от преступления (включая нематериальный доход);
U — функция полезности преступника (utility);
p — вероятность того, что преступник будет задержан и понесет наказание;
F — тяжесть наказания (в денежном эквиваленте) [4].
Применение данной модели к анализу правонарушений в сфере налогообложения приводит к следующему умозаключению: налогоплательщик как рациональный экономический агент будет уклоняться от уплаты налогов, до тех пор пока
Р N < T, (2)
где р — вероятность выявления нерадивого налогоплательщика;
N — штраф (уголовное наказание), налагаемый на выявленного нарушителя;
Т — величина уплачиваемого индивидом налога [3, 6].
Таким образом, основными факторами, оказывающими влияние на выбор индивида между легализацией деятельности и уклонением от официального декларирования доходов и уплаты налогов, являются тяжесть наказания, вероятность его наступления и ожидаемая величина налоговых обязательств.
Несмотря на то, что многочисленные эмпирические данные подтверждают правильность сделанных выводов, нельзя не признавать существования множества других факторов, оказывающих влияние на склонность индивидов к совершению налоговых правонарушений. Среди них: размер населенного пункта, уровень образования, возраст, организационно-правовая форма предприятия, применяемые системы налогообложения, а также культурные различия и социальные нормы, принятые в обществе или какой-либо его части.
С целью выявления проблем, связанных с налогообложением малого предпринимательства, изучения основных причин уклонения от уплаты налогов, влияния различных факторов на поведение налогоплательщиков и разработки комплекса рекомендаций по совершенствованию существующей системы налогообложения, нами было проведено экономико-социологическое исследование поведения предпринимателей Республики Башкортостан.
Выбор в качестве объекта исследования представителей малого предпринимательства объясняется следующими обстоятельствами.
1) Малое предпринимательство играет важную роль в развитии регионов, способствуя эффективному взаимодействию региональных органов власти, местного самоуправления и делового сообщества, созданию оптимальных условий ведения бизнеса во всех сферах деятельности, усилению предпринимательской активности предприятий, фирм, населения.
2) Именно в сфере малого предпринимательства наблюдается наиболее массовое уклонение от налогов, обусловленное несовершенством существующей системы налогообложения, сложностью учета деятельности небольших и зачастую плохо организованных предпринимателей, гибкостью и изобретательностью предпринимателей в плане ухода от налогов и т. д.
3) Малые предприятия в силу незначительных размеров, объемов оборота и прочих показателей экономической деятельности наилучшим образом подходят для исследования причин и масштабов налоговых правонарушений, для разработки и апробирования мероприятий по совершенствованию системы налогообложения, которые в дальнейшем могут быть использованы на более крупных формах организации бизнеса.
По данным Башкортостанстата, в настоящее время в Башкирии зарегистрировано более 115 тыс. субъектов малого предпринимательства, в том числе 24,6 тыс. малых предприятий (с учетом микропредприятий), 86,9 тыс. индивидуальных предпринимателей, 4,5 тыс. крестьянских (фермерских) хозяйств. Среднесписочная численность занятых на малых предприятиях республики составляет около 230 тыс. чел. Объем инвестиций в основной капитал малых предприятий составил 5,7 млрд руб., или 4,8 % республиканского объема инвестиций в основной капитал. Общий объем выданных малому бизнесу кредитов за 2008 г. превысил 100 млрд руб. [1].
Республика стабильно входит в пятерку лидеров в Приволжском федеральном округе по основным показателям деятельности малых предприятий. В частности, регион занимает первое место по численности персонала, второе место по количеству и обороту малых предприятий. Доля среднесписочной численности субъектов малого предпринимательства в общей численности экономически активного населения республики превышает 35 %. Наибольшее развитие получили малые предприятия оптовой и розничной торговли (30 %), строительной (16,7 %) и обрабатывающей отраслей (12,3 %) [2].
Несмотря на достигнутые успехи, в республике нерешенным остается множество проблем малого предпринимательства, в том числе отсутствие помещений, бюрократические барьеры, высокая арендная плата, несовершенство законов, недостаток квалифицированных кадров, коррупция, злоупотребления проверяющих органов, устаревшие техника и технология. На протяжении всего становления и развития малого предпринимательства остро стоит проблема несовершенства системы налогообложения.
Для выявления основных причин уклонения предпринимателей от уплаты налогов, изучения их отношения к существующей системе налогообложения, обобщения мнений и рекомендаций по улучшению ситуации в сфере налогообложения
малого бизнеса нами было проведено экономико-социологическое исследование.
В результате было установлено, что нарушения налоговой дисциплины предпринимателями имеют значительные масштабы как по объемам скрываемого дохода, так и по частоте совершаемых правонарушений. Так, большая часть единиц налогообложения (получаемый доход, производственные и торговые площади, заработная плата персонала) учтена налоговыми органами лишь у 14 %, половина — у 26 %, меньшая часть — у 42 %, полностью все учтено — у 18 % респондентов.
Значительные нарушения связаны и с официальной регистрацией наемных работников в различных инстанциях, в том числе в налоговых органах. Как правило, это происходит по инициативе работодателей, не желающих платить «лишних» налогов и внебюджетных отчислений за дополнительную рабочую силу. Только 38 % респондентов регистрируют своих работников в налоговых органах по установленным правилам, 27 % — регистрируют большую часть работников, 29 % — меньшую часть, 6 % предпринимателей регистрируют только себя.
Таким образом, налоговым учетом не охвачена значительная часть единиц налогообложения, подлежащая обязательному учету (доходы, имущество, производственные и торговые площади и т. д.), заработная плата физических лиц (наемных работников и собственно предпринимателей). Но даже начисленные налоговые суммы предприниматели стараются возместить не за счет дохода от собственной предпринимательской деятельности, а из иных источников или путем предоставления неверной информации в налоговые органы. Так, 42 % опрошенных предпринимателей заявили, что высокие налоговые выплаты компенсируют за счет уменьшения налогооблагаемой базы в финансовой и налоговой отчетности, 35 % — за счет повышения отпускной цены продукции (оказания услуги), 18 % — за счет уменьшения издержек на производство продукции (оказания услуги), 5 % никаким образом не компенсируют, поскольку такие повышения не отражаются на результатах деятельности. При этом лишь 41 % предпринимателей считают существующую систему налогообложения справедливой и правильной. Большая часть респондентов (59 %) к ней относится негативно, считая ее недоработанной и не учитывающей специфики ведения бизнеса в малых городах и сельской местности.
При анализе причин уклонения от налогов на первое место 42 % респондентов поставили высо-
кий процент налогообложения, 18 % — собственное нестабильное финансовое положение, 14 % — слишком большую налогооблагаемую базу, 13 % — неэффективную систему налогообложения, 8 % — невозможность заплатить налоги в определенный срок в силу специфики сферы деятельности и организации, 3 % — существование неэффективной системы контроля за налогообложением, что позволяет не выплачивать налогов, 2 % — несправедливое действие контролирующих органов по отношению к предприятиям-неплательщикам.
Респондентам было предложено сформулировать основные направления, которые необходимо внести в налоговую систему для повышения ее эффективности. Снижение ставок налогов отметили 65 % опрошенных, уменьшение налоговой базы — 35 %, упрощение способов уплаты налогов — 32 %, ужесточение системы налогового контроля — 21 %, изменение критериев отнесения налогоплательщиков к различным группам налогового учета — 14 %.
Таким образом, были подтверждены выдвинутые в начале исследования гипотезы о том, что, во-первых, существующая система налогообложения неэффективна, поскольку не учитывает множества нюансов ведения малого бизнеса в различных институциональных условиях (особенности местности, специфика отрасли, традиции и культурные ценности, неформальные сетевые отношения в сельской местности и малых городах) и, во-вторых, система налогообложения несовершенна, так как существуют возможности ее обхода.
Сложившаяся ситуация характерна для многих регионов, поскольку обе стороны фискальных отношений имеют небольшую по продолжительности историю взаимодействия. Налоговый кодекс в настоящей редакции введен в 2002 г., малое предпринимательство как новое экономическое явление российской экономики существует около 30 лет. Поэтому механизм их взаимодействия в налоговой сфере нуждается в значительной доработке и совершенствовании.
Особый интерес в ходе проведения исследования представлял анализ поведения предпринимателей в части выполнения ими налоговых обязательств и соблюдения налоговой дисциплины с учетом влияния различных факторов, в том числе институциональных. В число факторов были включены: вид населенного пункта (село, город), возраст и образование респондентов, организационно-правовая форма, используемая система налогообложения и сфера предпринимательской деятельности.
Значительное влияние на поведение налогоплательщиков оказывают такие факторы, как образование, система налогообложения, организационно-правовая форма. При этом наблюдается значительная взаимная корреляция влияния этих факторов на налоговое поведение предпринимателей.
Образование предпринимателей как фактор, определяющий налоговое поведение, отрицательно сказывается на дисциплине налогоплательщика. Чем более образован предприниматель, тем он чаще уклоняется от уплаты налогов. Так, если в группе респондентов с неполным средним образованием все (100 %) учитывают большую часть налоговых единиц (при среднем значении по всей выборке 35 %), считают уклонение от уплаты налоговым правонарушением (при среднем значении 60 %) и выступают за сохранение всех налогов (при среднем значении 70 %), то в группе респондентов с высшим образованием большинство (68 %) учитывают меньше половины налоговых единиц (среднее значение — 35 %), 35 % считают уклонение от уплаты налогов правонарушением (среднее значение — 60 %), больший акцент делают на снижение налоговых ставок как на одну из основных мер по совершенствованию существующей системы налогообложения. Такое поведение предпринимателей с высшим образованием можно объяснить более высокой юридической грамотностью и знанием законных методов ухода от налогообложения, что позволяет уклоняться от уплаты налогов, не преступая при этом закона.
Следующим по значимости фактором в плане налоговых правонарушений является система налогообложения.
При использовании вмененной системы налогообложения (ЕНВД) предприниматели в большей степени склонны учитывать налоговые единицы (62 % при среднем значении 43 %). Также большее число «вмененных» предпринимателей считают, что все налоги необходимо сохранить (92 % при среднем значении 75 %).
«Упрощенные» предприниматели более критичны в отношении к существующей системе. Они больше, чем прочие, уклоняются от налогового учета (43 % при среднем значении — 35 %) и не считают это преступлением (28 % при среднем значении 12 %). Объяснение такого расхождения можно получить сопоставлением уровня образования и используемой системы налогообложения. Вмененную систему, как правило, используют предприниматели с более низким уровнем образования,
которые не вникают (по незнанию или нежеланию) в сложности налогообложения и налогового учета. Упрощенная же система, предпочитаемая более образованными лицами, позволяет маневрировать во множестве нюансов и недочетов существующей системы налогообложения.
Обычная система налогообложения применяется теми предпринимателями, которые в силу специфики своей деятельности не могут воспользоваться льготными режимами либо работают с партнерами, использующими систему возмещения НДС. Необходимость выплат всех соответствующих налогов приводит к массовому уклонению от этого. Данная группа скрывает 85 % единиц налогового учета (среднее значение — 55 %), считает основной причиной уклонения высокие проценты налогообложения (45 % при среднем значении 32 %) и в качестве основной рекомендации указывает на необходимость их снижения (60 % при среднем значении 43 %).
В меньшей степени оказывают влияние такие факторы, как организационно-правовая система, возраст, населенный пункт. Однако и здесь наблюдаются различия в поведении налогоплательщиков в зависимости от факторов и условий ведения бизнеса.
Таким образом, во многих случаях налогоплательщики ведут себя по-разному в одних и тех же ситуациях, руководствуясь собственными предпочтениям и личностными убеждениями, оказываясь под влиянием больших групп или распределительных коалиций, в силу ограниченности собственного мировоззрения или недостатка информации, т. е. под влиянием различных институциональных факторов.
Результаты проведенных экономико-социологических исследований подтверждают выдвинутое нами предположение о том, что при разработке мер по совершенствованию системы налогообложения и повышения эффективности отношений предпринимателей и налоговых органов необходимо в большей степени учитывать специфику таких факторов, как отрасль, организационно-правовая форма, система налогообложения, оказывающих значительное влияние на выбор стратегии и тактики налогового поведения субъектов предпринимательской деятельности.
Помимо вышеперечисленных факторов на выбор стратегии уплаты (или неуплаты) налогов экономическим агентом значительное влияние оказывают фундаментальные и организационные факторы.
К первым относится бюджетно-налоговая политика государства. Как уже отмечено, система отношений «государство — налогоплательщик» должна обеспечивать наполняемость бюджета и возможность реализации различных социальных программ, с одной стороны, и максимальное выполнение налоговых обязательств субъектами экономической деятельности — с другой. Для этого необходимо, чтобы налогоплательщик был уверен в том, что уплачиваемые им средства будут направлены на повышение его же благосостояния, причем наиболее эффективным образом. При нерациональной политике государства неуплата налогов с точки зрения экономической эффективности становится более предпочтительной не только для отдельного индивида, но и для социума в целом. Уклонение от уплаты налогов получает одобрение и моральное оправдание большинства членов общества. Критическим в плане утраты доверия является одновременное увеличение налоговой нагрузки со стороны государства и сокращение расходов на социальное обеспечение.
При выборе стратегии налогового поведения большое значение оказывает организационный фактор — система наказания, формирующая ожидание вероятных санкций за неуплату налогов. При высоких ставках налогов и неэффективной системе налогообложения уклонение от уплаты становится выгодным для большинства экономических агентов. При этом возможная вероятность обнаружения каждого конкретного неплательщика снижается по мере увеличения количества и объемов неплатежей. Чем больше масштаб уклонения от налогов, тем меньше ожидаемый эффект наказания за неуплату для каждого неплательщика, что, в свою очередь, увеличивает масштабы уклонения. Все это приводит к возникновению сопутствующей инфраструктуры: появляются фирмы, предоставляющие услуги по разработке и внедрению новых схем уклонения от налогов; создаются специфические формы организации производства; искажается отчетность; растут неплатежи, процветает коррупция [5].
Выход из данной ситуации требует больших затрат — как в случае значительного усиления налогового контроля, так и при существенном снижении налоговых ставок. Умеренное увеличение затрат на укрепление системы сбора налогов как один из вариантов решения данной проблемы повлечет за собой лишь рост издержек в системе уклонения от налогов, истощая при этом экономику. Не даст результата и небольшое снижение налоговой нагрузки, поскольку неплательщиков данная мера
не выведет из тени, а законопослушные налогоплательщики будут платить меньше.
Одним из способов снижения числа налоговых правонарушений являются ужесточение санкций за уклонение от уплаты налогов. Однако из-за жесткой регламентации предложения это может вызвать сильные побочные эффекты. Чрезмерные предельные социальные издержки (marginal social costs) борьбы с налоговыми правонарушениями могут превысить вызванные ею предельные социальные выгоды (marginal social benefits). В результате борьба с «уклонистами» может стать причиной сокращения общего благосостояния населения.
Социальные издержки повышения государственных санкций могут увеличиться, в частности, из-за роста «уклонистских» настроений в обществе и воспитания у молодежи культуры «уклонения от налогов». Кроме того, повышение санкций за неправильное поведение может стимулировать коррумпирование налоговых и правоохранительных органов.
Еще одним способом борьбы с уклонениями от уплаты налогов является ограничение спроса (усиление профилактики уклонения, поощрение законопослушного налогового поведения, показательные судебные разбирательства и т. д.). Насильственное жесткое ограничение предложения нежелательно, поскольку это приведет к повышению цены (санкции) за неуплату и увеличит преступную деятельность (уклонение от уплаты налогов). Так как ценовая эластичность функции спроса на крупные правонарушения приближается к нулю, жесткое ограничение предложения не приведет к уменьшению противоправных действий. Мероприятия, направленные на ограничение спроса, гораздо более предпочтительны, поскольку они уменьшают как количество неуплат налогов, так и объемы сокрытия объектов налогообложения, что приведет к уменьшению масштабов налоговой преступности.
Уменьшение издержек законопослушного поведения при небольших доходах может быть достигнуто и с помощью упрощения правил декларирования, что должно способствовать снижению личных издержек налогоплательщика и соответствующих административных издержек по проверке выполнения гражданами налоговых обязательств и соблюдения налогового законодательства.
Снижения масштабов уклонения от уплаты налогов также можно достичь и за счет ужесточения правил использования льготных систем налогообложения. Так, например, в настоящее
время единый налог на вмененный доход (ЕНВД) могут применять предприятия, имеющие многомиллиардные доходы, поскольку не установлены ограничения по обороту. Введение четко регламентированных критериев отнесения налогоплательщиков к льготным категориям позволит увеличить поступления налоговых платежей в бюджет.
Эффективной, с точки зрения вывода из тени доходов и включения их в состав налогооблагаемой базы, является политика государства по предоставлению кредитных средств субъектам всех форм предпринимательства. Для получения дополнительных финансовых средств на развитие бизнеса и пополнения материально-технической базы предприниматели вынуждены документально подтверждать свою финансовую состоятельность и официально декларировать доход, в том числе в налоговых органах, что положительно сказывается
Список литературы
и на пополнении бюджетов всех уровней и на снижении числа налоговых правонарушений.
Уклонение от уплаты налогов имеет отрицательные последствия как для отдельных экономических субъектов, так и для государства в целом. Дефицит государственного бюджета влечет за собой ограничение числа и объемов реализации различных государственных программ и социальных проектов, задержку выплаты и сокращение размеров заработной платы работникам бюджетной сферы, рост социальной напряженности в обществе и т. д. Поэтому разработка мероприятий по совершенствованию существующей системы налогообложения, ужесточение контроля за выполнением обязательств налогоплательщиками, разработка, внедрение и использование действенных механизмов по предотвращению уклонения от уплаты налогов должны быть возведены в ранг первоочередных мер государственной налоговой политики.
РЕКЛАМНЫЙ БЛОК ТАКОГО РАЗМЕРА ОБОЙДЕТСЯ ВАМ ВСЕГО В 2 950 РУБЛЕЙ!
При неоднократном размещении (или сразу в нескольких журналах Издательства) предусмотрены скидки
(495) 721-85-75, 8-926-523-79-52 [email protected]
1. Данные Башкортостанстат [Электронный ресурс]. — Электрон. дан. — Режим доступа: http://bashstat. ru/bashdigital/region1591_08.htm.
2. Данные Информационного портала «Башкортостан» [Электронный ресурс]. — Электрон. дан. — Режим доступа: http://bashkortostan. ru/economy/base/smallbusiness/ index. php.
3. Латов Ю. В. Экономика вне закона / Ю. В. Латов / Научные доклады Московского общественного научного фонда. Серия 125. М.: МОНФ, 2001. С. 34.
4. Becker G. S. Crime а^ Punishment: An Economic Approach // Essays in the Economics of Crime and Punishment / Ed. by G. S. Becker, W. L. Landes. N. Y., 1974. P. 10.
5. Cullis, Jones. The Artful and the Artless Dodger: Responses to the Challenge of Instrumental Tax Evasion. 1998, pp. 203-205.
6. Pyle D. J. Tax Evasion and the Black Economy. — The Macmillan Press LTD, 1989. P. 43.
7. Rubin P. H. The Economics of Crime // The Economics of Crime. Cambridge (Mass. ), 1980. P. 13.