Научная статья на тему '«Налоговые исчисления научно- исследовательских и опытно-конструкторских работ на предприятиях оборонно-промышленного комплекса Приморского края»'

«Налоговые исчисления научно- исследовательских и опытно-конструкторских работ на предприятиях оборонно-промышленного комплекса Приморского края» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
93
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мишунина Лидия Николаевна

В статье рассматривается влияние государства на субъекты экономических отношений посредством налогов. Это влияние выражаться через усиление налогового бремени либо через предоставление налоговых льгот. Промышленность Приморского края в большинстве своем состоит из предприятий обороннопромышленного комплекса (ОПК), которые переходят на выпуск новых изделий через внедрение новых технологий. Автор постарался раскрыть заинтересованность государства в развитии инноваций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««Налоговые исчисления научно- исследовательских и опытно-конструкторских работ на предприятиях оборонно-промышленного комплекса Приморского края»»

« НАЛОГОВЫЕ ИСЧИСЛЕНИЯ НАУЧНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ И ОПЫТНОКОНСТРУКТОРСКИХ РАБОТ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО

КОМПЛЕКСА ПРИМОРСКОГО КРАЯ»

Мишунина Лидия Николаевна

АННОТАЦИЯ

В статье рассматривается влияние государства на субъекты экономических отношений посредством налогов. Это влияние выражаться через усиление налогового бремени либо через предоставление налоговых льгот. Промышленность Приморского края в большинстве своем состоит из предприятий оборонно- промышленного комплекса (ОПК), которые переходят на выпуск новых изделий через внедрение новых технологий. Автор постарался раскрыть заинтересованность государства в развитии инноваций.

ABSTRACT

Influence state is considered In article on subjects of the economic relations on-facility of the taxes. This influence is expressed through reinforcement of the tax burden or through granting the tax priveleges. Industry of the Seaside edge in majority its consists of enterprise is defended- industrial complex (OPK), which move to issue new product through introduction new technology. The Author tried to reveal the interest a state in development novation.

Налоги - весьма острый и социально опасный инструментарий, которым государству следует пользоваться весьма осторожно и продуманно.

Налогообложение это та сфера, затрагивает практически все сферы жизнедеятельности: и государства и общества в целом, и каждого налогоплательщика в отдельности. Для государства налоги - это вопрос существования, они являются основным источником его доходов, обеспечивая финансирование его деятельности. Денежные средства, собранные посредством налогов, поступают в бюджет или другие денежные фонды государства. Оттуда они расходуются на общегосударственные нужды, в том числе и на развитие экономики путем инвестиций в новации. Недостаточность средств, собранных посредством налогов, неэффективность налоговой системы, массовое уклонение от уплаты налогов, сразу же сказываются на «самочувствии» государства, а через это - на «самочувствии» общества и населения.

Влияние государства на субъекты экономических отношений осуществляется посредством налогов. Оно может выражаться через усиление налогового бремени либо через предоставление налоговых льгот. Рассмотрим влияние государства на инновации и в частности предприятий оборонно- промышленного комплекса (ОПК)

Для начала нам необходимо определиться с терминологией и в первую очередь понять что такое «Инновации», являющиеся одним из эффективным способов интенсивного развития предприятий и не только предприятий ОПК

Под инновацией (англ. innovation — нововведение, новаторство) мы понимаем «инвестицию в новацию» как результат практического освоения нового процесса, продукта или услуги. Новация (лат. novation — изменение, обновление) представляет собой какое-то новшество, которого не было раньше: новое явление, открытие, изобретение, новый метод удовлетворения общественных потребностей и т.п. [17] '

Инновация представляет собой материализованный результат, полученный от вложения капитала в новую технику или технологию, в новые формы организации производства труда, обслуживания, управления и т.п. Процесс создания, освоения и распространения инноваций называется инновационной деятельностью или инновационным процессом. [5]

Вообще инноватика - это область науки, изучающая различные теории нововведений. На смену науке, которая просто постигала природу и производила новые знания и умения, пришла инноватика, которая также оперирует знаниями и творчеством, но принципиально отличается от науки. Инноватика занимается изменением мира, управлением эволюцией. Инноватика процесс целенаправленного творческого обращения с базами научных знаний, имеющий результатом предложение изменений инноваций.

0П109

Под инновационной деятельностью понимают процесс, направленный на реализацию нововведений. Нововведения не возможны без науки.

Что же так ускорило экономический рост России и других стран мира в последние века? Это, прежде всего новые знания, полученные преимущественно через науку. Таким образом, новыми знаниями мир обязан прежде всего науке, которая сейчас могущественнее, чем когда-либо, если судить по затратам на нее и численности занятых в ней работников.

Наукой называется, во-первых, система знаний (в том числе в какой-либо области), во-вторых, процесс открытия новых знаний и, в-третьих, сфера экономики, которая этим занимается. Когда говорят о науке как сфере открытия знаний, то в качестве синонимов употребляют термины «научные исследования», «научные исследования и разработки (НИР)», «научные исследования и опытно-консгрукторские работы (НИОКР)». Предпоследний термин наиболее употребим в России, последний — в мире. [17] ;

В современных условиях растет группа отраслей, где на НИОКР приходится заметная часть расходов и работников. Такие отрасли называются наукоемкими (высокотехнологичными; Ы4еск от английского аналога этого слова). К ним обычно относят отрасли, где доля расходов на НИОКР составляет не менее 3,5-4% объема продаж, а доля занятых в НИОКР - не менее 2,5-3% всех занятых в отрасли. К таким отраслям относятся авиационно-космическая, производство компьютерного и офисного оборудования, промышленность средств связи, фармацевтическая и медицинская промышленность и др. [ 8]

В 2007 г. научными исследованиями и разработками в России было занято 866 тыс. человек. Примерно половина из них - собственно исследователи, а остальные работники относились к техникам и вспомогательному персоналу. Хотя данная цифра более чем в два раза меньше, чем была в 1990 г. (1934 тыс. человек), тем не менее, это очень большая величина по мировым меркам (впереди по численности занятых в НИОКР только США и Япония). [ 6]

Слабым местом российской науки является ее финансирование. Не говоря уже об абсолютном снижении расходов на НИР, наблюдается и относительное их сокращение: по отношению к валовому внутреннему продукту России они уменьшились с более чем 2% в конце 80 -х гг. до 0,8% к середине 90-х гг., восстановившись лишь до 1,3% в 2003 г., в то время как в ведущих научных державах мира расходы на науку колеблются в диапазоне от 2 до 3%. Ни государственному бюджету (его доля в финансировании российских НИР сейчас составляет около 58%), ни частному сектору, ни высшей школе на это остро не хватает финансов. [8 ]

Это отражается на возможностях научно-исследовательских организаций России (за 90-е гг. сильно сократилось количество созданных в России новых типов машин, оборудования, аппаратов, приборов и средств автоматизации), а также на заработной плате их сотрудников (87% из уволившихся специалистов сделали это из-за низкой заработной штаты, а из оставшихся ученых половина имеют второе место работы). [7 ]

В Приморском крае этап освоения продукции гражданского назначения предприятиями оборонно-промышленного комплекса характеризуется снижением военных заказов на производство, консервацией строительства новых оборонных предприятий. На функционирующих предприятиях содействие директивно провозглашенному процессу конверсии выразилось в основном в снижении финансирования социальной сферы, что послужило толчком к утечке квалифицированных кадров из региона. ; ;

Кризис неплатежей, усилившийся с 1994 года (в первую очередь со стороны государства) оказал крайне негативное влияние на финансово-экономическое состояние предприятий оборонно-промышленного комплекса в Приморском крае. По состоянию на 15 октября 1997г. задолженность государства за выполненные работы составила: ДВЗ «Звезда» - 136,72 млрд. руб. - за судоремонт и утилизации АПЛ; ОАО «ХК Дальзавод» - 91,33 млрд. руб. - за судоремонт; ОАО «Восточная верфь» - 27,2 млрд. руб. - за строительство пограничных сторожевых кораблей. [ 10]

Всего задолженность государства предприятиям ОПК Приморского края по состоянию на 15 октября 1997 г. составляла 464,2 млрд. руб. [ 10]

Что же происходит сейчас? Какую политику проводит государство при осуществлении НИОКР ?

Те отрасли и предприятия, которые осуществляют научные исследования и опытно-конструкторские работы (НИОКР) имеют право на послабления в части налогообложения. -:

В частности рассмотрим налог на прибыль. [ 1] ^ Т ; г понкг.-

Предприятиям ОПК, осваивающим новую продукцию, предоставляется право формироват ь целевые фонды денежных средств. Внебюджетные фонды создаются по согласованию с Министерством науки и технологий РФ, которые осуществляет их регистрацию и учет. Порядок регистрации и учета устанавливается Министерством науки и технологий по согласованию с Министерством финансов. [ 16]

Отчисления в указанные целевые фонды могут включаться в себестоимость продукции (работ, услуг), которая учитывается при расчете налогооблагаемой прибыли, в пределах норм, установленных законом, это подтверждается статьей 252 Налогового кодекса, в которой сказано, что налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов на научные исследования и опытно-конструкторские разработки;

Расходами на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки признаются расходы, относящиеся к созданию новой или усовершенствованию производимой продукции (товаров, работ, услуг), в частности расходы на изобретательство, а также расходы на формирование Российского фонда технологического развития, иных отраслевых и межотраслевых фондов финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, зарегистрированных в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О науке и государственной научно-технической политике". [17] Указанные расходы равномерно включаются налогоплательщиком в состав прочих расходов в течение одного года при условии использования указанных исследований и разработок в производстве и (или) при реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг) с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором завершены такие исследования (отдельные этапы исследований).

Расходы налогоплательщика на НИОКР, которые не дали положительного результата, также подлежат включению в состав прочих расходов равномерно в течение одного года в размере фактически осуществленных расходов. Эти расходы, на основании Федеральным законом "О науке и государственной научно-технической политике", признаются для целей налогообложения в пределах 1,5 процента доходов (валовой выручки) налогоплательщика. [ 1]

Статья 270. поясняет, что при определении налоговой базы, не учитываются следующие расходы: в виде сумм отчислений в Российский фонд фундаментальных исследований, Российский гуманитарный научный фонд, Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, Федеральный фонд производственных инноваций, Российский фонд технологического развития, а также в иные отраслевые и межотраслевые фонды финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, зарегистрированные в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О науке и государственной научно-технической политике", сверх сумм отчислений, предусмотренных пунктом 3 статьи 262 настоящего Кодекса; [1 ]

Что касается налога на добавленную стоимость (НДС) , то на основании статьи 149. главы 21 Налогового кодекса освобождаются от налогообложения выполнение НИОКР, выполненные за счет средств бюджетов, а также средств Российского фонда фундаментальных исследований, Российского фонда технологического развития и образуемых для этих целей в соответствии с законодательством Российской Федерации внебюджетных фондов министерств, ведомств, ассоциаций; выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ учреждениями образования и научными организациями на основе хозяйственных договоров;

Освобождаются от налогообложения выполнение НИОКР, относящихся к созданию новых продукции и технологий или к усовершенствованию производимой продукции и технологий, если в состав научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ включаются следующие виды деятельности: разработка конструкции инженерного объекта или технической системы; разработка новых технологий, то есть способов объединения физических, химических, технологических и других процессов с трудовыми процессами в целостную систему, производящую новую продукцию (товары, работы, услуги); создание опытных, то есть не имеющих сертификата соответствия, образцов машин, оборудования, материалов, обладающих характерными для нововведений принципиальными особенностями и не предназначенных для реализации третьим лицам, их испытание в течение времени, необходимого для получения данных, накопления опыта и отражения их в технической документации; [1 ]

По налогу на имущество организаций (глава 30 НК) статья 381 освобождает от налогообложения имущество государственных научных центров [ 1 ]

Таким образом, можно вывод, что государство заинтересовано в развитии инноваций. Предоставляя налоговые льготы, государство стимулирует развитие НИОКР с целью развития экономя-

ки, повышение эффективности и конкурентоспособности продукции, улучшения экологической обстановки, защиты информационных ресурсов государства, укрепления обороноспособности государства и безопасности личности, общества и государства, упрочения взаимосвязи науки и образования.

Литература: : = ;

1. Налоговый кодекс, часть 2

2. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия/ Пер. с англ./ Под ред. Н.М. Калинина - СПб: Пи-

яиП ’ тер, 1999. - 230 с.;

т 3. Адаптация промышленных предприятий к научно-техническим новшествам. -Киев: Техника,

1992. 210 с.

г 4. Бондаренко А.В., Быстров В.В., Шевченко Д.К. Проблемы и перспективы совершенствования ;управления инновационной деятельностью предприятий океанического машиностроения. -Владивосток: «Уссури», 2001. 190 с.

5. Быстров В.В. Организация и управление инновационными процессами в условиях рыночной

. - л экономики: ДВГУ, 2000. 131с.

6. Горбоконъ А.А., Соколицьш С.А. Комплексная подготовка производства новых изделий. - Л.:

. Машиностроение, 1980. 290 с.

7. Друри К. Введение в управленческий и производственный учет: Пер. с англ. / Под ред. С.А. Табалиной. - М.: Аудит, ЮНИТЙ, 1994. 528 с.

8. Военный вестник. Выпуск № 1. Апрель 1998. Парадоксы Российской демилитаризации.

^ 9. Гибкое развитие предприятия в условиях рынка: Проблемы, закономерности и пути реформирования / Под ред. В.Н. Самочкина. - Тула: ТГУ, 1997. 330 с. "

10. Данные Краевого комитета государственной статистики 1998-2007 г.г. Экономические показатели Приморского края. Приморье в цифрах. Основные показатели развития отдельных отраслей экономики края. Производственный потенциал промышленности края. Ход конверсии военного производства.

11. Малахов С.А. Финансовое состояние и поведение российских предприятий // Вопросы эконо-

, ? мики. - 1994. -№ 8.

;■ 12. Мелмен С. Конверсия и разоружение. Демилитаризованное общество. - М: Мир, 1990. 365 с.

13. Об условиях предоставления государственной поддержки реформируемым государственным

унитарным предприятиям и иным коммерческим организациям / Постановление Правительства Российской Федерации № 701 от 13 июня 1997 г. ^ , л ;

14. О реформе предприятий и других коммерческих организаций. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 октября 1997 г., № 1373 // Экономика и жизнь. - 1997. - №> 46.

15. Постановление правительства РФ от 2 февраля 1998 г. № 143 «О порядке финансирования

. инвестиционных программ конверсии оборонной промышленности за счет средств федераль-

ного бюджета и условиях их конкурсного отбора.

16. Федеральная целевая программа реструктуризации и конверсии оборонной промышленности

на 1998-2000 гг. ^ - . - -

17. Федеральный закон О науке и государственной научно-технической политике от 23 августа 1996 года № 127-ФЗ (с изменениями и дополнениями )

.4 ^ ..иап НОЬ- П-'.;-1--:: к, •’ V ^

;,ч: нгг. ; -:Г Зайцева М. Н.

ТЕНЕВЫЕ ОПЕРАЦИИ В КРЕДИТНО-ФИНАНСОВОЙ СФЕРЕ.

Понятие кредитно-финансовой сферы объединяет виды экономической деятельности, в которых средством получения прибыли являются операции с платежными средствами в различных формах. ■ : . ..

Банки как самостоятельные предприятия имеют ряд своих традиционно специфических способов занижения налогооблагаемой базы. Однако, большинство выявляемых нарушений подпадает под признаки налогового преступления лишь по размеру неуплаченного налога и не может быть отнесено к проявлениям теневой экономики. . . д :

112

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.