УДК 336.22:001.895(045)
ФОРМЫ И МЕТОДЫ НАЛОГОВОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
И. С. ЧЕРНОВ,
аспирант кафедры инвестиционного менеджмента Е-mail: igchernoff@rambler.ru Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
В статье проанализированы формы и методы налогового стимулирования научной и инновационной деятельности. Рассмотрены налоговые льготы для уплаты налога на прибыль, налоговые льготы в рамкахуплаты налога на добавленную стоимость (НДС), страховых взносов, налоговые преференции, предоставляемые резидентам технико-внедренческих особых экономических зон.
Ключевые слова: налог, стимулирование, исследование, инвестиция, деятельность, инновация.
Традиционное рыночное саморегулирование, призванное побуждать товаропроизводителей широко использовать инновации, в современных российских условиях не находит распространения.
В свою очередь научным и инновационным организациям присуща определенная экономическая специфика, которая определяется следующими признаками:
- во-первых, в расходах научных и инновационных организаций, в отличие от основной массы предприятий, наибольший удельный вес (от 50 до 80 %) занимают расходы на оплату труда, а следовательно, и на уплату страховых взносов;
- во-вторых, инновационная продукция обладает большой добавочной стоимостью, поэтому в совокупной налоговой нагрузке этих организаций велика доля налога на добавленную стоимость (НДС). В связи с этим применение действующих ставок на уплату страховых взносов и НДС для подобных организаций является
одним из основных факторов сдерживания их развития.
Очевидно, что довольно значимой проблемой для научных и инновационных организаций является высокий уровень совокупной налоговой нагрузки (особенно с учетом налога на прибыль, налога на имущество организаций и земельного налога).
В мировой практике инструмент налоговых льгот не рассматривается самодостаточным для регулирования инновационных процессов, он встроен в систему таких мер, как прямое бюджетное финансирование, государственные и частные гранты, создание корпораций с государственным участием, субсидирование процентных ставок, амортизационная политика, таможенные преференции, государственные гарантии, государственный заказ.
Как показывает зарубежный опыт, между уровнем налогообложения и склонностью к предпринимательству вообще и инновационному, в частности, наблюдается прямая зависимость.
Методы налогового стимулирования, предусмотренные для компаний, занимающихся инновационной деятельностью, можно разделить на две группы:
- применяющиеся ко всем налогоплательщикам, осуществляющим инновационную деятельность;
- специально предусмотренные в отношении компаний, являющихся резидентами техни-
финансовая аналитика
проблемы и решения
ко-внедренческих особых экономических зон (технопарков).
Налоговые льготы в части учета расходов для уплаты налога на прибыль при осуществлении НИОКР и технологического перевооружения, а также для научных и инновационных организаций
Налоговые льготы при учете расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР). Расходы на определенные виды НИОКР (в том числе не давшие положительного результата) подлежат налоговому учету у заказчика таких работ исходя из фактического размера расходов с коэффициентом 1,5 (п. 2 ст. 262 Налогового кодекса РФ (НК РФ) [2, 3]). Такие НИОКР должны относиться к созданию новой или усовершенствованию производимой продукции (товаров, работ, услуг) и быть направленными на развитие приоритетных технологий, определенных Правительством РФ.
В составе приоритетных технологий (в настоящее время выделено 32 вида) упомянуты, в частности нанотехнологии, биоинформационные, биомедицинские, атомные технологии, технологии обработки, хранения, передачи и защиты информации, разработка методики утилизации промышленных отходов, производство программного обеспечения, технологии новых и возобновляемых источников энергии и др. [16].
Кроме того, отчисления на формирование Российского фонда технологического развития, а также иных отраслевых и межотраслевых фондов финансирования НИОКР, зарегистрированных в порядке, предусмотренном Федеральным законом [8], признаются расходами на НИОКР для налогообложения, хотя и ограничиваются величиной, не превышающей 1,5 % доходов (валовой выручки) налогоплательщика (п. 3 ст. 262 НК РФ).
Единовременное списание затрат на приобретение электронно-вычислительной техники. Налогоплательщик вправе учитывать затраты на приобретение электронно-вычислительной техники в составе материальных расходов в полной сумме по мере ввода ее в эксплуатацию при одновременном соблюдении следующих условий (п. 6. ст. 259 НК РФ):
- организация осуществляет деятельность в области информационных технологий, т. е. занимается разработкой и реализацией программ для ЭВМ, баз данных на материальном
носителе или в электронном виде по каналам связи независимо от вида договора и (или) оказывает услуги (выполняет работы) по разработке, адаптации, модификации, тестированию и сопровождению программ для ЭВМ, баз данных;
- организация получила документ о государственной аккредитации организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий в порядке, установленном законодательством [18];
- доля доходов от деятельности в сфере информационных технологий по итогам отчетного (налогового) периода составляет не менее 90 % в сумме всех доходов организации за указанный период, в том числе от иностранных лиц — не менее 70 %;
- среднесписочная численность работников за отчетный (налоговый) период составляет не менее 50 чел.
Освобождение средств целевого финансирования от уплаты налога на прибыль. При определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются доходы в виде средств целевого финансирования, полученных из Российского фонда фундаментальных исследований, Российского гуманитарного научного фонда, Фонда содействия развитию малых предприятий в научно-технической сфере, Федерального фонда производственных инноваций, а также иных фондов поддержки научной и (или) научно-технической деятельности, зарегистрированных в порядке, предусмотренном [8] (подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ). При этом следует отличать доходы, полученные в описанном порядке, от денежных средств, получаемых налогоплательщиками, например в качестве вознаграждения от указанных фондов в рамках государственных контрактов, а также целевых поступлений из бюджета, так как такие средства не освобождаются от налогообложения на основании этой льготы.
Амортизационная политика. Оборудование, используемое научными и инновационными организациями, обладает высокой стоимостью и длительным нормативным сроком службы. Высокие темпы морального старения инновационной идеи, продукта, технологии приводят к необходимости более частой смены оборудования для соответствия уровню конкурентоспособности проводимых исследований и разработок.
Стоимость используемого организацией оборудования учитывается в составе расходов посредством использования механизма амортизации.
В российском законодательстве установлены специальные правила амортизации оборудования, позволяющие использовать специальный коэффициент не выше трех к основной норме в отношении основных средств, используемых для осуществления научно-технической деятельности (подп. 2 п. 2 ст. 259.3 НК РФ).
В соответствии с Федеральным законом [6] под научно-технической понимается деятельность, направленная на получение новых знаний для решения технологических, инженерных, экономических, социальных, гуманитарных и иных проблем, обеспечения функционирования науки, техники и производства как единой системы. Однако для применения этой льготы Минфин России трактует научную деятельность ограничительно, применяя понятие НИОКР, предусмотренное ст. 262 НК РФ (письма Минфина России от 28.08.2009 № 03-0306/1/554 и от 14.04.2008 № 03-03-06/1/282).
Регламентация порядка амортизационных отчислений влияет на общий инновационный климат в стране. Разрабатываемые государством схемы ускоренной амортизации направлены на относительное уменьшение налогооблагаемой прибыли и увеличение объемов собственных средств, направляемых на осуществление инвестиций, в том числе инновационного характера.
С 1 января 2006 г. вступила в силу норма, разрешающая организациям списывать 10 % первоначальной стоимости объектов основных средств единовременно при вводе оборудования в эксплуатацию (п. 9 ст. 258 НК РФ). В отношении основных средств, относящихся к третьей — седьмой амортизационным группам, организациям разрешено списывать до 30 % первоначальной стоимости основных средств единовременно. Эта норма по своему назначению должна создавать стимулы для накопления организациями средств на обновление и приобретение новых основных средств.
Однако в отношении ее практического использования возникает множество нареканий, основными из которых являются:
- невозможность применения этой нормы в бухгалтерском учете, что приводит к несовпадениям амортизации с налоговым учетом;
- возможность применения амортизационной премии (согласно позиции Минфина России) должна быть закреплена в учетной политике для целей налогообложения;
- норма, предусмотренная в абз. 4 п. 9 ст. 258 НК РФ, устанавливающая, что в случае реализации ранее чем по истечении пяти лет с момента
введения в эксплуатацию основных средств, в отношении которых применена амортизационная премия, суммы расходов, включенных в состав расходов очередного отчетного (налогового) периода в качестве амортизационной премии, подлежат восстановлению и включению в налоговую базу.
Существует точка зрения, что ускоренная амортизация с экономической точки зрения сама по себе не является механизмом налогового стимулирования, а представляет собой лишь способ снижения убытков организации от инфляции. Сумма начисленной за несколько лет амортизации основных средств значительно меньше их стоимости в год приобретения. Именно в этой связи высокий уровень инфляции часто рассматривается как фактор, негативно влияющий на развитие инновационной экономики, поскольку он значительно снижает экономический эффект от предоставляемых государством налоговых преференций. В этой связи интересен опыт ряда стран, некоторые из которых практикуют списывание капитальных затрат на НИОКР в год приобретения основных средств.
Инвестиционный налоговый кредит. Инвестиционный налоговый кредит (ИНК) является формой отсрочки уплаты налога на прибыль (а также региональных и местных налогов) сроком до пяти лет на условиях возврата предоставленного кредита и начисленных процентов (по ставке не менее 1/2 и не более 3/4 ставки рефинансирования Центрального банка РФ) (ст. 67 НК РФ). Инвестиционный налоговый кредит может предоставляться в том числе организациям, осуществляющим:
- внедренческую или инновационную деятельность, в том числе для создания новых или совершенствования применяемых технологий, создания новых видов сырья или материалов, а также на выполнение заказа по социально-экономическому развитию региона, выполнения организацией государственного оборонного заказа на сумму, определяемую соглашением между уполномоченным органом и организацией;
- техническое перевооружение собственного производства либо НИОКР, а также инвестиции в создание энергоэффективных объектов на сумму, составляющую 100 % стоимости приобретенного оборудования, используемого исключительно для указанных целей. Инвестиционный налоговый кредит предоставляется в соответствии с условиями договора, заключаемого с уполномоченным органом по согласованию с финансовыми органами. Одним из условий
финансовая аналитика
проблемы и решения
предоставления кредита является предоставление обеспечения и соблюдение ограничений в части распоряжения имуществом, приобретение которого являлось условием предоставления кредита.
Инвестиционный налоговый кредит представляет собой специфическую форму отчуждения потенциальных налоговых поступлений на счета казначейства. Его предоставление дает следующие результаты:
- уменьшаются текущие налоговые обязательства организаций в течение определенного срока;
- суммы неуплачиваемых налогов трансформируются в дополнительный источник финансирования капитальных вложений;
- пользование средствами осуществляется на льготных условиях по сравнению с условиями получения банковского кредита.
В настоящее время позитивная идея стимулирования инвестиционной деятельности с помощью налогового кредита не оказала действенного влияния на инвестиционную деятельность организаций в форме капитальных вложений.
Так, на 01.01.2009 не было предоставлено ни одного рубля из федерального бюджета, хотя было предусмотрено выделить для целей ИНК 1,5 млрд руб. В 2008 г. всего лишь пять организаций в четырех регионах (Орловской, Свердловской и Иркутской областях, а также в Санкт-Петербурге) получили ИНК на сумму 219,51 млн руб., из которых лишь 6,31 млн руб. (менее 3 %) были предоставлены за счет федеральных налогов. Всего двум организациям в 2009 г. предоставили ИНК на общую сумму 205 млн руб. за счет налога на имущество [4].
Причины такого неиспользования механизма инвестиционного налогового кредитования заключаются в основном в процедуре и условиях его предоставления:
- для получения инвестиционного налогового кредита перечень предоставляемых документов достигает 11 наименований, все документы должны быть представлены единым пакетом в налоговый орган до истечения месячного срока с даты их выдачи;
- договор поручительства с суммой поручительства более 20 млн руб. в обязательном порядке согласовывается нижестоящим налоговым органом (подписантом) с ФНС России. Также налогоплательщиков не вполне устраивают сроки предоставления этого кредита, а также пределы уменьшения текущих платежей по соответствующим налогам.
Фактически инвестор может получить этот кредит только при проведении технического перевооружения собственного производства. В таких проектах срок предоставления кредита в пределах до пяти лет слишком мал: за этот период капитальные затраты подобного характера не всегда могут окупиться. В связи с этим, по мнению автора, срок предоставления данного налогового кредита, равный сроку окупаемости инвестиционного проекта, был бы более рационален.
Формы и методы налогового стимулирования научной и инновационной деятельности, не относящиеся к налогу на прибыль
Освобождение от уплаты НДС при реализации научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Такое освобождение предоставляется при выполнении на территории Российской Федерации следующих научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ:
1) относящихся к созданию новых или усовершенствованию существующих продукции и технологий при условии выполнения в составе НИОКР следующих видов деятельности (подп. 16.1 п. 3 ст. 149 НК РФ):
- разработка конструкции инженерного объекта или технической системы;
- разработка новых технологий, т. е. способов объединения физических, химических, технологических и других процессов с трудовыми процессами в целостную систему, производящую новую продукцию (товары, работы, услуги);
- создание опытных, т. е. не имеющих сертификата соответствия, образцов машин, оборудования, материалов, обладающих характерными для нововведений принципиальными особенностями и не предназначенных для реализации третьим лицам, их испытание в течение времени, необходимого для получения данных, накопления опыта и отражения их в технической документации;
2) осуществляемых учреждениями образования и научными организациями на основе хозяйственных договоров (подп. 16 п. 3 ст. 149 НК РФ);
3) осуществляемых за счет средств бюджетов и указанных в НК РФ специальных фондов (подп. 16 п. 3 ст. 149 НК РФ). Коммерческим организациям, не являющимся
специальными учреждениями и не получающим
бюджетные средства, может быть интересна первая из перечисленных льгот. Для ее применения важно определить, какие именно виды работ будут квалифицироваться в качестве НИОКР и какими конкретно характеристиками должна обладать деятельность, чтобы соответствовать приведенным в НК РФ определениям. Учитывая, что эта норма является относительно новой, вопросы квалификации видов деятельности организаций, в качестве поименованных в НК РФ, не становились предметом судебных споров и разъяснений налоговых органов. При этом существует достаточно обширная практика, касающаяся трактовки непосредственно определения НИОКР для применения льгот специализированными организациями и пользователями бюджетных средств.
В отсутствие определения НИОКР для освобождения от НДС при оценке обоснованности применения льготы налоговыми органами и судами используется понятие, предусмотренное законодательством о научной деятельности (ст. 2 Федерального закона [8]), а также нормы гражданского законодательства, регулирующие выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ (гл. 38 Гражданского кодекса РФ [1]).
Исходя из правоприменительной практики при квалификации реализованных работ в качестве НИОКР, во внимание принимается фактическое содержание выполненных работ, направленных на получение новых решений и знаний (в том числе разработка новых продуктов, технологий, документации), при этом получение результатов от использования НИОКР не является необходимым условием применения льготы. При квалификации работ в качестве НИОКР судами могут приниматься во внимание формулировки договоров, в отдельных случаях ими дополнительно используются экспертные заключения о соответствии реализованных работ критериям научной деятельности.
По мнению судебных органов, выполнение НИОКР должно осуществляться на основании технического задания, а результаты выполненных работ должны быть подтверждены соответствующими расчетами и зафиксированы на носителе.
Предметом споров специализированных организаций с налоговыми органами может быть также статус такой научной организации или учреждения образования для применения льготы. При рассмотрении споров суды могут принять во внимание, закреплена ли деятельность по реализации НИОКР в учредительных документах налогоплательщика.
Однако решающим фактором при определении основного вида деятельности налогоплательщика может явиться соотношение удельного веса деятельности по реализации НИОКР в общем объеме выпущенной продукции (работ, услуг).
Налогоплательщик имеет право не применять данную льготу.
Освобождение от уплаты НДС при реализации прав нарезультаты интеллектуальной деятельности. Не подлежит обложению НДС реализация исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для ЭВМ, базы данных, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау), а также прав на использование указанных результатов интеллектуальной деятельности на основании лицензионного договора (подп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ).
указанная льгота ориентирована на реализацию конечного результата инновационной деятельности — патента, товарного знака и т. п. Непосредственно же для инноваций она не представляет ценности. Более того, льгота эта таит в себе существенные риски потерь для бюджетной системы Российской Федерации, так как лицензионные договоры на право использования объектов интеллектуальной собственности широко применяются в схемах налоговой оптимизации.
При этом налогоплательщик не вправе отказаться от использования данного налогового освобождения.
Упрощенная система налогообложения. Для стимулирования спроса на изобретения, научные исследования, опытно-конструкторские разработки, промышленные образцы, полезные модели в среде малого бизнеса, а также развития инфраструктуры для полноценного функционирования инновационной экономики (института патентных поверенных, компаний, осуществляющих юридическую защиту указанных прав) законодателем предусмотрены налоговые вычеты и для специального налогового режима.
В частности, к расходам, учитываемым при налогообложении, относятся (пп. 2 п. 1 ст. 346.16 НК РФ):
- расходы на приобретение исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для электронных вычислительных машин, базы данных, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау), а также прав на использование указанных результатов интеллектуальной деятельности на основании лицензионного договора;
- расходы на патентование и (или) оплату правовых услуг по получению правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности, включая средства индивидуализации;
- расходы на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки, признаваемые таковыми в соответствии с п. 1 ст. 262 НК РФ.
Что касается расходов, связанных с получением правовой охраны на результаты интеллектуальной деятельности, необходимо отметить, что к ним прежде всего будут относиться расходы на получение патента на изобретения, полезные модели и промышленные образцы, расходы на получение патента на селекционное достижение, а также средства, направленные на регистрацию товарного знака и наименования места происхождения товара. Именно эти объекты интеллектуальной собственности получают правовую охрану при условии получения правообладателем патента или соответственно государственной регистрации. К таким расходам будут относиться не только пошлины (ст. 1249 ГК РФ), но и расходы, связанные с получением правовой помощи; как правило, это расходы, связанные с оплатой услуг патентных поверенных и иных представителей.
Страховые взносы. Для налогоплательщиков, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, введен отдельный тариф страховых взносов, предусматривающий совокупный тариф в 14 % с 2011 по 2017 г. и повышение его до 21 % в 2018 и 2019 гг. (п. 3 ст. 58 Федерального закона [10]).
Этот льготный тариф имеют право применять российские организации, осуществляющие разработку и реализацию программ для ЭВМ, баз данных на материальном носителе или в электронном виде, оказывающие услуги по разработке, установке, тестированию и сопровождению программ для ЭВМ и баз данных.
При этом организация должна соответствовать следующим условиям (п. 2.1 ст. 57 Федерального закона [10]):
- наличие документа о государственной аккредитации организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий;
- доля доходов, полученных от деятельности организации в сфере информационных технологий, составляет не менее 90 % в сумме всех доходов организации по итогам девяти месяцев;
- средняя численность работников составляет не менее 50 чел.
Налоговые льготы и преференции, предоставляемые резидентам технико-внедренческой особой экономической зоны
Общая характеристика технико-внедренческих особых экономических зон, расположенных на территории Российской Федерации. Технико-внедренческая особая экономическая зона (ТВОЭЗ) является одним из четырех видов особых экономических зон, предусмотренных Федеральным законом [14]. В России существует четыре ТВОЭЗ: в Зеленограде (Москва), Дубне (Московская область), пос. Стрельне (Санкт-Петербург) и Томске.
Для регулирования особых экономических зон под технико-внедренческой деятельностью понимаются создание, производство и реализация научно-технической продукции, программ для ЭВМ, баз данных, топологий интегральных микросхем, информационных систем, оказание услуг по внедрению и обслуживанию такой продукции, программ, баз, топологий и систем.
Производство научно-технической продукции в границах ТВОЭЗ допускается по решению экспертного совета по ТВОЭЗ, руководствующегося приоритетными направлениями развития науки, технологий и техники и перечнем критических технологий (распоряжение Правительства РФ [17]).
Резиденты ТВОЭЗ могут получать налоговые льготы и преференции, предоставляемые как на федеральном, так и на региональном уровне (на уровне законов субъектов Федерации). Использование региональных налоговых льгот резидентами обусловлено направлением высвобожденных в результате средств на развитие компаний, обеспечение занятости, сохранение и увеличение числа рабочих мест. Кроме того, НК РФ предусмотрены гарантии резидентам ТВОЭЗ в случае неблагоприятного изменения законодательства о налогах и сборах (ст. 38 Федерального закона [14]).
Ставки налога на прибыль. Доход резидентов от технико-внедренческой деятельности в ТВОЭЗ может облагаться по пониженной ставке налога на прибыль в части налога, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Федерации, которая, тем не менее, не может быть ниже 13,5 % (при стандартной величине 18 %). Ставка может устанавливаться только в отношении прибыли от деятельности, осуществляемой на территории ОЭЗ, и применяться резидентом ОЭЗ при условии ведения раздельного
финансовая аналитика
проблемы и решения
учета доходов и расходов по этой деятельности от остальных доходов и расходов.
В настоящее время в г. Дубне применяется снижение ставки налога на прибыль организаций на 4 процентных пункта [5], т. е. ставка равняется 14 %, в г. Зеленограде, Санкт-Петербурге и Томске установлена ставка в 13,5 %. При этом действие пониженной ставки налога на прибыль устанавливается в г. Зеленограде до 2016 г. [15], в Санкт-Петербурге — на срок существования ОЭЗ [7], в Томске — на 10 лет со дня регистрации организации в качестве резидента ТВОЭЗ [9], в Дубне — в течение пяти лет, но не более срока существования особой экономической зоны.
Налоговый учетрасходов на НИОКР. Расходы на научные исследования и опытно-конструкторские разработки (в том числе не давшие положительного результата), произведенные налогоплательщиками — организациями, зарегистрированными и работающими на территориях ОЭЗ, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены, в размере фактических затрат (п. 2 ст. 262 НК РФ).
Следовательно, во всех ОЭЗ налогоплательщики могут учитывать расходы на научные исследования и опытно-конструкторские разработки при исчислении налога на прибыль в размере фактических затрат независимо от результата (положительного или отрицательного) исследований.
Освобождение от уплаты налога на имущество, земельного и транспортного налогов. Освобождение по налогу на имущество (в настоящее время его максимальная ставка составляет 2,2 %) предоставляется в отношении имущества, созданного или приобретенного резидентами для ведения деятельности в ОЭЗ, используемого в рамках соглашения о создании ОЭЗ и расположенного на ее территории (п. 17 ст. 381 НК РФ). Льгота предоставляется на пять лет со дня постановки на учет имущества, но может быть продлена на основании соответствующего закона субъекта РФ (к примеру, в Томске освобождение от уплаты налога на имущество предоставляется на 10 лет [6]). Минфин России прокомментировал условия применения данной льготы, указав, что если имущество используется резидентом одновременно для технико-внедренческой деятельности и для иных видов деятельности, то оно также освобождается от налога (письмо Минфина России от 28.02.2008 № 03-05-04-01/09).
Резиденты ТВОЭЗ освобождаются от уплаты земельного налога в отношении земельных учас-
тков, расположенных на территории особой экономической зоны, сроком на пять лет с момента возникновения права собственности на каждый земельный участок (п. 9 ст. 395 НК РФ).
Указанная льгота предоставляется только организациям — резидентам ОЭЗ. Соответственно если объект недвижимости на территории ОЭЗ будет создан индивидуальным предпринимателем и он выкупит земельный участок, находящийся под объектом, то льгота по земельному налогу ему предоставлена не будет.
Освобождение от уплаты транспортного налога в отношении транспортных средств, приобретенных резидентами ТВОЭЗ, предоставляется на уровне законов субъектов РФ.
К примеру, в Томске предоставляется возможность в течение десятилетнего периода не уплачивать транспортный налог с момента регистрации организации в качестве резидента такой зоны [13], в Зеленограде установлен пятилетний срок также с момента регистрации в качестве резидента [11], в Дубне предоставляется пятилетняя налоговая льгота с даты государственной регистрации транспортных средств [5], в Санкт-Петербурге — пять лет с момента регистрации транспортных средств [12]. При этом данная льгота не распространяется на водные и воздушные транспортные средства, легковые автомобили в технико-внедренческих зонах Дубны и Санкт-Петербурга.
Тарифы страховых взносов. Пониженный совокупный тариф страховых взносов, предусмотренный для плательщиков страховых взносов — резидентов ТВОЭЗ в 2011 г., составляет 14 % (против 34 %, предусмотренных для плательщиков, уплачивающих страховые взносы в общем порядке).
В период с 2012 по 2017 г. совокупный тариф для резидентов технико-внедренческих зон будет также равен 14 %, в 2018 и 2019 гг. предусмотрено повышение совокупного тарифа до 21 % (против 34 % в общем порядке) (п. 3 ст. 58 Федерального закона [10].
В целом законодательство РФ предоставляет компаниям значительный объем льгот при осуществлении научной и исследовательской деятельности. При этом необходимо отметить, что качественный аспект предоставляемых льгот и привилегий не позволяет говорить об их максимальной эффективности и результативности.
При анализе амортизационной политики автором была отмечена ее значительная роль в формировании инвестиционного и инновационного климата в стране. При этом был выявлен ряд
недостатков в рамках существующего механизма ускоренной амортизации, которые, по мнению автора, существенно ограничивают возможности, предоставляемые российским компаниям.
Также было обращено внимание на фактически не действующий в России механизм предоставления инвестиционного налогового кредита. В отличие от стран с развитой рыночной экономикой, где данная схема позволяет компаниям наращивать свою научную и инновационную деятельность, в РФ эта возможность не используется из-за несовершенства этой нормы законодательства.
Что касается компаний, осуществляющих свою деятельность в технико-внедренческих особых экономических зонах, то можно отметить широкий спектр налоговых послаблений: снижение ставки налога на прибыль, полное освобождение от уплаты определенных налогов, другие налоговые преференции, что, по мнению автора, способствует более динамичному развитию научной деятельности компаний, расположенных в особых экономических зонах.
Таким образом, государство способно создать благоприятный инвестиционный климат, устранив административные издержки в рамках определенных территорий, будь то ТВОЭЗ или «Сколково». Проблема заключается в том, что при этом самые важные преференции и льготы, которые действовали бы на территории всей Российской Федерации, остаются невостребованными российскими компаниями из-за нежелания или невозможности государства устранить те противоречия, которые заложены в основе продекларированных норм.
Список литературы
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая): Федеральный закон от 18.12.2006 № 230-ФЗ.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая): Федеральный закон от 31.07.1998 № 146-ФЗ.
3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая): Федеральный закон от 05.08.2000 № 117-ФЗ.
4. Нечаев А. С. Инвестиционный налоговый кредит как функция государственной поддержки инновационных проектов в Российской Федерации // Финансы и кредит. 2010. № 28.
5. О льготном налогообложении в Московской области: закон Московской области от 24.11.2004 № 151/2004-ОЗ.
6. О налоге на имущество организаций: закон Томской области от 27.11.2003 № 148-ОЗ.
7. О налоговых льготах: закон Санкт-Петербурга от 14.07.1995 № 487-53.
8. О науке и государственной научно-технической политике: Федеральный закон от 23.08.1996 № 127-ФЗ.
9. О предоставлении льготы по налогу на прибыль организаций резидентам особой экономической зоны технико-внедренческого типа: закон Томской области от 13.03.2006 № 30-ОЗ.
10. О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования: Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ.
11. О транспортном налоге: закон г. Москвы от 09.07.2008 № 33.
12. О транспортном налоге: закон Санкт-Петербурга от 04.11.2002 № 81-11.
13. О транспортном налоге: закон Томской области от 04.10.2002 № 77-ОЗ.
14. Об особых экономических зонах в Российской Федерации: Федеральный закон от 22.07.2005 № 116-ФЗ.
15. Об установлении ставки налога на прибыль организаций для организаций — резидентов особой экономической зоны технико-внедренческого типа «Зеленоград»: закон г. Москвы от 05.07.2006 № 31.
16. Об утверждении перечня научных исследований и опытно-конструкторских разработок, расходы налогоплательщика на которые в соответствии с пунктом 2 статьи 262 части второй Налогового кодекса Российской Федерации включаются в состав прочих расходов в размере фактических затрат с коэффициентом 1,5: постановление Правительства РФ от 24.12.2008 № 988.
17. Об утверждении перечня технологий, имеющих важное социально-экономическое значение или важное значение для обороны страны и безопасности государства (критические технологии) : распоряжение Правительства РФ от 25.08.2008 № 1243-р.
18. Положение о государственной аккредитации организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий: постановление Правительства РФ от 06.11.2007 № 758.
^ччт финансовая аналитика
30 ^ проблемы и решения