УДК 336.581 М.В. Попов
НАЛОГОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ В ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ
В данной статье рассмотрены налоговые инструменты как фактор принятия инвестиционных решений. Стимулирование инвестиций, в том числе через налоговые инструменты (налоговые льготы и преференции), в условиях модернизации экономики становится актуальной потребностью. Анализ налоговых льгот, применяемых за рубежом, а также исследование состояния налоговой системы и инвестиционного климата России позволили сделать выводы о реформировании налоговой системы России. Автор предлагает пути изменения методологии принятия налоговых стимулов, подходов к мониторингу результатов налогообложения. Направления налоговых нововведений, рассматриваемые в данной статье, касаются стимулирования инвестиционной активности и в регионах, и в отдельных отраслях (IT-отрасль).
Ключевые слова: налоговые инструменты, налоговые льготы и преференции, инновационное развитие, модернизация экономики.
M.V. Popov
STIMULATION OF INVESTMENT INTO INNOVATION ECONOMY THROUGH FISCAL TOOLS
The paper examines fiscal instruments as a factor in making investment decisions. Stimulation of investments through fiscal instruments (tax incentives and preferences) during modernization of economy has become an urgent necessity. The analysis of tax exemptions used abroad as well as examination of the tax system and investment climate in Russia made it possible to draw conclusions about reforming the tax system in Russia. The author suggests ways to change the methodology for making tax incentives, approaches to monitoring the results of taxation. Tax innovations discussed in the paper relate to stimulating investment activity in the regions and in some sectors (IT-sector).
Key words: fiscal tools, tax exemptions and preferences, innovation, modernization of economy.
Налоговые инструменты (налоговые льготы и преференции) стимулирования развития экономики носят косвенный характер, т.е. являются разновидностью косвенного бюджетного финансирования субъектов. Вместе с тем они являются существенным фактором при принятии инвестиционных решений. Налоговое стимулирование значимо прежде всего для стран, нуждающихся в значительных капитальных вложениях (например, реализующих программу модернизации экономики или ускоренного развития отдельных отраслей промышленности), но при этом не располагающих значительным объемом внутренних свободных финансовых ресурсов. Кроме того, налоговое стимулирование может оказаться полезным для переориентации внутренних потоков капитала в направлении перспективных отраслей экономики.
В настоящее время в России остаются нерешенными серьезные проблемы создания экономических условий для наращивания инвестиционной деятельности, формирования перспективных направлений инвестиций в ближайшей и среднесрочной перспективах. Нестабильность снижает инвестиционную привлекательность страны в целом и ее регионов, неблагоприятно воздействует на инвестиционный климат.
На наш взгляд, сегодня в российской экономике главным является не снижение уровня налоговых изъятий, а именно избирательное воздействие налогов и их уровня на отдельные отрасли, сферы деятельности, стимулируется реальное производство и тем самым наращивается ВВП, а следовательно, и объем налоговых поступлений в бюджеты всех уровней. Уровень налого-
вой нагрузки оценивается в пределах 32 - 35% ВВП [2]. Это не запредельная величина, если применяются передовые технологии, обеспечивающие низкую ресурсоем-кость производства, высокую производительность труда и качество продукции. Однако при рассмотрении вопросов снижения налоговых ставок и предоставления налоговых преференций необходимо оценивать выпадающие доходы бюджетов. Точечное, целенаправленное снижение налогового бремени предприятий, улучшая инвестиционный климат и стимулируя приход новых инвестиций, должно привести к увеличению налоговых поступлений в бюджеты разных уровней, поскольку увеличится выпуск продукции, возрастет налогооблагаемая база, предприятия станут более привлекательными для инвестиций, у них появятся оборотные средства на инновации и на повышение зарплаты.
В развитых странах имеется опыт регулирования промышленного цикла с помощью налогов. Например, в Швеции в годы подъема взимался особый налог на инвестиции для сдерживания их роста. В периоды экономического спада он снижался или отменялся в целях поощрения роста капиталовложений. Кроме того, применялась система инвестиционных резервов, когда предприятиям разрешалось откладывать в инвестиционные резервы до 40% их доходов, не подлежащих налогообложению. В периоды же спадов эти резервы привлекались для расширения инвестиций.
В США при слиянии компаний новая компания освобождается от уплаты налогов на год, если хотя бы одна из слившихся компаний была убыточной. Во Франции для сливающихся или реорганизующихся компаний
♦
♦
дается отсрочка по уплате налогов. Стимулирование благоприятных экономических (в частности, налоговых) условий представлено в таблице (по методике компании «Ргойег&ОатЫе»).
Льготы, предоставляемые иностранным инвесторам, по странам мира
Страны Льготы (% от вложенных средств) Комментарии
Бельгия 100 Льготы для инвесторов
Италия 210 Льготы для инвесторов и налоговые каникулы сроком на 10 лет
Великобритания 30 Льготы для инвесторов, создающих рабочие места и обучающих персонал. Ускоренная амортизация и льготы по налогам
Ирландия 75 Льготы для инвесторов, создающих рабочие места и налоговые каникулы сроком на 11 лет
Китай 60 Снижение ставки корпоративных налогов и налоговые льготы на реинвестируемую прибыль
Саудовская Аравия 130 Налоговые каникулы сроком на 10 лет
Узбекистан 75 Налоговые каникулы сроком на 7 лет
Казахстан 65 Налоговые каникулы сроком на 5 лет с последующим 50%-ным снижением налогов еще на 5 лет
Россия 25 Оценочно 50% таможенных пошлин на готовую продукцию + региональные и местные налоги
Данные таблицы отражают широкий диапазон предоставления льгот по срокам и видам. Опираясь на положительный опыт зарубежных стран в области льгот для иностранных инвесторов, предлагается вариант предоставления налоговых каникул на 5 - 7 лет. В этом случае зарубежные и отечественные инвесторы получат дополнительный стимул для вложения капитала.
Существует радикальный вариант одномоментного снижения налогов, предложенный Институтом финансовых исследований, при этом потери бюджета должны компенсироваться как внутренними, так и внешними заимствованиями [1]. При реформировании налоговой системы в сторону снижения налогового бремени будет стимулироваться деловая и инвестиционная активность, в перспективе можно будет добиться расширения налоговой базы. Интересны в этом отношении докризисные показатели экономического роста ряда стран Восточной Европы (Чехия, Словакия, Польша, Венгрия), в которых ставки налога на прибыль были в два раза ниже, чем в большинстве стран ЕС.
Вместе с тем снижение налогов не является гарантией повышения инвестиционной активности. Так, при снижении налогов только 30% российских предприятий, нуждающихся в инвестициях, использовали их в производственных целях, остальные средства ушли на более прибыльные рынки [1]. Кроме того, варьировать налоговой нагрузкой в рамках финансовой политики инвестиционной деятельности необходимо с учетом целей и приоритетов государства, результативности и эффективности использования бюджетных инвестиций.
Важным направлением совершенствования налогового законодательства является создание системы налоговых преференций, способствующих формированию и рациональному использованию организациями внешних источников финансирования инвестиционной и инновационной деятельности. Промышленная политика государства должна содействовать инновационному развитию (повышению конкурентоспособности) предприятий традиционных отраслей промышленности. В первую очередь, следует уделить внимание производственным предприятиям несырьевого сектора, которым приходится конкурировать с зарубежными производителями. Эти же предприятия испытывают жесткую конкуренцию на внутреннем рынке труда со стороны отечественных предприятий сырьевых отраслей и обслуживающих их секторов экономики, где заработная плата существенно выше и куда устремляются наиболее квалифицированные кадры.
В последние годы многие реформаторские меры принимаются с целью стимулирования инвестиционной активности в стране. Основными инструментами налогового стимулирования инвестиций выступают пониженные налоговые ставки, льготы, инвестиционный налоговый кредит, ускоренная амортизация.
Основными налогами, в рамках которых следует внедрять стимулирующие механизмы, являются, как правило, налоги, несущие наибольшую налоговую нагрузку на предприятиях, реализующих инвестиционные проекты, - НДС, налог на прибыль организаций, налог на имущество организаций.
В рамках НДС в России льготируется научная деятельность, в частности, согласно ст. 149 НК РФ, не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения НДС) выполнение НИОКР. Предусмотрено освобождение от налогообложения операций по реализации исключительных прав на изобретения полезных моделей, промышленных образцов, программ для ЭВМ, баз данных, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау) и прав на использование результатов интеллектуальной деятельности на основании лицензионного договора. Также предусмотрено выполнение организациями НИОКР и технологических работ, относящихся к созданию новой продукции и технологий или к усовершенствованию производимой продукции и технологий (у компаний будет больше ресурсов на инвестиции в НИОКР). По нашему мнению, необходимо ввести единую ставку НДС в ближайшие годы в размере 13%, что, по расчетам Минэкономразвития РФ, может привести к ускорению экономической динамики (в первом году дополнительный прирост ВВП составит 0,2%, во втором - 0,3%). При этом ускорение экономической динамики будет достигнуто за счет повышения темпа роста инвестиций в основной капитал. В первые два года после снижения НДС дополнительный прирост инвестиций может составить 1,4 - 1,5%.
Основным позитивным результатом введения единой пониженной ставки НДС станет изменение качества экономического роста: инвестиции будут направлены в отрасли с высокой добавленной стоимостью, включая сектор высоких технологий, в проекты, связанные с импортом дорогостоящего оборудования. При одновременной реализации налоговых мер по стимулированию инвестиций в человеческий капитал и в модернизацию производства можно ожидать, что высвобождаемые средства в экономике будут распределены прежде все-
го по этим направлениям. Такое снижение будет способствовать уменьшению уклонений от уплаты налога на добавленную стоимость, что компенсирует бюджету потери в доходах.
В рамках налога на прибыль организаций достаточно важным представляется такой инструмент, как инвестиционный налоговый кредит. За рубежом такой налоговый кредит рассчитывается, как правило, в процентах от стоимости оборудования и вычитается из суммы налога на прибыль или облагаемого налогом дохода. Считается, что этот инструмент позволяет лучше, чем другие льготы, учитывать имущественное положение налогоплательщика. Если кредит предоставляется в виде вычета из налоговой базы, то большую выгоду получает налогоплательщик, доходы которого облагаются по более высокой ставке. Инвестиционный налоговый кредит, вычитаемый из суммы налога, сохраняет большую долю доходов плательщику с низкими доходами.
В России названный налоговый кредит представляет собой одну из форм изменения срока исполнения налогового обязательства (ст. 66 и 67 НК РФ). Инвестиционный налоговый кредит - это денежные средства, оставляемые у организации в связи с предоставлением ей отсрочки платежа по налогу при условии, что средства в размере «отсроченного» налога направляются на проведение НИОКР, техническое перевооружение производства, внедренческую и инновационную деятельность или на социально-экономическое развитие субъекта РФ и предоставление особо важных услуг населению. Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен по налогу на прибыль организации, а также по региональным налогам (налогу на имущество организаций, транспортному налогу) и местному земельному налогу.
Необходимо отметить, что уменьшение платежей возможно не более чем на 50% от размера налога, определенного по общим правилам, без учета наличия договоров об инвестиционном налоговом кредите в каждом отчетном периоде (независимо от числа договоров об инвестиционном налоговом кредите). Таким образом, накопленная в течение налогового периода сумма кредита не может превышать 50% суммы налога, подлежащего уплате организацией за этот налоговый период. Если накопленная сумма кредита превысит этот лимит, то разница переносится на следующий отчетный период.
Инвестиционный налоговый кредит является возмездным, и поэтому за пользование кредитом устанавливается плата в виде начисляемых процентов. Согласно п. 6 ст. 67 НК РФ не допускается устанавливать проценты на сумму кредита по ставке, менее одной второй и превышающей три четвертых ставки рефинансирования ЦБ РФ. Это дает возможность для налогоплательщиков привлекать на инвестиционные цели значительно более дешевые заемные средства.
В целом механизм инвестиционного налогового кредита может стать реальным и эффективным инструментом налогового стимулирования инвестиционной и инновационной деятельности в России. Вместе с тем данный инструмент фактически не работает. Уполномоченные государственные органы неохотно идут на предоставление инвестиционных налоговых кредитов, поскольку они ведут к потерям доходов бюджетов (и без того дефицитных), организации зачастую не обеспечивают целевого использования полученных средств и их своевременного возврата (с процентами). Поэтому не-
обходимо решить имеющиеся проблемы с целью повышения эффективности и значимости инвестиционного налогового кредита.
Налогоплательщиков, в частности, не устраивают сроки и условия его предоставления, а также пределы уменьшения текущих платежей по соответствующим налогам. Особенно серьезным препятствием видится пятилетний предельный срок предоставления кредита, поскольку он слишком мал для проведения технического перевооружения собственного производства, и за этот период капитальные затраты подобного характера, как правило, не окупаются. Считаем необходимым ввести прямую зависимость срока инвестиционного налогового кредита от окупаемости соответствующего инвестиционного проекта.
Кроме того, в Налоговом кодексе РФ ничего не говорится об ответственности налогоплательщиков за нецелевое использование средств, высвобождаемых в связи с получением инвестиционного налогового кредита. Необходимо исправить такое положение и установить в ст. 66 НК РФ пункт, предусматривающий предоставление в налоговый орган и уполномоченный орган государственной власти отчетности об использовании средств на инвестиционные цели, а также порядок восстановления налогов на всю сумму налогового кредита и начисления штрафов в случае использования средств не по целевому назначению.
Необходимо повысить значимость и упорядочить механизм ускоренной амортизации. Поскольку ускоренная амортизация влечет за собой снижение налога на прибыль (порой существенное), постольку необходимо узаконить и положение, согласно которому высвободившаяся в процессе применения ускоренного порядка прибыль должна в обязательном порядке направляться на приобретение наукоемкого оборудования, внедрение новых технологий и т.п. (или на погашение кредитов банка, выданных на эти цели, с учетом процентов), т.е. на инвестиционную деятельность. В случае нецелевого использования прибыли налоговые органы должны требовать восстановления сумм недоплаченного налога на прибыль.
Вполне своевременным и целесообразным представляются намечаемые Минфином РФ в период 2012 -2014 гг. изменения в амортизационной политике: во-первых, пересмотр амортизационных групп и норм амортизации для этих групп с учетом скорости развития технологий, влияющих на обновление основных средств; во-вторых, отмена порядка восстановления примененной 30%-ной амортизационной премии в отношении основных средств, связанных с реконструкцией, модернизацией и техническим перевооружением. При этом нам представляется целесообразным увеличить предельный размер такой амортизационной премии с 30% до 50%.
В целом можно отметить, что в настоящее время существующие налоговые льготы и преференции используются неэффективно: суммы расходов на НИОКР в составе общих расходов предприятий весьма незначительны и составляют от 0,5 до 2%; инвестиционная премия по отношению к общему объему инвестиций в основной капитал также варьируется от 0,8 до 2,2%; суммы, направляемые на научные исследования и разработки в российской экономике, минимальны (около 1,5% ВВП). В данной ситуации понижение налоговой ставки налога на прибыль организаций до 20% в значительной степени снижает интерес предприятий к ис-
♦
♦
пользованию налоговых льгот: чем она ниже, тем меньше величина сэкономленного налога. В результате концепция налогообложения такова: прибыль, выражающаяся в максимальной либерализации и унификации процесса налогообложения для различных экономических субъектов, в значительной степени сводит на нет провозглашенную Правительством РФ политику стимулирования инвестиционной и инновационной активности.
Налоговое регулирование инвестиционного процесса происходит не только на федеральном, но и на региональном уровне. Причем акценты в правовом регулировании инвестиционной деятельности в последнее время были смещены именно на региональный уровень. Это связано с усилением роли регионов в экономической и правовой сферах, с острой потребностью регионов в инвестиционных ресурсах. В настоящее время субъектам РФ предоставлено право вводить дополнительные льготы с целью привлечения инвестиций в экономику своего региона по налогу на прибыль и налогу на имущество организаций. Существует ряд примеров, когда субъекты РФ, предоставляющие налоговые льготы, при прочих равных условиях имеют лучшие экономические показатели по сравнению с регионами, где такие льготы отсутствуют.
Самым распространенным налогом, по которому предоставляется льгота региональными органами власти, является налог на прибыль в части его минимальной региональной ставки 13,5% (40 субъектов РФ предоставляют льготу по данному налогу). На втором месте - налог на имущество организаций (предельная его ставка 2,2%). В некоторых случаях ставка по налогу на имущество уменьшается на 50% (например, Орловская область). В 22 регионах предоставляются различные налоговые льготы для кредитных учреждений, лизинговых и страховых компаний, участвующих в финансировании инвестиционных проектов, включенных в областную инвестиционную программу. В Федеральном законе «Об инвестиционной деятельности» субъекты РФ и муниципальные образования имеют право предоставлять льготы для субъектов инвестиционной деятельности по земельному налогу в размере средств, подлежащих зачислению в региональный бюджет.
Также к региональным инструментам налогового стимулирования можно отнести и налоговые льготы в отношении резидентов особых экономических зон: налоговые каникулы по налогу на имущество организаций, земельному и транспортному налогам; пониженные ставки страховых взносов и налога на прибыль организаций (региональная составляющая); возможность применения специального коэффициента (не выше 2) при расчете амортизационных отчислений; возможность без ограничений списывать убытки на будущий период и затраты на НИОКР.
Вместе с тем налоговые льготы в российских ОЭЗ относительно невелики, государство снижает в основном только региональные и местные налоги, что делает этот инструмент налогового регулирования менее интересным для субъектов РФ. Поэтому необходимо расширение льготных механизмов за счет федеральной части налогов с соблюдением принципа налоговой нейтральности, по которому налоги не должны вести к нарушению конкуренции внутри страны.
В сфере стимулирования инвестиционной активности в регионах необходимы следующие налоговые нововведения:
1) главным условием предоставления льгот должно стать использование налогоплательщиком части высвободившихся ресурсов на инвестиционные цели;
2) установить право региональных органов власти уменьшать установленную ставку отчислений налога на прибыль организаций в региональные бюджеты вплоть до полного освобождения от его уплаты;
3) освободить от уплаты налога на имущество в первый год эксплуатации нового энергоэффективного оборудования. Кроме того, освобождаться от налога на имущество организаций должны только те налогоплательщики, которые зарегистрированы и осуществляют деятельность в сфере материального производства на соответствующей территории.
В связи с созданием инновационного центра «Скол-ково» в соответствии с Федеральным законом от 28.09.2010 г. № 243-ФЭ в отдельные действующие законодательные акты внесены поправки, устанавливающие льготы для участвующих в проекте лиц, в частности:
- участники проекта освобождаются от ведения бухгалтерского учета, если размер годовой выручки не превышает 1 млрд рублей. Они ведут учет доходов и расходов в том же порядке, что и плательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения (в соответствии со ст. 346.24 НК РФ);
- участники проекта по осуществлению исследований и разработок и коммерциализации их результатов освобождаются от налога на прибыль организаций, НДС и налога на имущество в течение 10 лет со дня получения соответствующего статуса (от данной льготы можно отказаться, но повторно она не предоставляется). Утрата статуса участника проекта или несоблюдение установленного ограничения по размеру получаемой прибыли влечет утрату права на льготный порядок. Участник проекта лишается права на освобождение от уплаты налога на прибыль, если его годовая выручка от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) превышает 1 млрд руб. В случае такого превышения участник вправе применять нулевую ставку, если совокупный размер прибыли не превышает 300 млн руб. (ст. 284 НК РФ). Право на освобождение от уплаты НДС и налога на имущество утрачивается, когда совокупный размер прибыли превышает 300 млн руб. с начала года, в котором размер выручки от реализации превысил 1 млрд руб. (ст. 145.1 НК РФ). Налоги за период, в котором участник проекта утратил свой статус или произошло превышение указанных размеров прибыли и выручки, подлежат восстановлению в бюджет с уплатой пеней;
- понижение тарифа страховых взносов для участников центра «Сколково» - 14% (только в Пенсионный фонд РФ), при этом применять льготную ставку взносов смогут участники проекта, удовлетворяющие критериям ст. 145.1 НК РФ.
Одним из главных направлений модернизации российской экономики может и должна стать сфера высоких технологий (1Т-отрасль). Важнейший вектор работы задан президентской Комиссией по модернизации и технологическому развитию экономики России: была поставлена задача к 2015 г. существенно улучшить место страны среди стран-лидеров в области телекоммуникаций, поскольку это имеет огромное значение для перспектив страны в целом. В связи с этим целесообразно создание благоприятных условий для развития «интеллектуальных» отраслей российской экономики. Такие компании
разрабатывают и продают лицензируемые программные продукты, предоставляют услуги, связанные с проектированием, разработкой, внедрением, поддержкой и обслуживанием компьютерного оборудования и программного обеспечения. 1Т-отрасль обслуживает реальный сектор, поэтому все, что в нем происходит, напрямую влияет и на развитие информационных технологий.
Большую часть объема рынка информационных технологий составляет рынок аппаратных средств -51,4%. На рынок программных средств приходится 20%, на рынок услуг - 28,6%. Значительно увеличилось число пользователей сети Интернет.
Перед предприятиями 1Т-отрасли стоят непростые экономические задачи, в том числе увеличить экспорт прибыльных высоких технологий. Однако при существующих налоговых ставках таких показателей достигнуть не получится. За последние пять лет экспорт софта и 1Т-услуг из России увеличивался в среднем на 40% в год. Присутствие иностранных компаний в отрасли составляет 84%, а на долю отечественных остается 16%. Недостаточно благоприятный налоговый климат тормозит развитие отрасли высоких технологий, невысока степень концентрации производства, а также отсутствует система венчурного финансирования. Однако новая система налогообложения вообще приведет 1Т-отрасль к краху: из-за замены ЕСН страховыми взносами 1Т-компании могут перенести производство в другие страны и перейти на «серые» зарплатные схемы (на зарплату приходится от 50% до 70% всех расходов в 1Т-бизнесе). Российский налоговый климат отличается в худшую сторону от условий, которые создаются в странах, где 1Т-отрасль развивается хорошими темпами, например в Израиле, Индии или Ирландии. При этом страдает и бюджет страны: в него поступает намного меньше налогов, чем могло бы при развитом рынке 1Т.
Средняя 1Т-компания соответствует следующим критериям:
- численность - менее 50 человек;
- доля выручки от продаж услуг иностранным компаниям - от 50 до 70%;
- доля фонда оплаты труда в выручке предприятия -не менее 50%;
- центр формирования доходов выведен за пределы РФ;
- сотрудники в основном работают через сеть Интернет, часто на серверах компании-заказчика;
- программисты, как правило, получают авторское вознаграждение, с которого платят НДФЛ по ставке 13%.
Соответственно наиболее оптимальным мы считаем разработку и внедрение специального налогового режима для российских предприятий 1Т-отрасли (компаний «информационного» сектора). Данная модель абсолютно законна с точки зрения российского налогового законодательства. Увеличение административного давления на 1Т неизбежно приведет к оттоку из этой отрасли как специалистов, так и доходов за рубеж.
В связи с этим имеет смысл поднять вопрос о включении в Налоговый кодекс РФ новой главы «Система налогообложения для организаций области информационных технологий». Специальный налоговый режим для 1Т-отрасли способен учесть особенности отдельных видов деятельности компаний «информационного» сектора. Налогоплательщиками (субъектами) такого специального налогового режима должны быть только те ор-
ганизации, которые прошли государственную аккредитацию, как организации, осуществляющие разработку и (или) реализацию программ для ЭВМ и баз данных на материальном носителе или в электронном виде по каналам связи независимо от вида договора и (или) оказывающие услуги (выполняющие работы), связанные с разработкой, адаптацией и модификацией программ для ЭВМ и баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники). Выручка от реализации продукции (товаров, работ, услуг) по названным видам деятельности должна составлять не менее 70% общей выручки (дохода) организации.
Переход организации 1Т-отрасли на специальный режим налогообложения должен осуществляться ими добровольно. Центральным звеном этого налогового режима может быть модель единого налога при упрощенной системе налогообложения. Учитывая, что доходы от реализации продукции у малого бизнеса в сфере информационных технологий могут быть значительными (по сравнению с другими отраслями) при относительно небольшой численности работников, необходимо установить следующие предельные значения для перехода 1Т-организаций на специальный налоговый режим: по выручке (доходу) от реализации - не более 100 млн руб., по численности - не более 50 человек, по основным фондам - не более 200 млн руб. Если в течение налогового или отчетного периода будет нарушено хотя бы одно из ограничений, организации придется вернуться к общему режиму налогообложения.
1Т-организации, переходящие на специальный налоговый режим, освобождаются от уплаты налога на прибыль, налога на имущество организаций и страховых взносов в прочие (за исключением Пенсионного фонда РФ) государственные внебюджетные фонды. Объектом обложения единым налогом по выбору организации могут быть доходы, облагаемые по ставке 6%, либо доходы за вычетом расходов - по ставке 15%. В качестве расходов для целей налогообложения можно принять перечень расходов при упрощенной системе налогообложения (гл. 26.2 НК РФ).
Говоря о налоговых стимулах в целом, видимо, настало время изменить методологию применения налоговых льгот и преференций. Во-первых, инвестиционные налоговые льготы и преференции (в том числе специальный налоговый режим) не должны носить всеобщего и долговременного характера. Они могут быть индивидуальными и должны быть ограничены временными рамками, учитывающими результаты оценки их эффективности за прошедшие годы после их применения по отдельным налогоплательщикам. Эффективность в данном случае предполагает достижение цели, ради которой введены инвестиционные налоговые льготы и преференции. Если цели не были достигнуты, то льготы отменяются, если цели достигнуты, то они продляются на следующие 3 - 5 лет. Во-вторых, необходимо разработать и внедрить действенную систему мониторинга результативности и эффективности применения инвестиционных налоговых льгот (преференций) и возложить эту функцию на Минфин РФ.
1. Козлов Д.А. Проблемы налогового регулирования реального сектора экономики России // Финансы. 2004. № 11.
2. Налоговая политика Российской Федерации на 2012 год и на плановый период 2013 - 2014 годов. УРЬ : www.minfin.mail.ru.