♦-------------------------------------------------
2) управление денежными потоками и управление банковской ликвидностью - схожие процессы, формирующие различные подходы к общему объекту;
3) ключевой элемент управления денежными потоками коммерческого банка - планирование, ключевой элемент планирования - цикл.
1. Бланк И.А. Управление денежными потоками. М.: Ника-Центр, 2007.
2. Гоищенко Ю.И. Организация и управление денежными потоками от финансовой деятельности компании // Справочник экономиста. 2008. № 12 (2102).
3. Скворцов ТА. Базовые элементы политики управления ликвидности в коммерческом банке // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. 2007. URL: http:// www.jurnal.org/articles/2007/ekon65.html.
4. Хохлов Е. Физические принципы управления банком // Вестник «ПрограммБанка». URL: http://www.programbank.ru/pbsite.nsf/ 0/9E61C8A1137A5756C3256C990047F78E?0pen Document
удк 336.22 м.А. Забалуева
НАЛОГОВОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИЙ В ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ РОССИИ
Исследованы инструменты налогового регулирования инвестиционной деятельности. Обоснован ряд предложений по совершенствованию налогового законодательства, целью которых является стимулирование развития инновационной экономики. Предложенные в статье практические рекомендации, в том числе по введению специального налогового режима для компаний «информационного» сектора, должны стимулировать дальнейшее развитие инновационной экономики.
Ключевые слова: налоговое регулирование, инвестиционная деятельность, инновационная экономика.
M.A. Zabalueva
TAX INCENTIVES FOR INVESTMENTS IN INNOVATIVE DEVELOPMENT OF THE RUSSIAN ECONOMY
The article deals with fiscal tools for investments management. A number of suggestions concerning taxation legislation amendments with a view to stimulate innovative development are given in the article. The practical advice including the introduction of a special tax regime for companies in information sector should encourage further development of innovative economy.
The key words: fiscal regulation, investment activity, innovative economy.
Налоговые инструменты воздействия на экономическое развитие государства имеют косвенный характер и вместе с тем являются существенным фактором при принятии инвестиционных решений. Налоговое стимулирование играет важную роль прежде всего для стран, нуждающихся в значительных капитальных вложениях (например, реализующих программу модернизации экономики или ускоренного развития отдельных отраслей промышленности), но при этом не располагающих значительным объемом внутренних свободных финансовых ресурсов. Кроме того, налоговое стимулирование может оказаться полезным для переориентации внутренних потоков капитала в направлении перспективных отраслей экономики.
Проблема привлечения инвестиций в развитие реального сектора экономики не становится менее актуальной и в условиях глобального финансового кризиса. Напротив, в этот период инвестиции используются наиболее эффективным способом. Обратной, т.е. позитивной, стороной кризиса является обусловленная им необходимость осуществлять модернизацию производства, внедрять новое оборудование и технологии в целях повышения конкурентоспособности продукции, создания новой экономики.
Стимулирование экономического развития достигается за счет увеличения размера ресурсов, остающихся в распоряжении плательщика после уплаты налогов. Адекватная реакция на стимулирующее воздействие возможна в случае осознания налогоплательщиком того, в какой мере налоговая политика государства способствует реализации его экономических интересов.
На наш взгляд, главным является не столько снижение уровня налоговых изъятий, сколько избирательное воздействие налогов и их уровня на отдельные отрасли, сферы деятельности, стимулирующее реальное производство и тем самым наращивающее ВВП, а следовательно в последующем и налоговые поступления в бюджеты всех уровней. Снижение налогов не является стопроцентным способом стимулирования хозяйственной активности. Так, при снижении налогов только 30% российских предприятий, нуждающихся в инвестициях, использовали их в производственных целях, остальные средства ушли на более прибыльные рынки [2].
Кроме того, варьировать налоговой нагрузкой в рамках финансовой политики инвестиционной деятельности необходимо при четком определении целей и приоритетов государства. Существует зависимость: если инвестиции составляют в величине государственных расходов долю меньшую, чем доля инвестиций в вели-
♦
♦
чине частных расходов, то экономический рост будет тем больше, чем меньше налоговая нагрузка. В то же время если инвестиции составляют в величине расходов долю большую, чем доля инвестиций в величине частных расходов, то экономический рост будет тем больше, чем больше налоговая нагрузка [1].
Таким образом, налоговое стимулирование инвестиций нужно осуществлять совместно с другими экономическими мерами (такими как государственная поддержка инвестиций, защита прав инвесторов). Последовательное преобразование налоговой системы в сторону снижения бремени, налагаемого на товаропроизводителя, а также отказ государства от практики перманентного изменения налогового законодательства относится к числу важнейших условий формирования в России благоприятного инвестиционного климата, восстановления и повышения активности предприятий реального сектора экономики в сфере капиталовложений.
На сегодняшний день цель налогового регулирования инвестиционной деятельности - способствовать экономическому росту при помощи направления налоговых инструментов на государственную поддержку накопления в реальном секторе ресурсов для реконструкции и повышения конкурентоспособности действующего производства. Следовательно, одной из ключевых задач налоговой политики является создание благоприятного налогового климата для роста уровня и эффективности производства и инвестиций.
Важным направлением совершенствования налогового законодательства является создание системы налоговых преференций, способствующих формированию и рациональному использованию организациями внешних источников финансирования инвестиционной и инновационной деятельности.
Промышленная политика государства должна содействовать инновационному развитию (повышению конкурентоспособности) предприятий традиционных отраслей промышленности. В первую очередь следует уделить внимание производственным предприятиям несырьевого сектора, которым приходится конкурировать с зарубежными производителями. Эти же предприятия испытывают жесткую конкуренцию на внутреннем рынке труда со стороны отечественных предприятий сырьевых отраслей и обслуживающих их секторов экономики, где заработная плата существенно выше и куда устремляются наиболее квалифицированные кадры.
Основными инструментами налогового стимулирования инвестиций выступают пониженные налоговые ставки, льготы, налоговый кредит ускоренная амортизация. Основными налогами, в рамках которых следует внедрять стимулирующие механизмы, являются, как правило, налоги, несущие наибольшую налоговую нагрузку на предприятиях, реализующих инвестиционные проекты, - НДС, налог на прибыль организаций, региональный налог на имущество организаций.
В рамках НДС в России льготируется научная деятельность. Так, согласно подпункту 16 п. 3 ст. 149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) НДС выполнение НИОКР:
- за счет средств бюджетов, а также средств Российского фонда фундаментальных исследований, Российского фонда технологического развития и образуемых для этих целей в соответствии с законодательством Российской Федерации внебюджетных фондов министерств, ведомств, ассоциаций;
- учреждениями образования и научными организациями на основе хозяйственных договоров.
По налогу на добавленную стоимость предусмотрено освобождение от налогообложения: операций по реализации исключительных прав на изобретения (полезные модели, промышленные образцы, программы для ЭВМ, базы данных, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау)) и прав на использование результатов интеллектуальной деятельности на основании лицензионного договора; выполнения организациями НИОКР технологических работ, относящихся к созданию новой продукции и технологий или к усовершенствованию производимой продукции и технологий (у компаний будет больше ресурсов на инвестиции в НИОКР).
По нашему мнению, необходимо ввести единую ставку НДС в размере 13%, что, по расчетам Минэкономразвития РФ, может привести к ускорению экономической динамики (в первом году дополнительный прирост ВВП составит 0,2%, во втором - 0,3%). Причем ускорение экономической динамики будет достигнуто за счет повышения темпа роста инвестиций в основной капитал. В первые два года после снижения НДС дополнительный прирост инвестиций составит 1,4 - 1,5%. Это будет связано с развитием следующих тенденций:
- повышением прироста инвестиций в основной капитал за счет собственных средств предприятий (на 1,0 -2,0% в год);
- ускорением роста кредитов и займов и прямых иностранных инвестиций (на 1,2 - 2,6% и 1,1 - 2,1% соответственно).
Основным позитивным результатом введения единой пониженной ставки НДС станет изменение качества экономического роста - инвестиции будут направлены в отрасли с высокой добавленной стоимостью, включая сектор высоких технологий; в проекты, связанные с импортом дорогостоящего оборудования. При одновременной реализации налоговых мер по стимулированию инвестиций в человеческий капитал и модернизации производства можно ожидать, что высвобождаемые средства в экономике будут распределены прежде всего по этим направлениям. Такое снижение будет способствовать уменьшению махинаций с налогом на добавленную стоимость и существенно снизит возможности для коррупции. Так, в Китае общий НДС -18%, а для компаний в секторе информационных технологий - всего 6% [3, с. 8]. При этом наряду с налоговыми преференциями необходим эффективный институт защиты интеллектуальной собственности, позволяющий защищать и страховать инвестиции в науку и новые технологии.
В рамках налога на прибыль организаций достаточно важным представляется инструмент инвестиционного налогового кредита. Инвестиционные налоговые кредиты и скидки для стимулирования инвестиций используются во всем мире, например в США они применяются с 1962 г. В России названный налоговый кредит представляет собой одну из форм изменения срока исполнения налогового обязательства, поэтому не следует его путать с используемым в западных странах налоговым кредитом. Инвестиционный налоговый кредит - это денежные средства, оставляемые у организации в связи с предоставлением ей отсрочки платежа по налогу при условии, что средства в размере «отсроченного» налога направляются на проведение НИОКР,
♦--------------------------------------------------
техническое перевооружение производства, внедренческую и инновационную деятельность или на социально-экономическое развитие субъекта РФ и предоставление особо важных услуг населению. В целом механизм инвестиционного налогового кредита должен быть реальным и эффективным инструментом налогового стимулирования инвестиционной и инновационной деятельности в России. Вместе с тем данный инструмент фактически не работает: за последние 10 лет по линии федеральных налогов не выдано ни одного инвестиционного налогового кредита. Во многом это связано с наличием проблемных вопросов в предоставлении инвестиционного налогового кредита. Налогоплательщиков, в частности, не устраивают сроки и условия его предоставления, а также пределы уменьшения текущих платежей по соответствующим налогам. Особенно серьезным препятствием видится 5-летний предельный срок предоставления кредита, поскольку этот срок слишком мал для проведения технического перевооружения собственного производства, и за этот период капитальные затраты подобного характера, как правило, не окупаются. Поэтому считаем необходимым ввести прямую зависимость срока инвестиционного налогового кредита от окупаемости соответствующего инвестиционного проекта.
Кроме того, в НК РФ необходимо установить положение, предусматривающее предоставление в налоговый орган и уполномоченный орган государственной власти отчетность об использовании средств на инвестиционные цели, а также порядок восстановления налогов на всю сумму налогового кредита и начисления штрафов в случае использования средств не по целевому назначению.
По нашему мнению, следует расширить перечень федеральных налогов, по которым может быть выдан инвестиционный налоговый кредит Прежде всего в этот перечень целесообразно включить НДС, акцизы, а также налог на добычу полезных ископаемых.
В сфере стимулирования инвестиционной активности в регионах необходимы следующие налоговые нововведения:
1) главным условием предоставления льгот должно стать использование налогоплательщиком части высвободившихся ресурсов на инвестиционные цели;
2) предоставление права региональных органов власти уменьшать установленную ставку отчислений налога на прибыль организаций в региональные бюджеты вплоть до полного освобождения от его уплаты;
3) введение ограничения по освобождению от налога на имущество организаций только для тех налогоплательщиков, которые не только зарегистрированы, но и осуществляют деятельность в сфере материального производства на соответствующей территории.
Результаты проведенного анализа показывают, что наличие налоговых льгот и гарантий неотмены данных льгот для субъектов инвестиционной деятельности оказывает существенное влияние на привлечение инвестиционных ресурсов в регион. Однако размер налоговых льгот, предоставляемых региональными органами власти, не является определяющим фактором, влияющим на решение об инвестировании в конкретный регион.
В условиях современной рыночной экономики ведущая роль принадлежит развитию инновационной деятельности. Инновационные аспекты развития становят-
ся объектом пристального внимания со стороны государства и бизнеса. В настоящее время предпринимаются шаги по стимулированию инновационной активности в ряде отраслей экономики России. Однако несмотря на многочисленные изменения НК РФ в части стимулирования инновационной активности, в экономике продолжается рост доли сырьевых отраслей, что обусловлено повышением мирового спроса на энергоресурсы, отсутствием стабильного внутреннего спроса на высокотехнологичную, наукоемкую продукцию и недостаточным финансированием инновационных отраслей хозяйства.
Вместе с тем нельзя создать инновационную экономику, только выпустив нормативные документы. Необходима повышенная активность и со стороны частного бизнеса. Широкая коммерциализация инноваций и построение экономики знаний возможны лишь при условии комплексного реформирования научно-технической сферы.
Одним из главных направлений модернизации российской экономики может и должна стать сфера высоких технологий. В этой связи целесообразно создание благоприятных условий для развития «интеллектуальных» отраслей российской экономики. Соответственно наиболее оптимальными считаем разработку и внедрение специального налогового режима для российских предприятий 1Т-отрасли (компаний «информационного» сектора). Такие компании разрабатывают и продают лицензируемые программные продукты, предоставляют услуги, связанные с проектированием, разработкой, внедрением, поддержкой и обслуживанием компьютерного оборудования и программного обеспечения. Считаем необходимым включить в Налоговый кодекс РФ новую главу - «Система налогообложения для организаций области информационных технологий». Специальный налоговый режим для 1Т-отрасли способен учесть особенности отдельных видов деятельности компаний «информационного» сектора. Специальный режим налогообложения устанавливается для российских организаций, осуществляющих исключительно разработку и(или) реализацию программ для ЭВМ и баз данных на материальном носителе или в электронном виде по каналам связи независимо от вида договора и(или) оказывающих услуги (выполняющих работы), связанные с разработкой, адаптацией и модификацией программ для ЭВМ и баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники).
По аналогии с упрощенной системой налогообложения переход к такой системе налогообложения должен осуществляться 1Т-предприятиями добровольно. Кроме того, для использования данного режима налогообложения вполне подходит модель единого налога при упрощенной системе налогообложения. Для инновационных и научных предприятий переходный барьер по выручке должен составлять 70 млн руб. При этом целесообразны ограничения его использования. Традиционное для спецрежимов ограничение по численности сотрудников - не более 50 работников.
Кроме того, компании должны будут выполнить дополнительные условия:
- по итогам налогового периода доходы от реализации должны составлять не менее 90% от общего объема доходов, из них 70% поступлений должно приходиться на экспорт;
♦
♦
- расходы на оплату труда за налоговый период - не менее 50%;
- расходы на оплату труда 10% работников с наибольшей зарплатой не должны превышать расходы на оплату труда 10% работников, имеющих наименьшие по размеру доходы, более чем в 10 раз;
- расходы на научно-исследовательские и опытноконструкторские работы должны составлять не менее 10% в общей сумме расходов.
Если в течение налогового или отчетного периода будет нарушено хотя бы одно из ограничений, фирме придется вернуться к общему режиму налогообложения.
Новый 1Т-налог заменяет уплату налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций и страховые платежи во внебюджетные фонды. Объектом налогообложения являются доходы. Налоговая ставка -в размере 6%. В рамках подобной системы налогообложения налоговое бремя для 1Т-компаний значительно снизится. Следовательно, налоговый спецрежим станет мощным стимулом для развития российских предприятий, работающих в сфере 1Т-технологий.
Кроме того, для научных организаций и предприятий инновационного бизнеса необходимо восстановить налоговые каникулы по налогу на прибыль организаций, которые раньше были у всех малых предприятий (право не уплачивать налог в течение первых 2-х лет со дня создания, в следующие 3 - платить по пониженной ставке). Частично эта мера реализована в особых экономических зонах промышленно-производственных и технико-внедренческих типов. По мнению руководства инновационных предприятий, помощью было бы и выведение на несколько лет из-под налогообложения всего, что связано с инновационной деятельностью, освобождение от налога на прибыль организаций доходов, полученных от продажи изделий, которые сделаны по инновационным разработкам в первые 2 -3 года после внедрения инновации, а также освобождение от налогообложения прибыли банков в результате кредитования ими стартовых инновационных проектов.
В целом развитие системы налогового стимулирования инвестиционной деятельности в России должно проходить в комплексе и включать в себя следующие меры:
- разработку и широкое использование на основе либерализации механизма инвестиционного налогового кредита в деятельности российских предприятий, особенно в технологической модернизации производства с целью повышения его конкурентоспособности;
- разработку и внедрение в практику системы целевых инвестиционных налоговых льгот под выполнение особо важных заказов, программ или проектов по созданию, внедрению и использованию новейших научнотехнических и технологических разработок для реконструкции производства, а также расширение практики применения целевых инвестиционных налоговых льгот в рамках санирования технологического перевооружения производств, находящихся на грани банкротства;
- установление налоговых льгот в виде освобождения от налогообложения реинвестируемой прибыли в технологическое перевооружение производства или научно-технические разработки путем включения этих расходов в состав расходов, признаваемых для целей налогообложения прибыли в полном объеме, при условии целевого использования льготируемых средств
и восстановления налога на прибыль с начислением штрафов в случае нецелевого расходования;
- внедрение договорной системы предоставления налоговых льгот для частных предприятий, которые обязуются содействовать реализации государственных научно-технических, промышленных и инновационных программ национального развития;
- законодательное установление возможности получения заинтересованными лицами налоговых каникул на время внедрения новейших производственных технологий;
- развитие особых налоговых зон с льготным режимом обложения в рамках наукоградов, технополисов, научно-промышленных территорий;
- освобождение от налога на прибыль (путем включения в состав расходов, признаваемых для целей налогообложения в полном объеме) прибыли, направляемой на образование специальных инвестиционных фондов;
- создание условий для использования субъектами РФ права дополнительного налогового стимулирования инвесторов в реальный сектор экономики по региональным налогам (основное условие - неуменьшение на сумму предоставленных инвестиционных льгот общей суммы федеральной финансовой помощи субъектам РФ или субсидий в фонды поддержки регионов);
- освобождение от налога на имущество организаций имущества, непосредственно используемого для выполнения научных и научно-прикладных работ предприятиями, научными и научно-производственными организациями.
В России постепенно формируется новая структура государственного управления и законодательная база, создающая условия для функционирования всей инновационной сферы в рыночных условиях. В связи с этим основными целями современной налоговой системы должны быть формирование стимулов развития рыночных институтов и механизмов хозяйствования, создание благоприятных условий для повышения эффективности производства и обновления основных фондов предприятий.
В России постепенно формируется новая структура государственного управления и законодательная база, создающая условия для функционирования всей инновационной сферы в рыночных условиях. В связи с этим основными целями современной налоговой системы должны быть формирование стимулов развития рыночных институтов и механизмов хозяйствования, создание благоприятных условий для повышения эффективности производства и обновления основных фондов предприятий.
Реализация целенаправленной системы мер налогового стимулирования инвестиционной активности при контроле государства за эффективным использованием предоставляемых льгот и преференций - важный фактор перехода российской экономики на инновационный путь развития.
1. Анисимов С.А., Максимов В.А. Бюджетная политика как источник экономического роста // Финансы. 2005. № 1.
2. Козлов Д.А. Проблемы налогового регулирования реального сектора экономики России // Финансы. 2004. № 11.
3. Шевченко И.В., Александрова Е.Н. Система факторов экономического роста российской экономики // Финансы и кредит. 2005. № 12.