Лизинг
налоговые аспекты лизинговой деятельности
Описание лизинговой сделки с точки зрения теоретических и практических основ реализации договора лизинга и формирования стоимости данных услуг является неполным, если не уделить внимания налоговым аспектам лизинговой деятельности.
Нынешняя практика реализации лизинговых сделок сформировалась исключительно благодаря наличию в налоговом законодательстве льгот, позволяющих лизингу быть крайне эффективным механизмом реализации инвестиционных проектов. Таким образом, анализ норм налогового законодательства является необходимым аспектом исследования сферы лизинговых услуг.
В Российской Федерации лизинговая деятельность регулируется не только Гражданским кодексом РФ (часть вторая, гл. 34 «Аренда», § 6 «Финансовая аренда (лизинг)») и Федеральным законом «О финансовой аренде (лизинге)», но также международными договорами Российской Федерации, Таможенным кодексом РФ, Законодательством о валютном регулировании и валютном контроле и законодательством об административном регулировании. Значительная часть принципиальных вопросов, затрагивающих лизинг, регламентируется Налоговым кодексом РФ. Именно нормы и принципы, отраженные в Налоговом кодексе РФ, во многом сформировали современные «правила игры» на рынке лизинговых услуг. Это касается в первую очередь амортизационной политики, отнесения лизинговых платежей на расходы и т. д.
Итак, рассмотрим основные виды налогов применительно к лизинговой деятельности.
налог на прибыль. Первое, с чего следует начать рассмотрение налоговых аспектов лизинговой деятельности с учетом налога на прибыль — это определение первоначальной стоимости имущества, т. е. стоимости, которая впоследствии может быть
А.А. КРУГЛАЯ, начальник финансового отдела ООО «ЦентрФинЛизинг»
самортизирована в процессе реализации договора лизинга.
В соответствии с Налоговым кодексом РФ (в ред. Федерального закона от 29.05.2002 № 57-ФЗ) «первоначальной стоимостью имущества, являющегося предметом лизинга, признается сумма расходов лизингодателя на его приобретение, сооружение, доставку, изготовление и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования...». Подобная формулировка появилась в ст. 257 НК РФ неслучайно. Ранее, до выхода Федерального закона № 57-ФЗ, в первоначальную стоимость предмета лизинга включались расходы, связанные только с приобретением предмета лизинга. Это являлось значительным неудобством в практической деятельности лизинговых компаний, так как помимо прямых затрат на покупку имущества, лизингодатель должен был нести еще и дополнительные расходы. Например, покупка станка может сопровождаться транспортными расходами, пусконаладочными расходами, монтаж, тестирование оборудования. Возможны ситуации, когда все эти услуги могут быть оказаны только сторонними организациям. Прежде для осуществления такого вида сделки необходимо было договариваться с поставщиком имущества о включении всех расходов в единый контракт, что в большинстве случаев вело к удорожанию сделки. С выходом Федерального закона № 57-ФЗ нет необходимости в подобных действиях. Однако ввод в Налоговый кодекс РФ дополнительных пунктов при определении первоначальной стоимости имущества создал нормативную основу для совмещения функций лизингодателя и поставщика в одном лице. Так, лизингодатель может купить полуразрушенный дом, достроить и отремонтировать его; или же возможно приобрести старый компьютер, оснастить его собственным программным обеспечением.
Полученное таким образом имущество передавать в лизинг не запрещено.
После указания на то, как формируется первоначальная стоимость имущества, в НК РФ прямо определяется порядок ее амортизации. Срок полезного использования имущества определяется в соответствии с постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 № 1 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы». На основании этого документа основное средство попадает в одну из десяти амортизационных групп. Каждая группа предполагает временной диапазон, в пределах которого налогоплательщик сам выбирает срок полезного использования имущества. В случае, когда имущество не указано в классификаторе, этот срок определяется налогоплательщиком самостоятельно на основании технической документации.
В статье 259 НК РФ (п. 7 — 9) определены метод и порядок начисления амортизации при реализации договора лизинга: «Налогоплательщики, передавшие (получившие) основные средства, которые являются предметом договора лизинга... вправе начислять амортизацию. с применением специального коэффициента не выше 3». Это означает, что имущество, находящееся в лизинге, может амортизироваться в три раза быстрее, чем это предусмотрено классификацией. Использование этой нормы является эффективным финансовым инструментом, поскольку позволяет в первое время уменьшать прибыль, сокращая тем самым налоговые платежи в бюджет. Это важно, если рассматривать денежные потоки компании с точки зрения инфляционных ожиданий.
Однако льгота ускоренной амортизации имеет ряд ограничений. Той же статьей НК РФ (п. 4 — 5) предусмотрено два способа начисления амортизации: линейный и нелинейный. При использовании линейного метода норма амортизации рассчитывается как К= (1/п) х 100 %, где п — срок полезного использования имущества, а сумма начисленной за месяц амортизации определяется как произведение первоначальной стоимости имущества на норму. Нелинейный метод предполагает норму, равную К= (2/п) х100 %. Однако, ежемесячные амортизационные отчисления равняются произведению нормы на остаточную стоимость. В момент, когда остаточная стоимость имущества достигнет 20 % первоначальной, на остаток стоимости амортизация должна начисляться линейным методом. Так же если имущество принадлежит к 8-10 амортизационным группам, оно должно амортизироваться только линейным способом.
Очевидно, что нелинейный метод позволяет списывать большую часть своей стоимости в первую половину срока полезного использования, что тоже имеет эффект при учете временного дисконта. Поскольку лизинговым компаниям не запрещено использовать нелинейный метод амортизации, то эффект от ускоренной амортизации в данном случае приумножается. Для имущества с небольшим сроком полезного использования (1-3 амортизационные группы), использование нелинейного метода начисления амортизации и льгот, предоставленных лизинговому бизнесу, могло бы привести к тому, что в первые месяцы полного использования списывалась бы большая часть стоимости предмета лизинга. Поэтому Налоговым Кодексом РФ (в редакции Федерального закона № 57-ФЗ) подобное совмещение запрещено.
Ускоренная амортизация с коэффициентом не более трех так же в соответствии с п. 9 ст. 259 НК РФ не может быть применена к «легковым автомобилям и пассажирским микроавтобусам, имеющим первоначальную стоимость соответственно более 600 тыс. руб. и 800 тыс. руб.». Для указанных случаев применяется специальный понижающий коэффициент, равный 0,5. Это означает, что для дорогих легковых автомобилей и микроавтобусов максимальный коэффициент ускоренной амортизации составит всего лишь 1,5, т. е. специальные коэффициенты перемножаются. Однако такого не происходит в случае, когда вторым специальным коэффициентом оказывается не 0,5, а 2.
Пунктом 7 ст. 259 НК РФ предусматривается использование повышающего коэффициента в случаях, когда оборудование используется в «условиях агрессивной среды и (или) повышенной сменности». Однако, с точки зрения Минфина РФ ускоренная амортизация с коэффициентом 6 — это слишком большая льгота. И налогоплательщикам рекомендуется применять коэффициент либо 2, либо 3, а не перемножать их.
Если посмотреть на статистику цен на автомобили, то довольно очевидно, что под понижающий коэффициент попадают в основном автомобили иностранного производства. Исходя из данного наблюдения, можно сделать вывод о том, что положения п. 7 ст. 259 НК РФ являются мерой протекционистской политики государства. Однако стоить обратить внимание, что легковые автомобили, стоимость которых значительно выше 600 тыс. руб., сильно отличаются в лучшую сторону по качеству и техническим характеристикам. Если отечественный автомобиль через 2 года использо-
ФИНАНСЫ И КРЕДИТ
49
вания в лизинге уже не представляет ценности и списывается, то автомобиль иностранной марки еще несколько лет может иметь хорошее функциональное состояние. В случае отсутствия понижающего коэффициента дорогой автомобиль всего лишь через несколько лет использования после его передачи лизингополучателю просто списывается с баланса и может быть продан за наличные деньги кому и куда угодно. Таким образом, с точки зрения налоговых органов введение понижающего коэффициента оправданно.
В подготовленных изменениях к Налоговому кодексу РФ, вступающих в силу с 2009 г., предусматривается запрет на ускоренную амортизацию имущества, относящегося к 1 — 3 амортизационным группам. Таким образом, под запрет попадают практически все легковые автомобили с объемом двигателя менее 3,5 л, которые в настоящий момент являются очень распространенным предметом лизинга. Данное изменение должно значительно повлиять на структуру портфеля договоров многих розничных лизинговых компаний, активно работающих в этом сегменте.
Нормы НК РФ возможно позволяют лизингополучателю получить еще один дополнительный бонус в части реализации выгод лизинговой сделки. Полностью самортизировав дорогое оборудование, лизинговая компания передает его лизингополучателю. Несмотря на то, что балансовая стоимость имущества равна нулю, рыночная стоимость еще достаточно высока, и лизингополучатель имеет право произвести переоценку данного имущества. Согласно п. 1 ст. 257 НК РФ «при проведении переоценки налогоплательщиком в последующих отчетных (налоговых) периодах после вступления в силу настоящей главы переоценки (уценки) стоимости объектов основных средств на рыночною стоимость положительная (отрицательная) сумма такой переоценки не признается доходом (расходом), учитываемым для целей налогообложения...». Это означает, что при помощи подобного инструмента лизингополучатель имеет возможность воздействовать на свои балансовые показатели, что немаловажно при осуществлении внешних заимствований.
Следует отметить, что применение коэффициента ускоренной амортизации, равного 3, не является обязательным. По согласованию сторон (коэффициенты, сроки полезного использования для целей бухгалтерского и налогового учета всегда прописываются в договоре лизинга) имущество может амортизироваться и с более низким коэффи-
циентом. Обычно подобное построение договора лизинга оказывается выгодно лизингополучателю не столько налоговыми бонусами, как регулированием денежных потоков компании, управлением ее балансовой стоимостью. Подобным целям может служить не только изменение коэффициента амортизации, но и варьирование сроков договора лизинга.
Согласно Федеральному закону № 57-ФЗ Налоговый кодекс РФ предусматривает отнесение на расходы затраты на добровольное страхование основных средств производственного назначения, в том числе арендованных. Поскольку имущество, передаваемое в лизинг, обязательно страхуется, то данная норма позволяет лизингополучателю выступать в качестве страхователя, при условии назначения выгодоприобретателем себя либо лизингополучателя, и относить сумму затрат непосредственно на расходы. Это значительно удешевляет стоимость всей сделки по лизингу для лизингополучателя. Данный факт связан с тем, что страховые взносы не облагаются НДС. В случае же, если по договору лизинга обязанности по страхованию имущества возлагаются на лизингодателя, он вынужден включать стоимость страховки в стоимость договора лизинга, а следовательно, дополнительно начислять НДС и на ту часть суммы сделки, которая впоследствии истратится на страховые взносы.
Расходами, которые несет лизингодатель до момента ввода имущества в эксплуатацию, но не входящими в первоначальную стоимость предмета лизинга, являются: страхование имущества в период его транспортировки, охрана имущества, расходы, связанные с прохождением необходимых формальностей в государственных органах (ст. 13, 33, 264, 333 НК РФ).
В течение срока договора лизинга в случае, если балансодержателем является лизингодатель, на расходы относится сумма ежемесячно начисленной амортизации имущества. В случае, если балансодержателем является лизингополучатель, то на расходы он относит уплаченные им лизинговые платежи, за вычетом сумм начисленной амортизации по этому имуществу. Однако при втором варианте, когда имущество находится на балансе лизингополучателя, лизингодатель не несет расходов, связанных с амортизацией. Согласно ст. 272 НК РФ «расходы по приобретению переданного в лизинг имущества. признаются в качестве расхода в тех отчетных (налоговых) периодах, в которых в соответствии с условиями договора предусмотрены арендные платежи» Это означает, что лизингода-
тель вправе признавать расходы на приобретение имущества пропорциональными ежемесячным лизинговым платежам.
Нормы, четко регламентирующие указанный выше порядок, вступили в силу лишь в последней редакции изменений Налогового кодекса РФ, а именно с начала 2006 г. В прежней редакции Кодекса это подразумевалось неявно, и большинство компаний придерживались описанного выше правила учета расходов. Однако, в ряде писем Минфина РФ лизинговым компаниям был предписан довольно противоречивый порядок определения расходов при отсутствии амортизации, что повлекло за собой ряд судебных споров между налоговыми органами и лизингодателями. К сожалению, четко устоявшейся практики по разрешению возникающих проблем на сегодняшний момент не существует и по сделкам, совершенным до начала 2006 г., вопрос о корректности действий лизингодателей остается открытым1.
Определенные сложности в процессе реализации договора лизинга вызывает норма, касающаяся признания расходов при реализации имущества. В соответствии со ст. 268 НК РФ убыток, образовавшийся при реализации имущества в случае, если его балансовая стоимость была больше выручки от продажи, включается в прочие расходы налогоплательщика равными долями в течение оставшегося до полной амортизации имущества срока. Это означает, что даже ничтожный убыток может списываться на протяжении двух-трех лет, сильно увеличивая количество бухгалтерских проводок. Подобные ситуации могут возникать довольно часто. Например, в случае изъятия абсолютно неликвидного, с низкой рыночной стоимостью предмета лизинга лизингодателем у неисполнительного лизингополучателя или же в случае непредвиденного сдвига начала срока амортизации имущества. Возможны ситуации, когда срок лизинга начинается с момента подписания акта приема-передачи в лизинг и с этого момента начинают выплачиваться и лизинговые платежи, и начисления. Однако ввиду ряда обстоятельств (например, непостановка на учет автомобиля) имущество не может быть введено в эксплуатацию вовремя, и происходит это через два месяца после запланированного срока.
В настоящее время в случае, когда выкупная цена не определена в договоре лизинга отдельно, налоговые органы могут отказать в уменьшении налоговой базы по налогу на прибыль на часть лизингового платежа на том основании, что в со-
1 Ковынев С.Л. Лизинговые сделки. — М.: 2006.
ответствии с п. 5 ст. 270 НК РФ при определении налоговой базы не должны учитываться расходы по приобретению или созданию амортизируемого имущества. А такие расходы, как амортизация, могут учитываться в качестве затрат налогоплательщика только после перехода к лизингополучателю права собственности на имущество.
В соответствии с позицией Минфина РФ, изложенной в Письме от 15.11.2006 № 03-03-04/1/761, лизинговый платеж может быть отнесен к прочим расходам только в той части, в которой он уплачивается за получение предмета лизинга во временное владение или пользование. Эта позиция логична, поскольку при высоком удельном весе выкупной стоимости предмета лизинга под договором лизинга может быть скрыт просто договор купли-продажи, что можно прямо классифицировать как уход от налогообложения.
Постановления же ФАС прямо противоречат позиции Минфина РФ. Например, ФАС Западно-Сибирского округа своим постановлением от 07.02.2007 № Ф04-300/2007 признал правомерным включение в состав расходов для целей налогообложения выкупную цену, мотивируя решение тем, что согласно Федеральному закону «О финансовой аренде (лизинге)» в сумму договора лизинга может включаться выкупная цена. Поскольку же под лизинговыми платежами подразумевается общая сумма платежей по договору лизинга, то выкупная цена является неотделимой частью лизинговых платежей и ее выделение недопустимо. Это делает отказ налоговых органов признать целиком лизинговый платеж расходом необоснованным.
В данном случае налицо противоречие между позициями налоговых органов, Министерства финансов РФ и ФАС, порождающее довольно значительные проблемы в деловой практике.
Налог на имущество. Одним из важных преимуществ лизинговой сделки, как варианта реализации инвестиционного проекта, является экономия на налоге на имущество. Ввиду возможности применения к имуществу, находящемуся в лизинге, коэффициента ускоренной амортизации не более 3, в соответствии с формулой исчисления налога на имущество (гл. 30 НК РФ) налог на имущество сокращается в то же число раз, во сколько была ускорена амортизация. В соответствии с Налоговым кодексом РФ «объектом для налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество. учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения
ФИНАНсЫ И крЕдИт
51
бухгалтерского учета». В соответствии же с Правилами бухгалтерского учета, действовавшими до начала 2006 г., налогом на имущество облагались только основные средства, отраженные на счете 01. При реализации лизинговой сделки, в случае если балансодержателем выступает лизингодатель, у него имущество отражается на счете 03 «Доходные вложения», и, следовательно, в течение периода с начала 2004 г. по конец 2005 г. лизингодатели были освобождены от уплаты налога на имущество. Минфин РФ опубликовал ряд писем, где высказался в пользу вышеописанной трактовки сложившейся ситуации. Налоговые же органы придерживались другого мнения и расценивали лизинговые схемы как прямой уход от налогов. Среди лизингодателей также не было однозначной позиции по данному вопросу. Часть компаний в соответствии с разъяснениями Минфина РФ налог на имущество не уплачивала, другая же, опасаясь возможных санкций со стороны ФНС, продолжала платить, тем самым уменьшая налоговую базу на прибыль, и также рисковала попасть под санкции.
Во избежание дальнейших неясностей по вопросу налога на имущество с 01 января 2006 г. ПБУ в этом аспекте были изменены, и в соответствии с новыми нормами бухгалтерского учета основные средства, отраженные на счете 03, также облагаются налогом на имущество.
Налог на имущество в отличие от налога на прибыль является региональным налогом, и в НК РФ не указывается четкая ставка данного налога, а определяется лишь возможный максимальный размер. Непосредственное же решение о конкретной ставке принимается субъектом РФ в пределах указанной границы в 2,2 %. Некоторые субъекты РФ для облегчения налогового бремени и увеличения инвестиций установили данную ставку на уровне ниже максимального. Данный факт вряд ли сильно повлияет на общую картину лизингового бизнеса в России, однако может подтолкнуть некоторые лизинговые компании перерегистрироваться в субъекте РФ с наиболее низкими ставками по налогу на имущества.
Налог на добавленную стоимость. Практика исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость у лизингополучателя обычно не вызывает никаких возражений. Он на основании выставленной на лизинговые платежи счета-фактуры ежемесячно после ввода имущества в эксплуатацию имеет право предъявить НДС к вычету в полном объеме.
Для лизингодателя ситуация с НДС несколько сложнее. Фактически лизинговая компания в на-
стоящее время является всего лишь посредником между продавцом и конечным покупателем имущества. Добавленная стоимость для лизинговой компании состоит в разнице между стоимостью договора лизинга и стоимостью товаров и услуг, приобретенных для передачи в лизинг. Однако ввиду нечеткой формулировки и не совсем полной адаптации законодательства к условиям современного российского лизингового бизнеса на предмет принятия НДС к вычету существует несколько различных мнений. Во-первых, в Законе № 164-ФЗ лизинговая деятельность определена как инвестиционная. При этом налоговые органы настаивают, что в соответствии с подп. 4 п. 3 ст. 39 НК РФ подобный вид деятельности не представляется объектом налогообложения по линии НДС. Минфин РФ и арбитражные суды признают позицию налоговых органов неправомочной, ссылаясь на тот факт, что лизинг — это в первую очередь услуга, а она подпадает под действие ст. 146 НК РФ. Во-вторых, ряд проблем возникает при определении понятия постановки имущества на учет и возмещения НДС, уплаченного за счет заемных средств, однако это не является исключительной проблемой участников лизинговых отношений, наверное, за исключением факта постановки имущества на баланс лизингодателя не на счет 01, а на 03. Но и эта проблема была уже не раз разрешена в судебных инстанциях.
В связи с уплатой НДС при ввозе оборудования из-за границы следует отметить один негативный момент. Согласно налоговому и таможенному кодексу определено имущество, ставка НДС для которого применяется равной нулю или ниже 18 %. Однако это возможно только в случае строго определенного целевого использования и наличия определенного вида документов у покупателя. Примером может служить медицинское оборудование. Непосредственный покупатель данного оборудования может воспользоваться налоговой льготой исключительно в случае заключения договора купли-продажи. В случае, когда оборудование покупается лизингодателем для передачи его в лизинг, меняется характер и тип покупателя, и льгота теряется.
Одной из наиболее распространенных проблем является отказ налоговых органов в вычете лизинговыми компаниями входящего НДС в отношении имущества, приобретенного для предоставления в лизинг. Причины лизингодателям, как правило, озвучиваются следующие: деятельность лизинговой компания неприбыльна; сделка не соответствует критерию экономической целесообразности и
действия направлены на получение необоснованной экономической выгоды; неподтверждение продавцом имущества факта уплаты НДС, полученного от лизингодателя; отсутствие реальных затрат на приобретение лизингового имущества, в частности, при использовании заемных средств.
Подобные вопросы возникают, как правило, в связи с различной трактовкой норм законодательства налоговыми органами, лизингодателями и Министерством финансов — единственным органом, имеющим право давать разъяснения к действующему налоговому законодательству. Помимо этого, исходя из практики общения с налоговыми инспекциями, можно заключить, что мотивация сотрудников налоговых органов нацелена не на контроль правомерности уплаты налоговых платежей, а на максимизацию платежей организаций, зарегистрированных в налоговых инспекциях.
Этим объясняется отказ налоговых органов в принятии НДС к зачету неприбыльностью деятельности компании, поскольку в этом случае налоговая инспекция не получает ни платежей по НДС, ни платежей по налогу на прибыль. Налоговыми органами просто не принимается в расчет, что налоговое законодательство не предусматривает права на возмещение НДС в зависимости от рентабельности. Для налоговых инспекций важны показатели по собираемости налогов на вверенном им участке, а не корректность действий. Сознательное же нарушение сотрудниками налоговых инспекций норм налогового законодательства не влечет никаких санкций со стороны государства, увеличивая количество судебных дел по данному вопросу.
Судебные органы после рассмотрения большей части дел обычно оказываются на стороне лизинговых компаний. Однако судебные издержки на настоящий момент становятся большой статьей расходов для лизингодателей. Помимо этого налоговая инспекция, заранее действуя неправомерно, имеет право заблокировать расчетный счет организации, значительно затруднив ей работу, вплоть до вынесения решения суда в пользу лизингодателя, что может произойти и через полгода, и через год после возникновения спорной ситуации. Естественно, лизингодатель при расчете договоров вынужден закладывать возможные расходы по решению спорных вопросов в стоимость договора лизинга, что делает лизинг дороже для лизингополучателя и снижает его эффективность.
Невозмещение НДС, обоснованное нерентабельностью лизингодателя, еще больше ухудшает его финансовое положение. Невозвращенный НДС —
это чистый денежный поток для компании, ее CASH FLOW, который может быть использован для увеличения оборота компании и, как следствие, ее прибыльности.
Подобные аргументы можно привести и при рассмотрении всех прочих причин для отказа в возмещении НДС. В случае, если причиной отказа является факт признания сделки не соответствующей критерию экономической целесообразности и схемы по налоговой оптимизации, что происходит при сделках возвратного лизинга, то обоснованием позиции лизингодателя может служить п. 1 ст. 4 Федерального закона от 29.10.1998 № 164-ФЗ, где четко оговаривается право осуществления сделки возвратного лизинга.
Неподтверждение продавцом имущества факта уплаты НДС, полученного от лизингодателя, как и отсутствие реальных затрат на приобретение лизингового имущества, в частности при использовании заемных средств, также не являются основаниями для отказа в вычете НДС. «Непредоставление поставщиком предмета лизинга или иными третьими лицами документов для встречной налоговой проверки либо доказательств уплаты поставщиком НДС в бюджет не является основанием для отказа» (Постановление ФАС г. Москвы № А40-33562/05-09-270), а использование заемных средств при финансировании лизингодателем сделки может повлиять на право возмещения НДС только в случае признания налоговыми органами недобросовестности лизингодателя как налогоп-лательщика2.
транспортный налог. Ввиду того, что транспортные средства составляют значительную долю от всего оборота лизинговых договоров, то уплата транспортного налога может стать значительной строкой расходов в бюджете лизинговой компании. Ставки налога прописаны в гл. 28 НК РФ. В соответствии с положениями данной главы транспортный налог уплачивается лицом, на которое зарегистрировано транспортное средство. Поскольку транспортное средство может быть зарегистрировано как на имя лизингодателя, так и на имя лизингополучателя, то уплата транспортного налога не является безусловной обязанностью лизингодателя. Наоборот, на протяжении довольно длительного периода становления лизинга в России транспортные средства регистрировались в основном на лизингополучателя, так как это избавляло от большого количества документов, которое было
2 Громов С. Актуальные вопросы правового обеспечения лизинговой деятельности // Лизинг ревю. 2006. № 4.
необходимо возить с собой в транспортном средстве при регистрации на лизингодателя.
Вышеперечисленные виды налоговых обязательств являются на настоящий момент основными для большинства лизинговых компаний. Непосредственная доля каждого налога в общей сумме налоговых отчислений напрямую зависит от структуры и особенностей портфеля договоров лизинга каждой компании. Так, компании, передающие предмет лизинга на баланс лизингополучателю, имеют сравнительно низкие обязательства по уплате налога на имущество. Для организаций, занимающихся предоставлением в лизинг промышленного оборудования с высокой стоимостью, существенным становится вопрос НДС. Для лизингодателей, строящих свой бизнес за счет автолизинга, наиболее чувствительным является вопрос транспортного налога и налога на прибыли, а именно правила начисления амортизации.
На протяжении почти каждого года в Налоговый кодекс РФ вносятся изменения, неизбежно отражающиеся на рынке лизинговых услуг и условиях его функционирования. Учитывая долгосрочность лизинговых взаимоотношений, лизинговая компания постоянно подвергается риску, связанному
с изменением налогового законодательства. Во избежание возникновения непредвиденных расходов по налоговым обязательствам лизинговым компаниям, в особенности специализированным на каком-то одном виде имущества или одном типе сделок, необходимо крайне ответственно подходить к вопросам налогового планирования и управления денежными потоками и проводить регулярный мониторинг планируемых изменений в налоговое законодательство.
литература
1. Налоговый кодекс Российской Федерации (Федеральный закон от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ ч. II).
2. О финансовой аренде (лизинге): Федеральный закон от 29.11.1998 № 164-ФЗ.
3. Газман В. Д. Финансовый лизинг: Высшая школа экономики. 2-е изд. М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2005.
4. Ковынев С. Л. Лизинговые сделки. М.: 2006.
5. Громов С. Актуальные вопросы правового обеспечения лизинговой деятельности // Лизинг ревю. 2006. № 4.
Не успели оформить
подписку на 2009 год?
Оформить подписку на журналы Издательского дома «Финансы и Кредит» можно с любого номера в редакции или в одном из агентств альтернативной подписки.
Полный список агентств альтернативной подписки можно посмотреть на сайте : www.financepress.ru.
Тел./факс: (495) 621-69-49, Http://www.fin-izdat.ru
(495) 621-91-90 E-mail: [email protected]