Научная статья на тему 'Налоговое стимулирование повышения энергоэффективности производства'

Налоговое стимулирование повышения энергоэффективности производства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
204
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ / TAX INCENTIVES / ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОИЗВОДСТВА / ENERGY EFFICIENT PRODUCTION / УСКОРЕННАЯ АМОРТИЗАЦИЯ / ACCELERATED DEPRECIATION / НАЛОГ НА ИМУЩЕСТВО / ENTERPRISE PROPERTY TAX / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ НАЛОГОВЫЙ КРЕДИТ / INVESTMENT TAX CREDIT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хмеленко Валерия Вадимовна

В статье рассмотрен вопрос о возможности применения действующих налоговых льгот для повышения энергоэффективности производства, определены требования к объектам, в отношении которых могут быть применены налоговые льготы, документарные требования, а также порядок их применения. Проведен анализ преимуществ и недостатков налоговых инструментов, применяемых для улучшения энергоэффективности производства, с точки зрения деятельности предприятия и государства. Сделаны выводы об эффективности применения существующих в НК РФ налоговых льгот для предприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Налоговое стимулирование повышения энергоэффективности производства»

6. Пушкарева В. История финансовой мысли и политики налогов. [Электронный ресурс]. URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Econom/Puschk/index.php (дата обращения: 15.04.2016 г.).

7. Федеральная служба государственной статистики РФ. [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru. (дата обращения: 15.04.2016 г.).

8. Официальный сайт статистики ЕС. [Электронный ресурс] URL: http://ec.europa.eu/eurostat/statistics-explamed/mdex.php/Tax_revenue_statistics. (дата обращения: 15.04.2016 г.).

9. Официальный сайт статистики стран ОЭСР. [Электронный ресурс] URL: https://stats.oecd.org/Index.aspx?DataSetCode=REVVEN (дата обращения: 15.04.2016 г.).

Tax incentives for energy efficiency improvement of production

Khmelenko V.

Налоговое стимулирование повышения энергоэффективности производства

Хмеленко В. В.

Хмеленко Валерия Вадимовна /Khmelenko Valeriya — студент магистратуры, кафедра налогов и налогообложения, факультет налогов и налогообложения, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва

Аннотация: в статье рассмотрен вопрос о возможности применения действующих налоговых льгот для повышения энергоэффективности производства, определены требования к объектам, в отношении которых могут быть применены налоговые льготы, документарные требования, а также порядок их применения. Проведен анализ преимуществ и недостатков налоговых инструментов, применяемых для улучшения энергоэффективности производства, с точки зрения деятельности предприятия и государства. Сделаны выводы об эффективности применения существующих в НК РФ налоговых льгот для предприятий.

Abstract: the article tackles upon the issue of tax incentives for energy efficiency improvement ofproduction. The paper also notes the requirements of objects for which tax incentives can be used, as well as documentary requirements and procedures for its application. It is analyzed advantages and disadvantages of tax tools that are used to improve the energy efficiency of production from government and enterprises viewpoints. At the end of the article is concluded about efficiency of application of tax incentives at national enterprises.

Ключевые слова: налоговые льготы, энергетическая эффективность производства, ускоренная амортизация, налог на имущество, инвестиционный налоговый кредит.

Keywords: tax incentives, energy efficient production, accelerated depreciation, enterprise property tax, investment tax credit.

В настоящее время одной из ведущих тенденций развития большинства стран мира, и особенно развитых экономик, является повышение энергоэффективности в связи с ограниченностью ресурсов и одновременно растущим спросом на них. Именно энергоэффективность становится одним из факторов конкурентоспособности экономики, в том числе и в долгосрочной перспективе. Для достижения результатов в данной сфере требуется как экономное энергопотребление, так и развитие энергоэффективных технологий и оборудования. В большинстве стран именно государство оказывает существенную поддержку реализации выше указанных целей.

По мнению большинства экспертов, по уровню развития энергоэффективности экономики Россия существенно отстает от многих развитых стран. По уровню энергоёмкости ВВП Россия находится в первой двадцатке стран в списке из 121 страны, что соответствуют одному из наиболее низких уровней энергоёмкости в мире. Проблема неэффективного использования энергии в России, а также его негативное влияние на экономику страны неоднократно были предметом обсуждения в государственных кругах. Основной отправной точкой для этого послужил Указ Президента РФ от 04.06.2008 N 889 «О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики». Однако рамочный механизм преодоления данной проблемы был разработан только в 2010 г. в рамках Государственной программы «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года», цель которой состоит в сокращении энергоемкости ВВП РФ на 40 % в период 2007-2020 гг. В связи с этим и началось формирование нормативного поля в области энергоэффективности. В частности, в настоящее время действуют следующие нормативно-правовые акты:

1. Федеральный закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

2. Постановление Правительства РФ от 31.12.2009 N 1222 «О видах и характеристиках товаров, информация о классе энергетической эффективности которых должна содержаться в технической документации, прилагаемой к этим товарам, в их маркировке, на их этикетках, и принципах правил определения производителями, импортерами класса энергетической эффективности товара».

3. Приказ Минпромторга РФ от 29.04.2010 N 357 «Об утверждении Правил определения производителями и импортерами класса энергетической эффективности товара и иной информации о его энергетической эффективности».

4. Постановление Правительства РФ от 17.06.2015 N 600 «Об утверждении перечня объектов и технологий, которые относятся к объектам и технологиям высокой энергетической эффективности».

В Федеральном законе от 23.11.2009 N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» даются следующие трактовки определений:

Энергетическая эффективность - характеристики, отражающие отношение полезного эффекта от использования энергетических ресурсов к затратам энергетических ресурсов, произведенным в целях получения такого эффекта, применительно к продукции, технологическому процессу, юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю.

Энергосбережение - реализация организационных, правовых, технических, технологических, экономических и иных мер, направленных на уменьшение объема используемых энергетических ресурсов при сохранении соответствующего полезного эффекта от их использования (в том числе объема произведенной продукции, выполненных работ, оказанных услуг).

Данные понятия часто употребляют в качестве синонимов, хотя они имеют разные значения. Исходя из указанных выше определений, энергосбережение означает реализацию сохранения полезного эффекта при одновременном уменьшении объема энергетических ресурсов, в то время как энергоэффективность - это характеристика полезного эффекта по отношению к затраченным энергетическим ресурсам.

Помимо рамочной нормативной базы сейчас действуют и налоговые инструменты стимулирующего характера для предприятий, инвестирующих в энергоэффективные отрасли и использующие энергоэффективное оборудование.

В Налоговом кодексе РФ предусмотрено 3 налоговые льготы в отношении налогоплательщиков, инвестирующих в энергетически эффективные технологии, объекты основных средств:

Право применять к норме амортизации специальный коэффициент, но не выше 2-х в отношении амортизируемых объектов основных средств, имеющую высокую энергоэффективность (пп. 4, п. 1, ст. 259.3 НК РФ). Повышающий коэффициент можно также применять к объектам, имеющим высокий класс энергоэффективности, если в отношении данных объектов предусмотрено определение таких классов в соответствии с законодательством [10].

Преимущества использования данной льготы состоят в том, что увеличение амортизации позволяет освободить денежные средства для их дальнейшего реинвестирования в предприятие. Также в фондоемких производствах экономический эффект от пересчета амортизации с применением коэффициента 2 дает такой результат, что объем освобождаемых денежных средств за три года сопоставим с суммами на текущую инвестиционную программу.

К недостаткам указанной льготы можно отнести отсутствие целесообразности при условии налоговых убытков в анализируемых периодах.

Также в отношении основных средств, поставленных на учет до 1 января 2014 г., действует право на применение коэффициента 2 в случае, если данные объекты эксплуатируются в режиме повышенной сменности или в режиме агрессивной среды.

Право компании на освобождение от обложения налогом на имущество в отношении вновь вводимых объектов, имеющих высокую энергетическую эффективность или высокий класс энергетической эффективности (п. 21, ст. 381 НК РФ). Такое освобождение действует в течение трех лет со дня постановки на учет указанного имущества. Данная льгота относится к имуществу класса А и дополнительных классов А+ и А++ (Письмо Министерства финансов РФ от 26.02.2016 N 03-03-06/1/10868). Тем не менее, она не распространяется на объекты недвижимого имущества, имеющие высокий класс энергоэффективности (Письмо Министерства финансов РФ от 20.03.2015 г. № 03-03-06/15239).

Льгота по налогу на имущество организаций может быть предоставлена в отношении вновь вводимых (п. 21, ст. 381 НК РФ) после постановки данных объектов на баланс предприятия-налогоплательщика в составе основных средств, а также на основании технической документации, а также других документов, таких как паспорт, маркировка, акт и т. п. Данный перечень указан в

Федеральном законе № 261-ФЗ и иных нормативных правовых актах, которые были приняты во исполнение данного Закона и которые содержат информацию об энергетической эффективности объектов по Перечню или классу энергетической эффективности объектов (товаров).

Документы, подтверждающие льготу, в соответствии со ст. 80, 88 НК РФ, должны представляться в сроки представления налоговой декларации по налогу на имущество организаций (налоговых расчетов по авансовым платежам по налогу), установленные статьей 386 НК РФ.

Предоставление инвестиционного налогового кредита компании. Данная льгота может быть предоставлена по налогу на прибыль организаций, по региональным (налог на имущество организаций, налог на игорный бизнес, транспортный налог) и местным налогам (земельный налог) на срок от 1 года до 5 лет, в особых случаях - до 10 лет. Основанием для этого может быть осуществление этой компанией инвестиций в создание объектов, имеющих наивысший класс энергетической эффективности (пп. 1, п. 1, ст. 67 НК РФ).

В том числе для целей получения инвестиционного налогового кредита учитывается факт направления денежных средств на создание:

• объектов, относящихся к возобновляемым источникам энергии и (или) относящихся к объектам по производству тепловой энергии, электрической энергии, имеющим коэффициент полезного действия более чем 57 %;

• иных объектов, технологий, имеющих высокую энергетическую эффективность, в соответствии с Перечнями, утвержденными Постановлением Правительства от 17.06.2015 № 600 (пп. 5, п. 1, ст. 67 НК РФ).

Такой финансово-правовой институт, как инвестиционный налоговый кредит, существует в России с 1991 г. Получение в пользование денежных средств со ставкой кредитования от одной второй до трех четвертых ставки рефинансирования Банка России (абз. 3, п. 6, ст. 67 НК РФ) - достаточно эффективное решение для многих инвестиционных проектов. Кроме того, при осуществлении инвестиций в энергоэффективные объекты налоговый кредит может быть предоставлен в размере до 100 % таких инвестиций (пп. 1, п. 2, ст. 67 НК РФ).

Стоит отметить, что предоставление налогового кредита - это право налогового органа, но не обязанность. Соответствующую позицию не получилось оспорить и в суде (Постановление ФАС Московского округа от 5 июля 2013 г. по делу N А40-117434/12-115-837) [10].

Также стоит обратить внимание на то, что проблематика применения налоговых льгот в отношении основных средств практически в любой организации типовая.

Инженерные специалисты вводят основные средства в эксплуатацию и отвечают за работу оборудования. Они же заполняют документы о вводе объектов в эксплуатацию. Часто возникают сложности в присвоении им нужного кода ОКОФ (Общероссийского классификатора основных фондов), так как под некоторые объекты основных средств можно написать целый научный труд, какой ОКОФ присвоить и в каких случаях. Зачастую присваивается тот ОКОФ, который присваивали раньше или который быстрее найдут в Классификаторе. Технические специалисты не решают, каким образом принять к учету основные средства, чтобы сэкономить на налогах или снизить риски доначислений [9].

Учет основных средств ведет бухгалтер, который принимает решение о применении льгот, и работает с уже заполненными документами. Поэтому некорректно проставленный код ОКОФ или неверное определение инвентарного объекта могут сделать применение законной льготы невозможным. При этом значительно повышаются риски претензий со стороны налоговых органов [9].

Штатные юристы компаний могли бы проанализировать арбитражную практику по вопросам правоприменения льгот и скорректировать действия бухгалтеров и инженеров, но те, в свою очередь, слишком загружены текущими делами: взыскание дебиторской задолженности, арбитражные споры с контрагентами и работа с закупочной деятельностью. Кроме того, работа с налоговыми арбитражными делами имеет свои особенности. Важно обращать внимание не только на обстоятельства дел, но и на документы, которые налогоплательщик представлял суду и налоговому органу в обоснование своей позиции [9].

Для создания эффективной системы налогообложения необходимы навыки и знания всех вышеперечисленных сотрудников. В противном случае всегда возникает вероятность переплаты в бюджет излишних налогов или риски доначислений со стороны инспекций.

Подведя итог, можно сделать вывод о том, что льгота в отношении налога на имущество, введенная с 2012 г., практически теряет свою значимость. Поскольку освобождается от налогообложения движимое имущество, учитываемое на балансе с 1 января 2013 г.

Вместе с тем, применение двойного коэффициента амортизации к объектам основных средств может дать хороший стимул. Но практика показывает, что юристы чаще применяют аналогичную льготу к объектам, введенным в эксплуатацию до 1 января 2014 г., в случае если оборудование работает в режиме повышенной сменности.

Что касается инвестиционного налогового кредита, стоит отметить, что практика по его предоставлению неизвестна, так как данная информация является налоговой тайной. Хотя это и мощный инструмент стимулирования бизнеса, но его применение может привести к увеличению коррупции. В том числе и по этой причине практика его применения невелика.

В целом обоснованность применения льгот, предусмотренных Налоговым кодексом РФ, тяжело доказать. Индикаторы, указанные в перечнях в технических документах, как правило, отсутствуют. А значит, для получения льготы необходимо их рассчитывать. При этом способ их расчета не указало ни одно из ведомств.

Таким образом, в настоящее время эффективность действующих налоговых льгот остается под вопросом. Дальнейшее развитие и улучшение существующих преференций возможно только после начала поэтапной проработки действующей нормативно-правовой базы, а также развития бесплатных государственных программ информирования и повышения осведомленности налогоплательщиков в области собственной энергоэффективности. Действенной мерой также могло бы стать установление и дальнейшее развитие системы мониторинга эффективности налоговых льгот, в том числе контроль в отношении использования высвобождающихся денежных средств налогоплательщиков в результате использования налоговых льгот. Соответствующие функции должны быть возложены на государственные органы.

Литература

1. Налоговый кодекс Российской Федерации (в редакции от 15.02.2016г.) // Справочно-правовая система Консультант Плюс.

2. Указ Президента РФ от 04.06.2008 N 889 «О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики» // Справочно-правовая система Консультант Плюс.

3. Государственная программа «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года» // Справочно-правовая система Консультант Плюс.

4. Федеральный закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Справочно-правовая система Консультант Плюс.

5. Постановление Правительства РФ от 31.12.2009 N 1222 «О видах и характеристиках товаров, информация о классе энергетической эффективности которых должна содержаться в технической документации, прилагаемой к этим товарам, в их маркировке, на их этикетках, и принципах правил определения производителями, импортерами класса энергетической эффективности товара» // Справочно-правовая система Консультант Плюс.

6. Приказ Минпромторга РФ от 29.04.2010 N 357 «Об утверждении Правил определения производителями и импортерами класса энергетической эффективности товара и иной информации о его энергетической эффективности» // Справочно-правовая система Консультант Плюс.

7. Постановление Правительства РФ от 17.06.2015 N 600 «Об утверждении перечня объектов и технологий, которые относятся к объектам и технологиям высокой энергетической эффективности» // Справочно-правовая система Консультант Плюс.

8. Середкин Е. М. Налоговое стимулирование повышения энергоэффективности национальной экономики: дис. канд. экон. наук: Научный руководитель: д. э. н. профессор Черник Дмитрий Георгиевич. М., 2014.

9. Зубков С. Льготы в отношении энергоэффективного оборудования. Расчет, 2015, № 7 // Справочно-правовая система Консультант Плюс.

10. Елина Л. А. Встречаем новый перечень энергоэффективных объектов. Главная книга, 2015, № 23 // Справочно-правовая система Консультант Плюс.

11. Елина Л. А. Проверьте, насколько эффективны ваши ОС с налоговой точки зрения. Главная книга, 2016, № 2 // Справочно-правовая система Консультант Плюс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.