Научная статья на тему 'Налоговое стимулирование инвестиционных процессов в России: действующая практика и перспективы развития'

Налоговое стимулирование инвестиционных процессов в России: действующая практика и перспективы развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
371
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТИМУЛИРОВАНИЕ / АКТИВНОСТЬ / ЛЬГОТА / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ НАЛОГОВЫЙ КРЕДИТ / АМОРТИЗАЦИОННАЯ ПРЕМИЯ / INCENTIVE / ACTIVITY / BENEFIT / INVESTMENT TAX CREDIT / BONUS DEPRECIATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Семенова Н. Н., Арапова О. А.

Тема. Важнейшей задачей современной экономической политики России является активизация инвестиционных процессов, без которых невозможно обеспечить переход на неоиндустриальный путь развития. При этом ведущая роль должна быть отведена налоговым инструментам стимулирования инвестиционной активности. Цели. Оценка действующего механизма стимулирования инвестиционных процессов в России и разработка предложений по его совершенствованию. Методология. Исследование базируется на принципах системного и комплексного подходов. В процессе исследования использовались приемы научной абстракции, индукции и дедукции, синтеза, сравнительного и сопоставительного анализа. Регрессионный анализ позволил выявить основные факторы, которые определяют уровень и динамику развития инвестиционного процесса. Результаты. В статье систематизированы основные налоговые инструменты стимулирования инвестиционной активности. Дана оценка действующим льготам по налогам на прибыль организаций, имущество организаций и добавленную стоимость в контексте стимулирования инвестиционных процессов в стране. Рассчитана регрессионная модель зависимости объема вложений в основной капитал от размера инвестиционных налоговых льгот. Выводы. Для совершенствования механизма налогового стимулирования инвестиционной активности в России необходимы проведение амортизационной реформы, введение налоговой льготы для инвестиционной лизинговой деятельности по налогу на прибыль организаций и налогу на добавленную стоимость (НДС), снижение ставки НДС или его трансформация в налог с продаж, более активное применение инвестиционного налогового кредита. Применение. Полученные результаты могут быть использованы органами государственной власти и управления при формировании основных направлений налоговой политики на перспективу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Tax incentives for investment processes in Russia: Current practices and future development

Importance Activation of investment processes is a crucial goal of contemporary economic policy of Russia. The investment processes is a cornerstone to set upon new industrial development. Tax incentives mechanisms should be the main driver for such investment activity. Objectives The research evaluates the existing mechanism to boost investment processes in Russia and outline proposals for its improvement. Methods The research relies upon principles of systems and comprehensive approaches. We applied techniques of scientific abstraction, induction and deduction, synthesis, comparative and matching analysis. The regression analysis helped to identify the main factors, which determined the level and trends in the investment process development. Results The article systematizes key tax instruments to push the investing activity and evaluates the existing tax benefits in relation to corporate income, corporate property and value added in terms of stimulation of investment processes nationwide. We calculate the regression model reflecting how the volume of investment in fixed assets depends on the amount of investment tax credit. Conclusions and Relevance To improve the tax incentives for investing activity in Russia, it is necessary to reform the depreciation procedure, make investment lease activities eligible for corporate income tax breaks, VAT breaks, lower VAT or transform it into sales tax, use investment tax credit more actively. The findings can be used by governmental authorities to outline key areas of tax policies in the future.

Текст научной работы на тему «Налоговое стимулирование инвестиционных процессов в России: действующая практика и перспективы развития»

ISSN 2311-8768 (Online) Налоговое регулирование

ISSN 2073-4484 (Print)

НАЛОГОВОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В РОССИИ: ДЕЙСТВУЮЩАЯ ПРАКТИКА И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ*

Надежда Николаевна СЕМЕНОВА3^, Ольга Александровна АРАПОВАЬ

а доктор экономических наук, профессор кафедры финансов и кредита,

Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва,

Саранск, Российская Федерация

nnsemenova@mail.ru

ь студентка экономического факультета,

Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва,

Саранск, Российская Федерация

kuraj-bambey@rambler.ru

• Ответственный автор

История статьи:

Принята 09.02.2017 Принята в доработанном виде 28.02.2017 Одобрена 07.03.2017 Доступна онлайн 15.05.2017

УДК 336.02 JEL: Е22, Е62 https://doi.org/10.24891/fa.10 . 5 . 550

Ключевые слова:

стимулирование, активность, льгота, инвестиционный налоговый кредит, амортизационная премия

Аннотация

Тема. Важнейшей задачей современной экономической политики России является активизация инвестиционных процессов, без которых невозможно обеспечить переход на неоиндустриальный путь развития. При этом ведущая роль должна быть отведена налоговым инструментам стимулирования инвестиционной активности. Цели. Оценка действующего механизма стимулирования инвестиционных процессов в России и разработка предложений по его совершенствованию. Методология. Исследование базируется на принципах системного и комплексного подходов. В процессе исследования использовались приемы научной абстракции, индукции и дедукции, синтеза, сравнительного и сопоставительного анализа. Регрессионный анализ позволил выявить основные факторы, которые определяют уровень и динамику развития инвестиционного процесса.

Результаты. В статье систематизированы основные налоговые инструменты стимулирования инвестиционной активности. Дана оценка действующим льготам по налогам на прибыль организаций, имущество организаций и добавленную стоимость в контексте стимулирования инвестиционных процессов в стране. Рассчитана регрессионная модель зависимости объема вложений в основной капитал от размера инвестиционных налоговых льгот.

Выводы. Для совершенствования механизма налогового стимулирования инвестиционной активности в России необходимы проведение амортизационной реформы, введение налоговой льготы для инвестиционной лизинговой деятельности по налогу на прибыль организаций и налогу на добавленную стоимость (НДС), снижение ставки НДС или его трансформация в налог с продаж, более активное применение инвестиционного налогового кредита.

Применение. Полученные результаты могут быть использованы органами государственной власти и управления при формировании основных направлений налоговой политики на перспективу.

© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2017

Мировой финансово-экономический кризис 2008-2009 гг. дал толчок в России дискуссии о переходе к новой - неоиндустриальной -парадигме экономического развития. Инициатором выступил С. Губанов,

* Статья подготовлена при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований, грант № 15-02-00174 «Развитие теории и методологии формирования инвестиций инновационного типа с позиции парадигмы неоиндустриальной модернизации».

550

который выдвинул развернутое обоснование концепции неоиндустриализации (цифровой, наукоемкой, технотронной).

Согласно этой теории, неоиндустриализация рассматривается как технотронная фаза индустриализации и процесс формирования наукоемкого способа производства [1]. Основная идея базируется на учете высокотехнологичной реконструкции всей

хозяйственной системы страны, включая формы организации крупномасштабного производства, методы стимулирования накопления, роста инвестиций в основной капитал и производительности труда, а также снижения издержек и повышения качества продукции.

Неоиндустриализация является единственным способом преодоления технологического отставания и технологической зависимости российской экономики от наиболее развитых стран.

О необходимости неоиндустриальной модернизации свидетельствует и наблюдаемая в Российской Федерации на протяжении последних пяти лет тенденция сокращения темпов роста инвестиций в основной капитал. Так, если в 2010 г. этот показатель составлял 106,3%, то спустя три года он сократился до 100,8%. В последующие два года отличительной чертой российской экономики стал спад инвестиционной активности: в 2015 г. - на 8,4% по сравнению с 2014 г.

Сложившаяся ситуация не отвечает новым вызовам современной эпохи и обусловливает настоятельную необходимость активизации инвестиционных процессов, без которых невозможен экономический рост. При этом ведущая роль должна быть отведена налоговым инструментам стимулирования инвестиционной активности.

Заметим, что вопросы влияния налогов на уровень капитальных вложений фирмы рассматривались в рамках неоклассической теории в работах таких ученых, как А. Аткинсон, И. Фишер, Дж. Стиглиц, Д. Йоргенсон, и др. [2-4]. При этом среди основных факторов, определяющих инвестиционное поведение компании, были выделены амортизация, уровень налоговой нагрузки, размер налоговой ставки.

В настоящее время данные вопросы по-прежнему широко обсуждает научное

сообщество [5—7]1. И это вполне оправдано, поскольку снижение налоговой нагрузки хозяйствующих субъектов посредством использования различных налоговых льгот приводит к увеличению свободных финансовых ресурсов, которые могут быть направлены на развитие и модернизацию. При этом налоги воздействуют на все стадии воспроизводственного процесса.

Поскольку косвенные и включаемые в состав затрат хозяйствующих субъектов налоги тесно связаны с ценообразованием, воздействие на процесс обмена реализуется посредством влияния на цену товара.

Одним из важнейших методов налогового стимулирования инвестиционных процессов являются льготы и преференции. Стоит отметить, российские организации могут воспользоваться стандартным набором налоговых льгот, предусмотренным для всех субъектов инвестиционной деятельности, вне зависимости от организационно-правовой формы. Причем стимулирующие функции закладываются в различные налоги, но для активизации инвестиционных процессов наиболее часто используются налоги на прибыль организаций и на имущество организаций. Бесспорно, именно прямые налоги оказывают существенное воздействие на объемы, темпы и направления инвестиций [8]2.

Анализ современной экономической литературы позволил выделить основные инструменты налогового стимулирования инвестиционной деятельности в России, которые представлены на рис. 1.

1 Семенова Н.Н. Налоговые льготы по налогу на прибыль организаций как инструмент стимулирования инвестиционной активности // Финансы и кредит. 2016. № 28. С. 37-48.

2 Савина О.Н. Действующие инструменты стимулирования инвестиционных процессов

в современных экономических условиях и предложения по их совершенствованию // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2015. № 6. С. 43-57.

блемы и решения, 2017, т. 10, вып. 5, стр. 550-562

:. ru/journal/fa/ 551

Рассмотрим действующую в Российской Федерации практику предоставления инвестиционных льгот по налогам на прибыль, имущество организаций и добавленную стоимость.

По данным Федеральной налоговой службы, за последние пять лет размер инвестиционных льгот по налогу на прибыль, предусмотренных федеральным законодательством, увеличился в 1,3 раза и составил в 2015 г. 861,2 млрд руб. (табл. 1). Причем ведущее место среди налоговых инструментов стимулирования инвестиционной деятельности компаний занимает амортизационная премия: ее доля в общем объеме налоговых льгот по налогу на прибыль в 2015 г. составляла 93%, а количество плательщиков, использующих данную льготу, - чуть более 10 тыс.

По мнению многих российских ученых-экономистов, эффективность льгот по налогу на прибыль организаций федерального уровня достаточно низка [9]3. В частности, ввод в действие основных фондов растет более быстро, нежели прибыль и амортизационные премии. Это дает основание полагать, что применение амортизационной премии является одним из способов оптимизации налогообложения и не оказывает непосредственного влияния на принятие организацией решения об инвестировании высвобождаемых средств в обновление фондов.

Большинство российских компаний используют амортизационную премию для увеличения прибыли и пополнения оборотных средств, а не для обновления основных фондов, то есть не по целевому назначению. В результате наблюдается серьезное отставание уровня финансирования инвестиций за счет амортизации по сравнению с развитыми зарубежными странами, где амортизационная

3 Шогенов Б.А., Абазова Ф.М. Современный взгляд на формирование эффективной амортизационной политики в бухгалтерском и налоговом учете // Международный бухгалтерский учет. 2013. № 19. С. 2-10.

политика является главным фактором стимулирования экономического роста.

Относительно налога на имущество организаций отметим, что по нему согласно ст. 381 Налогового кодекса РФ предусмотрено несколько оснований для получения инвестиционных льгот (табл. 2).

Стоит подчеркнуть, что льготы по налогу на имущество организаций в соответствии с п. 22 ст. 381 Налогового кодекса РФ в настоящее время не используются.

За 2011-2015 гг. общая сумма инвестиционных льгот по налогу на имущество организаций увеличилась на 23% (табл. 3). Причем наибольший объем льгот наблюдался по п. 7 ст. 346.35 Налогового кодекса РФ, в соответствии с которым от уплаты налога на имущество организаций освобождаются инвесторы по соглашениям о разделе продукции в отношении имущества, используемого при реализации соответствующих соглашений.

В наши дни наиболее распространенными инвестиционными льготами, предоставляемыми законодательствами субъектов РФ, являются понижение ставки налога на прибыль, которая зачисляется в региональный бюджет, а также льготы по налогу на имущество организаций. Особенности названных привилегий по указанным налогам в некоторых регионах представлены в табл. 4.

Проведенный анализ инвестиционных налоговых льгот, предоставленных в соответствии с законодательством субъектов Федерации, позволяет сделать вывод о том, что наибольший объем льгот был предоставлен по налогу на имущество организаций (табл. 5).

Предусмотрен также ряд льгот по налогу на добавленную стоимость в отношении операций, которые влияют на инвестиционную деятельность предприятий. Основные статьи Налогового кодекса РФ, регулирующие

порядок предоставления льгот по НДС, направленных на развитие инвестиционной активности, представлены в табл. 6.

За 2011-2015 гг. сумма инвестиционных налоговых льгот по НДС увеличились в два раза (табл. 7). При этом стоит отметить, что наиболее значимой привилегией является освобождение от налогообложения доли в уставном капитале организаций, паев в паевых фондах кооперативов и паевых инвестиционных фондах, ценных бумаг и производных финансовых инструментов (подп. 12 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса РФ).

Кроме того, темпы роста налоговых льгот по НДС значительно превышают темпы роста инвестиций в основной капитал, что свидетельствует о низкой эффективности предоставляемых льгот. Как справедливо отметили Л.Б. Парфенова и А.А. Пугачева, льготы по НДС в большей степени направлены на стимулирование спроса на инновации, а стимулирующий потенциал данного инструмента достаточно ограничен4.

Для оценки степени влияния действующих в Российской Федерации налоговых льгот на инвестиционную активность была рассчитана регрессионная модель по эмпирическим данным за 2011-2015 гг. В качестве результативного показателя взят объем инвестиций в основной капитал (Y), а переменными факторами выступили размеры налоговых льгот по НДС (X1), налогу на прибыль организаций (X2) и на имущество организаций (X3). Уравнение регрессии имеет следующий вид:

Y = -6656,07-0,155 X j + 1,867 X2+112,157 X3.

Коэффициент корреляции, равный 0,987, свидетельствует о том, что согласно шкале Чеддока зависимость между инвестициями в основной капитал и налоговыми льготами высокая. Коэффициент детерминации

определяет, что размер инвестиций в основной капитал на 97,5% зависит от налоговых льгот.

Согласно полученному уравнению, увеличение инвестиционных налоговых льгот на 1 млрд руб. по налогу на прибыль организаций генерирует 1,87 млрд руб. инвестиций в основной капитал, а по налогу на имущество организаций - 112,2 млрд руб. инвестиций в основной капитал.

Проведенный анализ позволяет сделать вывод о том, что налоговые льготы являются одним из важнейших инструментов стимулирования инвестиционной активности в стране. Вместе с тем, как отмечают многие российское ученые, в настоящее время существует ряд проблем и ограничений, связанных с реализацией привилегий:

• нецелевое использование амортизационной премии;

• малый срок и ограничение сфер применения инвестиционного налогового кредита;

• жесткая регламентация прав законодательных органов субъектов РФ по установлению дополнительных налоговых льгот и др. [10-14]5.

Изучение повседневной практики налогового стимулирования в интересах развития инвестиционных процессов в России позволило выделить несколько основных направлений совершенствования данного механизма для неоиндустриальной модернизации отечественной экономики.

1. Совершенствование амортизационной политики, предусматривающей реализацию следующих мер:

• сокращение сроков обновления основных фондов, а в сфере малого бизнеса -

4 Парфенова Л.Б., Пугачева А.А. Развитие налоговых инструментов стимулирования инновационной деятельности // Наука и экономика. 2012. № 6. С. 5-12.

5 Соловьев И. Эффективность налоговых льгот как элемента корректировки налоговой политики государства // Налоговый вестник. 2013. № 11. С. 38-45; Ряховский Д.И. Налоговое стимулирование инвестиционной деятельности // Экономика, статистика и информатика. Вестник УМО. 2012. С. 75-78.

применение амортизационных вычетов, дифференцированных в зависимости от величины вводимых фондов;

• увеличение нормы амортизационных отчислений. В частности, целесообразно ввести повышающий коэффициент ускоренной амортизации не выше двух для тех налогоплательщиков, которые на протяжении предшествующих трех лет обеспечивали обновление основных фондов с коэффициентом не менее 10%. Также следует увеличить срок льготы до пяти лет с последующим подтверждением соблюдения коэффициента обновления и отчетом о целевом использовании средств амортизации;

• применение правила восстановления амортизационной премии при условии реализации основного средства до истечения пяти лет с момента ввода указанного средства не только взаимозависимому лицу, но и любым лицам. Исключение может быть сделано только лизинговым компаниям, а также в отношении оборудования, работающего с высоким коэффициентом сменности.

2. Введение налоговых льгот по налогу на прибыль организаций и НДС в отношении инвестиционной лизинговой деятельности.

3. Уменьшение налоговой нагрузки для предприятий обрабатывающих отраслей с одновременным увеличением нагрузки на сырьевые производства.

4. Совершенствование правил предоставления инвестиционного налогового кредита, в частности:

• увеличение периода предоставления инвестиционного налогового кредита, поскольку установленный действующим

налоговым законодательством РФ предельный срок инвестиционного налогового кредита слишком мал для модернизации, и за такой период не все инвестиционные проекты могут окупиться в полном объеме;

• регламентирование допустимой доли инвестиционного налогового кредита в общем объеме инвестиций и порядка его предоставления;

• расширение масштабов применения инвестиционного налогового кредита;

• введение контроля за целевым использованием налогоплательщиками средств, которые высвобождаются в результате применения инвестиционного налогового кредита;

• законодательное закрепление ответственности государственных органов власти за несвоевременное выполнение своих обязательств по договору о предоставлении инвестиционного налогового кредита.

5. Расширение прав региональных органов власти по установлению инвестиционных налоговых льгот. В частности, было бы целесообразно предусмотреть в законе право не только снижать ставку налогов на прибыль, зачисляемую в региональный бюджет, и на имущество организаций, но и освобождать от уплаты данного налога хозяйствующие субъекты, реализующие крупные инвестиционные проекты местного значения.

В заключение отметим, что реализация названных мер будет способствовать повышению инвестиционной активности хозяйствующих субъектов за счет расширения возможностей финансирования инвестиций, что в конечном счете послужит фактором возобновления экономического роста в стране.

Таблица 1

Динамика предоставленных федеральным законодательством льгот по налогу на прибыль организаций, млрд руб.

Table 1

Trends in corporate income tax benefits provided by federal laws, billion RUB

Год Льготы, предоставленные резидентам ОЭЗ* Амортизационная премия Всего

2011 3 616,6 619,6

2012 3,7 757,8 761,5

2013 3,2 1 081,7 1 084,9

2014 3,5 1 089,3 1 092,8

2015 0,5 799,9 800,4

* ОЭЗ - особые экономические зоны. Источник: данные ФНС России

* ОЭЗ - special economic zones. Source: Federal Tax Service of Russia

Таблица 2

Основания и субъекты предоставления инвестиционных налоговых льгот по налогу на имущество организаций

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Table 2

Reasons and tax payers eligible for investment tax benefits in relation to corporate property

Основание Субъект предоставления льгот

Пункт 17 ст. 381 НК РФ* Организации, за исключением судостроительных организаций, имеющих статус резидента промышленно-производственной ОЭЗ, - в отношении имущества, учитываемого на балансе организации, в течение 10 лет с момента постановки на учет указанного имущества

Пункт 22 ст. 381 НК РФ Судостроительные организации, имеющие статус резидента промышленно-производственной ОЭЗ, - в отношении имущества, учитываемого на их балансе и используемого для строительства и ремонта судов, в течение 10 лет с даты регистрации таких организаций в качестве резидента ОЭЗ

Пункт 23 ст. 381 НК РФ Организации, признаваемые управляющими компаниями ОЭЗ и учитывающие на балансе в качестве объектов основных средств недвижимое имущество, созданное в целях реализации соглашений о создании ОЭЗ, - в течение 10 лет с месяца, следующего за месяцем постановки на учет указанного имущества

Пункт 21 ст. 381 НК РФ Организации - в отношении вновь вводимых объектов, имеющих высокую энергетическую эффективность, или вновь вводимых объектов, имеющих высокий класс энергетической эффективности, если в отношении таких объектов предусмотрено определение классов их энергетической эффективности, - в течение трех лет со дня постановки на учет указанного имущества

Пункт 20 ст. 381 НК РФ Организации, получившие статус участников проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом от 28.09.2010 № 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково»

Пункт 15 ст. 381 НК РФ Имущество государственных научных центров

Пункт 19 ст. 381 НК РФ Организации, признаваемые управляющими компаниями в соответствии с Федеральным законом от 28.09.2010 № 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково»

Пункт 3 ст. 385.1 НК РФ Налоговая ставка по налогу на имущество организаций в размере 0% в течение первых шести календарных лет, начиная со дня включения юридического лица в единый реестр резидентов ОЭЗ в Калининградской области, - в отношении имущества, созданного или приобретенного при реализации инвестиционного проекта

Пункт 4 ст. 385.1 НК РФ Ставка по налогу на имущество организаций в размере величины, установленной законом Калининградской области и уменьшенной на 50%, в период с 7-го по 12-й календарный год включительно со дня включения юридического лица в единый реестр резидентов ОЭЗ в Калининградской области, - в отношении имущества, созданного или приобретенного при реализации инвестиционного проекта

Пункт 2 ст. 372 НК РФ Дополнительные льготы по налогу на имущество организаций, устанавливаемые законами субъектов Российской Федерации, за исключением снижения ставки для отдельной категории налогоплательщиков и уменьшения суммы налога, подлежащей уплате в бюджет

Пункт 7 Инвесторы по соглашениям о разделе продукции - в отношении имущества, используемого

ст. 346.35 НК РФ исключительно для деятельности, предусмотренной соглашениями о разделе продукции

* НК РФ - Налоговый кодекс РФ. Источник: авторская разработка

* НК РФ - Tax code of the Russian Federation. Source: Authoring

Таблица 3

Динамика предоставленных федеральным законодательством инвестиционных льгот по налогу на имущество организаций, млн руб.

Table 3

Trends in investment benefits in relation to corporate property tax as provided by federal laws, million RUB

Основание предоставления 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г.

Пункт 17 ст. 381 - — 532,515 626,415 996,751

Пункт 23 ст. 381 — 122,673 475,242 552,963 756,981

Пункт 21 ст. 381 8,823 986,173 327,4 444,708 928,143

Пункт 20 ст. 381 2,344 10,727 21,678 31,755 70,852

Пункт 15 ст. 381 968,483 1 382,966 2 181,837 2 243,44 2 055,952

Пункт 19 ст. 381 4,31 6,393 14,361 30,38 34,867

Пункт 3 ст. 385.1 550,893 804,819 616,39 525,559 583,544

Пункт 4 ст. 385.1 — 18,231 204,379 231,129 150,111

Пункт 7 ст. 346.35 17 905,72 18 503,2 10 889,71 12 372,81 18 403,54

Всего... 19 440,57 21 835,19 15 263,51 17 059,16 23 980,74

Источник: данные ФНС России

Source: Federal Tax Service of Russia Таблица 4

Особенности предоставления инвестиционных налоговых льгот по налогам на прибыль и имущество организаций в некоторых регионах РФ

Table 4

Specifics of eligibility for investment benefits in relation to corporate income and property in some regions of the Russian Federation

Регион Налоговая льгота Срок предоставления Условия предоставления

Налог на прибыль организаций

Нижегородская область Снижение ставки на 4,5% (по приоритетным инвестиционным проектам с объемом инвестиций более 40 млрд руб.). Снижение ставки в зависимости от удельного веса выручки, полученной от реализации инвестиционного проекта (по проектам с объемом инвестиций не менее 40 млрд руб.) Не более пяти лет Заключение инвестиционного соглашения

Самарская область Снижение ставки до 13,5% (по инвестиционным проектам стоимостью от 100 млн руб. и выше по приоритетным видам экономической деятельности) На период окупаемости, но не более пяти лет

Ленинградская область Снижение ставки до 13,5% (объем капитальных вложений предыдущих 3 лет - 800 млн руб.). Пять лет

Снижение ставки до 15,5% (объем вложений свыше 300 млн руб.). Снижение ставки до 16,5% (штат 400 чел., средняя зарплата - 7 МРОТ*) Три года

Волгоградская область Снижение ставки до 13,5% Не более пяти лет

Республика Мордовия На период окупаемости, но не более пяти лет Соответствие результатов реализации бизнес-плану

Налог на имущество организаций

Нижегородс кая область Снижение ставки: 0,55; 1,1 и 1,65% В течение срока действия инвестиционного соглашения и не более пяти лет со дня, определенного инвестиционным соглашением, но не ранее вступления в силу закона Нижегородской области об утверждении соглашения В зависимости от удельного веса стоимости модернизации, реконструкции объекта в его остаточной стоимости на начало квартала, следующего за отчетным периодом, в котором проведена модернизация, реконструкция

Самарская область Полное освобождение При стоимости инвестиционного проекта: до 100 млн руб. -на 2 года; от 100 до 500 млн руб. - на 4 года; от 500 млн руб. и выше - на 5 лет В отношении имущества, создаваемого (приобретаемого) в ходе реализации инвестиционного проекта

Ленинградская область Ставка 0% В течение срока реализации инвестиционного проекта Постановка на баланс имущества, созданного или приобретенного в рамках реализации инвестиционного проекта

Волгоградская область Полное освобождение До окончания срока, на который они были предоставлены. Если срок действия таких льгот и форм государственной поддержки не установлен, то они действуют до окончания срока окупаемости инвестиционного проекта, но не более пяти лет с момента их предоставления Заключение инвестиционного соглашения

Республика Мордовия В течение пяти лет со дня регистрации объектов основных средств Доля отгруженной научно-технической продукции -не менее 50%

* МРОТ - минимальный размер оплаты труда. Источник: авторская разработка

* МРОТ - the minimum wage. Source: Authoring

Таблица 5

Динамика налоговых льгот, предоставляемых субъектами РФ, в рамках стимулирования инвестиционной деятельности, млрд руб.

Table 5

Trends in tax benefits provided by constituent entities of the Russian Federation as incentives for investing activity, billion RUB

Год Льготы в виде пониженной ставки налога на прибыль организаций Льготы по налогу на имущество организаций, установленные законами субъектов РФ Всего...

2010 50,7 122,32 173,02

2011 63,8 131,46 195,26

2012 63,1 136,93 200,03

2013 53,1 152,11 205,21

2014 77,8 151,08 228,88

2015 88,5 156,14 244,64

Источник: данные ФНС России

Source: Federal Tax Service of Russia Таблица 6

Основания предоставления налоговых льгот по НДС касательно операций, влияющих на инвестиционную активность предприятий

Table 6

Eligibility reasons for VAT benefits in relation to operations that influence investing activity of entities

Основание Льгота

Подпункт 16 п. 3 ст. 149 НК РФ Не подлежит налогообложению выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ за счет средств РФ, Российского фонда фундаментальных исследований, Российского фонда технологического развития и иных специально созданных фондов

Подпункт 16.1 п. 3 ст. 149 НК РФ Не подлежит налогообложению выполнение организациями научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, относящихся к созданию новых технологий и продукции или к усовершенствованию производимой продукции и технологий

Подпункт 16 п. 2 ст. 149 НК РФ Не подлежат налогообложению работы, выполняемые в период реализации целевых социально-экономических программ жилищного строительства для военнослужащих в рамках реализации указанных программ

Подпункт 15 п. 2 ст. 149 НК РФ Не подлежат налогообложению работы (услуги) по сохранению объекта культурного наследия, культовых зданий и сооружений, включающих в себя консервационные, противоаварийные, ремонтные, реставрационные работы, приспособление объекта культурного наследия для современного использования

Подпункт 12 п. 2 ст. 149 НК РФ Не подлежат налогообложению доли в уставном капитале организаций, паев в паевых фондах кооперативов и паевых инвестиционных фондах, ценных бумаг и производных финансовых инструментов

Подпункт 7 п. 3 ст. 149 НК РФ Не подлежит налогообложению оказание услуг по страхованию, сострахованию и перестрахованию страховщиками, а также оказание услуг по негосударственному пенсионному обеспечению негосударственными пенсионными фондами

Источник: авторская разработка Source: Authoring

Таблица 7

Динамика налоговых льгот по НДС, млрд руб. Table 7

Trends in VAT benefits, billion RUB

Основание 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г.

Подп. 16 п. 3 ст. 149 51,95 61,01 71,45 81,66 82,72

Подп. 16.1 п. 3 ст. 149 2,76 3,41 5,47 5,24 7,26

Подп. 15 п. 2 ст. 149 1,27 1,38 2,38 4,11 4,15

Подп. 12 п. 2 ст. 149 1 715,56 2 657,37 3 967,83 3 087,89 3 558,8

Подп. 7 п. 3 ст. 149 154,25 164,73 205,02 217,59 264,19

Всего... 1 925,79 2 887,9 4 252,15 3 396,49 3 917,12

Источник: данные ФНС России Source: Authoring

Рисунок 1

Классификация инструментов налогового стимулирования инвестиционной деятельности, предусмотренных российским налоговым законодательством

Figure 1

Classification of tax incentives for investing activity as per the Russian tax laws

Источник: авторская разработка Source: Authoring

Список литературы

1. Губанов С.С. Державный прорыв. Неоиндустриализация России и вертикальная интеграция. М.: Книжный мир, 2012. 224 с.

2. Atkinson A., Stiglitz J. The Design of Tax Structure: Direct versus Indirect Taxation. Journal of Public Economics, 1976, vol. 6, iss. 1-2, pp. 55-75. doi: http://dx.doi.org/10.1016/0047-2727(76)90041-4

3. Fisher I. The Theory of Interest. New York, Macmillan, 1930.

4. Jorgenson D. Investment, Vol. 2: Tax Policy and the Cost of Capital. MIT Press, 1996.

5. Глотова В.Г., Алиев Б.Х., Султанов Г.С. Стимулирующая роль налоговых льгот в механизме становления новых институтов территориального развития // Фундаментальные исследования. 2015. № 9-2. С. 334-337.

6. Артемьева О.А. Налоговое регулирование инвестиционной деятельности // Проблемы современной науки и образования. 2015. № 9. С. 89-92.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Смородина Е.А. Налоговое стимулирование инвестиций в основной капитал в России // Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал. 2013. № 4. С.157-166.

8. Пансков В.Г. Стимулирование модернизации Российской экономики посредством налоговых механизмов // Экономика. Налоги. Право. 2013. № 1. С. 64-71.

9. Пинская М.Р., Мельникова Н.П. Амортизационная политика как инструмент регулирования расширенного воспроизводства: налоговый аспект // Налоги и финансовое право. 2015. № 8. С.155-162.

10. Савина О.Н., Савина Е.О. Актуальные вопросы совершенствования нормативно-правовой базы в целях стимулирования инвестиционной активности в Российской Федерации // Налоги и налогообложение. 2015. № 9. С. 725-739.

11. Троянская М.А. Совершенствование предоставления инвестиционного налогового кредита с целью стимулирования инвестиционной деятельности // Известия Оренбургского государственного аграрного университета. 2013. № 6. С. 170-173.

12. ШкляроваМ.А. Подходы к организации эффективного процесса налогового регулирования инвестиционной деятельности // Академический вестник. 2015. № 2. С. 100-109.

13. Малис Н.И. Налоговая политика на среднесрочный период: оптимизация льгот и стимулирование инвестиций // Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал. 2014. № 3. С. 89-95.

14. Кормишкина Л.А. Благоприятный экономический климат как предпосылка безопасности и активизации инвестиционной деятельности в современной российской экономике // Фундаментальные исследования. 2015. № 5-3. С. 623-630.

Информация о конфликте интересов

Мы, авторы данной статьи, со всей ответственностью заявляем о частичном и полном

отсутствии фактического или потенциального конфликта интересов с какой бы то ни было

третьей стороной, который может возникнуть вследствие публикации данной статьи.

Настоящее заявление относится к проведению научной работы, сбору и обработке информации,

написанию и подготовке статьи, принятию решения о публикации рукописи.

ISSN 2311-8768 (Online) Tax Regulation

ISSN 2073-4484 (Print)

TAX INCENTIVES FOR INVESTMENT PROCESSES IN RUSSIA: CURRENT PRACTICES AND FUTURE DEVELOPMENT

Nadezhda N. SEMENOVA", Ol'ga A. ARAPOVAb

a National Research Ogarev Mordovia State University, Saransk, Republic of Mordovia, Russian Federation nnsemenova@mail.ru

b National Research Ogarev Mordovia State University, Saransk, Republic of Mordovia, Russian Federation kuraj-bambey@rambler.ru

• Corresponding author

Article history: Abstract

Received 9 February 2017 Importance Activation of investment processes is a crucial goal of contemporary Received in revised form economic policy of Russia. The investment processes is a cornerstone to set upon new 28 February 2017 industrial development. Tax incentives mechanisms should be the main driver for such

Accepted 7 March 2017 investment activity.

Available online Objectives The research evaluates the existing mechanism to boost investment processes

15 May 2017 in Russia and outline proposals for its improvement.

Methods The research relies upon principles of systems and comprehensive approaches. JEL classification: E22, E62 We applied techniques of scientific abstraction, induction and deduction, synthesis, https://doi.org/i°.2489i/fa.i0 . 5 . 550 comparative and matching analysis. The regression analysis helped to identify the main

factors, which determined the level and trends in the investment process development. Results The article systematizes key tax instruments to push the investing activity and evaluates the existing tax benefits in relation to corporate income, corporate property and value added in terms of stimulation of investment processes nationwide. We calculate the regression model reflecting how the volume of investment in fixed assets depends on the amount of investment tax credit.

Conclusions and Relevance To improve the tax incentives for investing activity in Russia, it is necessary to reform the depreciation procedure, make investment lease activities Keywords: incentive, activity, eligible for corporate income tax breaks, VAT breaks, lower VAT or transform it into sales benefit, investment tax credit, tax, use investment tax credit more actively. The findings can be used by governmental bonus depreciati°n authorities to outline key areas of tax policies in the future.

© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2017

Acknowledgments

This article was supported by the Russian Foundation for Basic Research, grant No. 15-02-00174, Development of the Theory and Methodology for Generating Innovative Investment in Terms of the New Industrial Modernization Paradigm.

References

1. Gubanov S.S. Derzhavnyi proryv. Neoindustrializatsiya Rossii i vertikal'naya integratsiya [Sovereign breakthrough. New industrialization of Russia and vertical integration]. Moscow, Knizhnyi mir Publ., 2012, 224 p.

2. Atkinson A., Stiglitz J. The Design of Tax Structure: Direct versus Indirect Taxation. Journal of Public Economics, 1976, vol. 6, iss. 1-2, pp. 55-75. doi: http://dx.doi.org/10.1016/0047-2727(76)90041-4

3. Fisher I. The Theory of Interest. New York, Macmillan, 1930.

4. Jorgenson D. Investment, Vol. 2: Tax Policy and the Cost of Capital. MIT Press, 1996, 468 p.

5. Glotova V.G., Aliev B.Kh., Sultanov G.S. [The stimulating role of tax preferences as part of the mechanism for developing new institutions of spatial development]. Fundamental'nye issledovaniya = Fundamental Research, 2015, no. 9-2, pp. 334-337. (In Russ.)

6. Artem'eva O.A. [Tax regulation of investing activity]. Problemy sovremennoi nauki i obrazovaniya = Problems of Modern Science and Education, 2015, no. 9, pp. 89-92. (In Russ.)

7. Smorodina E.A. [Tax incentives for investing in fixed capital in Russia]. Nauchno-issledovatel'skii finansovyi institut. Finansovyi zhurnal = Financial Research Institute. Financial Journal, 2013, no. 4, pp. 157-166. (In Russ.)

8. Panskov V.G. [Stimulating the modernization of the Russian economy through effective tax policy mechanisms]. Ekonomika. Nalogi. Pravo = Economics, Taxes & Law, 2013, no. 1, pp. 64-71. (In Russ.)

9. Pinskaya M.R., Mel'nikova N.P. [Depreciation policies as a tool to regulate extended reproduction: fiscal considerations]. Nalogi i finansovoe pravo = Tax and Financial Law, 2015, no. 8, pp. 155-162. (In Russ.)

10. Savina O.N., Savina E.O. [Current issues of improving the regulatory and legislative framework to stimulate investing activity in the Russian Federation]. Nalogi i nalogooblozhenie = Taxes and Taxation, 2015, no. 9, pp. 725-739. (In Russ.)

11. Troyanskaya M.A. [Improving the entitlement for investment tax credit so to encourage investing activity]. Izvestiya Orenburgskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta = Bulletin of Orenburg State Agrarian University, 2013, no. 6, pp. 170-173. (In Russ.)

12. Shklyarova M.A. [Approaches to setting up an effective process of tax regulation of investing activity]. Akademicheskii vestnik = Academic Bulletin, 2015, no. 2, pp. 100-109. (In Russ.)

13.Malis N.I. [Tax policies for the middle term: optimization of benefits and investment incentives]. Nauchno-issledovatel'skii finansovyi institut. Finansovyi zhurnal = Financial Research Institute. Financial Journal, 2014, no. 3, pp. 89-95. (In Russ.)

14. Kormishkina L.A. [Favorable economic environment as the premise for security and activation of investing activity in the modern economy of Russia]. Fundamental'nye issledovaniya = Fundamental Research, 2015, no. 5-3, pp. 623-630. (In Russ.)

Conflict-of-interest notification

We, the authors of this article, bindingly and explicitly declare of the partial and total lack of actual or

potential conflict of interest with any other third party whatsoever, which may arise as a result of the

publication of this article. This statement relates to the study, data collection and interpretation,

writing and preparation of the article, and the decision to submit the manuscript for publication.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.