Научная статья на тему 'Налоговое стимулирование финансового обеспечения производственной реструктуризации предприятий в Украине'

Налоговое стимулирование финансового обеспечения производственной реструктуризации предприятий в Украине Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
83
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ / ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ / НАЛОГОВОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ / НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ / ИНВЕСТИЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ENTERPRISE RESTRUCTURING / PRODUCTION RESTRUCTURING / TAX INCENTIVES / INVESTMENT SUPPORT / TAX CONCESSIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Паранчук С. В., Кривецкий И. О., Мужеляк М. М.

В работе приведены основные принципы развития и обновления предприятий путем осуществления производственной реструктуризации. Проанализирован мировой и отечественный опыт льготного налогообложения предприятий. Главным источником обеспечения производственной реструктуризации в современных условиях определено льготное стимулирование. При этом более подробно исследованы льготы в налогообложении прибыли в Украине, поскольку именно по этому налогу приходится больше налоговой нагрузки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TAX INCENTIVES FOR INVESTMENT SUPPORT OF PRODUCTION RESTRUCTURING OF ENTERPRISES OF UKRAINE

Main principles of enterprise development and renovation by implementing production restructuring have been suggested in the research. International and national experience of preferential tax of enterprises has been analyzed. Preferential tax incentives as a main source for implementation of production restructuring under current conditions have been suggested.

Текст научной работы на тему «Налоговое стимулирование финансового обеспечения производственной реструктуризации предприятий в Украине»

Проблемы экономики и менеджмента

УДК 336.027

С.В. Паранчук

канд. экон. наук, доцент, кафедра финансов, Национальный университет «Львовская политехника», Украина

И. О. Кривецкий

аспирант, кафедра финансов, Национальный университет «Львовская политехника», Украина

М.М. Мужеляк

аспирант, кафедра финансов, Национальный университет «Львовская политехника», Украина

НАЛОГОВОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ ПРЕДПРИЯТИЙ В УКРАИНЕ

Аннотация. В работе приведены основные принципы развития и обновления предприятий путем осуществления производственной реструктуризации. Проанализирован мировой и отечественный опыт льготного налогообложения предприятий. Главным источником обеспечения производственной реструктуризации в современных условиях определено льготное стимулирование. При этом более подробно исследованы льготы в налогообложении прибыли в Украине, поскольку именно по этому налогу приходится больше налоговой нагрузки.

Ключевые слова: реструктуризация предприятий, производственная реструктуризация,

налоговое стимулирование, налоговые льготы, инвестиционное обеспечение.

S.V. Paranchuk, Lviv Polytechnic National University, Ukraine

I.O. Kryvetskyi, Lviv Polytechnic National University, Ukraine

M.M. Muzhelyak, Lviv Polytechnic National University, Ukraine

TAX INCENTIVES FOR INVESTMENT SUPPORT OF PRODUCTION RESTRUCTURING OF ENTERPRISES OF UKRAINE

Abstract. Main principles of enterprise development and renovation by implementing production restructuring have been suggested in the research. International and national experience of preferential tax of enterprises has been analyzed. Preferential tax incentives as a main source for implementation of production restructuring under current conditions have been suggested.

Keywords: enterprise restructuring, production restructuring, tax incentives, tax concessions, investment support.

Значительное влияние мирового финансового кризиса на развитие украинской экономики ощутимо до сих пор, о чем свидетельствуют показатели деятельности предприятий. Значительного спада подверглись показатели отраслей, ориентированных на производство продукции производственного и инвестиционного назначения, а именно: машиностроение, производство неметаллической минеральной продукции, металлургическое производство и производство готовых металлических изделий, химическая промышленность [1]. Наиболее глубоким и затяжным оказался спад в машиностроении. Для отображения вышеуказанного состояния промышленности,

78

№ 3 (31) - 2014

Проблемы экономики и менеджмента

приведем на рисунке 1 динамику показателей индекса промышленной продукции в Украине, который указывает на динамику объема промышленного производства и рассчитывается как соотношение величины текущего значения к объему производства в базовом году (в денежном выражении) [2].

Экономическое развитие предприятий является залогом стабилизации экономики страны в современных условиях. Обеспечение выполнения данной задачи на сегодня возможно с помощью внедрения инновационных способов осуществления производственно-хозяйственной деятельности предприятий, которые в свою очередь требуют комплексного подхода к проведению таких преобразований. Эффективным видом преобразований, по мнению ученых-экономистов, является производственная реструктуризация: комплекс производственно-технологических мероприятий, направленных на повышение эффективности производства, путем замены оборудования, использования новых технологий, улучшения системы управления производственным персоналом и, как следствие, - увеличение выпуска конкурентоспособной продукции.

' Промышленность

Рисунок 1 - Динамика индекса промышленной продукции в Украине за 2002-2013 гг. * *Примечание: построено на основе данных Государственной службы статистики Украины

Таким образом, целью проведения производственной реструктуризации является изменение производственного оборудования, введение новой технологии производства и повышение компетенции работников. А это обеспечивает выгоду: 1) как для предприятия, в частности, улучшения качества продукции и выпуск новой, уменьшение затрат на ее производство, как следствие - рост ее конкурентоспособности, увеличение доли на рынке и повышения рыночной стоимости предприятия; 2) так и для государства - инновационное производство, что повысит имидж страны, возможность выхода на зарубежные рынки сбыта, развитие предприятий, а как следствие и отрасли, в которых они работают, а также увеличение налоговых поступлений, уменьшение безработицы и т.д. [7].

№ 3 (31) - 2014

79

Проблемы экономики и менеджмента

Однако достижению этой цели препятствует отсутствие эффективной системы управления производственной реструктуризацией (СУПР), которая включает диагностику состояния предприятия, непосредственное осуществление производственной реструктуризации и оценки результатов ее проведения. При этом вопрос ресурсного и, в частности, финансового обеспечения внедрения СУПР особенно актуально в современных условиях хозяйствования отечественных предприятий. Соответственно возникает вопрос решения проблемы финансирования СУПР, что и является целью данного исследования.

Известно, что наиболее распространенными источниками финансового обеспечения производственной реструктуризации являются: 1) внутренние (прибыль, средства амортизационного фонда и фонда развития, средства от продажи акций вторичной эмиссии, инвестиционные средства при формировании новых структур и т.д.); 2) внешние (средства государственной финансовой поддержки, налоговые льготы, различные формы кредита, местные ссуды и т.п.) [3].

Осуществив анализ показателей финансовой деятельности предприятий, очевидна значительная часть среди них убыточных. Так, в приведенной таблице 1 соотношение количества предприятий, получивших убыток, и общего количества предприятий за анализируемый период колеблется в пределах 39-43%.

Таблица 1 - Финансовые результаты промышленных предприятий за 2008-2013 гг.*

Год Чистая прибыль (убыток), млн грн. Предприятия, которые получили прибыль Предприятия, которые получили убыток

в % к общему количеству предприятий финансовый результат, млн грн. в % к общему количеству предприятий финансовый результат, млн грн.

2008 5542,5 59,6 55180,4 40,4 49637,9

2009 -14192,5 58,5 33302,1 41,5 47494,6

2010 11594,7 57,0 50070,6 43,0 38475,9

2011 31961,6 60,8 82204,1 39,2 50242,5

2012 2592,4 60,7 67565,4 39,3 64973,0

2013 (янв.-сент.) 3670,6 56,4 50746,8 43,6 47076,2

*Примечание: построено на основе данных Государственной службы статистики Украины

Учитывая, что отечественные промышленные предприятия действуют в условиях недостаточности собственных средств - это с одной стороны, а с другой, -ограниченности внешнего финансирования (то ли со стороны потенциальных инвесторов, то ли со стороны государства), решить проблему финансирования СУПР предлагается путем применения внешних рычагов влияния, а именно налоговых льгот. Ведь, как показывает опыт зарубежных стран, льготное налогообложение является действенным способом поддержки предприятий, способствует их развитию и стабильности.

Так, например, в США льготное налогообложение реализуется путем применения преференциальных налоговых ставок на увеличение рыночной стоимости капитала, ускоренной амортизации и инвестиционного налогового кредита на капитальное оборудование [5].

80

№ 3 (31) - 2014

Проблемы экономики и менеджмента

В Германии действует льготный режим амортизационных списаний, который позволяет малым компаниям осуществлять инновационный процесс и модернизацию производства. Так, на долю амортизационных взысканий здесь приходится около 66% всех капиталовложений, на реинвестицию доходов - 27%, а на внешние источники финансирования - 7%. С целью стимулирования малого бизнеса в Г ермании действует особая амортизационная ставка в размере 20% расходов на приобретение движимого имущества. Кроме того, есть специальные нормы амортизационных отчислений, которые применяют ко всем инвестициям, направленных на выпуск высокотехнической передовой продукции экспортных поставок [6].

Многочисленными являются налоговые льготы, действующие в рамках налоговой системы Китая. Так, на текущий момент времени здесь насчитывается около 118 льготных налоговых программ поддержки технологических новшеств, в том числе 48 - по налогу с оборота инновационно активных компаний, 58 - по налогу на прибыль и 12 - налогу на доход с недвижимого имущества.

Если же обратиться к отечественной практике, то в соответствии с нормами действующего налогового законодательства (п. 30.9 ст. 30 НКУ) налоговые льготы предоставляются путем [4]:

• налогового вычета (скидки), что уменьшает налогооблагаемую базу к начислению налога и сбора;

• уменьшение налогового обязательства после начисления налога и сбора;

• установление пониженной ставки налога и сбора;

• освобождение от уплаты налога и сбора.

На предмет льготного налогообложения предлагается исследовать механизм взимания налога на прибыль предприятий, поскольку на него приходится значительная доля совокупной налоговой нагрузки промышленного предприятия и источником его уплаты являются собственные средства предприятия, существенно уменьшает величину его финансовых ресурсов, которые могут быть направлены на финансирование производственной реструктуризации (СУПР).

Итак, анализ содержания отдельных норм НКУ относительно особенностей механизма взимания налога на прибыль предприятий позволяет сделать выводы о том, что льготное налогообложение основывается на поддержке отдельных отраслей экономики путем освобождения от уплаты налога части прибыли. Так, например, недавно внесенным изменениям в НКУ временно до 1 января 2020 предусмотрена поддержка:

- производителей биотоплива в части освобождения от уплаты налога с прибыли, полученной от продажи биотоплива;

- производителей техники, оборудования, устройств, определенных ст. 7 Закона Украины «Об альтернативных видах топлива», потребляющих биологические виды топлива;

- предприятий, хозяйственная деятельность которых связана с добычей и использованием газа (метана) угольных месторождений, осуществляется в

№ 3 (31) - 2014

81

Проблемы экономики и менеджмента

соответствии с Законом Украины «О газе (метане) угольных месторождений».

Кроме того, временно, сроком на 10 лет, начиная с 1 января 2011 года, освобождаются от налогообложения:

- прибыль, полученная от основной деятельности предприятий легкой промышленности, кроме предприятий, производящих продукцию на давальческом сырье;

- прибыль, полученная от основной деятельности предприятий электроэнергетики, производящих электрическую энергию исключительно из возобновляемых источников энергии;

- прибыль, полученная от основной деятельности предприятий судостроительной промышленности;

- прибыль предприятий самолетостроительной промышленности, полученная от основной деятельности, а также от проведения такими предприятиями научноисследовательских и опытно-конструкторских работ;

- прибыль предприятий машиностроения для агропромышленного комплекса.

Важно отметить, что НКУ предусматривает также и цель использования

высвобожденных средств в итоге льготного налогообложения. В частности, суммы налога не уплачиваются в бюджет и остаются в распоряжении налогоплательщика и должны направляться таким плательщиком на создание или переоснащение материально-технической базы, увеличение объема производства (оказания услуг), внедрение новейших технологий и/или возврат кредитов, использованных на указанные цели, и уплату процентов по ним. При этом приведенные направления использования средств должны быть связаны с деятельностью налогоплательщика, прибыль (доход) от которой освобождается от налогообложения.

В случае неиспользования на указанные цели сумм высвобожденных средств в течение 1095 дней с даты окончания периода, по результатам которого налогоплательщик оставил такие средства в своем распоряжении, налогоплательщик обязан увеличить налоговые обязательства по этому налогу по результатам налогового периода, в котором истекает предельный срок использования сумм высвобожденных средств, а также уплатить пеню, начисленную в соответствии с нормами НКУ.

В механизме начисления налога на прибыль предприятий предусмотрены также отдельные нормы в поддержку принятого Закона Украины «О стимулировании инвестиционной деятельности в приоритетных отраслях экономики с целью создания новых рабочих мест».

Так, во-первых, временно, с 1 января 2013 года до 31 декабря 2022 года включительно, субъекты хозяйствования при реализации инвестиционных проектов в приоритетных отраслях экономики имеют право начислять амортизацию основных средств, используемых в период реализации инвестиционного проекта и входящих в вторую (капитальные расходы на улучшение земель, не связанные со строительством) и третью (здания) группы, методом ускоренного уменьшения остаточной стоимости.

Во-вторых, в соответствии с пунктом 10 подраздела 4 раздела ХХ НКУ доход, полученный от реализации инвестиционных проектов субъектами хозяйствования,

82

№ 3 (31) - 2014

Проблемы экономики и менеджмента

которые реализуют инвестиционные проекты в приоритетных отраслях экономики, облагается налогом по ставке:

• с 1 января 2013 года по 31 декабря 2017 включительно - 0%;

• с 1 января 2018 года по 31 декабря 2022 включительно - 8%;

• с 1 января 2023 - 16%.

Таким образом, в действующем Налоговом кодексе Украины предусмотрены условия по уменьшению уровня налоговой нагрузки для промышленных предприятий, осуществляющих реструктуризацию производственных процессов. Это является доступным источником денежных средств, которые могут быть направлены на финансирование как системы управления производственной реструктуризацией предприятия, в общем, так и в частности на отдельные этапы ее проведения. При этом стоит также предусмотреть возможность привлечение и других источников денежных средств, чтобы обеспечить достаточность финансирование СУПР, а значит и эффективность использование привлеченных средств.

Список литературы:

1. Структурные преобразования в Украине: предпосылки модернизации

экономики [Электронный ресурс] / А.П. Павлюк [и др.]; под ред. Я.А. Жалило. -К.: НИСИ, 2012. - 104 с. - Режим доступа: http://www.niss.gov.ua/

content/artides/files/STRYKTYR_PERETV.indd-2d93e.pdf

2. Сайт Государственной службы статистики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ukrstat.gov.ua/imf/arhiv/ipv_u.htm

3. Продиус И.П. Развитие процессов реструктуризации промышленного производства [Электронный ресурс] / И.П. Продиус, В.В. Клименко // Труды Одесского политехнического университета. - Режим доступа: http://archive.nbuv. gov.ua/portal/natural/popu/2005_1/7/7_9.pdf

4. Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 № 2755-VI [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.rada.gov.ua

5. Bronwyn H. Hall. Tax Incentives for Innovation in the United States (BHH Draft): report to the European Union // Nuffield College, Oxford University. - January, 2001.

6. Климова И.Г. Методы и инструменты финансово-кредитного механизма государственной поддержки инновационной сферы в странах с рыночной экономикой // Инвестиции: практика и опыт. - 2009. - № 1. - С. 25-27.

7. Чернявская А. Финансовые инструменты стимулирования научнотехнологической деятельности: мировая практика и украинские реалии

// Международная экономическая политика. - Киев, 2009. - № 10-11. - С. 143-172.

№ 3 (31) - 2014

83

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.