Е.Л. Гулькова
НАЛОГОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПРЕДПРИЯТИЙ В УСЛОВИЯХ РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ TAX PLANNING COMPANY IN RESTRUCTURING
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы налогового планирования предприятий в условиях реструктуризации. Излагается возможность сочетания современных финансовых управленческих технологий в области диагностики финансового состояния, краткосрочного финансового планирования и принятия долгосрочных решений для улучшения налоговой политики предприятий с помощью законодательной поддержки государства.
Abstract. This paper deals with the tax planning of enterprises in terms of restructuring. We present the possibility of a combination of modern financial management techniques in the diagnosis of the financial condition, short-term financial planning and long-term solutions to improve tax policy business with the support of the state legislature.
Ключевые слова. Реструктуризация, налоговое планирование, инновации.
Keywords. Restructuring, tax planning, innovation.
Российскими учеными и практиками отмечается целесообразность совершенствования единой концепции построения системы оценки и контроля выполнения обязательств по налогообложению, в зависимости от отраслевой специфики предприятий и организаций.
Однако в современных условиях проблема изменения методики оценки возможности уплаты налогов организациями не только различных отраслей экономики России, но и имеющих различное финансовое состояние остается актуальной. Реформирование данной методики для предприятий и организаций основано на неравномерности их экономического развития.
Российские экономисты выделяют основные показатели функционирования налоговой системы: в долгосрочном плане - величину номинального налогового бремени (поддержание темпов роста экономики на необходимом уровне, стимулирование инвестиций, повышение жизненного уровня населения и другие); в краткосрочном плане - собираемость налогов (обеспечение доходов бюджетной системы, в соответствии с действующим законодательством). Основным фактором, формирующим налогооблагаемую базу в Российской Федерации, отмечают показатели объема промышленного производства.
Предполагается, что составляющими экономического потенциала налоговой системы являются: инвестиционный потенциал (влияние на темпы и объемы инвестиций), региональный потенциал (влияние на экономическое развитие регионов), отраслевой потенциал (воздействие на отраслевую структуру), конкурентный потенциал (влияние на формирование условия для справедливой конкуренции).
Несмотря на существенное улучшение эффективности налоговой системы России на сегодняшний день не сложилось единой точки зрения по поводу величины налогового бремени, возложенного на российские предприятия, а также о налоговых льготах, налоговых амнистиях, ряда условий и правил реструктуризации налоговой задолженности. Факторы и механизмы повышения собираемости налогов связаны, прежде всего, с эффективным налоговым администрированием.
В последние годы наблюдается улучшение налоговой дисциплины и уменьшение объемов неплатежей в государственный бюджет и внебюджетные фонды со стороны предприятий, однако, данный вопрос продолжает оставаться актуальным, так как динамика задолженности перед бюджетом является важным фактором, влияющим на объем налоговых поступлений и собираемость налогов.
Одной из наиболее значимых на данном этапе развития экономических отношений в России является реструктуризация задолженности перед бюджетом. Российское законодательство дает несколько возможностей для изменения графика платежей с учетом финансового состояния предприятия и его роли в инфраструктуре региона.
Приведение в постоянное, устойчивое финансовое состояние или поддержание этого состояния, управление движением, высвобождение денежных средств, необходимых для проведения реструктуризации достигается именно с помощью реструктуризации задолженности перед бюджетом, которая заключается в мероприятиях по восстановлению платежеспособности, налоговому планированию, оптимизации финансовых потоков и поддержке эффективного функционирования. Тем не менее, необходимо отметить, что во многих случаях ограничиться только реструктуризацией задолженностей перед бюджетом невозможно.
Результаты анализа практики реструктуризации налоговой задолженности перед бюджетом, позволяют отметить низкую эффективность данного метода налогового регулирования. Выражается это, во-первых, в недостаточном количестве организаций получивших право на реструктуризацию налоговой задолженности и большом количестве организаций утративших данное право, во-вторых, в размере
© Гулькова Е.Л., 2012
налоговых поступлений в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды реструктуризированной задолженности по обязательным платежам, пеням и налоговым санкциям.
Основной причиной данной ситуации является отсутствие детального анализа со стороны контролирующих органов причин образования задолженности и финансово-хозяйственного состояния организации, отсутствие корректной методики проведения качественной оценки результатов реструктуризации.
В результате большинство организаций объективно нуждающихся в реструктуризации налоговой задолженности не получают на это право и в последствии вынуждены прекратить свою хозяйственную деятельность, а государство не получает в полном объеме запланированные налоговые поступления.
Необходимо согласиться с существующей в российской практике концепцией, согласно которой в процессе финансового анализа выявляются ранее неиспользованные возможности уплаты налоговых обязательств и пути принятия эффективных решений.
Важным свойством параметров налогообложения является способность изменяться под воздействием внешних и внутренних факторов. Основным внешним фактором является налоговое регулирование и налоговое администрирование, внутренним - финансовая устойчивость, уровень налогообложения и структура налогообложения.
В настоящее время вопросы оптимизации налогообложения достаточно полно исследованы, однако требуют дальнейшего анализа в силу того, что практика применения налогового законодательства оставляет открытым вопрос разграничения легитимных и нелегитимных методов оптимизации налоговых платежей. Единственным критерием, позволяющим оценивать деятельность предприятий по оптимизации налоговых обязательств, на сегодняшний день, выделяется обоснованность налоговой выгоды.
В то же время финансовое состояние многих хозяйствующих субъектов не позволяет в полном объеме выполнять требования налогового законодательства по уплате налогов и налоговое планирование трансформируется в уклонение от уплаты, что, в конечном итоге приводит к доначислению налогов, штрафам и пеням, и, как следствие, еще более тяжелому финансовому состоянию.
Таким образом, обеспечение эффективности функционирования налоговой системы страны предполагает, прежде всего, оптимальный выбор параметров основных характеристик не только налоговой системы предприятия, но и обеспечение оптимального функционирования в рамках существующих параметров производственно-хозяйственной, финансовой деятельности организаций.
Вопросы управления налоговыми обязательствами на предприятиях являются предметом изучения и объектом управления финансового менеджмента организаций. На многих предприятиях России реструктуризацию задолженностей перед бюджетом необходимо проводить на фоне общей финансовой реструктуризации и производственно-технических изменений с помощью внедрения инновационных технологий, например:
- замена или модернизация устаревших, длительно используемых средств производства, участвующих в производстве в течение многих циклов и имеющих длительные сроки амортизации (физического капитала предприятия), на новые, отвечающие требованиям современного производства;
- с помощью технологического обновления предприятия, которое может включать внедрение в производственный процесс новейших достижений науки и техники; реинжиниринг технологических процессов и другие.
При реструктурировании предприятия с помощью внедрения инновационных процессов необходимо попытаться восстановить финансовую устойчивость с помощью многих факторов и Налоговым законодательством РФ внесены изменения в НК РФ по налогу на прибыль, затрагивающие вопросы научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, которые, безусловно, являются актуальными и своевременными. Тем не менее, вопрос о внедрении инновационных технологий с целью улучшения финансового состояния организаций, в процессе проведения общей реструктуризации никак не затронут.
В тоже время в российской научной практике отсутствует единое мнение и единое определение понятия «инновация», в выявлении сущности понятия «инновация» существует несколько основных подходов.
Одним из наиболее приемлемых подходов в целях улучшения финансового состояния является тот, где «инновация» определяется как обновление основного капитала (производственных фондов) или производимой продукции на основе внедрения достижений науки, техники, технологии, и это закономерный, объективный процесс совершенствования общественного производства. Данный подход позволяет рассматривать «инновацию» с двух позиций. С одной стороны - это активное внедрение и продвижение на рынок продуктовых инноваций, с другой - расширенное воспроизводство капитала предприятия, основанное на применении технологических инноваций, переход к новому технологическому базису. Это соответствует международным стандартам, которые определяют «инновацию», как конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам.
Активизация инновационного потенциала предприятий предполагает коренную их реструктуризацию, необходимым фактором успеха инноваций является формирование адаптивности
предприятия. Таким же образом можно проследить и обратный эффект - без коренных изменений инновационного и финансово-экономического состояния многих предприятий России невозможно улучшить их состояние и, как следствие, увеличить налоговые поступления в бюджет РФ.
Необходимо, прежде всего, обратить внимание на комплексную оценку проведения реструктурирования, потому что это всеобъемлющий процесс, который, тем или иным образом, затрагивает все подсистемы организации. Это достигается путем включения в качестве показателя финансового состояния налогового потенциала предприятия, который выступает в качестве оптимальной структуры денежных и не денежных активов, обеспечивающих возможность своевременных расчетов предприятия с бюджетной системой при максимальном увеличении стоимости его активов с учетом оценки рыночной цены активов и обязательств предприятия, а также величины балансовой прибыли.
Основываясь на способах и методах финансово-экономической и производственно-технической реструктуризации, а также вариантах предварительного аналитического процесса можно изменить налогообложение организации, опираясь на законодательную базу Российской Федерации с целью предоставления организации возможностей роста и, впоследствии, погашения задолженностей и увеличения выплат в бюджеты различных уровней страны.
Для эффективной реализации поставленных задач необходимо выявление оптимального размера налоговых платежей.
Определение показателей для измерения налогового бремени является предметом серьезных научных дискуссий. На сегодняшний день основным методом определения и оценки данного показателя является отношение величины налоговых платежей к некоторой характерной базе.
Применяемые методики определения налоговой нагрузки различаются, как правило, только по двум основным направлениям:
- по структуре налогов, включаемых в расчет при определении налогового бремени;
- по показателю, с которым сравнивают уплачиваемые налоги.
Недостаточный учет показателей финансовой деятельности организации, ошибки в расчетах по налогам с бюджетом могут привести к серьезным финансовым издержкам.
Налоговое планирование предприятий предусматривает выработку и оценку управленческих решений исходя из целевых установок организации и учета величины возможных налоговых последствий. Для каждого предприятия цели налогового планирования и пути их решения могут быть различны. Налоговое законодательство предоставляет налогоплательщику различные возможности для снижения размера налоговых платежей.
Все методы (сепаративные, ситуационные и матричные балансовые) налогового планирования взаимосвязаны между собой. При расчете налогов, как правило, не учитывается интегральная, экономическая выгода и всесторонний финансовый результат деятельности организации. Наиболее эффективным будет применение этих методов в совокупности с государственной поддержкой для реализации наиболее сбалансированного оптимизационного процесса на предприятиях в условиях реструктуризации.
Необходимые меры совершенствования налогового законодательства могут быть направлены на исключение фактора субъективного принятия решений уполномоченными органами налогового администрирования по предоставлению права на реструктуризацию налоговой задолженности, повышение эффективности общей финансово-экономической реструктуризации организаций, не только в обычных условиях, а, прежде всего, в условиях реализации инновационного процесса. Произойдет улучшение финансового состояния предприятий, что повлечет за собой увеличение налоговых поступлений в бюджет.
Все это может быть реализовано, и будет являться приемлемым для организаций при их реструктурировании, в том числе и в условиях реализации инновационного процесса, только при законодательном закреплении в Налоговом кодексе РФ определения категории «организации в условиях реструктуризации».
Налоговая политика предприятия, хотя и является существенной частью учетной политики организации, не охватывает всего многообразия и специфики учета и регистрации всех фактов, совершаемых в процессе финансово-хозяйственной деятельности. Это приводится в других специальных разделах: политика в области производственного и управленческого учета, финансового планирования и бюджетирования.
Формирование полноценной налоговой политики предприятий в условиях реструктуризации невозможно без разработки общего финансового плана организаций, с учетом отраслевой специфики, общего финансового состояния. Налоговые платежи как некоторая сумма финансового оттока средств из оборота должны быть предопределены задолго до начала реализации стратегии реструктурирования. Если в результате предварительной проработки плана реструктуризации организации на предстоящий период или на несколько периодов определить основные показатели, сформируется налоговая база, предстоящие суммы уплаты в бюджет и возникнет возможность использовать все предоставляемые законодательством льготы и варианты исчисления налогов. Отсюда возникает задача организации работ по стратегическому и тактическому налоговому планированию.
Таким образом, невозможно принять правильное решение в части выбора схемы налогообложения организации в условиях реструктуризации без полного и ясного представления о том, как будет развиваться
бизнес в предстоящий период. Поэтому формирование комплексной системы реструктуризации организаций в условиях инновационного процесса с учетом налогового потенциала может включать:
- необходимость учета индивидуальных особенностей производственно-экономической структуры организации, определяющей потенциальные возможности внедрения инновационных технологий;
- влияние финансового состояния организации на возможный выбор форм и типов разработки и внедрения инновационной программы;
- выделение параметров финансирования внедрения инновационной программы с учетом льготного налогообложения по отдельным стадиям;
- оценка эффективности программы реструктуризации организации при внедрении инновационных технологий с помощью системы мониторинга финансового состояния с учетом налогообложения и другие.
Следует отметить, что некоторыми российскими экономистами предложены и обоснованы модели оценки вариантов налоговых решений, с учетом их рисковой составляющей. Таким образом, в результате достаточно серьезной и трудоемкой работы у организации-налогоплательщика возникают возможности:
- планирования вариантов применения основанных на законе схем налогообложения на каждый из указанных промежутков времени с учетом масштаба и характера деятельности, в том числе и по каждой конкретной сделке;
- обеспечения необходимой преемственности условий учетной и налоговой политики;
- выбора вариантов использования льгот;
- оптимизации моделей формирования и учета расходов, в том числе и сложившейся арбитражной практики и оценки условий ее применения и другие.
В условиях реструктурирования организации, в том числе и при реализации инновационного процесса, планирование может состоять из последовательно связанных действий:
- детального анализа действующей налоговой системы и системы налогового администрирования, а также социально-экономического состояния организации в условиях проведения реструктуризации;
- расчет суммы уплачиваемых налогов по каждому виду налогов по результатам проведенного анализа за истекший период и ожидаемых оценок уплачиваемых налогов на все периоды осуществления реструктуризации, в условиях действующего и альтернативного законодательства и другие.
Как правило, представители оперативно-производственных подразделений организаций, особенно в условиях общей реструктуризации организации с помощью внедрения инновационных процессов, в большинстве случаев, не учитывают, что именно результаты их работы и принятых решений прямо воздействуют на то, какие суммы налогов будут начислены и уплачены по итогам отчетного периода. Разработка налоговой модели и упорядочение производственно-хозяйственной деятельности позволят устранить этот недостаток.
В результате организации получают полное представление не только о суммах предстоящих налоговых выплат, но и дополнительные возможности, например:
- моделирование расходной части бюджета организации в связи с налогообложением и затратами на проведение реструктуризации;
- оценка финансовых последствий выбора той или иной схемы учета и налогообложения в условиях реструктурирования;
- проработка возможных «критических» сделок, договоров и ситуаций, а также объектов особого внимания со стороны фискальных и иных контролирующих органов и другие.
К сожалению, применение данных разработок, на сегодняшний день находится в начальной стадии процесса.
Налогооблагаемая база находится в постоянном движении, происходит увеличение или уменьшение различных показателей, что, несомненно, сказывается на налоговой нагрузке предприятия, его финансовом состоянии, в том числе и в условиях реструктуризации с помощью внедрения инноваций.
Таким образом, при формировании налоговой политики организаций в условиях реструктуризации необходимо учитывать совокупность факторов:
- проработку типовых и специфических финансово-хозяйственных операций в соответствии с требованиями законодательства;
- выполнение требований действующих нормативных актов в области бухгалтерского учета и налогообложения и другие.
Безусловно, налоговая оптимизация необходимый инструмент повышения эффективности при решении задач реструктурирования организации, в том числе, и в условиях инновационного процесса. Однако необходимо учитывать, что представленный инструмент характеризуется как внутренний фактор и основными факторами, влияющими на уровень и качество решения задач, представляются внешние факторы, основным из которых является налоговое регулирование, в форме предоставления налоговых преференций.
Если рассматривать налоговое планирование как механизм, предназначенный для решения задач налогового администрирования, в этом случае налоговое планирование представляется совокупностью
методов, используемых субъектами налогового администрирования при выработке, принятии и оценки управленческих решений.
При проведении анализа налоговых схем налоговым органам и консультирующим субъектам предлагается использовать метод анализа возможных последствий с помощью экономико-математического моделирования, которое заключается в моделировании основных параметров деятельности организации при ее реструктурировании в условиях инновационного процесса.
Результаты анализа построения и функционирования данных моделей показали, что, в настоящее время, микроимитационные модели в основном используются для оценки ожидаемых налоговых поступлений; влияния изменений законодательства на уровень налоговой базы; планирования социальных программ, установления зависимости между показателями уплаты различных налогов; анализа влияния изменений в области налоговых отношений на микроэкономику и, наоборот, расчета «недобора» поступлений налогов в разрезе налогоплательщиков, отраслей. Однако данный инструмент необходимо использовать шире, при разработке программ реструктурирования организаций.
Необходимо согласиться с мнением российских ученых, что одним из последних достижений в области микроимитационного моделирования является развитие методологии выявления, учета и использования в прогнозировании и планировании имеющихся обратных связей между налоговой сферой и экономическим поведением хозяйствующих субъектов. Оказываемые государством управляющие воздействия на экономику, влияющие на налоговую базу и величину налоговой нагрузки хозяйствующих субъектов, безусловно, изменяют их экономическое поведение. Проблемой является не просто выявление обратных связей, а их точная численная оценка. Для этого необходима максимально подробная и точная исходная информация, позволяющая оценить реакцию экономических субъектов на изменение налоговой политики. Однако, как показывает практика, получить корректные оценки поведенческих реакций в настоящее время не представляется возможным.
Роль налоговой системы в поддержке инновационной активности заключается в создании условий для спроса на инновационную продукцию, для модернизации, т.е. для инвестиций в новые технологии. Также налоговая система не должна создавать препятствий для предложения инноваций - деятельности налогоплательщиков, направленной на внедрение в производственные процессы результатов научных исследований и опытно-конструкторских работ, приводящих к увеличению производительности труда, и соответственно, улучшению финансового состояния. Здесь можно сказать и о необходимой государственной поддержки не только организаций, разрабатывающих инновационные технологии, но и предприятий, которые с помощью внедрения данных техник и технологий пытаются восстановить, улучшить свое финансовое состояние, выйти на новый уровень развития.
Таким образом, можно сделать вывод, что необходимо создать некий симбиоз процесса налогового планирования как элемента налогового администрирования, который на сегодняшний день является механическим определением размера предстоящих поступлений в бюджетную систему и процесса налогового планирования с позиции оптимизации налогообложения предприятий в условиях реструктуризации, который, на сегодняшний день является простым уменьшением налоговых платежей, получением необоснованной налоговой выгоды, зачастую влекущим за собой дополнительные расходы в виде последующих доначислений, штрафов и пеней.
Только в результате глубоких научных исследований в сфере налогового регулирования и стимулирования, которые невозможны без законодательной поддержки государства, формируемой и реализуемой в системе стратегических экономических преобразований, возможен конкретный, плановый подход, который принесет желаемые результаты.
Литература
1. Белых Л.П. Реструктуризация предприятий. - М.: Юнити, 2009.
2. Бондарчук Н.В., Карпасова З.М. Финансовый анализ для целей налогового консультирования. -М.: Вершина, 2006.
3. Медынский В.Г., Шаршукова Л.Г. Инновационное предпринимательство: Учебное пособие. -М.: ИНФРА-М, 2007.
4. [Электр. ресурс]: http://www.cfm.ru/management/tusrif/m-3-4.shtmI.
5. [Электр. ресурс]: http://www.audit-it.ru/naIognews/reg136/368624.htmI.