Научная статья на тему 'НАЛОГОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В РАЗВИТЫХ СТРАНАХ: ПРИМЕР США, ФРАНЦИИ И ШВЕЦИИ'

НАЛОГОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В РАЗВИТЫХ СТРАНАХ: ПРИМЕР США, ФРАНЦИИ И ШВЕЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
660
134
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГ / НАЛОГОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В РАЗВИТЫХ СТРАНАХ / НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА / США / ФРАНЦИЯ / ШВЕЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Станкевич Элина Викторовна

В статье рассматривается налоговое регулирование развитых стран таких как США, Франция и Швеция, выделяются его сильные и слабые стороны. Целью исследования является формулировка вывода о значимости изучения налогового регулирования развитых стран для построения собственной системы в РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «НАЛОГОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В РАЗВИТЫХ СТРАНАХ: ПРИМЕР США, ФРАНЦИИ И ШВЕЦИИ»

УДК 33

НАЛОГОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В РАЗВИТЫХ СТРАНАХ: ПРИМЕР США, ФРАНЦИИ И ШВЕЦИИ

Станкевич Элина Викторовна, Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова, г. Ярославль

E-mail: [email protected]

Аннотация. В статье рассматривается налоговое регулирование развитых стран таких как США, Франция и Швеция, выделяются его сильные и слабые стороны. Целью исследования является формулировка вывода о значимости изучения налогового регулирования развитых стран для построения собственной системы в РФ.

Abstract. The article examines the tax regulation of developed countries such as the United States, France and Sweden, highlights its strengths and weaknesses. The purpose of the study is to formulate a conclusion about the importance of studying the tax regulation of developed countries for building their own system in the Russian Federation.

Ключевые слова: налог, налоговое регулирование в развитых странах, налоговая система, США, Франция, Швеция.

Key words: tax, tax regulation in developed countries, tax system, USA, France, Sweden.

Налоговые системы зарубежных стран значительно отличаются друг от друга по основным показателям экономики, отношению прямых налогов к косвенным, мeрам ответственности за нарушения налогового законодательства и источникам налогообложения. Данные особенности обусловлены многочисленными факторами, уникальными для каждой страны. Наибольший интерес с точки зрения особенности подходов к регулированию представляет опыт налогового регулирования в США, Франции и Швеции.

Характерной чертой США является то, что штаты и местные органы власти имеют право издавать собственные законодательные акты, регулирующие порядок и условия налогообложения на подконтрольной им территории. При этом устанавливается главенство федерального законодательства и Конституции США, но в них отсутствует фиксированный перечень налогов. С одной стороны это позволяет создавать гибкую адаптивную систему региональных и местных налогов, но с другой стороны налоговые системы штатов значительно различаются, что затрудняет выбор места жительства и создания бизнеса для налогоплательщиков.

Еще одной особенностью является принцип параллельного использования основных видов налогов (налоговых баз), из-за чего существует необходимость

уплаты налога на трех уровнях, что, на мой взгляд, является значительным минусом, поскольку существенно усложняется процесс взимания налогов.

Либеральная направленность госполитики США обуславливает относительно низкую налоговую нагрузку в сравнении с другими развитыми странами, что, несомненно, является плюсом для развития экономики.

За последние 50 лет средний уровень налоговой нагрузки составляет 26,6 %. Оосновным источником налоговых поступлений консолидированного бюджета США в 2018 г. являются индивидуальные налоги с доходов физических лиц. На их долю приходится порядка 40 % налоговых поступлений. На втором месте находятся поступления от уплаты социальных налогов, которые составляют около 24 %. Налоги на товары и услуги - 17 % налоговых доходов. Поступления от налогов на имущество - 10 %. На налог на прибыль организаций приходятся оставшиеся 9 % [1].

Таким образом, основную роль в формировании доходной части бюджетной системы США, в отличие России, играют прямые налоги.

В Америке индивидуальный подоходный налог, взимаемый на федеральном уровне, составляет около 50 % от всех налоговых поступлений. Налоговые обязательства распространяются на весь облагаемый доход налогоплательщика вне зависимости от источника его поступления. Сумма подходного налога зависит от: валового дохода, статуса для заполнения декларации и возраста налогоплательщика.

Очищенный доход корректируется с помощью стандартных вычетов, определяемых декларационным статусом налогоплательщика. Данный статус делится на следующие виды: лицо, не состоящее в браке, супружеская пара, глава семьи, вдовы (вдовцы), супруги, подающие отдельные декларации.

После исчисления налога налогоплательщик должен определить величину разрешенных налоговых кредитов, уменьшающих сумму налога. К ним относятся, например, расходы по выплате подоходных налогов штатов и муниципалитетов.

Однако существует альтернативный минимальный налог, обязательный к уплате, если сумма подоходного налога, за вычетом всех льгот будет ниже суммы данного налога. Эта практика является страховкой государства от резкого снижения поступлений от налога на доходы физических лиц.

Подоходный налог строится по прогрессивной шкале, ставки которой составляют от 10 % до 37 %. В следствие чего дифференциация доходов населения не столь значительна в отличие от России. Применение прогрессивной шкалы налогообложения позволяет существенно увеличить сумму поступлений от подоходного налога в бюджет, однако возрастает вероятность уклонения от уплаты данного налога.

Несмотря на достаточно высокую среднюю ставку подоходного налога, существует значительное количество льгот и вычетов, позволяющих существенно снизить сумму, необходимую к уплате, а учет социального статуса налогоплательщика делает этот налог более гибким и ориентированным на налогоплательщиков, однако эта гибкость влечет высокую нагрузку на граждан, связанную с расчетами.

Поступления от социальных налогов финансируют программу социального страхования. Средства распределяются в государственные страховые фонды, за каждым из которых зафиксирована своя налоговая ставка. Совокупность этих ставок составляет социальный налог. С помощью этого налога финансируется социальная программа «Медикэр», которая призвана обеспечить достойную медицинскую помощь социально незащищённым слоям населения.

Федерльный налог на прибыль организаций, как и подоходный налог, устанавливается по принципу параллельного использования налоговых баз. Данный налог является значительным источником дохода федерального бюджета. Его доля составляет около 10 % [2].

Специальные налоговые условия предусмотрены для субъектов малого бизнеса, отвечающих определенным условиям, позволяющим приобрести статус S-корпорации. Прибыль акционеров данных корпораций облагается индивидуальным подоходным налогом, а налогом на прибыль облагается косвенная только прибыль и пассивные доходы, что позволяет избежать двойного экономического налогообложения.

Налог на прибыль уплачивается со всех видов доходов вне зависимости от источника получения. Расходы, уменьшающие налогооблагаемые доходы, должны быть непосредственно связаны с экономической деятельностью корпорации и подтверждены документально. Большой объем налоговых вычетов позволяет значительно снизить сумму уплачиваемого налога на прибыль организаций.

Налоговая ставка составляет 21 %, что сопоставимо со ставкой налога на прибыль организаций в России, составляющей 20 % [3].

В стране на федеральном уровне отсутствуют общие налоги на товары и услуги. Налогообложение потребления происходит в основном за счет акцизов. Подакцизными товарами являются, в частности, связь, газ, авиаперевозки, производство снастей, автомобилей и т. п. Местные органы власти пользуются правом взимать налог с продаж в пределах своей юрисдикции, следствием чего является значительная разница ставок налога в зависимости от штата, что затрудняет ведение бизнеса.

Также в США действует единая система налогообложения наследований и дарений. Как правило, налог на наследование выплачивается за счет наследуемого имущества. Ставка рассчитывается по прогрессивной шкале в зависимости от величины налогооблагаемой базы: от 18 % до 40 %.

К налоговым полномочиям региональных и местных властей относится право взимания налогов с активов, к которым относятся, в частности природные ресурсы.

Сильные и слабые стороны налоговой системы США представлены в таблице 1.

Таблица 1

Сильные и слабые стороны налоговой системы США [4], [5]

№ п/п Сильные стороны Слабые стороны

1 Прогрессивный характер налогообложения. Налоговая система сложна для понимания налогоплательщиков.

2 Дискретный характер налоговых начислений, который заключается в том, что каждая более высокая ставка применяется к строго определенной части облагаемой суммы. Отсутствует практика распределения налоговых поступлений между различными уровнями бюджета, из-за чего налоги могут взиматься на всех трех уровнях по разным налоговым ставкам.

3 Фиксированный минимальный уровень индивидуальных доходов, которые не подлежат налогообложению. Заполнение налоговых деклараций налогоплательщиками является долгим и трудозатратным процессом, вследствие чего им необходимо обращаться к услугам специалистов по подготовке деклараций.

4 Наличие большого количества льгот, целевых скидок и исключений. Наличие в налоговом законодательстве дискриминационных положений касающихся определенных групп налогоплательщиков (например, лиц проживающих в гражданском браке).

5 Наличие альтернативного минимального налога, не позволяющего налогоплательщикам злоупотреблять налоговыми льготами. Существенные затраты на содержание налоговых структур и процесс взимания налогов.

6 Умеренный уровень налоговой нагрузки относительно европейских стран. Независимость штатов в отношении установления налогов, из-за чего налоговые ставки и сами налоги значительно отличаются в зависимости от территории.

Налоговая система США непрерывно изменяется как под влиянием рыночной конъектуры. Проводимые налоговые реформы являются реакцией на снижение эффективности прежних политических решений, что делает систему страны достаточно сложной.

Франция относится к группе стран с относительно высоким уровнем налогообложения. За период 1995 - 2012 гг. средняя доля налоговых поступлений в ВВП составляла 43,9 %, что на 17,6 п. п. выше, чем в США.

В начале XXI в. соотношение между прямыми, косвенными налогами и взносами на социальное страхование составляло примерно 38: 22: 40. В отличие от США, во Франции основным источником доходов в консолидированного бюджета являются взносы и отчисления на социальное страхование, составляющие в 2016 г. 37 % от общей суммы поступлений. Индивидуальный подоходный налог составлял лишь 19 %, налог на прибыль корпораций - 4,5 %.

Поскольку Франция представляет собой унитарное государство, то она имеет двухуровневую налоговую систему, в которой выделяются государственные и местные налоги. В государственный бюджет поступает в среднем 33,2 % всех налоговых платежей, 13,5 % - в местные бюджеты, 53,3 % с учетом перераспределения приходится на систему государственных социальных фондов.

Индивидуальный подоходный налог во Франции уплачивается налогоплательщиками со всех полученных им доходов. Главной особенностью

является то, что данным налогом облагается семья в целом. Доход складывается из совокупного чистого дохода супругов и дохода несовершеннолетних детей. На всю семью заполняется одна декларация, учитывающая все доходы и расходы семьи, что с одной стороны увеличивает налоговые поступления в бюджет, а с другой, - увеличивает налоговое бремя для многодетных семей.

Чистый доход образуется путем уменьшения доходов на сумму расходов, связанных с их получением. Например, 20 % от заработной платы вычитается в виде скидки на вынужденную честность, которая призвана уровнять налогообложение индивидуальных предпринимателей, у которых есть возможность списать личные расходы как расходы бизнеса, и физических лиц, работающих по найму, у которых такой возможности нет. Это решение является простым и действенным способом значительно уменьшить дискриминацию в отношении наемных работников.

В отличие от США, где пенсии полностью включаются в облагаемый доход, во Франции доходы в виде пенсий, включаются в состав налогооблагаемых доходов частично, в зависимости от возраста получателя доходов. Так, для лиц моложе 50 лет в облагаемый доход включается 70 % от пенсии, а для лиц старше 70 лет - 30 %, что выражает большую социальную ориентированность страны по сравнению с США.

Для расчета подоходного налога рассчитанный ранее чистый доход необходимо разделить на «коэффициент семьи», который зависит от ее состава и численности. Данный коэффициент позволяет снизить степень прогрессивности налогообложения для многодетных семей.

Как и в США, во Франции ставки налогообложения подоходного налога определяются по прогрессивной шкале, однако при этом доходы до 9 807 евро облагаются по ставке 0 %.

В отличие от большинства экономически развитых стран при взимании налога на прибыль корпораций во Франции учитываются только доходы, происходящие с территории страны, а филиалы предприятий являются самостоятельными налогоплательщиками.

При расчете облагаемой прибыли применяются к вычету все расходы, связанные с получением дохода, например, платежи по социальному страхованию и т.д. К вычету не могут быть причислены расходы на приобретение предметов роскоши.

Существенные налоговые льготы в виде налоговых кредитов предусмотрены при взимании налога на прибыль для расходов на инвестиции, научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки, поскольку государство заинтересовано в развитии инновационной деятельности.

Практически все вычеты установлены в законодательных актах в абсолютных значениях, что требует постоянной корректировки с учетом темпов инфляции и проводимой налоговой политики.

Стандартная налоговая ставка составляет 28 %, что на 7 п. п. выше, чем в США, для облагаемой прибыли более 500 тыс. евро ставка составляет 33,33 %, для крупных предприятий с оборотом более 7,63 млн. евро - 34,43 %.

Налог на добавленную стоимость уплачивают физические и юридические лица, осуществляющие продажу товаров, работ и услуг, подлежащих налогообложению.

Малые предприятия имеют право не регистрироваться в качестве плательщиков НДС, что позволяет значительно ускорить развитие малого бизнеса и привлечь начинающих предпринимателей. Налоговая база определяется исходя из фактической цены реализации, уменьшенной на величину расходов, связанных с реализацией товаров и услуг, однако акцизы включаются в базу обложения НДС, что еще больше удорожает подакцизные товары.

Как и в России, во Франции стандартная ставка НДС составляет 20 %. Также применяются пониженные ставки, в частности, самая низкая ставка в размере 2,1 % применяется для лекарственных препаратов. В России ставка по данному виду продукции значительно выше и составляет 10 % [6].

Во Франции к акцизным платежам относятся: налоги на алкоголь и спиртные напитки, внутренние налоги на потребление энергоносителей, пошлины на табак и драгоценные металлы, налоги на развлечения, налог на загрязнение окружающей среды.

Налоги, взносы и отчисления на социальное страхование во Франции существенны и достаточно разнообразны. Основными видами являются: налог на фонд заработной платы, налог на образование, налог на профессиональное образование, строительный налог и страховые взносы.

Плательщикам данных налогов являются работники, работодатели, самозанятые лица и неработающие граждане. Нетрудоустроенное население оплачивает данный налог на добровольной основе, что подчеркивает высокую степень их сознательности.

Налог на фонд заработной платы уплачивается компаниями и представляет собой всю сумму выплат в пользу работников. Ставка устанавливается по прогрессивной шкале от 4,25 % до 13,6 %. Данный налог также усложняет ведение бизнеса.

Облагаемой базой для страховых платежей являются вся сумма выплачиваемой заработной платы включая премиальные выплаты. В отличие от России, во Франции страховые взносы выплачивают как работодатели, так и работники, но в разных пропорциях. Это позволяет облегчить налоговую нагрузку на предприятия.

Налогом на состояние облагается: движимое и недвижимое имущество, ценные бумаги, доли в стоимости предприятий. Налоговая база определяется как чистая рыночная стоимость актива, за вычетом задолженности. При уплате налога устанавливается необлагаемый минимум в размере 790 тыс. евро. Ставки налога устанавливаются по прогрессивной шкале: от 0,5 % до 1,5 %.

Компании и индивидуальные предприниматели, ведущие бизнес во Франции, также уплачивают налог на бизнес. Однако существует широкий перечень видов деятельности, не подлежащих налогообложению, например, организация частных школ. Налоговая база определяется как арендная стоимость промышленных и коммерческих зданий, уменьшенная на 16 % в совокупности со стоимостью оборудования и транспортных средств. Ставка налога варьируется в зависимости от муниципалитета. Минимальный профессиональный налог составляет 1,5 % от добавленной стоимости.

Сильные и слабые стороны налоговой системы Франции представлены в таблице 2.

Таблица 2

Сильные и слабые стороны налоговой системы Франции [7]

№ п/п Сильные стороны Слабые стороны

1 Гибкость налоговой системы в сочетании со строгостью Преобладание косвенных налогов, снижающих платежеспособный спрос

2 Социальная направленность налоговой политики государства Отсутствие принципа резидентства для юридических лиц, что делает Францию привлекательной для офшорных операций.

3 Широкая система льгот и скидок Наличие большого количества льгот для разных видов профессиональной деятельности, сокращает налоговую базу подоходного налога практически на треть. Данный факт позволяет злоупотреблять льготами и провидь различные махинации.

4 Учет территориальных аспектов

5 Открытость для международных налоговых соглашений

В последние годы изменения налоговой системы Франции связаны с изменением налогов и платежей, связанных с социальным страхованием и акцизами [8].

Швейцария характеризуется крайне высокой налоговой нагрузкой на экономику, составляющей около 50 %. В 2016 г. отношение налоговых доходов к ВВП составляло 44,1 % [1]. Социальные взносы, налоги на заработную плату и рабочую силу составляли 33 % в структуре налоговых платежей, доля индивидуального подоходного налога составляла 30 %, доля НДС - 21 %, налога на прибыль - 6 %.

В Швеции подоходный налог, как и в США, взимается как на уровне правительства, так и на уровне муниципалитетов.

Налог уплачивается со всех видов доходов. При этом необходимо определить его тип: доход от предпринимательской деятельности, от капитала, заработная плата и иные доходы. Налоговая база по всем типам дохода, суммируется и уменьшается на сумму разрешённых вычетов, представляет собой налогооблагаемый заработанный доход.

При определении налогооблагаемого дохода налогоплательщик в праве использовать налоговые вычеты, к которым относятся, например, алименты, оплата бытовых услуг и стандартные вычеты. Налог с заработанного дохода также взимается по прогрессивной шкале: от 30% до 55%. Крайне высокие ставки, однако, не влекут за собой проблем с уклонением от уплаты, что связано с менталитетом населения.

В Швеции в качестве страхового взноса на социальное страхование работодателями уплачивается налог на фонд заработной платы в размере 31,42 %. При этом ставки изменяются исходя из возраста налогоплательщика.

Специальный налог на заработную плату взимается с работодателей, которые вылечивают пенсии своим работникам. Ставка по данному налогу составляет 24,26 % от затрат работодателя на формирование пенсий и включается в расходы при исчислении налога на прибыль. Также работодатели,

индивидуальные предприниматели и работники уплачивают взнос на пенсионное страхование по ставке 7 %.

В Швеции налог на прибыль уплачивают как частные, так и государственные компании, а также фонды, но некоторые виды деятельности освобождаются от уплаты налога, например, религиозные учреждения и школы. Доходы компании включают в себя все источники возможных поступлений. Все расходы, связанные с извлечением дохода, вычитаются для целей налогообложения в установленных лимитах. Данный налог взимается по пропорциональной ставке в размере 20 %.

При взимании налога на недвижимость вновь построенные жилые здания освобождаются от уплаты налога в течение первых пяти лет их использования, последующие пять лет налоговая ставка составляет 50 % от стандартной ставки, что стимулирует рынок жилья и строительства. Ставка налога на коммерческую недвижимость составляет 1% от оценочной стоимости, ставка на промышленное имущество и жилье составляет 0,5 % оценочной стоимости.

В Швеции стандартная ставка НДС составляет 25 %. Минимальная нулевая ставка применяется к реализации лекарств по рецептам, экспортным операциям и инвестиционному золоту.

Перечень акцизов в Швеции по сравнению с другим развитыми странами достаточно обширен и включает энергетические и экологические налоги, налоги на алкоголь и табак, налоги на автотранспортные средства, налог на пользование автодорогами, а также налоги на рекламу и иные платежи.

Сильные и слабые стороны налоговой системы Швеции представлены в таблице 3.

Таблица 3

Сильные и слабые стороны налоговой системы Швеции [9]

№ п/п Сильные стороны Слабые стороны

1 Определение ставки подоходного налога для физических лиц по прогрессивной или по пропорциональной шкале, в зависимости от уровня доходов налогоплательщика Отсутствие возможности выбирать режим налогообложения для юридических лиц.

2 Расширенная система льгот, позволяющая значительно снизить налоговое бремя Массивность нормативно-правовых актов, регулирующих налоговые правоотношения.

3 Организована система эффективного налогового контроля, состоящая из небольшого числа налоговых органов (налоговой службы и финансовой полиции) Высокая налоговая нагрузка вынуждает некоторых налогоплательщиков покидать страну. Однако система социального государства привлекает большое количество мигрантов.

На протяжении последних лет основным направлением проведения налоговых реформ в Швеции являлась гармонизация национального налогового законодательства в соответствии с требованиями Евросоюза.

Таким образом, по сравнению с вышеописанными странами в России простая система взимания налога на доходы физических лиц с использованием пропорциональной шкалы налогообложения и достаточно низкой процентной ставкой. Ставки НДС и налога на прибыль организаций находятся на

сопоставимом уровне. Также относительно гибкий подход применяется к использованию специальных налоговых режимов.

Однако по мнению А.А. Хрустолевой имеется значительный недостаток, связанный с относительно высокими ставками по страховым взносами и их постоянным изменением, что вносит нестабильность в налоговую систему РФ [10].

Изучение как положительного, так и отрицательного опыта построения налоговых систем зарубежных стран позволяет рационально выстраивать налоговую систему России. На примерах моделей налогообложения зарубежных стран можно определить вектор развития и ситуации, которые желательно избегать. Однако необходимо учитывать, что развитые зарубежные экономические системы характеризуются более стабильными ценами, стабильным уровнем занятости, сложной законодательной системой и правилами отчетности. Из этого следует, что на практике решение о принятии тех или иных элементов налоговых систем зарубежных стран будет сталкиваться со значительными трудностями внедрения и поэтому оно должно быть взвешенным и научно обоснованным [11].

Список использованных источников:

1. OECD. Revenue Statistics [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// stats.oecd.org/ (дата обращения: 01.04.2020)

2. Congressional Budget Office [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://cbo.gov/publication/45278

3. Instructions for Form 4326, Alternative Minimum Tax - Corporations [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.irs.gov

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Брусянин В.Е. Особенности налоговой системы США / В.Е. Брусянин, Я.И. Махмутов, Я.В. Сковронская, А.В. Цыбульский // Молодой ученый. - 2017.

- № 49 (183). - С. 163-166

5. Митрофанова, И. А., Тлисов, А. Б. Компаративный анализ налоговых систем РФ, США и КНР // Молодой ученый. - 2015. - № 8. - С. 573-578.

6. Налоговый кодекс Российской Федерации часть вторая от 5 августа 2000 г. №117-ФЗ п. 2 ст. 164.

7. Комиссарова Ж. Налоговая система Франции // Мировое и национальное хозяйство - 2015. - № 2. - С. 24-33.

8. Федорова М.А. Современные проблемы осуществления налогового контроля в РФ и пути их решения // Актуальные проблемы налоговой политики.

- 2017. - С. 184-187.

9. Гайрбеков А.А., Лоскутова А.А. Сравнительная характеристика налоговой системы Швеции и Российской Федерации // Административное и финансовое право. - 2016. - № 4. - С. 133-138.

10. Хрусталева А.А., Щеглова О.Г. Основные недостатки действующей системы налогообложения // Молодой ученый. - 2017. - № 6. - С. 309-313.

11. Еремина В.А. Зарубежный опыт налогообложения и возможности его использования в российских условиях // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. -2010. - № 3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.