Научная статья на тему 'Зарубежный опыт налогообложения и возможности его использования в российских условиях'

Зарубежный опыт налогообложения и возможности его использования в российских условиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
9541
1150
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГИ / ЗАРУБЕЖНЫЕ СТРАНЫ / НАЛОГОВЫЕ СИСТЕМЫ / НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА / TAXES / FOREIGN COUNTRIES / TAX SYSTEMS / TAX POLICY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Еремина Вера Александровна

В статье отражены типы налоговой политики, применяемой различными странами. Рассматриваются особенности налогообложения федеративных, конфедеративных государств, унитарных государств и скандинавских стран. Пути реформирования налоговых систем зарубежных стран. Дается оценка применения практики налогообложения в России на основе налогов, применяемых в зарубежных странах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Foreign Experience of Taxation and its Application Opportunities in Russian Conditions

The types of tax policy applied by different countries are shown. Some peculiarities of taxation of federal, confederated, unitary states and Scandinavian countries are considered. The ways of reforming of the tax system of foreign countries are considered. The estimate of the taxation practice application in Russia on the basis of taxes applied in foreign countries is given.

Текст научной работы на тему «Зарубежный опыт налогообложения и возможности его использования в российских условиях»

ЭКОНОМИКА

В.А. Еремина

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И ВОЗМОЖНОСТИ ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В РОССИЙСКИХ УСЛОВИЯХ

Налоги, зарубежные страны, налоговые системы, налоговая политика.

Налоговые системы зарубежных стран существенно отличаются друг от друга по основным экономическим показателям, соотношению прямых и косвенных налогов, уровню налоговой культуры налогоплательщиков и налоговой дисциплины, мерам ответственности за нарушение налогового законодательства, источникам налогообложения. Эти особенности налогов в каждой отдельно взятой стране зависят от многих факторов: экономических, политических, демографических, социальных, играют решающую роль в процессе перераспределения валового внутреннего продукта и национального дохода страны.

В налоговой теории и практике на современном этапе различают ряд типов налоговой политики [Попова и др., 2007; Налоговые..., 2008, с. 15].

Первый тип - высокий уровень налогообложения, т.е. политика, характеризующаяся максимальным увеличением налоговой нагрузки.

Второй тип - низкая налоговая нагрузка, когда государство максимально учитывает не только собственные фискальные интересы, но и интересы налогоплательщика.

Третий тип - налоговая политика с достаточно существенным уровнем налогообложения как для корпораций, так и для физических лиц. Компенсируется для граждан страны высоким уровнем социальной защиты, существованием множества государственных социальных гарантий и программ.

В условиях высокоразвитой экономики каждый из этих типов налоговой политики может быть применен достаточно успешно.

Но в силу конкретных условий процесс реализации и реформирования налоговой системы в разных странах идет по-разному, хотя здесь можно усмотреть некоторые общие закономерности, присущие всем странам [Попова и др, 2007; Налоговые..., 2008, с. 17]:

- все налоговые системы сложны для понимания налогоплательщиков и для эффективного управления со стороны налоговых органов, что порождает способы уклонения от налогов;

- личное подоходное налогообложение, как правило, характеризуется несправедливостью распределения налоговой нагрузки, т.е. очень часто одинаковый доход сопровождается разным уровнем налогообложения;

- большие различия в ставках личного подоходного налогообложения и налогообложения компаний стимулируют компании принимать решения об инкорпорации по налоговым

причинам, в частности дискриминация дивидендов ведет к тому, что новые инвестиции предпочтительнее финансировать за счет заемных средств;

- налоговые системы тяготеют к прямым налогам.

Рассмотрим особенности налогообложения наиболее важных и занимаемых основную долю в бюджете страны налогов: налог на прибыль, подоходный налог, НДС, отчисления на социальные нужды федеративных и конфедеративных государств (США, Германия, Италия, Швейцария), унитарных государств (Великобритания, Франция) и скандинавских стран (Швеция, Дания) в сравнении с Россией.

Во Франции налогообложению налогом на прибыль подлежит чистая прибыль, которая определяется с учетом сальдо по всем операциям. Общая ставка налога составляет 34 % (однако она может повышаться до 42 %).

Налог на прибыль корпораций является одним из общегосударственных налогов Великобритании, ставка налога на прибыль составляет 33 %, причем в начале 80-х годов XX века она достигла 52 %, а в начале 90-х годов - 35 %. Таким образом, наблюдается поступательный процесс уменьшения налоговой нагрузки по этому виду налогового платежа.

Объектом обложения налога с корпораций в Германии является прибыль компаний различных правовых форм, существует ограниченная и неограниченная повинность по данному налогу. С 2001 года ставка по налогу на корпорации составляет 25 %, при этом из налогооблагаемой базы исключаются многочисленные резервные фонды, амортизационные отчисления, пожертвования и представительские расходы в пределах норм.

В Италии действует так называемый подоходный налог с юридических лиц. Этот налог пропорциональный и уплачивается по ставке 36 %. Налог на прибыль корпораций получил широкое развитие и на американском континенте, где ему также присущи свои особенности. Так, в США действует как федеральный налог, так и налог, вводимый тем или иным штатом. Налоговые ставки колеблются от 15 до 39 %, в зависимости от размера налогооблагаемого дохода. Таким образом, государство стремится поощрять развитие малого бизнеса в стране. Ставки налога на прибыль, установленные законодательством штатов, различаются и могут носить как пропорциональный, так и прогрессивный характер. По налогу на прибыль в США применяются различные льготы. Так, при исчислении федерального налога база уменьшается на величину штатного налога, применяются льготы, стимулирующие ускоренную амортизацию, инвестиции, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. В США действуют льготы, стимулирующие охрану окружающей среды. Такие льготы могут быть предоставлены субъектам экономической деятельности, например, при использовании ими альтернативных видов энергии (солнечной, ветра). Вместе с тем в США иногда применяется механизм изъятия сверхприбыли у сверхрен-табельных субъектов (например, в нефтяном бизнесе) через установление и введение налога на сверхприбыль.

В Швейцарии обложению налогами на прибыль и капитал юридических лиц подлежат юридические лица, имеющие офис, либо действующий орган управления. Максимальная ставка федерального налога на прибыль не может превышать 9,8 % суммарной прибыли, налог является прогрессивным и взимается по трехуровневой шкале доходов.

Важное место в системе налогов в Швеции занимает налог на прибыль корпораций, ставка которого составляет 28 %, а в Дании установлена в размере 34 % и применяется в отношении как резидентов, так и нерезидентов, кроме того, при переводе дивидендов за рубеж компании в Швеции должны удерживать налог с общей суммы дивидендов по ставке 30 %.

По сравнению с вышеперечисленными странами в России ставка налога на прибыль до 2008 года составляла 24 %, а в связи с принятием антикризисных мер правительством РФ ставку снизили до 20 %. В России этот налог действует с 1992 года, а регулируется главой 25 Налогового кодекса РФ и официально называется «налог на прибыль организаций».

Налог на доходы физических лиц в России взимается с доходов, полученных резидентами и нерезидентами на территории РФ. Ставка налога для налоговых резидентов составляет 13 %, при этом государство дает право воспользоваться налогоплательщикам льготами в виде стандартных налоговых вычетов за себя в размере 3000 руб., 500 руб., 400 руб. и на одного ребенка 1000 руб. Для сравнения: например, в США подоходный налог взимается «у источника» во время получения заработной платы по ставки налога от 15 до 33 % (имеет прогрессивный характер налогообложения).

Подоходный налог в Италии, как и во многих других странах, является одним из важнейших источников государственных доходов. Ставка подоходного налога увеличивается в зависимости от увеличения дохода, т. е. имеет прогрессивный характер налогообложения, ставки составляют от 10 до 50 %. Полученная сумма налога уменьшается затем на сумму индивидуальных льгот, размер которых зависит от состава семьи (чем больше семья, тем больше льгот), что способствует демографическому росту в Италии.

А в Германии подоходный налог - это единственный из совместных налогов, распределяемых между тремя уровнями власти, причем ставки шкал налогообложения прогрессивные и колеблются от 0 до 51 %. Облагаются налогом все доходы вне зависимости от характера возникновения, но к каждой категории применяется свой вычет.

Подоходным налогом с физических лиц в Швейцарии облагаются доходы резидентов или временных резидентов, осуществляющих прибыльную деятельность в Швейцарии, максимальная ставка составляет 11,5 %. Ставки, по которым взимается подоходный налог с физических лиц, являются прогрессивными, наиболее благоприятная ставка применяется к доходу семейных пар, в отличие от других налогоплательщиков, что служит основным стимулом для роста населения страны.

В Великобритании подоходный налог с физических лиц взимается не по совокупному доходу, а по частям - шедулам, в зависимости от источника дохода, и каждая шедула облагается особым порядком. Действуют шесть шедул, причем некоторые из них имеют еще и внутреннюю градацию доходов. Его уплачивают все представители населения Великобритании, получающие доход. Подоходный налог взимается по прогрессивной ставке со всех видов налогооблагаемых доходов от всех источников. В настоящее время применяются следующие ставки: 10, 22, 45 %.

Ставки муниципального подоходного налога в Швеции несколько отличаются по регионам и обычно составляют 31 %, национальный подоходный налог с доходов от работы по найму и от коммерческой деятельности составляет 25 % для доходов, превышающих 229 тысяч крон в год.

Дания - страна с достаточно высоким уровнем налогов. Подоходный налог включает в себя государственный, муниципальный и церковный налоги. Средняя ставка муниципального и церковного налогов составляет 29,5 %. Ставка государственного налога дифференцирована в зависимости от дохода.

Потенциальными плательщиками подоходного налога во Франции являются все физические лица страны, а также предприятия и кооперативы, не являющиеся акционерными обществами. Налог единый, высчитывается по единой прогрессивной шкале, но вместе с тем он принимает во внимание экономические, социальные, семейный условия и возраст каждого плательщика. Ставка прогрессии - от 0 до 54 % в зависимости от доходов, принципиальной особенностью является обложение дохода не физического лица, а семьи.

Рассматривая такой налог, как отчисления на социальные нужды, можно отметить, что в России до 2010 года работодатели уплачивали единый социальный налог в размере 26 %, с 01 января 2010 года работодатели уплачивали страховые взносы по ставке 26 %, а с 01 января 2011 года - по ставке 34 %. Для сравнения: в США доходы, обеспечиваемые поступлениями взносов на социальное страхование, постоянно растут, и их уплачивают предприниматели и застрахованные по одинаковым ставкам: 6,2 % в виде отчислений на социальное обеспечение и 1,45 % на бесплатную медицинскую помощь. Кроме того, с предприни-

мателей взимаются отчисления на пособия по безработице в размере 0,8 % фонда заработной платы. А компании в Германии уплачивают взносы в фонды социального страхования в размере 13 %.

Важное место в Великобритании занимают взносы на нужды социального страхования, расходуемые на выплату пенсий и пособий. Эти взносы уплачиваются по одному из четырех классов. Зарабатывающие менее 54 фунтов стерлингов в неделю полностью освобождены от уплаты взносов, если же заработанный доход превышает сумму, то размер взносов составляет 2 % от первых 54 фунтов стерлингов и 9 % с оставшейся части, но не свыше 405 фунтов стерлингов в неделю. Взносы по второму и третьему классам уплачиваются по твердым ставкам - соответственно в 5,35 и 5,25 фунтов стерлингов в неделю. По четвертому классу взносы уплачиваются по ставке в 6,3 %. Социальный налог на заработную плату носит прогрессивный характер налогообложения во Франции, его уплачивают работодатели по ставкам от 4,5 до 13,6 %. А в Швеции платежи по социальному страхованию составляют 33 % от суммы всех выплат работникам. Такие налоговые поступления обеспечивают достойный уровень жизни лиц пенсионного возраста и малообеспеченных граждан.

В 1994 году в Дании был введен новый налог в социальные фонды, ставка которого составила 7 % от валовой заработной платы.

В налоговой системе Италии отчисления на социальные нужды составляют 35 %, в Швейцарии 12,6 %.

Ставки НДС в России составляют 0 % по экспортируемым товарам и др. операциям, 10 % - по продовольственным товарам, товарам для детей, продукции средств массовой информации и книжной продукции, лекарствам и лекарственным средствам, а также изделиям медицинского назначения. Все остальные товары, работы и услуги, которые не облагаются НДС по ставкам 0 и 10 %, облагаются по ставке 18 %. Приведен перечень операций, не подлежащих налогообложению, что дает налогоплательщикам не в полном объеме уплачивать налог.

Налог на добавленную стоимость в Италии взимается по дифференцированным ставкам, которых в настоящее время пять (2 % - льготная, которая применяется к товарам первой необходимости, 9 % - основная, облагается широкий круг промышленных изделий, 18 % - повышенная, продукты питания, бензин, нефтепродукты, 38% - повышенная, применяется к предметам роскоши, 0 % - применяется к экспорту товаров и услуг). В сравнении с Россией в Италии более лояльное распределение налогового бремени за счет использования такого перечня ставок.

В Швейцарии НДС был введен с 1 января 1995 года. НДС - это налог на всеобщее пользование и потребление. Здесь существует три вида стандартных ставок: 6,5; 3; 2 %. Существует перечень видов деятельности, освобождаемых от налогообложения, и видов деятельности, подлежащих исключению из обложения НДС. В Великобритании НДС взимается в размере 15 % на основную часть торгового оборота. Однако некоторые виды услуг вообще не облагаются налогом. В целом он не представляет собой больших затрат для компаний, так как в основном ложится на частных лиц. Отличительным моментом в обложении НДС в Великобритании является применяемая одна ставка налога по сравнению с налоговыми ставками по НДС, взимаемым и на территории России.

К отличительным особенностям французского налогообложения можно отнести стимулирование роста вложений в науку, налогообложение от перепродажи имущества. Ведущим звеном бюджетной системы выступает НДС, где существует 4 вида ставок: 19,6 % -нормальная ставка на все виды товаров и услуг; 22 % - предельная ставка на предметы роскоши, машины, алкоголь, табак; 7 % - сокращенная ставка на товары культурного обихода; 5,5 % - на товары и услуги первой необходимости.

В Швеции стандартная ставка НДС равна 25 %, а пониженная - 12 % Установлена для продовольственных товаров, услуг гостиниц и ресторанов и предприятий общественного транспорта. Налогоплательщики платят налог между выходящим и входящим НДС, данная

методика имеет схожесть в определении НДС, подлежащего уплате в бюджет, с методикой определения НДС в России.

Удельный вес НДС в Германии в доходах бюджета равен 28 %, ставка налога составляет 16 %, основные продовольственные товары, а также книжно-журнальная продукция облагаются по сниженной ставке 7 %. А в США вместо НДС действует налог с продаж взимаемый на уровне штатов по максимальной ставке - от 8 % и средней - от 4 до 5 %.

Предприятия Дании, оперирующие материальными запасами, за которые подлежит уплата НДС и имеющие годовой оборот, превышающий 20 000 датских крон, обязаны уплачивать НДС по ставке 25 %.

Даже краткий обзор дает основание для вывода, что налоговая система каждого государства имеет свои особенности, обусловленные характером ее развития, состоянием экономики, национальными традициями, общественной психологией. Однако в любом случае она должна базироваться на такой организационной основе, которая позволили бы ей функционировать с наименьшими издержками как для страны в целом, так и для конкретного субъекта налогообложения. В большинстве стран с рыночной экономикой радикальные реформы налоговых органов были предприняты в 80-е годы. Эти реформы были чаще всего направлены на упрощение структуры подоходных налогов путем выравнивания ставок. Налоговая политика преследовала цели смягчения влияния налогов на перекосы в экономике, выравнивания условий функционирования хозяйствующих субъектов и упрощения налоговой системы [Налоговые..., 2008, с. 356].

Изучение опыта построения налоговых систем в других странах, их положительный и отрицательный опыт позволяют рационально строить налоговую систему России. На примере моделей зарубежных систем налогообложения можно понять, к чему в перспективе необходимо стремиться и чего избегать.

Следует учитывать, что для зарубежных экономических систем характерны более стабильные цены, стабильный уровень занятости, сложная законодательная система и правила отчетности. Поэтому решение о принятии элементов той или иной системы налогообложения на практике неизбежно натолкнется на трудности ее внедрения, а поэтому должно быть весьма взвешенным и научно обоснованным.

Библиографический список

1. Абрамов М.Д., Фадеев Д.Е. Об основных направлениях налоговой политики // Налоговые споры: теория и практика. 2006. № 3.

2. Зубарева И.Е. Налоговые новации как антикризисная мера: российский и зарубежный опыт // Ваш налоговый адвокат. 2009. № 5.

3. Лермонтов Ю. Антикризисные меры: предварительные итоги // Аудит и налогообложение. 2009. № 7.

4. Попова Л.В., Маслова И.А., Земляков Ю.Д., Маслов И.А., Дрожжина И.А., Салихова В.Ю. Налоговые системы зарубежных стран // Бухгалтер и закон. 2007. № 10.

5. Налоговые системы зарубежных стран: учеб.-метод. пособие / Л.В. Попова, И.А. Дрожжина, Б.Г. Маслов. М.: Дело и Сервис, 2008. 368 с.

6. Попова Л.В., Маслова И.А., Земляков Ю.Д., Маслов И.А., Дрожжина И.А., Салихова В.Ю. Налоговые системы зарубежных стран // Все для бухгалтера. 2007. № 17.

7. Попова Л.В., Маслова И.А., Земляков Ю.Д., Маслов И.А., Дрожжина И.А., Салихова В.Ю. Налоговые системы зарубежных стран // Бухгалтерский учет в издательстве и полиграфии. 2007. № 9.

8. Попова Л.В., Маслова И.А., Земляков Ю.Д., Маслов И.А., Дрожжина И.А., Салихова В.Ю. Налоговая система Италии // Все для бухгалтера. 2007. № 17.

9. Кузьмин И.Ю. Некоторые особенности налогообложения за рубежом: история и современность // Аудиторские ведомости. 2008. № 1.

10.Кашин В.А., Абрамов М.Д. О налоговых системах Ирландии и Швеции // Налоги и налогообложение. 2008. № 12.

11.Налоговый кодекс. Ч. 2 от 05.08.2000 г. № 117-ФЗ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.