Е.А. Строганова Налоговое регулирование инвестиционной политики
Проведение собственной инвестиционной политики на региональном уровне является необходимым условием достижения эффективного функционирования социально-экономической системы как страны в целом, так и ее регионов.
Перенос центра тяжести на региональный уровень предопределяет необходимость поиска новых, более эффективных подходов к процессам разработки инвестиционной политики на территории. Кроме того, актуальность данной проблемы возрастает в связи с конкуренцией регионов в области привлечения инвестиций, посредством создания им более благоприятного климата, предоставления льгот и гарантий инвесторам.
Формирование инвестиционной политики региона предусматривает определение целей и приоритетов, разработку стратегии и программ, а также мероприятий по созданию благоприятного инвестиционного климата.
Реализация такой политики происходит путем целенаправленного воздействия структур регионального управления на всех участников данного процесса в интересах достижения намеченных целей социально-экономического развития региона.
Средства, которыми пользуются органы власти для устранения региональных различий, весьма разнообразны, и выбор их обусловлен рядом факторов: социально-экономическим положением станы, типом государственного устройства, внутренними проблемами и др.
X. Армстронг и Дж. Тайлор инструменты региональной инвестиционной политики подразделяют на макро- и микроинструменты. При этом под макроинструментом понимаются рычаги монетарной, фискальной и торговой политики, под микроинструментом - рычаги непосредственного воздействия на рабочих (труд) и на предпринимателей (капитал) [1, с. 397].
В отдельных странах существуют разные принципы разделения между центральными и региональными властями функций в сфере региональной политики, специфические схемы сочетания макро- и микроинструмента. Однако в унитарных государствах такая политика проводится в основном центральным
правительством, которое в равной степени пользуется этими инструментами. В государствах с федеративным устройством макроинструментом в большей степени пользуется центральное правительство, а микроинструментом - администрации субъектов федерации. Ярким примером почти полного отнесения региональной политики на уровень субъектов федерации является Австралия, чья конституция значительно ограничивает права центра при вмешательстве в жизнь штатов [2, с. 174].
Одним из макроинструментов реализации региональной инвестиционной политики, широко используемым за рубежом, стало налоговое регулирование.
Основным направлением налоговой политики зарубежных стран является стимулирование развития определенных территорий, что способствует экономическому подъему и созданию новых рабочих мест. Налоговые стимулы создаются центральными, региональными и местными органами власти и представлены налоговыми каникулами, специальными ставками, освобождением от налогов для новых инвестиций, субсидиями или кредитами под низкий процент.
Конкурируя в борьбе за иностранные инвестиции, страны Европы устраивают «налоговые каникулы» на несколько лет. Как правило, льготный период продолжается в течение 3-5-х лет, и с момента начала функционирования предприятия с иностранным участием освобождаются от всех прямых, а нередко и косвенных налогов. Льготы предоставляются центральными и региональными правительствами с учетом региональной специфики, при согласовании на всех правительственных уровнях и совместно с другими мерами (субсидиями и контролем).
Обычной во многих странах является система льготного обложения реинвестируемой в производство прибыли, которая либо облагается по пониженным ставкам, либо вычитается из суммы подлежащего налогообложению дохода. Уровень ставок налога на прибыль предприятий с иностранным участием определяется с учетом сложившихся условий в странах-конкурентах. Так, в Гонконге ставка налога на
Налоговое регулирование инвестиционной политики
прибыль составляет 16,5%, в Аргентине - от 10 до 30%, в Южной Корее - от 20 до 30%, в Индии - 25%, в Китае - для предприятий, поставляющих более 70% произведенной продукции на экспорт, налог с прибыли составляет 10% [3].
Анализ показывает, что в большинстве стран, добившихся успехов в экономическом и социальном развитии, решаются следующие задачи:
- установление налоговых ставок на уровне ниже среднемировых, отказ от прогрессивной системы налогообложения для основной массы получателей доходов;
- установление таких правил расчета налогооблагаемой базы, при которых инвестиции в производство и производительное накопление граждан и предприятий фактически полностью освобождаются от налогообложения.
Изучая формы налогового регулирования инвестиционной деятельности в рамках реализации региональной политики за рубежом, следует выделить создание специальных зон. Мировая экономика накопила огромный положительный опыт в области функционирования специальных зон различного типа, которые формируются под условия и целевые установки стран. Так, в государствах Европы и Северной Америки со зрелой рыночной экономикой зоны служат главным образом средством проведения региональной экономической политики (выравнивание межрегиональных различий, подъем экономики депрессивных регионов). В молодых индустриальных странах Азии зоны выступают инструментом развития промышленности. Они нацелены на создание отраслевых очагов экономического роста. В странах Латинской Америки практика их создания носит комбинированный характер - она обслуживает региональные и внешнеэкономические приоритеты.
При формировании свободных зон применяется достаточно широкий набор льгот и стимулов для иностранных инвесторов, который носит специфические оттенки в каждой зоне, но, как правило, везде предусматривается:
- полная или частичная отмена таможенных пошлин, федеральных и региональных налогов;
- свободный перевод из зоны прибыли и капитала для иностранных инвесторов;
- предоставление льготных кредитов, аренды земли, услуг по льготным тарифам, необходимой инфраструктуры;
- возможность самостоятельного определения сроков амортизации.
В отличие от традиционной региональной политики отдельных стран, где в равной мере используются стимулы налоговых льгот и премии, в Европейском сообществе нет таких льгот, но здесь существуют специальные фонды -источники стимулирования предпринимателей и осуществления социальной политики.
Формирование инвестиционной политики регионов России происходит в весьма различных стартовых условиях при дифференциации уровней развития и обеспеченности факторами производства, разной производственной специализации. Для реализации программ по структурной перестройке регионов необходимо увеличение объема инвестиций в основной капитал. Вместе с тем проблема не может быть решена путем наращивания государственных инвестиций не только в силу ограниченности средств федерального бюджета, но и главным образом из-за низкой эффективности таких вложений. Повышение инвестиционной активности может быть достигнуто посредством формирования благоприятного инвестиционного климата для частных инвесторов и ускорения эффективности трансформации накоплений в инвестиции.
Специфика межрегионального подхода к разработке инвестиционной политики состоит в том, что на территории регионов действует единый «общефедеральный» законодательный фон, который видоизменяется в отдельных субъектах Федерации под воздействием региональных законодательных норм, регулирующих инвестиционную деятельность в пределах своих полномочий.
Следует отметить, что и во многих регионах России активизировался процесс самостоятельной разработки регуляторов, способствующих росту объемов инвестиций и эффективности их использования посредством предоставления определенных льгот и различных гарантий участникам инвестиционной деятельности за счет регионального бюджета. Наибольшие возможности власти имеют в области предоставления льгот по уплате местных налогов и других платежей, а также федеральных в той их части, которая зачисляется в местный бюджет. При этом используются различные критерии, определяющие право хозяйственных структур на получение льгот при осуществлении капитальных вложений, и устанавливается срок действия этих льгот.
Анализ инвестиционного законодательства ряда субъектов Российской Федерации показал, что законодательное поле формирует на территории страны зоны наибольшего благо-
приятствования для инвесторов, предусматривающие налоговые льготы, льготные кредиты, гарантии и защиту интересов инвесторов.
Основными видами льгот являются налоговые, прежде всего по налогу на прибыль и на имущество, льготы на земельный налог, лесной налог. Другой тип льгот (неналоговых) -льготы по арендной плате, коммунальным платежам и платежам за пользование недрами.
При всем многообразии текстов законов об инвестиционной деятельности можно выделить два подхода к предоставлению налоговых льгот участникам данного процесса в регионе. При первом подходе период и величина льгот фиксируются в законе, а во втором - в законе закрепляется право инвесторов на льготы, а их величина и период действия определяются в процессе согласования с региональной администрацией. В некоторых регионах в рамках указанных законов предприятиям и организациям с иностранными инвестициями предоставляется более льготный налоговый режим либо принимаются отдельные законы о льготах иностранным инвесторам.
Сравнение инвестиционного законодательства территорий Сибири, европейской части РФ и Урала позволяет выделить региональные приоритеты в поддержке инвесторов. Как правило, законы субъектов Федерации в европейской части страны направлены на поддержку малого предпринимательства, инвестиционных проектов с коротким сроком окупаемости (1-3 года). Законы регионов Сибири и Урала ориентированы на привлечение инвестиций для реализации конкретных инвестиционных программ развития приоритетных отраслей.
Регионы прилагают большие усилия по организационно-институциональному обеспече-
нию инвестиционного процесса: организуют банки реконструкции и развития, формируют центры содействия инвестициям, создают бюджеты развития.
С принятием Налогового кодекса РФ появилась возможность значительно повысить стимулирующую роль налоговой системы для активизации инвестиционной деятельности в регионе. Основным способом налогового стимулирования инвестиций в современных условиях является предоставление инвестиционного налогового кредита, т.е. такое изменение сроков уплаты налога, при котором организации предоставляется возможность в течение конкретного срока в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов. Согласно статье 63 части первой Налогового кодекса Российской Федерации органами, уполномоченными принимать решения об изменении срока уплаты по региональным и местным налогам (включая предоставление инвестиционного налогового кредита), являются финансовые органы субъекта Федерации и муниципального образования [4].
Перечисленные способы налогового стимулирования инвестиционной деятельности в первую очередь способствуют мобилизации ресурсов, сосредоточенных непосредственно в регионе. Следует подчеркнуть, что регион действительно может быть инвестиционно привлекательным при условии реализации комплекса налоговых льгот в системе с другими экономическими стимулами, мерами по укреплению и развитию института частной собственности, конкуренции, ориентацией на конкретные социально-экономические приоритеты.
Литература
1. Armstrong N., Taylor J. Regional Economics and Policy. London, 1993.
2. Wadley D. Restructuring the Regions: Analysis, Policy Model and Prognosis / OECD. Paris, 1986.
3. Никитин С. Налоговые льготы, стимулирующие предпринимательскую деятельность в развитых странах Запада // МЭиМО. 2000. №11.
4. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая: Федеральный закон от 31 июля 1998 г. №146-ФЗ // Ведомости Федерального Собрания РФ. 1998. №26.