Машиностроительная продукция Экспорт Импорт Сальдо 190,7 1 074,0 -883,3 15748,2 800,1 14 948,1 1 061,9 6 796,4 -5 734,5 667,7 2 792,7 -2 125,0
ИТОГО: Экспорт Импорт Сальдо 10 989,0 129 477,5 -118 488,5 182 889,4 37 876,8 145 012,6 4 643,3 51 726,2 -47 082,9 18 727,5 12 146,2 6 581,3
Мамаева У.Б.
Налоговое регулирование иностранных инвестиций в РФ
На процесс привлечения и использования иностранного капитала существенное воздействие оказывает система финансового регулирования деятельности зарубежных инвесторов. Эта система включает в себя использование бюджета развития, налоговое, таможенное и кредитное регулирование, условия страхования и арендной платы. Из всего комплекса этих инструментов регулирования основополагающим является система налогообложения.
В настоящее время для иностранных инвесторов предусмотрена система налогов, включающая налоги на прибыль, добавленную стоимость, имущество предприятия, акцизы, местные налоги, отчисления на государственное социальное страхование российских и иностранных работников. В большинстве стран иностранным инвесторам, осуществляющим инвестиции в приоритетных отраслях и направлениях принимающей экономики, предоставляются налоговые льготы не только по сравнению с национальными капиталами, но и по сравнению с налоговым режимом в странах, которые могут стать конкурентами в привлечении иностранных инвесторов.
Аналогичный режим должны получить и иностранные инвесторы в России, осуществляющие инвестиционную деятельность в приоритетных отраслях и регионах российской экономики. На сегодняшний день налоговый режим, предусмотренный для иностранных инвесторов в России, практически соответствует национальному, т.е. налоговому режиму, предусмотренному для российских предприятий, что подразумевает, что иностранные инвесторы функционируют в условиях, аналогичных тем, в которых работают российские предприятия.
Для привлечения иностранных инвесторов требуется прежде всего стабильность всех систем, включая налоговую. В России система налогообложения подвержена значительным изменениям и остается нестабильной. Это является одной из причин слабой привлекательности российской экономики для иностранного инвестирования и негативного влияния на состояние инвестиционного климата в России.
Осознавая необходимость более активного привлечения иностранного капитала. Указом Президента от 23 мая 1994 г. для предприятий с иностранными инвестициями были введены налоговые льготы. В соответствии с этим указом все предприятия с иностранным капиталом, занимающиеся производственной деятельностью и имеющие оплаченную долю в уставном фонде не менее 30 % и в эквивалентной сумме не менее 10 млн. долл., приравнивались к малым предприятиям и первые два года налог на прибыль не уплачивали, а третий и четвертый годы ставка налогообложения составляла соответственно 25 % и 50 % . На них одновременно распространялась практика действующего для всех российских предприятий освобождения от налогообложения прибыли, направляемой во-первых, на финансирование долевого участия в капиталовложениях производственного и непроизводственного назначения и погашения кредитов, использованных на эти цели; во-вторых, на проведение предприятиями научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и увеличение финансовой базы Российского фонда технологического развития; в-третьих, на развитие конкуренции и страновых резервов по страхованию жизни; в-четвертых, на создание резервных фондов.
Исследования показывают, что действительная величина российского налога, которым облагаются иностранные предприятия, рассчитанная по принятым в международной практике правилами достаточно велика. Например, в России 35 %-ная ставка налога на прибыль номинально на 15 % ниже, чем в Германии. Однако, нередко иностранные инвесторы вынуждены выплачивать по этому налогу суммы, превосходящие величину получаемой прибыли. Другими словами, чаще всего создается ситуация, когда при одинаковом доходе компания, работая, например, в Германии и выплачивая более высокую ставку налога,
остается с прибылью, а действующая в России оказывается с убытком. Этот налоговый парадокс объясняется тем, что фактически ставки российского налога на прибыль, рассчитанные по правилам западной бухгалтерии, составляют не 35, а от 60 до 150 % .
Успешная реализация налогового регулирования иностранных инвестиций сдерживается несоответствием российской практики формирования себестоимости зарубежной. В России запрещено включать в себестоимость проценты, выплачиваемые иностранным инвесторам за кредит на приобретение оборудования, расходы на рекламу, страхование и т.д. Эти ограничения в значительной мере сдерживают возможность предприятий с иностранным капиталом расширять масштабы своей деятельности, не позволяют им активно использовать кредиты, проводить крупные рекламные компании, финансировать большое капитальное строительство. Если не произойдет изменения в этой области, то усилия по переориентации иностранного инвестирования в выгодные для нашей страны сферы экономики будут всегда мало эффективными.
На иностранное инвестирование негативно сказывается несовершенство налогового законодательства применительно к отечественным предприятиям. Высокие налоги препятствуют инвестициям российских предприятий, а это в свою очередь, оказывает неблагоприятное влияние на иностранное инвестирование, так как оно во многих случаях в значительной мере зависит от жизнеспособности и надежности отечественных партнеров по кооперации и российских поставщиков и заказчиков.
Много нареканий иностранных инвесторов к практике работы российских налоговых служб. В частности их не устраивает то, что соглашение об избежании двойного налогообложения не применяется автоматически. Иностранным предприятиям предоставляются льготы или их освобождают от уплаты налога у источника только в случае, если есть разрешение российской налоговой инспекции, получение которого растягивается на длительное время и может длиться больше года. Такая практика вызывает озабоченность у иностранных инвесторов и неуверенность в получении необходимого разрешения.
Однако, в практике нашего государства сложилось явно неэффективное налогообложение отраслей промышленности. Уровень налоговой нагрузки, при которой доля отрасли в ВНП превышает долю в налоговых поступлениях, имеет тенденцию снижаться в последнее время, включая торговлю, это свидетельствует о несовершенстве налогообложения.
Действующая система регулирования иностранных инвестиций в России связана со значительным риском для потенциальных инвесторов в силу своей нестабильности. Фактором, способным изменить эту ситуацию в лучшую сторону, является система гарантий.
В сложившейся социально-экономической ситуации необходимо активнее проводить политику дифференциации налогообложения иностранных инвестиций, представления значительных льгот иностранным инвесторам, которые направляют свои капиталы в модернизацию производства, используя новейшие открытия и технологии. Это необходимо быстро делать, так как ситуация в 1998 г. с внутренним и внешним инвестированием не улучшается, а напротив, ухудшается. Такой вывод следует из того, что стратегические внутриотраслевые финансовые вложения крупных западных компаний в отечественные предприятия остаются на низком уровне и их доли в 1997 г. еще уменьшились. Из -за широко распространившихся в России неплатежей, взаимозачетов, долгов в федеральный бюджет появляющиеся на предприятиях живые деньги идут не на реконструкцию производства и обновления основных фондов, а на погашение долгов, что не может не сдерживать притока иностранных инвестиций. Другая причина снижения притока иностранного капитала связана с ослаблением позиций России на мировом рынке. После того, как цены и затраты на многие виды продукции, включая продукцию ТЭК, сравнялись с мировыми, а российский экспорт сырья и полуфабрикатов потерял свою демпинговую агрессивность, приток западных инвестиций в эти предприятия уменьшился.
До тех пор, пока отечественные предприятия испытывают существенный недостаток в собственных капиталовложениях (амортизации и прибыли) и в заемных средствах (кредитах отечественных банков), следует активнее привлекать зарубежные капиталы. При решении этой задачи неприемлемой является модель высокоразвитых стран, где, как уже отмечалось, главным источником финансирования выступают внутренние источники. Очевидно, нашей стране более подходит опыт развивающихся стран, в которых внешние источники доминируют. Так,например,их доля в капиталовложениях Индии составила свыше 60 %, а в республике Конго - даже 87%.
Не останавливаясь на других аспектах налогового регулирования иностранного инвестирования, хотелось бы подчеркнуть, что в сложившейся ситуации наша страна должна использовать систему налогообложения иностранных инвестиций исключительно в качестве стимулирующего фактора, одного из путей преодоления инвестиционного кризиса. Эта система должна быть стабильной, содержать дифференцированный подход, учитывать приоритетность отраслей и сфер экономики и динамику их развития. Наряду с другими инструментами налоговое регулирование должно способствовать переходу от торгово-
коммерческой доминанты в иностранном инвестировании к воспроизводственно-инвестиционной модели, обеспечивают большую привлекательность вложений, их нацеленность на более низкие трансакционные издержки.
Махтибеков Э.А., Джамбулатов И. Д.
Направления совершенствования банковской системы Республики Дагестан
Анализ становления банковской системы Дагестана свидетельствует о том, что основной причиной финансовых неудач региональных банков является неквалифицированное управление и отсутствие стратегического планирования, а дестабилизирующими факторами служат кредитный риск, риск ликвидности, отсутствие финансового менеджмента.
Вместе с тем, сохранение и развитие региональных коммерческих банков (КБ) и самой банковской системы для Дагестана имеет принципиальное значение. Во-первых, региональные КБ адекватно реагируют на экономические особенности республики. Во-вторых, (очень важно) региональная банковская система создает экономическую и финансовую основу для политических соглашений с другими регионами (государствами).
Банковская система РД в перспективе может быть представлена в мировой банковской системе несколькими банками с наибольшим уставным капиталом.
На наш взгляд, экономические условия, сложившиеся в республике, не способствуют динамичному развитию банковской системы. Свидетельством тому является отсутствие каких-либо значительных инвестиционных вложений в реальный сектор экономики, высокая себестоимость продукции по причине отсталой технологии, низкая покупательная способность населения, отсутствие маркетинга и, наконец, откровенное и бесконтрольное расхищение средств.
Внесение некоторых корректив в деятельность Национального банка РД значительно увеличило бы эффективность регулирования деятельности КБ; представляется, что основная задача Национального банка состоит не только и не столько в надзоре за деятельностью последних, сколько в совершенствовании инфраструктуры финансового рынка региона с целью создания благоприятных условий для развития региональных КБ. Последнее предполагает создание в Национальном банке соответствующей структуры (управление, отдел), которая занималась бы вышеуказанными вопросами.
Важнейшим шагом, который значительно приблизил бы достижение данной цели, явилось бы, на наш взгляд, создание Ассоциации Банков Дагестана (АБД), стратегической целью деятельности которой должно стать развитие региональной банковской системы. Создание АБД требует принятия таких законодательных решений органов власти, которые стимулировали бы развитие банковского сектора экономики.
В качестве одного из таких решений можно рассматривать освобождение региональных банков от налога на прибыль в части республиканского бюджета или предоставление налоговых «каникул» и направление равными частями этих средств через АБД на финансирование программ развития банковской системы и, в отдельных случаях, непосредственно банкам на собственное развитие.
Неоценимую помощь региональным КБ окажет правовое обслуживание и практическая помощь, которые также станут функциональной обязанностью АБД. Кроме того, АБД будет способствовать решению ряда перспективных задач: установление деловых связей с банками Ближнего Востока, Европы и, в первую очередь, стран СНГ.
Здесь же отметим, что региональные банки остро нуждаются в необходимости создания межбанковского страхового общества. Стабилизирующая роль подобного общества особенно актуальна для такого депрессивного региона, каким является Республика Дагестан.
Региональной особенностью финансового рынка Дагестана является то, что при сравнительно ограниченных финансовых ресурсах велика степень концентрации банков.
В настоящее время в республике действует 52 коммерческих банка, из них: у 20-ти имеется достаточно разветвленная филиальная сеть. В то же время происходит ежегодное сокращение числа региональных банков (рис.1), а, начиная с 1994 г., появление вновь образующихся банков прекратилось.