УДК 336.22:005.591
ЕЛ- Гулькова ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НАЛОГОВОГО
ИНЖИНИРИНГА В РОССИИ
Аннотация. Обоснована необходимость развития нового понятия «налоговый инжиниринг» в России. Раскрыты возможности применения налогового инжиниринга в организациях и корпорациях, его тесная взаимосвязь с государственным управлением в области регулирования налогов и сборов. Рассмотрены и систематизированы цели внедрения данного инструмента налогового и финансового планирования. Рассматриваются проблемы предоставления налоговых льгот и взаимодействия предприятий и налоговых органов. Выделены наиболее типичные проблемы оптимизации налогообложения и собираемости налогов в Российской Федерации в связи с реализацией налоговой политики государства.
Ключевые слова: налоговый инжиниринг, налоговая система, оптимизация налогообложения, налоговое планирование, налоговое администрирование.
Elena Gulkova ENGINEERING DEVELOPMENT PROSPECTS
OF TAX IN RUSSIA
Abstract. Necessity of development of a new concept «tax engineering in Russia. Revealed the possibility of using tax of engineering organizations, and corporations, its close relationship with the state management in the field of regulation of taxes and fees. Considered and systematized the purposes of the implementation of this instrument of tax and financial planning. Discusses the problems of granting tax privileges and interaction between companies and tax authorities identified the most typical problems of optimization of taxation and tax collection of the Russian Federation in connection with the implementation of the tax policy of the state.
Keywords: tax engineering, tax system, tax optimization, tax planning, tax administration.
Современное состояние российской экономики дает возможность разрабатывать и применять новейшие финансовые технологии, которые смогут решить проблемы регулирования отношений между организациями и государством по уплате налогов и сборов в бюджетную систему. Российские ученые-экономисты на протяжении нескольких лет рассматривают одну из основных актуальных проблем - создание результативной методологии планирования налоговых доходов, при формировании которой возможно возникновение прямой и открытой взаимосвязи со многими элементами финансовой системы. Также акцентируется внимание на основных показателях функционирования налоговой системы: величине номинального налогового бремени (поддержание темпов роста экономики на необходимом уровне, стимулирование инвестиций и др.); собираемости налогов (обеспечение доходов бюджетной системы в соответствии с действующим законодательством). Основным фактором, формирующим налогооблагаемую базу в Российской Федерации, являются показатели объема промышленного производства [3]. Однако в сегодняшних условиях вопросы усовершенствования данной методологии во многом зависят от оценки возможности уплаты налогов организациями не только различных отраслей экономики России, но и имеющих различное финансовое состояние.
В связи с этим имеет место своевременность решения проблемы перехода к управлению налогообложением предприятия на основе прогнозного анализа финансово-экономического состояния и поиска путей их достижения в рамках принятой финансовой стратегии с учетом требований налогового законодательства и влияния налоговых рисков. Прежде всего к финансовой стратегии можно отнести целенаправленное использование инжиниринговых моделей, технологий и процедур для достижения краткосрочных и долгосрочных задач, например: усиление позиций на рынке товаров (услуг), достижение приемлемого объема продаж, прибыли, доходности (рентабельности) активов и собственного капитала, сохранение платежеспособности, кредитоспособности и ликвидности баланса и др. [1, с. 69]. В рамках преобразований различных инструментов планирования налогообложения на
© Гулькова Е.Л., 2014
предприятиях также необходимо учитывать неравномерность их финансово-экономического развития. Данные проблемы, а также значительные изменения налогового законодательства, которые потенциально несут налоговые риски, можно предотвратить с помощью одного из аспектов развития взаимодействия по управлению данными процессами - налогового инжиниринга [2].
Для выполнения целей и задач предприятия разрабатывают конкретный механизм их достижения, поэтому при реализации методов финансового инжиниринга соответственно необходимо выделение и разработка аспектов и направлений налогового инжиниринга как отдельного направления финансового планирования и управления не только с позиции предприятий, но и с позиции государства. Возможности предоставления каких-либо льгот и преференций различным группам и категориям налогоплательщиков не противоречат налоговому законодательству, но являются достаточно узким взглядом на вероятность улучшения финансового состояния организаций и как перспективу -увеличения доходности бюджета. Несмотря на существенное улучшение эффективности налоговой системы России на сегодняшний день не сложилось единой точки зрения по поводу величины налогового бремени, возложенного на российские предприятия, а также о налоговых льготах, налоговых амнистиях, ряда условий и правил реструктуризации налоговой задолженности. Факторы и механизмы повышения собираемости налогов связаны прежде всего с эффективным налоговым администрированием.
В последние годы наблюдается улучшение налоговой дисциплины и уменьшение объемов неплатежей в государственный бюджет со стороны предприятий, однако данный вопрос остается актуальным, так как динамика задолженности перед бюджетом является важным фактором, влияющим на объем налоговых поступлений и собираемость налогов. Эти вопросы возможно решить с помощью компиляции финансового и налогового менеджмента на двух уровнях: 1) в сфере внутренних ресурсов; 2) потенциала самих корпораций и потребностей государства. Именно это взаимодействие и можно назвать новым направлением в финансовых отношениях - налоговым инжинирингом.
Проблемы оптимизации налогообложения достаточно полно исследованы, однако требуют дальнейшего анализа в силу того, что практика применения налогового законодательства оставляет открытым вопрос разграничения легитимных и нелегитимных методов оптимизации налоговых платежей. Единственным критерием, позволяющим оценивать деятельность предприятий по оптимизации налоговых обязательств, на сегодняшний день является обоснованность налоговой выгоды. В то же время финансовое состояние многих хозяйствующих субъектов не позволяет в полном объеме выполнять требования налогового законодательства по уплате налогов, и налоговое планирование превращается в уклонение от уплаты, что в конечном итоге приводит к доначислению налогов, штрафам, пеням и другим санкциям.
Акцентирование внимания на планировании налогообложения в более широком смысле этого понятия - налоговом инжиниринге, который учитывает совокупность потребностей и корпораций и государства, - является необходимым и своевременным. Безусловно, возникающие разногласия по данному вопросу неизбежны, так как на сегодняшний день помимо планирования налогообложения существуют понятия налогового регулирования и администрирования, но в данном случае налоговый инжиниринг может преследовать цели не только одной из сторон, а учитывать все составляющие в комплексе - и интересы корпораций, и интересы государства. В какой-то степени в настоящее время эти функции выполняет налоговое консультирование, но, к сожалению, пока еще не в полной мере. Таким образом, обеспечение эффективности функционирования налоговой системы страны предполагает прежде всего оптимальный выбор параметров основных характеристик не только налоговой системы предприятия, но и обеспечение оптимального функционирования в рамках существующих параметров производственно-хозяйственной, финансовой деятельности организаций.
Концепции управления налоговыми обязательствами на предприятиях на протяжении многих
лет являются предметом изучения и объектом корпоративного налогового менеджмента, который является составной частью финансового менеджмента организаций. В России многим предприятиям экономически более выгодно привлекать сторонние консалтинговые компании для создания той или иной налоговой схемы. Более того, при реализации сложных проектов консалтинговые компании являются управляющими центрами, регулирующими налогообложение корпорации, что, зачастую чревато серьезными финансовыми последствиями в виде штрафов, пеней и другой ответственности.
Однако для организаций важнейшими составляющими являются успешная деловая активность и высокие результаты финансово-экономической деятельности. В свою очередь, для государства это собираемость налогов и сборов в бюджет. Поэтому разумное использование налоговых инструментов с учетом интересов обеих сторон и изменений внутренней и внешней среды может быть достигнуто с помощью методов и инструментов именно налогового инжиниринга.
Таким образом, появляется возможность создать некий симбиоз процессов государственного налогового планирования, которое на сегодняшний день является механическим определением размера предстоящих поступлений в бюджетную систему, и налогового планирования (оптимизации налогообложения) предприятий, которое сейчас строится на простом уменьшении налоговых платежей (получении налоговой выгоды), влекущими за собой, как правило, дополнительные расходы в виде налоговых санкций.
В целях реализации системы налогового инжиниринга допустимо использовать интеграцию методов управленческого анализа (АВС-метода с элементами СУР-анализа), основным фактором которой является выделение в стоимости каждой операции ее переменной и постоянной части. Применение на практике интеграционной модели позволит планировать уровень платежей по налогам и определять оптимальную налоговую нагрузку, варьировать значения моделируемых платежей по налогам в зависимости от деятельности предприятия, а также более точно планировать платежи в бюджет при предоставлении государством тех или иных льгот.
В дальнейшем полученные прогнозные значения стоимости операций и себестоимости конечных объектов оценки могут быть использованы как ориентиры для налогового анализа, предназначенного для управления финансовым результатом и его оптимизацией в рамках разработки мероприятий налогового инжиниринга. Данными расчетами допустимо оперировать наряду с анализом налоговых схем методом численной оценки потенциальных последствий (микроимитационного моделирования) на основании максимально подробной и точной исходной информации, полученной из финансовой отчетности организаций и правовых регулирующих документов. Появится возможность использования данных методов (в совокупности с уже используемыми методами оценки будущих налоговых поступлений) в качестве основы для анализа влияния изменений законодательства на уровень налоговой базы, установления зависимости между показателями уплаты разного вида налогов, анализа влияния изменений на поступление налоговых платежей по определенным категориями налогоплательщиков.
Таким образом, будет решена проблема взаимодействия между хозяйствующими субъектами и налоговыми органами с позиции развития методологии выявления, учета и использования в прогнозировании и планировании имеющихся обратных связей между государством и экономическим поведением организаций. Следовательно, налоговый инжиниринг может сочетать не только финансовое налоговое планирование и консалтинг, но и разработку крупных программ, тесно взаимосвязанных с реализацией того или иного конкретного проекта, который будет учитывать интересы и организаций и государства. Эти проблемы возможно решить с помощью включения в практическую деятельность предприятий соглашений, где необходимо указать последовательность специальных обязательств и условий, при которых налоговые органы будут вправе предоставлять консалтинговые услуги, а также льготы и преференции в соответствии с НК РФ. В данных соглашениях необходимо
указать некоторые элементы, которые определят специфику и масштаб того или иного инвестиционного проекта; финансовое состояние организации, реализующей данный проект; состав обязательств и работ со сроками их выполнения и другие финансово-экономические составляющие, а также возможности налогового планирования и использования льгот и преференций с учетом регионального развития для взаимовыгодного сотрудничества.
Указанные обстоятельства приводят к возможности создания налоговых инжиниринговых услуг как особой государственной деятельности и предопределяют их дальнейшее развитие. Поэтому налоговый инжиниринг можно классифицировать еще и как государственную услугу, предоставляемую на платной основе предприятиям и корпорациям с целью достижения более тесного сотрудничества в области налоговых отношений. Данный вид государственной услуги может быть реализован с помощью использования налогового консалтинга на государственном уровне для совершенствования отношений между организациями и налоговыми органами во избежание штрафных санкций и судебных разбирательств, а также увеличения собираемости налогов и сборов с учетом финансового состояния предприятий и корпораций.
Таким образом, возникающие проблемы и противоречия в совместной деятельности российских предприятий и корпораций и налоговых органов могут решить современные технологии управления налогообложением, которые позволят организовать процесс управления налогами и с позиции предприятий и с позиции налоговых органов, что позволит существенно повысить его эффективность.
Библиографический список
1. Князева Е.Г., Жуйков Е.Н. Принципиальные позиции финансового инжиниринга // Известия Уральского государственного экономического университета. - 2009. - № 2. - С. 68-72.
2. Реалии управления корпоративными финансами и финансовый инжиниринг в современной России: материалы Международной научно-практической. - М.: ГУУ, 2013. - С. 30-31.
3. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://economy-lib.com