12.3. НАЛОГОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КАК СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСОВЫМИ РЕСУРСАМИ НЕКОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Грищенко Алексей Валерьевич, аттестованный аудитор Минфина России, к.э.н., доцент кафедры общественных финансов бухгалтерского учета и аудита МГУУ Правительства Москвы
Место работы: МГУУ Правительства Москвы
[email protected] Грищенко Юлия Игоревна, аттестованный аудитор Минфина России, к.э.н. доцент кафедры финансового менеджмента Финансового университета
Правительства РФ
Место работы: Финансовый университет
Правительства РФ
Аннотация: налоговое планирование является важным элементом налогового менеджмента. Посредством рационального налогового планирования некоммерческие организации могут высвободить дополнительные финансовые ресурсы для осуществления своей уставной деятельности. В статье раскрыты особенности и методы налогового планирования деятельности негосударственных некоммерческих организаций, которые не имеют доходов от предпринимательской деятельности.
Ключевые слова: некоммерческая организация,
налоговое планирование, финансовые ресурсы, налогообложение, налог
TAX PLANNING AS A WAY OF MANAGING FINANCIAL RESOURCES NONPROFIT
Grishchenko Aleksei Valer'evich, certified auditor Russian Ministry of Finance, Ph.D., assistant professor of public finance accounting and auditing MGUU Moscow Government
Place of employment: MGUU Moscow Government
Grishchenko Julia Igorevna, certified auditor Russian Ministry of Finance, Ph.D. Associate Professor of Financial Management Finance University of the Government of the Russian Federation
Place of employment: Finance University of the Government of the Russian Federation
Annotation: tax planning is an important element of tax management. Through efficient tax planning nonprofit organizations can free up additional financial resources to carry out its statutory activities. In the article the features and methods of tax planning activities of non-profit organizations that do not have income from business activities.
Keywords: non-profit organization, tax planning, financial resources, tax, tax
В соответствии Федеральным законом от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческая организация - это организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.
Не смотря на некоммерческую деятельность некоммерческие организации, являются плательщиками
основных налогов и сборов. Если организация
осуществляет исключительно некоммерческую
деятельность, тогда объектами налогообложения выступают:
1) имущество некоммерческой организации;
2) транспорт;
3) земля;
4) заработная плата сотрудников.
В связи с этим возникает необходимость налогового планирования с целью максимального высвобождения финансовых ресурсов для финансирования уставной и благотворительной деятельности организации.
Налоговое планирование - совокупность плановоаналитических действий налогоплательщика, посредством разработки и внедрение различных законных способов и методов снижения налоговых обязательств,
направленных на увеличение финансовых ресурсов организации.
В научной работе Барулина С. В. «Налоговый менеджмент» дано определение налогового
планирования: «Налоговое планирование - это
основанный на прогнозных параметрах процесс определения наиболее эффективных направлений движения и оптимизации объема, состава и структуры входящих и исходящих налоговых потоков на предстоящий год и (или) перспективу государством и хозяйствующим субъектом» [3].
Таким образом, налоговое планирование - это не только анализ налоговых последствий тех или иных сделок и хозяйственных операций, но и активные действия для достижения желаемого результата.
Особое значение для осуществления налогового
планирования в некоммерческой организации имеют -принципы налогового планирования. Принципы
налогового планирования являются базовыми
положениями, определяющими сущность и основу
налогового планирования. Таким образом, основными принципами налогового планирования являются:
1. Принцип законности - соблюдение требований
действующего законодательства при осуществлении НП.
Принцип законности выделяется большинством специалистов. Этот принцип является основополагающим в налоговом планировании, так как его соблюдение отделяет мероприятия налогового планирования от уклонения от уплаты налогов [4] -.
2. Принцип выгодности - снижение совокупных
налоговых обязательств организации в результате
применения инструментов налогового планирования.
3. Принцип реальности и эффективности -использование возможностей, предоставляемых законодательством, и инструментов, доступных для конкретной организации, которые обеспечивают достижение налоговой экономии в большем размере, чем затраты, связанные с их применением.
4. Принцип альтернативности - рассмотрение
нескольких альтернативных вариантов налогового
планирования с выделением наиболее оптимального из них применительно к конкретной организации.
5. Принцип оперативности - корректировка процедуры налогового планирования с целью учета в кратчайшие сроки вносимых в действующее законодательство изменений.
Грищенко А. В., Грищенко Ю. И.
6. Принцип понятности и обоснованности - требование, чтобы схема была понятна, а все ее составные части имели экономическое и правовое обоснование [7].
Следует отметить наличие таких терминов как «налоговая оптимизация» и «налоговая минимизация», данные термины означают действия направленные на уменьшение налоговых платежей в соответствии с законодательством (легальные способы).
Налоговое планирование влияет на эффективность деятельности некоммерческой организации - позволяет оптимизировать денежные потоки, воздействовать на ликвидность и финансовую устойчивость. Налоговое планирование деятельности некоммерческих организаций основывается на четырех постулатах:
1) использование льгот и освобождений при уплате налогов;
2) применение специальных налоговых режимов;
3) разработка учетной политики;
4) контроль за сроками уплаты налогов.
Процесс налогового планирования состоит из нескольких взаимосвязанных между собой этапов, которые не следует рассматривать как четкую и однозначную последовательность действий, обязательно гарантирующих снижение налоговых обязательств. Это связано с тем, что в налоговом планировании сочетаются элементы науки и искусства финансового аналитика [6].
Рассматривая налоговое планирование как определенную последовательность действий, направленных на оптимизацию налоговых потоков некоммерческой организации можно выделить следующие этапы налогового планирования:
1. Стратегическое налоговое планирование;
2. Оперативное налоговое планирование;
3. Оценка эффективности налогового планирования.
Стратегическое налоговое планирования имеет место до
создания некоммерческой организации, а также при планировании деятельности на перспективу. На этом этапе определяются цели, задачи деятельности НКО, выбор организационно-правовой формы, анализируются предоставляемые законодательством налоговые льготы, формируется бухгалтерская и налоговая учетная политика.
Оперативное налоговое планирование оперативного планирование включает направления: составление
календаря налоговых платежей, расчет и управление налоговыми базами.
Суммы налоговых платежей распределяются по срокам их уплаты в соответствии с порядком, установленным законодательством РФ. Контроль за сроками уплаты налогов должен осуществляется на основе календаря налоговых платежей.
Календарь налоговых платежей по конкретным датам составляется в бюджете движения денежных средств с помощью специальных программ автоматизированного расчета денежных потоков. В календаре или бюджете движения денежных средств отражаются суммы и сроки уплаты налогов, сборов и взносов с учетом нерабочих и праздничных дней.
Некоммерческая организация заинтересована в эффективном использовании своих финансовых ресурсов, следовательно, не должна уплачивать налоги раньше установленного срока. По результатам планирования календаря налоговых платежей может сложиться такая ситуация, что в пик уплаты налогов и взносов сумма поступлений денежных средств будет наименьшей. В этом случае необходимо принимать решение о накопления
средств или их заимствования и очередности платежей в соответствии с установленными сроками уплаты.
На этапе оценки эффективности налогового планирования устанавливают и выявляют причины отклонений фактических результатов от плановых.
Льготы по налогам занимают важное место в налоговом планировании. Это один из способов государственного стимулирования тех направлений деятельности и сферы экономики, которые необходимы государству в меру их социальной значимости или из-за невозможности государственного финансирования.
Некоммерческие организации уплачивают страховые
взносы во внебюджетные фонды - в Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования. Регулирует отношения Федеральный закон от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».
Не относятся к объекту обложения страховыми взносами и выплаты, производимые добровольцам в рамках исполнения заключаемых в соответствии со ст. 7.1 Закона о благотворительной деятельности гражданско-правовых договоров, на возмещение расходов добровольцев, за исключением расходов на питание в размере, превышающем размеры суточных, предусмотренные п. 3 ст. 217 НК РФ.
В 2013 году для исчисления суммы страховых взносов должны были применяться тарифы, установленные ст. 12 Федеральный закон от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования":
- в Пенсионный фонд РФ (ПФР) - 22%;
- в Фонд социального страхования Российской Федерации (ФСС РФ) - 2,9%;
- в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС) с - 5,1%.
При этом законодательство предоставляет легальные возможности снижения размера уплачиваемых страховых взносов для некоммерческих организаций применяющих упрощенную систему налогообложения.
Плательщиками налога на имущество признаются (п. 1 ст. 373 НК РФ):
- российские организации;
- иностранные организации, если они осуществляют деятельность в России через постоянные представительства и (или) владеют на праве собственности недвижимым имуществом, находящимся на территории РФ, на континентальном шельфе РФ и в исключительной экономической зоне РФ.
С 1 января 2010 г. названные организации будут являться налогоплательщиками только при условии, что у них имеется имущество, которое относится к объекту налогообложения (п. 1 ст. 373 НК РФ).
Объектом налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество, включая переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, а также имущество, внесенное в совместную деятельность, которое учитывается на балансе организации в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено ст. 378 НК РФ.
При исчислении налога на имущество налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения (п. 1 ст. 375 НК РФ).
Глава 30 НК РФ предусматривает налоговые льготы в виде освобождения отдельных организаций от уплаты налога. Можно выделить две группы некоммерческих организаций, каждая из которых имеет свои особенности применения льгот по налогу на имущество.
К первой группе относятся НКО, имеющие безусловные льготы: государственные научные центры; религиозные объединения и организации - в отношении имущества, используемого для осуществления религиозной деятельности; организации, имеющие на балансе памятники истории и культуры федерального значения, и др.
Вторая группа - НКО, имеющие условную льготу по налогу на имущество. Так, освобождаются от налога на имущество общественные организации инвалидов, если численность инвалидов в них составляет не менее 80%, и др.
Также существует группа НКО, которые не имеют льгот по налогу на имущество: некоммерческие
партнерства, автономные некоммерческие организации, автономные учреждения, фонды государственного и муниципального учреждения (кроме общественных фондов как разновидности общественных объединений).
Общие правила исчисления и уплаты транспортного налога содержатся в главе 28 НК РФ. Некоммерческие организации уплачивают его в том случае, если имеют на балансе транспортные средства. Налог исчисляется и уплачивается НКО на общих основаниях.
Земельный налог уплачивают некоммерческие организации, имеющие земельные участки как объекты налогообложения, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения в соответствии с право удостоверяющими документами на земельные участки.
Условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения
религиозным организациям для осуществления сельскохозяйственного производства устанавливаются Законом об обороте земель сель хозяйственного назначения.
Освобождаются от налогообложения:
- религиозные организации - в отношении принадлежащих им земельных участков, на которых расположены здания, строения и сооружения религиозного и благотворительного назначения;
- общероссийские общественные организации
инвалидов (в том числе в форме союзов общественных организаций инвалидов), среди членов которых
инвалиды и их законные представители составляют не менее 80%, - в отношении земельных участков, используемых для ведения уставной деятельности;
- организации, уставный капитал которых полностью
состоит из вкладов общероссийских общественных организаций инвалидов, если среднесписочная
численность инвалидов среди их работников
составляет не менее 50%, а их доля в фонде оплаты труда не менее 25%, - в отношении земельных участков, используемых ими для производства и (или) реализации товаров (за исключением подакцизных товаров, минерального сырья и иных полезных ископаемых, а также иных товаров по перечню,
утверждаемому Правительством РФ по согласованию с общероссийскими общественными организациями инвалидов), работ и услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг);
- учреждения, единственными собственниками имущества которых являются общероссийские общественные организации инвалидов, - в отношении земельных участков, используемых ими для достижения образовательных, культурных, лечебнооздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных целей социальной защиты и реабилитации инвалидов, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям;
- организации народных художественных промыслов -в отношении земельных участков, находящихся в местах традиционного бытования народных художественных промыслов и используемых для производства и реализации изделий народных художественных промыслов;
- физические лица, относящиеся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также общины таких народов - в отношении земельных участков, используемых для сохранения и развития их традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов.
Налогоплательщики, имеющие право на налоговые льготы, должны представить документы, подтверждающие такое право, в налоговые органы по месту нахождения земельного участка, признаваемого объектом налогообложения
Некоммерческие организации имеют право применять упрощенную систему налогообложения. По данным ФНС России количество НКО применяющих упрощенную систему налогообложения колеблется вокруг отметки 6000 организаций.
Организации, которые перешли на упрощенную систему налогообложения (УСН), платят единый налог в размере 6% дохода или 15% дохода, уменьшенного на величину расходов. Единый налог заменяет собой налог на прибыль, налог на имущество. Организации, перешедшие на УСН, не признаются также
плательщиками НДС, за исключением операций ввоза на таможенную территорию Российской Федерации товаров. Помимо единого налога организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, производят уплату страховых взносов в социальный внебюджетные фонды в соответствии с законодательством Российской Федерации [5].
Некоммерческие организации (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), зарегистрированные в установленном
законодательством РФ порядке, применяющие
упрощенную систему налогообложения и осуществляющие в соответствии с учредительными документами деятельность в области социального обслуживания населения, научных исследований и разработок, образования, здравоохранения, культуры и искусства (деятельность театров, библиотек, музеев и архивов) и массового спорта (за исключением профессионального) в течение 2013 года уплачивают страховые взносы по следующим тарифам:
Таблица 1
Пониженные тарифы страховых взносов для
Наименование 2013 год
Пенсионный фонд Российской Федерации 20,0 %
Фонд социального страхования Российской Федерации 0,0 %
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования 0,0 %
Следующие формы некоммерческих организаций могут применять пониженный тариф страховых взносов:
- общественные и религиозные организации (объединения);
- общины коренных малочисленных народов РФ;
- казачьи общества;
- фонды;
- государственная корпорация;
- государственная компания;
- некоммерческие партнерства;
- частные учреждения;
- государственные, муниципальные учреждения (автономные, бюджетные, казенные);
- автономные некоммерческие организации;
- объединения юридических лиц (ассоциации и союзы) [1].
Однако прежде чем некоммерческой организации применять пониженные тарифы страховых взносов, необходимо определить долю доходов от профильной деятельности по итогам года. Если данная доля составляет 70% и более, организация вправе применять пониженные тарифы страховых взносов, в противном случае, такая организация не вправе применять пониженные тарифы страховых взносов.
Одним из способов оптимизации страховых взносов выступает гражданско-правовой договор со сторонней организацией или договор аутсорсинга. Договоры аутсорсинга заключаются, как правило, с использованием конструкции договора аренды и именуются, соответственно, договорами аренды (лизинга) персонала.
Некоммерческая организация может заключить договор, например, с аудиторской фирмой, для ведения бухгалтерского и налогового учета. Таким образом, некоммерческая организация экономит не только на налогах, но и таких расходах как:
- затраты на приобретение и обслуживание компьютерной и копировальной техники;
- затраты на приобретение справочно-правовых систем;
- курьерские расходы и пр.
Однако следует предусмотреть, чтобы расходы на аутсорсинг или бухгалтерское сопровождение не превышали расходы от экономии на налогах.
Также некоммерческая организация может сэкономить на страховых взносах, если не будет оформлять потенциального работника по трудовому договору, а воспользуется его услугами как предпринимателя, переведенного на специальный налоговый режим.
Направления снижения налоговой нагрузки для некоммерческих организаций не занимающиеся предпринимательской деятельностью представлены в таблице 2.
Направления снижения налоговой нагрузки для некоммерческого сектора
Таблица 2
Осуществляя налоговое планирование необходимо учитывать взаимосвязь налогового, бухгалтерского, гражданского и других отраслей законодательства, регулирующих деятельность некоммерческих организаций. Минимизация налоговых платежей должна соответствовать законодательству и не противоречить основной цели налогового планирования деятельности некоммерческой организации, это высвобождение финансовых ресурсов для осуществления уставной деятельности.
Список литературы:
1. Федеральный закон от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования"
2. Налоговый кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ
3. Барулин С.В., Ермакова Е.А., Степаненко В.В. Налоговый менеджмент / Учебное пособие. □ Издательство: "Омега-Л". □ 2007.
4. Брызгалин А.В., Головкин А.Н. и др. Сложные операции и сделки: налогообложение и бухгалтерский учет (часть первая). - "Налоги и финансовое право", 2010.
5. Грищенко А.В. Налогообложение некоммерческих организаций: проблемы и перспективы: монография / А.В. Грищенко. □М.: Дело и Сервис, 2013. □ 160 с.
6. Евстигнеев Е. Н. Основы налогового планирования. - СПб.: Питер, 2004.
7. Трубников А. // Налоговое планирование: сущность, этапы, инструменты. "Финансовая газета", □ апрель, май 2002 г., №№ 15, 18, 19.
Reference list:
1. The Federal Law of July 24, 2009 № 212-FZ "On the insurance premiums to the Pension Fund of the Russian Federation, the Social Insurance Fund of the Russian Federation, the Federal Compulsory Medical Insurance Fund"
2. Tax Code of the Russian Federation of July 31, 1998 № 146-FZ
3. Barulin SV, EA Ermakova, Stepanenko V. Tax management / Textbook. - Publisher: "Omega-L". - 2007.
4. Bryzgalin AV, AN Golovkin and other complex operations and transactions: taxation and accounting (Part One). - "Taxation and Finance", 2010.
5. Grishchenko AV Taxation of non-profit organizations: problems and prospects: monograph / A. Gryshchenko. -M.: Business and Services, 2013. - 160 p.
6. Evstigneev EN basics of tax planning. - St.: Peter, 2004.
7. Trubnikov A. / / Tax planning: the nature, stages, tools. "Financial Gazette", - April, May 2002, № № 15, 18, 19.
РЕЦЕНЗИЯ
на статью «Налоговое планирование как способ управления финансовыми ресурсами некоммерческой организации» Грищенко А. В., Грищенко Ю. И. Актуальность статьи не вызывает сомнения, поскольку налоговое планирование является важным элементом налогового менеджмента. Посредством налогового планирования некоммерческие организации могут высвободить дополнительные финансовые ресурсы для осуществления своей социальной деятельности.
В статье авторами рассмотрены особенности и методы налогового планирования деятельности негосударственных некоммерческих организаций, которые не имеют доходов от п редп ринимател ьской деятел ьности.
В статье дан подробный анализ принципов налогового планирования, раскрыты такие термины, как «налоговая оптимизация» и «налоговая минимизация». Авторы справедливо отмечают, что налоговое планирование влияет на эффективность деятельности некоммерческой организации - позволяет оптимизировать денежные потоки, воздействовать на ликвидность и финансовую устойчивость.
В статье анализируются основные этапы налогового планирования. В качестве одного из этапов выделено -оперативное налоговое планирование, которое включает: составление календаря налоговых платежей, расчет и управление налоговыми базами. Особое внимание в исследовании уделено льготам и освобождениям по налогам для некоммерческих организаций, отмечено, что они занимают важное место в налоговом планировании. Это один из способов государственного стимулирования тех направлений деятельности и сфер экономики, которые необходимы государству в меру их социальной значимости или из-за невозможности государственного финансирования.
Особый интерес представляют выводы о направлениях снижения налоговой нагрузки для некоммерческих организаций, которые не занимаются предпринимательской деятельностью.
Рецензируемая работа представляет собой серьезную и интересную научную статью на довольно редкую тему «Налоговое планирование как способ управления финансовыми ресурсами некоммерческой организации». Научная статья Грищенко А.В., Грищенко Ю.И. соответствует установленным требованиям. Статья рекомендуется для публикации.
к.э.н., профессор кафедры общественных финансов, бухгалтерского учета и аудита МГУУ Правительства Москвы
Мигашкина Е.С.