ГРИЩЕНКО Алексей Валерьевич
Кандидат экономических наук, доцент кафедры финансового менеджмента
и финансового права
Московский городской университет управления Правительства Москвы
107045, РФ, г. Москва, ул. Сретенка, 28 Контактный телефон: (495) 957-75-76 e-mail: [email protected]
ГРИЩЕНКО Юлия Игоревна
Кандидат экономических наук, доцент департамента корпоративных финансов и корпоративного управления
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
125993, РФ, г. Москва, Ленинградский пр., 49 Контактный телефон: (499) 943-98-55 e-mail: [email protected]
ЧИГРАКОВА Надежда Михайловна
Аспирант кафедры финансового менеджмента и финансового права
Московский городской университет управления Правительства Москвы
107045, РФ, г. Москва, ул. Сретенка, 28 Контактный телефон: (495) 957-75-76 e-mail: [email protected]
Дискуссионные вопросы налогового регулирования деятельности некоммерческих организаций
Исследование направлено на разработку концептуальных основ развития налогового регулирования деятельности некоммерческих организаций в условиях институциональных изменений. Некоммерческий сектор играет заметную роль в социальной и экономической жизни страны, выступая источником социальных инноваций. В работе обоснована необходимость налогового регулирования некоммерческих организаций с учетом специфики их деятельности. Сформулирован авторский подход к периодизации системы налогового регулирования деятельности некоммерческих организаций. Предложена логическая схема развития системы налогового регулирования некоммерческого сектора. Научным результатом является идентификация и систематизация налогового инструментария и разработка рекомендаций по его совершенствованию.
JEL classification: E62, H21, Ш0
Ключевые слова: налоговое регулирование; некоммерческий сектор; некоммерческая организация; развитие; налоговый контроль; администрирование.
Введение
На современном этапе страны с развитой рыночной экономикой используют налоги как эффективный механизм государственного регулирования социальных процессов в обществе. Их опыт свидетельствует о росте взаимосвязи социальной политики государства с социальной направленностью налогообложения. Современные налоговые системы часто используются для того, чтобы поддержать определенную социально
S
о «
CD
3
а
S
важную деятельность (образование, медицину, филантропию, некоммерческую общественно полезную деятельность), что находит отражение в объеме и характере соответствующих налоговых льгот.
Актуальность статьи определяется необходимостью модернизации системы налогового регулирования деятельности некоммерческих организаций (НКО) в условиях усиления институциональных реформ. Целью статьи является разработка концептуальных направлений развития налогового регулирования деятельности некоммерческих организаций. Для ее достижения были поставлены три задачи:
• обосновать необходимость налогового регулирования некоммерческих организаций с учетом специфики их деятельности;
• определить специфику налогового инструментария;
• разработать конструкцию системы налоговой идентификации некоммерческих организаций для налогового контроля.
Становление налоговой системы
В экономической литературе внимание акцентируется на разных этапах формирования налоговой системы. Классическим критерием периодизации является изменение налогового законодательства (Д. Г. Черник, И. В. Горский, А. З. Алиев и др.). Интересной является точка зрения В. Г. Панскова, который в качестве критерия применяет содержательность реализуемых мероприятий и определяет четырее этапа [10. С. 118]:
1. Становление путем развития налоговой системы.
2. Неустойчивое налогообложение.
3. Подготовительный этап налоговой реформы.
4. Проведение налоговой реформы.
При определении этапов формирования налоговой системы следует учитывать, что до начала перестройки (1985 г.) в условиях централизованной системы управления и преобладания в экономике государственного сектора в СССР фактически отсутствовала система налогового регулирования деятельности некоммерческих организаций, хотя и существовали отдельные ее элементы. В период формирования некоммерческого сектора и перехода к рыночным отношениям привлечение зарубежного опыта построения системы налогового регулирования носило вполне оправданный характер. Однако хаотичный и спешный порядок преобразований привнес в систему налогового регулирования деятельности некоммерческих организаций много проблем и разночтений, которые в последующие годы путем модернизации налогового законодательства были устранены.
Для реализации такого подхода критерием периодизации может являться характеристика развития налоговой системы с 1980 г. по настоящее время с выделением трех периодов развития. Выделение взаимосвязи периодов развития налоговой политики и происходящих социально-экономических процессов крайне важны для совершенствования инструментов и механизмов реализации налоговой политики в отношении некоммерческого сектора.
I. Период возрождения и докризисного развития некоммерческого сектора (1980-1993 гг.). Определенный «выход» накопленный потенциал гражданских инициатив получил после провозглашения «перестройки» - демократизации, гласности, плюрализма и свободы. Так, до середины 1980-х годов не было ни одного экологического клуба, а к концу 1980-х годов их число достигло нескольких десятков.
В 1991-1992 гг. были приняты новые законы в области налогообложения. Впервые в российской практике введены налоговые преференции по налогу на прибыль предприятий и организаций, которые распространялись на прибыль предприятий, направленную на благотворительность, содержание детских учреждений, объектов здравоохранения, жилищного фонда, на жилищное строительство, поддержку производства медикаментов, продовольствия и товаров народного потребления, проведение
экологических мероприятий. Вместе с тем сумма налоговых льгот не превышала 50% суммы налога на прибыль организаций.
II. Период становления некоммерческого сектора и его развития в посткризисный этап 1994 - начала 2000-х годов. Появление первых кодифицированных норм о некоммерческих организациях связано с принятием 30 ноября 1994 г. Части первой Гражданского кодекса РФ. Так, в Гражданском кодексе появился раздел «Некоммерческие организации», в котором был впервые установлен перечень форм некоммерческих организаций, определены их основные характеристики, гражданско-правовой статус, порядок получения и использования ими имущества.
В 1996 г. был принят блок законодательных актов, включающий базовые принципы государственной политики экономического и налогового регулирования некоммерческого сектора. К блоку «новых» законов относились принятые в 1995 г. федеральные законы от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», от 11 августа 1995 г. № 135-Ф3 «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях». Данные законы можно рассматривать как базовые, в существенной степени определившие развитие различных направлений некоммерческого сектора. Принятие вышеназванных законов привело к динамичному развитию некоммерческого сектора в стране.
Ряд налоговых преференций во второй половине 1990-х годов был направлен на поддержку некоммерческих организаций культуры и искусства, а для организаций, учредителями которых являлись творческие союзы, действовало освобождение от уплаты налога на прибыль организаций.
III. Современный период развития некоммерческого сектора (2000 г. - настоящее время). Трансформация национального хозяйства России в экономику рыночного типа поставила задачу формирования рациональной налоговой системы, служащей источником наполнения государственного бюджета и одновременно выполняющей регулирующую функцию.
В результате к началу 2000 г. налоговая политика прошла апробацию различных видов стратегий управления экономикой, на которую накладывались особенности политической борьбы. Соответственно менялись приоритеты и меры налогового воздействия на экономику. К этому времени сформировалась тенденция сокращения форм и методов поддержки российского некоммерческого сектора государством, что было обусловлено причинами объективного и субъективно-политического характера:
• финансовый кризис 1998 г.;
• девальвация национальной валюты;
• период низких цен на энергоресурсы;
• высокий внешний и внутренний долг государства;
• нарастание проблем в финансово-бюджетной сфере;
• возросшее число злоупотреблений налоговыми льготами;
• неправомерное использование льгот некоммерческими организациями.
Эти причины привели к политике ограничения налоговых льгот (в основном ограничения затронули налог на прибыль организаций) и к заметному ухудшению финансового обеспечения некоммерческих организаций. Так, с введением в действие с 1 января 2002 г. гл. 25 Налогового кодекса РФ были аннулированы почти все имевшиеся льготы по налогу на прибыль организаций, касающиеся и некоммерческих организаций, и их жертвователей [4. С. 671].
Современное состояние налогового регулирования некоммерческого сектора экономики
После вступления в действие Налогового кодекса РФ правовое регулирование налоговых отношений пополнилось новыми для России объектами, методами, механизмами, способами, принципами налогообложения. С данного момента национальное
налоговое законодательство последовательно модернизировалось путем «точечного» введения налоговых преференций в отношении некоммерческих организаций.
Исследование периодов развития налоговой системы во взаимосвязи с экономическими, социальными и политическими преобразованиями в стране позволило выделить системные ограничения развития некоммерческих организаций на микро-, мезо-и макроуровнях, которые сгруппированы и представлены в табл. 1.
Таблица 1
Системные ограничения развития некоммерческих организаций
Макроуровень (институциональные барьеры) Мезоуровень (барьеры на уровне субъектов) Микроуровень (барьеры на уровне субъектов)
Незначительное количество реально функционирующих НКО (30% всех НКО) Ограничения корпоративной благотворительности (отрицательная практика принудительного стимулирования пожертвований бизнеса со стороны органов власти) Дефицит доверия институциональным посредникам
Слабая материальная база НКО (для 60% НКО одной из основных проблем является недостаток финансовых ресурсов) Недостаток специалистов и квалификации в НКО Слабая социальная база некоммерческого сектора
Невыполнение роли посредника частной благотворительности (через НКО жертвует деньги только каждый десятый) Недостаточный уровень финансовой и управленческой грамотности НКО Недостаточная информированность о НКО
Незначительная интенсивность и качество взаимодействия с корпоративными донорами (15% НКО оказывают услуги коммерческим структурам; 37% и 51% НКО получают благотворительные пожертвования от коммерческих структур в натуральной и денежной формах) Низкая оценка вклада НКО в решение социальных проблем
Отсутствие эффективного механизма налогового стимулирования бизнес-сообщества, физических лиц
Составлено по: [4. С. 673].
В связи с выявленными системными ограничениями развития некоммерческого сектора на макро-, мезо- и микроуровнях возникает объективная необходимость государственного налогового регулирования деятельности некоммерческих организаций, которое способно повлиять на решение этих проблем и дать новый импульс развитию некоммерческого сектора в России.
Дефиниция «налоговое регулирование» связана с кейнсианской концепцией «налоги - регулятор экономики». Дж. Кейнс утверждал, что только освобождение на определенный срок от уплаты налогов или изменение ставок налогов может способствовать развитию отдельных отраслей экономики, мотивировать создание новых видов продукции именно там, где само оно не возникло.
Налоговое регулирование как процесс базируется на сознательном, активном и целенаправленном использовании существующей независимо от воли субъектов управления регулирующей функции налогов для получения определенных социально-экономических результатов [7. С. 36].
Словарь русского языка дает два определения понятия «регулирование». Во-первых, под регулированием понимается процесс «...подчинения определенному порядку, правилам, упорядочение» [2. С. 1110], а во-вторых, «.воздействие на работу механизма и его частей, добиваясь нужного протекания какого-либо процесса».
Исходя из этого государственное регулирование экономики означает воздействие государства на ход экономических процессов путем их корректировки в соответствии с поставленными целями социально-экономического развития в интересах общества. Система государственного регулирования означает, с одной стороны, выработку и установление определенных правил, соблюдение которых является обязательным для всех субъектов хозяйственной деятельности, а с другой - ответственность этих субъектов за соблюдение принятых правил.
В понимании налогового регулирования нет единства взглядов. В табл. 2 представлена классификация подходов к трактовке понятия «налоговое регулирование».
Таблица 2
Подходы к трактовке понятия «налоговое регулирование»
Автор Содержание подхода
А. Началов [8. С. 170] «...под налоговым регулированием понимаются меры косвенного воздействия на экономические и социальные процессы путем изменения: 1) вида налогов; 2) налоговых ставок; 3) установления налоговых льгот; 4) повышения или понижения общего уровня налогообложения; 5) отчислений в бюджет»
И. Горский [3. С. 72] «.налоговое регулирование должно проводиться только посредством налоговых льгот: полного освобождения от налогов, понижения ставок, смягчения условий налогообложения»
В. Пансков [10. С. 117] «.налоговое регулирование представляет собой совокупность мер косвенного воздействия государства на экономику путем изменения перечня входящих в налоговую систему налогов, налоговых ставок, установления или отмены налоговых льгот, понижения либо повышения общего уровня налогообложения»
Н. Заяц [6. С. 45] «.налоговое регулирование является одним из наиболее динамичных и мобильных элементов налогового механизма и сферы государственного налогового менеджмента, где его основу составляет система экономических мер оперативного вмешательства в ход выполнения налоговых обязательств»
С. Барулин [1. С. 69] «.налоговое регулирование - составная часть процесса управления налогами, направленная на обеспечение реализации концепций налоговой политики государства и предприятий»
Анализ подходов к налоговому регулированию позволяет утвреждать следующее.
Во-первых, налоговое регулирование - это процесс, в отличие от регулирующей функции налогов, которая представляет собой явление, поскольку через налоговое регулирование государство не только формирует источники финансирования общественно необходимых расходов, реализуя фискальную функцию налогов, но и обеспечивает создание предпосылок развития и структурной перестройки экономики.
Во-вторых, налоговое регулирование означает целенаправленное использование налогов и манипулирование их элементами.
В-третьих, регулирование как функция государственного налогового менеджмента требует определенных действий от законодательной власти. Осознание возможности влияния налогов на социальные процессы еще не является достаточным. Чтобы достичь желаемых результатов в сфере социального развития, необходимы активные нормотворческие и управленческие действия, которые «инсталлируют», анализируют социальную и экономическую эффективность, поддерживают и корректируют процесс налогового регулирования.
В-четвертых, налоговое регулирование является осознанным процессом, направленным на получение совершенно определенных результатов, на достижение четких целевых ориентиров, т. е. оно ориентировано на решение конкретных задач и достижение целей социально-экономического развития.
В авторской интерпретации под налоговым регулированием следует понимать процесс, направленный на достижение целевых ориентиров социально-экономического развития посредством целенаправленного использования налогов и манипулирования их элементами, а также активных нормотворческих и управленческих действий государственных органов. Главным отличием авторского определения от существующих подходов является то, что изначально налоговое регулирование рассматривается как единый процесс, влияющий на социально-экономическое развитие страны. Этот процесс анализируется как единое целое с позиций его развития, а не делится на отдельные составляющие, как это предлагается в большинстве других подходов.
Важное значение имеет тот факт, что процесс налогового регулирования деятельности некоммерческих организаций находится на грани столкновения интересов государства, с одной стороны, и некоммерческих организаций - с другой (так называемый системный подход).
Налоговое регулирование деятельности некоммерческих организаций является одним из важнейших направлений государственного управления [12. С. 41], особенно в условиях трансформационного спада экономики страны, когда влияние государства на отдельные экономические процессы уменьшается, а потребность в государственном вмешательстве не только сохраняется, но и усиливается в силу кризисного состояния всей экономики, в особенности социальной сферы.
Налоговое регулирование деятельности некоммерческих организаций в целом можно определить как систему правовых, организационных, регулятивно-контрольных мероприятий в налоговой сфере, направленных на деятельность некоммерческих организаций, с целью достижения и решения поставленных задач, а также повышения качества и увеличения спектра социальных услуг, обеспечения финансовой устойчивости и социального развития гражданского общества.
Данное определение позволяет выделить специфику социальных процессов как объекта налогового регулирования деятельности некоммерческих организаций и акцентировать внимание на том, что применяемые инструменты имеют многоцелевое назначение. Кроме того, оно позволяет разделить социальные эффекты (последствия) на прямые и косвенные. Прямые эффекты имеют налоговые льготы социальной направленности, в качестве косвенных эффектов отметим инструменты, направленные на стимулирование благотворительности, спорта, защиты окружающей среды, поддержки отдельных групп граждан и т. д. Следовательно, инструментарий налогового регулирования деятельности некоммерческих организаций следует рассматривать с учетом прямых и косвенных социальных эффектов.
Специфика инструментария налогового регулирования деятельности некоммерческих организаций обусловлена особенностями объекта воздействия:
1. Социальные цели могут быть достигнуты как с помощью инструментов налогового регулирования (например, введение налоговых льгот для образовательных, медицинских и других организаций), так и путем использования бюджетных рычагов (увеличение или сокращение бюджетных расходов на образование, медицину, науку и т. д.), т. е. существует альтернатива между налоговой и бюджетной политикой, а значит, альтернатива в использовании инструментов их реализации.
2. При регулировании социальных процессов инструментами налоговой политики критерий социальной эффективности имеет приоритетное значение. Следовательно, применение конкретного налогового инструмента может быть признано обоснованным и необходимым даже при отрицательном экономическом эффекте для государства.
3. Инструменты налогового регулирования во многих случаях имеют комплексный характер по сфере получения результатов от их применения. Причем инструменты, направленные на решение поставленных проблем экономического развития могут давать производные (побочные) результаты в социальной сфере.
4. В отличие от других направлений налогового регулирования, основной регулятивный потенциал стимулирования развития некоммерческого сектора лежит в сфере налогообложения прежде всего юридических лиц, но и физические лица обладают существенным потенциалом финансовой поддержки некоммерческого сектора. Исключительно важным в этом плане является использование налоговых инструментов в создании экономических стимулов для благотворителей - юридических лиц. Решение конкретных задач в области социального развития обеспечивается различными комбинациями трех сфер применения соответствующего инструментария (табл. 3).
Таблица 3
Инструменты налогового регулирования деятельности
некоммерческих организаций, направленные на решение задач социального развития
Задачи, решаемые с помощью инструментария налогового регулирования Прямое налогообложение Косвенное налогообложение
физических лиц юридических лиц
Противодействие процессам:
расслоения общества + + -
обеднения граждан + + -
Стимулирование развития:
здравоохранения и медицины + + +
образования и науки + + +
спорта и здорового образа жизни + + +
Налоговая поддержка:
социальной реабилитации отдельных групп населения + + +
благотворительности, филантропии, меценатства + + +
социальной ответственности бизнеса - + -
доступности социально значимых товаров + + +
развития социальной инфраструктуры + + -
занятости населения + + -
5. Налоговый контроль деятельности некоммерческих организаций вызван следующими причинами:
• использованием широкого спектра налоговых преференций и льгот организациями некоммерческого сектора экономики для решения проблемы социального неравенства граждан в России [9. С. 17];
• наличием налоговых рисков по причине внутригруппового налогового планирования холдинговыми структурами с использованием «корпоративной» оболочки некоммерческой организации [13. С. 17];
• наличием у отдельных видов некоммерческих организаций существенных доходов от деятельности, приносящей доход [15. С. 14];
• необходимостью контроля за деятельностью в России иностранных неправительственных организаций и источников их финансирования [11. С. 40];
• необходимостью защиты интересов государства в бюджетно-налоговой сфере [14. С. 4].
6. В настоящее время налоговый контроль некоммерческого сектора затруднен ввиду того, что на государственном уровне недостаточно учитываются данные о деятельности некоммерческих организаций, суммах уплаченных ими налогов, количестве проведенных мероприятий налогового контроля, точном уровне налоговой нагрузки,
суммах налоговых льгот, применяемых отдельными видами НКО. Так, формы налоговой статистической отчетности № 1-НОМ «Отчет о поступлении налогов и сборов в консолидированный бюджет Российской Федерации по основным видам экономической деятельности», № 2-НК «Отчет о результатах контрольной работы налоговых органов» не содержат налоговой информации в разрезе организаций некоммерческого сектора экономики.
Кроме того, отсутствуют репрезентативные данные о мероприятиях выездного налогового контроля некоммерческих организаций. Отметим, что доля налогоплательщиков, охваченных налоговыми проверками в общем количестве хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на территории РФ, в 2015 г. составила 2,2%, в 2014 г. - 2,3% [5. С. 92]. Если выездными налоговыми проверками охватывается всего 2,2% налогоплательщиков, а общее число реально функционирующих некоммерческих организаций в 2015 г. достигало 226 663, то налоговому контролю в 2015 г. могли подвергнуться только 4 987 некоммерческих организаций.
Выводы о необходимости проведения мероприятий налогового контроля НКО подтверждаются данными аналитической системы СПАРК. Так, у 10 000 крупнейших НКО страны совокупный объем выручки от деятельности, приносящей доход, в 2013 г. составил 796,2 млрд р., в 2014 г. 709 млрд р. Показатель чистой прибыли за 2013-2014 гг. составил 211,9 и 132,1 млрд р. соответственно.
Более того, сумма налоговых льгот, предоставленных НКО различных организационно-правовых форм в 2014 г., по налогу на добавленную стоимость составила 306,6 млрд р., по налогу на имущество организаций - 3,1 млрд р., по земельному налогу - 7,4 млрд р.
Особое внимание следует уделять операциям некоммерческих организаций, которые не являются объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций (это 1 трлн 261 млрд р., непосредственно влияющих на налоговые доходы государства).
Конструкция налогового контроля деятельности некоммерческих организаций представлена на рисунке.
С
Налоговый контроль деятельности НКО )
Система налоговой идентификации НКО
Критерий
( Прибыль/доходы )
Да
Нет
Условно прибыльные ) Условно бесприбыльные )
^ Отдельно разработанные критерии отбора^ Камеральная налоговая проверка ^
Соответствует Д Не соответствует Л_
критериям ) I критериям )
зг
Выездная налоговая проверка ^
Предполагаемая конструкция налогового контроля деятельности некоммерческих организаций
Базовыми характеристиками конструкции налогового контроля деятельности НКО являются: некоммерческие организации, не имеющие существенных доходов и прибыли, которые следует относить к «бесприбыльным» и подвергать только камеральному
контролю; некоммерческие организации, вовлеченные в предпринимательскую деятельность, следует относить к «прибыльным» и подвергать выездному контролю по специально разработанным критериям.
Заключение
Проведенное исследование позволило сделать вывод о необходимости совершенствования:
• методического обеспечения выездных налоговых проверок некоммерческих организаций;
• концепции отбора некоммерческих организаций для выездных налоговых проверок;
• методики предпроверочного анализа и процедур налогового контроля.
Полагаем, что только после создания эффективной системы налогового контроля
деятельности НКО, разработки соответствующего методического обеспечения возможно введение новых стимулирующих механизмов в отношении некоммерческого сектора.
Источники
1. Барулин С. В. Налоговый менеджмент. М. : Омега-Л, 2007.
2. Большой толковый словарь русского языка / под ред. С. А. Кузнецова. СПб. : Но-ринт, 2001.
3. Горский И. В. Налоги в рыночной экономике. М. : Страховое сообщество «Ан-киш», 1992.
4. Грищенко А. В. Некоммерческие организации в условиях реформирования налоговой системы Российской Федерации // Налоги и налогообложение. 2014. № 7 (121). С. 670-675.
5. Грищенко А. В., Грищенко Ю. И. Итоги реализации налоговой политики Российской Федерации и планы на 2016-2018 гг. // Финансовый менеджмент. 2016. № 1. С. 91-97.
6. Заяц Н. Е. Теория налогов : учебник. Минск : БГЭУ 2002.
7. 1ванов Ю. Б. Функцп податюв та податкове регулювання // Формування ринковш економ1к Украши. 2009. Вип. 19. С. 36-43.
8. Началов А. В. Налоговый словарь. М. : Статус-кво 97, 2004.
9. Одинокова Т. Д. Прогрессивное налогообложение доходов как возможность решения проблемы социального неравенства граждан в России // Известия Уральского государственного экономического университета. 2015. № 1 (57). С. 15-23.
10. Пансков В. Г. Налоги в системе методов финансового регулирования экономики // Экономика. Налоги. Право. 2015. № 1. С. 114-120.
11. Смородина Е. А. Особенности налогообложения иностранных организаций в Российской Федерации // Известия Уральского государственного экономического университета. 2013. № 6 (50). С. 39-45.
12. Щекин Д. М. Налоговые риски и тенденции развития налогового права / под ред. С. Г. Пепеляева, Д. М. Щекина. М. : Статут, 2007.
13. Юдин А. В. Категория «риск» в гражданском судопроизводстве // Вестник гражданского процесса. 2014. № 5. С. 11-53.
14. Ягудина Г. Г. Бухгалтерская отчетность некоммерческих организаций как форма контроля за их деятельностью // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2012. № 2 (290). С. 2-10.
15. Ядрихинский С. А. Теоретические и прикладные аспекты налогового планирования // Законы России: опыт, анализ, практика. 2008. № 3. С. 12-18.
Controversial Issues of Tax Regulation of Non-Profit Organizations' Activities
by Aleksey V. Grishchenko, Yuliya I. Grishchenko and Nadezhda M. Chigrakova
The study aims to develop conceptual bases of tax regulation of non-profit organizations' activities under the conditions of institutional changes. Non-profit sector has an important role to play in social and economic life of the country, representing the source of social innovations. The paper proves the necessity of tax regulation of non-profit organizations taking into account the specifics of their activities. The authors suggest their approach to the specification of periods, which the system of tax regulation of non-profit organizations' activities has undergone, and propose a logical scheme of development of nonprofit sector's tax regulation. The findings of the research include identification and systematization of tax instruments and formulation of recommendations on their improvement.
Keywords: tax regulation; non-profit sector; non-profit organization; development; tax control; administration.
References:
1. Barulin S. V. Nalogovyy menedzhment [Tax management]. Moscow: Omega-L Publ., 2007.
2. Kuznetsova S.A. (ed.) Bolshoy tolkovyy slovar' russkogo yazyka [Big explanatory dictionary of the Russian language]. Saint Petersburg: Norint Publ., 2001.
3. Gorskiy I. V. Nalogi v rynochnoy ekonomike [Taxes in the market economy]. Moscow: Strakhovoe soobshchestvo "Ankish" Publ., 1992.
4. Grishchenko A. V. Nekommercheskie organizatsii v usloviyakh reformirovaniya nalogovoy sis-temy Rossiyskoy Federatsii [Non-profit organizations in the conditions of reforming the tax system of the Russian Federation]. Nalogi i nalogooblozhenie - Taxes and Taxation, 2014, no. 7 (121), pp. 670-675.
5. Grishchenko A. V., Grishchenko Yu. I. Itogi realizatsii nalogovoy politiki Rossiyskoy Federatsii i plany na 2016-2018 [Results of implemetation of the Russian Federation tax policy and plans for the 2016-2018]. Finansovyy menedzhment - Financial Management, 2016, no. 1, pp. 91-97.
6. Zayats N. Ye. Teoriya nalogov [The theory of taxation]. Minsk: Belarus State Economic University, 2002.
7. Ivanov Yu. B. Funktsii podatkiv ta podatkove regulyuvannya [Functions of taxes and tax regulation]. Formuvannya rinkovoi ekonomiki Ukrain - Formation of the Market Economy in Ukraine, 2009, issue 19, pp. 36-43.
8. Nachalov A. V. Nalogovyy slovar [Tax dictionary]. Moscow: Status-kvo 97 Publ., 2004.
9. Odinokova T. D. Progressivnoe nalogooblozhenie dokhodov kak vozmozhnost' resheniya prob-lemy sotsial'nogo neravenstva grazhdan v Rossii [Progressive taxation of incomes as a possibility to solve the problem of social inequality of Russian citizens]. Izvestiya Uralskogo gosudarstvennogo ekonomich-eskogo universiteta - Journal of the Ural State University of Economics, 2015, no. 1 (57), pp. 15-23.
10. Panskov V. G. Nalogi v sisteme metodov finansovogo regulirovaniya ekonomiki [Taxes in the system of methods for financial regulation of economy]. Ekonomika. Nalogi. Pravo - Economy. Taxes. Law, 2015, no. 1, pp. 114-120.
11. Smorodina Ye. A. Osobennosti nalogooblozheniya inostrannykh organizatsiy v Rossiyskoy Federatsii [Taxation peculiarities of foreign entities in the Russian Federation]. Izvestiya Uralskogo gosudarstvennogo ekonomicheskogo universiteta - Journal of the Ural State University of Economics, 2013, no. 6 (50), pp. 39-45.
12. Shchekin D. M. Nalogovye riski i tendentsii razvitiya nalogovogo prava [Tax risks and trends in the development of tax law]. Moscow: Statut Publ., 2007.
13. Yudin A. V. Kategoriya "risk" v grazhdanskom sudoproizvodstve [The concept "risk" in civil proceedings]. Vestnik grazhdanskogo protsessa - Herald of the Civil Process, 2014, no. 5, pp. 11-53.
14. Yagudina G. G. Bukhgalterskaya otchetnost' nekommercheskikh organizatsiy kak forma kon-trolya za ikh deyatel'nost'yu [Accounting reporting of non-profit organizations as a form of control over their activities]. Bukhgalterskiy uchet v byudzhetnykh i nekommercheskikh organizatsiyakh - Accounting in Budgetary and Non-Profit Organizations, 2012, no. 2 (290), pp. 2-10.
15. Yadrikhinskiy S. A. Teoreticheskie i prikladnye aspekty nalogovogo planirovaniya [Theoretical and applied aspect of tax planning]. Zakony Rossii: opyt, analiz, praktika - Laws of Russia: Experience, Analysis, Practice, 2008, no. 3, pp. 12-18.
Contact Info:
Aleksey V. Grishchenko, Cand. Sc. (Econ.), Associate Prof. of Financial Management and Financial Law Dept. Phone: (495) 957-75-76 e-mail: [email protected] Yuliya I. Grishchenko, Cand. Sc. (Econ.), Associate Prof. of Corporate Finance and Corporate Governance Dept. Phone: (499) 943-98-55 e-mail: [email protected] Nadezhda M. Chigrakova, postgraduate of Financial Management and Financial Law Dept.
Phone: (495) 957-75-76 e-mail: [email protected]
Moscow City Government University of Management
28 Sretenka St., Moscow, Russia, 107045
Financial University under the Government
of the Russian Federation,
49 Leningradsky Ave., Moscow, Russia, 125993
Moscow City Government University of Management
28 Sretenka St., Moscow, Russia, 107045