НАЛОГОВОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ ПОСТКРИЗИСНОГО ВОССТАНОВЛЕНИЯ ЭКОНОМИКИ РОССИИ
УДК 336.225.641
Наталия Вадимовна Юрченкова,
преподаватель кафедры Налогов и налогообложения, Московский государственный университет экономики, статистики и информатики, Тел.: +79263991549, Эл. почта: [email protected]
В современных условиях восстановления экономики после глобального финансово-экономического кризиса проблема формирования доходной базы бюджетной системы Российской Федерации является крайне важной. На основе проведенного анализа налоговой задолженности в статье разработаны меры по повышению эффективности налогового администрирования, способствующие устойчивому развитию экономики и пополнению бюджетов различных уровней.
Ключевые слова: кризис, налоговое администрирование, налоговая задолженность, урегулирование, налоговая система.
Natalia V. Yurchenkova,
Lecturer, the Department of Taxes and Taxation,
Moscow State University of Economics, Statistics and Informatics, Tel.: +79263991549, E-mail: [email protected]
TAX ADMINISTRATION IN THE TERMS OF POST-CRISIS ECONOMIC REDEVELOPMENT OF RUSSIA
The problem of formation of income basis of budget system of the Russian Federation is imperative in modern conditions of economic redevelopment after the world financial and economic crisis. The measures to improvement the efficiency of the tax administration promoting to sustainable development of economy and different budgetary recharge are worked out on the base of the analysis of taxes payable.
Keywords: crisis, tax administration, tax payable, settlement, tax system.
1. Введение
В кризисный период произошло существенное снижение налоговых поступлений, особенно в доходной части региональных и местных бюджетов Российской Федерации. Принятые решения о переходе на страховые принципы ресурсного обеспечения государственной пенсионной системы и повышение размеров платежей приведут к увеличению финансовой нагрузки организаций, без того находящихся в сложном финансовом положении. Особенно это касается предприятий отрасли обрабатывающего производства, поскольку их задолженность длительное время находится на уровне 20% от общего объема задолженности экономических субъектов перед бюджетной системой РФ.
Проблема повышения эффективности налоговой системы, способствующей устойчивому развитию экономики, в настоящее время занимает особое место в российской экономической науке и практике.
2. Постановка общей проблемы
Наибольшее значение для исследования играют работы современных отечественных исследователей теории и практики налогообложения, в особенности Д.А., Артеменко, А.З., Дадашева, И.А. Майрубова, Н. И. Малис, Л.П. Павловой, В.Г. Панского, А.Б. Паскачева, М.В. Романовского, Д.Г. Черника, Е.Б. Шуваловой, В.А. Кашина, Т.Ф. Юткиной и многих других.
В настоящее время отмечается недостаточность научно-теоретических разработок проблемных вопросов регулирования налоговой задолженности, предпосылок образования задолженности, выявления эффективных методов ее снижения и недопущение ее прироста.
Цель исследования заключается в разработке мер по повышению эффективности налоговой системы и налогового администрирования хозяйствующих субъектов, способствующих устойчивому развитию экономики.
3. Влияние финансово-экономического кризиса на налоговые доходы
Успешность мобилизации налоговых доходов напрямую зависит от способности налоговой системы обеспечить своевременность и полноту поступления налоговых платежей в бюджетную систему страны, а снисходительное отношение к выполнению налоговых обязательств [1, с.50], как отчетливо показала мировая практика, отрицательно сказывается как на бюджетной системе, так и на экономике в целом. Финансовая независимость государства обеспечивается в первую очередь за счет устойчивого прироста поступлений в бюджет, позволяющих покрывать расходные обязательства, поэтому сокращение налоговых поступлений рассматривают как угрозу финансовой безопасности.
Последствия финансового и экономического кризиса глубоко отразились на поступлениях бюджетов всех стран-членов Европейского Союза. Приняв широкий пакет антикризисных налоговых мер за период 2008-2010 годов, акцент налоговой политики в нескольких государствах-членах теперь ясно переносится к очень насущной проблеме - консолидации публичных финансов. В финансовом отношении ответственных странах ЕС, как Испания, лишние сберегательные ресурсы оказались сконцентрированы в частном секторе и часто инвестировались в высокодоходные ипотечные кредиты, позднее ставшие "пузырями" как только начали появляться первые неплательщики и стоимость недвижимости стала падать. Разрыв этих "пузырей" создал угрозу банкротства для банков, а вызванная вследствие неплатежей рецессия, крах кредитных институтов и финансовая нестабильность подорвали и экспортные операции, что привело к взрыву бюджетных дефицитов и так к полноценному финансовому кризису.
В финансовом отношении расточительных странах ЕС, как Греция, цепь событий была несколько короче. Здесь лишние сбережения были, главным образом, заимствованы правительством, непосредственно приводя к финансовому кризису. Долговой рост приобрел катастрофические пропорции после финансового кризиса 2008 года, и как следствие спад привел к решительным сокращениям частных расходов и автоматического захвата правительством избыточных сберегательных ресурсов.
Глобальная финансовая катастрофа и долговой кризис еврозоны пролили свет на проблемы регулирования международной политики, и в частности проблемы управляемости потоков международных финансов, связанные с неустойчивостью в объединенных экономических системах [6, с. 1-4].
Российская экономика с осени 2008г. вступила в промышленную рецессию, сопровождающуюся обесценением рубля, ростом безработицы и приостановкой инвестиционных программ. Несмотря на огромное влияние внешних факторов, механизм передачи кризиса распространялся не посредством сокращения физических объемов экспорта, а через сокращение цен и «нефтяной ренты».
Поскольку энергетические компании потеряли свободные финансовые ресурсы для капиталовложений, а секвестр расходов бюджета пришелся как раз на капиталовложения, кризис оказался сконцентрирован в металлургии, строительных материалах, автомобильной и химической промышленности.
Налоговое законодательство РФ совершенствуется, упрощены процедуры уплаты налогов, но, несмотря на это налоговая задолженность продолжает накапливаться, а уровень собираемости налогов, как известно, один из ключевых показателей эффективности налоговой системы.
4. Анализ налоговой задолженности в разрезе субъектов РФ
По состоянию на декабрь 2011 г. сумма задолженности по налогам и сборам составила 692,58 млрд. руб., при этом половина этой суммы - по налогу на добавленную стоимость. Если сопоставить с ростом поступлений по НДС, то следует выделить фактор улучшения качества администрирования данного налога: возможность обмениваться электронными счетами-фактурами, упрощение процедуры налоговых вычетов при допущении определенных ошибок при заполнении счетов-фактур и т. д.
За период с 2008 по 2011 года объем задолженности вырос в целом на 23% (табл. 1), и в два раза увеличились реструктурированная задолженность и отсроченные платежи.
Из данных табл. 1 видно, что 44,63% накопленной налоговой задолженности образовано в Центральном федеральном округе, а порядка 20% приходится на организации в Приволжском и Сибирском федеральных округах (см.
табл. 1 и рис. 1). За период 2008-2011 годов удельный вес задолженности по налогам и сборам в Центральном федеральном округе увеличился с 35,57% до 44,63% от всей задолженности по субъектам Российской Федерации или с 198,86 млрд. руб. до 309,07 млрд. руб.
Если сопоставить эти данные с ростом просроченной кредиторской задолженности организаций, то получатся следующие данные [9]: в 2010 году объем просроченной кредиторской задолженности составил 1006 млрд. руб., в том числе 82 млрд. руб. (или 8,2%) перед консолидированным бюджетом и 36 млрд. руб. (3,6%) перед государственными внебюджетными фондами.
При этом более половины всей задолженности накоплено предприятиями ключевых видов экономической деятельности: обрабатывающего производства, добычи полезных ископаемых, производства и распределения электроэнергии, газа и воды, а также оптовой торговлей, включая торговлю через агентов.
Темп прироста налоговой задолженности в целом по Российской Федерации за 2008-2010 года составил 25,9%, в то время как просроченная кредиторская задолженность организаций выросла на 1,2%.
Наибольший удельный вес задолженности приходится на обрабатываю-
Таблица 1. Динамика налоговой задолженности в разрезе субъектов РФ
за 2008-2011гг.
Федеральные округа 2008 2009 2010 2011
млрд. руб. удельный вес, °о млрд. руб. удельный вес, °о млрд. руб. удельный вес, °о млрд. руб. удельный вес, %
Центральный 198,86 35,57 300,56 43.00 324,91 46,12 309,07 44,63
СевероЗападный 51,67 9.24 53,13 7.60 55,04 7,81 57,25 8,27
СевероКавказский* X X X X 28,66 4,07 35,18 5,08
Южный 47,58 8,51 55,77 7,98 38,47 5,46 40,49 5.85
Приволжски? 92,86 16,61 101,03 14,45 94,73 13,45 90,65 13,08
Уральский 51,68 9,24 57,53 8.23 54,84 7,78 51,92 7,49
Сибирский 86,85 15.54 101,80 14,56 80,32 11,40 79,63 11,50
Дальневосточный 29,57 5,29 29,15 4,17 27,55 3,91 28.40 4,10
Всего по РФ 559,07 100,00 698,96 100,00 704,53 100,00 692,58 100,00
* Примечание: Северо-Кавказский федеральный округ образован в 2010г. путем выделеши из состава ЮФО субъектов: Республики Дагестан, Республики Ингушетия, Кабардино-Балкарской Республики, Карачаево-Черкесской Республики, Республики Северная Осетия-Алания, Чеченской Республики, Ставропольского края
Рис. 1. Динамика задолженности по налогам и сборам в бюджетную систему Российской Федерации в разрезе субъектов за период 2008-2011 гг.
щие производства, что говорит о достаточно сложном положении, в котором находятся отрасли промышленности (рис .2).
Сопоставив величину налоговой задолженности и объем поступлений от различных видов экономической деятельности (данные в табл. 2), мы получаем вывод: повышенный уровень задолженности в оптовой и розничной торговле, строительстве и финансовой деятельности. Если говорить об организациях финансового сектора, то тут основные неплательщики сосредоточены в Центральном федеральном округе.
Подавляющая часть задолженности по налогам и сборам в бюджетную систему РФ приходится на федеральные налоги и сборы (более 81%). В то время как доля задолженности по региональным налогам и сборам составляет 11%, менее 5% по местным и более 2% по налогам с использованием специальных налоговых режимов (Рассчитано по отчету формы 4-НМ Т1 по состоянию на 01.12.2011 г.).
В структуре задолженности по федеральным налогам и сборам основная доля приходится на налог на добавленную стоимость (НДС) по товарам (работам, услугам), реализуемым на территории РФ (55%) и налог на прибыль организаций (29%)2. Высокая доля НДС в задолженности объясняется в первую очередь проблемами его администрирования.
В части задолженности по отдельным видам налогов не наблюдается значительной дифференциации между округами. По налогам на добавленную стоимость и на прибыль наибольшая величина задолженности характерна для Центрального и Приволжского округов
Структура кал о го вон задолженности по основным вндам экономической деятельности в 2010 г., %
Дальнее о сточный
Сибирский Уральский Пршолжкий Южный С ев еро-Кавказ ский С ев ера-Западный Центральный Российская Федерация
-,-г I V-yyyyun- JUUUUUUUUUUUU iMl 1-L ■-. ■-. --.ЧЧЧЧЧЧ!
■ 1 1 _ ■ ......Ш \ 1-1 Л У-Л У-v i
■ 1 :::::: : мм 1
uuuuuuuuuua-1 i
ВЯ\ —Г-г 1 1-1 ■■■ 1 UUUUUUUUUUO-1 1
_Jl£1 1 —г-г- 1 K-, -.-.-. .-.-.I_ ^^¿¡ЩЫ 11 1 1
ш - ■.■. ] h\\\\\\1QflQQQQQI H 1
н 1 ,- 1 1V,V,V, .ВИЯМИ j ['• '• '• '• '• '^щщщщщщ ИНН 1 1 1 1 ЯП-1 1 .Ччччччччччччч!
■_г- • ■ ,,.:,,,,,,.! imwem _l 1 1 1 1 Вюш ' WSSSSSSSSI
О/'
20/'
40/'
60/'
SO®;
100%
■Сельское хозяйств о. рыболовство
□ Добыча полезных ископаемых □Обрабатывающие производства
□ Прокзв одств о и распределение злевлрозиергии. газ айв оды
□ Строитель ств о
а Оптовая и розничная торговля, ремонт
□ Транспорт и связь
□ Финансовая деятельность эОпфапик с недвижимым имуществом □прочие виды
Рис. 2. Структура налоговой задолженности по основным видам экономической деятельности в 2010 г., %
Таблица 2. Общая характеристика задолженности по налогам и сборам отдельных видов экономической деятельности в 2010 году
Вид экономической деятельности Сумма налоговой задолженности, млрд. руб. Поступило платежей, млрд. руб. Удельный вес задолженности в сумме поступлений по виду деятельности, %
Обрабатывающие производства 125,99 1342,02 9,39
Добыча полезных ископаемых 34,12 1893,68 1,80
Строительство 73,66 412,51 17,86
Оптовая и розничная торговля, ремонт 168,92 787,20 21,46
Финансовая деятельность 52,07 362,68 14,36
Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг 52,99 868,20 6,10
Таблица 3. Структура задолженности по налогам и сборам в бюджетную систему РФ по видам налогов в разрезе субъектов федерации на 1 декабря 2011г., %
Федеральные округа Всего в том числе ио
федеральным региональным местным налогам со СНР
Всего из них
налог на прибыль организаций НДС платежи за пользование природными ресурсами проч.
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ 100 100 100 100 100 100 100 100 100
Центральный 44,63 46,79 63,53 44,06 15,16 26,26 36,97 31,4 34,62
Северо-Западный 8,27 7,29 5,24 7,81 12,08 9,06 14,34 7,46 11,12
Северо-Кавказский 5,08 5,49 1,84 4,08 12,89 17,51 2,87 4,53 3,53
Южный 5,85 5,55 4,83 6,12 4,35 4,94 6,08 9,94 7,35
Приволжский 13,09 12,43 8,29 13,76 6,5 15,9 15,6 17,54 14,74
Уральский 7,50 6,93 5,34 7,59 5,98 7,61 9,56 10,62 10,43
Сибирский 11,50 11,47 8,12 12,05 31,49 14,55 10,18 15,21 12,63
Дальневосточный 4,10 4,05 2,81 4,53 11,55 4Д7 4,4 з?з 5,58
(табл. 3), в части задолженности по платежам за пользование природными ресурсами крупнейшими должниками являются Сибирский, Северо-Западный и Северо-Кавказский федеральные округа.
Как отметил Пансков В.Г. [5, с. 26] НДС является одним из наиболее "проблемных" налогов в российской налоговой системе. Понимая значимость данного налога как доходного источника федерального бюджета, поступления от которого не зависят напрямую от состояния экономики, мы соглашаемся с предложениями профессора Панскова по введению механизма так называемых НДС-счетов, суть которого состоит в том, чтобы получаемые от покупателя суммы НДС зачислялись не на расчетный счет организаций, а на специальный счет, с которого нельзя было бы взять деньги для иных целей, кроме уплаты НДС поставщику, а также причитающихся бюджету НДС и дру -гих налогов.
5. Совершенствование налогового администрирования: урегулирование налоговой задолженности
Налоговую задолженность определяют как сумму финансовых обязательств, возникших в процессе неисполнения налогоплательщиком обязанности по уплате налога и сбора, пеней и налоговых санкций или в результате изменения условий ее исполнения. Одним из направлений увеличения налоговых поступлений в бюджет страны является сокращение задолженности предприятий по налогам и сборам. За счет более высокой собираемости налогов можно существенно увеличить поступления в бюджет страны.
Единственный путь повышения собираемости налогов - ужесточение налогового администрирования с целью снижения задолженности, особенно это касается снижения задолженности по НДС предприятий оптовой и розничной торговли, строительства и промышленности.
В настоящее время негативной тенденцией является увеличение доли недоимки и отсроченных (рассроченных) платежей (табл. 4 и рис. 3).
Что касается задолженности, приостановленной к взысканию в связи с проведением процедур банкротства (рис. 4), то в ходе исследования было определено, что реальной к взысканию может быть только четвертая часть.
В условиях нестабильной экономической ситуации объективно необходи-
Таблица 4. Структура динамики налоговой задолженности за 2006-2011 гг.
Показатель, млн. руб. По состоянию на
01.01.07 01.01.08 01.01.09 01.01.10 01.01.11 01.01.12
Недоимка 245 184,5 227 424,0 223 495,9 323 387,1 315 489,6 312 630,6
темп прироста % -0,5 -7,2 -1,7 44,7 -2,4 -0,9
Реструктурированная задолженность 15 702,7 11 545,2 38 737,9 31 127,3 25 409,7 8 596,8
темп прироста % -27,0 -26,5 235,5 -19,6 -18,4 -66,2
Отсроченные (рассроченные) платежи 312.8 416,7 671,9 463,5 815,8 712,2
темп прироста % -4,4 33,2 61.2 -31,0 76,0 -12.7
Приостановленные к взысканию платежи 119 833,7 90 454,4 65 844,6 72 981.1 60 121.1 45 212.2
темп прироста % -75,3 -24,5 -27,2 10,8 -17,6 -24.8
Задолженность перед бюджетом по налогам и сборам—всего 757 405,2 574 909,0 559 069,4 698 955,1 704 529,6 698 909,6
темп прироста % 0,4 -24,1 -2,8 25,0 0,8 -0,8
Рис. 3. Структура урегулированной задолженности по налогам и сборам в бюджетную систему Российской Федерации на 01.12.2011 г.
мым представляется использование мер (табл. 5), поддерживающих добросовестным налогоплательщиков от риска возникновения банкротства в результате исполнения налоговых обязанностей.
В настоящее время анализ эффективности налогового контроля сводится к определению только двух показателей: поступления налогов и сборов на 1 руб. затрат на содержание налоговых органов; затрат на содержание налоговых органов на 100 руб. поступлений налогов и сборов. Это является не совсем корректным, поскольку эффективность налогового контроля характеризуется целым рядом показателей, в частности:
- уровнем мобилизации налоговых поступлений и сборов в бюджетную систему страны и регионов;
- соотношением налоговой задолженности и уровня налоговых поступлений как в разрезе субъектов федера-
ции, так и по видам экономической деятельности;
- уровнем охвата налогоплательщиков и объектов налогообложения;
- количеством жалоб налогоплательщиков;
- удельным весом выигранных у налогоплательщиков налоговыми органами судебных дел;
- уровнем реального доначисления налогов по результатам проведения налоговых проверок (т.е. которые не были пересмотрены в административном или судебном порядке)
- сокращением времени на проведение налоговых проверок;
- сокращением затрат на проведение налоговых проверок и контакты с налогоплательщиками.
Главной задачей налоговых органов при осуществлении контрольной функции являются проверка поступлений налоговых платежей и использование побудительно-обеспечительных мер,
Статистика и математические методы в экономике Таллина 5. Направления совф шенствован ия мер по регулированию налог об ой задолженности
.4= .Мары иаошг на ро фиягга ра^гньтать; зт реаннзл;нн
J Лфяирсеашв ишонюпойзаНпжвЛЮш
1.1. СтЦИЕЕТППШ ЖЯЙН^ процедуры внатанЕлипсв/ бак фотсшй РззрабэтЕЗ je»h:i3q БЖСЕання гетрцил платежек бо apoii продеijpbc бширотсга! при (щрвш фжзвадава. йзрабзтЕа перечня н тряпЕа фаЕстзыЕкта доь;1:актов б jfiu о банкротства к е фаЕадурзк банкротства. нодтБерЕдзкшк;; возникновение задсгжежостн феЕнрияп:к и фгзкнзэ1днн. Увеличена Бреиаж:тэ нага фцепшэт е арбитраж-: ьй суд елетенкя о фнзиажн папккк и бакЕротоа:. Прал ззта В!ть hoik ас кия из ошнва утрозы банвротства напхзББй: ор-акаас б раа:Еап епшввщ государственно: фук един ттпгакяпвп фгака РФ б jfnao; о бшрпнш. Проспежа {рока фнгаксово-о оздоровгекня (на на богЕа «и 19 лат) гв ходатайству тоЕнньа. софания нж Езкнкта фщиторов б -п^чаа. Е<па нганзас фкнашэБто 3iiE3poH:iHH " фадузсатр; ва атся осущастЕнажа Ept п-: аса: ип^ньп. jepbo^Jhhihh (парзтофнгироб з-:на прпшкш, осЕоакна ноеьт кшб грчоЕинн. снро:ой[ н тл.). Уипаш фнщоЕт osippoejEаня фа:остав;тБ грэьа ресгр>:ЕТ>'рн 3S1KH на срнда^срочльш тЕрнос (4-5 пат) н дотгэчичньй ГЕриэд (7-1-3 нат). Сожанна ihceme; кзкгзога mnnaiita ор>гакж ss Еыпягнакна1[ nporpaicn фнка-:сж-то эигорои:аня opraKKiaiiHK. Kino: ь^то шиз; грз ео на ра:тд-ЕГ>рн;а1:нк-. СоЕращаже вдшвеяюсв. кашп;-иЕнна kimuoBHi шввш 5энЕрот:тЕЗ дня наратгг собстЕажостн. №сон>щан1Е банЕротстБЗ тнжннЕа. антиа:кзаЕня струвтуры нал ifc в л: за догж аккости.
1.2. ЦДГППШ^ ХЙСТСВК 1Ер прщл1п1ш1гп пиейниа npai обрЗ ЩаЖЯ ВЗВЕ еэкня вщновкп на вгрцесп Црпжкихш, оюбенк; на лнЕвндлую ала часть - ценные б^сагк. СацгЕпсшнне пики юн рабогЕ; со службой cjnrfran rpnwlmlbihti ГЬедусиотоеть проЕэданш cooiEian гозбарэк ГЕлапкопн п^жб сдабньп npiznBOE 1ш-:зо: га Ронж н натгоол; фган эь сjfca eioe й5::нн-:евё Фатраиии тт >его ^агтн е фастиЕ^' обман гроеклаЕИ ггакзЕЗфЭБалажянроЕероЕрабпгь; тарр;тмкапькьл; оргакоБно т—7v1----Г---идшжшвоогн. .4етн в; ацня раб зт к -:о oijokSoh г^дайн ьл гркста воб но зб![ан>' ннфс!П!а1кн о гп:жн: ел; . та лаягапЕкоггн. оосгз1Яжян5!>тдагтЕй. €с>ща гтеге кна ажаасагячкьо; :БароЕ отчатньз; HacaiaTaiEH. й ¿работв з;нкон 1!атоднЕИ ЗЕ21[е:янЕэй сверен ос tin ев; нэЕэзаггзтз; н аа до т арр игорнагьнЕИ гсфа^дзтаннн ФНСн ФаЕараты-:di з^ж5ь[ :уда5-:ьп.1:р;^аБОЕ Ра^рабзтЕа аежж iktcieheh их гаорнкга авгн н-:огтн ТЕПопкнтанысБК дай^тжи б к312ежн цзисенн ы- б налг зс-ел здэлканшктб езт с ьша 100 шпн. r i. €с>ща iTEiEKHa снгта^Езти1®: еою ан arnia джст atr. н ра^ттьтатоь на соб1Е-пныз; ■:(Е^щвннях Е Г ЭСЖ ffiHHШЦ3CpG ilEJEHH-TK. фнс. It: Эф. Н OTfrf Gfjf бКЕЛ Hp! :7аЕЗ еМн ЯО :та СоЕрзщажа а дянжакности. и)нонннтанЕК be пост}п1енкя б йосеагьс нза:ш:ан ie уроьня натгзЕон еншнппннь; пнатаньшнЕов.
1.3. АЕТнвнзадня пропа:оов ны:нБ:кдуапн-:а: работы с врупашн яошвшв к Е ЗДЧЛКЗС: 1' JI'iSJELjIKbJL баКЕОЕ. PaipaSsTEa 1[атоф™а:Еи;раЕа1:ак1ашн нрагнаасакта. Ера^^атркьзоощк;: - воьпачанна нанога:нагапьсш;зб б Hpajacc гганфзбання вшкец но?т>тханнн. ■:оп:а:зЕакна ггана нэпагз&э; ноз^тганкн с рааньнЕз: та: ГЕ.тагьнзан напзо-опатагьщн ез ret но^-иакня достэверкья. к щщшп ппаяаас; Eotaiarari но lEiHKawH наногое н с&рое б &осЕатн>то сштаму йа::ж:ьзн Фадаражн. фадзтБрашзмщна збра вванЕХ н нриро:тта;>1!(аи адишпвосгв; - ■: зе-ар шэ-::тЕжэ-:на лпмн "'рЦд'Т1™'""' раашш шаштепщпл зб эбрз jo EaEiaiaitH ¿адонжкностн б шпяхэшрзгнБкогэкапэгпЕюгэраагкроважл: - ЕичьгЕнна фнжн ошшшош црищпсш н о:радагЕнна воэ!знт5^ган ае id J5 ЧЕ ШНЕ; - Боза[о«ЕК зстъ зс зващак га каптэол; оргаяаБ эка:ЕоаБраа!аккэЁ >тшата к апя- 36 н сбфое е сеяз; с ®афЦ1какнла[н: Еоашиннац; у мплжидталщид б 3;oje аго ЗкнакзЕО-msAnnn д аягап еез:ш - ра:шнрен}е Epjra гонка: :нкк катя-3t ей. зргакзЕ sa сет нрад-зст lejekh.t нрава ^таюЕгакня ившвша ор>гэ-:аа:н Ераа:ажЕ^ трафнЕОБ ушаты е^ег Е0ф0чкз(н влипяноп* [ однобрзсаннЕа: цлиопннзбЗЕНнаа: грэгадур нр:1^в:тальЕого бзьеезння дня доброе зба:тн ьл; каногзгнатаньшнЕОЕ. «г^нфсшоных. 1[уищн1з; ej-: н;. апнашпшшш ьл;оргакнацнй - (фвршевпкЕпна :н:таа:ы ой:ана ннфцм sljeh с ¡^нтраньньа: йнест: Рзсз£Й:еун Фатраднн в наггн нл;>чання: сведаннн о зада:ненно:тк: офавБаадксч у нробнаыньэ; банное-. Создакна успшнн в paacEai. 1Ен:тБун)11Е го занокодаганЕЛЕа дня Еонкраткы; д-я:ч;кнное в нзнзи; нзгашання нз Еопнаннон влшиашА н кора:алы-:ого ш зяйстеежого фу>:Еднл-: ф зьання
2 Пре & прежде >ие n^jxxma лм.чч^ £
11. Пзв виз-: к а зффз;тнв-:остк нф нр:нудктени-: то езвгезжя. б тоа: чн:ге н бопаа адтнЕЕоа фи:акакна ;еа:тюа; sc^j - збрашаккя внешни игтекнеэв Ш а;шанна уровня езбкрааакктк нагя-ЗЕ н сборов. прзфнпаЕгева нркросе —л-- доо;шан ie Еачаст ва НЭП5ГЗЕ0ГЗ адакж стрсро вакня адоюганностн н уровня натвгоЕон днедннжнь; катгаппатапБшн ео в.
12. Индканд>»льн1я работа с ччиныил впшишшвшщшв по nfDPftxjpB o^dieiihл шпшв надзкасЕН. <napaTKEj-:tE асары Носкрайнудслтнш) недяиш ьс1£"чаааа возкн Ековак га Со вершан it Бзвзнна скстаасв! гер:зннфкдфО£анногэ ртщншв] напя"а:наганвщкЕОЕ об а5разос^дЕи:я плютенвоста ь данях. я:аратнвного канстзвого раанировання
1 C&aejjlie'ucitwsea.'iii u3?.taрвсисрухтуризщ ii laivzxe чнсски
3.1. ПсвыпвшИ Ьв^офдншп проиасса рестр^Ету^кзаикн ншшашй задоплЕккостн" ниеннть ФНС Ро::кн гзо-:;»:ож.ча:н m araHH^1 фннаксоЕого (muni прадфга:кн. шю]ни ф ацапаЕнаиа фаЕО на раструЕтурк заа:ню. ТЬ- Еь:шакна ур зеня :збнрэа1[о:1н ггатзк-э:. Еокгрзннруаньд Й>::нн.
j.i. СчнэбзЕнка требовании клсгиеь!:; ф гаков, □редеаошш* е ор-акнзаиняа:. цспусгнкшн б фЗДеССе реструет^ризажи е мйс ЕЗГЕКЕфюто rojB (грн jcniBii бкп авевва шатена б соогетстшв с угБарж1Екнь;а:н [рафиЕшн) jnimy не е пзска: эбаа[атаЕ>щн:;ппа^;еан Для дродзпла нея дантшв нрадз: т^нажж ра::р>зчЕН назбкздна:о pa::aD7j)ai ь во:ро-: о жасаннн гя^аБЕН б дан:тЕ1»шж ПзряноЕ фобадакня растр^-Ет^рналжн. усгановЕЕ. что фгакнзанкя нншаапя нра еа ка ралр^ттурнзаи^н) б шува. а:нн б тачакна 1 аЕ сяна б подряд \т.г. 2рза б тачанге шещипл годэ аю 5удат дату шаЕ везнфокн^нхв на б нэ(п-:эй: о&аааса цитата та Еущнз; ннзта^ай.
4. Смерим чскеое а-. \£ в со.тгх: па* овес жжения дчта'ресое enqntynmaa гак .федкксрае flini атгг чрокстве l ipjuaijpitl баосраката
4.1. Мары по пошли кк аффаЕтнжзстн фукЕинн ]шшиитш фю но греиг 3eje КИЮ Е ieh33; 0 бак фоте ш в ■екафпе ннстдоевтернн нъ1акэ-:ня :рода ^нгегге: кзногзе е дани; пошкцтн раапнашн нродад>рк фкнак:оеого оефрзегЕкня к ынроыго сошашакня в чктн 5ор:фЗбанн.ирзфнка гсгэшакня здаджанш:тнно обязатаньнвосннагажаа:; ■а:а;|^)т:пфОЕа1Е oinauy нрадзтврашакн.4 6ага;рот:тв ч^>аб нз&:шакна з;иииоая грбакЕротквз; aiap нри-:;^;иганЕ«)го е.ь;:икня; в тоа[ чнзе вча^тн реалнзацнн и:>ща:тва. ара:тсьак кого судавшш Цргптм илпдцйцм но поставшпншш налаговьо; фгзнэв; ■: фзра:крзЕат в своюwj онаратнв-:згз ЕзяисздайпЕня чагя-зоз; зр1^кэЕ с саа:ора1упфт^а:ьок ф!^кн аш.чп: арй:тражквз; унра вняк шин. пэ^зпяюи^н) бветро оба:нажЕзть Быноннажа н фа:ачажа ф зтнб з:рз в-: вл iehitehh унрэьгЕнчагЕ-то ГЕр:а-:ана. :облвежнЕ5Е ооганн жин-бан фэггзв атжла гратЕнкпнд. № Еь:шакна ур эеля собнраааюпн шзтзе-э:. ьэн:рз(ннр>а1[ек 4нс Совращажа задонжаккостн. цзнзлнстанж ье hoctjnrekk.t е soccatti ноо^шак ie уровня нзшгэвон днедннннзъ: пнатаныднЕзв.
реализуемых с целью получения налоговых платежей, не уплаченных налогоплательщиком добровольно и своевременно. На наш взгляд, в целях дальнейшего совершенствования функций администрирования задолженности по налогам и сборам необходимо реализовать следующие мероприятия:
1) разработать методологические инструментов, позволяющие осуществлять анализ результатов деятельности по принудительному взысканию недоимки (в т.ч. за счет расширение форм статистической отчетности). Необходимо пересмотреть систему показателей эффективности налогового администрирования в части администрирования задолженности по налогам и сборам.
2) разработать предложения по изменению гражданского и налогового законодательства в части изменения порядка принудительно взыскания налоговой задолженности с учредителей, а при ее отсутствии - с директоров орга-низаций-налогонеплательщиков. Это особенно актуально при банкротстве предприятий, поскольку, в России исторически сложилось, что процент получения задолженности после окончания процедуры конкурсного производства остается крайне низким.
Очевидно, что эта сложная задача должна быть решена при помощи налогового контроля, являющегося необходимым условием функциониро-ва-ния налоговой системы. Естественно, при отсутствии действенного контроля трудно рассчитывать на сознательность налогоплательщиков в вопросе своевременного и в полном объеме исполнения своих обязательств.
Для функций и задач регулирования налоговой задолженности характерен ряд общих недостатков бюджетного процесса:
- нечеткость в разделении полномочий в части прогнозирования, планирования и администрирования бюджетно-налоговой сферы;
- отсутствие ясных формулировок целей и конечных результатов направлений деятельности;
- преобладание внешнего контроля над соответствием факта плановым показателям, при отсутствии процедур и методологии внутреннего и внешнего контроля (мониторинга) обоснованности планирования и результатов направления деятельности;
- отсутствие системы оценки результата деятельности по направлениям;
- отсутствие определяемых критери-
ев и процедур отбора направлений и мероприятий в соответствии с приоритетами государственной политики.
Отмеченные недостатки могут быть преодолены помимо совершенствования законодательных актов, регламентирующих вопросы регулирования налоговой задолженности, совершенствованием мониторинга финансово-налоговых показателей.
6. Заключение
На наш взгляд, в целях дальнейшего совершенствования функций администрирования задолженности по налогам и сборам необходимо реализовать следующие мероприятия:
1) разработать методологические инструменты, позволяющие осуществлять анализ результатов деятельности по принудительному взысканию недоимки (в т.ч. за счет расширение форм статистической отчетности). Необходимо пересмотреть систему показателей эффективности налогового администрирования в части администрирования задолженности по налогам и сборам и включить в систему премирования сотрудников налоговых органов. Для успешной реализации комплекса задач администрирования налоговой задолженности существует настоятельная потребность в упорядочении функций и задач мониторинга, построения системы мониторингов, по направлениям деятельности налоговых органов, ориентированных на контроль процессов достижения конечных результатов.
2) разработать предложения по изменению гражданского и налогового законодательства в части изменения порядка принудительно взыскания налоговой задолженности с учредителей, а при ее отсутствии - с директоров орга-низаций-налогонеплательщиков. Это особенно актуально при банкротстве предприятий, поскольку, в России исторически сложилось, что процент получения задолженности после окончания процедуры конкурсного производства остается крайне низким.
3) развивать контроль со стороны ФНС, как уполномоченного органа в делах о несостоятельности (банкротстве), в частности за финансовым состоянием должников.
Литература
1. Хойзер К. «Жертва и налог. От античности до современности. Все начиналось с десятины: этот многоликий налоговый мир» Пер. с немецкого, общая ред. и статья Б.Е. Ланина - М.: «Про-
гресс», 1992.
2. Артёменко Д.А. Механизм налогового администрирования: теория, методология, направления трансформации: монография/ Д.А. Артёменко. -Ростов н/Д: Изд-во «Содействие - XXI век», 2010. - 351 с.
3. Шувалова Е.Б., Шувалов А.Е., Со-лярик М.А., Федоров П.Ю., Ермаков В.В., Аксенова А.А., Самуйлов И.В., Михайловская Д.М. Монография «Теория и практика государственного налогового контроля на этапе инновационного развития экономики Российской Федерации», М.: МЭСИ, 2011.
4. Дадашев А.З., Пайзулаев И.Р. «Налоговый контроль в Российской Федерации» - М.: Изд-во «Кнорус», 2009г.
5. Пансков В.Г. Администрирование НДС: решение принято, но проблемы остаются // Финансы. 2010. N 2. С. 26 -29.
6. Yannos Papantoniou. Presentation of the Report: "The Lessons of the Eurozone Crisis that Should Shape the EU's G20 Stance"// Taming the turmoil: New rules for global finance. A high-level roundtable co-organised by Friends of Europe and the Financial Times with media partner Europe's World
7. Tax reforms in EU Member States 2011. Tax policy challenges for economic growth and fiscal sustainability// EUROPEAN ECONOMY 5, 2011. Taxation Paper No 28 from DG Taxation and Customs Union.
8. Шувалова Е.Б., Самуйлов И.В. Применение НДС в области инновационной деятельности// Экономика, статистика и информатика. Вестник УМО. 2010. № 4. С. 82-86.
9. Российский статистический ежегодник, раздел Финансы. 2011. С. 641
References
1. Carl Hooiser. «Victim and the tax. From antiquity to the present. All began with a dessiatina: this many-sided tax world». Translation from German redactor and author Lanin B.E. - М.: «Progress», 1992.
2. Artyomenko D.A. Mechanism of tax administration: the theory, methodology, transformation directions: D.A. Artyo-menko's monograph/. - Rostov: Publishing house «Assistance - the XXI-st century», 2010. - 351 P.
3. Shuvalova E.B., Shuvalov A.E., Sol-jarik M. A, Fedorov P. Ju, Ermakov V. V Aksenova A.A., Samujlov I.V., Mi-hajlovsky D.M. monograph «the Theory and practice of the state tax control at a
stage of innovative development of economy of the Russian Federation», M: MESI, 2011.
4. Dadshev A.Z.., Paizulaev I.R. «Tax control in the Russian Federation» - M.: Publishing house «Knorus», 2009.
5. Panskov V.G. VAT administration: the decision is accepted, but problems remain // Finance. 2010. N 2. p. 26 - 29.
6. Yannos Papantoniou. Presentation
of the Report: "The Lessons of the Eurozone Crisis that Should Shape the EU's G20 Stance"// Taming the turmoil: New rules for global finance. A high-level roundtable co-organised by Friends of Europe and the Financial Times with media partner Europe's World
7. Tax reforms in EU Member States 2011. Tax policy challenges for economic growth and fiscal sustainability// EURO-
PEAN ECONOMY 5, 2011. Taxation Paper No 28 from DG Taxation and Customs Union.
8. Shuvalova E.B., Samujlov I.V. VAT application with respect to innovation activity// Economics, statistics and informatics. Vestnick UMO. 2010/ № 4. p. 82-86.
9. Russian Statistical Yearbook, Finance Section. , 2011. P. 641