5. Национальный корпус русского языка (НКРЯ). [Электронный ресурс]. URL: http://www.ruscorpora.ru/index.html (дата обращения 20.12.2017).
6. Словари.ру [Электронный ресурс]. URL: http ://slovari. ru/search. aspx?s=0&p=3068 (дата обращения 20.12.2017).
7. RusVectores. [Электронный ресурс]. URL: http://rusvectores.org/ru/ (дата обращения 20.12.2017).
8. Философская машина. [Электронный ресурс]. URL: http://itfru.ru/index.php/fllosofskaya-mashina (дата обращения 20.12.2017).
УДК 33.336
Выдрина Э.В. студент магистрант 2 курса кафедра «Экономики и управления на предприятии нефтяной и газовой промышленности» Институт нефтегазового бизнеса Уфимский Государственный Нефтяной Технический Университет
научный руководитель: Соловьева И.А., к. э.н.
доцент Россия, г. Уфа
НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА НЕФТЕГАЗОВОЙ ОТРАСЛИ РОССИИ КАК ГАРАНТИЯ ФИНАНСОВОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Налогообложение нефтедобычи в России было и остается предметом для бурных обсуждений. В данной статье рассматриваются актуальные проблемы налогообложения компаний нефтяной отрасли в условиях финансовой нестабильности, санкций и низких цен на нефть. Предмет исследования- актуальные вопросы налогообложения в нефтяном секторе, в частности механизм налогообложения добавленного дохода нефтяных компаний.
Ключевые слова: налоговая политика, налогообложение нефтяной отрасли, налоговый механизм, налог на добычу полезных ископаемых, налог на добавленный доход, налог на финансовый результат, налоговый маневр, экспортная пошлина.
Vydrina E. V., student
Department of Economics and Management in the Oil and Gas Industry
2 courses of magistracy Analysts of oil and gas business Ufa State Petroleum Technological University
Russia, Ufa
Scientific adviser: Solovyova I.A. Associate Professor, Candidate of
Economic Sciences TAX POLICY OIL AND GAS INDUSTRY FROM RUSSIA AS A FINANCIAL SAFETY INSTRUMENT
The taxation of oil production in Russia has been and remains the subject of
heated discussions. This article examines the current problems of taxation of oil companies in conditions of financial instability, sanctions and low oil prices. The subject of the research is current issues of taxation in the oil sector, in particular, the mechanism for taxing the added income of oil companies.
Keywords: tax policy, taxation of the oil industry, tax mechanism, tax on mining, income tax, financial result tax, tax maneuver, export duty.
В условиях рецессии Правительства Российской Федерации, установившие новые факторы роста экономики России, пытается не изменить ситуацию, а , возможно, подправить ее. Первоочередно это каснулось нефтяной сферы. Прибыль, полученная от нефтяной отрасли, достигает сорок восемь процентов дохода федерального бюджета и образуется в основном за счет федерального налога на добычу полезных ископаемых и доходов от деятельности на экспорт(экспортных пошлин на нефть).
В 2014 году были созданы две инициативы: во-первых, увеличен НДПИ на нефть, во-вторых, уменьшена экспортная пошлина. Минфин предложил, начиная с 2014 года в течение трех лет снижать пошлину на нефть на два-три процентных пункта в год. Экспортная пошлина на нефть в Российской Федерации, согласно данным Минэкономразвития, с 1 февраля 2014 года снизилась на $14,7 - до $386,3 за тонну. НДПИ увеличился с 470 до 493 рублей за тонну. Такой налоговый маневр по оценкам должен в итоге принести бюджету дополнительные средства.
О необходимости изменения системы налогообложения для нефтяного сектора поднимался с начала 2013 года. Весной прошлого года заместитель председателя Аркадий Дворкович сообщил, что никакого снижения пошлин и повышения налога не ожидается. Однако уже в сентябре были введены, отрицаемые до этого, изменения в Налоговый Кодекс. Одобренные поправки являются частью налогового маневра, за счет которого правительство Российской Федерации планирует пополнить бюджет примерно на 170 млрд. рублей в общей сложности за три года. Помимо снижения экспортной пошлины на нефть и повышения НДПИ, ожидается постепенное уменьшение пошлины на светлые нефтепродукты. Но грубый подсчет показывает, что НДПИ за тонну вырос на 23 рубля, тогда как экспортная пошлина упала на $14,7 за тонну, разница между обьемами добычи и экспорта сырой нефти - в два раза ( экспорт - 48% от добытой нефти), это означает, что для компенсации потери от уменьшения пошлины рост НДПИ должен был составить хотя бы половину стоимости пошлины, то есть $7,35, с учетом текущего курса доллара в 12 раз больше установленного повышения налога. Необходимо отметить, что это только разница на экспорте сырой нефти, однако кроме этого существует еще и экспорт продуктов первичной нефтепереработки. Отсюда возникает вопрос- каким образом Правительство собирается выиграть от этой инициативы? Если учесть тот факт, что за первый месяц года, когда НДПИ повысился, а экспортная пошлина не
снизилась, Правительство еще к тому же оказался должником перед крупным бизнесом, пообещав поднять этот вопрос о возможной выплате компенсаций в пределах $150 млн. И как все таки высчитывалась данная сумма выигрыша от изменения налогообложения и были ли при этом соблюдены национальные интересы страны.
Этот момент отразится не только на бюджете страны, но и на населении. Снова подорожает бензин, об этом еще в начале года заявлял Дворкович. Богатая по ресурсам страна устанавливает цены на бензин на внутреннем рынке по высоким расценкам (в Казахстане, живущем также за счет своих энергоресурсов, стоимость бензина гораздо ниже российского). Увеличение цены бензина будет естественным стремлением переложить издержки от роста налогов на плечи граждан страны. И складывается впечатление, что государство заботится о прибыли компаний, а не о достойном уровне жизни граждан, которые сначала заплатили за снижение курса рубля, а теперь за изменение налогообложения для нефтяных компаний. Справедливо ли это для страны, которая занимает одно из лидирующих мест по добыче нефти в мире?
По данным EIA (U.S. EnergylnformationAdmmistration) Россия занимает 3 место на рынке энергоресурсов (после Саудовской Аравии и США). По структуре добычи нефти в 2012 году на долю Восточной Сибири приходилось - 63%, Урала-Волги - 22%, Красноярска-4%, Сахалина-3%. На нефть Восточной Сибири распространяется льготная пошлина, которая тоже была снижена с $196,7 за тонну до $190,3. И это значит, что на 62% нефти России распространяется льготный режим, от чего в первую очередь теряет само государство, оправдывая это сложностью добычи этих ресурсов. В нефтедобывающей отрасли лидирующие места занимают такие компании как Роснефть - 23%, частная компания Лукойл - 16%.
Но в выигрыше ли от всей этой сложившейся ситуации экономика страны, когда крупные компании целенаправленно вывозят из страны ресурсы: в 1,7 раз увеличился физический объем добычи нефти с 1999 по 2012 год, при этом ежегодно годовые объемы добычи нефти растут. По сравнению с началом 90-ых годов объем нефти, идущей на переработку ниже, но при этом уже намечается тенденция к росту доли обработанной нефти. И все же по производству бензина, дизельного топлива и топочного мазута Российская Федерация так и не вышла на уровень 1990 года.
Закрепление статуса сырьевой страны во внешнеэкономической деятельности, большая зависимость бюджета и ВВП от цены на нефть, усиление сектора добычи полезных ископаемых при продолжающемся ухудшении промышленности, кабальные условия сотрудничества (как, например, заключенный в 90-ые г. СРП «Сахалин-2». Разработка этих месторождений началась в 1996 году, но первую прибыль бюджет страны получил только в 2012 году), что пагубно влияет на экономику.
Отказаться от сырьевой специализации сразу невозможно, но стране нужно чтобы не государство работало на крупный бизнес, а крупный бизнес
достойно платил за пользование национальными богатствами и был заинтересован в развитии экономики страны, инвестировал бы не в зарубежные активы, а в отечественное производство, и был в первую очередь социально-ответственным.
Использованные источники:
1. Аронов, А. В. Налоговая политика и налоговое администрирование. Учебное пособие / А.В. Аронов. - М.: Магистр, Инфра-М, 2016. - 227 c.
2. Валинуров, Тимур Налоговая политика государства: моногр. / Тимур Валинуров. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2015. - 176 c.
3. Герасименко, Н. В. Взаимосвязь конкурентной и налоговой политики / Н.В. Герасименко. - М.: Синергия, 2015. - 189 c.
4. Зрелов, А.П. Налоговая политика в условиях международного финансового кризиса / А.П. Зрелов. - М.: ЭкООнис - ЭЧТ, NOTA BENE, 2015. - 230 c.
5. Людмила, Васильевна Донцова Влияние налоговой политики на эффективность налогового контроля / Людмила Васильевна Донцова, Ирина Рубиновна Дун und Ольга Олеговна Ивушкина. - М. : LAP Lambert Academic Publishing, 2016. - 164 c.
6. Малис, Н.И. Налоговая политика государства. Учебник и практикум для академического бакалавриата / Н.И. Малис. - М.: Юрайт, 2016. - 228 c.
7. Налоговая политика в социально-экономическом развитии стран с переходной экономикой. - М.: Алетейя, 2018. - 201 c.