op=doc&srv_num=1&number=52831217&delo_id=1540006&new=&text_number=1 (data obrashhenija: 12.10.2014).
13. Zakonodatel'stvo protiv prestuplenij na pochve nenavisti: prakticheskoe rukovodstvo. — BDIPCh OBSE, 2009. — URL: http://www.osce.org/ru/odihr/36427?download=true (data obrashhenija: 12.10.2014).
Е.Н. Гîрбуíîвà, E.N. Gorbunova,
кандидат юридических наук, Candidate of Law,
доцент кафедры конституционного, Associate Professor,
административного и муниципального Ugra State University
права,
Югорский государственный университет [email protected]
Реализация налоговых механизмов в нефтяной отрасли России
Аннотация: актуальность статьи обусловлена важностью роли нефтяного сектора в экономике России, его значительным влиянием на социально-экономическое развитие страны. Сложившаяся на сегодняшний день ситуация в нефтяной отрасли еще раз подтверждает актуальность статьи, которая также заключается в необходимости внедрения эффективных моделей (механизмов) в налогообложение нефтяной отрасли. Цель статьи — проанализировать предложенные варианты налоговых механизмов, что может способствовать совершенствованию механизма государственного регулирования налоговой политики в нефтяной отрасли России. В статье раскрывается содержание параметров налогового маневра в нефтяной отрасли. Определяются основополагающие принципы реализации налогового маневра. Рассматриваются основные варианты налогового маневра, предлагаемые Министерством финансов РФ и Министерством экономического развития РФ, приводится их анализ. Автор делает вывод, что меры, предложенные Министерством финансов РФ, приведут к снижению рентабельности нефтеперерабатывающих заводов и уровня добычи нефти, а также увеличению цен на бензин. Для достижения эффективного результата требуется системная работа в отношении реформы налогообложения нефтяной отрасли, поэтапный переход от налогового маневра к налогообложению финансового результата нефтяных компаний.
Ключевые слова: нефтяная отрасль, налоговая политика, налоговый маневр, НДПИ, экспортная пошлина, налогообложение, налоговые механизмы.
Prospects of implementation of tax incentives in the Russian oil industry
Annotation: the relevance of the article due to the importance of the oil sector in the Russian economy, 71
its significant impact on the socio-economic development of the country. The current situation today in the oil _
industry once again confirms the relevance of the article, which also lies in the need to implement effective models (mechanisms) in the taxation of the oil industry. The purpose of the article — to analyze the options proposed tax incentives in order to improve the mechanism of state regulation of tax policy in the Russian oil industry. The article reveals the parameters of the tax maneuver in the oil industry. Sets out the fundamental principles for the implementation of the tax maneuver. The basic version of the Tax maneuver offered by the Ministry of Finance and Ministry of Economic Development. The analysis of the options of the tax maneuver. The author concludes that the measures proposed by the Ministry of Finance, will reduce the profitability of oil refineries and oil production, as well as an increase in gasoline prices. The author believes that in order to obtain effective results requires systematic work on the reform of the taxation of the oil industry, a gradual transition from the tax maneuver to the taxation of the financial results of oil companies.
Keywords: the oil industry, tax policy, tax maneuver, export duty, tax, tax mechanisms.
Современное состояние налоговой политики представляет собой комплекс мер в области налогового регулирования, цель которых — установить оптимальный уровень налогового бремени и зависимости от характера поставленных государством задач. Грамотно выстроенная налоговая политика позволит реализовать поставленные цели. В целом эффективность системы налогообложения сводится к увеличению доходов бюджетов за счет таких налоговых поступлений, как налогообложение сырьевого сектора России.
В нынешних условиях Правительство РФ, определившее новые факторы роста российской экономики, пытается не изменить ситуацию, а, скорее, подкорректировать. И в первую очередь — за счет нефтегазовой отрасли.
Нефтяной потенциал России — это 12—13 % мировых разведанных запасов нефти, это 2 269—2 325 нефтяных, нефтегазовых и нефтеконденсатных месторождений, 1 223 из которых разрабатываются [1, с. 22].
Нефтегазовые доходы в 2013 г. составили 50,2 % дохода федерального бюджета, они формируются главным образом за счет федерального налога на добычу полезных ископаемых и доходов от внешнеэкономической деятельности (экспортных пошлин на нефть) [2].
Доходы федерального бюджета в 2013 г. составили 13 019,9 млрд руб. т (19,5 % ВВП), в том числе нефтегазовые доходы — 6 534,0 млрд руб. (9,8 % | ВВП), нефтегазовые — 6 485,9 млрд руб. (9,7 % ВВП) [2]. к В феврале 2012 г. Министерство финансов РФ предложило ввести на-§ логовый маневр, т. е. перенастроить бюджетную систему за счет повышения ^ НДПИ и акцизов, отмены льгот по региональным налогам. Предлагалось с изменить действующую формулу расчета с «60-66» на «55-60». ^ Целью введения налогового маневра является снижение размера пошлин на экспорт нефти, с одновременным повышением ставки налога на добычу н полезных ископаемых. При этом снижающиеся доходы от экспортных по-с шлин предполагается перекрыть доходами от иных налогов. с Такая мера, по мнению Министерства финансов РФ, способствует ста-^ билизации добычи нефти с сохранением приемлемой нормы доходности. По о оценкам министра финансов А. Силуанова, дополнительные доходы бюджета <с от налогового маневра за три года составят 174 млрд руб., 35 млрд руб. — в с 2014 г., 67 млрд руб. — в 2015 г., 72 млрд руб. — в 2016 г.
Согласно Федеральному закону от 30 сентября 2013 г. № 263-ФЗ «О вне-72 сении изменений в главу 26 части второй Налогового кодекса РФ и статью 31 Закона РФ "О таможенном тарифе"», ставки НДПИ повышаются, а экс-ю портные пошлины на нефть понижаются в 2014—2016 гг., с 1 января 2014 г. ^ базовая ставка НДПИ на нефть составляет 493 руб. за тонну (470 руб. за тонну <М в 2013 г.), в 2015 г. она вырастет до 530 руб. за тонну, а в 2016 г. — до 559 руб. т" за тонну. Предельная ставка экспортной пошлины на нефть снижается с 60 % до 59 % от стоимости в 2014 г., до 57 % — в 2015 г., до 55 % — в 2016 г. [3].
Согласно последнему варианту, предложенному Министерством финансов РФ, маржа нефтепереработки в 2015—2017 гг. составит 30 долларов за тонну. Ставку НДПИ на нефть в 2015 г. предполагается установить на уровне не 530 руб., а 775 руб. за тонну. На 2016 г. предлагается ставка 873 руб., на
2017 г. — 950 руб., тогда как ранее на оба года предлагалось 559 руб. Вместе с тем ставка экспортной пошлины на нефть может составить 42 % вместо 57 % в 2015 г., 36 % в 2016 г. и 30% в 2017 г. (планировалось на оба года 55 %) [4].
Введение налогового маневра, по мнению автора, будет иметь негативные последствия для нефтяной отрасли в ближайшие годы, поскольку уровень роста НДПИ на нефть превышает темпы снижения экспортной пошлины. Кроме того, налоговый маневр вынуждает компании снизить уровень добычи нефти и пересмотреть программы переработки добытой нефти.
Прежде чем вводить налоговый маневр необходимо создать переходные условия для нефтяных компаний, которые включали бы в себя дополнительные долгосрочные стимулы для сохранения объемов добычи и увеличения объемов продукции повышенной добавочной стоимости, для реализации программ по нефтепереработке и рентабельности нефтеперерабатывающих заводов.
Так, в частности, Министерство финансов РФ предложило ускоренный вариант маневра, согласно которому в 2015 г. предельный коэффициент в формуле экспортной пошлины на нефть должен быть снижен с 59 до 42 %, а в 2016 г. — до 28 %. НДПИ при этом Министерство финансов РФ предлагало повысить в 2015 г. до 750-780 руб., в 2016 г. — до 1010 руб. [5].
Министерство энергетики РФ относительно введения налогового маневра заявило, что ускоренный маневр негативно отразится на рентабельности многих нефтеперерабатывающих компаний из-за роста внутренних цен на р сырую нефть. По мнению Министерства энергетики РФ, маневр необходимо Л проводить до 2018 г., когда компании успеют завершить модернизацию своих | нефтеперерабатывающих заводов. н Я
По оценкам Министерства энергетики РФ, приведенным на официальном Т сайте ведомства, потери отрасли могут составить около 75 млрд руб. в год. Ведение налогового маневра в параметрах, приведенных Министерством § в финансов РФ, негативно повлияет на нефтепереработку и рентабельность р § нефтеперерабатывающих заводов. Кроме того, снижение размера пошлин Л | вызовет рост внутренней цены нефти, т. к. при снижении пошлины начинает р Н расти внутренняя цена нефти — она считается как разница между экспортной 8 | ценой и расходами на пошлину и транспортировку. 1 °
На сегодняшний день Министерство энергетики РФ прорабатывает различные варианты наполнения бюджета, в том числе и за счет более плавного 73
изменения НДПИ при одновременном пересмотре с 2015 г. пошлин на экс- -
порт мазута и дизельного топлива.
С иным мнением относительно введения налогового маневра выступают д представители нефтяных компаний. Из-за действующего налогового маневра ряд проектов «Газпромнефти» стали нерентабельными, «Башнефть» ^ потеряла 1 млрд руб. Нефтяные компании считают, что НДПИ нужно со- ^ бирать не с добычи, а с финансового результата. Новый налоговый маневр § не стимулирует разработку новых крупных месторождений. Нефтяные компании предупреждают, что из-за снижения маржи переработки и сокращения инвестиций в модернизацию нефтеперерабатывающих заводов
Н о о °
-О
возможен дефицит нефтепродуктов в отдельных регионах. Председатель правления «Газпромнефти» А. Дюков заявил следующее: «В качестве компенсации за рост налоговой нагрузки в добыче предложено снижение экспортной пошлины на дизельное топливо. Очень странное решение, учитывая, что отечественная переработка производит дизельное топливо и мазут в объемах, превышающих внутренний спрос, т. к. общий объем переработки нефти связан в первую очередь с потребностями внутрирос-сийского рынка в бензине. В результате в проигрыше остаются именно те компании, которые делали все, чтобы обеспечить рынок действительно необходимым продуктом» [6, с. 12].
В марте 2014 г. в Правительстве РФ обсуждали дополнительные предложения Министерства финансов РФ по изменению параметров налогового маневра в нефтяной отрасли, а именно: более резкое снижение экспортной пошлины на сырую нефть при одновременном повышении НДПИ. По мнению Министерства финансов РФ, к этой мере следует прибегнуть, если не удастся договориться с партнерами по Таможенному союзу о продлении текущих тарифных и нетарифных ограничений. Министерство энергетики РФ выступает против резкого налогового маневра, считая, что выравнивать S пошлины следует медленно. Иначе может произойти подорожание бензина ^ на внутреннем рынке.
^ В 2014 г. были предприняты соответственно две инициативы: во-первых, ^ увеличение НДПИ на нефть, во-вторых, снижение экспортной пошлины. § Министерство финансов РФ предложило, начиная с 2014 г. в течение трех □l лет снижать пошлину на нефть на 2—3 процентных пункта в год. Экспортная пошлина на нефть в Российской Федерации, согласно данным Министерства экономического развития РФ, с 1 февраля 2014 г. снизилась на $ 14,7 — до $ 386,3 за тонну, НДПИ увеличился с 470 до 493 руб. за тонну [7]. Данный налоговый маневр по оценкам должен в итоге принести бюджету дополнительные средства.
к По мнению автора, введение налогового маневра в параметрах, предло-m женных Министерством финансов РФ, приведет к следующему: m — снижению рентабельности нефтеперерабатывающих заводов; [Зь — снижению уровня добычи нефти в стране и изменению программы
переработки нефтяных компаний. 74 Для получения эффективного результата от введения налогового маневра — в нефтяной отрасли Правительству РФ необходимо услышать мнение как государственных органов, с одной стороны, так и нефтяных компаний — с другой. Кроме того, для реализации цели пополнения бюджета за счет нефтяной отрасли требуется системная работа в отношении реформы налогообложения нефтяной отрасли, поэтапный переход от налогового маневра к налогообложению финансового результата нефтяных компаний.
Список литературы:
1. Комиссарова, Е.Н. Совершенствование системы налогообложения в нефтяной отрасли России // Финансовое право. — 2009. — № 3. — С. 22—24.
IZ
с О IZ
1Л
о
OJ
2. О проекте федерального закона «Об исполнении Федерального бюджета за 2013 год» : распоряжение Правительства РФ от 2 июля 2014 г. № 1190-р // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 2014. — № 28, ст. 4081.
3. О внесении изменений в главу 26 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статью Закона Российской Федерации «О таможенном тарифе» : федеральный закон РФ от 30 сентября 2013 г. № 263-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 2013. — № 40, ст. 5033.
4. Налоговый маневр в нефтянке не согласовала только «Роснефть». Министерство финансов РФ : официальный сайт. — URL: http://www.minfin.ru/ru/press/speech/ printable.php?id_4=22175 (дата обращения: 01.09.2014).
5. Власти отказались от проведения ускоренного налогового маневра в нефтяном секторе. — URL: http://www.klerk.ru/buh/news/383332/ (дата обращения: 01.09.2014).
6. Третьяков, E. Большие маневры ОАО «Газпромнефть» / E. Третьяков, Е. Епрынцева, А. Подвинцев // Сибирская нефть. — 2013. — № 105. — С. 12—20.
7. Кравченко, Л.И. Налоговый маневр в нефтяной отрасли. — URL: http://rusrand. ru/events/nalogovyj-manevr-v-neftjanoj-otrasli (дата обращения: 01.09.2014).
References:
1. Komissarova, E.N. Sovershenstvovanie sistemy nalogooblozhenija v neftjanoj otrasli Rossii // Finansovoe pravo. — 2009. — № 3. — S. 22—24.
2. O proekte federal'nogo zakona «Ob ispolnenii Federal'nogo bjudzheta za 2013 god» : rasporjazhenie Pravitel'stva RF ot 2 ijulja 2014 g. № 1190-r // Sobr. zakonodatel'stva Ros. Federacii. — 2014. — № 28, st. 4081.
3. O vnesenii izmenenij v glavu 26 chasti vtoroj Nalogovogo kodeksa Rossijskoj Federacii
i stat'ju Zakona Rossijskoj Federacii «O tamozhennom tarife» : federal'nyj zakon RF ot e 30 sentjabrja 2013 g. № 263-FZ // Sobr. zakonodatel'stva Ros. Federacii. — 2013. — № л 40, st. 5033. g
4. Nalogovyj manevr v neftjanke ne soglasovala tol'ko «Rosneft'». Ministerstvo fi- H и nansov RF : oficial'nyj sajt. — URL: http://www.minfin.ru/ru/press/speech/printable. ф H php?id_4=22175 (data obrashhenija: 01.09.2014). H 0
5. Vlasti otkazalis' ot provedenija uskorennogo nalogovogo manevra v neftjanom sektore. й ° URL: http://www.klerk.ru/buh/news/383332/ (data obrashhenija 01.09.2014). ° Х
6. Tret'jakov, E. Bol'shie manevry OAO «Gazpromneft'» / E. Tret'jakov, E. Eprynceva, g , A. Podvincev // Sibirskaja neft'. — 2013. — № 105. S. 12-20. S g
7. Kravchenko, L.I. Nalogovyj manevr v neftjanoj otrasli. — URL: http://rusrand.ru/ p S events/nalogovyj-manevr-v-neftjanoj-otrasli (data obrashhenija: 01.09.2014). о M
s о
m ï
I
f о и
S