Научная статья на тему 'Налоговая нагрузка хозяйствующих субъектов и условия её определяющие'

Налоговая нагрузка хозяйствующих субъектов и условия её определяющие Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2998
1317
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГОВАЯ НАГРУЗКА / НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА / ВОЗМОЖНОСТЬ СНИЖЕНИЯ НАЛОГОВОЙ НАГРУЗКИ / НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ / СПРАВЕДЛИВОСТЬ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ / НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ / TAX BURDEN / TAX POLICY / POSSIBILITY OF DECREASING TAX BURDEN / TAX ALLOWANCE / FAIRNESS OF TAX SYSTEM / TAX CONTROL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Измайлова Мария Александровна

Статья посвящена проводимой в настоящее время налоговой политике государства. Особое внимание уделено вопросам повышения справедливости налоговой системы, улучшению качества налогового администрирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to ongoing state tax policy. Particular attention is paid to issues of increasing fairness of tax system, improving quality of tax administration.

Текст научной работы на тему «Налоговая нагрузка хозяйствующих субъектов и условия её определяющие»

Am 7universum.com

UNIVERSUM:

ЭКОНОМИКА И ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

НАЛОГОВАЯ НАГРУЗКА ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ И УСЛОВИЯ ЕЁ ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ

Измайлова Мария Александровна

главный бухгалтер ООО Аудиторская компания «Ника», аспирант Тюменского государственного университета,

РФ, г. Тюмень E-mail: [email protected]

TAX BURDEN OF BUSINESS ENTITIES AND TERMS OF ITS DETERMINANTS

Mariya Izmaylova

Chief Accountant of OOO Auditorskaya kompaniya “Nika”, Post-graduate student of Tyumen State University,

Russia, Tyumen

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена проводимой в настоящее время налоговой политике государства. Особое внимание уделено вопросам повышения справедливости налоговой системы, улучшению качества налогового администрирования.

ABSTRACT

The article is devoted to ongoing state tax policy. Particular attention is paid to issues of increasing fairness of tax system, improving quality of tax administration.

Ключевые слова: налоговая нагрузка, налоговая политика, возможность снижения налоговой нагрузки, налоговые льготы, справедливость налоговой системы, налоговый контроль.

Измайлова М.А. Налоговая нагрузка хозяйствующих субъектов и условия её определяющие // Universum: Экономика и юриспруденция : электрон. научн. журн. 2015. № 8(19) .

URL: http://7universum.com/ru/economy/archive/item/2473

Keywords: tax burden, tax policy, possibility of decreasing tax burden, tax allowance, fairness of tax system, tax control.

В современной России важно учитывать, насколько величина налогового бремени оказывает влияние на принимаемые инвестиционные решения в экономике в целом, в регионе, в отдельной отрасли, в конкретной организации. Налоговая нагрузка выступает одним из главных критериев инвестиционной привлекательности страны. Вместе с тем установившаяся налоговая нагрузка на экономику, ее структура не позволяют выйти на траекторию стабильного экономического роста.

В современной российской экономической литературе отсутствует термин, характеризующий влияние налогообложения на организацию. Наряду с налоговой нагрузкой используется множество синонимов, таких как «налоговое бремя», «налоговый гнет», «налоговый пресс», «налоговое давление» и т. п. К наиболее часто используемым терминам можно отнести понятия «налоговая нагрузка» и «налоговое бремя». По нашему мнению, наиболее предпочтительным является использование термина «налоговая нагрузка», так как слово «бремя» ассоциируется с «непосильной тяжестью», тогда как налог — это не угнетающий развитие предприятия обременяющий фактор, а обязательная плата государству за понятную, эффективную экономическую систему, в которой организация ведет свою экономическую деятельность. Именно поэтому и следует отдавать предпочтение термину «налоговая нагрузка».

В нормативно-правовом аспекте налоговая нагрузка упоминается в Постановлении Правительства РФ от 23 июня 2006 г. «Об утверждении методики расчета величины совокупной налоговой нагрузки...». В этом документе используется понятие «совокупная налоговая нагрузка» [3, с. 1], однако разъяснения данного определения отсутствуют.

Работы многих современных российских экономистов посвящены исследованию уровня налоговой нагрузки предприятий. Условно их взгляды можно поделить на четыре группы.

К первой группе можно отнести ученых, рассматривающих налоговую нагрузку предприятия в виде доли доходов отдельного субъекта, взимаемую в бюджет через налоги и сборы или как общий объем налоговых платежей.

При этом количественная характеристика налоговой нагрузки сводится к одному универсальному показателю — усредненному и недостаточно информативному. К приверженцам этой точки зрения относятся И.И. Бабленкова, А.В. Брызгалин, И.В. Горский, М.Н. Крейнина, Ю.А. Лукаш, И.А. Майбуров, Н.В. Миляков, В.Г. Пансков, О.Ф. Пасько, Б.А. Теслюк, В.Р. Юрченко.

Эти авторы определяют налоговое бремя как «важнейший фискальный показатель налоговой системы страны, характеризующий совокупное воздействие налогов на ее экономику в целом, отдельный хозяйствующий субъект или иного плательщика, определяемый как доля их доходов, уплачиваемая государству в форме налогов и платежей налогового характера» [1, с. 157]. Современный экономический словарь трактует налоговое бремя — «...как меру, степень, уровень экономических ограничений, создаваемых отчислением средств на уплату налогов, отвлечением их от других возможных направлений использования. Количественно налоговую нагрузку можно измерить отношением общей суммы налоговых изъятий за определенный период к сумме доходов субъекта налогообложения за тот же период» [5, с. 30].

Авторы, относящиеся ко второй группе, определяет налоговую нагрузку как комплексную характеристику влияния налогообложения на хозяйствующий субъект. Количественно налоговую нагрузку они предлагают измерять не одним, а несколькими показателями. К этой группе экономистов относятся Е.В. Чипуренко, Б.М. Сабанти, О.Ю. Кудрина. Так, Е.В. Чипуренко считает, что «налоговая нагрузка — это обобщенная количественная и качественная

характеристика влияния обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации на финансовое положение предприятий-налогоплательщиков» [7, с. 6].

Представители третьей группы предлагают рассматривать налоговую нагрузку в составе общей, совокупной финансовой нагрузки предприятия. А.Н. Цыгичко, к примеру, утверждает, что налоговая нагрузка — это «часть общей финансовой нагрузки, которая сдерживает развитие и расширение предприятий». Автор полагает, что налоговая нагрузка должна рассматриваться в тесной взаимосвязи с другими составляющими финансового пресса: ставкой по кредитам, инфляцией, тарифами естественных монополий и т. п. [6, с. 3].

Четвертая группа авторов рассматривает налоговую нагрузку как инструмент налогового менеджмента, анализа или налогового планирования в организации. О.С. Салькова справедливо замечает, что «налоговая нагрузка является инструментом контроля и планирования многих параметров финансово-хозяйственной деятельности

предприятия» [4, с. 33].

Анализ существующих подходов к определению налоговой нагрузки на микроуровне показал, что налоговая нагрузка предприятия — это показатель, который характеризует влияние обязательных платежей налогового характера на финансовые результаты его деятельности.

Несмотря на то, что не существует идеального уровня налогообложения, на первый план выступает адекватность оценки налоговой нагрузки: чем справедливее оценен уровень налоговой нагрузки и ее распределение в территориальном и отраслевом разрезах, тем эффективнее будут меры воздействия со стороны государства, осуществляемые через механизмы налогового регулирования. Таким образом, налоговая нагрузка является одним из индикаторов развития налоговой системы и регулирования экономики. Причем низкий уровень налоговых доходов в ВВП может отражать слабость администрирования и крупные масштабы уклонения от уплаты налогов, т. е. параллельного развития теневой экономики.

Уровень налоговой нагрузки зависит от проводимой государством налоговой политики. В настоящее время выделяют несколько форм налоговой политики, а именно: политика разумных налогов, адаптивная политика и политика максимальных налогов.

Политика разумных налогов характерна для периода экономического роста, ее цели включают фискальные, экономические и социальные.

Адаптивная налоговая политика направлена на повышение экономической стабильности в период экономических спадов и кризисов. Изменение налоговой нагрузки в данном случае зависит от конкретных социальноэкономических условий. Однако в качестве одной из приоритетных задач такой политики выступает максимизация бюджетных доходов.

Для политики максимальных доходов характерно сокращение налоговых льгот, увеличение ставок и так далее. Это, несомненно, приводит к увеличению налоговой нагрузки на бизнес. Такая политика часто используется во время экономических кризисов. Она преследует главным образом фискальные цели и направлена на привлечение финансовых ресурсов в бюджет

для финансирования социальных гарантий государства на прежнем, достигнутом уровне.

Для России в настоящее время характерна политика максимальных доходов. Этот вывод позволяют сделать сформулированные Минфином России и представленные 02.06.2015 года на обсуждение Государственной Думы «Основные направления налоговой политики на 2016—2018 годы». Так, в ближайшие 3 года налоговые условия ведения бизнеса менять не предполагается, а значит, налоговая нагрузка на бизнес не должна существенно измениться.

Что же касается снижения налоговой нагрузки, то для ответа на этот вопрос обратимся к сравнительному анализу налоговой нагрузки по странам БРИКС и Евразийского союза (табл. 1) [2].

Из таблицы видно, что, действительно, налоговая нагрузки в России выше, чем странах БРИКС и некоторых странах Таможенного союза. Уровень

налоговой нагрузки в России по итогам 2014 года (по данным МВФ) превысил 36 % ВВП. Это выше, чем в странах БРИКС и странах Евразийского союза, но ниже, чем в ЕС.

Таблица 1.

Налоговая нагрузка на экономику в странах БРИКС и Евразийского экономического союза (% налоговых доходов к ВВП)

Страна 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014

Россия 39,17 35,04 34,62 37,26 37,67 36,62 36,64

Средняя по ЕАЭС (кроме России) 32,34 30,28 29,32 30,10 30,90 31,21 30,39

Армения (с 10.10.2014) 20,48 20,87 21,22 22,09 22,31 23,67 23,55

Беларусь 50,68 45,78 41,59 38,76 40,53 41,95 41,84

Казахстан 28,30 22,14 23,94 27,70 26,92 25,26 25,63

Киргизия (с 01.05.2015) 29,91 32,23 30,54 31,84 33,82 33,94 30,51

Средняя по БРИКС (кроме России) 27,18 26,32 27,12 27,80 28,56 28,65 28,45

Бразилия 36,73 34,82 37,10 36,95 38,12 37,87 38,19

Индия 19,71 18,52 18,82 18,71 19,48 19,76 19,47

Китай 22,65 23,83 25,08 27,68 38,36 28,18 27,36

Южная Африка 29,62 28,10 27,46 27,87 28,30 28,77 28,80

Свидетельствует ли это о меньшей конкурентоспособности российской налоговой системы по сравнению с этими странами? Возможно. Однако дальнейшее снижение налогового бремени неосуществимо без принятия решений по расходам.

Страны БРИКС, включая Китай, тратят на оборону около 2 % ВВП, Казахстан — 1 % ВВП, а РФ — более 4 % ВВП. Социальные расходы, включая здравоохранение, в России превышают 16 % ВВП, в Казахстане и странах БРИКС за исключением Бразилии — не более 10 % ВВП.

Еще один важный аспект — это переоценка эффективности существующих налоговых льгот. На сегодняшний день в российской налоговой системе функционирует около 200 различных льгот и преференций по налогу на прибыль, налогу на добавленную стоимость, налогу на добычу полезных ископаемых, налогу на имущество организаций, земельному и транспортному налогам. Несмотря на то, что предоставление льгот не предполагает прямого расходования бюджетных средств, по мнению Минфина, их следует относить к «налоговым расходам» бюджетной системы Российской Федерации [2].

Эти расходы предполагается распределять в соответствии с их назначением между государственными программами, а по особо крупным налоговым льготам ответственными исполнителями будет проводиться обоснование их эффективности.

Также в Основных направлениях отмечается, что любые новые льготы должны вводиться на определенный срок, по истечении которого необходим анализ их эффективности, на основе которого будет и приниматься решение об их пролонгации или отмене.

К основным стратегическим задачам налоговой политики РФ относят:

• создание налоговых стимулов для экономического роста и обеспечения структурных изменений в российской экономике;

• повышение справедливости российской налоговой системы, создание препятствий для ухода от уплаты налогов и обеспечение преимуществ для добросовестных налогоплательщиков, что приведет к повышению конкурентоспособности экономической среды в целом.

В числе стимулирующих мер налоговой политики выделяются меры антикризисного плана Правительства и предложения Государственной Думы, направленные на увеличение инвестиций. Предлагаемые меры — это не просто налоговые льготы, а именно стимулирующие решения, которые направлены на снижение налогового бремени для инвесторов на первоначальном этапе осуществления инвестиционных проектов до достижения их окупаемости.

В частности, для новых инвестиционных проектов предлагается дать возможность инвесторам уменьшить уплачиваемый налог на прибыль на сумму капитальных вложений. В область приоритетных направлений деятельности отнесена и экспортная торговля. В рамках мер по поддержке экспорта будет синхронизирован порядок применения нулевой ставки НДС и порядок освобождения от акцизов при экспорте.

Государственной Думой были приняты поправки, существенно увеличивающие минимальную стоимость амортизируемого имущества, а также размер выручки, позволяющий перейти с ежемесячной

на ежеквартальную уплату авансовых платежей по налогу на прибыль. Эти меры должны привести к весомой экономии средств налогоплательщиков.

Особое внимание в налоговых предложениях правительства традиционно уделяется поддержке малого бизнеса. Пакет налоговых инициатив Правительства в этой части предусматривает поддержку малого бизнеса через специальные налоговые режимы, включая:

1. расширение перечня видов деятельности для применения патентной системы налогообложения (за счет таких видов, как «услуги по разработке программного обеспечения», «выпечка хлеба и производство кондитерских изделий», «производство молочных продуктов» и т. д.);

2. распространение права на применение 2-летних «налоговых каникул» для индивидуальных предпринимателей в сфере бытовых услуг;

3. предоставление субъектам Российской Федерации права снижать налоговые ставки по упрощенной системе налогообложения с 6 до 1 % от доходов в зависимости от категорий налогоплательщиков и видов предпринимательской деятельности;

4. предоставление муниципалитетам права снижать ставки единого налога на вмененный доход с 15 до 7,5 % в зависимости от категорий налогоплательщиков и видов предпринимательской деятельности.

Подобные льготы не будут учитываться при распределении трансфертов в регионы, то есть не повлияют на величину получаемой финансовой помощи.

Что касается повышения справедливости системы налогообложения в РФ, то с учетом объема расходных обязательств, принятых государством сегодня, уровень налоговой нагрузки, как уже говорилось выше, является минимально допустимым (дефицит консолидированного бюджета составляет 3,5 % ВВП). В этих условиях совершенно несправедливо, когда за счет минимизации своих налоговых обязательств недобросовестные налогоплательщики платят меньше, чем добросовестные. Это наглядный пример недобросовестной конкуренции, и с этим необходимо бороться.

Именно для этого принят и совершенствуется закон о деофшоризации экономики, предполагающий проведение кампании по добровольному декларированию имущества и зарубежных счетов, начинают работать новые нормы контроля за трансфертным ценообразованием.

В настоящее время продолжается работа по совершенствованию системы и ликвидации возможностей для уклонения от налогообложения, что позволит снизить административную нагрузку на налогоплательщиков.

К основным направлениям работы можно отнести:

1. Продолжение внедрения системы электронного администрирования НДС (АСК НДС), решение вопросов контрольно-кассовой техники.

С внедрением новой системы администрирования НДС налоговые органы могут оперативно видеть и сопоставлять все налогооблагаемые операции по всей стране, выходить на проверки, отслеживать цепочки формирования добавленной стоимости, а главное — выявлять разрывы этих цепочек и назначать контрольные мероприятия. По мнению представителей контролирующих органов, уже сам факт осознания налогоплательщиками того, что система становится более прозрачной, оказал положительное воздействие на поведение налогоплательщиков — доходы бюджета от НДС за январь—май 2015 года по отношению к аналогичному периоду прошлого года выросли на 13 %.

2. Внедрение нового инструмента налогового контроля — горизонтального мониторинга.

В соответствии с изменениями действующего законодательства с 1 июля 2015 года начинает работать горизонтальный мониторинг — система расширенного информационного взаимодействия с налогоплательщиком. По сути, это добровольное согласие налогоплательщиков (отнесенных к крупнейшим) на онлайн-доступ налогового инспектора в любой момент в их регистры налогового учета в обмен на отказ от традиционных налоговых проверок.

3. Законодательное закрепление недопустимости злоупотребления правом для уклонения от налогов.

Предлагается ввести в законодательство правовой механизм

противодействия налоговым злоупотреблениям. Для этого следует предоставить фискальным органам инструменты борьбы с налогоплательщиками, которые, используя формально правомерные действия, преследуют основную цель в виде неуплаты или неполной уплаты налогов. Соответствующий законопроект был поддержан Правительством и уже внесен в Г осударственную Думу на рассмотрение.

4. Введение института предварительного налогового контроля (налоговые рулинги):

Во многих ситуациях налогоплательщику важно получить

квалифицированную информацию о налоговых последствиях сделки, которую он только планирует совершить. При этом такая информация (разъяснения) должна иметь правовые последствия, то есть если налогоплательщик воспользовался этим разъяснением, не скрыв ничего от налоговых органов при его получении, то правильность уплаты налога по такой сделке уже нельзя оспорить. С этой целью предполагается ввести институт предварительного налогового разъяснения (контроля), который уже успешно функционирует в зарубежных правовых системах.

5. Борьба с размыванием налоговой базы и выводом прибыли из-под налогообложения международными компаниями

План по борьбе с международным размыванием налоговой базы предполагает решение ряда накопившихся проблем: устранение двойного «неналогообложения» доходов транснациональных компаний, ужесточение правил налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний, раскрытие информации о налоговых платежах международных холдингов, а также пересмотр требований к налогообложению при трансфертном ценообразовании финансовых операций и к документации компаний в рамках контроля за трансфертным ценообразованием.

Качественная налоговая система должна обеспечивать постоянное пополнение бюджета без разработки дополнительных нормативных актов. При этом возможно совершение каких-либо действий, направленных на совершенствование налоговых доходов.

Выбранный Россией путь налогового регулирования, основанный на сокращении «ненужных» льгот, совершенствовании налогового администрирования при соблюдении балансов интересов государства и налогоплательщиков, несомненно, приведет к экономическому подъему страны в будущем и оптимизации налоговой нагрузки субъектов экономики.

Список литературы:

1. Майбуров И.А. Налоги и налогообложение. — М.: Юнити-Дана, 2007.

2. Министерство Финансов РФ / [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: http://www.minfin.ru/ru/ (дата обращения: 03.06.2015).

3. Постановление Правительства РФ от 23 июня 2006 г. N 391 // Российская газета. — № 138. — 29 июня 2006.

4. Салькова О.С. Налоговая нагрузка в системе управления финансами предприятия // Финансы. — 2010. — № 1. — С. 33—38.

5. Современный экономический словарь. — М.: Инфра-М., 1997.

6. Цыгичко А.Н. Нормализация налоговой нагрузки. — М.: ИТРК, 2002.

7. Чипуренко Е.В. Налоговая нагрузка предприятия: анализ, расчет,

управление. — М.: Налоговый вестник, 2008.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.