УДК 338.22
НАЛОГОВАЯ КУЛЬТУРА В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНЫХ ТРАНСФОРМАЦИЙ TAX CULTURE AND SOCIAL CHANGES
Т.Н. Богославец T.N. Bogoslavets
Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского
Налоговая культура общества как проекция общей культуры на сферу социально-экономических отношений. Налоговая система как социальный институт и факторы, влияющие на нее.
The article considers the tax culture of society as general culture projection on social-economic sphere. It presents the social institution of tax system and its development levers.
Ключевые слова: налоговая культура, социальные трансформации, справедливость налогообложения, налоговая система, социально-экономические отношения.
Key words: tax culture, social changes, justice of taxation, tax system, social-economic links.
Социальные трансформации характерны для современной России. Меняются все типы культуры: интеллектуальная, политическая, экономическая, бытовая. Эти изменения объясняются динамикой таких групп факторов, как объективные перемены, происходящие внутри России; тенденции и инерция сложившейся национальной и цивилизационной культуры. Все факторы в той или иной степени определяют социально-экономические отношения и, следовательно, уровень налоговой культуры граждан России.
Эволюция налоговой культуры происходит в рамках социальной эволюции. Рассматривая социальную эволюцию как процесс взаимного приспособления преображающего человека и изменяющейся социальной среды, целесообразно определить границы взаимного влияния и методологические рамки, в которых этот процесс следует изучать. Для этого необходимо определить, в чем заключается социокультурный механизм трансформации налогового сознания и поведения и какие методы для его изучения следует использовать. Кроме того, следует определить характер социальной эволюции, в рамках которой происходит эволюция налоговой культуры.
Исследование налоговой культуры наиболее органично осуществлять с позиций экономической социологии. Налоговая культура -это не особая часть культуры, а как бы «проекция» общей культуры на сферу социально-экономических отношений. По отношению к об-
© Т.Н. Богославец, 2011
щей культуре налоговая культура выступает как часть по отношению к целому, имея в то же время свои отличительные особенности, которые определяются функциями налоговой культуры. Выполняя свои функции, налоговая культура влияет на социальную жизнь разными путями: через социализацию, через создание и введение ценностей, через образцы поведения, через создание моделей институтов и социальных систем.
Рассматривая процесс формирования налоговой культуры, следует обратиться к такой категории, как справедливость налогообложения. Оспаривать права государства взимать налоги и обязанности граждан уплачивать их в современном мире никто не пытается. Однако формы изъятия, применяемые государством, требуют серьезного изучения.
Формы осуществления права взимать налоги государством не одинаковые. Они зависят от уровня культуры, условий места и времени взимания. Само существование налогов не нарушает требований справедливости, но возникают вопросы, кто и сколько должен платить государству за выполнение им функций.
Требования справедливости в налогообложении были сформулированы А. Смитом в виде четырех правил:
1) «Поданные каждого государства обязаны доставлять государственной власти средства соответственно со своим имуществом, т. е. соответственно с доходом, которым каждый пользуется под покровительством государства;
2) Налог, который обязан уплачивать каждый гражданин, должен быть точно опреде-
лен, а не произволен. Время, вид, способ платежа, сумма, которая должна быть уплачена, все это должно быть ясно, как налогоплательщику, так и каждому другому лицу;
3) Каждый налог должен быть взимаем в то время и таким способом, когда и плательщику всего легче внести его;
4) Каждый налог должен быть упорядочен, чтобы разница между общей его суммой и долей, поступающей в государственную казну, была наименьшая» [1, с. 43].
Невозможно установить в абсолютном виде понятие справедливость, оно имеет относительный характер. Изменяется уровень культуры, меняются требования к справедливости в налогообложении.
Учение о справедливости в политике налогов содержит в себе ответы на два вопроса:
1) Кто должен платить налоги?
2) Как достигнуть уравнительности при распределении налогов между налогоплательщиками?
Ответ на первый вопрос заключен в Налоговом кодексе Российской Федерации, где «под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований» (ст. 8 НК РФ) [2]. В этом определении в качестве налогоплательщиков указаны организации и физические лица.
Таким образом, с точки зрения справедливости, платить налоги должны все физические лица, пользующиеся достаточными выгодами от участия в государственной жизни, и юридические лица, которые содействуют обогащению своих членов или удовлетворению каких-либо других их интересов, не имеющих важного культурного значения. Здесь содержится общее указание на лиц, которые не должны подлежать налогам.
Объемы налоговых изъятий определяются целями государства. Высшая задача государства - это создание такого порядка, при котором наиболее полно осуществляется идея общего блага. При этом, чем более государство содействует росту благосостояния всех граждан, всеобщему интеллектуальному и нравственному развитию, тем скорее будет решена его высшая задача. Поэтому необходимо освобождать от налогообложения, когда привлечение к нему противоречит идее государства.
Все противоречия можно представить двумя группами:
1) Следует освобождать от налогообложения юридических лиц, которые содействуют интеллектуальному, нравственному развитию граждан или росту благосостояния малоимущих слоев населения, поскольку цели этих налогоплательщиков тождественны с целями государства.
2) Следует освобождать от налогообложения физических лиц, доходы которых едва достаточны для покрытия крайне необходимых расходов. Так, например, Милль предлагал освобождать от налога доход, на который «можно содержаться с соблюдением условий, нужных для здоровой жизни, но без всякого превышающего это комфорта» [1, с. 51].
Поскольку налоги должны платить только те, кто пользуется достаточными выгодами жизни в государстве. О достаточности выгод может идти речь только тогда, когда удовлетворены крайние потребности, когда обеспечено поддержание жизни. Доходы граждан зависят от многих условий общественной жизни, и большинство людей поставлено в очень тесные рамки при увеличении своего дохода. Так, с развитием культуры меняется общественное производство, а государство должно обеспечить каждому гражданину условия для поддержания жизни. Основным условием будет являться освобождение от налогообложения тех доходов, уменьшение которых ставит налогоплательщика в необходимость крайне скудно удовлетворять даже первоначальные потребности и делает самое существование его затруднительным.
Однако нельзя точно определить доходы, которые должны быть освобождены от налога. Необходимо устанавливать низший размер удовлетворения потребностей. Для того чтобы установленный размер необходимых потребностей имел практическое значение, следует исходить не из предположений, а из данных действительной жизни.
Граждане могут иметь источником своих доходов или свой труд, или землю и капитал. В первом случае весь доход, не превышающий известного уровня, должен быть свободен от налога. Во втором случае, если доход от земли и капитала незначителен, то и здесь в определенном уровне доходы следует освободить от налогообложения. Однако, если имущество может быть источником рентных платежей или прибыли посредством сдачи в наем, то доход от таких имуществ справедливо освобождать от налога, когда налогоплательщик является
инвалидом и не способен работать. При освобождении от налогообложения необходимо принимать в расчет и число членов семьи, находящихся на иждивении налогоплательщика.
Что касается второго вопроса, то здесь речь идет о проблеме достижения равенства при распределении налогов между налогоплательщиками. Решается эта проблема выбором между пропорциональным и прогрессивным налогообложением.
Налоги не могут быть построены на принципе обмена услуг, в их основе лежит обязанность. Устанавливая систему налогообложения государство должно стремиться только к тому, чтобы не ухудшить плательщику условия жизни, которые для него привычны. Пропорциональные налоги не удовлетворяют этого требования, так как одна и та же сумма налога возлагает на разных плательщиков неодинаковой тяжести, из-за различий между гражданами по семейному состоянию, здоровью и т. п. Поэтому справедливо только прогрессивное налогообложение. В свое время А. Вагнер писал: как бы ни был велик произвол в числовых определениях прогрессивных налогов, он «все-таки меньше, нежели тот произвол, который влечет за собой пропорциональное обложение, совершенно забывающее о различных степенях давления налогов на плательщиков и о различии в их хозяйственных силах» [1, с. 67].
В России много раз нарушался основной принцип налогообложения: как бы велики небыли потребности в финансовых средствах на покрытие текущих государственных расходов, налоги не должны подрывать заинтересованность налогоплательщиков в осуществлении хозяйственной деятельности. На сегодняшний день в России следует отметить высокую степень терпимости к неуплате налогов и достаточно низкий уровень знаний о сфере налогообложения. Поэтому вопросы просвещения населения - проблема чрезвычайно актуальная. Однако при этом важно не только повышать уровень информированности общества по вопросам налогообложения, но и прививать гражданам ответственность за своё финансовое поведение.
Поскольку культура представляет собой диалектическое единство составляющих ее процессов и результатов, под эволюцией налоговой культуры следует понимать изменение специфики и логики взаимодействия ценностей, норм, стереотипов в налоговой сфере, а также стратегий налогового поведения, социально-трудовых коммуникаций, институтов и индивидов в историческом процессе функционирования налоговой системы.
Согласно положениям современного институционализма, деятельность всех социальных субъектов происходит на различных полях общественных действий, каждое из которых порождает свои собственные институты -правила игры, выраженные прежде всего в определенных регламентациях. К числу таких полей относят экономическое поле (в котором находится налоговое поле), поле социальных действий, правовое, политическое и социокультурное поле.
Механизм системной трансформации основан на сложных прямых и обратных связях между его основными составляющими, под которыми можно понимать взаимодействия как между различными социетальными полями, так и на самих полях между факторами различной природы. На изучении одной из центральных проблем сказывается влияние внешних факторов для каждого поля.
Для признания возможности как прогресса, так и регресса необходимо изучение механизма эволюции в целом и роли в ней налогообложения в частности. А это, в свою очередь, определяет неизбежность рассмотрения эволюции самой налоговой системы как социального института и факторов, влияющих на нее, включая социокультурные. Налогообложение как система хозяйствования и налоговая культура включены в социальное поле, влияют на решение дилемм и одновременно представляют собой результат их воздействия, имеющий собственные, внутренние проблемы и дилеммы.
Взаимодействие институтов и субъектов, составляющее содержание процесса социальной трансформации, зависит от следующих факторов:
а) структуры и разнообразия институтов;
б) структуры социальных субъектов;
в) качественной специфики институтов;
г) качества социальных субъектов, определяющего направления, интенсивность и средства преобразовательных процессов.
Однозначно определить в какой степени трансформационные процессы зависят от социальных субъектов и который из них «главный» невозможно, однако в переходные периоды роль субъектов повышается.
В современных условиях необходима комплексная государственная политика формирования налоговой культуры. Требуется формирование таких условий социально-экономической среды, которые способствовали бы воспитанию личности с высокой налоговой культурой. К сожалению, комплексных социологических исследований особенностей налогово-
го поведения и налоговой культуры населения как социокультурного фактора в российской социологии практически не ведется. Проводятся отдельные социологические опросы, которые выявляют множество проблем в сфере социально-экономических отношений.
Отсутствует научный подход к формированию целостного представления о сущности, структуре и функциях налоговой культуры, динамике ее формирования в единстве всех ее компонентов. Не обозначена система средств, методов и форм, обеспечивающих эффективное формирование налоговой культуры. Более того, высказывается мнение о нецелесообразности введения термина налоговая культура в экономическую литературу, поскольку есть понятие «экономическая культура». На это следует заметить, что налоговая культура - это относительно целостная подсистема экономической и общей культуры человека, связанная с ней едиными категориями: культурой мышления, поведения, общения и деятельности и раскрывающая частный аспект бытия человека в налоговой сфере. Поэтому научные исследования налоговой культуры не только целесообразны, но и необходимы для формирования цивилизованного общества.
Существуют практические проблемы реализации целей налогового воспитания россий-
ских граждан. Огромная роль в деле воспитания налогоплательщиков и повышения уровня их налоговой культуры отводится средствам массовой информации. Практика показывает, что наиболее эффективными по своему воздействию являются телепередачи, подготовленные с непосредственным участием специалистов по борьбе с налоговыми преступлениями. Для формирования налоговой культуры и правосознания достаточно эффективна социальная реклама.
Таким образом, для формирования налоговой культуры в условиях социальных трансформаций России необходимо создание целостного представления о сущности, структуре и функциях налоговой культуры, динамике ее формирования в единстве всех ее компонентов; изменение отношения между гражданами и властью; воспитание граждан с высокой налоговой культурой.
1. Исаев А.А. Очерк теории и политики налогов. - М.: ООО «ЮрИнфоР-Пресс», 2004. - 270 с.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации. Ч. 1 // Правовая информационно-справочная система «КонсультантПлюс».