Научная статья на тему 'НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ В ПОСТКОНФЛИКТНЫХ РЕГИОНАХ: ПРАКТИКА ОБЕСПЕЧЕНИЯ СТАБИЛЬНОСТИ'

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ В ПОСТКОНФЛИКТНЫХ РЕГИОНАХ: ПРАКТИКА ОБЕСПЕЧЕНИЯ СТАБИЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Налогообложение / постконфликтные регионы / налоговое администрирование / налоговые льготы / налоговая политика / обеспечение стабильности / Taxation / post-conflict regions / tax administration / tax incentives / tax policy / ensuring stability / peacebuilding

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Киреева Елена Федоровна, Поздняев Андрей Сергеевич

Нестабильность геополитической обстановки, гражданские и военные конфликты приводят к разрушению национальных и глобальной экономик. Восстановление постконфликтной территории обеспечивается экономической политикой, направленной на стабилизацию экономических и социальных процессов в регионе. В современных экономических исследованиях роль стабилизатора и развития экономического потенциала отводится налогообложению. Целью данной работы является изучение применения налоговой политики в постконфликтных регионах и странах для использования их положительного опыта. В научной статье обобщаются налоговые тренды в постконфликтных регионах, определяются наиболее эффективные фискальные инструменты и механизмы в практике стабилизации пострадавших территорий. На основе статистических данных и действующего налогового законодательства проанализированы особенности адаптационного налогового механизма в новых российских регионах. В статье сделан вывод о необходимости укрепления экономического потенциала постконфликтного региона за счет формирования собственной доходной базы путем применения стимулирующих налоговых инструментов и современных технологий налогового администрирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TAXATION IN POST-CONFLICT REGIONS: PRACTICE OF ENSURING STABILITY

Geopolitical instability, civil and military conflicts lead to the destruc tion of national and global economies. The restoration of a post-conflict territory is ensured by economic policy aimed at stabilizing economic and social processes in the region. In modern economic studies, the role of a stabilizer and development of economic potential is assigned to taxation. The purpose of this work is to study the application of tax policy in post-conflict regions and countries in order to use their positive experience. The scientific article summarizes tax trends in post-conflict regions, determines the most effective fiscal instruments and mechanisms in the practice of stabilizing the affected territories. Based on statistical data and current tax legislation, the features of the adaptation tax mechanism in new Russian regions are analyzed. The article concludes that it is necessary to strengthen the economic potential of a post-conflict region by forming its own revenue base through the use of stimulating tax instruments and modern tax admin istration technologies.

Текст научной работы на тему «НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ В ПОСТКОНФЛИКТНЫХ РЕГИОНАХ: ПРАКТИКА ОБЕСПЕЧЕНИЯ СТАБИЛЬНОСТИ»

ФИНАНСОВАЯ, НАЛОГОВАЯ И ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА FINANCIAL, TAXATION AND MONETARY POLICY

Научная статья УДК 336.02 EDN UCSYAL

DOI 10.17150/2500-2759.2024.34(3).418-425

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ В ПОСТКОНФЛИКТНЫХ РЕГИОНАХ: ПРАКТИКА ОБЕСПЕЧЕНИЯ СТАБИЛЬНОСТИ

Е.Ф. Киреева, А.С. Поздняев

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва, Российская Федерация

Информация о статье

Дата поступления 26 августа 2024 г.

Дата принятия к печати 21 ноября 2024 г.

Дата онлайн-размещения 6 декабря 2024 г.

Ключевые слова

Налогообложение; постконфликтные регионы; налоговое администрирование; налоговые льготы; налоговая политика; обеспечение стабильности

Финансирование

Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет бюджетных средств по государственному заданию Финансового университета при Правительстве Российской Федерации

Аннотация

Нестабильность геополитической обстановки, гражданские и военные конфликты приводят к разрушению национальных и глобальной экономик. Восстановление постконфликтной территории обеспечивается экономической политикой, направленной на стабилизацию экономических и социальных процессов в регионе. В современных экономических исследованиях роль стабилизатора и развития экономического потенциала отводится налогообложению. Целью данной работы является изучение применения налоговой политики в постконфликтных регионах и странах для использования их положительного опыта. В научной статье обобщаются налоговые тренды в постконфликтных регионах, определяются наиболее эффективные фискальные инструменты и механизмы в практике стабилизации пострадавших территорий. На основе статистических данных и действующего налогового законодательства проанализированы особенности адаптационного налогового механизма в новых российских регионах. В статье сделан вывод о необходимости укрепления экономического потенциала постконфликтного региона за счет формирования собственной доходной базы путем применения стимулирующих налоговых инструментов и современных технологий налогового администрирования.

Original article

TAXATION IN POST-CONFLICT REGIONS: PRACTICE OF ENSURING STABILITY

Elena F. Kireeva, Andrey S. Pozdnyaev

Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, the Russian Federation

Abstract

Geopolitical instability, civil and military conflicts lead to the destruction of national and global economies. The restoration of a post-conflict territory is ensured by economic policy aimed at stabilizing economic and social processes in the region. In modern economic studies, the role of a stabilizer and development of economic potential is assigned to taxation. The purpose of this work is to study the application of tax policy in post-conflict regions and countries in order to use their positive experience. The scientific article summarizes tax trends in

© KupeeBa E.0., no3flHneB A.C., 2024

Article info

Received August 26, 2024

Accepted November 21, 2024

Available online December 6, 2024

Keywords

Taxation; post-conflict regions; tax administration; tax incentives; tax policy; ensuring stability; peacebuilding

Acknowledgements

The article was prepared as the result of the research financed by budget resources upon the state request from Financial University

Введение

Геополитическая ситуация в мире характеризуется повышенной волатильностью. Возникающие конфликты приводят к разрушению национальных экономик и международных связей, существенно ухудшают уровень жизни населения. Глобализация экономических процессов негативно реагирует на возникающие очаги напряженности нарушением торговых и финансовых связей, бегством капитала, оттоком инвестиций. В связи с их актуальностью и необходимостью нейтрализации процессы постконфликтного восстановления становятся вопросами изучения многими исследователями в сфере экономики, права, социологии и других гуманитарных наук. Значительная роль отводится фискальным механизмам обеспечения успешного государственного строительства и стабилизации в постконфликтных регионах. Это способно помочь предотвращению глобальных финансовых и экономических потрясений, обеспечить укрепление функционирования мировой экономики.

Налогообложение, поддерживающее основные функции эффективного государства, считается основополагающим для его устойчивого развития. Идея значимости налоговой политики для укрепления макроэкономического состояния и мобилизации внутренних государственных ресурсов еще раз была подтверждена Дохинской декларацией о финансировании развития1 и последующими программами действий, принимаемыми Организацией объединенных наций (ООН)2 в

post-conflict regions, determines the most effective fiscal instruments and mechanisms in the practice of stabilizing the affected territories. Based on statistical data and current tax legislation, the features of the adaptation tax mechanism in new Russian regions are analyzed. The article concludes that it is necessary to strengthen the economic potential of a post-conflict region by forming its own revenue base through the use of stimulating tax instruments and modern tax administration technologies.

1 Дохинская декларация о финансировании развития: итоговый документ Международной конференции по последующей деятельности в области финансирования развития для обзора хода осуществления Мон-террейского консенсуса : принята резолюцией 63/239 Генер. Ассамблеи от 24 дек. 2008 г. URL: https:// www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/ doha_findev.shtml.

2 Аддис-Абебская программа действий третьей Международной конференции по финансированию развития (Аддис-Абебская программа действий) : резолюция, принятая Генер. Ассамблеей 27 июля 2015 г. URL: https://nashvek.kg/wp-content/uploads/2020/02/ addis-abebskaya-programma-dejstvij.pdf.

целях согласования экономической политики с экономическими, социальными и экологическими приоритетами.

За счет налоговых поступлений правительства обеспечиваются средствами, необходимыми для восстановления экономик, формируются государственные инвестиции на развитие социальной инфраструктуры. Можно отметить, что применяемая налоговая политика влияет на государственное строительство по различным каналам. Более широкая мобилизация налогов может увеличить предоставление общественных благ, стимулировать политическое участие граждан за счет создания дивидендов за участие, повысить подотчетность правительства и помочь восстановить общественный договор [1].

Фундаментальное значение налогообложения для разнообразных целей развития указывает на то, что укрепление налоговых систем должно занимать центральное место в стратегиях постконфликтного государственного строительства. Хотя это и отражает острую потребность в доходах в ходе процессов послевоенного восстановления, не менее важно учитывать более широкие последствия налогообложения в целом для восстанавливаемой территории. Центральное значение имеет роль, которую налогообложение может сыграть во влиянии населения на ответственность властей и принимаемых ими решений. Налоговая реформа обычно проводится для повышения эффективности налогового администрирования и максимизации экономических и социальных выгод, которые могут быть достигнуты с помощью налоговой системы.

Учитывая сложность повышения налогового потенциала в нестабильных условиях, предполагается, что налоговая политика в постконфликтном регионе должна формироваться не только на классических принципах налогообложения — прозрачности, справедливости и фискальной эффективности, но и учитывать более широкие проблемы, влияющие на бюджетный потенциал, вклю-

ф

п ч

01 И 5<

а

л т

п *

о

о

о

а

и ^

о

H

H ф

X X

о

п

о у

X

ф ^

п s

H

ф

H

w

M

о

M 4

ы z

ie

w p

4 ^

09

M Ul

чая доверие к государству, сплоченность, гражданскую культуру, легитимность и формирование общественного договора между гражданами и государством [2].

Налоговые тенденции в постконфликтных регионах

Несмотря на определенные улучшения в мобилизации налоговых доходов за последние годы, постконфликтные государства постоянно отстают от других развивающихся стран по формированию государственных бюджетов в части налоговых поступлений в среднем на 4-6 процентных пунктов. Исследования в области налоговой нагрузки и развития современного государства определяют нижний уровень налогового изъятия в 13 % для обеспечения устойчивого роста ВВП на душу населения [3]. Лишь треть из 43 нестабильных государств ОЭСР (большая часть из которых находится в стадии конфликта или недавно из него вышла) достигла соотношения налогов к ВВП 15 %3.

Безусловно, недостаточность налоговых поступлений как основного источника собственной доходной базы не дает реальной возможности для восстановления национальной экономики и зачастую заново провоцирует военный конфликт, подстегивая социальную напряженность. Международные финансовые организации активно участвуют в оказании постконфликтной помощи. И если в послевоенный период Второй мировой войны такая финансовая поддержка в основном реализо-вывалась в виде донорских вливаний и грантов, хотя, безусловно, существовал план экономического восстановления, предусматривавший, наряду с финансированием неотложных расходов, поэтапное проведение экономических реформ (например, план Маршалла), то в конце XX и в XXI в. страны-доноры стали больше уделять внимание институциональной реформе и созданию эффективных фискальных институтов, как основы легитимной власти и источника управления. Глобальный финансовый кризис и пандемия также привели к тому, что вопрос об эффективности и результативности донорской поддержки вышел на первый план в миростроительстве, как и финансирование фискальных реформ, обеспечивающих восстановление экономического потенциала и рост собственных доходов.

Донорскую поддержку непосредственно реформ налогообложения можно классифицировать по следующим направлениям:

3 States of Fragility 2020 : Financing in Fragile Contexts // OECD. 2020. URL: https://doi.org/10.1787/ ba7c22e7-en.

- совершенствование налоговой политики и ее структуры;

- создание органов эффективных налоговых администраций;

- поощрение конструктивного взаимодействия государства и общества по вопросам налогообложения.

Постконфликтные страны остро нуждаются в восстановлении экономического потенциала. Донорская помощь зачастую кратковременна и обеспечивает в основном необходимые текущие социальные потребности. В связи с этим поиск источников финансирования становится основополагающим в стратегии восстановления и строительства национальной экономики.

Грамотная фискальная политика и эффективное налоговое администрирование являются базовой платформой экономической политики для развития устойчивой доходной базы за счет наращивания собственных налоговых источников и привлечения внешних инвестиций. Немаловажным является организация полноценного бюджетного процесса, обеспечивающего планирование, исполнение государственного бюджета, создание фискальных органов, обеспечивающих поступление и использование финансовых ресурсов. На «благотворное влияние» фискальных институтов указывают и зарубежные исследователи фискальных институтов в постконфликтных странах: «...улучшение в управлении государственными расходами и налогообложении помогает администрации установить финансовую дисциплину, это, в свою очередь, способствует успеху в достижении макроэкономической стабилизации и роста, тем самым обеспечивая более стабильную и плодотворную среду для дальнейшего институционального строительства» [4].

Существуют значительные различия между странами и по времени восстановления. Налоговая эффективность снижается в странах, переживающих конфликт или недавно вышедших из него, при этом соотношение налогов к ВВП в странах может составлять всего 1-3 %.

Есть многочисленные подтверждения, когда окончание военного периода привело к прогрессивным налоговым реформам, способствующим административной и экономической модернизации и значительному росту налоговых поступлений. В качестве характерного примера можно привести налоговые преобразования в Перу, направленные на реформирование налогового кодекса, создание профессиональной налоговой администрации и политики преобразования ин-

вестиций в налоговый потенциал, что отразилось на существенном росте налоговых поступлений на фоне снижения интенсивности конфликта. Налоговые реформы в Анголе, Конго и Непале также привели к быстрому росту доходов после перемирия, на 8-12 % по отдельным странам [1]. Либерия, Малави и Мозамбик, оставаясь относительно нестабильными, сумели удвоить свои налоговые поступления с начала 2000-х гг., достигнув на сегодняшний день уровня налоговой нагрузки более 20 % к ВВП. Соломоновы острова увеличили уровень налоговых изъятий с 10 до 30 % к ВВП в период с 2001 по 2013 г. за счет эффективного налогообложения высокодоходной лесозаготовительной отрасли, избирательных налоговых льгот и реформы налогового администрирования [2]. Эти примеры подтверждают потенциальные возможности, которые в исследовательской литературе получили название «золотого часа» постконфликтной трансформации [5].

Важно отметить, что увеличение налоговых возможностей, в свою очередь, не является гарантией большей стабильности и общего процветания. Скорее, вид взимаемых налогов и как тратятся доходы также имеют ключевые последствия для хрупкости государства [6].

Теория и практика миростроительства убедительно доказали, что готового рецепта фискального оздоровления для государств и регионов в постконфликтном интервале нет: военные и гражданские конфликты охватывают и достаточно развитые страны (Балканский полуостров), и бывшие колонии, и государства, и регионы, претендующие на самоопределение. Многое зависит от стартового периода: глубины и длительности конфликта, признания государства на международной арене, уровня его экономического развития, сформированной фискальной системы, оказываемой донорской помощи и многих других факторов, влияющих на процессы восстановления и стабилизации. Но все исследователи, эксперты и практики единодушны в одном: без создания стабильной фискальной системы на основе устойчивого налогообложения и жесткого налогового администрирования обеспечить независимость и стабильность развития государства невозможно [7; 8].

Особенности организации налогообложения в новых регионах

Различия восстановления на постконфликтных территориях существенно зависят от условий приобретения государственности. Включение в состав России четырех новых

регионов — Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской и Херсонской областей, оказавшихся в зоне военной операции, потребовало применения гибкой фискальной политики, учитывающей как необходимый период адаптации и интеграции этих территорий в российское экономическое пространство, так и потребность восстановления и стабилизации экономического потенциала.

Вхождение на правах субъектов Российской Федерации позволило обеспечить эти регионы финансовыми ресурсами с учетом принципов фискального федерализма, действующего бюджетного законодательства и, как следствие, возможности предоставления финансовой поддержки за счет выделяемых дотаций на условиях, принятых для прочих дотационных регионов. В 2023 г. присоединившиеся территории получили более 500 млрд р. безвозмездных поступлений из федерального бюджета (более 80 % всех доходных источников), что позволило обеспечить текущие потребности и создать задел для дальнейшего восстановления социальных и производственных объектов.

Новые регионы получили право на формирование налоговой политики, и с 1 января 2023 г. российское налоговое законодательство введено на территориях ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей на основании федеральных конституционных законов в общем порядке с учетом особенностей применения налогового законодательства на период адаптации4. По федеральным налогам и субъектам, использующим общую систему налогообложения, действуют общие правила.

В то же время применяются временные переходные положения и активно задействованы различные налоговые льготы и преференции. Например, в течение 2023 г. к налогоплательщикам как вновь образованным, так и ранее существовавшим на территории этих регионов, не применялись основные виды ответственности, предусмотренные НК РФ за налоговые правонарушения: нарушение установленного способа представления налоговой декларации (расчета); нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения (базы для исчисления страховых взносов); неуплата сумм налога (сбора, страховых взносов). Также бизнесу

4 Об утверждении особенностей применения за-

конодательства о налогах и сборах на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области в 2023 году : Постановление Правительства РФ от 30 дек. 2022 г. № 2529 // СПС «КонсультантПлюс».

Ф П ч

01 И 5<

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

а

л т

п *

о

о

о

а ^

о ч

я ф

X X

о

п

о у

X

ф ^

п S

ч

ф

ч

2 О м 4

ы „4

Z

ю

О 4

09

2

N (Л

дали отсрочку на применение онлайн-касс до 1 февраля 2025 г.

Созданная свободная экономическая зона (СЭЗ) предоставляет широкие возможности для бизнеса на территории новых регионов с учетом достаточно привлекательных налоговых условий: применение нулевых ставок по налогу на прибыль, ставок акцизов на жидкую сталь, НДПИ на уголь и (или) железную руду. Льгота в части федерального налога на прибыль действует в течение десяти лет с момента получения дохода. Преференции по акцизам и НДПИ — в течение пяти лет с учетом определенных требований к численности сотрудников и заработной платы. Для резидентов СЭЗ предусмотрено полное освобождение от имущественных налогов: от налога на имущество организаций в течение десяти лет и от земельного налога в течение трех лет.

Понижение ставок предусмотрено по налогу на прибыль, поступающему в региональный бюджет, от 0 до 13,5 % в части бюджета субъекта и для страховых взносов — 7,6 %. В качестве стимулирующей меры субъекты могут задействовать механизм ускоренной амортизации (с коэффициентом 2) для основных средств5.

Резидентом СЭЗ может стать любой субъект хозяйствования, зарегистрированный либо имеющий филиал на территории ЛНР или ДНР, а также Запорожской или Херсонской областей.

На территории новых регионов введены все специальные режимы налогообложения, действующие в рамках российского налогового правового поля: упрощенная система

5 О свободной экономической зоне на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области : Федер. закон от 24 июня 2023 г. № 266-ФЗ. // СПС «КонсультантПлюс».

налогообложения (УСН), единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН), патентная система налогообложения (ПСН), налог на профессиональный доход для самозанятых (НПД). Для этих режимов с целью симулирования и активизации предпринимательской деятельности введены существенные льготы в виде нулевых или пониженных ставок (табл.).

Регистрация субъектов хозяйствования и физических лиц на территории новых субъектов позволила сформировать базу объектов налогообложения и увеличить объем формирующихся налоговых доходов. Динамика численности новых и ранее действующих субъектов налогообложения по каждому региону отражена на рис. 1.

По темпам прироста налогоплательщиков как юридических лиц, так и индивидуальных предпринимателей юго-западные регионы значительно превышают динамику развития других регионов, что объясняется не только их вхождением в российское правовое поле, но и достаточно привлекательным налоговым окружением.

За 2023 г. в новых регионах было собрано 122,4 млрд р. налоговых и неналоговых доходов и около 88 млрд р. страховых взносов6.

Базовым налоговым доходным источником, формирующим бюджеты новых регионов, является налог на доходы физических лиц (НДФЛ). За 2023 г. общая сумма поступлений от НДФЛ составила 69,8 млрд р. Значительная сумма налога объясняется признанием в качестве налоговых резидентов проживающих на этой территории граждан и регистрацией их в качестве российских налогоплательщиков, а также регулярными

6 Единый портал бюджетной системы Российской Федерации. Электронный бюджет. URL: https:// budget.gov.ru/Бюджет/Доходы/Исполнение-бюдже-та-по-видам-доходов.

Размер налоговых ставок специальных режимов налогообложения, применяемых в новых регионах, в 2024 г., %*

ДНР ЛНР Запорожская область Херсонская область

УСН

3** 3** 2** 2**

7*** 7*** 5*** 5***

ЕСХН

0 6 0,5 2

НПД

0 0 0 0

region.

Составлена по: Налогоплательщикам новых регионов России. URL: https://www.nalog.gov.ru/rn77/new_ ' Объект налогообложения «Доходы».

' Объект налогообложения «Доходы, уменьшенные на величину расходов».

*

б

Рис. 1. Динамика численности налогоплательщиков в новых регионах в 2023—2024 гг.:

а — ИП; б — организаций

Составлен по: Статистика по государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в целом по Российской Федерации. URL: https://www.nalog.gov.ru/rn77/related_

activities/statistics_and_analytics/regstats

выплатами заработной платы работникам бюджетных организаций.

Кроме НДФЛ, основные налоги в формировании региональных бюджетов составили НДС — 25,5 млрд р. и налог на прибыль — 18,5 млрд р. Общий объем трех этих налогов превысил 90 % из всех налоговых платежей, собираемых на территории ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей.

В целом структура налоговых платежей, собранных в 2023 г. по всем новым субъектам, представлена на рис. 2.

Акцизы 3

НДПИ

1

НДС 21

Налог на прибыль 15

Среди прочих налогов значительную долю составили налоги с малого бизнеса. Почти 98 % всех прочих налоговых поступлений приходится на налоги на совокупный доход и упрощенную систему налогообложения.

Имущественных налогов (земельный, транспортный и налогов на недвижимость) в 2023 г. не поступало. Право на их установление регионы получили с 2024 г. В то же время отсутствие кадастровых баз и проблемы с регистрацией имущества на новых территориях не обнадеживают по

Прочие налоги и сборы

НДФЛ

Рис. 2. Структура налоговых доходов в новых регионах в 2023 г., %

Составлен по: Единый портал бюджетной системы Российской Федерации. Электронный бюджет. URL: https://budget.gov.ru/Бюджет/Доходы/Исполнение-бюджета-по-видам-доходов

Ф П ч

01 И 5<

а

а г

п *

о

о

о

а ^

о ч

я ф

X X

о

п

о у

X

ф ^

п S

ч

ф

ч 2

о

м 4

ы

„4 Z

10

О

4 ^

09

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2

N (Л

а

поводу пополнения за счет этих налогов собственной доходной базы региональных бюджетов. Хотя этот источник (имущественные налоговые платежи) рассматривается международной практикой миростроительства как один из наиболее перспективных и надежных за счет своей фиксации к месту нахождения и, как следствие, упрощения налогового администрирования [9-11].

На 2024 г. с учетом роста количества налогоплательщиков и стабилизации экономических процессов, в том числе за счет привлечения инвестиций, запланировано увеличение основных налоговых платежей — налога на прибыль и НДФЛ — по всем присоединившимся субъектам. В бюджете ДНР прогнозируются поступления по НДФЛ в размере более чем 58,5 млрд р. и по налогу на прибыль — 9,8 млрд р.

В ЛНР НДФЛ планируется на уровне 43 млрд р., а налог на прибыль — около 7,1 млрд р., в Запорожской области — 13,5 млрд и 0,8 млрд р. соответственно. В соответствии с Законом о бюджете Херсонской области НДФЛ прогнозируется примерно 9,6 млрд р., а налог на прибыль — около 0,7 млрд р.

Выводы

Мировая практика подтверждает стабилизационную роль налогообложения на территориях, переживших военные конфликты. Налоговая политика, направленная на восстановление фискальных институтов, — формирование рациональной и эффективной налоговой системы, прозрачного и понятного налогового законодательства, полноценного функционирования налоговых администраций, обеспечивающих контроль и исполнение доходной части бюджетов, — создает основу для обеспечения действий легитимной власти по укреплению экономики региона.

Выбор конкретных инструментов налоговой политики, рычагов и стимулов зависит от многих субъективных и объективных факторов, определяющих как уровень экономического развития территории и ее потенциал, так и субъективных внешних и внутренних условий.

Развитие экономики новых регионов наряду с федеральной финансовой поддержкой обеспечивается интеграцией в единое налоговое поле с применением наиболее прогрессивных практик налогового стимулирования и современных технологий налогового администрирования.

REFERENCES

1. Van den Boogaard V., Prichard W., Milicic N., Benson M. Tax Revenue Mobilization in Conflict-Affected Developing Countries. WIDER Working Paper 2016/155. Helsinki, UNU-WIDER, 2016. 27 p. DOI: 10.35188/ UNU-WIDER/2016/199-4.

2. Nada E., Jensen A., Weigel J., Mesa J.A., Ali H. Tax Capacity in Fragile States: Trends, Challenges, and Policy Options: Policy brief. IGC, 2023. URL: https://www.theigc.org/publications/tax-capacity-fragile-states-trends-chal-lenges-and-policy-options.

3. Akitoby B., Honda J., Primus K. Tax Revenues in Fragile and Conflict-Affected States: Why Are They Low and How Can We Raise Them? International Monetary Fund, 2020, Vol. 143. 43 p.

4. Gupta S., Tareq S., Clements B., Segura-Ubiergo A, Bhattacharya R. Post-Conflict Countries: Strategy for Rebuilding Fiscal Institutions. Making Peace Work. London, Palgrave Macmillan, 2009, pp. 175-199. DOI: 10.1057/9780230595194_8.

5. Mendelson-Forman J., Mashatt M. Employment Generation and Economic Development in Stabilization and Reconstruction Operations. Stabilization and Reconstruction. Series 6. Washington, 2007. 24 p.

6. Addison, T., Levin J. The Determinants of Tax Revenue in Sub-Saharan Africa. Swedish Business School at Örebro University, 2012. URL: http://oru.diva-portal.org/smash/get/diva2:570456/FULLTEXT01.pdf.

7. Baiardi D., Profeta P., Puglisi R., Scabrosetti S. Tax Policy and Economic Growth: Does It Really Matter? Center for Economic Studies and ifo Institute (CESifo), Munich, 2017, no. 6343. DOI: 10.1007/s10797-018-9494-3. URL: https://hdl.handle.net/10419/155585.

8. Fjeldstad O.H., Boas M., Bj0rkheim J.B., Kvamme F.M. Building tax Systems in Fragile States. Challenges, Achievements and Policy Recommendations. 2018, no. 42.

9. Bahl R., Martinez-Vazquez J. The Property tax in Developing Countries: Current Practices and Prospects. Cambridge MA, Lincoln Institute of Land Policy, 2007. 30 p.

10. Knebelmann J. Digitalisation of Property Taxation in Developing Countries: Recent Advances and Remaining Challenges. ODI Report. London, Overseas Development Institute (ODI), 2022. 42 p.

11. Stewart M. Global Trajectories of Tax Reform: Mapping Tax Reform in Developing and Transition Countries. Harvard International Law Journal, 2002, vol. 44. URL: https://www.researchgate.net/publication/228191679_Glob-al_Trajectories_of_Tax_Reform_Mapping_Tax_Reform_in_Developing_and_Transition_Countries. DOI: 10.2139/ ssrn.319200.

Информация об авторах

Киреева Елена Федоровна — доктор экономических наук, профессор, заместитель директора Института исследований социально-экономической

Authors

Elena F. Kireeva — D.Sc. in Economics, Professor, Deputy Head of the Institute for Research of Social and Economic Changes and Financial Policy, Financial Univer-

трансформации и финансовой политики, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва, Российская Федерация, e-mail: [email protected], © https://orcid.org/0000-0003-2917-7347, SPIN-код: 7767-8981, AuthorlD РИНЦ: 342110.

Поздняев Андрей Сергеевич — кандидат экономических наук, научный сотрудник Института исследований социально-экономической трансформации и финансовой политики, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва, Российская Федерация, e-mail: aspozdnyaev@ fa.ru, © https://orcid.org/0000-0003-4038-6609, SPIN-код: 9837-9977, AuthorlD РИНЦ: 171106.

sity under the Government of the Russian Federation, Moscow, the Russian Federation, e-mail: efkireeva@fa. ru, © https://orcid.org/0000-0003-2917-7347, SPINCode: 7767-8981, AuthorlD RSCI: 342110.

Andrey S. Pozdnyaev — Ph.D. in Economics, Researcher, Institute for Research of Social and Economic Changes and Financial Policy, Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, the Russian Federation, e-mail: [email protected], © https://orcid.org/0000-0003-4038-6609, SPINCode: 9837-9977, AuthorlD RSCI: 171106.

Вклад авторов

Все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the Authors

The authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Для цитирования

Киреева Е.Ф. Налогообложение в постконфликтных регионах: практика обеспечения стабильности / Е.Ф. Киреева, А.С. Поздняев. — DOI 10.17150/2500-2759.2024.34(3).418-425. — EDN UCSYAL // Известия Байкальского государственного университета. — 2024. — Т. 34, № 3. — С. 418-425.

For Citation

Kireeva E.F., Pozdnyaev A.S. Taxation in Post-Conflict Regions: Practice of Ensuring Stability. Izvestiya Bai-kal'skogo gosudarstvennogo universiteta = Bulletin of Baikal State University, 2024, vol. 34, no. 3, pp. 418— 425. (In Russian). EDN: UCSYAL. DOI: 10.17150/2500-2759.2024.34(3).418-425.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.