— ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ —
Научная статья
https://doi.org/10.24412/2220-2404-2024-12-23 УДК 336.027
ФИСКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ИНТЕГРАЦИИ НОВЫХ РЕГИОНОВ В ЭКОНОМИКУ РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Хузина А.Ф., Рубанов И.О.
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
Аннотация. В статье рассматривается вопрос использования фискальных инструментов для осуществления полноценной интеграции новых регионов в экономическое пространство России. Анализируется теоретическая база для выбора и внедрения бюджетно-налоговых инструментов в условиях фискальной интеграции, а также оцениваются проблемы, возникающие при использовании таких инструментов в условиях становления фискального федерализма в отношениях с новыми регионами. Целью работы является определение наиболее эффективных фискальных инструментов интеграции новых регионов в экономику России. Методологическая основа исследования базируется на работах, посвященных вопросам восстановления экономики в постконфликтных странах и территориях и роли налогово-бюджетной политики и фискальных механизмов в этом процессе. К результатам статьи можно отнести группировку предпринимаемых общих мер по обеспечению фискальной интеграции для новых регионов, а также систематизацию существующих и используемых фискальных инструментов интеграции новых регионов в экономическое пространство.
Ключевые слова: фискальные инструменты, бюджетные меры, налоговые меры, бюджетно-налоговые инструменты, фискальная политика, бюджетная политика, налоговая политика, интеграция новых регионов, новые регионы.
FISCAL INSTRUMENTS FOR INTEGRATION OF NEW REGIONS INTO THE RUSSIAN ECONOMY: PROBLEMS AND PROSPECTS
Alfiya F. Khuzina, Ilya O. Rubanov
Financial University under the Government of the Russian Federation
Abstract. The article considers the issue of using fiscal instruments to implement the full integration of new regions into the economic space of Russia. The theoretical basis for the selection and implementation of budget and tax instruments in the context of fiscal integration is analyzed, and the problems arising from the use of such instruments in the context of the formation of fiscal federalism in relations with new regions are assessed. The purpose of the work is to determine the most effective fiscal instruments for the integration of new regions into the Russian economy. The methodological basis of the study is based on works devoted to the issues of economic recovery in post-conflict countries and territories and the role of fiscal policy and fiscal mechanisms in this process. The results of the article include a grouping of the general measures taken to ensure fiscal integration for new regions, as well as a systematization of existing and used fiscal instruments for integrating new regions into the economic space.
Keywords: fiscal instruments, budget measures, tax measures, budget and tax instruments, fiscal policy, budget policy, tax policy, integration of new regions, new regions
Финансирование: Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет бюджетных средств по государственному заданию Финуниверситета.
Введение.
Актуальность вопроса выбора правильного и своевременного инструмента бюджетно-налоговой политики чрезвычайно высока, поскольку требуется разработка комплексной «дорожной карты» процесса интеграции новых регионов в экономической пространство России в меняющихся и нестабильных внешних и внутренних условиях. При этом должны быть адек-
ватно сбалансированы как политическая и фискальная автономия региона, так и выстраивание равных прав, обязательств и возможностей по сравнению с другими регионами страны. Все это достигается за счет использования эффективных бюджетно-налоговых инструментов, которые должны учитывать уже существующий ресурсный и экономический потенциал новых регионов, а также особенности постконфликтной ситуации в случае ее завершения.
— ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ —
Фискальная интеграция новых регионов предусматривает реализацию налогово-бюджетной политики на территории региона на основе единых правил и институтов для достижения экономической самодостаточности присоединяемого региона и в целях выстраивания экономических взаимосвязей с другими регионами страны.
В данном контексте, фискальная интеграция осуществляется через распространение и адаптацию российского законодательства на территории новых регионов. Обычно предусматривается переходный период, которые предполагает необходимую последовательность шагов по включению всех экономических субъектов нового региона в единое социально-экономическое пространство России.
Обсуждение.
Бюджетно-налоговые инструменты интеграции являются способами финансового обеспечения процессов объединения различных территорий, регионов или стран. В исследованиях выделяют несколько крупных блоков анализируемых фискальных инструментов. Например, в работе Королевой [1] описывается механизм налоговых расходов, которые отражают недопоступление бюджетных доходов при предоставлении налоговых льгот определенным категориям граждан и организациям. Так, при анализе эффективности налоговых льгот для финансирования НИОКР, автор отмечает только 0,36 % прямого финансирования, и 0,11 % - посредством косвенной налоговой поддержки.
Базовые параметры налоговых расходов и оценка их экономического эффекта анализируются, например, в работе Кольцовой, Старобинской и Яковлевой [2]. Общие выводы заключаются в том, что при осуществлении фискальной интеграции новых регионов установление дополнительной налоговой нагрузки на территории не рекомендуется, одновременно с этим долгосрочное снижение налогов также является проблематичным.
Достаточно подробно в научной литературе анализируется вопрос предоставления межбюджетных трансфертов субъектам Российской Федерации. Большинство авторов сходятся во мнении, что действующая система направлена на выравнивание бюджетной обеспеченности, что, однако, никак не стимулирует регионы с низким доходным потенциалом как-то исправить свою экономическую ситуацию [3; 4]. В этом контексте, группой авторов [5] на примере присоединенного региона (республики Крым) предлагаются меры по совершенствованию механизма предоставления трансфертов с активизацией стимулирующей компоненты.
Важно отметить, что исследования, посвященные оценке эффективности и результативности фискальных инструментов интеграции новых регионов в экономическое пространство России, является недостаточно разработанным.
Если рассматривать правовые вопросы интеграции новых регионов, то в работе Т.А. Сенюшки-ной [6] было отмечено, что в среднем переход на российское законодательство (в том числе бюджетное) занимает около 1,5-2 лет. Обосновывается, что такой период особенно опасен правовой неопределенностью, а также ростом преступности и коррупции.
Процесс фискальной стабилизации для четырех новых регионов, вошедших в состав России, имеет принципиальное отличие от применяемого механизма финансовой помощи, оказываемой международными финансовыми организациями странам, пострадавшим в военных конфликтах.
В исследовании Е.Ф. Киреевой [7] указывается на то, что финансовая поддержка предоставляется в рамках реализации общей бюджетной политики единого федеративного государства. Государство берет на себя обязательства по стабилизации экономической и социальной среды, организует обучение и коммуникации в рамках бюджетного процесса и налогового администрирования.
Наиболее удачным решением для быстрого и эффективного восстановления для регионов, вошедших в состав сильного государства, является проецирование действующих фискальных институтов на новые территории. Основная идея фискальной интеграции для адаптации новых регионов заключается в распространении действующего бюджетно-налогового законодательства с целью поэтапного вхождения в единое экономическое пространство России на основе общих бюджетно-налоговых институтов и законодательных норм с целью обеспечения более высокого уровня социально-экономического развития и целей безопасности [8].
В связи с этим, принятая в отношении присоединившихся регионов государственная политика, наряду с предоставлением конституциональных гарантий, задействует бюджетно-налоговые механизмы, обеспечивающие его развитие. Реализация фискальных процедур и мероприятий в присоединившихся регионах достаточно наглядно демонстрирует, что переходный период в бюджетно-налоговой сфере может осуществляться неравномерно на протяжении нескольких лет, постепенно вливаясь в общий бюджетный процесс.
В связи с этими, подходами со дня принятия новых российских субъектов и до окончания переходного периода определены особые фискальные условия, упрощающие организацию бюджетного процесса и стимулирующие наращивание экономического потенциала путем предоставления льготных и преференциальных режимов налогообложения и привлечения инвестиций. Применяемые бюджетные процедуры позволяют в упрощенном порядке составлять и исполнять региональные бюджеты, а также формировать бюджетную отчетность.
— ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ —
Результаты.
Предпринимаемые меры по обеспечению фискальной интеграции для новых регионов условно можно представить в виде четырех основных блоков:
1. Меры, направленные на развитие и расширение экономического потенциала:
- наращивание налоговых и неналоговых доходов, расширение налоговой базы;
- разработка дорожной карты увеличения доходного потенциала субъекта РФ,
- реализация плана по установлению и применению налоговых льгот и преференций;
- достижение определенных показателей экономического развития (увеличение инвестиционных вложений и приток инвестиций, активизация предпринимательства).
2. Меры, направленные на бюджетную консолидацию:
- реструктуризация просроченной кредиторской задолженности на основании утвержденной дорожной карты реализации мероприятий;
- выполнение нормативов формирования расходов на органы государственной власти;
- соблюдение режима «первоочередных расходов» по обеспечению через систему казначейства бюджетных и автономных учреждений региона;
- с целью повышения эффективности использования бюджетных средств на основе приоритетности и экономии бюджетных ресурсов проведение процедуры оптимизации расходов субъектов Российской Федерации;
- постоянный мониторинг бюджетной сети учреждений региона.
3. Административные меры:
- реализация плана мероприятий по повышению эффективности расходования бюджетных средств и улучшению качества управления финансовыми потоками;
- координирование нормативных правовых актов региона, реализующих выполнение публичных нормативных обязательств;
- проецирование аналогичных мер на деятельность муниципальных образований.
4. Мероприятия по выполнению бюджетного законодательства с учетом особенностей переходного периода:
- соблюдение ограничений в части регионального госдолга;
выполнение требований в рамках ограничения бюджетного дефицита субъекта Российской Федерации;
- утверждение плана мероприятий по проведению взвешенной долговой политики.
Процесс интеграции присоединяемых регионов не требует разработки каких-либо новых инструментов бюджетно-налоговой (фискальной) политики, поскольку сама суть интеграции как раз и заключается в формировании в таких регионах ровно той же экономической атмосферы, что характерна для страны в целом. А значит - и проведение бюджетно-налоговой политики должно осуществляться по единым подходам.
Тем не менее, в новых регионах исходная экономическая и политическая ситуация значительно отличается от экономического пространства России, а значит - требует особого адаптационного (переходного) периода, который позволил бы таким регионам безболезненно встроиться в экономическое пространство страны и стать его полноценными участниками.
Исходя из указанных предпосылок, систематизируем существующие и используемые фискальные меры, и инструменты интеграции новых регионов в экономическое пространство.
По периоду использования бюджетной-налоговые инструменты можно подразделить на (1) инструменты переходного периода интеграции и (2) инструменты интеграционного взаимодействия (примеры подобных инструментов и мер приведены в таблице 1).
Инструменты переходного периода интеграции должны позволить мягко адаптировать всех участников фискальных отношений (граждан, бизнес и органы власти) к новой экономической реальности. Инструменты интеграционного взаимодействия обязаны сохранять набранный темп слияния и поддерживать экономические связи новых регионов с остальным пространством страны.
В кризисный и посткризисный период практически повсеместно в мировом экономическом пространстве расширилась сфера применения фискальных мер и инструментов по поддержке экономики, поэтому многие исследования рассматривают вопрос о временных и количественных ограничениях проведения такой политики. Большинство авторов признает, что использование значительного объема фискальных (бюджетно-налоговых) мер и инструментов не может продолжаться в течение длительного периода.
То же самое касается и поддержки экономики новых регионов в процессе их интеграции в экономической пространство страны со стороны федерации (национальных органов власти). У таких мер и инструментов должно быть ограничение во времени их использования. В связи с чем встает вопрос о том, как определить продолжительность этого «переходного периода интеграции».
ГУМАНИТАРНЫЕ, СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ / HUMANITIES, SOCIAL-ECONOMIC AND SOCIAL SCIENCES. 2024. № 12 (декабрь)
_— ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ —_
Таблица 1
Систематизация бюджетно-налоговых мер и инструментов по периоду использования
Инструменты и меры переходного периода интеграции Инструменты и меры интеграционного взаимодействия
Бюджетные
- Годовое бюджетное и социально-экономическое планирование и прогнозирование. - Строго целевые межбюджетные трансферты, дотации, выделяемые на сбалансированность бюджетов и выравнивание бюджетной обеспеченности. - Целевые межбюджетные субсидии на финансирование программы приоритетной реконструкции и восстановления инфраструктуры. - Использование накопленных финансовых резервов. - Бюджетный кредит на восстановление и организацию фискальных институтов, обеспечивающих планирование и исполнение бюджета, в т.ч. осуществление налогового администрирования. - Целевые субсидии на пенсионное обеспечение. - Государственный заказ, обеспеченный государственными гарантиями. - Упрощенные условия государственных закупок. - Наличие послаблений по установленным в БК РФ фискальным ограничениям по государственным заимствованиям, госдолгу и дефициту. - Механизм взаимопомощи или «шефства» за счет бюджетных инвестиций на целевые государственные программыю - Концессионные соглашения на основе государственных гарантий. - Особые упрощенные условия и требования для казначейского обслуживания и сопровождения - Бюджетное планирование и прогнозирование на среднесрочной и долгосрочной основе, долгосрочное прогнозирование социально-экономического развития. - Все формы межбюджетных трансфертов (субвенции, целевые субсидии на софинансирование полномочий, иные МБТ). - Создание и использование резервного фонда. - Бюджетный кредит на финансирование инфраструктурных проектов, отбираемых по общим конкурсным основаниям. - Полноценное функционирование внебюджетных фондов и осуществление социального обеспечения по общим правилам. - Государственный заказ на общих конкурсных основаниях, социальный заказ. - Региональные государственные программы, муниципальные программы на средне- и долгосрочный период. - Государственные гарантии. - Государственные закупки по общим правилам. - Соблюдение всех бюджетных ограничений по государственным заимствованиям, госдолгу и дефициту, установленные БК РФ. - Бюджетные инвестиции преимущественно за счет собственных средств регионов и муниципалитетов. - СГЧП, концессии, инфраструктурные и социальные облигации. - Общие требования к правилам казначейского обслуживания и сопровождения
Налоговые
- Установление особого режима налогообложения по основным «совпадающим» налогам законодательством региона. - Создание режима «особой свободной экономической зоны» на территории региона. - Повышенная, пониженная и нулевая ставка налога (например, по НДС для товаров первой необходимости, по налогу на прибыль для отдельных категорий налогоплательщиков). - Инвестиционный налоговый вычет, в т.ч. на расширение производства и технологическое перевооружение. - Налоговые каникулы для новых предприятий ключевых отраслей экономики. - Секторальные налоговые льготы для восстановления организаций приоритетных отраслей экономики (в случае осуществления инвестиций в производство). - Налоговые льготы для отдельных категорий налогоплательщиков (в первую очередь для восстановления категории МСП) по приоритетным отраслям экономики. - Освобождение от уплаты налогов отдельных налогоплательщиков (например, пострадавших /понесших ущерб в результате СВО). - Налоговый кредит на инвестиционные цели. - Отсрочки, рассрочки налоговых платежей в случае осуществления инвестиционных расходов - Установление общего режима налогообложения, отмена исключительных норм. - Корректировка (или отмена) условий режима «особой свободной экономической зоны» исходя из результатов оценки эффективности восстановления доходной базы территорий. - Повышенная, пониженная и нулевая ставка налога (например, по НДС для товаров первой необходимости, по налогу на прибыль для отдельных категорий налогоплательщиков). - Инвестиционный вычет на НИОКР и расходы на сберегающие и инновационные (экологичные) технологии. - Освобождение от уплаты налогов отдельных категорий налогоплательщиков, установленных НК РФ. - Установление прогрессивной шкалы налогообложения по НДФЛ в соответствии с общими требованиями НК РФ. - Общий порядок взимания страховых взносов. - Отсрочки, рассрочки налоговых платежей. - Целевые налоговые кредиты. - Возврат налога или его части
Источник: составлено авторами.
В рамках концепции финансового регулирования можно выделить бюджетно-налоговые (1) инструменты и меры интеграции, воздействующие на экономические (отраслевые) диспропорции, (2) инструменты и меры интеграции, воздействующие на территориальные диспропорции, и (3) инструменты и меры интеграции, воздействующие на социальные диспропорции (табл. 2).
Предложенные бюджетно-налоговые меры и инструменты позволят нивелировать диспропорции в развитии новых регионов и обеспечат процедуры стимулирования ускоренного развития (и восстановления) экономической деятельности и социальной сферы путем целенаправленного распределения финансовых средств. Очевидно, что бюджетно-налоговые меры и инструменты
ГУМАНИТАРНЫЕ, СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ / HUMANITIES, SOCIAL-ECONOMIC AND SOCIAL SCIENCES. 2024. № 12 (декабрь)
_— ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ —_
интеграции в данном случае будут подбираться ций, и соответствующих целей и задач по их ре-
исходя из существующих проблем и диспропор- шению.
Таблица 2
Систематизация бюджетно-налоговых мер и инструментов по объекту регулирования
Экономические (отраслевые) диспропорции Территориальные диспропорции Социальные диспропорции
Бюджетные меры и инструменты
- Создание институтов развития, специальных фондов в разрезе отраслей или субъектов хозяйствования (ИП, МСП, крупный бизнес). - Бюджетные субсидии ЮЛ - крупнейшим налогоплательщикам, сельхозтоваропроизводителям, организациям угольной промышленности, металлургии и т.п. - Бюджетные инвестиции в отраслевые НИОКР. - Бюджетные кредиты на инфраструктурные проекты. - Государственный (муниципальный) заказ для восстановления производственного процесса. - Государственные гарантии крупнейшим Юл в случае банковского кредитования. - Целевые гранты в форме субсидий на модернизацию и техническое перевооружение. - Государственные закупки. - Программно-целевое финансирование. - Создание Инвестиционного фонда, Дорожного фонда. - СГЧП, концессии, инфраструктурные облигации. - Субсидирование расходов на НИОКР - Организация территориального и муниципального управления. - Создание фискальных институтов. - Выстраивание сбалансированных межбюджетных отношений. - Межбюджетные трансферты (в первую очередь субвенции и целевые субсидии). - Единые, дополнительные и дифференцированные нормативы отчислений от налогов и отдельных неналоговых доходов. - Программно-целевое финансирование территориального развития на средне- и долгосрочный период. - Стратегии, концепции, дорожные карты пространственного развития. - Инфраструктурные бюджетные кредиты. - Гранты в форме субсидий на поддержку мер по восстановлению территории. - Создание Резервного фонда - Создание государственных внебюджетных фондов и системы социального обеспечения. - Социальные выплаты населению. - Меры по сокращению безработицы и восстановлению утраченной трудоспособности. - Восстановление социальной инфраструктуры, включая организации бюджетной сети. - Нормативно-подушевое финансирование. - Субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания. - Демографические прогнозы и стратегии, концепции социального развития. - Субсидирование производства товаров первой необходимости, услуг для населения. - Социальный заказ. - Субсидирование ставок по образовательным и ипотечным кредитам. - Программно-целевое финансирование. - Социальные облигации
Налоговые меры и инструменты
- Дифференцированные ставки налога. - Инвестиционный налоговый вычет, в т.ч. на расширение производства и технологическое перевооружение. - Налоговые каникулы для новых предприятий ключевых отраслей экономики. - Секторальные инвестиционные налоговые льготы для восстановления организаций приоритетных отраслей экономики. - Налоговые преференции для организаций экспортно-ориентированных отраслей. - Налоговые льготы для отдельных категорий налогоплательщиков (в первую очередь для восстановления категории МСП) по приоритетным отраслям экономики. - Ускоренная амортизация. - Налоговый вычет для организаций, осуществляющих подготовку и переподготовку кадров по налогу на прибыль. - Налоговый кредит на инвестиционные цели. - Отсрочки, рассрочки налоговых платежей в случае осуществления инвестиционных расходов - Установление особого режима налогообложения по основным «совпадающим» налогам законодательством региона. - Создание преференциальных налоговых и таможенных режимов на территории региона. - Инвестиционный вычет на НИОКР и расходы на сберегающие и инновационные экологичные («зеленые») технологии. - Установление пониженных (повышенных) ставок, льгот и преференций, налоговых вычетов по региональным и местным налогам на отдельных территориях - Повышенная, пониженная и нулевая ставка налога (например, по НДС для товаров первой необходимости). - Освобождение от уплаты налогов отдельных налогоплательщиков (например, пострадавших/понесших ущерб в результате СВО). - Налоговый вычет для граждан, проходящих такую подготовку и переподготовку - по НДФЛ. - Ускоренная амортизация (сокращает налоговую базу по налогу на имущество для объектов, пострадавших в результате СВО и не подлежащих восстановлению). - Установление прогрессивной шкалы налогообложения по НДФЛ в соответствии с общими требованиями НК РФ. - Общий порядок взимания страховых взносов. - Освобождение от уплаты налогов отдельных категорий налогоплательщиков. - Отсрочки, рассрочки налоговых платежей. - Целевые налоговые кредиты
Источник: составлено авторами.
— ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ —
Бюджетно-налоговые меры и инструменты регулирования отраслевых пропорций и их интеграция в экономические цепочки страны способствуют созданию равных условий для субъектов конкретных видов деятельности, что позволит восстановить разрушенные или отсталые отрасли и поддержать динамично развивающиеся, которые могут выступить локомотивом для общего восстановления экономики нового региона.
Одновременно с этим существует, мнение о том, что необходимо поддерживать не отрасли, а существующие институты (малый и средний бизнес, крупные корпорации, самозанятых и т.п.), однако, учитывая текущую геополитическую напряженность и санкционные ограничения, в первую очередь, отраслевого характера, нам кажется необходимым осуществлять финансовое стимулирование именно в отраслевом разрезе.
Дополнительно отметим, что опыт российской практики «институциональной» поддержки малого бизнеса в основном применялся в сфере торговли. Торговля и без государственной поддержки (налоговое стимулирование и прочие преференции) имеет значительные преимущества для развития в действующих условиях.
Фискальные меры и инструменты воздействия на территориальные пропорции в процессе интеграции в экономическое пространство особенно актуальны в случае различий в государственном устройстве присоединяемых территорий. Отсутствие муниципального уровня управления требует особого внимания при его формировании. Экономически осознанное выделение муниципа-
Систематизация бюджетно-налоговых мер и
литетов в составе новых регионов позволяет минимизировать различия в экономическом (доходном) потенциале, что в последующем будет способствовать более эффективной муниципальной политике, более высокой самостоятельности муниципалитетов, а значит более активному и равномерному социально-экономическому развитию и самого региона.
Бюджетно-налоговые меры и инструменты интеграции социальной структуры новых регионов в экономическое пространство также имеют важное значение.
Во-первых, актуальной является задача по сохранению самого населения на таких территориях (минимизация миграционных процессов).
Во-вторых, восстановление и/или создание социальной инфраструктуры, соответствующей потребностям проживающего на присоединяемой территории населения.
В-третьих, оказание общественных услуг согласно установленным в стране стандартам качества.
И, в-четвертых, организация полномасштабного социального обеспечения населения.
В части классификационных признаков можно выделить прямые и косвенные бюджетно-налоговые меры, и инструменты интеграции новых регионов в экономическое пространство (табл. 3).
Таблица 3
инструментов по направлению воздействия
Прямые инструменты и меры интеграции Косвенные инструменты и меры интеграции
- Программно-целевое финансирование. - Субсидии юридическим лицам. - Гранты в форме субсидий. - Межбюджетные трансферты (дотации, субсидии, субвенции, иные МБТ). - Государственные гарантии. - Государственный заказ, социальный заказ. - Государственные заимствования. - Государственные закупки. - Бюджетные инвестиции. - Бюджетный кредит. - Социальные выплаты населению. - Бюджетное финансирование услуг. - Государственное задание - Установление общей налоговой нагрузки. - Применение механизма различных налоговых ставок. - Пропорциональная, прогрессивная и регрессивная шакала налогообложения. - Налоговые кредиты . - Налоговые льготы и преференции. - Налоговые вычеты, корректирующие налоговую базу. - Возврат налога или его части. - Налоговые освобождения. - Отсрочки, рассрочки налоговых платежей. - Преференциальные налоговые режимы для отдельных категорий налогоплательщиков или территорий. - Ускоренная амортизация для сокращения налоговых баз по налогу на прибыль и налогу на имущество
Источник: составлено авторами.
Прямые (непосредственные) инструменты и меры интеграции обычно связаны с использованием властно-административных способов воздействия на интеграционные процессы со стороны вышестоящих государственных органов. Косвенные инструменты и меры интеграции предполагают опосредованное воздействие на интеграционные процессы через финансовые стимулы.
Заключение.
По результатам исследования необходимо отметить три момента:
- во-первых, бюджетно-налоговые инструменты весьма ограничены по своей форме и своему содержанию;
— ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ —
- во-вторых, при переходе в российское экономическое пространство обостряется ряд рисков, связанных неэффективным государственным управлением и в целом неопределенностью, что влечет за собой коррупцию и рост экономических преступлений;
- в-третьих, новые регионы встраиваются в такую систему федеративных отношений, которая сама имеет изъяны, например, в следствии того, что в межбюджетных трансфертах преобладает компенсационная функция перед стимулирующей, регион рискует остаться в иждивенческом положении (в сильной зависимости от дотаций из федерального бюджета).
Анализ действующих и предлагаемых налогово-бюджетных инструментов показывает необходимость точечного целевого стимулирования отраслей-драйверов экономического развития, инвестиционных преференций и фискальных механизмов, обеспечивающих постепенный переход к самостоятельности региональных бюджетов на основе программных и проектных принципов управления.
Таким образом, успех фискальной интеграции новых регионов в экономическое пространство
России как фактор и условие обеспечения стабилизации региона лежит в области результативности мер, направленных на фискальную консолидацию, снижение уровня дотационности и наращивание собственного налогового потенциала.
Поэтому рассматриваемые фискальные инструменты интеграции должны решить, в первую очередь, следующие задачи:
- обеспечить уровень жизни граждан новых регионов, соответствующий среднему показателю по стране, включая предоставление общественных благ, соответствующих социальных выплат и т.п.;
- восстановить ресурсный (доходный) потенциал новых регионов, включая объекты инфраструктуры, активизировать развитие малого и среднего бизнеса и т.п.;
- обеспечить эффективное распространение бюджетного федерализма на территории новых регионов, включая рациональное выделение муниципальных образований в их составе.
Конфликт интересов
Не указан Рецензия
Все статьи проходят рецензирование в формате double-blind peer review (рецензенту неизвестны имя и должность автора, автору неизвестны имя и должность рецензента). Рецензия может быть предоставлена заинтересованным лицам по запросу.
Conflict of Interest None declared
Review
All articles are reviewed in the double-blind peer review format (the reviewer does not know the name and position of the author, the author does not know the name and position of the reviewer). The review can be provided to interested persons upon request.
Литература:
1. Королева Л.П. Современные тенденции налогового стимулирования неоиндустриального развития в России / Л.П. Королева // Финансы и кредит. 2023. Т. 29. № 7(835). С. 1574-1594. URL : https://www.eli brary.ru/item.asp?id=54236823
2. Кольцова A.A. Перспективы налогового стимулирования развития экономики России / A.A. Кольцова, Н.М. Старобинская, Т.В. Яковлева // Бизнес. Образование. Право. 2023. № 1(62). С. 52-60. URL : https://www.elibrary.ru/item.asp?id=50320193
3. Регионы с низкой финансовой устойчивостью: анализ и активизация развития / П.В. Строев, О.В. Пиво-варова, Х.В. Шеожев, А.И. Дудник // Гуманитарий Юга России. 2023. № 1. С. 26-44. URL : http://elib.fa.ru/ art2023/bv378.pdf/view
4. Таштамиров М.Р. Эффективность межбюджетного регулирования высокодотационных бюджетов субнационального уровня / М.Р. Таштамиров // Финансы: теория и практика. 2022. Т. 26. № 2. С. 136-159. URL : https://www.elibrary.ru/item.asp?id=48333588
5. Борщ Л.М. Совершенствование межбюджетных отношений на региональном уровне (на примере Республики Крым) / Л.М. Борщ, С.В. Герасимова, А.В. Степанов // Региональная экономика. Юг России. -2023. Т. 11. № 1. С. 167-180. URL : https://www.elibrary.ru/item.asp?id=50740190
6. Сенюшкина Т.А. Воссоединение Крыма с Россией как этнополитический процесс / Т.А. Сенюшкина // Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС. 2015. Т. 11. № 4. С. 75-91. URL : https://elibrary.ru/item.asp?id=26375979
7. Киреева Е.Ф. Фискальная интеграция новых регионов в экономическое пространство России / Е.Ф. Ки-реева // Вестник Института экономических исследований. 2024. № 2(34). С. 133-143.
8. Киреева Е.Ф. Фискальная интеграция: особенности функционального развития / Е.Ф. Киреева, А.Ф. Хузина // Налоговая система в условиях современных трансформаций: Материалы XXIII-й Всероссийской (с международным участием) научно-практической интернет-конференции, Донецк, 23 ноября 2023 года. Донецк : ФГБОУ ВО «ДонНУЭТ имени Михаила Туган-Барановского», 2023. С. 15-19.
_— ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ —_
References:
1. Koroleva L.P. Modern trends of tax incentives for neo-industrial development in Russia / L.P. Koroleva // Finance and credit. 2023. Vol. 29. № 7(835). P. 1574-1594. URL : https://www.elibrary.ru/item.asp?id=54236823
2. Koltsova A.A. Prospects for tax incentives for the development of the Russian economy / A.A. Koltsova, N.M. Starobinskaya, T.V. Yakovleva // Business. Education. Law. 2023. № 1(62). P. 52-60. URL : https://www.elibrary.ru/item.asp?id=50320193
3. Regions with Low Financial Stability: Analysis and Activation of Development / P.V. Stroev, O.V. Pivovarova, H.V. Sheozhev, A.I. Dudnik // Humanitarian of the South of Russia. 2023. № 1. P. 26-44. URL : http://elib. fa.ru/art2023/bv378.pdf/view
4. Tashtamirov M.R. Efficiency of Inter-budget Regulation of Highly Subsidized Budgets at the Subnational Level / M.R. Tashtamirov // Finance: Theory and Practice. 2022. Vol. 26. № 2. P. 136-159. URL : https://www.elib rary.ru/item.asp?id=48333588
5. Borsch L.M. Improving interbudgetary relations at the regional level (on the example of the Republic of Crimea) / L.M. Borsch, S.V. Gerasimova, A.V. Stepanov // Regional Economy. South of Russia. 2023. Vol. 11. № 1. P. 167-180. URL : https://www.elibrary.ru/item.asp?id=50740190
6. Senyushkina T.A. Reunification of Crimea with Russia as an ethnopolitical process / T.A. Senyushkina // Political expertise: POLITEX. 2015. Vol. 11. № 4. P. 75-91. URL : https://elibrary.ru/item.asp?id=26375979
7. Kireeva E.F. Fiscal integration of new regions into the economic space of Russia / E.F. Kireeva // Bulletin of the Institute of Economic Research. 2024. № 2(34). P. 133-143.
8. Kireeva E.F. Fiscal integration: features of functional development / E.F. Kireeva, A.F. Khuzina // Tax system in the context of modern transformations: materials of the XXIII All-Russian (with international participation) scientific and practical Internet conference, Donetsk, November 23, 2023. Donetsk : FGBOU VO «DonNUET named after Mikhail Tugan-Baranovsky», 2023. P. 15-19.
Информация об авторах
Хузина Альфия Флюровна
младший научный сотрудник
Института исследований социально-экономических трансформаций и финансовой политики Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, Москва [email protected]
Рубанов Илья Олегович
стажер-исследователь
Института исследований социально-экономических трансформаций и финансовой политики Финансового университета при Правительстве Российской Федерации [email protected]
Alfiya F. Khuzina
Junior Researcher
at the Institute for Research on Socio-Economic Transformations and Financial Policy of the Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow [email protected]
Ilya O. Rubanov
Intern Researcher
at the Institute for Research on Socio-Economic
Transformations and Financial Policy
of the Financial University under the Government
of the Russian Federation