9(9) - 2008
Стратегия развития региона
налогообложение в аграрном секторе: региональный анализ
А. Ю. РЫМАНОВ,
доктор экономических наук, заведующий кафедрой финансов и налоговой политики Новосибирского государственного технического университета
введение
Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей в виде единого сельскохозяйственного налога (далее — ЕСХН) действует в аграрном секторе РФ с 2002 г. В 2002 — 2003 гг. действовал рамочный федеральный закон, предусматривающий право субъектов РФ вводить соответствующий закон на региональном уровне. Этим правом воспользовались лишь два субъекта РФ: Краснодарский край и Брянская область. В соответствии с положениями прежней редакции гл. 26.1 Налогового кодекса РФ (далее — НК РФ) в 2002 — 2003 гг. налоговая ставка по ЕСХН устанавливалась в рублях с одного сопоставимого по кадастровой стоимости гектара сельскохозяйственных угодий.
Тыс. руб.
1600000
1200000
800000
400000
2002* 2003 2004 2005 2006 2007 Годы * Краснодарский край — 3—4 кв. 2002 г.
С 2004 г. действует новая редакция гл. 26.1 «Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)» НК РФ, которая может применяться параллельно с другими режимами налогообложения.
Необходимо отметить, что уровень налоговой нагрузки на сельскохозяйственных товаропроизводителей при ЕСХН в редакции НК РФ 2004 г. значительно снизился по сравнению с вариантом, действовавшим в 2002 — 2003 гг. Однако за период 2004 — 2007 гг. объем поступлений ЕСХН увеличился в 2,7 раза (рис. 1).
Причем это не означает, что прежний уровень налоговой нагрузки был высоким: нынешний уровень налоговой ставки установлен на уровне 6 % от доходов налогоплательщиков за вычетом их расходов. Средний уровень налоговой нагрузки по ЕСХН в субъектах РФ составил в 2007 г. 0,34 % от доходов1.
В статье рассмотрено функционирование относительно нового отраслевого налога: проведен анализ уровня отраслевой налоговой нагрузки, проанализировано формирование налоговых обязательств по ЕСХН в региональном разрезе.
1. Общая характеристика элементов ЕСхН
Налогоплательщики. Налогоплательщиками ЕСХН по общему правилу рассматриваются организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся сельскохозяйственными товаропроизводителями. Статус лиц, относящихся к сельскохозяйственным товаропроизводителям,
Рис. 1. Поступление доходов от ЕСхН в бюджетную систему Российской Федерации
1 Помимо прочего, как отмечено ниже, в 2002 г. ЕСХН действовал лишь в одном субъекте РФ — Краснодарском крае.
Стратегия развития региона
9(9) - 2008
постоянно уточняется. Так, в настоящее время к ним относятся:
1) организации и индивидуальные предприниматели при соблюдении ими следующих условий:
а) осуществление производства, первичной и промышленной переработки (в том числе на арендованных основных средствах), последующей реализации сельскохозяйственной продукции;
б) доля дохода от реализации произведенной сельскохозяйственной продукции в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) составляет не менее 70%;
2) сельскохозяйственные потребительские кооперативы (перерабатывающие, сбытовые (торговые), снабженческие, садоводческие, огороднические, животноводческие) 2, у которых доля доходов от реализации сельскохозяйственной продукции собственного производства (включая продукцию первичной переработки), от выполненных работ (услуг) для членов кооперативов составляет в общем объеме доходов не менее 70 %.
Объект налогообложения. Объектом налогообложения ЕСХН признаются доходы, уменьшенные на величину расходов.
Порядок исчисления и уплаты ЕСхН. Налоговой базой признается денежное выражение доходов за вычетом расходов. Налогоплательщики вправе уменьшить налоговую базу за налоговый период на сумму убытка, полученного в предыдущие налоговые периоды. Убыток не может уменьшать налоговую базу за налоговый период более чем на 30 %. Сумма убытка, превышающая ограничение, может быть перенесена на следующие налоговые периоды, но не более чем на 10 лет.
ЕСХН исчисляется как процентная доля налоговой базы.
Ставка ЕСХН составляет 6 %.
Для сельскохозяйственных товаропроизводителей, не перешедших на уплату ЕСХН, ставка налога на прибыль от сельскохозяйственной деятельности устанавливается в следующих размерах:
□ в 2008-2009 гг. - 6 %;
□ в 2010-2011 гг. - 12 %;
□ в 2012-2014 гг. - 18 %;
□ с 2015 г. - единая ставка - 24 %.
2. Анализ функционирования ЕСхН
в Российской Федерации
Рассмотрим структуру налоговых обязательств по ЕСХН в федеральных округах РФ в 2007 г. (рис. 2). Как видим, половина общих обязательств по
2 В соответствии с Федеральным законом «О сельскохозяйственной кооперации».
Рис.2. Структура ЕСхН, начисленного в федеральных округах РФ в 2007 г.
налогу сформировалась в Южном федеральном округе. На Центральный и Приволжский федеральные округа приходится по 15 % суммарных налоговых обязательств. В аграрном секторе Сибирского федерального округа по ЕСХН сформировано 10 % суммарных налоговых обязательств. Наконец, в Уральском, Северо-Западном и Приволжском федеральных округах по ЕСХН начислено около 3 - 4 % итоговых сумм.
Анализируя структуру начисленного в Российской Федерации ЕСХН по субъектам РФ нельзя не отметить значительный вклад Краснодарского края: так, в 2007 г. удельный вес ЕСХН, начисленного в данном субъекте Российской Федерации, составил около 27 %. Вклад других субъектов РФ в начисления ЕСХН значительно ниже (рис. 3).
Рассмотрим уровни налоговых обязательств по ЕСХН в субъектах РФ соответствующих федеральных округов в 2007 г.
В Центральном федеральном округе наибольший уровень начисленного ЕСХН был отмечен в Воронежской, Белгородской и Липецкой областях (рис. 4).
В Южном федеральном округе наибольший уровень ЕСХН сформировался у сельскохозяйственных товаропроизводителей Ставропольского края и Волгоградской области (рис. 5).
□ ЕСХН другие субъекты РФ
□ ЕСХН
Краснодарский край
Рис.3. вклад краснодарского края в структуру начисленного ЕСхН в Российской Федерации в 2007 г.
9 (9) - 2008
Стратегия развития региона
Рис. 4. ЕСхН, начисленный в субъектах РФ центрального федерального округа в 2007 г.
Рис. 5. ЕСхН, начисленный в субъектах РФ южного федерального округа в 2007 г.
Тыс. руб.
20 000
Рис. 6. ЕСхН, начисленный в субъектах РФ Северо-Западного федерального округа в 2007 г.
В Северо-Западном федеральном округе наибольшие обязательства по ЕСХН возникли у сельскохозяйственных товаропроизводителей г. Санкт-Петербурга, Республики Коми и Ленинградской области (рис. 6).
В Приволжском федеральном округе наибольший уровень начисленного ЕСХН отмечен в Саратовской, Оренбургской и Нижегородской областях (рис. 7).
В Уральском федеральном округе основной вклад в доходную базу регионального и местного бюджетов и государственных внебюджетных фондов за счет ЕСХН был сформирован в Свердловской и Челябинской областях (рис. 8).
В Сибирском федеральном округе наибольший уровень налоговых обязательств по ЕСХН сформировался за счет Алтайского края, Омской области, Читинской области и Агинского Бурятского АО (рис. 9).
В Дальневосточном федеральном округе основной объем налоговых обязательств по ЕСХН сформировался в основном в Приморском крае (рис. 10).
Заключение
Таким образом, вариант ЕСХН в редакции НК РФ образца 2004 г. (налоговая база — «доходы за вычетом расходов») значительно снизил уровень налоговой нагрузки в целом на аграрный сектор. Так, общий уровень налоговых обязательств в 2004 — 2007 гг. во всех субъектах РФ, применявших ЕСХН, был сопоставим с уровнем налоговых обязательств налогоплательщиков ЕСХН одного только Краснодарского края за одно полугодие 2002 г. при прежнем варианте ЕСХН (налоговая база — «сопоставимая по кадастровой стоимости стоимость сельскохозяйственных угодий»).
Тем не менее, сельскохозяйственным товаропроизводителям Краснодарского края необходимо отдать должное: и в нынешнем варианте ЕСХН около 27 % общих налоговых обязательств по ЕСХН в Российской Федерации приходится на Краснодарский край и 50 % — на Южный федеральный округ.
Стратегия развития региона
9 (9) - 2008
Рис. 7. ЕСХН, начисленный в субъектах РФ Приволжского федерального округа в 2007 г.
Тыс. руб. 40000 -|
Рис. 8. ЕСХН, начисленный в субъектах РФ Уральского федерального округа в 2007 г.
Тыс. руб.
40000
20000
Рис. 9. ЕСХН, начисленный в субъектах РФ Сибирского федерального округа в 2007 г.
Рис. 10. ЕСХН, начисленный в субъектах РФ Дальневосточного федерального округа в 2007 г.
7х
19
9(9) - 2008
Стратегия развития региона
Также значительный объем налоговых обязательств по ЕСХН сформирован в аграрных секторах Центрального, Приволжского и Сибирского федеральных округов. В целом, за период 2004 - 2007 гг. объем поступлений ЕСХН Российской Федерации увеличился в 2,7 раза.
Литература
1. Налоговый кодекс Российской Федерации (Часть II): Федеральный закон от 05.08.2000 № 117-ФЗ (с изм. и доп.).
2. О едином сельскохозяйственном налоге: Закон Краснодарского края от 28. 12.2001 №430-К3 (с изм. и доп.).
3. Отчеты об исполнении консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации (2002 — 2007 гг.). М.: Министерство финансов Российской Федерации. 2008.
4. Отчетность УФНС России по субъектам Российской Федерации (2002 — 2007 гг.). М.: ФНС России. 2008.
5. Рыманов А. Ю. Прогноз эффективности функционирования специального налогового режима в сельском хозяйстве // Финансы. 2002. № 10.
6. Khan M. H. Agricultural taxation in developing countries: a survey of issues and policy // Agricultural Economics. 2001. № 24.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФОРУМ «ОПЫТ РЕФОРМИРОВАНИЯ ФИНАНСОВО-БАНКОВСКИХ СИСТЕМ РОССИИ И КИТАЯ»
15-16 октября 2008 г. Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Финансовая академия при Правительстве Российской Федерации» в сотрудничестве с рядом высших учебных заведений Китая и посольством КНР в России проводит Международный форум «Опыт реформирования финансово-банковских систем России и Китая». Ожидается участие в Форуме представителей государственных структур, учреждений науки и высшего образования, государственных и коммерческих банков, финансовых, страховых и промышленных компаний России, Китая, Германии, Англии и других стран. Общее число участников — свыше 300 человек. На Форуме предполагается обсудить широкий спектр актуальных проблем, в частности:
• Современные тенденции и перспективы развития финансово-банковских систем России и Китая;
• Опыт проведения бюджетных реформ в России и Китае: бюджетная поддержка инноваций;
• Финансовые проблемы реформирования социальной сферы в России и Китае;
• Взаимодействие государства и банков в рыночной экономике;
• Международные стандарты банковской деятельности и особенности развития национальных банковских систем;
• Роль банков развития в инновационной экономике;
• Финансово-экономические инструменты инновационного развития экономики России и Китая;
• Институциональное развитие страхования в инновационной экономике;
• Развитие финансово-банковских систем России и Китая как фактор укрепления их позиций на мировом рынке в XXI веке;
• Проблемы модернизации финансово-экономического образования в современных условиях.
В рамках Форума будут проведены пленарные и секционные заседания, а также заседания «круглых столов». Участие в форуме бесплатное. Заявки следует направлять в оргкомитет: 8(499)943-94-21; 8(499)943-95-01; [email protected]